Научная статья на тему 'Обучение ориентированию на местности на уроках географии'

Обучение ориентированию на местности на уроках географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ORIENTATION / COGNITIVE / EMOTIONAL AND MOTIVATIONAL COMPONENTS OF LEARNING / GEOGRAPHY LESSON / STUDENTS / ОРИЕНТИРОВАНИЕ / КОГНИТИВНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ / УРОК ГЕОГРАФИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Эльза Афанасьевна

Статья посвящена исследованию уровня знаний обучающихся 5 классов о способах ориентирования. Предметом анализа выступили когнитивный, эмоционально-мотивационный и деятельностный компоненты обучения на уроках географии. Были определены уровни сформированности знаний учеников об ориентировании. Обучающимися экспериментальной и контрольной групп продемонстрирован в основном низкий уровень сформированности компонентов при изучении ориентирования. Но изучение эмоционально-мотивационного компонента показало заинтересованность в изучении данной темы. В контрольной группе качественные показатели выше по сравнению с экспериментальной группой на 8-24%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Эльза Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING ORIENTING AT A PLACE IN THE LESSONS OF GEOGRAPHY

The article is devoted to the study of the level of knowledge of students in grades 6 on orientation methods. The subject of the analysis was the cognitive, emotional-motivational and activity-based components of teaching geography lessons. The levels of formation of students’ knowledge about orientation were determined. Students of the experimental and control groups demonstrated mainly a low level of component formation in the study of orientation. But the study of the emotional-motivational component showed interest in studying this topic. In the control group, qualitative indicators are higher compared with the experimental group by 8-24%.

Текст научной работы на тему «Обучение ориентированию на местности на уроках географии»

УДК 372

ОБУЧЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАНИЮ НА МЕСТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Кузнецова Э.А.

Статья посвящена исследованию уровня знаний обучающихся 5 классов о способах ориентирования. Предметом анализа выступили когнитивный, эмоционально-мотивационный и деятельностный компоненты обучения на уроках географии. Были определены уровни сформированности знаний учеников об ориентировании. Обучающимися экспериментальной и контрольной групп продемонстрирован в основном низкий уровень сформированности компонентов при изучении ориентирования. Но изучение эмоционально-мотивацион-ного компонента показало заинтересованность в изучении данной темы. В контрольной группе качественные показатели выше по сравнению с экспериментальной группой на 8-24%.

Ключевые слова: ориентирование; когнитивный, эмоциональ-но-мотивационный компоненты обучения; урок географии; обучающиеся.

TRAINING ORIENTING AT A PLACE IN THE LESSONS OF GEOGRAPHY

Kuznetsova E.A.

The article is devoted to the study of the level of knowledge of students in grades 6 on orientation methods. The subject of the analysis was the cognitive, emotional-motivational and activity-based components of teaching geography lessons. The levels offormation of students' knowledge about orientation were determined. Students of the experimental and control groups demonstrated mainly a low level of componentformation in the study of orientation. But the study of the emotional-motivational

component showed interest in studying this topic. In the control group, qualitative indicators are higher compared with the experimental group by 8-24%.

Keywords: orientation; cognitive; emotional and motivational components of learning; geography lesson; students.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту одним из результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по географии является самостоятельное оценивание уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф [2, 7]. Такие компетенции могут быть реализованы на уроках, посвященных изучению плана, карт, ориентированию на местности. Одной из целей таких уроков может быть содействовать осознанию учащимися того, что умение ориентироваться на местности поможет адаптироваться в опасной обстановке.

С целью изучения уровня знаний учащихся о способах ориентирования на местности в опасных ситуациях было проведено исследование. Целью исследования - определение уровня знаний обучающихся о способах ориентирования на местности.

Констатирующий эксперимент проводился в сентябре 2019 года в МОСШ N° 5 г. Нижневартовска. Экспериментом было охвачено 50 учеников 6-х классов. В исследовании 25 учащихся 6-го класса: 13 мальчиков и 12 девочек - определены в экспериментальную группу, далее как ЭГ. Другой класс 6 Б, состоящий также из 25 учащихся, явился контрольной, далее как КГ. Эксперимент проводился в классах в свободное от уроков время.

