УДК 37:812
Е. Е. Демидова
доц. каф. лингвистики и профессиональной коммуникации и области политических наук ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМЕННОМУ ДИСКУРСУ (ЭССЕ)
НА СТАРШИХ КУРСАХ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» И «ПОЛИТОЛОГИЯ»
Автор обращается к обучению письменному дискурсу на английском языке студентов, обучающихся по направлениям «Международные отношения» и «Политология». В статье рассматриваются различные аспекты обучения письменному дискурсу: подбор учебных материалов и формулирование темы, практика обучения, общие рекомендации при подготовке к написанию эссе, использование опорных статей и шаблонов.
Ключевые слова: письменный дискурс; профессиональные навыки; виды эссе; тема эссе; шаблоны; опорная статья; структура эссе; фактуальная информация; критерии оценки.
Demidova E. E.
Associate professor of the department of linguistics and professional communication in the sphere of political science; e-mail: [email protected]
TEACHING WRITTEN DISCOURSE (ESSAY) TO SENIOR STUDENTS
OF THE DEPARTMENTS OF "INTERNATIONAL RELATIONS" AND "POLITICAL SCIENCE"
The article is devoted to teaching written discource the students taking their major in "international relations" and "political science". The article highlights such aspects of teaching as material selection, theme formulation, practical aspects, general recommendations, use of supporting articles and templates.
Key words: written discource; professional skills; types of essays; topic of the essay; templates; a supporting article; essay structure; factual information; evaluation criteria.
Одним из условий интеграции России в мировую экономику является подготовка высокообразоованных, квалифицированных специалистов, владеющих иностранными языками. Увеличение роли иностранных языков в современном мире требует высокого уровня владения ими как средством не только устного, но и письменного общения [2].
В условиях мультикультурного мира и стремительного развития технологий все больше ученых и специалистов осознают необходимость не только читать на иностранном языке, переводить различного
рода литературу, но и уметь изложить свои идеи, описать результаты исследований, подготовить статью и другие письменные работы (участие в международных конференциях или проектах, публикации в международных журналах или оформлении заявки на грант). Во всех этих ситуациях специалисты должны владеть навыками письменного изложения (своих мыслей) на иностранном языке [1]. Наиболее эффективным способом развития аналитических способностей и формирования навыков грамотного изложения своих идей является обучение письменному дискурсу (эссе).
На сегодняшний день написание эссе на иностранном языке во многих зарубежных странах считается наиболее эффективной формой развития подобных навыков. Кроме того, данная форма работы является формой проверки знаний студентов, их способности мыслить логически и творчески.
Многие профессиональные навыки и знания, которыми должен обладать современный специалист должны базироваться на профессиональном владении иностранным языком и умении использовать его во всех видах коммуникативной деятельности.
В настоящее время все еще существует противоречие между потребностью студентов неязыковых специальностей лингвистических вузов в овладении письменным дискурсом, с одной стороны, и недостаточным уделением внимания этому аспекту - с другой.
Следовательно, возникает проблема фрагментарности навыков письменного дискурса у студентов, затрудняющая выполнение ими самостоятельных письменных работ, таких как реферат, курсовая и дипломная работы, эссе, являющееся неотъемлемой частью успешной сдачи студентами государственного экзамена по иностранному языку. Неполнота навыков проявляется в недостаточном умении студентов отбирать и структурировать материал, выделять главное и второстепенное, анализировать и сопоставлять различные точки зрения, делать выводы [5].
С учетом вышесказанного одной из наиболее актуальных задач обучения студентов языкового вуза неязыковых специальностей становится обучение культуре иноязычного письменного общения.
В процессе обучения у студентов старших курсов, как правило, сформированы языковая и коммуникативная компетенции, следовательно, на заключительном этапе обучения представляется целесообразным уделить особое внимание обучению письменному дискурсу
(эссе), поскольку сформировавшиеся навыки позволяют им осознанно и более профессионально овладеть письменным дискурсом.
