Научная статья на тему 'Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов: отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года'

Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов: отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / русский язык / учебные заведения разных ступеней образования / education / Russian language / educational institutions of different levels of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Елена Николаевна, Военушкина Екатерина Алексеевна, Мельникова Наталия Георгиевна, Загуменнов Александр Владимирович, Кирилова Елена Алексеевна

Данная статья представляет собой научный отчет о работе круглого стола, посвященного проблемам преподавания русского языка и специализированных языковедческих дисциплин в учебных заведениях разного уровня подготовки. Авторами статьи отмечаются основные проблемы образования, актуальные вопросы обучения специальных направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Елена Николаевна, Военушкина Екатерина Алексеевна, Мельникова Наталия Георгиевна, Загуменнов Александр Владимирович, Кирилова Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian language training in educational institutions of various types: report on the round table meeting on October 27, 2023

This article is a scientific report on the work of a round table on the problems of teaching the Russian language and specialized linguistic disciplines in educational institutions of different levels of training. The authors of the article highlight the main problems of education, topical issues of teaching special disciplines.

Текст научной работы на тему «Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов: отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 2 (119). С. 252-269. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 2 (119), pp. 252-269.

Научный отчет УДК 81, 37 EDN: VOAIHS

Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов: отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года

Елена Николаевна Ильина1, Екатерина Алексеевна Военушкина2, Наталия Георгиевна Мельникова133, Александр Владимирович Загуменнов4, Елена Алексеевна Кирилова5, Елизавета Никитична Вахрамеева6,

Светлана Алексеевна Ганичева7

'Вологодский государственный университет,

Вологда, Россия

1 filfak@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-1797-8959 2Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина

Сыктывкар, Россия

voenushkina.kat@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7612-0250, 3Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия

3mihovang@yandex.ruH, https://orcid.org/0000-0003-0108-9206, ^Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования Вологодская духовная семинария Вологодской епархии Русской Православной Церкви,

Вологда, Россия

zaw1991@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2440-3918, 'Вологодский педагогический колледж, Вологда, Россия kirilovaea@mail.ru, 6Вологодский областной колледж искусств, Вологда, Россия

mailolitaa@gmail.com, https://orcid.org/0009-0002-6802-0545, 7Вологодский государственный университет,

Вологда, Россия

sganicheva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6912-8852

Аннотация. Данная статья представляет собой научный отчет о работе круглого стола, посвященного проблемам преподавания русского языка и специализированных языковедческих дисциплин в учебных заведениях разного уровня подготовки. Авторами статьи отмечаются основные проблемы образования, актуальные вопросы обучения специальных направлений подготовки.

Ключевые слова: образование, русский язык, учебные заведения разных ступеней образования

Для цитирования: Ильина Е. Н., Военушкина Е. А., Мельникова Н. Г., Загуменнов А. В., Кирилова Е. А., ВахрамееваЕ. Н., Ганичева С. А. Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов: отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 2 (119). С. 252-269.

252 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

Е. Н. Ильина, Е. А. Военушкина, Н. Г. Мельникова, А. В. Загуменное,

Е. А. Кирилова, Е. Н. Вахрамеева, С. А. Ганичева. НАУЧНАЯ

Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов: ЖИЗНЬ

отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года

Russian language training in educational institutions of various types: report on the round table meeting on October 27, 2023

Elena N. Ilyina, Ekaterina A. Voenushkina, Nataliya G. Melnikova, Alexandr V. Zagumennov, Elena A. Kirilova, Elizaveta N. Vakhrameeva, Svetlana A. Ganicheva

'Vologda State University, Vologda, Russia

filfak@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-1797-8959 2 Pitirim Sorokin Syktyvkar State University, Syktyvkar, Russia

voenushkina.kat@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7612-0250, 3Cherepovets State University,

Cherepovets, Russia

mihovang@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0108-9206, 4Religious organization - theological educational organization of higher education «Vologda Theological Seminary» of the Vologda Diocese of the Russian Orthodox Church

Vologda, Russia

zaw1991@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2440-3918, 5Vologda Pedagogical College Vologda, Russia kirilovaea@mail.ru, 6Vologda Regional College of Arts Vologda, Russia

mailolitaa@gmail.com, https://orcid.org/0009-0002-6802-0545,

7Vologda State University, Vologda, Russia

sganicheva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6912-8852

Abstract. This article is a scientific report on the work of a round table on the problems of teaching the Russian language and specialized linguistic disciplines in educational institutions of different levels of training. The authors of the article highlight the main problems of education, topical issues of teaching special disciplines.

Keywords: education, Russian language, educational institutions of different levels of education For citation: Ilyina E. N., Voenushkina E. A., Melnikova N. G., Zagumennov A. V., Kirilova E. A., Vakhrameeva E. N., Ganicheva S. A. Russian language training in educational institutions of various types: report on the round table meeting on October 27, 2023. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 2 (119), pp. 252-269. (In Russ.)

Одним из заметных научно-методических мероприятий Года педагога и наставника стало заседание круглого стола, посвященное проблемам обучения русскому языку на европейском Севере России в учебных заведениях различных типов. В работе круглого стола приняли участие преподаватели вузов Вологды, Череповца и Сыктывкара, нескольких вологодских колледжей и Вологодского многопрофильного лицея. Участники обсуждения прокомментировали принципы организации обучения русскому языку как родному и как иностранному, обозначили проблемы работы с обучающимися различных профилей и социальных групп, пришли к выводу о необ-

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (print)

Е. Н. Ильина, Е. А. Военушкина, Н. Г. Мельникова, А. В. Загуменнов, НАУЧНАЯ Е. А. Кирилова, Е. Н. Вахрамеева, С. А. Ганичева.

ЖИЗНЬ Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов:

отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года

ходимости сохранения научно-методической преемственности и укрепления профессиональных связей как для решения системных задач обучения русскому языку, так и в ответ на новые вызовы современной социокультурной ситуации. В данном отчете обобщены наиболее существенные результаты размышлений участников беседы, которые могут быть интересны преподавательскому сообществу, студентам, обучающимся по педагогическим профилям, а также всем, кто интересуется проблемами лингвистического образования.

Ильина Е. Н., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка, журналистики и теории коммуникации Вологодского государственного университета.

Обучение русскому языку в его коммуникативно-речевом аспекте составляет одну из актуальных проблем современного университетского образования и уже неоднократно обсуждалось нами ранее11. Предметом сегодняшнего обсуждения является система обучения русскому языку в Вологодском государственном университете, сложившаяся за три последних десятилетия и отражающая потребности университетского образования в современной России. Системность формирования лингвистической и коммуникативной компетенций в условиях современного вуза предполагает единство профессионального высшего, среднего и дополнительного образования. Это единство обнаруживается на уровне целей и задач, выбора методологической основы и методического инструментария, реализации деятельностной концепции современного образования и актуализации в нем компетентностного подхода, направленного на применение полученных знаний и сформированных навыков в практике решения профессионально значимых задач. Оставляя за пределами данной публикации логику обучения студентов-филологов, прокомментируем системность подготовки обучающихся неязыковых профилей.