На основании теоретического анализа литературы и исследований [1, 5, 6] в структуре готовности к ориентированию в опасной ситуации учащихся были определены критерии и показатели. В настоящее время все большее число исследователей указывают на то, что изучение какого-либо процесса сопровождается изменениями в психологической структуре личности. Структура личности включа-

ет мотивы, знания, представления, образы, умения, навыки, практический опыт, творческий опыт, самоконтроль. Соответственно, изучение ориентированию на местности в школьном курсе географии включает когнитивный (знания, представления), эмоционально-мотивационный (мотивы, стремления, интересы), деятельностный (применение знаний в деятельностно-практической сфере) компоненты (табл. 1).

Таблица 1.

Компоненты, критерии и показатели при изучении ориентирования в опасных ситуациях в школьном курсе географии

Компоненты Критерии Показатели

Когнитивный знания, представления об ориентировании, сторонах горизонта Владение понятиями «ориентир», «ориентирование», «компас», «горизонт», «линии горизонта», «стороны горизонта», представление о различных способах ориентирования на местности

Эмоциональ-но-мотиваци-онный Интересы, стремление в области изучения ориентирования Стремление к овладению системой знаний об ориентировании

Деятельностный Практическое использование знаний готовность к принятию и осуществлению способов ориентирования для обеспечения безопасности

На основании требований были определены уровни сформиро-ванности знаний учеников об ориентировании на местности:

1. Высокий уровень сформирован у учащихся, которые владеют понятиями «ориентир», «ориентирование», «компас», «горизонт», «стороны горизонта», имеют представление о различных способах ориентирования на местности; имеют стремление к овладению системой знаний об ориентировании, оказывают готовность к принятию и осуществлению решений и осуществлению способов ориентирования для обеспечения безопасности.

2. Средний уровень регистрируется у учащихся, которые владеют понятиями «ориентир», «ориентирование», «компас», «горизонт», «стороны горизонта», имеют представление о различных способах ориентирования на местности, но допускающие ошибки; не всегда заинтересованы к овладению системой знаний об ориентировании,

оказывают готовность к принятию и осуществлению способов ориентирования для обеспечения безопасности.

3. Низкий уровень фиксируют учащиеся, которые владеют понятиями «ориентир», «ориентирование», «компас», «горизонт», «стороны горизонта»; не имеют стремление к овладению системой знаний об ориентировании, не оказывают готовность к принятию и осуществлению способов ориентирования для обеспечения безопасности.

Изучение уровня знаний учеников об ориентировании проводилось посредством серии диагностических заданий. Для выявления уровня сформированности когнитивного компонента использовали метод тестирования. Для выявления уровня сформированности эмоционально-мотивационного компонента использовали метод беседы, где были предложены вопросы о мотивах изучения ориентирования на местности у обучающегося. Для выявления уровня сформированности деятельностного компонента использовали метод проблемных ситуаций, который предполагал решение практических задач, связанных с ориентированием с помощью компаса и по карте.

За каждый правильный аргументированный ответ ставился 1 балл. Учащиеся получившие 11-13 баллов характеризовались высоким уровнем, 7-10 баллов - средний уровень, 0-6 баллов - низкий уровень.

Таким образом, по изучению уровня сформированности когнитивного компонента было выявлено:

- высокий уровень когнитивного компонента у 3 (12%) учеников из ЭГ и 5 (20%) учеников из КГ. Данные ученики отметили все правильные ответы, отметили, что азимут - это угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет местности, величину которого выражают в градусах; знают, как изображается рельеф на местности, а также условные знаки планов и карт; определили, чем отличается план от карты, знают, как составить план местности, имеют представления о том, как правильно определить абсолютную и относительную высоту местности, как ориентировать по местным признакам и звездам;

- средний уровень когнитивного компонента у 10 (40%) учеников из ЭГ и 14 (56%) учеников из КГ. Учащиеся данного уровня не на все вопросы ответили верно;

- низкий уровень когнитивного компонента у 12 (48%) учеников из ЭГ и 6 (24%) учеников из КГ. Учащиеся данного уровня затруднялись отвечать на поставленные вопросы.

Анализ результатов позволил определить исходный уровень когнитивного компонента (рис. 1).

