Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (AR) / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МОТИВАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубских А.И.

В современной эпидемиологической ситуации борьбы с коронавирусной инфекцией и проведении превентивных мер от заражения образовательные учреждения столкнулись с необходимостью искать новые способы организации учебного процесса. Цифровые технологии стали эффективным средством обучения и коммуникации. Одной из таких технологий является дополненная реальность (Augmented Reality - AR), создающая оптимальные условия для преподавания, в том числе английского языка. Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что внедрение и использование возможностей дополненной реальности в обучении английскому языку представляет собой новую тенденцию в лингводидактике и является перспективной областью для исследования. Цель работы - рассмотреть преимущества применения технологии дополненной реальности в образовательном процессе, доказать ее эффективность для обучения профессионально-ориентированному английскому языку в техническом вузе. Автор представляет дополненную реальность как продуктивную среду для обучения английскому языку, подчеркивает, что ее возможности позволяют мотивировать обучаемых, полнее вовлечь их в учебный процесс, упростить и активизировать коллективную работу студентов. В ходе проведенного исследования были выделены экспериментальная и контрольная группы студентов. В экспериментальной группе на занятиях по английскому языку активно использовались технологии дополненной реальности. В результате обучающиеся данной группы продемонстрировали более высокий уровень усвоения профессионально-ориентированной лексики и ее уверенное использование в общении. Полученные выводы в дальнейшем могут быть использованы для развернутого и более подробного изучения возможностей применения технологий дополненной реальности на занятиях по иностранному языку в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубских А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESP TEACHING FOR ENGINEERING STUDENTS USING AUGMENTED REALITY TECHNOLOGY

In the current epidemiological situation of combating coronavirus infection and taking preventive measures against infection, educational institutions are faced with the need to look for new ways to organize the educational process. Digital technologies have become an effective means of teaching and communication. One of these technologies is Augmented Reality (AR), which creates optimal conditions for teaching, including English. The relevance of this work is due to the fact that the implementation and use of AR capabilities in teaching English is a new trend in linguodidactics and is a promising area for research. The purpose of the study is to consider the advantages of using AR-technology in the educational process, to prove its effectiveness for teaching ESP at a technical university. The author presents augmented reality as a productive environment in teaching English, emphasizes that its capabilities allow you to motivate students, more fully involve them in the educational process, simplify and intensify the collective work of students. In the course of the study, experimental and control groups of students were identified. In the experimental group, in the English language classes, AR- technologies were actively used. As a result, the students in this group demonstrated a higher level of mastering professionally oriented vocabulary and its confident use in communication. The findings can be used in the future for a comprehensive and more detailed study of the possibilities of using augmented reality technologies in foreign language classes at a technical university.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВ METHODS OF TEACHING LANGUAGES

УДК 811.111:372 10.36622/AQMPJ.2021.13.78.008

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков по техническим направлениям института гуманитарного образования Дубских А.И. Россия, г. Магнитогорск, тел. +7-982-105-54-84, e-mail: lina_masu@mail.ru

Nosov Magnitogorsk State Technical University The Institute of Humanities The Foreign Languages for Engineering Chair

PhD, associate professor Dubskikh A.I. Russia, Magnitogorsk, tel. +7-982-105-54-84, e-mail: lina_masu@mail.ru

А.И. Дубских

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ

ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

В современной эпидемиологической ситуации борьбы с коронавирусной инфекцией и проведении превентивных мер от заражения образовательные учреждения столкнулись с необходимостью искать новые способы организации учебного процесса. Цифровые технологии стали эффективным средством обучения и коммуникации. Одной из таких технологий является дополненная реальность (Augmented Reality - AR), создающая оптимальные условия для преподавания, в том числе английского языка. Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что внедрение и использование возможностей дополненной реальности в обучении английскому языку представляет собой новую тенденцию в лингводидактике и является перспективной областью для исследования. Цель работы - рассмотреть преимущества применения технологии дополненной реальности в образовательном процессе, доказать ее эффективность для обучения профессионально-ориентированному английскому языку в техническом вузе. Автор представляет дополненную реальность как продуктивную среду для обучения английскому языку, подчеркивает, что ее возможности позволяют мотивировать обучаемых, полнее вовлечь их в учебный процесс, упростить и активизировать коллективную работу студентов. В ходе проведенного исследования были выделены экспериментальная и контрольная группы студентов. В экспериментальной группе на занятиях по английскому языку активно использовались технологии дополненной реальности. В результате обучающиеся данной группы продемонстрировали более высокий уровень усвоения профессионально-ориентированной лексики и ее уверенное использование в общении. Полученные выводы в дальнейшем могут быть использованы для развернутого и более подробного изучения возможностей применения технологий дополненной реальности на занятиях по иностранному языку в техническом вузе.

