Научная статья на тему 'Обучение программированию как способ социализации детей с ограниченными возможностями здоровья'

Обучение программированию как способ социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
768
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВИЗУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР / СКРЕТЧ / CHILDREN WITH DISABILITIES / SOCIALIZATION / VISUAL-ORIENTED PROGRAMMING / DEVELOPMENT OF COMPUTER GAMES / SCRATCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мороз Дарья Вячеславовна

В статье рассматривается подход к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья путем обучения программированию. Автор рассматривает преимущества визуально-ориентированной среды разработки Scratch для организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мороз Дарья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING PROGRAMMING AS A METHOD OF SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The article discusses the approach to the socialization of children with disabilities through learning programming. The author considers the advantages of Scratch's visually-oriented development environment for education.

Текст научной работы на тему «Обучение программированию как способ социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»

http://vestnik

;-nauki.ru

ISSN 2413-9858

УДК 376.112

ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЮ КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Д.В. Мороз

TRAINING PROGRAMMING AS A METHOD OF SOCIALIZATION OF CHILDREN

WITH DISABILITIES

D.V. Moroz

Аннотация. В статье рассматривается подход к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья путем обучения программированию. Автор рассматривает преимущества визуально-ориентированной среды разработки Scratch для организации образовательного процесса.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; социализация; визуально-ориентированное программирование; разработка компьютерных игр; скретч.

Abstract. The article discusses the approach to the socialization of children with disabilities through learning programming. The author considers the advantages of Scratch's visually-oriented development environment for education.

Keywords: children with disabilities; socialization; visual-oriented programming; development of computer games; scratch.

Около 10% населения нашей страны составляют люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [1]. В то время как в большинстве развитых стран их социализацией занимаются достаточно давно и наблюдается высокий уровень решения этой проблемы [2], в Российской Федерации эта деятельность все еще находится на начальной стадии.

Как правило, под социализацией понимают процесс вовлечения индивида в общество через овладение социальными нормами, знаниями и навыками, позволяющими ему успешно функционировать в социуме [3]. Таким образом, одним из важнейших условий социализации людей с ОВЗ является получение ими профессиональных навыков с последующим вовлечением в трудовую деятельность.

Одной из комфортных сфер деятельности для людей с ОВЗ является сфера информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), важной особенностью которой является возможность работы удаленно [4]. Следует также отметить, что в сфере ИКТ в Российской Федерации наблюдается острый дефицит кадров, который частично можно восполнить путем привлечения в эту сферу людей с ОВЗ.

Поэтому применение прогрессивных технологий и способов обучения ИКТ детей с ОВЗ следует признать, безусловно, перспективным для их последующей социализации. Более того, в настоящее время обучение детей с ОВЗ по этому направлению можно и следует начинать уже со средней ступени школьного образования благодаря существованию образовательной робототехники [5] и технологии визуально-ориентированного программирования [6].

Обучение программированию детей с ОВЗ имеет большое значение, поскольку такие занятия позволяют узнавать, как устроены программы, приложения и сайты, что помогает им понимать мир информационных технологий. Программирование также развивает творческое и логическое мышление, комплексный подход к решению поставленной задачи, дисциплине, порядку и внимательности, работе в команде, учит перенимать опыт других.

http://vestnik

;-nauki.ru

ISSN 2413-9858

По нашему мнению, наиболее подходящей платформой для первого этапа обучения ИКТ детей с ОВЗ является образовательная робототехника на базе конструкторов LEGO WeDo и дидактических материалов «РоБИТ» [7]. Образовательная технология применения этой платформы построена с учетом соблюдения условий и требований к организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей [7, 8]. Первоочередное применение именно этой платформы позволяет совмещать развитие мелкой моторики рук, являющейся одним из приоритетных методов педагогической реабилитации детей с ОВЗ, с усилением пространственной ориентации, развитием логического мышления, получением навыков конструирования, моделирования, программирования, работы в команде, а также с формированием мотивации к профессиональному применению информационных технологий.

