самостоятельной индивидуальной работы по предмету; учить студентов рационально оформлять результаты работы над предметом; проектировать содержание обучения с учетом межпредметных связей; стимулировать у студентов возникновение вопросов, организовывать дискуссию.
Результаты анкетирования выявили еще одну особенность. Среди преподавателей инженерных дисциплин практически нет людей, имеющих фундаментальную педагогическую подготовку. Подавляющее большинство из них имеют основное образование в области химии, математики, физики, техники и технологии и т.п., а педагогику и методику изучали либо непосредственно в процессе педагогической деятельности, либо в системе повышения квалификации.
На рис. 1 представлена структура профессиональной компетентности преподавателя инженерного вуза.
Литература
1. См.: Иванов В.Г., Шагеева Ф.Т, Иванов А.В.
Педагогические технологии в инженерном вузе // Высшее образование в России. - 2003. - № 1.
2. См.: Шагеева Ф.Т, Иванов В.Г. Проектиро-
вание образовательных технологий // Высшее образование в России. - 2004. - № 2.
3. См.: Шагеева Ф.Т, Иванов В.Г. Современ-
ные образовательные технологии в инженерном вузе // Высшее образование в России. - 2006. - № 4.
4. См.: Томсон А.А, Стрикленд А.Дж. Стра-
тегический менеджмент: концепции и ситуации. - М., 2000.
А. КОРЕНЕВА, профессор Мурманский государственный технический университет
Сегодня профессионал в своей области должен обладать не только прочными специальными знаниями, но и основами гуманитарной культуры, одна из составля-ющихкоторой - культура профессионального речевого общения. Однако практика свидетельствует, что многие специалисты испытывают трудности в профессиональной коммуникации. В Федеральной целевой программе «Русский язык (2006-2010 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ № 833 от 29 декабря 2005 г., отмечается, что в России наблюдается «искажение литературных норм и культуры речи в среде политических деятелей, государственных служащих, работников культуры, радио, телевидения», подчеркивается необходимость увеличения количества выпускников системы профессионального образования с высоким уровнем владения русским языком. В условиях повы-
Обучение публичным
выступлениям
студентов-нефилологов
шения требований к речевой культуре специалистов весьма актуальной становится проблема развития различных видов речевой деятельности у студентов-нефилологов. В данной статье рассмотрим, как решается эта проблема при обучении риторическому мастерству в вузовском курсе «Русский язык и культура речи ».
Профессионально ориентированная направленность обучения, положенная в основу нашей методики, делает доминирующим деятельностно-прагматический подход к отбору риторического содержания. Внутренняя логика дисциплины «Русский язык и культура речи» в нашем вузе выстроена таким образом, чтобы не только дать студентам теоретические знания о языке, культуре речи, речевой деятельности, риторике, но и показать, насколько важны эти знания и формируемые на их основе умения для будущей профессиональной дея-
102
Высшее образование в России • № 1, 2008
тельности обучаемых. Подобная задача расширяет границы дисциплины, так как неизбежно требует помимо инварианта содержания, заложенного в стандарте, введения вариативного учебного материала для различных специальностей. Покажем это на примере обучения студентов публичному выступлению.
После усвоения инвариантной части (теоретических сведений об особенностях публичной речи в целом) осуществляется конкретизированное применение положений общей риторики к отдельным сферам речевого пользования. Другими словами, студенты овладевают некоторыми знаниями и умениями в области частных риторик.
Частные риторики, в отличие от общей, «изучают законы эффективной речи, действующие в одной из сфер профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна, - в областях повышенной речевой ответственности» [1, с. 40]. Из данного определения видно, что они соотносимы с родами красноречия по профессиональной сфере употребления, к которым традиционно относят академическое, деловое, судебное, дипломатическое, социально-бытовое, социально-политическое, военное и торговое красноречие. В последнее время активно развивается также педагогическая риторика, изучаются закономерности речевого поведения в медицине, журналистике, социальной работе.
Изучение названных разновидностей красноречия мы осуществляем с учетом будущей специализации студентов Мурманского государственного технического университета (МГТУ), что позволяет обеспечить профессионально ориентированное обучение. Так, юристов целесообразно знакомить с речевым мастерством в области гласного публичного судопроизводства, экономистов, маркетологов, менеджеров и специалистов по коммерции -с закономерностями и правилами речевого поведения в сфере делового общения, теологов - с основами церковно-богословско-го красноречия. Знания и умения в области
политического красноречия нужны специалистам по международным отношениям, чья профессиональная деятельность направлена на изучение проблем мировой политики и на разработку научно обоснованных практических рекомендаций по деятельности различных органов власти РФ во внешнеполитической области.
