удк 37.013.83:159.922.63 doi: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-56-62
Обучение навыкам саморегуляции
как фактор повышения адаптационного потенциала лиц, проживающих в доме-интернате для престарелых
Э. А. Лоскутова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
Введение. Внимание современной педагогической науки практически ко всем возрастным группам, в том числе и к лицам пожилого и старческого возраста, делает актуальным поиск путей оптимизации их жизнедеятельности путем обучения. Обучение навыкам саморегуляции лиц данной возрастной группы должно способствовать гармонизации их эмоциональной сферы и общего самочувствия. Это важно прежде всего в стрессовых ситуациях, связанных с глубокими жизненными изменениями, происходящими в связи с помещением в дом престарелых. Цель: теоретическое и практическое изучение проблемы обучения навыкам саморегуляции для повышения адаптационного потенциала лиц, проживающих в доме престарелых. Материалы и методы. Основу исследования составляет аналитический обзор теоретических источников по проблеме обучения саморегуляции как фактора повышения адаптационного потенциала лиц, проживающих в доме престарелых, эмпирическое исследование уровня социально-психологической адаптации лиц, проживающих в доме престарелых, педагогический эксперимент. Результаты исследования, обсуждения. Определен круг проблем, связанных с обучением саморегуляции с целью повышения адаптационного потенциала лиц, проживающих в доме престарелых, эмпирически подтвержден факт эффективности проведенного обучения. Заключение. В исследовании реализован не только аналитический обзор теоретических и практических работ по заявленной проблематике, но и представлены эмпирические данные исследования уровня социально-психологической адаптации лиц, проживающих в доме престарелых, а также статистически подтверждено позитивное влияние на нее проведенного обучения данных лиц навыкам саморегуляции.
Ключевые слова: обучение, саморегуляция, адаптация, дом престарелых, стресс, пожилые.
Training self-regulation skills as a factor in increasing
the adaptive capacity of persons residing in a nursing home
E. A. Loskutova
Mari State University, Yoshkar-Ola
Introduction. The attention of modern pedagogical science to almost all age groups, including persons of elderly and senile age, makes it relevant to search for ways to optimize their livelihoods through training. Training the skills of self-regulation of persons of this age group should contribute to the harmonization of their emotional sphere and general well-being. This is important, especially in stressful situations associated with profound life changes occurring in connection with placement in a nursing home. Objective: theoretical and practical study of the problems of training self-regulation skills to enhance adaptive capacities of persons residing in a nursing home. Materials and methods. The basis of the study is an analytical review of theoretical sources on the problem of self-regulation training as a factor of increasing the adaptive capacity of persons residing in a nursing home, an empirical study of the level of psycho-social adaptation of persons living in a nursing home, pedagogical experiment. The results of the study, discussion. The range of problems associated with the training of self-regulation in order to increase the adaptive capacity of persons residing in a nursing home was identified, the effectiveness of the conducted training was empirically confirmed. Conclusion. The study implemented not only analytical review of theoretical and practical works on the stated problem, but also presented empirical research data on the level of psycho-social adaptation of persons living in the nursing home, and statistically confirmed the positive impact on it of conducted training of these peoples of self-regulation skills.
Keywords: training, self-regulation, adaptation, nursing home, stress, mature.
Достаточно длительное время вопросам, связанным с изучением особенностей людей пожилого и старческого возраста, а также оптимизацией их жизнедеятельности не уделялось должного
внимания в науке. Тем не менее это не означает, что проблем в области педагогики и психологии лиц данного возраста не существовало и не существует.
© Лоскутова Э. А., 2018
Большинство проблем пожилых людей, связанных с обеспечением их бытового и эмоционального комфорта, физического и психического здоровья, как правило, решаются внутри семей. Но в ряде случаев решение данных вопросов становится прерогативой специалистов различных организаций. Современная реальность такова, что многие пожилые люди вынуждены проводить последние годы своей жизни в домах престарелых.