В системе высшего образования Вологодский государственный университет реализует принцип постепенного усложнения обучения русскому языку, культуре речи и деловой коммуникации. Первокурсники всех профилей и специальностей осваивают курс «Русский язык и деловая коммуникация» (I семестр, 72 аудиторных часа практических занятий, недифференцированный зачет), в рамках которого расширяют свои представления о логике коммуникативного процесса, о русском языке, его внутренней организации, истории формирования и функциях в современном мире, о стилистической дифференциации языка и жанровой стратификации официально-деловой, научной и публицистической речи, а также работают над совершенствованием своих орфографических и пунктуационных навыков в практике создания профессионально значимых речевых произведений. В середине обучения студентов бакалавриата предлагается курс «Речевые практики» (V семестр, 72 часа практических

1 Подробнее об этом см.: Ильина Е. Н. Теория и практика профессиональной коммуникации. Вологда: Вологодский государственный университет, 2021. 55 с.; Ильина Е. Н. Лингвистическая персонология. Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, 2022. 105 с.; др.

254

ISSN 1994 0637 (print)

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

Е. Н. Ильина, Е. А. Военушкина, Н. Г. Мельникова, А. В. Загуменнов,

Е. А. Кирилова, Е. Н. Вахрамеева, С. А. Ганичева. НАУЧНАЯ

Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов: ЖИЗНЬ

отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года

занятий, зачет), цель которого - совершенствование навыков профессионально ориентированной устной и письменной речи. Студенты магистратуры осваивают курс «Теория и практика профессиональной коммуникации» (I семестр, 72 часа, в том числе 8 лекций, 24 практических занятия, зачет): здесь усложняется представление о коммуникативном процессе, студенты знакомятся с основными коммуникативными теориями современности, оттачивают мастерство самопрезентации в наиболее востребованных жанрах официально-деловой (резюме соискателя), научной (тезисы доклада, план-проспект магистерской работы) и публицистической (экспертное мнение, пресс-релиз, интервью специалиста) сфер коммуникации, осваивают методику коммуникативного портретирования языковой личности профессионала1!. Наконец, обучаясь в аспирантуре, выпускники вуза имеют возможность выбрать учебный курс «Деловые коммуникации в профессиональной деятельности» (72 часа, в том числе 10 лекций, 10 практических занятий, зачет), нацеленный на совершенствование навыков научной коммуникации в ситуации подготовки кандидатской диссертации и апробации ее результатов в профессиональном сообществе. Кафедра русского языка, журналистики и теории коммуникации предлагает также курс риторики (по выбору, 72 часа, в том числе 36 часов практических занятий). Среднее профессиональное образование в Университетском колледже повторяет логику обучения русскому языку в старших классах средней общеобразовательной школы с той лишь разницей, что выпускники колледжа не в обязательном порядке сдают Единый государственный экзамен по русскому языку. Что же касается дополнительного образования по русскому языку в Вологодском государственном университете, то оно организуется на основе социального запроса: это и вечерние подготовительные курсы для школьников, и курсы русского языка как иностранного для поступивших в ВоГУ иностранных студентов, и занятия для будущих журналистов в центре ДНК, и другие разнообразные формы участия преподавателей кафедры в работе курсов повышения квалификации специалистов, в подготовке одаренных учеников к всероссийской олимпиаде по русскому языку, в организации и проведении регионального этапа этой олимпиады, в проверке результатов Единого государственного экзамена по русскому языку и др.

Наблюдение за процессом обучения русскому языку, культуре речи и основам деловой коммуникации в Вологодском государственном университете, с одной стороны, убеждает нас в целесообразности существования описанной выше системы подготовки, а с другой, обнаруживает ряд затрудняющих ее проблем. Во-первых, это проблемы мотивации со стороны студентов (зачем, сдав ЕГЭ и поступив в университет, в очередной раз учить русский язык?) и преподавателей (зачем, защитив кандидатские и докторские диссертации, снова, подобно школьным учителям, пре-

1 Стоит отметить, что в Вологодской духовной семинарии на момент публикации этого материала работают один доктор филологических наук (Ю. Н. Драчёва), пять кандидатов филологических наук (А. В. Загуменнов, Е. А. Кирилова, И. Г. Кудрявцева, Е. В. Разова, Н. И. Рублёва), а также магистры теологии (Е. В. Бутылкина) и богословия (иерей Сергий Попов), специализирующиеся на преподавании филологических дисциплин.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (piint)

Е. Н. Ильина, Е. А. Военушкина, Н. Г. Мельникова, А. В. Загуменнов,

НАУЧНАЯ Е. А. Кирилова, Е. Н. Вахрамеева, С. А. Ганичева.

ЖИЗНЬ Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов:

отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года

подавать основы орфографии, пунктуации и культуры речи?). Во-вторых, это проблемы формирования компетенций в достаточно сложных условиях учебно-методической деятельности: как совершенствовать навыки владения языком при неоднородности предварительной подготовки, недостатке учебного времени и многозадачности курса? Думается, что эти проблемы вряд ли будут решены при отсутствии «обратной связи» со стороны университетского сообщества, как минимум, создания благоприятной среды, единого речевого режима (в вузе, в профессиональном сообществе и проч.), осознанного и последовательно требовательного отношения к качеству устной и письменной речи со стороны руководства вуза и всего университетского сообщества. Только тогда можно надеяться, что одна из ключевых целей региональной языковой политики: «Вологда - город грамотных людей» - будет достигнута.

Военушкина Е. А., кандидат филологических наук, преподаватель кафедры русской филологии Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина.

Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина - это крупнейший вуз Республики Коми, включающий в себя все уровни профессионального и дополнительного образования. В нем есть институты (факультеты) самой разнообразной специализации, включая гуманитарные, технические и естественнонаучные направления подготовки, поэтому необходимость в разных типах языковых курсов всегда остается актуальной. Для школьников 9-х и 11-х классов в университете существуют специальные курсы по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, безусловно, в стороне не остается и экзамен по русскому языку. Ежегодно школьники, которые посещают занятия и выполняют требуемые задания, справляются с экзаменом на стабильно высокий балл. Однако на Подготовительном отделении нашего вуза учится достаточно много иностранных абитуриентов, которые готовятся стать студентами российского вуза. Далее в своем сообщении мы сконцентрируем внимание на подготовке именно этой категории обучающихся. В основном, они приезжают по рекомендациям своих друзей или родственников, которые уже закончили эти курсы, а теперь учатся в университете и не сталкиваются с проблемами коммуникации. В СГУ им. Питирима Сорокина, в основном, приезжают абитуриенты из Индии, стран Ближнего Востока (Египет, Ирак, Иордания), Северной Африки (Алжир, Марокко), Западной Африки (Камерун). Для поступления на первый курс университета иностранцам необходимо владеть русским языком на уровне B1 (первый сертификационный уровень). Как правило, чтобы эффективно освоить необходимые коммуникативные навыки, требуется примерно 440-460 учебных часов, в более конкретных временных рамках - это примерно от 9 месяцев до года занятий 4-5 раз в неделю.

