Научная статья на тему 'Обучение школьников описанию внешности человека на основе концепции терапевтической дидактики'

Обучение школьников описанию внешности человека на основе концепции терапевтической дидактики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1137
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зайдман Ирина Наумовнаu, Шабанова Ирина Алексеевнаu

Изложены основные положения терапевтической дидактики, позволяющей соединить решение психолого-педагогических и дидактических задач в процессе обучения гуманитарным предметам; показана реализация этой концепции на примере обучения подростков описанию внешности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The teaching to describe people's appearance on the basis of conception of the Therapeutic Didactics

The article deals with the basical issues of Therapeutic Didactics. The last allows to combine the solving of psychological-pedagogical and didactical problems during the teaching of the Humanities. To illustrate the realization of this conception an exainple of teaching teenagers to describe people's appearance is given.

Текст научной работы на тему «Обучение школьников описанию внешности человека на основе концепции терапевтической дидактики»

И.Н. Зайдман, И.А. Шабанова

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ОПИСАНИЮ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ДИДАКТИКИ

Изложены основные положения терапевтической дидактики, позволяющей соединить решение психолого-педагогических и дидактических задач в процессе обучения гуманитарным предметам; показана реализация этой концепции на примере обучения подростков описанию внешности человека.

Современное среднее образование в России характеризуется несколькими тенденциями: внедрением

компетентностного подхода; осуществлением внешней дифференциации (лицеи, гимназии, общеобразовательные школы, классы компенсирующего обучения); закреплением в общественном сознании идей педагогики сотрудничества; возникновением новых и возрождением старых технологий; проникновением идей зарубежной педагогики, которые часто принимаются без необходимого теоретико-критического осмысления и переносятся в отечественную систему образования без учета национальной специфики.

В то же время не полностью утрачены традиции советского, российского образования, связанные с единством обучения, развития и воспитания - с реализацией так называемой триединой задачи. Развитие этих подходов находит продолжение в создаваемой нами концепции терапевтической дидактики, суть которой в том, что в процессе обучения гуманитарным предметам (русский язык, литература, риторика, словесность) осуществляется психолого-педагогическая компенсация, коррекция. Урок или система занятий помимо дидактических решают воспитательные задачи, помогают ученикам осознать личностные или коллективные, межличностные проблемы, усвоить новые поведенческие и речевые стратегии [1, 2].

Важнейшие задачи образования связаны с развитием ключевых компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, общекультурных, социально-трудовых, личностного самосовершенствования). При этом компетенция личностного самосовершенствования предполагает формирование адекватной и самодостаточной личности, а для этого надо помочь школьникам научиться понимать и принимать себя.

В свете терапевтической дидактики личностное развитие субъекта обучения осуществляется в трех направлениях: обеспечение учебной успешности за счет индивидуализации и дифференциации, выбора оптимального способа обучения (психолого-методический компонент); создание доверительных и честных взаимоотношений ученика с учителем и одноклассниками (коммуникативный компонент); обеспечение решения индивидуальных проблем ребенка за счет подбора личностно-, социально значимого дидактического материала и организации взаимодействия с одноклассниками (содержательно-педагогический комйашкнж)центральньш новообразованием возраста 1415 лет и завершающим этапом развития сознания подростков становится формирование «Я-концепции», в этот период осознается и углубляется, а иногда и меняется система ценностей, закладываются основы взрослой ответственной позиции, это время наиболее значимо для развития адекватной самооценки. Примерно в 11-12 лет у подростка возникает интерес к внутреннему миру ок-

ружающих и к его собственному. Ребенок хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким хотел бы быть. В соответствии с этим формируются два образа: «Я»-реальное и «Я»-идеальное. При оценке «Я»-реального, как правило, более актуальны такие параметры, как внешность и одежда (для девочек), сила и принадлежность к группе (для мальчиков).

