Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ ИНСТРУМЕНТА НАЙ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ'

ОБУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ ИНСТРУМЕНТА НАЙ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
17
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЙ / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК / МУЗЫКА / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вахидов Ю.К.

искусство узбекской музыки богато музыкальными инструментами, каждый из них прекрасен и уникален. Най очень удобен для исполнения как узбекских классических произведений, так и современных музыкальных произведений. Для того чтобы воспитать исполнителей на нае, для того чтобы раскрыть их талант, в первую очередь учитель должен быть компетентным и образованным. Если учитель инструмента най проницателен, бескорыстен, опытен, он прекрасно знает, что нужно делать, чтобы его ученики стали профессиональными исполнителями. Поэтому нам придется учитывать именно эти аспекты в обучении будущего учителя инструмента най. И в этой же статье мы кратко расскажем о том, на что следует обращать внимание в процессе обучения, о целях и задачах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ ИНСТРУМЕНТА НАЙ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ»

ОБУЧЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ ИНСТРУМЕНТА

НАЙ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Вахидов Ю.К.

Вахидов Юсуфжон Кадирович - преподаватель, кафедра инструментального исполнительства, Государственный институт культуры и искусства Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: искусство узбекской музыки богато музыкальными инструментами, каждый из них прекрасен и уникален. Най очень удобен для исполнения как узбекских классических произведений, так и современных музыкальных произведений. Для того чтобы воспитать исполнителей на нае, для того чтобы раскрыть их талант, в первую очередь учитель должен быть компетентным и образованным. Если учитель инструмента най проницателен, бескорыстен, опытен, он прекрасно знает, что нужно делать, чтобы его ученики стали профессиональными исполнителями. Поэтому нам придется учитывать именно эти аспекты в обучении будущего учителя инструмента най. И в этой же статье мы кратко расскажем о том, на что следует обращать внимание в процессе обучения, о целях и задачах. Ключевые слова: най, учитель, ученик, музыка, музыкальный инструмент, произведение.

УДК 378.147.88

В мировой практике музыкальной педагогики обязательно проверяются способности претендентов, заинтересованных в игре на музыкальных инструментах. И различаются несколько стилей этого теста. Будущих учителей инструмента най нужно прежде всего научить правильно выбирать кандидата. Потому что правильно выбранный кандидат выявляет труд учителя. Если кандидат не будет выбран правильно, и учитель, и ученик потеряют время. Прежде всего, определяется способность кандидата слышать, запоминать мелодию и в какой степени он воспринимает метод. Также важно обратить внимание на физическое состояние кандидатов, которые хотят изучать исполнение на инструменте най. То есть они должны быть полностью физически развиты, дыхательные пути, легкие здоровы, зубы, челюсти, мышцы губ и щек развиты безупречно, пальцы и строение тела должны быть в норме. Потому что для исполнения произведений на нае от исполнителя требуется больше физических усилий. Поэтому стоит обратить внимание на то, что желающие обучиться игре на флейте, должны быть в возрасте 10-12 лет.

Кандидаты подбираются индивидуально для каждого из отдыхающих в сочетании с тем, чтобы быть физически здоровыми, с нормально развитой структурой тела. Например, у тех, кто выбирает баритон, тромбон и тубу, губы должны быть полными и мясистыми, а область между носом и краем верхней губы должна быть широкой. Потому что мундштуки у этих инструментов большие, шире, чем у других. Такие кандидаты также могут быть рекомендованы для обучения на кларнете, саксофоне и фаготе. Потому что пластинки у этих инструментальных тростей широкие, а толстые губы служат своеобразной защитной подушкой, которая удерживает и контролирует дыхание, не выдыхая его.

Среди кандидатов с высокой страстью к игре на духовых инструментах целесообразно рекомендовать изучать най и язычковые духовые инструменты тем, у кого криво растут верхние передние зубы. Кандидатам с криво развитыми нижними передними зубами не рекомендуется изучать духовые инструменты. Причина в том, что это сначала вызывает больше трудностей, неудобств в овладении инструментом, ощущается при исполнении произведения. Кроме того, существует высокая вероятность неблагоприятного воздействия на здоровье, что означает, что нижние

передние зубы постоянно напряжены, хотим мы этого или нет, во время регулярных тренировок. Если зубы расположены равномерно, то эта нагрузка равномерно распределяется по всем зубам, деснам и в процессе могут одновременно участвовать все зубы, причем эта нагрузка практически незаметна. При неравномерно расположенных зубах нагрузка в процессе тренировки или выполнения ложится только на некоторые зубы. Поскольку зубы расположены не равномерно, нагрузка распределяется неравномерно, и зубы начинают напрягаться. Это напряжение, естественно, начинает негативно сказываться на местной кровеносной системе в деснах. В результате начинают развиваться патологические состояния челюстно-лицевой системы, в частности зубов. Поэтому кандидатам в таком развитии не рекомендуется обучаться игре на духовых инструментах [1].