Платформа LEGO WeDo позволяет учить детей основам визуально-ориентированного программирования робота путем сопоставления стандартных блоков конструктора LEGO, представляющих собой различные команды таким электронным компонентам, как датчики, моторы и т.д. Однако встроенная в эту платформу система программирования является узко специализированной. Она ориентирована исключительно на управление роботом и не позволяет ребенку освоить иные прикладные сферы, в том числе такую привлекательную для большинства детей возможность, как программирование игр. По этой причине мы считаем необходимым на втором этапе обучения ИКТ детей с ОВЗ знакомить их с возможностями более универсального средства программирования, которым является Scratch.

Scratch - образовательный визуально-ориентированный язык программирования, в котором программный код собирается из блоков - примерно так, как конструкция из кубиков [9]. Этот язык был создан в качестве инструмента, который делает программирование простым и интуитивно понятным, чтобы позволить детям, у которых нет опыта алгоритмизации и программирования, изучить их основные принципы. Программирование путем составления программы из готовых блоков позволяет избежать синтаксических ошибок, которые допускают начинающие программисты при наборе кода на клавиатуре, и быстрее получить работоспособный результат. Для детей с ОВЗ это имеет особое значение, поскольку такой подход предотвращает стресс от недостаточно умелого пользования клавиатурой и снижает их утомляемость. Среда разработки и язык программирования Scratch является бесплатными, с ним можно работать либо в онлайн-режиме на сайте scratch.mit.edu, либо в офлайн-режиме с помощью десктопной версии среды разработки, которую можно установить на персональный компьютер (в том числе и дома) для самостоятельного изучения и повторения материала в темпе, максимально соответствующем возможностям ребенка.

Среда программирования Scratch содержит богатую библиотеку визуальных компонентов: изображений различных предметов и персонажей-спрайтов, фонов. В среду разработки также встроен графический редактор, позволяющий создавать новые и редактировать существующие изображения-объекты для игр, а также инструмент импорта сторонних изображений. Благодаря этому программирование превращается в увлекательный творческий процесс. Подбор графических материалов интересен для большинства детей не меньше, чем сам процесс программирования. Учащиеся, не предрасположенные к рисованию, при этом получают положительные эмоции от участия в разработке красивого графического оформления создаваемого приложения.

При помощи языка Scratch можно создавать различные проекты: мультфильмы, игры, тесты, симуляторы, игры жанра «Интерактивное кино» и многое другое. Платформа Scratch интегрируется с LEGO WeDo 1.0, 2.0, что позволяет более гибко программировать сконструированного робота по сравнению с базовой средой программирования роботов LEGO WeDo, изучавшейся детьми на первом этапе. Scratch также способствует развитию навыков общения и работы в команде благодаря обширному сообществу пользователей этой среды программирования, которая позволяет делиться своими проектами со всем миром, общаться, участвовать в обсуждениях, выполнять совместные проекты. Возможность такого

http://vestnik-

;-nauki.ru

ISSN 2413-9858

взаимодействия в удаленном режиме очень благоприятна для детей с ОВЗ и является эффективным инструментом их социализации.

Язык программирования Scratch может использоваться не только для изучения детьми с ОВЗ основ программирования, но и для последующего освоения ими профессиональных элементов этой деятельности, поскольку позволяет создавать:

- Переменные и списки, являющихся аналогом массивов. Для этих объектов можно устанавливать модификаторы доступа, определяющие зону видимости спрайта: «для всех спрайтов» (public) и «только для этого спрайта» (private);

- Клоны уже существующих спрайтов, обладающих своими собственными свойствами, что соответствует понятию экземпляров класса в модели объектно-ориентированного программирования;

- Операторы ветвления, обеспечивающие выполнение одной из нескольких команд в зависимости от значения некоторого выражения «Если <условие>, то <блок команд>, иначе <блок команд >»;

- Циклы различных видов: цикл «Всегда <блок команд>» (безусловные циклы), «Повторять, пока не <условие> <блок команд>» (цикл с предусловием), «Повторять <условие> раз <блок команд>» (цикл со счётчиком), а выход из цикла возможно выполнить в любой момент при помощи команды «Стоп», являющийся аналогом команды выхода из цикла break;

- Методы, то есть набор команд, объединенных в один именованный блок. Вызов такого блока (метода) осуществляется по его названию. Этот механизм в Scratch реализован при помощи так называемых сообщений;

- Обработка сигналов от мыши, клавиатуры и сенсора;

- Математические, логические и строковые функции и операторы и прочие возможности.

