Научная статья на тему 'Обучение при сокращении контактных часов'

Обучение при сокращении контактных часов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
832
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНТАКТНЫЕ ЧАСЫ / ПИРИНГОВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болкунов И. А.

Статья посвящена анализу возможных методов проведения занятий при малом количестве контактных часов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение при сокращении контактных часов»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.8с1епсе

УДК: 378.14

Болкунов И. А.

к.ф.-м.н., доцент кафедра истории и правоведения Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАУ ВО КФУ им. В. И. Вернадского

ОБУЧЕНИЕ ПРИ СОКРАЩЕНИИ КОНТАКТНЫХ ЧАСОВ

Статья посвящена анализу возможных методов проведения занятий при малом количестве контактных часов.

Ключевые слова: интерактивное обучение, групповое взаимодействие, контактные часы, пиринговое оценивание.

В последнее время возрос интерес преподавателей к поиску новых методов обучения. Отчасти это связано с тем, что для ряда учебных дисциплин наблюдается сокращение предусмотренного учебным планом контактного времени. Несмотря на уменьшение времени, предусмотренного для аудиторных занятий, задача формирования у обучаемых необходимых знаний, умений, навыков, компетенций не снимается с повестки дня. Также, следует учесть, что, исходя из экономических требований, для учебных дисциплин ВУЗом устанавливается минимальное число студентов в академической группе, необходимое для открытия группы или дисциплины. Малоразмерные группы могут объединяться в потоки для проведения аудиторных занятий.

Сокращение количества аудиторных часов при увеличении численности группы (потока), приводит к существенному уменьшению времени, которое может уделить преподаватель каждому отдельному обучаемому в пределах предусмотренных контактных часов.

Например, на курс «Экономика» отводится 36 аудиторных часов, включая 18 часов лекционных и 18 часов практических занятий. Контактное время практически равно аудиторному. Практические занятия, как правило, проводятся в группах численностью около 30 человек. Работа с группой такой численности традиционными методами малоэффективна. Средний индивидуальный вклад каждого обучаемого невелик, реальную пользу от занятия получит то меньшинство студентов, которое активно участвует в выполнении учебных заданий.

Очевидно, что проведение практических занятий в больших учебных группах при небольшом количестве контактных часов, требует применения нетрадиционных подходов к проведению занятий, позволяющих повысить результативность изучения предмета, без увеличения количества контактных учебных часов.

Известно, что размер академической группы может оказывать влияние на процесс обучения. При традиционной форме проведения учебных занятий (фронтальная и индивидуальная формы) обучаемые работают изолированно друг от друга. Преподаватель общается либо со всей группой сразу, либо с отдельным обучаемым. В таком случае, эффективность обучения снижается по мере роста размера группы.

Однако, для изучающих английский язык проведенные исследования показали, что при использовании коллективной формы обучения (взаимодействие и общение обучающихся между собой под руководством преподавателя), с ростом размера группы (до определенного предела) эффективность обучения растет за счет особого эффекта влияния группы на своих членов [3]. При обучении иностранным языкам методом активизации оптимальный размер группы находится в пределах 10-14 человек. Отмечено, что по мере увеличения размера группы обучаемых сверх оптимального размера, успешность совместной познавательной деятельности снижается.

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.8с1епсе

В группах большой численности при малом количестве контактного времени, только использование интерактивного обучения, т.е. коллективного взаимного обучения, в сочетании с методами активизации обучения, способными мотивировать обучающихся к самостоятельному изучению учебного материала, позволит достичь программируемых учебных целей, необходимых компетенций. Интерактивное обучение, т.е. обучение в сотрудничестве, обучение, основанное на общении, осуществляется через технологию, в основе которой лежит диалоговое взаимодействие, реализуемое в групповой деятельности через работу в малых группах или парах сменного, или постоянного состава.

Интерактивное обучение — сложная форма организации учебной деятельности обучаемых. Распространение коллективных или групповых методов сдерживается низким уровнем организационно-методического обеспечения, отсутствием учебно-методической документации, высокой трудоемкостью. При таком обучении, активизация познавательной деятельности обучаемых, в первую очередь определяется созидательной и энергичной позицией преподавателя, а во вторую — психологическими и социальными характеристиками обучаемой группы. Применение интерактивных форм обучения значительно увеличивает объем подготовительной работы преподавателя к учебному процессу за счет дополнительных усилий по подбору материала, составлению заданий, включая задания проблемного характера, групповые дискуссии и т.д. Дополнительные сложности при проектировании учебных занятий возникают вследствие необходимости выполнить одновременно принцип индивидуализации и принцип сотрудничества. Т. е. учебный процесс должен быть построен на основе учёта индивидуальных особенностей обучаемого, его опыта, интересов и возможностей. При этом, каждый обучаемый реализует свою образовательную траекторию за счет разных взаимодействий и в разных кооперациях с остальными участниками занятий. Успех в системе интерактивных учебных занятий достигается только в случае успешного и плодотворного взаимодействия в группе за счет организационного обеспечения и наличия специфической и достаточно сложной, по сравнению с традиционными формами, системы управления занятием.