Сам факт помещения пожилого человека в учреждение интернатного типа является для него сильнейшим стрессогенным фактором за счет значительного изменения условий жизнедеятельности: изменяются условия проживания, полностью меняется окружение, меняется рацион питания, заметно уменьшается количество привычных предметов обихода и личных вещей, может измениться и режим дня [2]. Все это вызывает необходимость включения адаптационных механизмов личности пожилого человека, обеспечивающих эффективность и безболезненность его включения в новую среду.
Адаптация в целом связана с перестройкой функционирования тех или иных органов, свойств, механизмов, с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм или личность со средой. Регуляторами адаптации человека выступают мотивы, мышление, воля, способности, знания, опыт. В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся, а сохранение эффективности деятельности происходит главным образом благодаря готовности, привыканию к новым условиям и их освоению. Адаптация выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но главным образом в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями [3].
В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется приспособление человека к среде, выделяют различные виды адаптации:
- физиологическая (взаимодействие различных систем организма);
- биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий);
- психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний (например, повышение чувствительности глаза в темноте);
- социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе).
Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно [6]. Нас в контексте данной работы в наибольшей мере интересует адаптация социально-психологическая.
Она представляет собой приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевую пластичность поведения, интеграцию личности в социальные группы, деятельность по освоению относительно стабильных социальных условий, принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия.
Социально-психологическая адаптация - постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс его активного приспособления к социальной среде. В современной социологии под адаптацией понимается путь, которым социальные системы любого рода управляют или отвечают на среду своего обитания. В социальной психологии под адаптацией понимается изменение системы отношений в социальном или культурном плане. Любое структурное или поведенческое изменение, которое имеет жизненно важное значение, расценивается как адаптация.
Степень социально-психологической адаптации различна и зависит от пола, возраста, типа нервной системы, общего физического и эмоционального состояния, тренированности и прочего. Значение адаптации особенно возрастает при резкой смене человеческой деятельности и окружения.
Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с возможными ситуациями предстоящей деятельности, получил знания и сведения, необходимые для правильной ориентировки. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, уметь вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни.
На наш взгляд, основой успешности протекания адаптационных процессов человека, будет являться его способность к саморегуляции.
Под саморегуляцией понимается заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на собственную психику, направленное на изменение ее характеристик в желаемом направлении.
Если адаптация обеспечивает приспособление человека к условиям внешней среды,
то при помощи саморегуляции индивид получает способность к регуляции своей внутренней активности [9].
В рамках саморегуляции человека можно выделить три уровня:
- первый уровень - уровень непроизвольного приспособления к среде, обеспечивающий го-меостатичность работы органов и систем организма - дыхания, кровяного давления, температуры тела и т. п. ;
- второй уровень включает в себя установки, обеспечивающие неосознаваемую либо слабо осознаваемую готовность субъекта к выполнению определенных действий за счет имеющихся у него опыта, навыков или привычек, предвосхищая ту или иную ситуацию;
- третий уровень - произвольная регуляция собственных индивидуально-личностных характеристик, касающихся поведения, установок, целей, ценностных ориентаций, эмоциональных состояний и тому подобное.
Осознавая тесную, неразрывную связь всех уровней саморегуляции, наибольший интерес в рамках данного исследования представляет третий уровень, обозначающий произвольную саморегуляцию. Признавая сложность и многогранность данного процесса, рассмотрим механизмы саморегуляции.
В данном случае можно отметить, что базисом саморегуляции является вся совокупность функционирования психики и целый ряд психологических эффектов, к которым можно отнести следующие позиции:
- мотивационную сферу, выполняющую активирующую роль при формировании и реализации индивидом деятельности, направленной на изменение собственных характеристик;
- эффект психического образа, возникающего в сознании индивида и выполняющего функцию управления;
- эффект воздействия субъекта на свою психику, возникающий на основе функционального и структурного единства всех имеющихся у человека психических процессов;
- реализация регулирующего воздействия на себя через единство и взаимообусловленность сфер сознательного и бессознательного;
- взаимосвязи функционального характера, имеющиеся между показателями эмоционально-волевой сферы личности и ее телесного опыта, когнитивной сферы и речи.