Ключевые слова: цифровизация образования, дополненная реальность (AR), профессионально-ориентированный английский язык, иноязычная компетенция, мотивация, технический вуз.

In the current epidemiological situation of combating coronavirus infection and taking preventive measures against infection, educational institutions are faced with the need to look for new ways to organize the educational process. Digital technologies have become an effective means of teaching and communication. One of these technologies is Augmented Reality (AR), which creates optimal conditions for teaching, including English. The relevance of this work

A.I. Dubskikh

ESP TEACHING FOR ENGINEERING STUDENTS USING AUGMENTED REALITY

TECHNOLOGY

© Дубских А.И., 2021

is due to the fact that the implementation and use of AR capabilities in teaching English is a new trend in linguodidac-tics and is a promising area for research. The purpose of the study is to consider the advantages of using AR-technology in the educational process, to prove its effectiveness for teaching ESP at a technical university. The author presents augmented reality as a productive environment in teaching English, emphasizes that its capabilities allow you to motivate students, more fully involve them in the educational process, simplify and intensify the collective work of students. In the course of the study, experimental and control groups of students were identified. In the experimental group, in the English language classes, AR- technologies were actively used. As a result, the students in this group demonstrated a higher level of mastering professionally oriented vocabulary and its confident use in communication. The findings can be used in the future for a comprehensive and more detailed study of the possibilities of using augmented reality technologies in foreign language classes at a technical university.

Key words: digitalization of education, augmented reality (AR), ESP, foreign language competence, motivation, technical university.

В системе современного образования России наблюдаются масштабные изменения. Активное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере высшего образования получило повсеместное распространение и предоставило преподавателям возможность пересмотреть содержание учебного контента, организовывать процесс обучения с применением новых технологий по различным дисциплинам [1; 2]. В наши дни преподавание и изучение иностранного языка требует использования аутентичных языковых мультимедийных материалов, таких как текст, аудио, видео и анимация. Одной из последних цифровых технологий, позволяющей задействовать мультимодаль-ный контент в учебном процессе, является виртуальная реальность.

Н.И. Пантыкина, Е.П. Олейникова, Е.А. Цыганок отмечают, что существует несколько видов виртуальной реальности, каждый из которых подразумевает разный уровень и глубину погружения в цифровой мир, а также его реалистичность и возможность взаимодействия с цифровой средой:

- виртуальная реальность (Virtual Reality - VR). Включает в себя максимальное погружение в цифровую реальность посредством оборудования для воссоздания восприятия пользователями ненастоящего цифрового мира как реального;

- смешанная реальность (Mixed Reality - MR). Предполагает комбинацию двух миров: цифрового и реального. Учащийся может взаимодействовать с виртуальными объектами, которые будут максимально реалистично сосуществовать с объектами настоящего мира;

- дополнительная реальность (Augmented Reality - AR). Подразумевает внесение дополнительных элементов в окружающую действительность посредством наложения цифровых проекций без изменения настоящего мира, то есть внесение дополнительной информации в реальность, например, не прерывая процесса обучения [3; с. 47-48].

В настоящем исследовании мы рассматриваем роль AR в обучении, в частности профессионально-ориентированному английскому языку.

Как современная цифровая технология AR начала использоваться в 1990-е годы в качестве учебного среды в области медицины, авиации и вычислительной техники. С развитием технологии Web 2.0 и появлением компьютерных и мобильных приложений, AR стала активно использоваться в сфере обучения и получила множество определений и характеристик, указывающих на ее природу, лежащую между реальным и виртуальным [4].

