Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ И РОДСТВЕННИКОВ ПРИНЦИПАМ УХОДА И САМОУХОДА'

ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ И РОДСТВЕННИКОВ ПРИНЦИПАМ УХОДА И САМОУХОДА Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
1392
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принципы самоухода / уход / обучение пациентов и их родственников / образовательные программы / контроль за состояния здоровья / онлайн технологии в обучении.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Свиридова Татьяна Борисовна, Голдина Елена Александровна

современное общество сталкивается со множеством новых проблем, связанных со всевозрастающим темпом жизни, активным развитием и вхождением в повседневный быт технологий, информационной перегрузкой. Одной из таких проблем является и старение общества, при котором неизбежно возрастает количество лиц с заболеваниями, нуждающихся не только в специальном лечении, но и в квалифицированном уходе. В огромной мешанине мнений и советов, поступающих из средств массовой информации, пациенту и его родственникам, столкнувшимися с болезнью, очень сложно вычленить то, что жизненно необходимо именно им в возникшей жизненной ситуации. Помочь разобраться в информационном хаосе, определить важнейшие направления контроля состояния здоровья, обучить навыкам ухода за пациентом, привить умения самоухода, повысить самооценку и, в конечном итоге, улучшить качество жизни – все это комплексные задачи, решение которых, в том числе, возложено и на медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Свиридова Татьяна Борисовна, Голдина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ И РОДСТВЕННИКОВ ПРИНЦИПАМ УХОДА И САМОУХОДА»

ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ И РОДСТВЕННИКОВ ПРИНЦИПАМ УХОДА И

САМОУХОДА Свиридова Т.Б.1, Голдина Е.А.2

ГЛ

1Свиридова Татьяна Борисовна - кандидат экономических наук, доцент, 2Голдина Елена Александровна - старший преподаватель, кафедра управления сестринской деятельностью, Филиал ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской

Федерации в г. Москве, г. Москва

Аннотация: современное общество сталкивается со множеством новых проблем, связанных со всевозрастающим темпом жизни, активным развитием и вхождением в повседневный быт технологий, информационной перегрузкой. Одной из таких проблем является и старение общества, при котором неизбежно возрастает количество лиц с заболеваниями, нуждающихся не только в специальном лечении, но и в квалифицированном уходе. В огромной мешанине мнений и советов, поступающих из средств массовой информации, пациенту и его родственникам, столкнувшимися с болезнью, очень сложно вычленить то, что жизненно необходимо именно им в возникшей жизненной ситуации. Помочь разобраться в информационном хаосе, определить важнейшие направления контроля состояния здоровья, обучить навыкам ухода за пациентом, привить умения самоухода, повысить самооценку и, в конечном итоге, улучшить качество жизни - все это комплексные задачи, решение которых, в том числе, возложено и на медицинских работников.

Ключевые слова: принципы самоухода, уход, обучение пациентов и их родственников, образовательные программы, контроль за состояния здоровья, онлайн технологии в обучении.

Серьезная болезнь одного из членов семьи оказывает влияние не только на самого заболевшего. Она нарушает привычный ход жизни всех членов семьи, вносит ограничения (экономические, психологический, социальные и т.д.), требует определенных знаний и умений, необходимости создания особого режима для заболевшего, перераспределения обязанностей, заставляет менять планы на будущее и т.д. Чаще всего, здоровье определяется не отсутствием болезней, а способностью успешно преодолевать трудности, связанные с ней.

Сотрудничество медицинского работника с семьей необходимо всегда, даже если он не является семейным врачом или участковой медицинской сестрой. Чем тяжелее и опаснее для жизни проявляются симптомы болезни, тем сильнее нарушается жизненный уклад семьи, тем более выражена реакция на заболевание у родственников больного. Медицинскому работнику при общении с семьей необходимо всегда помнить, что в эмоциональной поддержке, психотерапии нуждается не только заболевший член семьи, но и его окружение [2, с. 28].

Обучение пациентов и родственников принципам самоухода и ухода является неотъемлемой частью современной медицинской практики. Оно включает в себя обеспечение пациента актуальной информацией с целью поддержания оптимального уровня здоровья, санитарного просвещения, оценки результатов просветительских программ, оказание помощи коллегам в приобретении новых знаний и навыков [3, с. 98].

