6. Khodyakova l. A. Zhivopis na urokakh russkogo yazyka: teoriya i metodicheskie razrabotki urokov: uchebnoe posobie. m.: flinta: nauka, 2003. 352 s
Хертек Лидия Кенденовна - к. ф. н., доцент кафедры теории и методики языкового образования и логопедии Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Кара-Сал Даяна Чимитовна - студентка 3 курса начального обучения Тувинского государственного университета, г. Кызыл
Khertek Lydia Kendenovna - Ph.D. Sc., Associate Professor, Department of Theory and Methods of Language Education and Speech Therapy, Tuva State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
Kara-Sal Dayana Chimitovna - 3rd year student of elementary education at Tuvan State University, Kyzyl
УДК 372.881.1
ОБУЧЕНИЕ ПРЕФИКСАЛЬНОМУ СПОСОБУ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (НА ПРИМЕРЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРИСТАВОК)
Чыпсымаа О.О.
Тувинский государственный университет, Кызыл
THE TRAINING METHOD OF PREFIXAL WORD FORMATION IN ENGLISH (ON THE EXAMPLE OF NEGATIVE PREFIXES)
Chypsymaa O.O.
Tuvan State University, Kyzyl
Данная статья посвящена технологиям обучения словообразованию для совершенствования навыков префиксального способа в английском языке. Тема является актуальной в свете решения проблемы производства и восприятия иноязычной речи. Незнание семантики производных английских слов является одним из препятствий при восприятии иноязычной речи, а отсутствие производной лексики в словарном запасе учащихся тормозит их речь при порождении высказывания. Упражнения на развитие навыков словообразования во многих учебниках представлены по-разному: во-первых, их недостаточно для автоматизации данных навыков, во-вторых, нет определенной эффективной методики, специально разработанной для системного овладения данными навыками с целью достижения коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: методика преподавания, технологии обучения, английский язык, словообразовательные навыки, префиксальный способ.
This article is devoted to the technologies of word formation training to improve the skills of the prefix method in the English language. The topic is relevant in the light of the decision of algorithms of preparation for the unified state exam, part of "Grammar and vocabulary". Exercises for the development of word-formation skills in many textbooks are presented in different ways, but, firstly, they are not enough to automate these skills, and secondly, there is no certain effective methodology specifically designed for the systematic mastery of these skills in order to achieve communicative competence.
Keywords: teaching methodology, learning technology, the English language, word formation skills, prefixes method.
Введение
Словообразование - один из важнейших разделов школьного и вузовского курсов обучения английскому языку. Очевидно, что знание правил и закономерностей словообразования изучаемого языка, умение определять значение словообразующих морфем позволяет расширить активный словарный запас, открыть перспективу самостоятельного формирования потенциального словарного запаса за счет обоснованной языковой догадки на базе словообразования, обогатить лексический и грамматический строй речи, овладеть коммуникативной компетенцией в целом [Чистяков, 1958; Текучев, 1970; Кравченко, 1984]. Незнание семантики производных английских слов является одним из препятствий при восприятии иноязычной речи, а отсутствие производной лексики в словарном запасе учащихся тормозит их речь при порождении высказывания. Для преодоления этого барьера необходима целенаправленная работа по словообразованию с точки зрения общепедагогического характера, развития мыслительных способностей учащихся, их познавательной деятельности, самостоятельности и навыков решения поисковых задач. Сказанным определяется необходимость поиска эффективных технологий в обучении английскому словообразованию на примере префиксального способа со значением отрицания.
Автор данной статьи считает, что отдельно следует остановиться на префиксальном способе словообразования в английском языке в силу своеобразия английских префиксов по сравнению с русскими. Как следствие учащиеся допускают большое количество лексико-семантических ошибок, т.к. практическое усвоение английских префиксов представляет для учащихся трудности. Упражнения на развитие навыков словообразования во многих учебниках представлены по-разному, во-первых, их недостаточно для автоматизации данных навыков, во-вторых, нет определенной эффективной методики, специально разработанной для системного овладения данными навыками.
Актуальность исследования данной проблемы связана с расхождением количественного состава префиксов в английском и русском языках, а также семантики префиксов, что приводит к различным видам межъязыковой интерференции.
Целью представленной работы является поиск эффективных технологий обучения английскому префиксальному словообразованию со значением отрицания.
Префиксальные способы словообразования в английском языке
Проблема английского словообразования в лингвистике (не в методике) имеет обширную исследовательскую историю, которой занимались ученые-лексикологи В.В.Елисеева, И.В. Арнольд, Е.С. Кубрякова, А.Н.Ильина, С.Г. Кибасова, П.В. Царев, Г.Б. Антрушина, Э.М. Дубенец, Т.И. Арбекова, Г.Н. Бабич.