Так, Рональд Азума указывает на то, что AR обладает рядом свойств:

- совмещение виртуального и реального;

- интерактивность, которая осуществляется в реальном времени;

- работа в трехмерном пространстве [5].

М. Биллингхерст и др. рассматривают AR как форму проектной манипуляции для создания нового образовательного пространства [6]; С. Куэнде и др. представляют AR как технологии, которые проецируют цифровые материалы на объекты реального мира [7]; Дж. Каберо определяет AR как «комбинацию цифровой и физической информации в реальном времени с помощью различных технологических устройств; другими словами, она состоит в использовании набора технологических устройств, которые добавляют виртуальную информацию к физической» [8; с. 44].

Таким образом, дополненная реальность - это технология, которая представляет собой объединение реальности и виртуальности и, следовательно, сочетает в себе выгодные стороны обеих сфер. AR встраивает виртуальные объекты с дополненными компонентами в реальный мир и способствует взаимодействию в дополненной среде, сочетающей реальные и виртуальные аспекты.

До недавнего времени технологии AR были особенно распространены преимущественно в индустрии развлечений. Увлечение игрой Pokémon GO в 2016 году привлекло внимание общественности к AR. Ученые, преподаватели и методисты стали изучать, как использовать популярную игру в обучении, в том числе в преподавании иностранного языка [9]. Благодаря своей способности использовать цифровые ресурсы для изучения и дополнения мест реального мира, AR создает оптимальную среду для освоения иностранного языка с упором на ситуативно обусловленное, контекстное обучение. AR уже некоторое время используется в приложениях для изучения иностранных языков. Особенно известны мобильные геолокационные игры, созданные на платформе ARIS (Mentira, Dow Day, ChronoOps: Survive the FuturePast) [10].

Потенциал применения AR в процессе обучения профессионально-ориентированному английскому языку огромен и обладает несомненными достоинствами:

- 3-D модели способствуют когнитивной и коммуникативной активности учащихся;

- будучи погруженными в учебную ситуацию, приближенную к реальности, внимание студентов обращено к семантической стороне высказывания;

- визуальное и аудиальное восприятие учебного материала способствует эффективной иноязычной интеракции.

Кроме того, использование AR позволяет восполнить пробелы фоновых знаний студентов, изучающих профессионально-ориентированный английский язык. Соотнесение новой информации с известными учащимся сведениями помогает сделать учебный материал доступным и понятным, впоследствии увеличивает мотивацию студентов к обучению. Реальные объекты могут дополняться текстом, аудио- и видеоконтентом, графикой и анимацией, помогая студентам визуализировать информацию через наглядную демонстрацию взаимоотношений этих виртуальных элементов с теми, которые находятся в реальности, например, связывая изучаемую лексику (перевод, примеры и комментарии к которой звучат или всплывают на экране) с предметами реального мира. Таким образом, студенты устанавливают связи между учебным материалом и объектами окружающей действительности посредством визуализации информации в контекстно-насыщенной среде.

Использование учебного контента, разработанного с помощью средств AR, для обучения профессионально-ориентированному английскому языку обеспечивает:

- эмпирическое, осмысленное обучения, а не механическое повторение за преподавателем;

- мыслительную направленность, а не ориентацию на заучивание;

- увеличение количества усвоенной информации;

- учет индивидуальных способностей и возможностей студентов;

- эффективную проверку понимания изученного материала.

В России применение технологии AR в обучении иностранным языкам только набирает обороты. Однако существует ряд научных зарубежных и отечественных исследований, рассматривающих преимущества и трудности использования AR в иноязычном образовании.

Зарубежные исследователи отмечают, что использование AR в изучении языка имеет определенные преимущества: AR вовлекает в процесс обучения не только учащихся начального и среднего уровня владения иностранным языком, но бросает вызов учащимся продвинутого уровня [11]; повышает удовлетворенность учащихся [12], делает процесс обучения увлекательным и мотивирует учащихся [13]; снижает когнитивную нагрузку студентов [14].