Для среднего и старшего подросткового возраста значимыми становятся отношения со сверстниками; а в связи с возникающей влюбленностью появляются вопросы: могу ли я нравиться противоположному полу; приятна ли, привлекательна ли моя внешность, соответствует ли она принятым в обществе представлениям о красоте; что в моей внешности следует изменить; как одеваться, как презентовать себя и др. Появляющиеся вторичные половые признаки, слишком очевидные для окружающих или, по мнению подростка, недостаточные; угри, прыщи и другие «изъяны» внешности; несоразмеренность, негармоничность фигуры - все это может вызвать стресс, негативно влияет на самооценку. Проблема своей внешности становится весьма актуальной для подростков.

Обучение сочинению-описанию внешности по программе предусмотрено в 7-м классе, таком образом, можно говорить о естественно возникающей возрастной мотивации на самоописание как следствие подросткового эгоцентризма. Появляется возможность органичного соединения дидактических и психолого-педагогических задач в процессе обучения русскому языку. Разработанная и внедренная нами программа предполагает рассредоточенную подготовку, которая осуществляется при изучении грамматики (темы «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», что не исключает возможности соединения обучения описанию с другими темами, например, с синтаксисом осложненного предложения) и на специальных уроках развития речи. Психолого-педа-гогический аспект уроков школьникам не предъявляется, это снижает их потребность в психологической защите. Подросткам кажется, что учитель увлекается материалом и позволяет им отступить от темы урока, т.е. они не воспринимают этот аспект урока как обязательный, а значит, у них возникает желание порассуждать о себе и других, поделиться мыслями и чувствами.

Остановимся на специфике внедрения концепции терапевтической дидактики применительно к задачам обучения, жанру описания внешности, психологическим особенностям подросткового возраста и принципам методики развития речи учащихся.

Задачи системы уроков, посвященных описанию внешности, - научить:

- видеть другого человека, быть внимательным к нему, к его внутреннему состоянию, которое так или иначе выражается внешне;

- соотносить внешний облик и внутренний мир человека, понимать, когда они совпадают, а когда нет;

- адекватно выражать свое отношение к людям;

- принимать и ценить себя, свою внешность;

- изменять внешний облик в соответствии с целью, задачами общения;

- использовать разнообразные языковые средства, помогающие передать внешний облик человека и восприятие автора; обогатить речь лексическими средствами описания внешности;

- определять основную мысль сочинения-описания и реализовывать замысел;

- соблюдать структурное единство текста типа описания;

- различать особенности сравнительного описания.

Жанр описания внешности может быть представлен

его деловой и художественной разновидностями, которые отличаются коммуникативной задачей (передать точные признаки предмета, явления или выразить свое отношение к нему, подчеркнуть значимые для автора характеристики), от этого зависит и отбор содержания высказывания. Иногда деловое и художественное описания называют стилями, что, конечно, неверно, т.к. существенные признаки предмета могут раскрываться не только в деловом, но и научном стиле речи, а субъективно значимые передаются как разговорным, так и художественным, публицистическим стилями.

Деловая разновидность описания вызывает у учеников трудности, связанные прежде всего с выделением основных признаков и определением их иерархии, т.е. обусловленные уровнем развития логического мышления, которое постепенно совершенствуется на всех уроках, при изучении различных дисциплин. Методика формирования абстрактного мышления при изучении русского языка представлена в диссертационном исследовании А.В. Бессоновой [3].

Построение описания внешности зависит от угла зрения (что для автора важнее всего) и замысла, отличается вариативностью; условно можно говорить о дедуктивной и индуктивной композиции текста (по аналогии с рассуждением): 1) сначала передается общее, значимое впечатление от внешности человека, затем описываются конкретные детали; 2) характеризуя отдельные черты внешности, автор подводит читателя к общему восприятию внешности данного человека. Причем и в первом, и во втором варианте порядок расположения микротем может быть одинаковым, например: а) лицо, волосы (прическа), фигура, одежда, манера поведения; б) фигура, походка, манера поведения, лицо.

Описание внешности может быть статическим или динамическим. Изменения во внешнем облике либо относятся к достаточно большому временному промежутку (я встретил его через 6 лет и был поражен тем, как он изменился...), либо характеризуют человека в разных ситуациях или в процессе какой-то деятельности (если моя сестра сердится, ее лицо мгновенно преображается.; когда наши забивают гол, папа вскакивает с дивана... его лицо.).