Обучение эффективным приемам саморегуляции лиц пожилого и старческого возраста, находящихся в доме престарелых, способно оптимизировать их эмоциональную сферу, облегчив процесс адаптации к новым условиям проживания и окружающим [4].
В данном случае важно отметить, что педагогический процесс, направленный на обучение эффективным приемам саморегуляции, должен строиться на базе обязательного учета индивидуально-личностных и возрастных характеристик обучающихся, а также конкретных ситуативных аспектов.
Движущей силой процессов саморегуляции являются наличествующие у данного конкретного субъекта мотивационные противоречия, стимулирующие перестройку отдельных индивидуально-личностных характеристик [7]. Примерами данных противоречий можно считать завышение притязаний личности субъекта относительно имеющихся у него реальных возможностей.
Существуют естественные способы регуляции организма, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Но подобные средства нельзя использовать, например, на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление [10].
Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:
- смех, улыбка, юмор;
- размышления о хорошем, приятном;
- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
- наблюдение за пейзажем;
- рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
- купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
- вдыхание свежего воздуха;
- высказывание похвалы, комплиментов и прочего.
Кроме естественных приемов регуляции организма, существуют и другие способы саморегуляции (самовоздействия). К ним можно отнести приемы биологической обратной связи, обучение приемам управления дыханием и тому подобное [5].
Выделение ведущих мотивационных противоречий субъекта должно строиться на том,
возможно ли в реальности непосредственно воздействовать на управляющий фактор с позиций морали, нравственности и временного фактора [8].
Основные педагогические приемы, направленные на обучение эффективной саморегуляции лиц пожилого и старческого возраста, находящихся в доме престарелых, должны быть построены на механизмах концентрации внимания, рефлексии, представлениях, релаксации, воображения, самовнушения, медитации, нейролинг-вистического программирования.
Для проверки сформулированной гипотезы о том, что обучение приемам саморегуляции лиц пожилого и старческого возраста, находящихся в доме престарелых, будет способствовать оптимизации их адаптационного потенциала, был организован педагогический эксперимент.
Данный эксперимент проходил на базе Йошкар-Олинского дома-интерната для престарелых и инвалидов «Сосновая роща». В эксперименте приняли участие 80 человек в возрасте от 73 до 86 лет, проживающих в данном учреждении.
Обучение приемам саморегуляции проводилось с учетом возрастных особенностей обучаемых - их сниженной способности к длительной концентрации внимания и быстрой утомляемости. Обучающие сеансы длились по 15-20 минут три раза в неделю. Обучение проходило в группах по 10-12 человек в свободное от медицинских процедур и других режимных моментов, по согласованию с руководством дома-интерната.
В ходе обучения приемам саморегуляции мы стремились достичь:
- снижения эмоциональной напряженности обучаемых (эффекта успокоения);
- ослабления проявлений утомления и других негативных психических состояний (эффекта восстановления);
- повышения психофизиологической реактивности (эффекта активизации).
При проведении обучающих мероприятий были использованы следующие приемы:
- информирование обучаемых о содержании понятия саморегуляции и необходимости овладения ею, об основных приемах и методах саморегуляции;
- обсуждение с обучаемыми известных им способов саморегуляции, рассмотрение жизненных примеров их практического применения;
- проведение сеансов релаксации;
- закрепление полученного материала в тре-нинговых упражнениях;
- индивидуальное консультирование (при необходимости) по вопросам выбора оптимальных средств саморегуляции.
В рамках проведения формирующего педагогического эксперимента мы опирались на то, что формируемая у участников исследования саморегуляция должна способствовать предотвращению накопления остаточных явлений перенапряжения, усилению мобилизации ресурсов организма, нормализации эмоционального фона, полноте восстановления сил и жизненной активности [1].
На констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента мы фиксировали уровень адаптивности участников исследования -лиц пожилого и старческого возраста, находящихся в доме престарелых, при помощи психодиагностического опросника - методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Эта психодиагностическая методика была разработана для исследования особенностей социально-психологической адаптации и связанных с ней черт личности субъекта.
Содержание тестовой методики представляет собой последовательность вопросов, сформулированных в третьем лице единственного числа и не содержащих каких-либо местоимений. Авторы методики использовали подобную форму с целью избегания эффекта прямого отождествления, сознательного соотнесения испытуемыми представленных в методике утверждений со своими особенностями. Этот методический прием направлен на нейтрализацию направленности ответов испытуемых в сторону социальной желательности. Ответы, даваемые испытуемыми, дифференцируются при помощи 7-балльной шкалы ответов. Методика имеет бланковый характер, но в силу возрастных особенностей испытуемых, ее вопросы им зачитывались экспериментатором громко и внятно, в медленном темпе.
Результат проведения данной методики предполагает получение точных, выраженных количественно результатов, по следующим интегральным показателям:
1. «Адаптация».
2. «Приятие других».
3. «Интернальность».
4. «Самоприятие».
5. «Эмоциональная комфортность».
6. «Стремление к доминированию».
По каждому из приведенных интегральных показателей методики, на констатирующем и контрольном этапах педагогического эксперимента были получены результаты, пригодные для дальнейшего качественно-количественного анализа. Представим анализ каждого из полученных показателей отдельно.
Итак, интегрированный показатель адаптации указал нам на то, что на констатирующем этапе было выявлено преобладание низких и средних уровней адаптации в обследованной группе лиц пожилого и старческого возраста, в то время как на контрольном этапе мы выявили преобладание высоких результатов адаптации.
Показатель самопринятия на констатирующем этапе эксперимента у всех испытуемых находился в пределах средних значений, в то время как после проведения обучающих сеансов у заметной части испытуемых были получены высокие значения самопринятия.
Принятие других как один из показателей социально-психологической адаптации также у большинства испытуемых в начале исследования находился на среднем уровне, в то время как к концу эксперимента произошел его рост, хотя и незначительный, что связывается нами с тем, что основной упор обучающих мероприятий был сделан на работу с внутренними психическими процессами испытуемых.
Эмоциональный комфорт, как показатель социально-психологической адаптации, у большей части обследуемых лиц сместился в сторону высоких значений в процессе формирующего эксперимента.
В рамках показателя интернальности заметных сдвигов не обнаружено.
Показатель стремления к доминированию на констатирующем этапе имел тенденцию к низким значениям, но к концу эксперимента вышел на средний уровень.
Обобщенные количественные результаты приведенных выше положений представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 / Table 1
Обобщенные результаты исследования адаптации, полученные на констатирующем этапе педагогического эксперимента (в %) / Summary results of adaptation studies obtained at the ascertaining stage of pedagogical experiment, %
Адаптация / Adaptation Самоприятие/ Self-acceptance Приятие других / Acceptance of others Эмоциональная комфортность / Emotional comfort Интерналь- ность / Internality Стремление к доминированию / Desire to dominate
Высокие 3,75 % 0 % 5 % 2,5 % 3,75 16,25 %
Средние 75 % 100 % 75 % 67,5 % 78,75 33,75 %
Низкие 21,25 % 0 % 20 % 30 % 17,5 50 %
Таблица 2 / Table 2
Обобщенные результаты исследования адаптации, полученные на контрольном этапе педагогического эксперимента (в %) / Summary results of adaptation studies obtained at the control stage of pedagogical experiment, %
Адаптация / Adaptation Самоприятие / Self-acceptance Приятие других / Acceptance of others Эмоциональная комфортность / Emotional comfort Интерналь- ность / Internality Стремление к доминированию / Desire to dominate
Высокие 67,5 % 33,75 % 15 % 75 % 5 % 28,75 %
Средние 30 % 66,25 75 % 23,75 % 80 % 50 %
Низкие 2,5 % 0 % 10 % 1,25 % 15 % 21,25 %
Сопоставление данных из таблиц 1 и 2 ука- ния приемам саморегуляции произошли замет-зывает на то, что в результате проведения обуче- ные позитивные изменения в сфере социально-
применения расчета t-критерия Стьюдента для связанных выборок. Результаты проведенных вычислений данного статистического критерия представлены в таблице 3.
