СПОРТ
УДК 796.325
ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ ВОЛЕЙБОЛА С СОЗДАНИЕМ СИТУАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВЫБОРА СПОСОБА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Л.Р. Айрапетьянц
В работе выдвигается предположение о возможности и целесообразности целостного обучения двигательным навыкам волейбола в таком виде, в каком они выполняются в естественных условиях соревновательной игры. Состоятельность такого подхода к обучению обосновывается с точки зрения теории функциональной системы, разработанной П.К. Анохиным.
Ключевые слова: обучение навыку в разных условиях, создание ситуации, условный рефлекс, произвольный выбор.
Возрастающая конкуренция за достижение высоких спортивных результатов в современном волейболе, также как и в других видах спорта, выдвигает все новые задачи, ориентирующие тренеров и специалистов на творческий поиск и изобретение совершенно новых игровых приемов или по структуре модифицированных способов их выполнения, направленных на достижение конечного полезного эффекта действия на соревнованиях.
Несомненно, что изобретаемые новые игровые действия или способы их выполнения в начале должны быть подвергнуты соответствующему испытанию на прочность и целесообразность. И только потом, когда они начнут приносить свою эффективность, становятся доступными и прочно уживаются на практике как надежное «оружие» против соперников. Однако, необходимость внедрения таких «новоиспеченных» игровых действий или способов их выполнения в практику подготовки юных и спортсменов высших разрядов требует научной разработки соответствующих технологических приемов обучения.
В спортивной практике нередко наблюдаются случаи, когда какой-нибудь спортсмен, демонстрируя новое двигательное действие или способ его выполнения, выигрывает поединок. Затем он получает распространение среди других спортсменов, которые стихийно пытаются копировать и воспроизводить их оригинальный вариант. А научная разработка технологии последовательного разучивания и отработки такого рода приемов нередко остаются вне поля зрения тренеров и специалистов.
Подобные вопросы не находят своего освещения не в учебной литературе или методических пособиях.
За последние годы так происходило, например в волейболе. Это появление в нем таких игровых приемов как силовая подача в прыжке с разбега и отчасти нацеленная планирующая подача с «полупрыжка», нападающий или обманный удар из зон защиты с помощью дугообразнодиагонального прыжка вверх - в длину, прием подач сверху двумя руками в прыжке с последующей доводкой в зону передачи мяча на нападающий удар или первая передача в прыжке сразу на атакующий удар. Кроме того, в связи с внедрением в волейбол новой игровой функции «ЫЬего» игра в защите приобрела совершенно новое, более эффективное содержание, которое способствовало усилению активности не только в подборе мяча, но и повысило качество доводок мяча в зону передачи мяча на нападающий удар.
В настоящей работе в качестве предмета дискуссии ставится цель -обсудить вопрос о целесообразности введения в практику обучения волейболу так называемый «инновационный подход» к разучиванию «приема» в натуральном виде (так как выполняется в естественных условиях соревнований) с созданием ситуации произвольного выбора способов решения двигательных задач. Дело в том, что обучение технике игровых приемов в волейболе, выполняемых, например в прыжке (передача, подача, нападающий удар, блокирование), изначально, как правило, осуществляется в опорном положении, а затем после прочного их усвоения процесс обучения продолжается в условиях безопорного положения, т.е. в прыжке. А присоединение структурных элементов прочно усвоенного навыка «на земле» с выполнением его «в воздухе», то есть в прыжке, порождает, на наш взгляд, совершенно новое структурнокоординационное действие (прием).
Известно, что согласно нейрофизиологическим закономерностям формирования и совершенствования двигательных условных рефлексов с учетом порядка проявления системообразующих компонентов функциональной системы обучать новому навыку в конкретных условиях (например в опорном положении) гораздо проше, чем «переделывать» (переучивать, преобразовывать) этот же, но уже прочно усвоенный навык в противоположных условиях, то есть в безопорном положении [1]. Более того, в некоторых работах выдвигается мнение о том, что в целях повышения уровня технико-тактического мастерства теннисистов следует внедрить в процесс спортивной тренировки принцип гармоничной симметрии, сущность которого заключается в формировании умения играть (ударить или принимать мяч) «неудобной стороной» (слабая рука), когда это диктуется игровой ситуацией [6]. Смысл этого принципа в том, что обучение должно вестись не по традиционному сценарию «от простого к сложному» или «снизу-вверх», а наоборот - обучающие упражнения
используются по принципу обратной последовательности. Иначе говоря, обучение основам тенниса необходимо осуществлять с самого раннего возраста в рамках формирования игровых приемов в таком естественном виде, в каком требует создавшаяся ситуация соревновательных игр. При этом нельзя строить процесс обучения с точки зрения копирования.