За время работы с этой категорией обучающихся мы обнаружили ряд проблем, решение которых в значительной мере облегчило бы освоение русского языка как иностранного. Во-первых, сложности возникают тогда, когда студенты приезжают на курсы слишком поздно, не в сентябре-октябре, чтобы успеть сдать все экзамены и поступить на первый курс университета, а в декабре или даже в начале нового ка-

256 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

Е. Н. Ильина, Е. А. Военушкина, Н. Г. Мельникова, А. В. Загуменнов,

Е. А. Кирилова, Е. Н. Вахрамеева, С. А. Ганичева. НАУЧНАЯ

Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов: ЖИЗНЬ

отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года

лендарного года. Если группа уже набрана, приходится подстраиваться и привлекать другого преподавателя, чтобы он интенсивно занимался с опоздавшими студентами и выравнивал их уровень до основного в главной группе. Во-вторых, у студентов-юношей (приезжают чаще юноши, чем девушки), в первую очередь, мусульман, часто возникают серьезные трудности с дисциплиной. В священный месяц Рамадан эффективность занятий падает, поскольку есть и пить в дневное время суток им нельзя. Есть и пить они могут только ночью, из-за чего нарушается привычный режим дня. Проблема решается через постепенную адаптацию. В-третьих, у студентов, владеющих арабским языком, часто возникают трудности при письме. Поскольку на родном языке они пишут справа-налево, то большинству трудно привыкнуть писать слева-направо. Знание латинского алфавита у многих вызывает частичные проявления интерференции. Студенты путают русскую «е» с латинской «е», фонетически обозначая русскую Цэ] как английскую [и], или путают кириллическую «р» с латинской «р» и т. д. Преподаватели в данной ситуации - отдельно обращают внимание на ошибки подобного рода, а также указывают на важность соблюдения основного методического принципа изучения русского языка как иностранного - избегать использования языка-посредника, поскольку при изучении алфавита дополнительные ассоциации только усложняют процесс запоминания.

Поступив в Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, иностранцы обучаются и по существующим в вузе программам высшего образования. Самым популярным направлением подготовки у таких абитуриентов является «лечебное дело». В университете существует система, при которой иностранцы первые четыре года обучаются по билингвальной программе, т. е. лекции преподаватели читают на английском языке, но при этом студенты параллельно изучают русский язык. На пятом курсе занятия по всем дисциплинам проходят на русском языке. За это время студенты должны изучить русский язык до такого уровня, чтобы понимать медицинскую терминологию, специфику работы в российской больнице. Основная проблема, с которой сталкиваются преподаватели, - это разный уровень владения русским языком у студентов. В определенной мере эту проблему можно решить за счет так называемых «перетасовок» в группах, когда студенты объединяются примерно по одному уровню владения русским языком.

Мельникова Н. Г., кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций Череповецкого государственного университета.

Процесс обучения в высшей школе - завершающая ступень образовательного процесса. В настоящее время система бакалавриата, магистратуры и аспирантуры продолжает действовать, хотя Министерство науки и высшего образования РФ начинает продвигать идею о возвращении специалитета в вузы. Бесспорно, что каждая из ступеней в системе образования имеет свою специфику, проблемы и задачи. Смена поколений, изменения, происходящие в структуре и наполнении (как содержательном, так и кадровом) предшествующих ступеней - все это влияет на уровень подготовки абитуриента, а затем и выпускника вуза. В настоящее время видится не-

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (print)

Е. Н. Ильина, Е. А. Военушкина, Н. Г. Мельникова, А. В. Загуменнов, НАУЧНАЯ Е. А. Кирилова, Е. Н. Вахрамеева, С. А. Ганичева.

ЖИЗНЬ Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов:

отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года

сколько направлений, в которых возникают сложности на уровне обучения в университете.

1. Качество подготовки абитуриентов.

Указанная проблема уже стала «классической» для многих региональных вузов. Школьники, имеющие хорошую подготовку и высокий балл по итогам ЕГЭ, выбирают столичные или крупные федеральные вузы, имеющие хорошее государственное финансирование. Как правило, обывателями предполагается, что чем крупнее вуз, тем лучше профессорско-преподавательский состав, а значит, и уровень образования. Данное утверждение соответствует действительности лишь частично: во многих крупных вузах городов-миллионников качество преподавательского состава не лучше, чем в региональных университетах. Во многом это связано с финансовой составляющей профессии преподавателя и сохранением традиций обучения. Региональные высшие учебные заведения вынуждены постоянно «подтягивать» уровень студентов, при этом не снижая качества обучения. Здесь строже относятся к наличию заимствований в работах студентов любого уровня (от контрольной и курсовой до выпускной квалификационной), соблюдению ГОСТов при оформлении литературы и общего вида работы любого жанра, жестче задают вопросы на семинарах и практикумах, студенты за период обучения не раз тренируются на процедурах защиты работ разного уровня. Преподаватели понимают, что подобная практика необходима, чтобы «выдать качественный продукт», который позволяет пройти государственную аккредитацию.

Важно заметить, что еще одним инструментом для повышения уровня студентов, является кураторство. Куратор-преподаватель от выпускающей кафедры прикрепляется к курсу или отдельному студенту (в исключительных случаях). Куратор ведет дисциплины, включается во внеучебную деятельность студентов, помогает в решении житейских вопросов (особенно это актуально для иногородних), подсказывает способы оформления дополнительных надбавок к стипендии (надбавки за научную, волонтерскую или иную деятельность, пособие для сирот и др.), консультирует по вопросам дополнительной образовательной деятельности (в какую библиотеку лучше записаться, какие музеи / театры посетить и проч.). Наличие куратора-преподавателя помогает оперативно решить многие сложности, возникающие в повседневной жизни учащихся. Однако необходимо отметить, что, кроме преподавателей, в Череповецком государственном университете есть и кураторы-студенты старших курсов. Студенты-кураторы помогают в освоении дисциплин, решении повседневных житейских вопросов при заселении в общежитие, при возникновении транспортных (маршрутных) сложностей.

