Научная статья на тему 'Обучение письму и письменной речи студентов-иностранцев на начальном этапе'

Обучение письму и письменной речи студентов-иностранцев на начальном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1029
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ / TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AS A FOREIGN LANGUAGE / ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ / TEACHING WRITING / ВИДЫ ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАНИЙ / KINDS OF WRITING TASKS / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова И. В.

В данной статье рассматривается обучение письменной речи иностранных учащихся как один из основных этапов методики обучения русскому языку как иностранному, а также описываются некоторые виды письменных заданий, способствующих формированию и развитию письменных навыков и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение письму и письменной речи студентов-иностранцев на начальном этапе»

ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ НА

НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

©

Михайлова И.В.

Старший преподаватель, кафедра «Русский язык как иностранный» Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

г. Владивосток

Аннотация

В данной статье рассматривается обучение письменной речи иностранных учащихся как один из основных этапов методики обучения русскому языку как иностранному, а также описываются некоторые виды письменных заданий, способствующих формированию и развитию письменных навыков и умений.

Ключевые слова: обучение русскому языку как иностранному, обучение письменной речи, виды письменных заданий, коммуникативная компетентность.

Keywords: Teaching Russian Language as a Foreign Language, teaching writing, kinds of writing tasks, communicative competence.

В процессе обучения русскому языку как иностранному значительную роль играет обучение письменной речи.

Письмо является одним из видов речевой деятельности, в котором реализуется письменный способ формирования мыслей, чувств, побуждений соответственно ситуации обучения.

При обучении письму решается несколько задач:

1) Во-первых, обучение письменной речи-это обучение сложному продуктивному виду речевой деятельности, результатом которого является развитие у учащихся умения построения самостоятельного письменного высказывания.

2) Во-вторых, развитие навыков и умений в области письменной речи способствует развитию навыков и умений в других видах речевой деятельности, таких как чтение, аудирование и говорение.

3) В-третьих, письменная речь на протяжении всего процесса обучения выступает как бы в роли объективного фиксатора уровня языковой компетенции учащихся [3, 54].

Обучение письменной речи как виду речевой деятельности включает в себя: обучение письму, т.е. графической и орфографической системам языка для записи отдельных слов, словосочетаний, предложений, формирование навыков фиксировать устную речь с помощью графических знаков и обучение собственно письменной речи, т.е. умениям сочетать слова в письменной форме для выражения своих мыслей в соответствии с потребностями общения, формирование коммуникативных умений [1, 34].

Письменная речь может иметь самостоятельное значение, но также рассматриваться как средство обучения другим видам речевой деятельности [2, 402].

Рассмотрим более подробно 2 компонента обучения письменной речи: 1. Обучение письму

2. Обучение письменной речи

Обучение письму начинается с первых занятий по РКИ и сводится к овладению техникой письма. Знакомство с алфавитом происходит в период вводно-фонетического курса.

© Михайлова И.В., 2016 г.

Чтобы пользоваться письмом для лучшего усвоения языка, учащиеся должны овладеть всеми составляющими компонентами обучения письму: графикой, орфографией и записью.

Знакомясь со звуками русского языка, студенты учатся правильно писать прописные и строчные буквы, обозначающие эти звуки, и соотносить их с печатным образом данных букв.

При обучении русской графике рекомендуется использовать упражнения в начертании букв и упражнения в звукобуквенных соотношениях.

По окончанию вводно-фонетического курса студенты должны не только прекрасно знать русский алфавит, названия букв, но и усвоить особенности обозначения русских звуков в зависимости от их окружения. Несколько позже они знакомятся с главным принципом русской орфографии-морфологическим, при котором каждая морфема на письме сохраняет единое написание, хотя произносится по-разному.

Правила орфографии даются учащимся по мере знакомства с соответствующими словами или грамматическими формами и по мере надобности, т.е. орфография обычно не выделяется в самостоятельную область.

Запись - учебная деятельность, которая обычно выступает как средство обучения, но на начальном этапе может выступать и как цель обучения. Студенты должны уметь списывать с доски записи, сделанные преподавателем, дословно записывать учебный материал под диктовку, записывать только главную информацию из воспринимаемого на слух материала, записывать собственные высказывания при ответах на вопросы и выполнении различного рода заданий.

Вторым компонентом обучения письменной речи является обучение собственно письменной речи.

Умения письменной речи являются наиболее сложными среди других речевых умений. Прежде всего, это обусловлено отсутствием непосредственной связи между говорящим и слушающим, тем, что письменная речь более тщательно организована.

При обучении письменной речи важно определение целей обучения. Цели очень многообразны, так как определяются коммуникативными потребностями учащихся с учетом возраста, социального статуса, формы обучения, наличия или отсутствия языковой среды. [4,43]

Наиболее распространенными упражнениями при обучении письменной речи являются диктанты, изложения и сочинения.

Диктанты, кроме традиционных, могут быть свободными и творческими. При свободном диктанте студентами записывается содержание прослушанного абзаца близко к тексту. Во время творческого диктанта учащиеся, записав под диктовку начало текста, дописывают его по своему усмотрению. Тексты диктантов составляются на основе изученного лексико-грамматического материала.

Переходным видом письменной работы от самодиктанта к изложению является письменный пересказ изученного текста.

Сочинения на начальном этапе строятся на материале пройденной темы и невелики по объему. Это чаще всего повествование, хотя не исключаются описания («Портрет друга»), а затем рассуждения («Какие книги я люблю читать и почему», «Какие фильмы я люблю смотреть и почему»). Можно также писать сочинения по картине, об экскурсии и т.д. Написанию сочинения предшествует подготовительная работа по выбору языкового материала, составлению плана, а на начальном и среднем этапах - устное проговаривание текста сочинения.

Кроме перечисленных видов письменных работ, необходимо учить студентов писать письма частного бытового характера. В основное содержание письма следует включать элементы повествования, описания и рассуждения.

Студенты должны уметь написать письмо частного характера, составить план, тезисы, конспект, написать письмо, аннотацию, резюме, реферат, курсовую и дипломную работы.

Для большого числа специалистов весьма актуальным является умение вести деловую переписку, владеть структурой и лексико-грамматическими особенностями таких видов делового письма, как дипломатическое, коммерческое, промышленное. В связи с этим, лингвистической основой обучения письменной речи должны являться разножанровые тексты со своими специфическими характеристиками - языковыми и экстралингвистическими. [4, 44]

Таким образом, обучение письму и письменной речи студентов-иностранцев на начальном этапе - длительный и трудоемкий процесс, необходимый для успешной подготовки будущих иностранных специалистов.

Литература

1. Гардези А.М. Обучение иностранных учащихся письму и письменной речи. / Проблемы и перспективы подготовки иностранных студентов в вузах: материалы Международной научно-методической интернет-конференции. - Х.: ХНАДУ, 24 октября 2013 г., 2013. - 364 с.

2. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 480 с.

3. Морозов В.Э. Культура письменной научной речи / В.Э. Морозов - М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2007. - 268 с.

4. Озерская С.Н., Тимофеева Н.А., Хабарова К.В., 2014 г. - 43-45 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.