Наблюдения показывают, что при обучении двигательным действиям, тренеры нередко требуют повторить то, что они показывают, а иногда требуют скопировать «модельный» образец двигательного навыка и воспроизводить его раздельно по частям с последующим соединением их в единое целое. При этом не учитываются сущность понятий «эталонная техника» (модельная), «рациональная техника» и «индивидуальнодифференцированная техника» [2, 3, 4, 5].
Известно, что в спортивных играх, в том числе в волейболе, каждое игровое действие протекает в определенных быстро меняющихся и экстренно возникающихся игровых ситуациях (расположение и действия игроков, скорость, траектория и направление полета мяча и т. д.). Следовательно, достижение полезного эффекта действия в конкретной ситуации зависит не от первоначально сформированного в безопорном положении навыка, а связано с качественным выполнением навыка, прочно и вариативно отработанного в естественном положении (то есть в безопорном положении), отвечающего запросам возникающей ситуации. Для этого необходимо в кратчайшие сроки определить (обнаружить) суть ситуации, выработать план ее дальнейшего развития, составить свой план действия, проверить их соответствие, принять решение какой навык или способ его выполнения нужно использовать и потом только следует реализовать свое действие. Все это протекает в рамках закономерностей теории функциональной системы, согласно которой движения, выполняемые даже в весьма коротких интервалах времени, включают в себя обширные системные процессы, связанные с явлениями афферентного синтеза, принятия решения, формирования акцептора результатов действия и программой конечного действия моторных возбуждений центральной нервной системы [1]. Начальная и определяющая роль при этом принадлежит афферентному синтезу, включающему доминирующую мотивацию, обстановочную и пусковую афферентации, а также аппараты памяти.
Обсуждаемые психофизиологические закономерности построения и реализации двигательных действий должны ориентировать тренеров на организацию процесса обучения навыкам с учетом их ситуационноконечной цели. При этом технология использования методов и средств обучения должна быть направлена не столько на «дрессировку» исполнительных органов и репродуктивно-подражательное воспроизведения образца движения, сколько на создание и расширение диапазона условий для самостоятельно-творческого выбора наиболее эффективного способа решения предъявляемых ситуационно-
двигательных задач. Нетрадиционный творческо-инновационный подход к технологии использования методов и средств обучения двигательным действиям волейбола - это есть методически обоснованный мост для перехода от знаний к умениям, что является важным условием достижения полезного эффекта учебно-тренировочного процесса.
Несомненно, что при разучивании двигательного действия на начальном этапе обучения должно иметь место репродуктивное восприятие оригинала (образца, модели) изучаемого навыка и его подражательное (копированное) исполнение в более или менее качественном виде. В дальнейшем, по мере усвоения координационного, модельного (образцового) навыка, технология применения методов и средств обучения должна приобретать нетрадиционный смысл, суть которого состоит в создании на тренировочных занятиях ситуаций произвольного выбора наиболее рационального варианта (или способа) выполнения одного и того же навыка, соответствующего возможностям обучаемого. Тренер, в свою очередь, должен контролировать качество выполняемого действия, вносить необходимые коррективы относительно точности движений, их скорости, направления и амплитуды.
Предоставление возможности занимающимся самим «изобретать» эффективные способы выполнения игрового действия в пределах изучаемой двигательной задачи позволяет раскрывать глубоко заложенные двигательные задатки, имеющие генетическую основу.
Следует не забывать и то, что тренировка по жесткой «указке» приводит к ограничению объема разновариантных способов выполнения игровых действий, тормозит процесс разностороннего роста спортивного мастерства.
Первый - ситуационный вариант подхода к обучению, помимо прочего, может сократить продолжительность обучения двигательному навыку. Сроки завершения процесса обучения при этом должны быть определены на основании результатов тестирования и оценки качества усвояемости изучаемого навыка.
В практике обучения двигательным действиям нередко бывают случаи, когда тренеры либо форсируют оптимальный период продолжительности обучения, либо затягивают его настолько, что обучаемые дети разочаровываются, у них возникает падение интереса и исчезает мотивационная потребность продолжать занятия в избранном виде спорта. Поэтому тренер должен обладать профессиональнопедагогической способностью использовать в процессе обучения инновационные технологии с применением арсеналов проблемной ситуации произвольного выбора способа решения двигательных задач разной сложности.