Наш опыт свидетельствует, что процесс создания игр и их тестирование детьми с ОВЗ позволяет улучшать их эмоциональное состояние. Как показывают многочисленные исследования влияния компьютерных игр на эмоциональное состояние детей, в процессе игры они испытывают множество положительных эмоций, позволяющих снизить уровень стресса и снять напряжение, а именно чувство контроля над своими действиями, способность самостоятельно принимать решения, ощущение совершения достижений, благодаря возможности выполнять поставленные в игре задачи, способность строить отношения с другими людьми, ощущать себя частью сообщества [10]. Решение загадки, поиск скрытых предметов, финиш гонки или набор максимального количества очков — эти цели игры фокусируют внимание, зaдают мотивацию и решимость, чувство радости и эйфории [10].

Стремление к полезности, желание дарить положительные эмоции другим людям являются мощной мотивацией к учению и трудовой деятельности для большинства детей с ОВЗ. Осознание того, что разработанная как самостоятельно, так и в команде, игра принесет удовольствие и пользу другим, позволяет детям с ОВЗ испытывать чувство радости, развивать уверенность в себе и собственную значимость, ощущать себя творцом. Таким образом, процесс создания компьютерных игр облегчает социализацию детей с ОВЗ и формирует у них мотивацию к профессиональному занятию ИКТ в будущем. Соответствие образовательного процесса принципу «от простого к более сложному» позволяет каждому ребенку работать в комфортном для него темпе, соответствующем его психофизиологическим характеристикам. Все отмеченное позволяет развивать когнитивные навыки, чувство собственной значимости и уверенности в себе и своем будущем, поощряет стремление осваивать иные, более сложные средства и технологии и, в конечном счете, дает синергетический эффект, усиливающий социализацию учащихся.

Таким образом, использование языка программирования Scratch в качестве предмета изучения на втором этапе обучения детей с ОВЗ основам информационных и

http://vestnik-nauki.ru

Вестник науки и образования Северо-Запада России, 2019, Т. 5, №1

ISSN 2413-9858

коммуникационных технологий представляется оправданным и конструктивным дидактическим решением, позволяющим формировать и совершенствовать логическое и творческое мышление ребенка, прививать ему дисциплину и внимательность, учить работе в команде и формировать мотивацию к профессиональному изучению ИКТ. Тот факт, что указанные качества проявляются у ребенка с ОВЗ на фоне сильных положительных эмоций (Я могу! У меня получается!) позволяет признать обучение детей с ОВЗ программированию на языке Scratch эффективным способом их социализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа - свободный: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 01.12.2018).

2. Вильчинская-Бутенко М.Э., Уваров Н.Ю. От концепции полезности человека к философии независимой жизни: социальная инклюзия средствами дизайна // Международный журнал исследований культуры. 2016. №4(25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-kontseptsii-poleznosti-cheloveka-k-filosofii-nezavisimoy-zhizni-sotsialnaya-inklyuziya-sredstvami-dizayna (дата обращения: 16.01.2019).

3. Социализация. Большой психологический словарь / Сост.: Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

4. HeadHunter [Электронный ресурс]. Режим доступа - свободный: https://hh.ru/ (дата обращения: 05.12.2018);

5. Гейхман Л.К., Титова М.В. Образовательная робототехника в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. №4(14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-robototehnika-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 16.01.2019).

6. Каган Э. М. Возможности и перспективы применения технологий и средств визуального программирования при обучении школьников // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-i-perspektivy-primeneniya-tehnologiy-i-sredstv-vizualnogo-programmirovaniya-pri-obuchenii-shkolnikov (дата обращения: 16.01.2019).