Функции описания внешности в макро- и микротексте идентичны - раскрыть внутренний мир героя (показать соответствие или несоответствие внешнего и внутреннего, противоречивость, амбивалентность пер-

сонажа), передать отношение к нему автора. Так как художественный стиль речи включает в себя языковые средства всех других стилей, а школьные сочинения в большинстве своем не могут претендовать на чисто художественное описание, они представляют собой стилевую контаминацию, тенденции преобладания разговорного или художественного стилей зависят от уровня развития речи и образности мышления ученика.

Особенности методики обучения определяются следующими принципиальными положениями:

- принятой в теории и практике развития речи системой заданий на основании действий по готовому и создаваемому тексту (Т.А. Ладыженская) [4. С. 119-122];

- логикой построения технологии от анализа позитивного образца через к корректировку негативного - к созданию собственного текста;

- реализацией принципа единства изучения языковых разделов с развитием речи;

- соединением работы над развитием устной и письменной, монологической и диалогической речи;

- наличием реального или предполагаемого (на основании приема описания речевой ситуации) адресата высказываания;

- текстоцентрическим и антропоцентрическим подходами, которые обеспечиваются тремя планами: а) построением урока и системы уроков как особого, целостного речевого произведения; б) использованием в качестве основного дидактического материала текста в его широком, семиотическом понимании; в) актуализацией личностных смыслов учащихся, рассмотрением текста с позиций автора и адресата;

- реализацией семантико-структурного, функционального и коммуникативного подходов к изучению языка.

Психологическая защита для подростков создается за счет использования в качестве исходного материала для беседы текста-посредника, проективного восприятия автора текста, открытости учителя, его рассказа о своих чувствах, мыслях, переживаниях и себе. Это очень важно, т.к. для подростков характерна амбивалентность: преувеличение своей уникальности, непохожести на других - желание быть как все, не выделяться из референтной группы; застенчивость, страх показаться смешным, «потерять» себя в общении - и напряженная жажда излить душу; острая неудовлетворенность существующими формами коммуникации - и стеснение, не всегда явленная готовность говорить о сокровенном.

Покажем конкретную работу с описанием внешности на уроке русского языка в соответствии с задачами обучения и заявленной концепцией.

Чтобы логически перейти к проблеме «несоответствие внешнего и внутреннего облика человека», учащимся предлагается проанализировать текст сочинения мальчика о друге Сереже. Перед чтением ставится вопрос: как относились окружающие к Сереже и чем можно объяснить такое отношение.

МОЙ ДРУГ СЕРЕЖА

Некоторые, поглядев на Сережу, говорят мне: «С кем ты дружишь? Он какой-то дурашливый!» Я, конечно, не соглашаюсь с такой характеристикой, а мне опять говорят: «Да посмотри ты на него! Костюм

помят, пионерский галстук завязан кое-как. Всегда ухмыляется». Действительно, вид у Сережи несолидный: соломенный чуб закрыл весь лоб, узенькие серые глазки искрятся смехом, все лицо расплылось в широченной улыбке, да еще на щеках детские ямочки. Жесты резки: он не берет, а хватает, походка вихляющая.

Но таким видят Сережу те, кто его плохо знает. Я его вижу другим. Вот каким он бывает в понедельник на уроке труда. Стоит у станка, чуть-чуть наклонившись вперед. Лицо неузнаваемое. Нет озорных глаз, нет бессмысленной улыбки. Берет скрыл чуб, лоб высокий, чистый, брови сдвинуты, губы сжаты, лицо волевое. Умные руки, никогда не ошибающиеся в труде, энергично водят напильник.

Деталь, как всегда, сработана на отлично. Сергей осмотрел ее со всех сторон, измерил и остался доволен. Лицо осветилось горделивой улыбкой, он весь выпрямился, как будто вырос на глазах.

Вот и выходит, что мой друг трудолюбивый, что он по-человечески горд своей работой. Значит, портрет одного человека может быть воспринят по-разному в разные минуты его жизни. В каждом человеке есть хорошее и плохое, и портрет помогает невнимательным людям увидеть не главные черты характера, а внимательным разглядеть характер поглубже.

Ответы учащихся: окружающие относятся плохо, недоброжелательно.