Как правило, кураторы работают только на первом и втором курсах, далее студенты становятся более самостоятельными, смелыми, могут решить вопрос, обратившись непосредственно к преподавателю кафедры, заведующему выпускающей кафедрой, реже - директору института. Стоит отметить, что со стороны преподавателей студенты находят «отклик» на возникшую проблему. Преподаватели находят время, чтобы помочь и проконсультировать студента, помочь с подбором литературы, ответить на вопросы по дисциплине, которые вызывают сложности. К сожале-

258 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

Е. Н. Ильина, Е. А. Военушкина, Н. Г. Мельникова, А. В. Загуменнов,

Е. А. Кирилова, Е. Н. Вахрамеева, С. А. Ганичева. НАУЧНАЯ

Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов: ЖИЗНЬ

отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года

нию, такая работа преподавателей не оплачивается и выполняется на альтруистических началах, поскольку кафедра заинтересована в качественной подготовке своих студентов.

2. Наличие студентов-иностранцев, их желание ассимилировать с той средой, в которой они находятся в период обучения.

Количественный показатель студентов-иностранцев - одна из характеристик успешного вуза и показатель для прохождения государственной аккредитации учреждения высшего образования. Региональные вузы реализуют стратегию по набору иностранцев на самые разные специальности. Однако такие студенты должны пройти обязательный дополнительный курс по русскому языку, иначе их обучение не будет успешным. В этой ситуации основным «двигателем» становится мотивация самого студента: насколько он готов приложить усилия к процессу обучения, его стремление включаться в самые разные коммуникативные ситуации (от бытовых до профессиональных). Иностранцы, кроме языковой ассимиляции, проходят и процесс ассимиляции культурной: знакомятся с регионом, куда приехали учиться, его историей, традициями. Климат русского севера также заставляет студентов из других стран «пройти курс адаптации». Если студент готов к преодолению сложностей, не боится включаться в процесс коммуникации даже при наличии низкого уровня владения русским языком, то успешность обучения более высока. Тогда как отказ от коммуникации, неготовность общаться с однокурсниками и кураторами даже при высоком интеллектуальном потенциале не всегда приводит к успеху. Адаптация студентов-иностранцев также становится серьезной задачей для профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала, поскольку кафедра отвечает за сохранность контингента в целом.

3. Обучение людей с инклюзией.

Студенты с инклюзией стали нормой для современного процесса обучения. Абитуриенты, а потом и студенты пытаются включиться в образовательный процесс. Безусловно, с каждый таким студентом возникает индивидуальная история взаимоотношений «студент - преподаватель». Лучший случай, когда обучающийся с ОВЗ стремится к познанию, не требуя дополнительных привилегий. Одна из сложностей работы с такими обучающимися - это организация практик: такие студенты менее всего готовы выезжать на полевую практику, им сложно организовать выход на производство (например, на стройку, в цех и т. д.). Однако если говорить о педагогических направлениях, то и тут будут возникать свои трудности: повышенная утомляемость практиканта, сложность в концентрации внимания, не всегда адекватная реакция на сложное поведение учащихся и т. д. Современная ситуация требует от общества включения людей с ОВЗ в трудовую повседневность, но нужно помнить о том, что профессия педагога пусть и не связана с производством и механизмами, но подчас не менее сложна, требует быстрой реакции на обстоятельства, связана с интеллектуальными перегрузками. Именно поэтому обучающиеся с ОВЗ, став специалистами, не готовы работать по выбранной специальности. Вероятно, обществу и государству нужно продумать дополнительные условия, позволяющие этим людям оставаться в профессии.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (print)

Е. Н. Ильина, Е. А. Военушкина, Н. Г. Мельникова, А. В. Загуменнов, НАУЧНАЯ Е. А. Кирилова, Е. Н. Вахрамеева, С. А. Ганичева.

ЖИЗНЬ Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов:

отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года

4. Государственная поддержка специалистов в профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа выпускников вузов по специальности - еще один из показателей мониторинга вузов. Предполагается, что в профессиональной деятельности после завершения обучения в вузе остаются самые перспективные специалисты. Однако это не всегда соответствует действительности. Несмотря на государственную поддержку молодых специалистов, далеко не все желают оставаться в русле педагогической деятельности. Здесь, безусловно, присутствует комплекс проблем: финансовые, возможности и перспективы карьерного роста, повышения квалификации, отношение к педагогам со стороны администрации учебных заведений, родителей и учащихся. В настоящее время, несмотря на нехватку профессиональных педагогических кадров, отношение к педагогам почти не меняется: родители готовы возложить всю воспитательную и образовательную тяжесть на учителя, не готовы идти на компромисс, а дети теряют мотивацию к обучению, не чувствуют дистанции между собой и педагогом. Государство пытается поднять уровень дохода педагогов, однако усилий явно недостаточно. Педагоги разного уровня (дошкольного, школьного, дополнительного, высшего) образования имеют недостаточный финансовый уровень даже для того, чтобы получить признание в обществе, стать ориентиром для желающих пойти в профессию. Думается, что уход педагогов из профессии будет продолжаться, если государство и общество не найдет пути решения данного комплекса проблем. К сожалению, на уровне высшего образования ощутимы пробелы, которые были получены в дошкольный и младший школьный период. Это беда как для самого обучающегося, так и для педагогов всех уровней, а также общества в целом.

Сохраняется надежда, что общество и правительство Российской Федерации начнет принимать решения «в пользу» педагогов разного уровня и разного стажа работы. Помощь молодым - замечательная инициатива, но это совершенно не значит, что педагогам со стажем следует ограничить финансовое вознаграждение за их профессиональную деятельность.

Загуменнов А. В., кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Вологодской духовной семинарии Вологодской епархии Русской Православной Церкви.

Вологодская духовная семинария, будучи древнейшим духовно-образовательным центром Северо-Запада России, всегда уделяла особое внимание изучению языков. Сегодня для студентов бакалавриата с первого по третий курс обязательно освоение целого комплекса филологических дисциплин. Так, в Вологодской духовной семинарии изучаются: церковнославянский, латинский, древнегреческий, иностранный язык и иностранный язык в профессиональной коммуникации, русский язык и культура речи, риторика и русская литература1!. Не вызывает сомнений, что весь этот комплекс дисциплин направлен на формирование православной языковой личности, т. е. человека «с точки зрения его готовности производить речевые поступки, созда-

1 Богин Г. И. Обретение способности понимать: работы разных лет. Т. 1. Тверь, 2009. С. 5.

260

ISSN 1994 0637 (print)

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

Е. Н. Ильина, Е. А. Военушкина, Н. Г. Мельникова, А. В. Загуменнов,

Е. А. Кирилова, Е. Н. Вахрамеева, С. А. Ганичева. НАУЧНАЯ

Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов: ЖИЗНЬ

отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года

вать и принимать произведения речи»!1, где под «произведениями речи» следует считать тексты, читаемые и поющиеся в пределах конкретной части богослужения.