Ряд работ по применению AR в процессе развития иноязычной компетенции посвящен изучению дидактических единиц английского языка. Так, Э. Солак и Р. Чакир провели исследование, направленное на выяснение того, как учебный контент, разработанный с использованием технологии AR, влияет на изучение лексики студентов бакалавриата, находящихся на начальном уровне владения английского языка. Созданный AR-материал предлагал учащимся новые лексические единицы, которые включали анимацию и звук, чтобы сделать контент более интересным и доступным для понимания учащихся. Результаты показали, что студенты были мотивированы для изучения лексики, что также положительно коррелировало с их академическими достижениями [13].

В другом исследовании, проведенном Т.Ю. Лю, приложение AR использовалось при построении среды для обучения говорению на английском языке. Были разработаны обучающие игры, которые включали темы, связанные с различными зонами в школе, такими как лаборатория и магазин канцелярских товаров. В ходе эксперимента студенты могли свободно перемещаться в любое место и вести беседу с виртуальным преподавателем. Итоги этого исследования показали, что студенты ис-

пытывали меньшую тревогу в общении с программным продуктом, по сравнению с реальным человеком. Таким образом, учащиеся демонстрировали высокие результаты обучения, поскольку они чувствовали удовлетворение и получали удовольствие от учебного процесса [15].

Испанские ученые из Жиронского университета провели исследование, посвященное обучению чтению, в котором возможности AR использовались для создания 3D-книги. В ходе эксперимента было установлено, что студенты предпочитают получать информацию из современной 3D-книги. На вопросы, направленные на понимание прочитанного и высказывание собственного мнения, студенты дали более развернутые и подробные ответы по сравнению с контрольной группой, которая читала обычную книгу без использования AR [16].

Г.В. Семенова и А.И. Исаева справедливо подчеркивают, что AR предоставляет возможность создавать на уроках иностранного языка ситуации взаимодействия, приближенные к действительности и трудновоспроизводимые на традиционном занятии. Кроме того, использование AR делает учебный процесс осмысленным и захватывающим. Возможности AR не ограничены: от добавления на страницы учебников, брошюр, календарей, карт мультимедийной информации, до создания увлекательных сред, превращающих чтение и перевод в увлекательную игру, в процессе прохождения которой осуществляется отработка профессионального вокабуляра [17].

М.В. Амелькина, М.В. Карагезьян отмечают позитивную роль AR процессе развития иноязычной компетенции и цифровой грамотности. AR-технологии также могут применяться в онлайн-обучении. Студенты могут сами принимать участие в разработке мобильных гидов и квестов, что способствует совершенствованию креативного потенциала учащихся [18]. Кроме того, у студентов есть возможность выбирать свой темп и время работы [19].

В.В. Котенко выделяет такие качества АИ, как экологичность и способность увеличить продуктивность учебного процесса. Так, при обучении иностранным языкам АИ содействует улучшению навыков аудирования. Ученый также утверждает, что к 2024 году учащиеся с ограниченными возможностями смогут активно пользоваться цифровым учебным контентом, включающим также материалы, разработанные с помощью АИ [20; с. 256].

При наличии неоспоримых преимуществах использования АИ на занятиях, существуют определенные трудности, препятствующие продвижению АИ. В научной литературе называются такие навыки студентов, как пространственное мышление, цифровая грамотность, способность к самоорганизации, умение решать задачи и взаимодействовать в группе, необходимые для работы с АИ-материалом и отсутствие которых может привести к неудачам в освоении материала. [21].

З.И. Коннова, Г.В. Семенова среди недостатков применения АИ-технологий на занятиях по иностранному языку отмечают трудоемкость процесса разработки контента, ограниченное количество имеющегося АИ-материала, необходимость приобретения дорогостоящего оборудования, временные ограничения работы с технологиями из-за негативного влияния на здоровье студентов [22; с. 38].

Существуют также технические проблемы, связанные с использованием мобильных устройств в аудиториях, такие, как скорость передачи данных в сети, емкость батареи и т.п. [9].