Помимо дефицита методического обеспечения, до настоящего времени не изученными являются многие ключевые вопросы инновационного обучения: в каких случаях следует использовать интерактивные формы, как формировать микрогруппы внутри академической группы, какие особенности имеет применение современных информационных технологий при групповой или коллективной форме работы и т.д.

Сокращение контактного аудиторного времени накладывает ограничения и на возможности проведение текущего контроля успешности учебной деятельности или тематического контроля.

Для предварительной оценки успешности могут использоваться ответы с места, т. е. фронтальная форма и групповая форма контроля. Однако, для основательного знакомства преподавателя со знаниями, умениями и навыками отдельных обучаемых незаменим индивидуальный контроль. При ограниченном времени аудиторных занятий количество сеансов индивидуального контроля на одного обучаемого невелико и явно недостаточно для оценки учебных результатов каждого обучаемого.

Для оперативного контроля в условиях ограниченного контактного времени тестирование часто является единственной возможностью формирования достаточно объективной оценки знаний обучаемых. Использование компьютерных программ тестирования упрощает подготовку к тестированию и ускоряет обработку и анализ результатов выполненных заданий. Развитие тестирования связано с возможностями сети Интернет. Например, тестовые задания размещаются на сайте учебного заведения, а затем используются сервисы, позволяющие организовать проведение тестирования, сохранение результатов. Тестирование существенно экономит время преподавателя, отводимое на контроль знаний, обучаемых в больших учебных группах, по сравнению с другими видами контроля.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Дистанционные технологии, в т. ч. тестирование с использованием сети Интернет имеют недостатки [1]. Например, такое тестирование нельзя назвать гарантом проверки знаний учащегося, так как в процессе выполнения тестов у него имеется доступ к информационным ресурсам, где он может получить ответ практически на любой вопрос. Трудно обеспечить и однозначную аутентификацию пользователя. Тем не менее, это оперативный способ быстро получить срез знаний большой группы.

Разработка статистически обоснованных, качественных тестовых заданий — длительный и трудоемкий процесс. Стандартные наборы тестов для большей части учебных дисциплин пока не разработаны. Не все необходимые компоненты усвоенных знаний и умений можно получить путем тестирования. Например, умение уточнить свой ответ фактическим материалом, конкретными примерами, умение логически связно и доказательно выразить свои мысли, и некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков, диагностировать тестированием невозможно. Это означает, что помимо тестирования обязательно должны применяться и другие формы, и методы контроля знаний обучаемых.

В условиях сокращении контактного времени и больших академических групп требуются инструменты, позволяющие сохранить активные формы изучения дисциплины, опирающиеся на самостоятельную работу обучаемых. Полезными могут оказаться некоторые принципы обучения, используемые в массовых открытых онлайн курсах (МООК, от англ. MOOC — Massive open online courses). Это одна из форм дистанционного обучения, с активным использованием интерактивных форумов пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества обучаемых и преподавателей.

С появлением и распространением МООК четко проявилась проблема поиска подходящего метода оценки учебного курса, в котором участвует большое количество обучаемых. Безусловно, в массовых открытых онлайн курсах используется и традиционное тестирование и развиваются новые, например, методы, основанные на компьютерной лингвистике и другие. Один из таких новых методов — пиринговая оценка (peer assessment) небольших письменных исследовательских работ — эссе. Оценку работ одних обучаемых проводят обучаемые той же учебной группы или того же потока, равные по статусу проверяемым. При этом такая оценка может состоять не только в оценке результата другими участниками, но и в предложениях и рекомендациях с их стороны. Оказалось, что пиринговое оценивание позволяет выйти за рамки автоматически проверяемых тестов на уровень небольших исследовательских работ и даже исключить преподавателя из процедуры проверки письменных работ. Но достоинство такого оценивания не только в том, что экономится время преподавателя, но и в том, что меняется подход к обучению. Очевидна польза от написания эссе для авторов. Автор знакомится с учебными и научными материалами по теме исследования, их анализирует, критически оценивает, определяет логику изложения материала и т.д. Но и рецензенты вынуждены знакомиться с аналогичными материалами по теме, анализировать работу автора, давать положительные или отрицательные критические оценки. У обучаемых развиваются навыки чтения учебной и научной литературы, логичного и последовательного изложения мыслей, критического анализа и оценивания.