Чем это можно объяснить? (Раз плохо одет, значит, со странностями; Судят по внешности; По одежке встречают; Да его просто не встречают.)

Как подобное отношение к Сергею характеризуют окружающих его людей? (Эти люди невнимательны; Поверхностные, не видят глубины; Не обращают внимания на характер человека.)

Чем можно объяснить, что к Сереже так относятся? Может, причина в нем самом? (Мне кажется, он так имидж поддерживает - разбитной такой; Может, он хочет выделиться; Наверное, у него просто такой характер, рассеянный он; Может быть, он не успевает, нет времени за собой следить; Возможно, боится показать себя чопорный; Показывает себя, какой он есть, не рисуется.)

Что чувствует Сережа, раз к нему так относятся? Какие проблемы, трудности у него возникают? (Одиночество; Думает, что его недооценивают; Обижается на тех, кто не понимает, что он ценит себя таким, какой есть; Унижение; Может быть, не обращает внимания; Ничего не чувствует, потому что не меняется; Не знает, что в нем положительное, и боится спросить; Все он прекрасно знает, каждый о себе имеет представление; Если не знает о себе, значит, недалекого ума человек; Если Сергей не ценит в себе ничего, он не может ценить окружающий мир; Сережа знает, что к нему относятся недоброжелательно, но он сохраняет силу духа, преображается в труде, не опускает руки.)

Учитель читает фрагмент текста с описанием Сергея во время работы на уроке труда, чтобы учащиеся ответили на следующие вопросы: Что ценит в себе Сергей? Какие языковые средства помогают понять это? Когда он ценит себя? Кто замечает изменения во внешности Сергея, когда он работает?

Чтобы подвести семиклассников к осознанию того, как помочь «заклеванному», изгою, учитель спрашивает: «Сергей горд своей работой, но что у него не получается? Что он не умеет?» (Сергей не умеет показать себя; Преподать себя так, чтобы увидели его лучшие качества.)

Как помочь Сергею? (Он должен как-то внешне показать, что умеет хорошо работать на станке, может быть, аккуратнее одеваться; Сережа должен осознать, как его воспринимают окружающие, он же только чувствует неприязнь к себе, а надо подумать, почему так происходит; Другу ведь он, наверное, доверяет, друг может ему посоветовать, что сделать.)

Чтобы учащиеся смогли посмотреть на несоответствие внешнего и внутреннего облика человека с другой стороны, изменить угол зрения, учитель предлагает текст, в котором описывается, в отличие от Сережи, внешне привлекательная девочка, подводит учеников к проблеме «Внешность обманчива?». Для этого им предлагается послушать текст и ответить на вопросы: Какое впечатление сначала девушка произвела на молодого человека? Какие чувства он испытал? Из чего это видно?

НЕЗНАКОМКА

Я увидел ее в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала вдруг смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжелых, пыльных люстрах засеребрились, засверкали и вдруг вспыхнули радостно и торжественно.

«Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел.», - пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие красивые руки - она напоминала незнакомку в картине Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки, боже мой, современные девушки -почему вас так упрекают в прозаичности? Ведь вы все так красивы и загадочны. Что же изменилось, что? И мне вдруг захотелось говорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирать падающие звезды. Как она улыбается? Наверно, у нее улыбка Джоконды. Я выучу для нее все лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира.

Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало вдруг тихо-тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала негромко:

- Ну, чего вылупился?

Почему впечатление молодого человека изменилось? Изменится ли его поведение по отношению к девушке?

Под диктовку учащиеся записывают вывод -«Внешность обманчива?». Вопросительная конструкция не случайна, она способствует размышлению семиклассников, у нас есть выбор соглашаться или не соглашаться с высказыванием, доказывать или опровергать его.

В качестве домашнего задания семиклассникам предлагается написать сочинение «Чего во мне не видят окружающие и чем я это могу объяснить?».

Тема сочинения предполагает, что учащиеся прежде всего станут описывать свой внутренний облик. Кроме

того, если какая-то черта характера не имеет внешнего проявления - значит, подросток ее скрывает. И сочинение поможет определить, чем это вызвано, как отражается на состоянии автора текста. Возможно, окружающие не стараются, не могут эту черту увидеть. В этом случае сочинения помогут выявить тех учащихся, которые, вероятно, испытывают недопонимание со стороны взрослых и сверстников.