Таблица 3 / Table 3
Статистическое сравнение по t-критерию Стьюдента результатов обследования / Statistical comparison of survey results by Student's t-test
психологической адаптации у лиц пожилого и старческого возраста, проживающих в доме престарелых. Статистически обосновать достоверность обнаруженных различий возможно, путем
Адаптация / Adaptation Самоприятие/ Self-acceptance Приятие других/ Acceptance of others Эмоциональная комфортность / Emotional comfort Интер-нальность / Internality Стремление к доминированию / Desire to dominate
Т -1,04 -5,49 1,13 -4,21 -1,59 -3,64
Как видно из таблицы 3, после проведения обучающих мероприятий, были обнаружены статистически достоверные различия между результатами констатирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента, доказывающие рост показателей самопринятия, эмоционального комфорта и стремления к доминированию.
Таким образом, можно с уверенностью говорить об эффективности проведенного обучения навыкам саморегуляции лиц пожилого и старческого возраста, проживающих в доме престарелых, в рамках повышения их адаптационного потенциала.
Литература
1. Андонова А. Н., Милчева Х. Т. Обучение пожилых людей знаниям в области здравоохранения в целях улучшения качества их жизни // Перспективы науки. 2013. № 2. С. 108-110.
2. Архипова О. В. Концептуальный подход к обучению пожилых людей в стационарных условиях // Психология зрелости и старения. 2012. № 4. С. 67-79.
3. Архипова О. В. Обучение как условие успешной адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания // Отечественный журнал социальной работы. 2013. № 3 (54). С. 133-145.
4. Барыгин М. Е. Обучение пожилых людей в реализации функций социальной защиты // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2013. № 7. С. 18-22.
5. Ермолаева М. В., Лубовский Д. В. Современные психологические технологии обучения пожилых людей // Образование на разных возрастных этапах: новые задачи и горизонты. М., 2017. С. 153-161.
6. Иванова Т. И., Комлёнок Н. М. Адаптационные возможности у больных с сахарным диабетом: значение психологического статуса // Вестник межнационального центра исследования качества жизни. 2014. № 23-24. С. 86-92.
7. Лецко И. А. Обучение граждан пожилого возраста в условиях информационного общества (на примере Алтайского края) // Университет в глобальном мире: новый и миссия. Сборник материалов XI Международной научной конференции. М.: МГУ, 2017. С. 147-149.
8. Милчева X. Т., Андонова А. Н. Обучение пожилых людей для поддержания физической активности и здорового образа жизни // Перспективы науки. 2013. № 3. С. 189-190.
9. Савина Н. Г. Саморегуляция поведения как социальная характеристика личности // Культура и образование. Т. 1. 2015. № 1. С. 302-306.
10. Старцев Д. В. Особенности обучения людей пожилого возраста // Информационные и коммуникативные технологии в психологии и педагогике: сборник статей Междунар. научно-практич. конф. 2017. С. 118-120.
References
1. Andonova A. N., Milcheva Kh. T. Obuchenie pozhilykh lyudei znaniyam v oblasti zdravookhraneniya v tselyakh uluchsheniya kachestva ikh zhizni [Educating elderly people on health knowledge to improve their quality of life]. Perspektivy nauki = Science Perspectives, 2013, no 2, pp. 108-110. (In Russ.).
2. Arkhipova O. V. Kontseptual'nyi podkhod k obucheniyu pozhilykh lyudei v statsionarnykh usloviyakh [Conceptual approach to training the elderly inpatients]. Psikhologiya zrelosti i stareniya = Psychology of maturity and aging, 2012, no. 4, pp. 67-79. (In Russ.).
