Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ'

ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS POSTGRADUATE TRAINING / ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ / IN-SERVICE TRAINING / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ / METHOD-LEARNING ROOM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрущева Н. И.

Приведены данные о необходимости обучения медсестер на рабочем месте, результаты анкетирования палатных и старших медсестер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN-SERVICE TRAINING

The author provides evidence for a need for the in-service training of nurses and gives the results of a questionnaire nurses.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ»

• •© Н.И. Хрущева 2009

ОБУЧЕНИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

Н.И. Хрущева

Госпиталь для ветеранов войн №2, Москва

Приведены данные о необходимости обучения медсестер на рабочем месте, результаты анкетирования палатных и старших медсестер.

Ключевые слова: непрерывное последипломное образование, обучение на рабочем месте, учебно-методический кабинет.

В современных условиях необходимо формирование новой модели специалиста сестринского дела, обладающего профессиональными знаниями, способного гибко перестраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с основными направлениями реформирования здравоохранения.

Профессионализм специалиста определяется и объемом знаний, и умением их изложить, а самое главное - способностью к профессиональной деятельности, к решению задач и проблем с использованием имеющихся знаний.

Все это требует дополнительного обучения. Сегодня в России нет его единой модели. Каждая медицинская организация формирует свое представление о характере и объемах сестринской помощи в зависимости от состояния системы здравоохранения региона, обеспеченности кадрами, качества подготовки медсестер и специфики лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), что обуславливает важность профессиональной подготовки и повышения квалификации медсестер.

Непрерывное обучение среднего медицинского персонала на рабочем месте позволяет организации успешно решать проблемы, связанные с появлением новых направлений деятельности, и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности.

Обучение среднего медицинского персонала имеет 2 формы:

• вне рабочего места, т.е. повышение квалификации 1 раз в 5 лет, что требует отрыва работника от его служебных обязанностей и дополнительных финансовых затрат;

• на рабочем месте - постоянный процесс, учитывающий специфику работы медсестры конкретного подразделения, что позволяет легче освоить учебный материал без отрыва от производственной деятельности.

Практика показала, что обучение непосредственно в госпитале необходимо. От профессиональной подготовки сестринского персонала, правильности выполнения сестринских манипуляций зависит уровень медицинской помощи.

Исходя из этого, в госпитале был создан учебно-методический кабинет.

В структуру учебно-методического кабинета входят: конференц-зал на 26 мест, что позволяет проводить лекции,

теоретические занятия, семинары; класс на 12 мест, предназначенный для занятий малых групп; манипуляци-онный кабинет, в котором выделены 2 зоны: для практического обучения палатных и процедурных медсестер. Каждая зона оснащена необходимыми фантомами для отработки практических навыков и манипуляций.

Согласно ежегодному плану, проводятся теоретические и практические занятия с медсестрами, резервом старших медсестер. Занятия организуют и проводят старшие медсестры учебного кабинета и старшие медсестры отделений, а также врачи, заведующие отделениями, сотрудники кафедр высших учебных заведений.

Программа обучения составляется на основе анализа данных о проверках качества работы медсестер, показателей деятельности клинических отделений, результатов обходов главной медсестры, обходов старших медсестер по плану работы Совета сестер.

В учебном кабинете осуществляется подготовка к аттестации и переаттестации. По программе, в которую входят вопросы оказания неотложной помощи, гражданской обороны, безопасности на рабочем месте, соблюдения санитарно-противоэпидемиологического режима, вопросы по особо опасным инфекциям. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

В госпитале выполнялось анкетирование медсестер с целью выяснения их мнений о необходимости обучения на рабочем месте. В анкетировании участвовали 60 человек:

• 30 палатных медсестер клинических отделений (группа 1);

• 30 старших медсестер клинических отделений (группа 2).

В 1-й группе 27 человек имеют сертификат специалиста, 3 не имеют его; 25 человек имеют квалификационную категорию, 5 не имеют.

Группа 2 состоит из старших медсестер (имеют повышенный уровень образования); все имеют сертификат специалиста; у 28 - высшая квалификационная категория, у 2 - I.

Для каждой группы была разработана анкета из 10 вопросов на тему «Медицинские сестры о непрерывном последипломном образовании на базе своего учреждения».

Как видно из приведенных ниже данных (табл. 1, 2), большинство опрошенных считают нужным систематическое повышение квалификации, так как оно позволяет медсестре поддерживать необходимый уровень профессиональной компетенции и повышать его на протяжении всего периода трудовой деятельности.