Рассмотрим в качестве примера сочинение Жени Б.:

Чего во мне не видят окружающие и чем я это могу объяснить?

Очень часто люди не замечают в близких и окружающих самого главного.

Во мне не замечают ранимость. Меня очень легко обидеть, но я этого не показываю и переживаю внутри себя. Самые близкие друзья и подруги не замечают этого. Некоторые люди с первого взгляда считают меня очень серьезным и ответственным человеком, конечно, это на самом деле так, но я люблю и пошутить, и посмеяться. Вообще, я очень дружелюбный человек.

Мне кажется, что первое впечатление от знакомства с человеком чаще всего бывает обманчивым, и не стоит делать поспешные выводы. Нужно сначала получше узнать о человеке, тогда уже делать выводы. Не все люди внимательные, особенно в наше суетное время. Они не видят глубину, а только поверхность.

Женя пишет, что самые близкие друзья в ней «не замечают» ранимости. Только непонятно, Женя сожалеет об этом или нет. Почему скрывает обиду даже от друзей? Возможно, это способ избегания ссоры, боязнь потерять дружбу. А могут ли быть друзьями те, кто не замечает, что обидели другого. Затем пишет, что любит пошутить, посмеяться, а друзья считают «очень серьезным и ответственным человеком».

В следующем предложении Женя, похоже, пытается оправдать друзей, используя стереотипную фразу «первое впечатление обманчиво, не делайте поспешных выводов»; затем аргументирует невнимательность к ней суетным временем, в котором людям некогда рассматривать глубину, душу человека, они видят только поверхность.

Примечателен переход от состояния «Ребенка» в начале сочинения (ранимость, обидчивость, веселость) к состоянию «Родителя» (ссылка на общественные нормы). Возможно, таким образом Женя защищается от того, что рядом не чувствует друга. Возникает вопрос, в ком причина: в авторе сочинения или в окружающих.

Жене кажется, что одноклассники не замечают в ней ранимость, дружелюбие, открытость, однако Юля К. пишет о Жене «со стороны моя подруга выглядит очень серьезно и напряженно. Внутри она веселая и задорная, с ней очень интересно провести свободное время. Она очень часто смеется и улыбается. Это делает ее привлекательной».

При анализе сочинений учитель, не называя имен, привел оба текстовых фрагмента и обсудил с подростками, как они могут показывать друг другу свое отношение, восприятие.

Обсуждая текст, в котором героиня, боясь потерять любовь дорогого ей человека, изменила внешний облик и разочаровала его, ученики приходят к выводу: Важно не только уметь ценить свою внешность, но и говорить другим, что мы в них ценим, делать так, чтобы они это поняли.

О позитивных изменениях межличностных отношений в классе свидетельствуют целенаправленное наблюдение, анализ промежуточных и итоговых сочинений и данные социометрии. Микрогруппы стали менее выражены, увеличилось количество контактов между ними. Примечательно, что до формирующего эксперимента определялись лидеры среди мальчиков и девочек, т.е. девочки выбирали девочек, мальчики -мальчиков. В социометрическом исследовании после опытного обучения такой закономерности не обнаружилось. Степень удовлетворенности контактами возросла на 26%, у двух «отверженных» появились взаимные выборы.

Таким образом, работа над сочинением типа описания внешности позволяет в процессе уроков русского языка одновременно решать дидактические и психоло-го-педагогические задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайдман И.Н. Концепция терапевтической дидактики в преподавании русского языка и риторики // Проблемы лингвистического образова-

ния: Матер. VIII Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2002. Ч. 2. С. 29-36.

2. Зайдман И.Н. Разноуровневое обучение рассуждению на основе терапевтической дидактики: компетентностный подход. Новосибирск, 2006.

3. Бессонова А.В. Развитие мышления и речи слабоуспевающих учащихся на уроках русского языка: Дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск,

2006.

4. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1980.

Статья поступила в редакцию журнала 4 декабря 2006 г., принята к печати 11 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.