3. Arkhipova O. V. Obuchenie kak uslovie uspeshnoi adaptatsii pozhilykh lyudei v statsionarnykh uchrezhdeniyakh sotsial'nogo obsluzhivaniya [Training as a condition for the successful adaptation of the elderly in inpatient institutions of social services]. Otechestvennyi zhurnal sotsial'noi raboty = Ukrainian Journal of social work, 2013, no. 3 (54), pp. 133-145. (In Russ.).
4. Barygin M. E. Obuchenie pozhilykh lyudei v realizatsii funktsii sotsial'noi zashchity [Training of the elderly in the implementation of social protection functions]. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie v XXI veke: teoriya, metodologiya, praktika = State and municipal administration in the XXI century: theory, methodology, practice, 2013, no. 7, pp. 18-22. (In Russ.).
5. Ermolaeva M. V., Lubovskii D. V. Sovremennye psikhologicheskie tekhnologii obucheniya pozhilykh lyudei [Modern psychological techniques of teaching older people]. Obrazovanie na raznykh vozrastnykh etapakh: novye zadachi i gorizonty = Education at different age stages: new challenges and horizons, Moscow, 2017, pp. 153-161. (In Russ.).
6. Ivanova T. I., Komlenok N. M. Adaptatsionnye vozmozhnosti u bol'nykh s sakharnym diabetom: znachenie psikhologicheskogo statusa [Adaptive capacity of patients with diabetes: the importance of psychological status]. Vestnik mezhnatsional'nogo tsentra issledovaniya kachestva zhizni = Bulletin of the International Center for life quality research, 2014, no. 23-24, pp. 86-92. (In Russ.).
7. Letsko I. A. Obuchenie grazhdan pozhilogo vozrasta v usloviyakh informatsionnogo obshchestva (na primere Altaiskogo kraya) [Training of elderly citizens in the information society (on the example of the Altai territory)]. Universitet v global'nom mire: novyi i missiya. Sbornik materialov XI Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii = University in the global world: new and mission. Proceedings of the XI International scientific conference, Moscow, MGU, 2017, pp. 147-149. (In Russ.).
8. Milcheva Kh. T., Andonova A. N. Obuchenie pozhilykh lyudei dlya podderzhaniya fizicheskoi aktivnosti i zdorovogo obraza zhizni [Training of older people to maintain physical activity and a healthy lifestyle]. Perspektivy nauki = Science perspectives, 2013, no. 3, pp. 189-190. (In Russ.).
9. Savina N. G. Samoregulyatsiya povedeniya kak sotsial'naya kharakteristika lichnosti [Self-regulation of behaviour as a social characteristic of a person]. Kul'tura i obrazovanie = Culture and education, vol. 1, 2015, no. 1, pp. 302-306. (In Russ.).
10. Startsev D. V. Osobennosti obucheniya lyudei pozhilogo vozrasta [Peculiarities of teaching seniors]. Informatsionnye i kom-munikativnye tekhnologii v psikhologii i pedagogike. Sbornik statei Mezhdunar. nauchno-praktich. konf. = Information and communication technologies in Psychology and Pedagogy. Collection of articles of the International scientific and practical conference, 2017, pp. 118-120. (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 12.06.2018 г.; принята к публикации 18.07.2018 г.
Submitted 12.06.2018; revised 18.07.2018.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Autor have read and approved a final version of the manuscript.
Для цитирования:
Citation for an article :
Лоскутова Э. А. Обучение навыкам саморегуляции как фактор повышения адаптационного потенциала лиц, проживающих в доме-интернате для престарелых // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 56-62. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-56-62
Loskutova E. A. Training in self-control as a factor in increasing the adaptive capacity of persons residing in a nursing home. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 4, pp. 56-62. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-56-62 (In Russ.).
Об авторe
About the author
Eleonora A. Loskutova, Ph. D. (Psyhology), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, ea. [email protected]
Лоскутова Элеонора Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола,
ea. loskutova@mail. ru