Одно из направлений развития сестринского дела -самообучение. Это направление соответствует концепции обучения на протяжении всей жизни.

Результат деятельности ЛПУ в конечном счете зависит от работы его персонала. Поэтому повышению квалификации кадров придается огромное значение.

Результаты опроса палатных медсестер Таблица 1

Вопрос Положительные ответы Отрицательные ответы

абс. % абс. %

Считаете ли Вы нужным для себя систематическое повышение квалификации? 28 93 2 7

Вы совершенствуете свои знания только потому, что этого требует администрация госпиталя? 26 86 4 14

Какая из форм обучения для Вас наиболее приемлема и интересна? Лекции, конференции 29 97 Деловая игра 1 3

Считаете ли Вы, что существует необходимость в обучении на рабочем месте? 28 93 2 7

Какой, на Ваш взгляд, должна быть тематика занятий? Актуальной, развивающая Полезной для повседневной деятельности 14

26 86 4

Какие, на Ваш взгляд, дополнительные темы должен включить учебно-методический кабинет ЛПУ в систему профессиональной подготовки? Вопросы психологии 28 93 Вопросы биоэтики и философии 2 7

На какую продолжительность в минутах должно быть рассчитано занятие? 45 мин 29 97 60 мин 1 3

Достаточно ли проведения занятий 1 раз в месяц? 27 90 3 10

Каким еще способом вы совершенствуете свои знания? Книги, выставки, другие средства Не совершенствуют

26 86 4 14

Кто, на Ваш взгляд, должен организовывать и проводить занятия? Главный врач, главная медсестра Врач - специалист

17 57 13 43

Результаты опроса старших медсестер Таблица 2

Вопрос Положительные ответы Отрицательные ответы

абс. % абс. %

Хотели бы Вы получить высшее сестринское образование? 20 67 10 33

Считаете ли Вы учебу с целью повышения квалификации целесообразной? 29 97 1 3

Стремитесь ли Вы получать новую профессиональную информацию? 29 97 1 3

Считаете ли Вы, что программа обучения старших медсестер должна содержать информацию по экономическим и юридическим направлениям? 23 76 7 24

Занимаетесь ли Вы самообразованием? 13 43 17 57

Готовы ли Вы принимать участие в развитии сестринского дела? 18 60 12 40

Считаете ли Вы, что внедрение новых технологий в обучение позитивно отразится на его процессе? 20 67 10 33

Какие материалы наиболее значимы для процесса обучения? Нормативные акты Медицинская литература

25 83 5 17

Считаете ли Вы, что процесс обучения старших медсестер занимает много рабочего времени? 14 46 16 54

Считаете ли Вы, что обучение в вашем ЛПУ представлено не в полном объеме? 5 17 25 83

Рекомендуемая литература

Бражников А.Ю., Камынина Н.Н., Фурсова Т.Н. Анализ мнений потенциальных участников накопительной системы зачета кредитов в рамках послевузовского образования // Медицинская сестра. -2007; 3: 7-10.

Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М.: ПЭР СЭ, 2007. - 272 с.

Орехова Н.А., Криковцова Г.Н, Гребнева С.Г. и др. Анализ опыта работы учебно-методического кабинета по сестринскому делу медицинского центра и учебного кабинета по сестринскому делу в терапии медицинского колледжа // Главная медицинская сестра. -2007; 5: 110-120.

Солнцева Н.А. Организация работы учебно-методического кабинета в МУЗ «ГКБ скорой медицинской помощи №2» // Главная медицинская сестра. - 2008; 3: 19-29.

Шепелева А.А. Интеграция профессионального образования и практического здравоохранения // Главная медицинская сестра. -2008; 12: 113-124.

Широкова Н.В. Подготовка медсестер повышенного уровня образования // Медицинская сестра. - 2005; 4: 35-36.

Якимова Н.В., Молчанова Л.Ф. Организация системы непрерывного повышения квалификации сестринского персонала // Главная медицинская сестра. - 2008; 12: 17-25.

IN-SERVICE TRAINING N.I. Khrushcheva

War Veterans Hospital Two, Moscow

The author provides evidence for a need for the in-service training of nurses and gives the results

of a questionnaire survey of ward and head nurses.

Key words: continuous postgraduate training, in-service training, method-learning room.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.