Рис. 1. Уровни знаний когнитивного компонента у обучающихся 6 А (синй цвет) и 6 Б (красный цвет), %

Из рисунка видно преобладание у учеников низкого уровня когнитивного компонента. В ЭГ и КГ уровень сформированности отличается.

Таким образом, изучение эмоционально-мотивационного компонента во время беседы показало:

- высокий уровень сформированности эмоционально-мотива-ционного компонента обнаружен у14 (56%) учеников из ЭГ и 11 (44%) учеников из КГ;

- средний уровень сформированности эмоционально-мотива-ционного компонента обнаружен у 7 (28%) учеников из ЭГ и 9 (36%) учеников из КГ;

- низкий уровень сформированности обнаружен у 4 (16%) учеников из ЭГ и 5 (20%) учеников из КГ. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил определить исходный уровень сформированности эмоционально-мотивационного компонента у школьников (рис. 2).

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рис 2. Уровни знаний эмоционально-мотивационного компонента у обучающихся 6 А (синй цвет) и 6 Б (красный цвет), %

Из рисунка видно, что по эмоционально-мотивационному компоненту преобладает высокий уровень. Ученики заинтересованы в изучении темы ориентирование на местности.

Таким образом, изучение деятельностного компонента во время решения практических ситуаций показало:

- высокий уровень сформированности деятельностного компонента обнаружен у 3 (12%) учеников из ЭГ и 5 (20%) учеников из КГ;

- средний уровень сформированности деятельностного компонента обнаружен у 6 (24%) учеников из ЭГ и 8 (32%) учеников из КГ;

- низкий уровень сформированности деятельностного компонента обнаружен у 16 (64%) учеников из ЭГ и 12 (48%) учеников из КГ.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил определить исходный уровень сформированности деятельностного компонента у из ЭГ и КГ (рис. 3).

Рис. 3. Уровни знаний деятельностного компонента у обучающихся 6 А (синй цвет) и 6 Б (красный цвет), %

Из рисунка видно, что преобладает низкий и средний уровни сформированности деятельностного компонента.

Результаты диагностики представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Уровни сформированности компонентов при изучении темы ориентирование на местности

Таким образом, учениками ЭГ и КГ продемонстрирован в основном низкий уровень сформированности компонентов при изучении темы ориентирование на местности. Но изучение эмоционально-мотивационного компонента показало заинтересованность в изучении данной темы. Из диаграммы видно, что в контрольной группе качественные показатели выше по сравнению с экспериментальной группой.

По результатам констатирующего эксперимента определили уровень знаний по ориентированию на местности у школьников. Результаты диагностики представлены на рисунке 5.

70

60

50

60

40

44

30

20

10

20

12

36

28

высоким уровень

среднии уровень

низкии уровень

IЭГ ■ КГ

Рис. 5. Уровни сформированности знаний по ориентированию на местности у учеников 6 А (синй цвет) и 6 Б (красный цвет) классов, %

Для повышения уровня знаний разработано внеклассное мероприятие «Тропа выживания», в котором учащиеся могут освоить умения по курсу на трёх уровнях:

1. Первый уровень - знания-знакомства. На этом уровне учащиеся должны среди нескольких понятий, ситуаций правильно найти тот ответ, который предъявлен для опознания;

2. Второй уровень - знания-копии. Учащиеся должны воспроизвести сведения о тех или иных понятиях самостоятельно, без опоры, а также применять знания о них в стандартных (знакомых) ситуациях.

3. Третий уровень - знания-умения, навыки. Учащиеся должны уметь решать поставленную задачу в ситуациях, не всегда стандартных, за определенный промежуток времени. Мероприятие будет завершено одно-двухдневным походом на природу с целью проверки сформированности навыков ориентирования в природной среде, умения анализировать и принимать целесообразные решения в опасных ситуациях [4].

Таким образом, с учетом анализа теоретических исследований в области изучения темы ориентирование на местности, а также в зависимости от целей эксперимента нами были определены критерии, показатели и уровни сформированности. Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить следующее: учащиеся контрольной группы имеют более высокий уровень сформирован-ности знаний по ориентированию на местности, чем в экспериментальной группе. В ходе учебных полевых занятий по географии у учащихся вырабатываются профессиональные навыки, прививается пытливость ума, любознательность, которые присущи каждому естествоиспытателю [3].