В настоящее время роль среднего медицинского персонала заключается в использовании современных технологий, профилактике и формировании медицинской активности населения по таким важным направлениям, как здоровый образ жизни, профилактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и др. Поэтому, медицинские работники должны иметь ясное

УДК 614.2

представление о методах проведения профилактической работы с населением, способах и приемах популяризации здорового образа жизни, а также профессионально проводить санитарно-просветительскую работу в медицинских организациях, в школах, в семьях, и т.д. [4, с. 53].

В процессе лечения и реабилитации, пациенты и их близкие родственники активно участвуют в осуществлении ухода за здоровьем и комфортом пациента. Это помогает медицинскому персоналу оказывать помощь и обеспечивает более эффективное восстановление и улучшение качества жизни пациентов.

Для обучения пациентов и их родственников принципам самоухода и ухода, профессиональным сообществом разработано достаточное количество специальных программ, направленных на развитие навыков и знаний, необходимых для эффективной самоуправляемости и ухода. Эти программы, в целом, формируют у пациентов и их родственников представления по следующим важным аспектам:

1. Самоуправление здоровьем. Пациенты и их родственники учатся контролировать состояние здоровья свое или своих близких, осознанно следить за показателями важных жизненных функций: самостоятельно измерять артериальное давление, пульс, сатурацию кислорода в крови и т.д. Это помогает медицинским работникам отслеживать возможные отклонения в течении заболевания и вовремя принимать необходимые меры.

2. Основы медицинской помощи. Пациенты и их родственники учатся справляться с неотложными ситуациями, могущими возникать при определенных заболеваниях, такими как оказание первой помощи при потере сознания, судорожном припадке или сердечном приступе. Знание основных принципов оказания первой помощи позволяет предотвратить серьезные осложнения и даже спасти жизнь.

3. Лекарственная терапия. Обучение направлено на ознакомление с основными принципами приема лекарств, соблюдения правильной их дозировки, а также предупреждению нежелательных реакций, которые могут возникнуть при применении некоторых препаратов или их сочетании. Это важно для предотвращения неправильного применения лекарственных препаратов и возможных побочных эффектов.

4. Уход и самоуход. Важной частью медицинского процесса является обучение пациентов и их родственников принципам самоухода и ухода. Это помогает людям справляться с повседневными задачами, связанными с уходом за собой или близкими, а также улучшает самооценку и качество жизни пациента.

Основные принципы самоухода и ухода включают:

1. Обучение пациентов и родственников основам правильного очищения и ухода за кожей, гигиены полости рта, ухода за волосами и ногтями и т.д.

2. Обучение правильному питанию, в том числе основам здорового питания, правилам выбора продуктов, приготовления пищи, балансировки рациона и т.д.

3. Обучение основам физической активности, необходимой нормы подвижности, упражнениям, направленным на улучшение общего состояния здоровья пациента.

4. Обучение принципам безопасности: правила эксплуатации медицинских устройств, способы предотвращения травм, соблюдения правил гигиены в отношении технических средств.

5. Обучение управлению заболеванием и мониторингу состояния здоровья. Пациенты и родственники должны быть осведомлены о своем заболевании, возможных осложнениях, симптомах и их контроле, а также понимать значение регулярного измерения функциональных показателей и ведения дневника здоровья.

6. Обучение пациентов и родственников основам психологической поддержки и самоуправлению. Важно уметь управлять эмоциями, строить позитивное мировоззрение, научиться оказывать поддержку другим людям и, при необходимости, обращаться за помощью к медицинским и психологическим работникам.

Все эти аспекты обучения позволяют пациентам и их родственникам активно включаться в процесс ухода и самоуправления здоровьем. Полученные знания и навыки помогают им создать условия для более быстрого восстановления, предотвращать осложнения и повышать качество жизни.

Подобные программы обучения стали неотъемлемой частью современной медицинской практики и активно используются в практическом здравоохранении, например, в Школах здоровья в поликлиниках и в крупнейшем оздоровительном, образовательном и досуговом проекте для москвичей старшего возраста «Московское долголетие».

Обучающие программы положительно влияют на эффективность восстановления пациентов при различных заболеваниях, у них значительно повышается соматическое и психологическое эмоциональное состояние, включая всех членов семьи.

Существует несколько методик и способов обучения пациентов и их родственников, которые позволят им получать необходимые знания и навыки для эффективного управления заболеванием или состоянием своего здоровья. Обучение проводится медицинскими работниками, специалистами в области реабилитации и социальными работниками как в рамках индивидуальных консультаций, так и в ходе групповых занятий, лекций и тренингов. Важно понимать, что обучение должно быть доступным,

понятным и индивидуально адаптированным к потребностям и возможностям каждого пациента и его родственника. Медицинские работники должны уметь применять на практике большинство из методик, к которым относятся такие как:

- Индивидуальные консультации: медицинский работник может назначить индивидуальную встречу с пациентом и/или его родственниками, чтобы обсудить их конкретные потребности и задать интересующие их вопросы. В ходе этой консультации специалист может предоставить информацию о заболевании, лечении, превентивных мерах и сопутствующих проблемах.