В данной статье представлен опыт использования АИ-технологий преподавателями кафедры иностранных языков по техническим направлениям Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова в обучении профессионально-ориентированному английскому языку.

Процесс освоения профессионально-ориентированного английского языка состоит из нескольких этапов: на начальном этапе студенты знакомятся с особенностями образовательной среды ВУЗа. Затем студентов задействуют в обсуждении инженерных проблем и поиске путей их устранения. Последняя стадия подразумевает междисциплинарное взаимодействие, в ходе которого студенты дискутируют о профессиональных целях и задачах на английском языке.

Изучение профессионально-ориентированного английского языка студентами технических направлений предполагает максимальную ориентацию на их будущее профессиональное поле деятельности: лексические единицы, грамматические конструкции, термины, коммуникативные ситуации [23].

Разрабатывая АИ-контент, необходимо учитывать ряд аспектов: наличие необходимых технических средств и программного обеспечения, актуальность материала, его эргономическую сторону, предполагающую удобство в эксплуатации и не вызывающую переутомление и дискомфорт у студентов.

В рамках работы лаборатории виртуальной и дополненной реальности на базе университета преподаватели кафедры иностранных языков по техническим направлениям осуществляли сотрудничество с преподавателями профильных кафедр. Учитывая специфику подготовки студентов, обучающихся по направлению 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы, профиль подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование», преподавателями был разработан курс профессионально-ориентированного английского языка, состоящий из трех модулей, непосредственно связанных с объектами профессиональной деятельности выпускников:

- домкраты, лебедки, лифты и подъемники, грузоподъемные краны общего назначения, специальные грузоподъемные краны;

- ленточные конвейеры, пластинчатые конвейеры, скребковые конвейеры, ковшовые конвейеры, подвесные конвейеры, тележечные грузонесущие конвейеры, грузоведущие и шагающие конвейеры, элеваторы, качающиеся, роликовые конвейеры, установки гидравлического и пневматического транспорта;

- машины для земляных работ (рыхлители, бульдозеры, экскаваторы, автогрейдеры, скреперы), машины и оборудование для уплотнения грунта, машины для дробления, сортировки и обогащения горных пород (дробилки, грохоты, машины для промывки и классификации горных пород, дробиль-носортировочные установки), цементо- и асфальтобетонные заводы и установки, смесители растворов и бетонов, асфальтоукладчики.

Изучение курса предполагает активное использование технологии AR. Для выяснения эффективности использования технологий AR в обучении профессионально-ориентированному английскому языку в 2020 году на кафедре был проведен эксперимент, цель которого состояла в исследовании потенциала применения AR в языковом образовании, а также сборе и анализе статистических данных с результатами студентов, обучающихся с помощью AR-технологий, и студентов, использующих традиционные методы.

В исследовании приняли участие 42 студента бакалавриата, из которых были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. В экспериментальной группе было 19 человек, остальные студенты обучались в контрольной группе. В начале эксперимента обе группы прошли предварительное тестирование, необходимое для диагностики исходных знаний студентов и уровня владения ими профессионально-ориентированной лексикой. Результаты тестирования показали незначительную разницу в знаниях студентов.

Затем участники экспериментальной группы должны были скачать приложение Aurasma, которое позволяет создавать свой материал, используя любой цифровой или физический объект. Aurasma предоставляет два вида пользовательских интерфейсов: мобильное приложение и веб-приложение. Мобильное приложение можно свободно загрузить на iPhone, iPad, Android-телефоны и другие устройства, которые использовались студентами на занятиях. В это время контрольная группа работала только с печатными учебными пособиями. Всем студентам отводилось одинаковое количество учебных часов на освоение одного и того же материала.

Студентам экспериментальной группы было предложено направлять свои мобильные устройства на определенные изображения и взаимодействовать с дополненным мультимедийным контентом (например, слушать, отвечать на вопросы, повторять). Работа с приложением не вызвала у студентов особых затруднений, и только у нескольких учащихся были технические проблемы.