Связь между тем или иным родом красноречия и конкретной специальностью может быть и не такой явной, как в указан-ныхвыше случаях. Рассмотрим, например, востребованность родов красноречия в профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Во-первых, им могут пригодиться элементы педагогической риторики, так как полученная квалификация позволяет при желании или необходимости выполнять функции социального педагога, который должен в полной мере владеть инструментарием индивидуальной, групповой и публичной коммуникации с учителями, детьми и их родителями. Во-вторых, практика показывает, что социальных работников целесообразно познакомить с таким жанром духовного красноречия, как притча. Это связано с тем, что в последнее время в клиентурной деятельности социального работника активно используется так называемая позитивная психотерапия. Специалист не атакует систему ценностных ориентации клиента, а стремится мягко показать односторонность его позиции. Для этой цели в качестве своеобразных нравственных тестов и используются притчи, поощряющие воображение и интуицию, помогающие найти путь к взаимопониманию между социальным работником и клиентом. Наконец, профессиональная деятельность социальных работников косвенно связана и с политическим красноречием, содержанием которого являются и социальные проблемы.
Политическое красноречие, без сомнения, будет востребовано и в профессии специалистов по связям с общественностью, которые часто занимаются позиционированием политических партий и конкретных
политических деятелей, принимают участие в организации предвыборных кампаний. В этом случае знания и умения в области политического красноречия им необходимы, ведь, как правило, именно PR-службы берут подготовку речей политических деятелей в свои руки.
Закономерности и правила речевого общения в военной среде нужно учитывать курсантам морской академии, входящей в состав МГТУ. Судоводители и судомеханики - это, разумеется, не военные специальности, однако первые два года курсанты находятся на казарменном положении (обязаны носить морскую форму, стоять в нарядах, нести вахту), их воспитанием занимаются офицеры, распорядок их жизни подчиняется жесткой дисциплине, сходной с военной, и они постоянно встречаются со всем разнообразием жанров, относящихся к языку военных (с приказами, предписаниями, наставлениями и т.д.).
Итак, при изучении частных риторик внимание студентов обращается на особенности подготовки и проведения публичных выступлений именно в их будущей профессиональной деятельности. Если связи (прямой или косвенной) между тем или иным родом красноречия и специальностью студентов не существует (например, у будущих химиков, инженеров, биологов, технологов), у обучаемых формируются знания и умения в области делового или академического красноречия, которые в большей или меньшей степени пригодятся любому специалисту.
Усвоить специфику частных риторик помогает студентам знакомство с сопоставительной таблицей, где представлены все наиболее разработанные роды красноречия по профессиональным сферам. В таблице есть указание на связь этих родов красноречия с конкретными специальностями, а в соответствующих графах дается объект изучения того или иного рода красноречия, называются его основные черты, перечисляются разновидности. Содержательные элементы таблицы кладутся затем в осно-
ву обучения. Студенты усваивают сферу функционирования конкретного рода красноречия и его основные признаки, узнают об известных риторах (российских и зарубежных), внесших вклад в разработку этого рода красноречия, получают представление о его жанрах. На практических занятиях организуется работа по слуховому или аудиовизуальному восприятию профессионально значимых жанров. Предлагаются видео- или аудиозаписи выступлений политических деятелей, судебных ораторов, военачальников и т.п. (используются не только документальные материалы, но и фрагменты из художественных фильмом, теле- и радиоспектаклей, телепередачи «Суд идет » и других источников). Предпочтение отдается видеоматериалам, так как аудиозаписи позволяют проанализировать только текст публичной речи и лишают возможности оценить поведение оратора, культуру использования невербальных средств, его взаимодействие с аудиторией.
На основе работы с устными текстами у обучаемых формируются умения:
• определять принадлежность высказываний к тому или иному жанру;
• анализировать структурно-смысловые блоки текстов различных жанров;
• видеть и исправлять языковые, коммуникативные и композиционные ошибки в тексте;
• создавать и произносить текст определенного жанра перед аудиторией.
Необходимо отметить, что на таких занятиях происходит интегрированное обучение двум видам речевой деятельности (говорению и слушанию), так как у студентов, по сути, в равной степени формируются как умения, обеспечивающие создание устных высказываний, так и умения, обеспечивающие эффективное восприятие устных текстов. В определенной мере развиваются и навыки чтения вслух, востребованные в некоторыхпрофессиональных ситуациях. Здесь особенно важны такие параметры чтения, как его выразительность (высокое интонационное качество произнесения выс-
104
Высшее образование в России • № 1, 2008
казывания) и правильность (соблюдение орфографических и интонационных норм). Углубляя и расширяя знания первокурсников в этой области, мы подчеркиваем мысль, что наличие перед собой текста выступления еще не гарантирует его удачного прочтения перед слушателями. Студентам предлагается провести анализ и самоанализ их выступлений на семинарских занятиях, которые, как правило, именно читаются, а не произносятся. Вывод, как правило, один: далеко не все первокурсники читают тексты внятно, четко, громко, в необходимом темпе, некоторые делают неоправданные паузы, запинаются, ошибочно произносят слова. Осознав свои проблемы, студенты обычно менее скептически относятся к рекомендации более тщательно готовиться к произнесению текста: прочитать про себя, усвоить содержание, сделать интонационную разметку, уточнить произношение с точки зрения орфоэпии слов, прочитать вслух, соблюдая выбранный ритми-ко-интонационный рисунок, при необходимости внести коррективы. Полученные знания закрепляются на практике.