7. Личнаровская Д.В., Рудинский И.Д Образовательная робототехника и особенности ее преподавания детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Известия БГА РФ: Психолого-педагогические науки. 2017. № 3(41). С. 30-34.

8. Мороз Д.В., Рудинский И.Д. Педагогические условия проведения занятий по образовательной робототехнике с детьми с особенностями развития // Инновации в образовании. 2018. № 12. С. 129-137.

9. Scratch [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный: https://scratch.mit.edu (дата обращения: 10.12.2018).

10. Сheckpoint [Электронный ресурс]. Режим доступа свободный: https://checkpoint.org.au/psychological-emotional-benefits-video-games-clinical-research/ (дата обращения: 16.12.2018).

REFERENCES

1. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal state statistics service] [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/ (access date: 01.12.2018);

2. Vil'chinskaya-Butenko M.EH., Uvarov N.YU. Ot koncepcii poleznosti cheloveka k filosofii nezavisimoj zhizni: social'naya inklyuziya sredstvami dizajna [From the concept of human utility to the philosophy of independent life: social inclusion by means of design]. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2016. No.4(25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-kontseptsii-

http://vestnik-nauki.ru

Вестник науки и образования Северо-Запада России, 2019, Т. 5, №1

ISSN 2413-9858

poleznosti-cheloveka-k-filosofii-nezavisimoy-zhizni-sotsialnaya-inklyuziya-sredstvami-dizayna (access date: 16.01.2019).

3. Socializaciya. Bol'shoj psihologicheskij slovar' [Socialization. Big psychological dictionary]. Comp.: B. Meshcheryakov, V. Zinchenko. Sankt-Peterburg: Prime-EUROZNAK, 2004. 672 p.

4. HeadHunter [Handbook of designer]. URL: https://hh.ru/ (access date: 05.12.2018).

5. Gejhman L.K., Titova M.V. Obrazovatel'naya robototekhnika v rabote s det'mi doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [Educational robotics in the work with children of preschool and younger school age]. Vestnik PNIPU. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. 2015. No.4 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-robototehnika-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta (access date: 16.01.2019).

6. Kagan Eh.M. Vozmozhnosti i perspektivy primeneniya tekhnologij i sredstv vizual'nogo programmirovaniya pri obuchenii shkol'nikov [Opportunities and prospects of application of technologies and means of visual programming at training of school students] Vestnik RUDN. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2018. No.1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-i-perspektivy-primeneniya-tehnologiy-i-sredstv-vizualnogo-programmirovaniya-pri-obuchenii-shkolnikov (access date: 16.01.2019).

7. Lichnarovskaya D.V., Rudinskij I.D. Obrazovatel'naya robototekhnika i osobennosti ee prepodavaniya detyam starshego doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [Educational robotics and especially her teaching of children of senior preschool and younger school age]. Izvestiya BGA RF: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2017. No. 3(41), pp. 30-34.

8. Moroz D.V., Rudinskij I.D. Pedagogicheskie usloviya provedeniya zanyatij po obrazovatel'noj robototekhnike s det'mi s osobennostyami razvitiya [Pedagogical conditions of educational robotics classes with children with special needs]. Innovacii v obrazovanii, 2018, No. 12, pp. 129-137.

9. Scratch [Handbook of designer]. URL: https://scratch.mit.edu/ (access date: 10.12.2018).

10. Sheckpoint [Handbook of designer]. URL: https://checkpoint.org.au/psychological-emotional-benefits-video-games-clinical-research/ (access date: 16.12.2018);

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Мороз Дарья Вячеславовна

Калининградский государственный технический университет, г. Калининград, Россия, аспирантка кафедры систем управления и вычислительной техники.

E-mail: dasha.lichnarovskaya@gmail.com

Moroz Darya Vyacheslavovna

Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad, Russia, postgraduate student of the Department of Control Systems and Computer Engineering.

E-mail: dasha.lichnarovskaya@gmail.com

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с автором статьи: 236022, Калининград, Советский пр., 1, КГТУ, СУиВТ, каб. 261/2. Мороз Д.В.

8(905)249-79-47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.