Список литературы

1. Елисеева Н.В. Значение психологической подготовленности школьников к действиям в экстремальных ситуациях. // Безопасность. Технологии. Управление. Материалы 2-й международной конференции. Тольятти: Изд-во: ТГУ, 2007. С. 51-54.

2. Иванов В.Б. Индивидуально-ориентированное обучение студентов в соответствии с требованиями ФГОС // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции / Ответственный редактор А.В. Коричко. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. С. 12-13.

3. Кузнецова Э.А. Некоторые результаты учебной полевой практики 2012 года // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции/ Ответственный редактор А.В. Коричко. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. С. 19-20.

4. Кузнецова Э.А., Алагулов Д.А. Исследование уровня знаний обучающихся о безопасном поведении в условиях автономного выживания// XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей (г. Нижневартовск, 3-4 апреля 2018 года) / Отв. ред. А.В. Коричко. Ч. 1. Биология. Экология. География. Картография. Безопасность жизнедеятельности. Электроэнергетика. Электротехника. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2018. С. 235-239.

5. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография. Барнаул: Издательство БГПУ, 2002. 318 с.

6. Мошкин В. Н. Воспитание культуры безопасности школьников: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.01. Барнаул, 2004. 388 с.

7. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: https://fgos.ru/

References

1. Eliseeva N.V. Znachenie psikhologicheskoy podgotovlennosti shkol'nikov k deystviyam v ekstremal'nykh situatsiyakh [The importance of psychological preparedness of students for action in extreme situations]. Bezopasnost'. Tekhnologii. Upravlenie. Materialy 2-y mezhdunarodnoy konferentsii [Security. Technology. Control. Materials of the 2nd international conference]. Tolyatti: Publishing House: TSU, 2007. P. 51-54.

2. Ivanov V.B. Individual'no-orientirovannoe obuchenie studentov v soot-vetstvii s trebovaniyami FGOS [Individually-oriented student training in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard]. Kul'tura, nauka, obrazovanie:problemyiperspektivy. Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Culture, science, education: problems and prospects. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference] / Executive Editor A.V. Korichko. Nizhnevartovsk, 2013. P. 12-13.

3. Kuznetsova E.A. Nekotorye rezul'taty uchebnoy polevoy praktiki 2012 goda [Some results of field training practice in 2012]. Kul'tura, nauka, obrazovanie: problemy i perspektivy. Materialy II Vserossiyskoy nauch-no-prakticheskoy konferentsii [Culture, science, education: problems and

prospects. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference] / Executive Editor A.V. Korichko. Nizhnevartovsk, 2013. P. 19-20.

4. Kuznetsova E.A., Alagulov D.A. Issledovanie urovnya znaniy obu-chayushchikhsya o bezopasnom povedenii v usloviyakh avtonomnogo vyzhivaniya [Study of the level of students' knowledge about safe behavior in conditions of autonomous survival]. XX Vserossiyskaya stu-dencheskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta: sbornik statey (g. Nizhnevartovsk, 3-4 aprelya 2018 goda) [XX All-Russian Student Scientific and Practical Conference of the Nizhnevartovsk State University: collection of articles (Nizhnevartovsk, April 3-4, 2018)] / ed. A.V. Korichko. Part 1. Biology. Ecology. Geography. Cartography. Life safety. Power industry. Electrical Engineering Nizhnevartovsk, 2018. P. 235-239.

5. Moshkin V.N. Vospitanie kul 'tury bezopasnosti shkol'nikov [Parenting a safety culture for students]: Monograph. Barnaul: Publishing House of BSPU, 2002. 318 p.

6. Moshkin V. N. Vospitanie kul'tury bezopasnosti shkol'nikov [Education of safety culture for schoolchildren]: dis. ... doctors ped. Sciences: 13.00.01. Barnaul, 2004. 388 p.

7. Federal state educational standards. https://fgos.ru/

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Кузнецова Эльза Афанасьевна, к.г.н., доцент

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» ул. Ленина, 56, г. Нижневартовск, 628605, Российская Федерация

elzanv07@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kuznetsova Elza Afanasievna, Associate Professor

Nizhnevartovsk State University

26, Lenin St., Nizhnevartovsk, 628605, Russian Federation

elzanv07@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-6248-9118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.