Эссе, при обучении письменному дискурсу, понимается как самостоятельная письменная работа на предложенную тему. Цель работы состоит в развитии навыков творческого мышления и письменного изложения своих идей. Умение писать эссе представляется полезным, поскольку позволяет студентам научиться четко и грамотно формулировать свои мысли, структурировать информацию, анализировать ее, устанавливать причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, овладеть приемами аргументации [3].
Выделяют различные виды эссе:
- эссе с аргументацией «за» и «против» (for and against essay);
- эссе-рассуждение (opinion essay);
- аналитические эссе (analytical essay);
- описательные эссе (expository essay);
- рефлексивные эссе (reflexive essay);
- критические эссе (critical essay)
- эссе «обсудите проблему и предложите решение» (Essays Suggesting Solutions to Problems) [4; 8].
Опыт обучения письменному дискурсу студентов, обучающихся по направлениям «Международные отношения» и «Политология», позволяет выделить такие составляющие, как: выбор вида эссе, частота и регулярность написания, формирование темы и подбор материала.
Из всех вышеперечисленных видов эссе наиболее целесообразными для обучения являются эссе с аргументацией «за» и «против», аналитическое эссе, а также описательное эссе. Другие виды эссе: эссе с элементами рассуждения, критические эссе, эссе «обсудите проблему и предложите решение» - представляются менее подходящими в качестве предмета обучения по следующим причинам:
а) отсутствие фоновых профессиональных знаний студентов к началу обучения;
б) изменчивость и неоднозначность политической ситуации на международной арене;
в) оценка такого вида эссе затруднительна, так как она может носить субъективный характер.
Частота и регулярность написания эссе являются одним из ключевых условий успешного обучения. Высоких результатов добиваются
студенты, которые пишут не менее четырех домашних и не менее двух аудиторных эссе в течение семестра.
Говоря об обучении письменному дискурсу студентов, обучающихся по направлениям «Международные отношения» и «Политология», следует обратить особое внимание на выбор темы для эссе, которая обусловливается необходимостью введения профессионально ориентированного обучения и языка специальности.
Тема эссе должна мотивировать к аналитической деятельности. Кроме того, тематика должна быть актуальной и проблемной, отражать реалии и динамические изменения нынешнего мира, например: «Арабская весна: победа или поражение», «Расширение Европейского союза: будущее и перспективы», «Реформа ООН: цели и задачи». Формулировка данных тем предполагает аргументацию собственной точки зрения. Тема «Сравните взгляды республиканцев и демократов на дальнейшее экономическое развитие США» предполагает не только определение общих концепций, но и разработку категорий для сравнения. Развитию творческого мышления и аргументации способствуют такие темы, как: «Будущее Великобритании: с Евросоюзом или без», «Мир после арабской весны», «Будущее Латинской Америки», «Господство США: если бы я правил миром».
В условиях стремительных изменений на международной политической арене особое внимание следует уделить именно актуальности темы. Так, например, тема «Германия, Франция и Британия: новый политический треугольник» еще несколько лет назад была совершенно неактуальна, но в свете текущих политических событий может быть предложена для работы. И наоборот, темы «Европа а-ля Олланд» или «Маленькая Англия или Великая Британия», скорее всего потеряют свою актуальность после выборов во Франции и Великобритании.
Существуют ли универсальные темы эссе? Данный вопрос представляется весьма сложным и неоднозначным. С одной стороны, в условиях глобализации и постоянно меняющегося мира подобрать темы, не теряющие своей актуальности в течение многих лет, оказывается крайне непросто. С другой стороны, всегда существует возможность «привязки» (адаптации) темы к текущей ситуации, например: «Арабо-израильский конфликт: современное положение дел», «Экономика США: вчера, сегодня, завтра».