На занятиях использовались различные иллюстрации и фотографии инструментов, машин и их деталей, которые использовались в качестве триггеров. Рабочий процесс состоял из трех этапов: 1) подготовка триггеров (изображений), 2) подбор мультимедийного учебного материала, 3) создание AR-продукта (аур). Во-первых, фотографии были оцифрованы, обработаны и загружены в приложение Aurasma для создания учебного триггера. Во-вторых, преподаватели разрабатывали и подбирали аудио- и видеоматериалы, упражнения на отработку лексики, произношения и т.д. Наконец, изображение (триггер) был объединен с определенным контентом. Так, мини-диалоги помогают отработке новой лексики и грамматических конструкций в контекст обусловленной среде, в то время как работа с видеоконтентом способствует развитию навыков говорения и аудирования. Каждый модуль курса завершался викториной, которая помогала оценить степень усвоения студентами материала.

В конце эксперимента обе группы выполнили пост-тест. Помимо обычных тестовых вопросов с одним верным вариантом ответа студентам в пост-тесте было предложено письменное задание. Они должны были написать эссе, которое содержит не менее 100 слов за 20 минут. Результаты тестов по-

казали, что экспериментальная группа студентов значительно превзошла контрольную группу в изучении материалов курса по профессионально-ориентированному английскому языку. Кроме того, студенты продемонстрировали свое позитивное отношение к использованию AR-технологий в процессе изучения новых слов и работы с текстами. Молодые люди заинтересованы в применении данных технологий в учебном процессе, поскольку учащиеся, выросшие в цифровую эпоху, воспринимают процесс изучения иноязычного контента традиционным образом как скучный. Использование AR предлагает новый способ работы над вокабуляром, текстами и грамматикой.

Таким образом, в современном мире AR-технологии могут успешно использоваться как новое дополнение к уже активно применяющимся информационно-коммуникационным технологиям, задействованным в процессе изучения языка. Данное исследование было проведено, чтобы проверить эффективность AR-технологий как инструмента для освоения профессионально-ориентированного материала на английском языке. В ходе проведенного эксперимента было установлено, что AR-технологии имеют позитивное влияние на усвоение иноязычного контента студентами. Конечная цель студентов состоит не только в том, чтобы позволить приобретенным знаниям существовать в долговременной памяти, но также использовать их в ситуация профессионального общения.

AR-технологии также играют важную роль в расширении возможностей обучения вне класса, в любом месте и в любое время и повышают интерес и мотивированность студентов к учебному процессу.

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что AR-технологии могут использоваться в качестве дополнения к традиционному обучению профессионально-ориентированному английскому языку.

Библиографический список

1. Кисель О.В., Бутова А.В. Студентоцентрированный подход в высшей школе: преимущества и недостатки // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 12-1. С. 166-170.

2. Жамгарян Н.Т. Роль современных технологий (электронных пособий) в преподавании русского как иностранного (РКИ) // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018. №. 3 (30). С. 27-31.

3. Пантыкина Н.И., Олейникова Е.П., Цыганок Е.А. Виртуальная реальность как инновационный метод в преподавании иностранного языка // Гуманитарный вестник (Горловка). 2019. № 7 (2). С. 45-51.

4. Tulgar A.T. In Between Reality and Virtuality: Augmented Reality in Teaching English to Young Learners // The Journal of Institute of Social Sciences. 2019. Vol. 41. P. 356-364.

5. Azuma R.T. A Survey of Augmented Reality // Teleoperators and Virtual Environments. 1997. No: 6. P. 355-385.

6. Billinghurst M., Kato H., Poupyrev I. Collaboration with Tangible Augmented Reality Interfaces // HCI International. 2001. No. 1. P. 5-10.

7. Cuendet S., Bonnard Q., Do-Lenh S., Dillenbourg P. Designing augmented reality for the classroom // Computers & Education. 2013. No. 68. P. 557-569.

8. Cabero J., Barroso J. The Educational Possibilities of Augmented Reality // New Approaches in Educational Research. 2016. Vol. 5. No. 1. 44-50. URL: https://www.researchgate.net/publication/290447076_The_educational_possibilities_of_Augmented_Reality _1_AUGMENTED_REALITY_DEFINITION_TYPES_AND_PROGRAMS. (дата обращения 12.03.2021).