Несмотря на то, что ученые не сошлись r единой классификации способов словообразования в английском языке, представим наиболее продуктивные из них:
1. Аффиксация (модель «основа + аффикс») - распространенный способ словообразования, который представляет собой присоединение аффикса к основе.
2. Словосложение (модель «основа + основа») - способ образования новых слов путем сложения двух основ, в результате которого образуется сложное слово (а compound word).
3. Конверсия (модель V > N или N > V) - способ словообразовательного процесса, при котором происходит функциональный сдвиг слова из одной части речи в другую без изменения формы слова.
4. Реверсия (модель «основа - квази-аффикс») - способ словообразования, при котором слово укорачивает основу, отсекая то, что представлено по способу аналогии - восполнения недостающего члена некой пары.
Таким образом, основа является центром словообразовательной парадигмы и обладает тремя свойствами: словообразовательной потенцией, валентностью и активностью. При этом потенция отражает способность основы участвовать в словопроизводстве, валентность показывает за счет каких аффиксальных морфем эта способность реализуется, а активность является количественным показателем реализованных возможностей [5, с. 37]. Словообразовательная структура вновь образованного слова предполагает наличие трех обязательных компонентов: основы, аффикса и модели, по которой происходит присоединение возможного аффикса к производящей основе с учетом структурных, семантических и грамматических характеристик, которые отражают реально существующие связи по линии сочетаемости основы и аффикса. Основной классификационной единицей в словообразовании является словообразовательная модель, или словообразовательный тип. Это схема, которая фиксирует правило построения производных слов [5, 6, 7]. Словообразовательная модель, отмечает П.В. Царев, имеет следующие отличительные признаки:
а) общее категориальное значение: принадлежность слов согласно модели к определенной части речи, определенному лексико-грамматическому разряду слов. Например, слова, созданные по модели V+er - существительные; по модели N+ful -прилагательные;
б) структурный состав словообразовательных компонентов;
в) характер структурно-смысловых отношений компонентов;
г) словообразовательная активность (продуктивность) лексической единицы, согласно которой, лексическая единица с определенной семантикой вступает во взаимодействие с различными словообразовательными средствами. Например, слова, относящиеся к названиям лиц, названиям животных и т.д., выступают в качестве производящих баз для производных с суффиксом -ish: childish - детский [7, с. 23].
В современном английском языке словообразовательная модель с отрицательными префиксами (in-, un-, im-, il-, ir-, non-, de-, dis-, mis-, anti-) позволяет их присоединить к существительным, прилагательным и глаголам. Отрицательные приставки меняют значение слова на противоположное, не меняя при этом части речи. Рассмотрим словообразовательные модели присоединения отрицательных приставок по частям речи и толкование их значения:
Таблица 1
Словообразовательные модели с отрицательными префиксами и их значения
1рефикс Значение и употребление Модель
существительным с прилагательным с глаголом
in- отрицательное значение, часто перед сочетанием букв ас, согласным с и др. образованные от прилагательных: invisible - invisibility active - inactive, complete - incomplete, definite - indefinite, visible -invisible
un- значение противоположное основе; значение изъятия, освобождения образованные от существительных и прилагательных: rest - unrest, unhappy - unhappiness un+Adj : able - unable, happy - unhappy, cut - uncut un+V : lock - unlock, dress - undress
ir- отрицательное значение, перед согласным г образованные от прилагательных: irregular - irregularity regular - irregular, rational - irrational
im- отрицательное значение, перед согласными р и т образованные от прилагательных: impossible -impossibility possible - impossible, mortal - immortal
il- отрицательное значение, перед согласным 1 образованные от прилагательных: illegal - illegality legal - illegal, literate - illiterate. Исключение: disloyal
non- значение отсутствия или отрицания, происходит от частицы по, может заменять другие префиксы (например, ип-) nonexistence, non-human professional -unprofessional -nonprofessional
dis- противоположное значение; значение отрицания, лишения, избавления, изъятия dis+N : displeasure dis+Adj : agreeable -disagreeable dis+V : appear - disappear, encourage - disencourage
de- значение лишения, удаления, снятия, изъятия образованные от глаголов с такой же приставкой: decompose -decomposition form - deform, rail - derail
mis- значение неправильного, ошибочного действия; противоположное значение образованные от глаголов: misunderstand - misunderstanding mis+V : misunderstand - неправильно понять, misspell, mistrust
Представленная таблица может облегчить понимание употребления приставок с отрицательным значением; знание закономерностей префиксального словообразования в английском языке значительно пополняет словарный запас учащихся. Упорядочение знаний о префиксальном способе словообразования происходит в правильно подобранных упражнениях на тренировку употребления и образования префиксальных словоформ, способствующих формированию умений и совершенствованию навыков префиксального словообразования со значением отрицания. Система лексических упражнений должна быть построена по принципу «от простого к сложному», т.е. от уровня слова, словосочетания до предложения и сверхфразового единства. Среди заданий на формирование умений и совершенствование навыков префиксального словообразования со значением отрицания следует подобрать упражнения на орфографию слова, на слова, неподходящие по смыслу и значению, на выработку умения сочетать лексические единицы. Следует вводить упражнения, направленные на выбор слова по памяти или из списка предложенных, на автоматизацию использования данных префиксальных слов в речи, на установление синонимичных связей слова или обобщения понятия, на слова - антонимы, на умение давать различные дефиниции одних и тех же слов [8]. Согласно типологии языковых упражнений, это упражнения на имитацию, трансформацию, подстановку и множественный выбор, которые планомерно нацелены на выход в условно-речевые и речевые упражнения. Внедрение и выполнение данных упражнений позволит сформировать системное представление о префиксальных способах словообразования.