В каждом отдельном комплексе движений существуют наиболее главные, ключевые (начальные, промежуточные и завершающие-финальные) фазы (или компоненты), а остальные (микрофазы) являются
подчиненными и не требуют пристального коркового контроля и коррекции. Например, при обучении технике перемещения в стойке волейболиста с последующим выполнением соответствующего игрового приема не следует объяснять: «при перемещении в правую сторону движение начинается с правой ноги, а левая приставляется...». Надо объяснять и показать смысловое и целевое назначение изучаемого технического приема из разных позиций и в разных вариантах. Все второстепенные элементы приема (перемещение, сгибание ног, положение рук и т. д.) подчинены главному - смысловому (финальному) назначению выполняемого действия, а значит они, соответственно, точно «впишутся» в целостную цепь комбинации движений. А режим выполнения приема по скорости, амплитуде, силе и направлению должен определять сам обучаемый на основе самостоятельного выбора наиболее рационального способа реализации данного приема в зависимости от конкретного запроса естественно возникающей или искусственно создаваемой ситуации.
Таким образом, создание проблемной ситуации свободного, произвольного выбора наиболее эффективного способа или варианта решения предъявляемых (или возникающих) двигательных задач в процессе обучения игровым приемам волейбола является важным условием для раскрытия таланта, «изобретательности» и одаренности спортсменов в ходе спортивного совершенствования. Тем не менее, планируется проведение экспериментального исследования на предмет определения состоятельности такого подхода к обучению навыкам в таком виде, в каком они выполняются в естественных условиях соревновательной игры.
Список литературы
1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1980. 200 с.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. 288 с.
3. Лях В.И., Садовский Е. О концепциях, задачах, месте и основных положениях координационной подготовки в спорте // Теория и практика физической культуры. 1999. № 5. С. 40-46.
4. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций: монография. М.: Теория и практика физической культуры, 2003. 258 с.
5. Немцов О.Б. Место точности движений в структуре физических качеств // Теория и практика физической культуры. 2003. № 8. С. 22-26.
6. Тучашвили И., Янчук В. Некоторые перспективы развития современного тенниса // Человек в мире спорта: мат. конгресса. М.: Физкультура, образование и наука, 1998. С. 244-245.
Айрапетьянц Леонид Робертович, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Узбекистан, Ташкент, Узбекский государственный институт физической культуры
TRAINING IN VOLLEYBALL RECEPTIONS WITH CREATION OF THE SITUATION OF ANY CHOICE OF THE WAY OF THEIR PERFORMANCE
L.R. Ayrapetyants
In the research the assumption of opportunity and expediency of complete training in motive skills of volleyball in such look in what they are carried out under natural conditions competitive game is made. The solvency of such approach to training locates from the point of view of the theory of the functional system developed by P.K. Anokhin.
Key words: training in skill in different conditions, situation creation, a conditioned reflex, any choice.
Ayrapetyants Leonid Robertovich, doctor of pedagogical Science, professor, head of the department, [email protected], Uzbekistan, Tashkent, Uzbek State Institute of Physical Culture
УДК 796.35
ИГРА В НЕРАВНОЧИСЛЕННЫХ СОСТАВАХ ВЕДУЩИХ МУЖСКИХ И ЖЕНСКИХ СБОРНЫХ КОМАНД МИРА ПО ФЛОРБОЛУ
А.В. Быков
В статье представлен анализ игры в численном большинстве ведущих мужских и женских сборных команд на чемпионатах мира по флорболу. В результате исследования получены данные, которые характеризуют игру лидеров мирового флорбола в неравных составах. Определены показатели эффективности игры при численном преимуществе на игровой площадке ведущих мужских и женских команд мира по флорболу.
Ключевые слова: флорбол, чемпионат мира, ведущие сборные команды мира, эффективность игры, численное большинство.
Флорбол (АоогЬаП) - спортивная игра, принадлежащая к хоккейному семейству. Чемпионаты мира среди мужских и женских национальных сборных команд проходят каждые два года [1]. Хоккей в зале имеет свои особенности и характеристики, которые реализуются в процессе игры [2-5]. Особенностью соревновательной деятельности во флорболе являются ситуации в матче, когда одна из команд, в результате нарушения правил соперником, получает численное превосходство в матче на некоторый временной отрезок [6]. В связи с этим представляет несомненный интерес исследование параметров эффективности игры в