9. Andone D., Frydenberg M. Experiences in online collaborative learning with augmented reality // The International Scientific Conference eLearning and Software for Education. 2017. Vol. 2. P. 239-246.

10. Godwin-Jones R. Augmented reality and language learning: From annotated vocabulary to place-based mobile games // Language Learning & Technology. 2016, Vol. 20 No. 3. P. 9-19.

11. Ho, S., Hsieh, S., Sun, P., & Chen, C. To activate English learning: Listen and speak in real life context with an AR featured U-learning system // Educational Technology & Society. 2017. Vol. 20. No. 2. P 176-187.

12. Santos, M., Lubke, A., Taketomi, T., Yamamoto, G., Rodrigo, M., Sandor, C., Kato, H. Augmented reality as multimedia: The case for situated vocabulary learning // Research and Practice in Technology

Enhanced Learning. 2016. Vol. 11. No. 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN120.pdf (дата обращения 10.03.2021).

13. Solak E., Cakir R. Exploring the Effect of Materials Designed with Augmented Reality on Language Learners' Vocabulary Learning // Journal of Educators Online. 2015. Vol. 12. No. 2. P. 50-72.

14. Hsu T.C. Learning English with augmented reality: Do learning styles matter? // Computers & Education. 2017. Vol. 106. P. 137-149.

15. Liu T.Y. A context-aware ubiquitous learning environment for language listening and speaking // Journal of Computer Assisted Learning. 2009. Vol. 25. No. 6. P. 515-527.

16. Tobar-Munoz H., Baldiris S., Fabregat R. Augmented Reality Game-Based Learning: Enriching Students' Experience During Reading Comprehension Activities // Journal of Educational Computing Research. 2017. Vol. 55 No. 7. P. 901-936.

17. Семенова Г.В., Исаева А.Ю. Использование технологий дополненной реальности при формировании иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №1 (8). URL: https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN120.pdf (дата обращения 10.03.2021).

18. Амелькина М.В., Карагезьян М.В. Мобильные квесты дополненной реальности как средство формирования профессиональной иноязычной компетенции у студентов в условиях академической мобильности // Современный ученый. 2019. № 4. С. 14-20.

19. Кисель О.В. Применение компьютера как средства обучения в вузе // Современные проблемы и перспективы развития науки, техники и образования. Материалы I Национальной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2020, С. 231-233.

20. Котенко В.В. Проблемы и возможности применения технологий дополненной и виртуальной реальности в преподавании иностранного языка // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. 2020. № 3 (181). С. 252-257.

21.Жаринов Ю.А., Билалова Д.Н. Технология дополненной реальности в преподавании иностранных языков в высших учебных заведениях // Современное педагогическое образование. 2020. № 3. С. 32-34.

22. Коннова З.И., Семенова Г.В. Обучение иностранному языку студентов-медиков в рамках технологии виртуальной реальности // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6. № 2. С. 34-41.

23. Butova A.V. The role of professionally-oriented texts in communicative competence building among non-linguistic university students // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-1.С. 102-105.

References

1. Kisel O.V. The use of a computer as a means of teaching at a university // Modern problems and prospects for the development of science, technology and education: materials of the 1st National Scientific and Practical Conference. Magnitogorsk: Nosov Magnitogorsk State Technical University Publ., 2020. P. 231-233.

2. Zhamharyan N.T. The role of modern technologies (electronic benefits) in teaching Russian as a foreign // Actual Issues of Modern Philology and Journalism. 2018. No. 3 (30). P. 27-31.

3. Pantykina N.I., Oleynikova E.P., Tsyganok E.A. Virtual Reality as an Innovative Method of Teaching a Foreign Language // Humanitarian Bulletin (Gorlovka). 2019. No. 7 (2). P. 45-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Tulgar A.T. In Between Reality and Virtuality: Augmented Reality in Teaching English to Young Learners // The Journal of Institute of Social Sciences. 2019. Vol. 41. P. 356-364.