Для нас ключевая проблема - преподавание исторических филологических дисциплин, поскольку это всегда аморфное поле конвенции и всегда - конфликт идентичности. Например, в церковнославянском языке отсутствует редукция безударного гласного (как пишется, так и читается вслух), что иногда вызывает у студентов вопросы по типу «будем окать по-вологодски?» (с утрированной артикуляцией выделенного гласного). Другой случай, уже описанный в научной литературе, связан со словами «Бог» и «Господь», которые требуют в своем произношении фрикативного [у], с чем не всегда согласны студенты!2. Древнегреческий язык для духовных учебных заведений преподается по системе произношения Иоганна Рейхлина, но для светских учреждений - по системе Эразма Роттердамского. Даже сегодня существуют два подхода в понимании артикуляции латинского заднеязычного 'с' [Щ] перед гласными переднего ряда: либо он подвергается палатализации и переходит в [ц], либо сохраняет свое исходное звучание, позволяя прочитывать слово так, как оно написано, буквально. Выход из сложившегося положения - конвенция, договоренность и комментарий преподавателя о том, «как принято в семинарии».

Кирилова Е. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Вологодской духовной семинарии Вологодской епархии Русской Православной Церкви, преподаватель Вологодского педагогического колледжа.

Дисциплины, связанные с практическим обучением русскому языку, включены в учебные планы различных учебных заведений страны, они имеют разные названия, ориентированы на разную целевую аудиторию и соответственно имеют различные цели и задачи. Так, в Вологодской духовной семинарии преподается учебная дисциплина «Русский язык и культура речи», а в педагогическом колледже - «Русский язык с методикой преподавания».

Дисциплина «Русский язык и культура речи» в Вологодской духовной семинарии относится к числу дисциплин по выбору учебного плана основной образовательной программы по направлению подготовки 48.03.01 Теология. Данная дисциплина опирается на знания, умения и навыки, полученные при изучении русского языка в средней школе. В семинарии курс «Русский язык и культура речи» является предшествующим для таких дисциплин, как «Церковнославянский язык», «Церковнославянское чтение», «Древнегреческий язык», «Латинский язык». Цель преподавания данной учебной дисциплины состоит в формировании у обучающихся навыка владения нормами современного русского литературного языка. В задачи данного

1 Драчева Ю. Н. Проблема произносительной нормы церковнославянского языка на современном этапе его существования // Богословско-исторический сборник. 2020. № 2 (17). С. 52-59.

2 Риве Ю. А. Специфика преподавания русского языка и литературы в организациях СПО // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. Т. 4, № 24. С. 32.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (print)

Е. Н. Ильина, Е. А. Военушкина, Н. Г. Мельникова, А. В. Загуменнов,

НАУЧНАЯ Е. А. Кирилова, Е. Н. Вахрамеева, С. А. Ганичева.

ЖИЗНЬ Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов:

отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года

предмета входит, во-первых, совершенствование речевой культуры обучающихся, во-вторых, приближение их к полному и осознанному владению нормами русского литературного языка, в-третьих, пополнение знаний обучающихся о языковых единицах различных лингвистических ярусов, в-четвертых, формирование и совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности. В процессе изучения данного учебного предмета у будущих пастырей формируется компетенция к способности осуществлять коммуникацию в религиозной сфере в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранных языках. Стоит также отметить то, что для более успешного освоения учебного материала в духовной семинарии допустимы такие типы учебных занятий, как лекция, практическое занятие, в том числе и урок изучения нового материала, построенный по всем тем правилам, которые характерны для школьного урока.

В педагогическом колледже учебный междисциплинарный курс «Русский язык с методикой преподавания» ставит несколько иные цели и задачи. Данный курс предполагает параллельное освоение студентами теоретических знаний по современному русскому языку, а также методики преподавания различных разделов языка в начальной общеобразовательной школе. Довольно часто разделы курса и их текстовое наполнение изучаются в сопровождении подробного комментария, посвященного тому, как методически грамотно преподать этот материал младшим школьникам. В методической составляющей преподаваемого курса актуализируются, как минимум, четыре раздела: методика обучения грамоте, методика русского языка, методика литературного чтения, методика развития речи. Занятия в педагогическом колледже преимущественно строятся в форме школьного урока, для того чтобы студенты могли наблюдать его структуру и лингвистическое наполнение (на детали композиции, методический инструментарий и языковой материал урока преподаватель обращает особое внимание. В том числе комментируя это по ходу занятия). С целью овладения профессиональной деятельностью и соответствующими профессиональными компетенциями в рамках специальности «Преподавание в начальных классах» обучающийся педагогического колледжа в ходе освоения учебной дисциплины должен иметь практический опыт наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.

Вахрамеева Е. Н., магистр образования, преподаватель Вологодского колледжа искусств.

Специфика преподавания практического курса русского языка в образовательных учреждениях с художественной направленностью характеризуется особенностями восприятия обучающихся и их потребностями. Данные образовательные учреждения нацелены на воспитание определенного типа личности, поскольку абитуриенты, как правило, обладают гуманитарными, творческими способностями, которые они в будущем реализуют в своей профессии. В Вологодском областном колледже искусств студенты обучаются по таким образовательным программам, как: «Вокальное ис-