- Групповые образовательные программы: проводятся групповые сессии с участием нескольких пациентов и их родственников, которые имеют общие проблемы или представляют интерес для конкретных групп. В таких группах участники могут делиться своими опытом, знаниями, проблемами и вопросами, а также учиться новым навыкам и получать советы от специалистов.

Развитие цифровых технологий позволяют при обучении пациентов также использовать специализированные информационные системы с обратной связью.

Вебинары и видеоуроки: являются эффективным инструментом в обучении пациентов и их родственников, предоставляя им уникальную возможность получить нужные знания и навыки прямо из дома, сохраняя при этом свободное время и сокращая затраты на дорогу и проживание. Пациентам и их родственникам предоставляется возможность ознакомиться с широким спектром тем, связанных со здоровьем и медициной. Они могут учиться самостоятельно или принимать участие в интерактивных видеоуроках, задавая вопросы специалистам и получая ответы на них.

Технологические решения: существуют мобильные приложения и онлайн-платформы, расположенные в информационно-коммуникационной сети «Интернет», которые предоставляют пациентам и их родственникам доступ к информации, обучающим материалам и возможности совместного общения с другими людьми, страдающими от тех же заболеваний. Перед рекомендацией об использовании данного метода обучения медицинскому работнику необходимо самому ознакомится с информацией, размещенной на онлайн-платформе, чтобы убедиться в ее пригодности для использования пациентами и их родственниками в данной конкретной ситуации.

Сегодня существует возможность использования метода гибридного обучения, также известного как смешанное обучение, которое представляет собой комбинацию традиционного присутственного обучения (в аудитории) и онлайн-обучения через различные электронные средства и платформы. В гибридной модели обучения пациенты и их родственники имеют возможность одновременно учиться как в аудитории, так и самостоятельно с помощью онлайн-технологий. Они могут получать доступ к лекционным и учебным материалам, заданиям и тестам посредством информационно-коммуникационной сети «Интернет» и работать с ними в своем собственном темпе и в удобное для них время.

Обучение пациентов и их родственников с применением онлайн-технологий помогают создать общую платформу обмена знаниями и опытом для всех участников процесса лечения. Все это способствует развитию информированного «пациентского сообщества», повышению самоэффективности и улучшению качества здоровья и благополучия пациентов, а также создают условия для эффективного сотрудничества между пациентами, родственниками и медицинскими специалистами.

Важно, чтобы методика и способ обучения были адаптированы к потребностям пациентов и их родственников, учитывали их предпочтения и возможности понимания информации.

Таким образом, обучение является важной частью работы по адаптации пациентов к собственному состоянию и сохранению комфортного уровня жизни, включая его близких. Однако, для квалифицированного обучения пациентов у медицинского работника должны быть сформированы необходимые профессиональные навыки. Профессиональным стандартом для специалистов в области сестринского дела, занимающих должности медицинских сестер, предусмотрено наличие профессиональных компетенций в области обучения пациентов и их родственников (законных представителей), лиц, осуществляющих уход, по вопросам ухода и самоухода [1].

Поддержание этих знаний и умений на достаточном уровне, а также их развитие - актуальная задача на современном этапе эволюции общества не только для самих медицинских работников, но и для всех руководителей медицинских организаций. Поэтому сегодня, как никогда важно развивать сотрудничество между учреждениями здравоохранения и образовательными организациями дополнительного профессионального образования для совместного достижения целей повышения квалификации по направлению, столь актуальному для общества - навыка обучения пациентов и их родственников навыкам ухода и самоухода.

Список литературы

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. № 475н "Об утверждении

профессионального стандарта "Медицинская сестра / медицинский брат".

2. Голдина Е.А., Пархалин В.П., Семья и болезнь (психологические аспекты работы медицинских работников с пациентом и его семьей), журнал «Медсестра», № 4, 2007г. С. 28 - 36.

3. Островская И.В., Широкова Н.В., Теория сестринского дела: учебник — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 288 с.

4. Аббясов И.Х., Двойников С.И., Карасева Л.А., Основы сестринского дела: учебник для студ. сред. проф. заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.