На ранних этапах обучения использование универсальных тем является более предпочтительным. В качестве универсальных тем
могут быть предложены следующие: «Изменения климата», «Региональные конфликты: хроника событий», «Иммиграция и экономика: национальная и мировая проблема», «Объединенные государства Европы или Европа объединенных государств».
На завершающих этапах обучения, когда у студентов уже сформировались навыки аргументирования, в качестве темы домашнего эссе может быть предложена достаточно новая, еще не очень тщательно изученная и проработанная тема (проблема). Это обеспечит возможность развития творческого подхода, анализа текстов, подбора иллюстративного материала.
Однако на всех этапах обучения темы аудиторных эссе следует формулировать в соответствии с уже изученными и обсужденными ранее темами в рамках существующей программы обучения.
Говоря о материалах обучения письменному дискурсу, следует отметить, что существует большое количество как российских, так и зарубежных учебников и пособий по подготовке к написанию эссе. В них рассматриваются особенности построения текстов такого типа, техника написания, типичные ошибкам при написании эссе, методы проверки и критерии оценки.
Обучая студентов письменному дискурсу следует уделять внимание не только структуре, но содержательной части, базирующейся на фактуальной информации. Необходимо научить студентов пользоваться аутентичными источниками информации, что позволит полнее отразить описываемую ситуацию, а также расширить лексический запас за счет использования фразеологических оборотов и устойчивых выражений и сформировать предметную компетенцию (понятийный аппарат) [9].
Для обеспечения эффективного формирования профессиональных навыков и умений в процессе подготовки к написанию эссе необходима работа со статьями по одной тематике. Для расширения знаний по обсуждаемой теме и тренировке навыков перевода целесообразно использовать статьи на родном языке. Непосредственно перед написанием эссе студентам может быть предложена опорная, тематически релевантная изученному ранее материалу, статья. Данная статья может быть на иностранном или родном языке. Такая статья используется студентами в качестве дополнительного источника информации и может в значительной мере облегчить работу, поскольку тема эссе заранее неизвестна. Следует, однако, акцентировать внимание
студентов на необходимости продуцировать самостоятельные идеи для раскрытия темы, что способствует активной аналитической работе. Пересказа или дословного перевода нужно избегать.
Для получения специальной информации, которая является неотъемлемым компонентом обучения специалистов в области международных отношений и политологии представляется возможным включение в учебный процесс мультимедийных технологий. Дополнительными источниками информации могут служить СМИ и Интернет, содержащие фактический материал, связанный с последними политическими событиями, с современной экономикой, подкрепляющий и расширяющий занятия по другим дисциплинам.
На всех этапах обучения представляется целесообразным обучение студентов использованию шаблонов (templates), например: введение традиционной точки зрения (introducing standard views), введение подразумеваемой или предполагаемой идеи (introdusing something implied or assumed), введение цитаты (introducing quotations), пояснение цитаты (explaining quotaitons), аргументативное выражение несогласия (disagreeing with reasoning), ссылки на противников высказываемого мнения (naming your naysayers), добавление метакомментария (adding metacommentary) [10]. Вышеперечисленные шаблоны обеспечивают целостность работы, логику изложения и способствуют более полному раскрытию темы.
Исходя из вышеперечисленного, представляется возможным выделить следующие направления работы при подготовке к написанию эссе:
1) соблюдение структуры и оформления эссе. Необходимо наличие заголовка, все слова которого пишутся с заглавной буквы. Точка в конце заголовка не ставится.
Эссе должно состоять из трех частей (вступление, основная часть, заключение). Вступление и заключение должны концентрировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении -делается вывод автора).
Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы. Желательно руководствоваться принципом: один абзац - одна мысль.