262 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

Е. Н. Ильина, Е. А. Военушкина, Н. Г. Мельникова, А. В. Загуменнов,

Е. А. Кирилова, Е. Н. Вахрамеева, С. А. Ганичева. НАУЧНАЯ

Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов: ЖИЗНЬ

отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года

кусство», «Хоровое дирижирование», «Инструментальное исполнительство», «Актерское искусство», «Народное художественное творчество» и т. д. На первых двух курсах обучения студенты, поступившие на базе основного общего образования (9 классов), вне зависимости от получаемой ими профессии обязаны пройти программу среднего общего образования, соответствующую 10-му и 11-му классам школы, в том числе курс русского языка и курс родного языка. Здесь мы можем обнаружить ряд сложностей, с которыми сталкиваются педагоги в системе среднего профессионального образования. Во-первых, в сравнении со школьным курсом, мы имеем меньшее количество часов на реализацию Федеральной образовательной программы. Это связано с тем, что в учебном плане больше времени уделяется профессиональной подготовке, индивидуальным занятиям с преподавателями по специальности и репетициям. Во-вторых, основная масса студентов не видит для себя необходимости в дальнейшем обучении русскому языку, поскольку школьный курс для них уже завершился успешной сдачей ОГЭ. Снижение интереса к дисциплинам общеобразовательного курса обусловлено также сосредоточенностью на других предметах, связанных с получаемой специальностью^. Третьим фактором можно выявить психологическое состояние студентов. С одной стороны, они чувствуют себя взрослыми, поскольку получают профессию, с другой стороны - многие из них по сути своей являются еще неокрепшими детьми, что заметно в их поведении. На вышесказанное накладываются интенсивные репетиции, которые приводят к постоянному нервному напряжению и истощению. В-четвертых, хотелось бы выделить комплекс взаимовлияющих факторов, обусловленных современными реалиями, из-за которых мы можем наблюдать тотальное падение уровня владения языком. К таким факторам будут относиться: а) общение в социальных сетях, требующее скорости обмена сообщениями, что достигается упрощением печатного текста, исключением из него знаков препинания, сокращением слов; б) перенос модели общения в социальных сетях в межличностное общение в реальной жизни; в) использование молодежного сленга для поддержания определенного статуса в социальной среде; г) потребление медиаконтента без анализа и оценки качества его речевого оформления; д) снижение интереса к литературе, к самому процессу чтения, связанное с огромным количеством развлечений, не требующих умственного напряжения; е) моральная травматизация на школьных занятиях, которая приводит к закрепощению и подготовке обучающихся не к овладению знаниями, а к попытке избежать ошибок и «нападения» со стороны учителя (мы не можем исключать влияние личности педагога, который обучал до нас)12; ж) система ГИА, в большей мере построенная на решении сложных, но однотипных тестовых заданий, порождающих формальное мышление; з) натренированность обучающихся на написание удобных для проверки клишированных сочинений, не выявляющих ни собственных мыслей детей, ни их

1 Методика преподавания русского языка в средней школе / под редакцией Е. И. Литнев-ской. Москва: Академический проект, 2006. С. 138.

2 Чеботарева Е. Г. Проблемы обучения ораторскому искусству на занятиях по русскому языку и культуре речи // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 142.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

ISSN 1994 0637 263 (print)

Е. Н. Ильина, Е. А. Военушкина, Н. Г. Мельникова, А. В. Загуменнов, НАУЧНАЯ Е. А. Кирилова, Е. Н. Вахрамеева, С. А. Ганичева.

ЖИЗНЬ Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов:

отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года

точки зрения и не развивающих их творческий потенциал. Все вышеизложенные факторы могут непосредственно влиять на процесс освоения дисциплин «Русский язык» и «Родной язык» и сказываются в образовательных учреждениях такого типа особенно сильно, поскольку люди, чья творческая направленность должна составлять костяк их профессии, оказываются неспособными объяснить свою точку зрения, обобщить своими словами учебный материал и думать вне шаблонов.

Поступающие к нам подростки - одаренные, неординарные, творческие личности. Они рано начинают выступать, ездить на гастроли, участвовать в конкурсах. Уроки языка в таком образовательном учреждении должны накладываться на содержание образования и соответствовать получаемой специальности, а также способствовать раскрытию индивидуальности обучающихся. Нашей главной задачей, как педагогов-словесников, является воспитание гармоничной личности, владеющей грамотной устной и письменной речью. Проблемы коммуникации, обозначенные выше, мы решаем разделением занятия на три части: повторение и углубление теоретического материала, закрепление, речевые практики (спонтанное построение монологических высказываний, дебаты, внедрение игрового компонента, заучивание чистоговорок и скороговорок, работа с интонацией, тембром и темпом и т. д.). Комплекс психологических проблем (снижение доверия обучающегося к педагогам, нервное напряжение, отсутствие мотивации и др.) также решается путем создания комфортной, доверительной атмосферы на занятиях, а также с помощью практических заданий креативного характера, при выполнении которых студенты могут раскрываться, не боясь осуждений, проявлять свое творческое начало и взаимную эмпа-тию.

Как мы смогли убедиться, в современной системе обучения русскому языку на любой ступени образования остро стоит вопрос нехватки речевой практики, невозможности более планомерной организации публичных выступлений обучающихся, посвящения достаточного времени практике «спонтанного говорения»1!. На наш взгляд, в учебных заведениях творческой направленности жизненно важно вводить занятия риторики и ораторского мастерства, направленные на улучшение устной речи обучающихся. Такие занятия позволят не только подготовить более грамотных и более востребованных специалистов, но и развить их мыслительные способности и творческий потенциал.

Ганичева С. А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, журналистики и теории коммуникации Вологодского государственного университета, учитель русского языка Вологодского многопрофильного лицея.

Вологодский многопрофильный лицей - образовательное учреждение, в котором созданы условия для всестороннего развития одаренных детей и максимального раскрытия их природного потенциала. Лицей славится высокопрофессиональным педагогическим составом; для преподавания по углубленным программам приглашаются в том числе и сотрудники Вологодского государственного университета. С каждым

3 Ильина Е. Н., 2024

264

ISSN 1994 0637 (print)

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

Е. Н. Ильина, Е. А. Военушкина, Н. Г. Мельникова, А. В. Загуменнов,

Е. А. Кирилова, Е. Н. Вахрамеева, С. А. Ганичева. НАУЧНАЯ

Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов: ЖИЗНЬ

отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года

классом работает классный воспитатель, задача которого - сопровождение детей во время учебного процесса, решение организационных вопросов.

Углубленное изучение профильных предметов начинается с 5 класса, когда учащиеся поступают на одно из отделений - естественнонаучное или гуманитарное. С 7 класса ребенок выбирает конкретный предмет, на изучении которого хочет специализироваться. На гуманитарном отделении в 7-9 классах - это русский язык, литература, история или обществознание; в 10-11 классах также добавляется английский язык. На естественнонаучном отделении в 7-9 классах - физика, химия и математика, в 10-11 классах - физика, математика и (в зависимости от профиля) химия или информатика. В число внеурочных занятий входят консультации по основным предметам (русский язык, математика, профильные предметы), на которых проводится индивидуальная работа с учащимися.

Обучение русскому языку на естественнонаучном и гуманитарном отделениях лицея организовано по-разному. На естественнонаучном отделении русский язык изучается на базовом уровне. Количество часов совпадает с предложенным в Федеральной рабочей программе: 5 класс - 5 часов в неделю, 6 класс - 6 часов, 7 класс -4 часа, 8-9 классы - 3 часа; 10-11 классы - 2 часа. Кроме того, во внеурочной деятельности 1 час отводится на консультацию. В 11 классе добавляется курс внеурочной деятельности «Теория и практика написания сочинений разных жанров», основная задача которого - подготовка к итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ. На гуманитарном отделении лицея основу курса русского языка в 5-9 классах составляет Федеральная рабочая программа, однако в содержание предмета введен ряд дополнительных элементов, а в 5 классе недельное количество часов увеличено на один. В 10-11 классах с 2023 г. основной курс русского языка полностью соответствует Федеральной рабочей программе, однако добавлен учебный курс «Практикум по культуре речи», цель которого - закрепление и совершенствование ортологических навыков. Русский язык входит в число предметов, из которых учащиеся гуманитарного отделения (начиная с 7 класса) выбирают один для специализации. В этом случае в индивидуальный образовательный маршрут ребенка войдут курсы «История русского литературного языка», «Решение олимпиадных заданий по русскому языку», а также работа над исследовательским проектом по соответствующей теме.