Опыт использования пирингового оценивания в РФ накапливается в НИУ ВШЭ [4]. Разрабатываются инструменты обработки данных и необходимые сервисы, выявляются необходимые функции, тестируется программное обеспечение [2].

Для использования технологии пирингового оценивания в системе высшего образования, необходим учет ряда обстоятельств и особенностей. Часть этих обстоятельств и особенностей связаны с количественными различиями МООК и учебного потока в системе высшего образования РФ, часть — фундаментальные проблемы оценивания в МООК.

Во-первых, как для написания, так и для оценивания эссе нужна эффективная система мотивации, как для авторов, так и для рецензентов работ. Система мотивации в ВУЗе может

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

быть основана на начислении дополнительных баллов, например, баллы, начисляемые за предоставленную работу, баллы за качество работы, бонусные и штрафные баллы.

Во-вторых, как для написания эссе, так и для выполнения оценки обучаемыми нужны критерии оценки. Критерии разрабатываются как по содержанию, так и по форме работы. Для выставления балла по критерию разрабатывается необходимое содержание каждого критерия.

В-третьих, организация пиринговой проверки работ требует устранения субъективного фактора, т.е. автор эссе не должен знать, кто проверяет его работу, а проверяющий также не должен знать автора данной работы и других рецензентов.

В-четвертых, для обработки рецензий и выставления итоговой оценки полезны системы автоматического выставления оценки. Хой К. Суэн рассмотрел распространенные методы обработки результатов пирингового оценивания [5]. Используемые методы оценки основаны на расчете средних оценок с модификациями, которые учитывают успеваемость рецензента или степень отклонения оценки от среднего и т. д.

В-пятых, если пиринговая оценка строится на расчете средних арифметических величин, то важно обеспечить хорошие статистические свойства этой оценки. Хорошая статистические свойства оценки достигаются при большом количестве рецензентов.

Возможности пирингового оценивания, способы его применения, точность, достоверность измерения учебных достижений, и степень соответствия других способам контроля в системе высшего образования РФ в настоящее время не изучены.

Таким образом, в условиях ограниченного количества контактных часов выявлена необходимость изменения в технологиях проведения учебных занятий. В процессе реализации контактной работы целесообразно применение интерактивных форм учебных занятий, развивающих у обучающихся навыки взаимодействия и командной работы, коммуникации и принятия решений. В этих целях полезно проведение групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализа ситуаций и т. д.

Кроме того, в условиях ограничений контактного времени, прирост активности в изучении учебной дисциплины может быть достигнут за счет использования пирингового оценивания небольших творческих исследовательских работ обучаемых. У обучаемых развиваются навыки чтения учебной и научной литературы, логичного и последовательного изложения мыслей, критического анализа и оценивания. Также, пиринговое оценивание позволяет сэкономит время преподавателя, за счет исключения его из процедуры проверки письменных работ.

Практическая разработка и реализация перспективных форм и методов обучения в условиях ограниченного количества контактных часов нуждается как в теоретическом обосновании, так и в дальнейшем накоплении методического обеспечения.

Литература

1. Болкунов, И. А. Электронное обучение: проблемы, перспективы, задачи / И. А. Болкунов // Таврический научный обозреватель. — 2016. — № 11 (16). — С. 128-132.

2. Буравцова, А.О. Анализ результатов курсов КГ по массивам данных / А. О. Буравцова // Новые информационные технологии в автоматизированных системах. — 2015. — № 18. — С. 426-434.

3. Карпенко, JI. A. Влияние размера учебной группы на успешность совместной познавательной деятельности / Л. А. Карпенко // Вопросы психологии. — 1984.—№1. — С. 7075.

3. Королев, Д. А. Применение пиринговой оценки письменных работ студентов в потоковых очных курсах / Д. А. Королев, А. С. Кольбе, А. В. Паволоцкий // Вестник РУДН, серия Информатизация образования. — 2016. — № 4. — С. 63-70.

5. Suen, H. K. Peer assessment for massive open online courses (MOOCs) / H. K. Suen // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. — 2014. — № 15(3). — P. 312-327/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.