Най по своей природе относится к типу инструментов, в которых звук создается путем выдувания дыхания, при котором для создания звука необходим исполнительский аппарат. То есть амбушюр - губной аппарат исполнителя, дыхание, язык, движения пальцев, музыкальные слуховые аппараты являются инструментами исполнения ная. Только тогда, когда все это работает пропорционально друг другу, можно будет создать звук. Для этого певец сначала наполняет свои легкие дыханием, которое называется исполнительским дыханием [2]. Затем, плотно прижимая уголки губ и подгоняя ее центральные части к мундштуку, язык блокирует поступающий изнутри напор, т. е. язык выполняет функцию "клапана". При резком втягивании этой струны внутрь поступающее с давлением сильное дыхание прерывается ударом об острый край отверстия инструмента, и в таких условиях в результате колебания столба воздуха создается музыкальный звук.

В процессе обучения игре на нае ученика важно обучить элементарным основам знаний по специальности най, привнести их в мир музыки, познакомить с высокими образцами шедевров классического музыкального наследия узбекского народа, насладиться ими и тем самым наладить пропаганду эстетических знаний. Важно, чтобы занятия были красочными, интересными и содержательными, а также расширяли музыкальный кругозор ученика, формировали его духовно-творческий образ, совершенствовали навыки демонстративного исполнения каждого произведения.[3] В ходе урока учащиеся должны не только сформировать исполнительские навыки и умения, но и получить знания об исторических источниках исполнительство на нае, о каждом произведении, о мастерах исполнения и композиторах.

Квалификация, знания и умения, приобретаемые учащимися по уровням исполнительского мастерства на нае, разрабатываются в соответствии с содержанием образования и состоят из комплекса практических действий и теоретических знаний, включающих:

- знать все особенности игры на нае и различать тембры звучания других национальных инструментов;

- уметь исполнять образцы произведений различной жанровой и технической сложности с полным мелодическим и художественным совершенством, осмыслением и ощущением содержания;

- умение дирижировать соло и ансамблем, читать музыкальные произведения по нотам;

- дать характеристику исполняемому произведению, имея представление о народном музыкальном наследии;

- знание и умение отличать музыкальные жанры от звучания исполнения, манеры исполнения;

- уметь исполнять народные мелодии Фергано-Ташкентского, Самаркандско -Бухарского, Сурхандарьинско - Кашкадарьинского, Хорезмского исполнительских стилей;

- умение различать в национальной музыкальной практике местные стилевые варианты узбекских народных массовых и профессиональных музыкальных жанров;

- умение исполнения макомов Шашмаком, Хорезмские макомы, макомы Фергана-Ташкента, произведений узбекских композиторов.

Важное значение имеет использование передовых и современных методов обучения для овладения учащимися данной дисциплиной, внедрение новых информационно-педагогических технологий. Очень важным является широкое использование традиций наставника - ученика в освоении предмета, в то же время использование учебников, учебно-методических пособий, раздаточных материалов, электронных материалов, синтезаторов и музыкальных компьютерных программ дает ожидаемые результаты.

Список литературы

1. Матякубов Б.Ж. «Дамли ва зарбли чолгуларда чалишни ургатиш услубияти». Тошкент, 2008.

2. Ортицов Т. "Мусща у^итиш методикаси". "Фан". Тошкент, 2010.

3. Петров П., Матякубов Б. "Чолгушунослик ва чолгулаштириш". «Турон - щбол». Тошкент, 2006.

4. Вахидов Ю.К. «Древние инструменты, перечисленные в древних рукописях. / Ancient instruments listed in ancient manuscripts». «Проблемы современной науки и образования». № 3 (148), 2020.

5. Вахидов Ю.К. «Методические указания по исполнению инструмента най. / Guidelines for the execution of the nay instrument". «Вестник науки и образования». № 7 (110), 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.