В лицее выстроена система зачетов и экзаменов, способствующая формированию глубоких, системных знаний. Обучающиеся естественнонаучного отделения в качестве одного из годовых экзаменов ежегодно пишут сочинение, а ученики гуманитарного отделения в 5 и 7 классах сдают устные экзамены по русскому языку. На всех параллелях гуманитарного отделения в течение года проводится несколько зачетов; билеты включают в себя как теоретические ответы, так и практическую часть. О качестве подготовки учащихся по русскому языку свидетельствуют результаты ГИА (так, в 2023 г. средний балл ОГЭ по русскому языку у учащихся лицея - 31 из 33, средний балл ЕГЭ - 92 из 100), а также большое количество победителей и призеров вузовских олимпиад, регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. Ученики лицея неоднократно становились победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (print)

Е. Н. Ильина, Е. А. Военушкина, Н. Г. Мельникова, А. В. Загуменнов, НАУЧНАЯ Е. А. Кирилова, Е. Н. Вахрамеева, С. А. Ганичева.

ЖИЗНЬ Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов:

отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года

Система обучения русскому языку, сформированная в лицее, показывает свою эффективность. Возникающие проблемы в большинстве своем носят частный характер и обычно касаются преодоления неуспеваемости, обеспечения работы по индивидуальным образовательным маршрутам и т. д. Вместе с тем можно отметить две проблемы, решение которых выходит за рамки учебного заведения. Первая связана с тем, что единственный учебник русского языка, одобренный в настоящее время для использования в общеобразовательных организациях (линия учебников Т. А. Ладыженской и др.), слишком прост для учащихся лицея; его теоретические материалы и задания постоянно приходится дополнять. Вторая отражает общероссийскую тенденцию и заключается в том, что в последние годы увеличивается количество случаев, когда одаренные дети с большим потенциалом (в том числе и в области лингвистики) после 7-8 класса уезжают учиться в столичные учебные заведения. Они легко туда поступают, получив хорошую базовую подготовку. В то же время этот факт еще раз свидетельствует о том, что Вологодский многопрофильный лицей обеспечивает высокий уровень подготовки учащихся по всем предметам, в том числе и по русскому языку. Не случайно ежегодно он входит в разнообразные престижные рейтинги лучших учебных заведений страны.

Список источников

Богин Г. И. Обретение способности понимать: работы разных лет. Тверь: Тверской государственный университет, 2009. Т. 2. 156 с.

Болотнова Н. С. Новое в методике преподавания русского языка в вузе и школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 1997. № 1. С. 78-83.

Драчева Ю. Н. Проблема произносительной нормы церковнославянского языка на современном этапе его существования // Богословско-исторический сборник. 2020. № 2 (17). С. 5259.

Ильина Е. Н. Идея «Вологодского текста» как основа преподавания курса лингвистического краеведения // Русский язык: история, диалекты, современность: сборник научных статей по материалам докладов и сообщений конференции (Москва, 21 апреля 2016 г.) / Составители О. В. Ряховская, Л. Ф. Копосов. Москва: Московский государственный областной университет, 2016. Вып. XV. С. 21-25.

Ильина Е. Н. Лингвистическая персонология. Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, 2022. 105 с.

Ильина Е. Н. «Репетитор» в языковой картине мира современного учителя-филолога // Ученые записки Таврического национального университета им. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации. 2012. Т. 25 (64), № 1. Часть 1. С. 299-303.

Ильина Е. Н. Теория и практика профессиональной коммуникации. Вологда: Вологодский государственный университет, 2021. 55 с.

Методика преподавания русского языка в средней школе / под редакцией Е. И. Литнев-ской. Москва: Академический проект, 2006. 590 с.

Риве Ю. А. Специфика преподавания русского языка и литературы в организациях СПО // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. Т. 4. № 24. С. 32-35.

Судаков Г. В., Шаброва Е. Н. О современном состоянии филологического школьного об-

266 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

Е. Н. Ильина, Е. А. Военушкина, Н. Г. Мельникова, А. В. Загуменнов,

Е. А. Кирилова, Е. Н. Вахрамеева, С. А. Ганичева. НАУЧНАЯ

Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов: ЖИЗНЬ

отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года

разования // Путь к слову: Уроки русского языка и литературы по новым стандартам / составители Т. Г. Овсянникова, Т. В. Судаков, Т. Л. Шишигина. Вологда: Русь, 2005. С. 3-7.

Чеботарева Е. Г. Проблемы обучения ораторскому искусству на занятиях по русскому языку и культуре речи // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 139-144.

Шаброва Е. Н. Обучение теории и практике речевой коммуникации в педагогическом вузе // Вузовская наука - региону: II Общероссийская научно-техническая конференция (Вологда, 27 февраля 2004 г.). Вологда: Вологодский государственный университет, 2004. С. 649-651.

References

Bogin G. I. Obretenie sposobnosti ponimat': raboty raznykh let [Acquiring the ability to understand: works of different years]. Tver': Tverskoi gosudarstvennyi universitet, 2009, t. 1. 156 p.

Bolotnova N. S. Novoe v metodike prepodavaniia russkogo iazyka v vuze i shkole [New in the methodology of teaching Russian language at university and school]. Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin], 1997, no. 1, pp. 78-83.

Dracheva Iu. N. Problema proiznositel'noi normy tserkovnoslavianskogo iazyka na sovremen-nom etape ego sushchestvovaniia [The problem of the pronunciation norm of the Church Slavonic language at the present stage of its existence]. Bogoslovsko-istoricheskii sbornik [Theological and historical collection], 2020, no. 2 (17), pp. 52-59.

Il'ina E. N. Ideia "Vologodskogo teksta" kak osnova prepodavaniia kursa lingvisticheskogo kraevedeniia [The idea of the "Vologda text" as a basis for teaching the course of linguistic local studies]. Russkii iazyk: istoriia, dialekty, sovremennost': sbornik nauchnykh statei po materialam dokladov i soobshchenii konferentsii (Moskva, 21 aprelia 2016 g.) [The Russian language: history, dialects, modernity: Proceedings of the conference (Moscow, 21 April 2016); compiled by O. V. Riakhovskaya, L. F. Koposov]. Moscow: Moskovskii gosudarstvennyi oblastnoi universitet, 2016, vol. XV, pp. 21-25.

Il'ina E. N. Lingvisticheskaia personologiia [Linguistic personology]. Syktyvkar: Syktyvkarskii gosudarstvennyi universitet im. Pitirima Sorokina, 2022. 105 p.