Вывод
Значимость словообразования в практическом овладении английским языком определяет необходимую и целенаправленную организацию практической деятельности учащихся над словообразованием в течение всего периода обучения. Осмысление префиксальных способов словообразования в английском языке как особой подсистемы языка способствует развитию и совершенствованию навыков английской устной и письменной речи. Материал по словообразованию в целом и по отдельности (в данной работе на примере префиксальных способов словообразования) тренируется, закрепляется и автоматизируется на всех уровнях языка и во всех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо и чтение). Методика обучения словообразованию строится учителем на поэтапности обучения, минимизации материала для каждого этапа, выявлении типологии трудностей и характера ошибок учащихся и их коррекции в учебном процессе.
Библиографический список
1. Чистяков В.М. Основы методики русского языка в нерусских школах: пособие для учителей. 4-е изд./ В.М. Чистяков. М.: Учпедгиз, 1958. 464 с.
2. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. 2-е изд. / А.В. Текучев. М.: Просвещение, 1970. 606 с.
3. Кравченко А.Я. Лингвометодические основы обучения русскому словообразованию в национальных группах специализированного ВУЗа : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А.Я. Кравченко. Ташкент, 1984. 280 с.
4. Шерипова З.А. Система обучения приставочному способу словообразования русских глаголов в 5-6 классах кумыкской школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / З.А. Шерипова. Махачкала, 2011. 186 с.
5. Елисеева В.В. Лексикология английского языка / В.В. Елисеева. СПб.: СПбГУ, 2003.
44 с.
6. Кубрякова Е.С. Что такое словообразование / Е.С. Кубрякова. М.: Наука, 1965. 78 с.
7. Царев П.В. Продуктивное именное словообразование в современном английском языке / П.В. Царев. М.: МГУ, 2013. 224 с.
8. Чыпсымаа О.О. Опыт создания электронного теста для контроля лексико-грамматических навыков к УМК «Spotlight» 8 класс // Вестник Тувинского государственного университета / О.О. Чыпсымаа, Ч.О. Чулдум. Кызыл, 2017. С. 126-136.
Bibliograficheskiy spisok
1. CHistyakov V.M. Osnovy metodiki russkogo yazyka v nerusskikh shkolakh: posobie dlya uchitelej. 4-e izd./ V.M. CHistyakov. M.: Uchpedgiz, 1958. 464 s.
2. Tekuchev, A.V. Metodika russkogo yazyka v srednej shkole. 2-e izd. / A.V. Tekuchev. M.: Prosveshhenie, 1970. 606 s.
3. Kravchenko A.YA. Lingvometodicheskie osnovy obucheniya russkomu slovoobrazovaniyu v natsional'nykh gruppakh spetsializirovannogo VUZa : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02 / A.YA. Kravchenko. Tashkent, 1984. 280 s.
4. SHeripova Z.A. Sistema obucheniya pristavochnomu sposobu slovoobrazovaniya russkikh glagolov v 5-6 klassakh kumykskoj shkoly : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02 / Z.A. SHeripova. Makhachkala, 2011. 186 s.
5. Eliseeva V.V. Leksikologiya anglijskogo yazyka / V.V. Eliseeva. SPb.: SPbGU, 2003. 44 c.
6. Kubryakova E.S. CHto takoe slovoobrazovanie / E.S. Kubryakova. M.: Nauka, 1965. 78 s.
7. TSarev, P.V. Produktivnoe imennoe slovoobrazovanie v sovremennom anglijskom yazyke / P.V. TSarev. M.: MGU, 2013. 224 s.
8. CHypsymaa O.O. Opyt sozdaniya ehlektronnogo testa dlya kontrolya leksiko-grammaticheskikh navykov k UMK «Spotlight» 8 klass // Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo uni-versiteta / O.O. CHypsymaa, CH.O. CHuldum. Kyzyl, 2017. S. 126-136.
Чыпсымаа Оюмаа Олеговна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Chypsymaa Oyumaa Olegovna - Ph.D, Associate professor of the Department of Foreign Languages of Tuvan State University in Kyzyl, E-mail: [email protected]