Составление развернутого плана с учетов временных ограничений при написании аудиторного эссе также поможет структурировать мысли и факты и облегчит их логическое изложение. Написание же
подробного черновика может привести к тому, что студент не успеет его переписать, эссе останется незавершенным, тема не будет полностью раскрыта;
2) раскрытие темы. Учитывая критерии и требования к написанию эссе необходимо следить за тем, чтобы тема эссе была полностью раскрыта. Следует предостеречь студентов от ухода от темы или ее частичного раскрытия. Особенно это является актуальным при написании эссе «за» и «против», когда студенты часто излагают или аргументы только «за» или только «против»;
3) стиль изложения. Необходимо научиться стилистически правильно оформлять письменную речь, соответственно коммуникативным намерениям и содержанию высказывания. Желательно использование в эссе стилистических приемов, риторических вопросов, ссылок на авторитетное мнение, а также использование цитат и статистических данных;
4) огромное значение при написании эссе имеет самопроверка. Нужно обращать внимание студентов на то, что при проверке нельзя ограничиться лишь проверкой правописания. Перечитывая эссе следует убедиться в том, что в работе нет каких-либо двусмысленных выражений, неудачных оборотов, мысль должна быть сформулирована в соответствии с нормами изучаемого языка.
5) необходимо ознакомить и объяснить студентам критерии оценки эссе, особенно когда речь идет о написании эссе в рамках государственного экзамена. Письменная работа проверяется экзаменаторами в соответствии со следующими критериями оценки выполнения задания: соответствие содержания целям задания (соответствие заданного письменного текста предложенной теме, его лингвопрагматическим характеристикам, а также полнота раскрытия темы и аргументированность); организация письменного текста (композиционная организация, логика изложения, связность, деление на абзацы); языковое оформление (идиоматичность, разнообразие использованной лексики и грамматических структур, лексическая и грамматическая правильность, стилистическая адекватность, орфография и пунктуация); выполнение требований по оформлению [7].
В заключение следует подчеркнуть, что овладение навыками письменного дискурса представляет собой комплексный процесс, включающий в себя анализ и сопоставление, формулирование и изложение
мыслей, обоснованное, аргументированное и логичное выстраивание высказывания, изучение дополнительной литературы [6].
Специфика подготовки студентов, обучающихся по специальности «международные отношения» и «политология», требует решения многих задач. Студентам необходимо овладеть целым рядом знаний и навыков. Они не ограничиваются только лишь знаниями грамматики, правописания, правильного употребления лексических единиц. От них также требуется обладание экстралингвистическими и культурологическими знаниями. Необходимы умения формулировать и обосновывать свою точку зрения, ссылаться на известные факты, развивать навыки письменной речи в рамках политической тематики.
ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ
1. Великая Е. В. Academic writing recommendations. - M. : ГУВШЭ, 2003. - 53 с.
2. Головина Н. П. Формирование дискурсивной компетенции у учащихся старших классов в процессе обучения репродукции и продукции иноязычных письменных текстов: Школа с углубленным изучением английского языка : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2004. - 311 с.
3. Игнатьева И. Г. Пишем эссе. - М. : МГЛУ, 2002. - 27 с.
4. Государственный университет. Высшая школа экономики. Санкт-Петербургский филиал // Методические рекомендации по написанию эссе. -СПб., 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spb.hse.ru
5. Мартынова А. Г. Обучение академическому письменному дискурсу в жанре экспозиторного эссе (на материале старших курсов языкового вуза): дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2006 - 207 с.
6. Пашкова Н. А. Обучение письменному дискурсу студентов филологической специальности в университетах Германии. - 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scientific-notes.tu
7. Программа государственного экзамена // отв. ред. К. Э. Нагаева. - М. : МГЛУ, 2014. - 14 с.
8. Тихоокеанский государственный университет // Эссе - что такое, как писать, сочинение эссе, примеры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pnu.edu.ru/ru/recruitment/graduates/essay/
9. Харламова Н. С. Обучение языку специальности в лингвистическом вузе: сб. статей по материалам Межвуз. науч.-практ. конф. - М. : МГЛУ, 2001.
10. Graff G., Birkenstein C. They say I say: the motives that matter in academic writing. - N. Y. : W. W. Norton & Company, 2006. - 181 c.