5. Azuma R.T. A Survey of Augmented Reality // Teleoperators and Virtual Environments. 1997. No: 6. P. 355-385.

6. Billinghurst M., Kato H., Poupyrev I. Collaboration with Tangible Augmented Reality Interfaces // HCI International. 2001. No. 1. P. 5-10.

7. Cuendet S., Bonnard Q., Do-Lenh S., Dillenbourg P. Designing augmented reality for the classroom // Computers & Education. 2013. No. 68. P. 557-569.

8. Cabero J., Barroso J. The Educational Possibilities of Augmented Reality // New Approaches in Educational Research. 2016. Vol. 5. No. 1. 44-50. URL: https://www.researchgate.net/publication/290447076_The_educational_possibilities_of_Augmented_Reality _1_AUGMENTED_REALITY_DEFINITION_TYPES_AND_PROGRAMS. (дата обращения 12.03.2021).

9. Andone D., Frydenberg M. Experiences in online collaborative learning with augmented reality // The International Scientific Conference eLearning and Software for Education. 2017. Vol. 2. P. 239-246.

10. Godwin-Jones R. Augmented reality and language learning: From annotated vocabulary to place-based mobile games // Language Learning & Technology. 2016, Vol. 20 No. 3. P. 9-19.

11. Ho, S., Hsieh, S., Sun, P., & Chen, C. To activate English learning: Listen and speak in real life context with an AR featured U-learning system // Educational Technology & Society. 2017. Vol. 20. No. 2. P 176-187.

12. Santos, M., Lubke, A., Taketomi, T., Yamamoto, G., Rodrigo, M., Sandor, C., Kato, H. Augmented reality as multimedia: The case for situated vocabulary learning // Research and Practice in Technology Enhanced Learning. 2016. Vol. 11. No. 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN120.pdf (дата обращения 10.03.2021).

13. Solak E., Cakir R. Exploring the Effect of Materials Designed with Augmented Reality on Language Learners' Vocabulary Learning // Journal of Educators Online. 2015. Vol. 12. No. 2. P. 50-72.

14. Hsu T.C. Learning English with augmented reality: Do learning styles matter? // Computers & Education. 2017. Vol. 106. P. 137-149.

15. Liu T.Y. A context-aware ubiquitous learning environment for language listening and speaking // Journal of Computer Assisted Learning. 2009. Vol. 25. No. 6. P. 515-527.

16. Tobar-Munoz H., Baldiris S., Fabregat R. Augmented Reality Game-Based Learning: Enriching Students' Experience During Reading Comprehension Activities // Journal of Educational Computing Research. 2017. Vol. 55 No. 7. P. 901-936.

17. Semenova G.V., Isaeva A.Yu. The use of augmented reality technologies in the formation of foreign language competence of students of non-linguistic specialties // World of Science. Pedagogy and psychology. 2020. No. 1 (8). URL: https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN120.pdf (дата обращения 10.03.2021).

18. Amelkina M.V., Karageziyan M.V. Augmented reality mobile quests as an instrument for students to improve their professionally-oriented foreign language competence in the conditions of academic mobility // Modern Scientist. 2019. No. 4. P. 14-20.

19. Kisel O.V., Butova A.V. The student-centered approach in higher education: Advantages and disadvantages // Modern high technologies. 2020. No. 12. P. 166-170.

20. Kotenko V.V. Challenges and opportunities of application of augmented and virtual reality technologies in teaching the foreign language // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2020. No. 3 (181). P. 252-257.

21. Zharinov Y. A., Bilalova D. N. Augmented reality technology in teaching foreign languages in higher education institutions // Modern Pedagogical Education. 2020. No. 3. P. 32-34.

22. Konnova Z.I., Semenova G.V. Teaching foreign language to medical students in the framework of virtual reality technology // Research Result. Pedagogy and Psychology of Education. Vol. 6, No. 2. P. 3441.

23. Butova A.V. The role of professionally-oriented texts in communicative competence building among non-linguistic university students // Problems of modern teacher education. 2020. № 69-1. С. 102105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.