Il'ina E. N. "Repetitor" v iazykovoi kartine mira sovremennogo uchitelia-filologa ["Private teacher" as a part of the world picture оf a modern teacher of philology]. Uchenye zapiski Tav-richeskogo natsional'nogo universiteta im. Vernadskogo. Seriia: Filologiia. Sotsial'nye kommu-nikatsii [Scientific Notes of Taurida National V. I. Vernadsky University. Series. Philology. Social Communication], 2012, vol. 25 (64), no. 1. Part 1, pp. 299-303.

Il'ina E. N. Teoriia i praktika professional'noi kommunikatsii [Theory and practice of professional communication].Vologda: Vologodskii gosudarstvennyi universitet, 2021. 55 p.

Metodika prepodavaniia russkogo iazyka v srednei shkole [Methodology of teaching the Russian language at secondary school; ed. by E. I. Litnevskaya]. Moscow: Akademicheskii proekt, 2006. 590 p.

Rive Iu. A. Spetsifika prepodavaniia russkogo iazyka i literatury v organizatsiiakh SPO [Specifics of teaching Russian language and literature in organizations of secondary vocational education]. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniia [Innovative development of vocational education], 2019, Vol. 4, no. 24, pp. 32-35.

Sudakov G. V., Shabrova E. N. O sovremennom sostoianii filologicheskogo shkol'nogo obrazovaniia [On the current state of philological school education]. Put'kslovu: Uroki russkogo iazyka i literatury po novym standartam [Way to the word: Lessons of the Russian language and literature according to new standards; compiled by T. G. Ovsyannikova, T. V. Sudakov, T. L. Shishigina]. Vologda: Rus', 2005, pp. 3-7.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (print)

Е. Н. Ильина, Е. А. Военушкина, Н. Г. Мельникова, А. В. Загуменнов, НАУЧНАЯ Е. А. Кирилова, Е. Н. Вахрамеева, С. А. Ганичева.

ЖИЗНЬ Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов:

отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года

Chebotareva E. G. Problemy obucheniia oratorskomu iskusstvu na zaniatiiakh po russkomu iazyku i kul'ture rechi [Problems of teaching public speaking in Russian language and culture of speech classes]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2015, no. 2, pp. 139-144.

Shabrova E. N. Obuchenie teorii i praktike rechevoi kommunikatsii v pedagogicheskom vuze [Teaching the theory and practice of speech communication at pedagogical university]. Vuzovskaia nauka - regionu: II Obshcherossiiskaia nauchno-tekhnicheskaia konferentsiia (Vologda, 27 fevralia 2004 g.) [University science - to the region: II All-Russian scientific and technical conference (Vologda, 27 February 2004)]. Vologda: Vologodskii gosudarstvennyi universitet, 2004, pp. 649-651.

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Елена Николаевна Ильина - доктор филологических наук, профессор, filfak@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-1797-8959, Вологодский государственный университет (15, ул. Ленина, 160000 Вологда, Россия); Elena N. Ilyina - Doctor of Philological Sciences, Professor, filfak@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-1797-8959, Vologda State University (15, ul. Lenina, 160000 Vologda, Russia).

Екатерина Алексеевна Военушкина - преподаватель; https://orcid.org/0000-0001-7612-0250, voenushkina.kat@yandex.ru, Сыктывкарский государственный университет имени Пити-рима Сорокина (д. 55, Октябрьский пр-т, 167000 Сыктывкар, Россия); Ekaterina A. Voenush-kina - Lecturer; https://orcid.org/0000-0001-7612-0250, voenushkina.kat@yandex.ru, Pitirim So-rokin Syktyvkar State University (55, pr. Oktyabrsky, 167000 Syktyvkar, Russia).

Наталия Георгиевна Мельникова - кандидат филологических наук, доцент; https://orcid.org/0000-0003-0108-9206, ngmelnikova@chsu.ru, Череповецкий государственный университет (д. 5, пр-т Луначарского, 162600 Череповец, Россия); Nataliya G. Melnikova -Candidate of Philological Sciences, Associate Professor; https://orcid.org/0000-0003-0108-9206, ngmelnikova@chsu.ru, Cherepovets State University (5, pr Lunacharskogo, 162600 Cherepovets, Russia).

Александр Владимирович Загуменнов - кандидат филологических наук; https://orcid.org/0000-0002-2440-3918, zaw1991@mail.ru, Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования Вологодская духовная семинария Вологодской епархии Русской Православной Церкви (д. 2, ул. Монастырская, 160901 Вологда, Россия); Alexandr V. Zagumennov - Candidate of Philological Sciences, https://orcid.org/0000-0002-2440-3918, zaw1991@mail.ru, Religious organization - Theological educational organization of higher education «Vologda Theological Seminary» of the Vologda Diocese of the Russian Orthodox Church (2, ul. Monastirskaia, 160901 Vologda, Russia).

Кирилова Елена Алексеевна - кандидат филологических наук, kirilovaea@mail.ru, Вологодский педагогический колледж (д. 2, ул. Мальцева, 160001 Вологда, Россия); Kirilova Elena A. - Candidate of Philological Sciences, kirilovaea@mail.ru, Vologda Pedagogical College (2, ul. Mal'tseva, 160001 Vologda, Russia).

Елизавета Никитична Вахрамеева - магистр образования, https://orcid.org/0009-0002-6802-0545, mailolitaa@gmail.com, Вологодский областной колледж искусств (д. 105, ул. Горького, 160014 Вологда, Россия); Elizaveta N. Vakhrameeva - Master of Education, https://orcid.org/0009-0002-6802-0545, mailolitaa@gmail.com, Vologda Regional College of Arts (105, ul. Gor'kogo, 160014 Vologda, Russia).

Светлана Алексеевна Ганичева - кандидат филологических наук; https://orcid.org/0000-0001-6912-8852, sganicheva@mail.ru, Вологодский государственный университет (д. 15,

268 issn 1994-0637 Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 (print) Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2

Е. Н. Ильина, Е. А. Военушкина, Н. Г. Мельникова, А. В. Загуменнов,

Е. А. Кирилова, Е. Н. Вахрамеева, С. А. Ганичева. НАУЧНАЯ

Обучение русскому языку в учебных заведениях различных типов: ЖИЗНЬ

отчет о заседании круглого стола 27 октября 2023 года

ул. Ленина, 160000 Вологда, Вологодская область, Россия); Svetlana A. Ganicheva - Candidate of Philological Sciences, https://orcid.org/0000-0002-1825-0098, sganicheva@mail.ru, Vologda State University (15, ul. Lenina, 160000 Vologda, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 25.10.2023; принята к публикации 15.01.2024. The article was submitted 25.10.2023; Accepted for publication 15.01.2024.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2024 • № 2 ISSN 1994-0637 Cherepovets State University Bulletin ^2024 • No. 2 (print)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.