Знания об особенностях того или иного рода красноречия первокурсники углубляют и расширяют за счет разной по характеру самостоятельной работы: репродуктивной (просмотр и конспектирование учебной литературы, рекомендованной преподавателем), поисковой (составление библиографии по теме; подбор профессионально ориентированных текстов определенных жанров, удачных и содержащих коммуникативные просчеты; подготовка к семинарским занятиям докладов, в которых освещаются разные аспекты выбранного рода красноречия), творческой (подготовка выступлений в форме того или иного профессионально значимого жанра; написание рефератов; творческие командировки на предприятия города с последующим анализом речевого поведения их работников).
Охарактеризуем более подробно последний вид творческой самостоятельной работы. Его обычно выбирают немногие. Как пра-
вило, это наиболее мотивированные студенты, уже на первом курсе осознающие значимость профессиональной коммуникативной компетенции и заинтересованные в ее формировании. В ходе таких командировок с помощью метода наблюдения фиксируется, а затем анализируется речевое поведение профессионалов в ситуации публичного выступления. Результаты анализа обобщаются в виде исследований, которые в силу сложности выполнения, значительных временных затрат и почти полной самостоятельности их авторов рассматриваются впоследствии как форма зачета. Такая самостоятельная деятельность не только повышает профессиональную коммуникативную компетенцию первокурсников, но и способствует развитию их исследовательских и аналитических умений. Ее результаты на старших курсах нередко становятся частью курсовых или дипломных работ. Так, студентка специальности «Связи с общественностью » проанализировала особенности проведения презентации как жанра делового красноречия сотрудниками одной из швейцарских компаний, весьма активно работающей на мурманском рынке. Она вычленила основные методы проведения презентации, наиболее типичные языковые и композиционные модели, зафиксировала словесное оформление некоторых презентаций, определила их достоинства и недостатки. Позднее это исследование вошло в ее дипломную работу «Презентация как форма PR-деятельности».
Сформированность всего комплекса риторических знаний и умений проверяется на последнем занятии по теме «Мастерство публичного выступления». Каждый студент должен самостоятельно, учитывая законы риторики и основные требования к ораторской речи, подготовить публичное выступление и произнести его перед однокурсниками (время выступления 4-5 минут). Тему, основную цель речи и ее жанр ораторы определяют самостоятельно, вместе с тем дается рекомендация о целесообразности выбора профессионально значи-
мых тем и жанров. Например, на факультете мировой экономики и международных отношений в разные годы обучения предлагались следующие темы: «Риторика и власть», «Риторический стиль лидера «монархического» типа», «Риторический портрет лидера «харизматического» типа», «Риторический портрет Сталина», «Риторика фашизма. Общее описание», «Риторические стратегии в современной политической деятельности», «Софистика и ее применение современными российскими политиками», «Внешняя политика России: плюсы и минусы », «Есть ли решение у Курильской проблемы», «Александра Кол-лонтай в Северной Европе» и др.
Необходимо отметить, что, осуществляя профессионально ориентированное обучение устным высказываниям, мы не ставим целью досконально обучить студентов конкретномуроду красноречия (в рамках небольшого и многоаспектного курса это невозможно). Задачи, которые мы решаем при обучении публичным выступлениям, несколько иные:
• сообщить студентам о наличии частных риторик, в большей или меньшей степени связанных с их специальностью;
• дать обучаемым общее представление о закономерностях и правилах речевого поведения в их будущей профессиональной деятельности;
• познакомить с типичными речевыми жанрами, востребованными в их профессии, и предоставить возможность попрактиковаться в их создании.
Мы рассмотрели лишь некоторые возможности курса «Русский язык и культура речи» для профессионально ориентированного обучения навыкам публичного выступления, владение которыми является важной составляющей коммуникативной компетенции любого специалиста и во многом способствует успеху в профессиональной деятельности.
Литература
1. Михальская А. Основы риторики: Мысль и слово. - М.,1996.
/7-
ПЕРЕЧЕНЬ
ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук (редакция октябрь-декабрь 2006 года)
Вопросы философии * Высшее образование в России
Педагогика *
Социологические исследования Философские науки * Человек *
70165
73060
71020 70934
45490
71076
по философии, социологии и культурологии по философии, социологии и культурологии; по педагогике и психологии; по истории
по педагогике и психологии по философии, социологии и культурологии по философии, социологии и культурологии по философии, социологии и культурологии