Научная статья на тему 'Обучение математике студентов стран ближнего зарубежья в медицинских вузах РФ'

Обучение математике студентов стран ближнего зарубежья в медицинских вузах РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / TEACHING MATHEMATICS / FOREIGN STUDENTS / MEDICAL UNIVERSITY / PROBLEM OF TEACHING FOREIGN STUDENTS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Татьяна Леонидовна

В статье исследованы динамика роста иностранных студентов в вузах Российской Федерации, способы привлечения иностранных студентов в вузы РФ и проблемы, связанные с применением обучения на языке-посреднике (английском, французском). Проведена оценка входного уровня знаний математики и оценка интеллектуального уровня у иностранных студентов различных государств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Татьяна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF TEACHING MATHEMATICS TO THE STUDENTS FROM THE STATES NEAR ABROAD AT MEDICAL UNIVERSITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The author examines the growth dynamics of the number of foreign students at universities in Russia and specifies the methods of engaging these students in universities of our country. The author also determines the problems connected with teaching in international languages (English, French). The initial level of knowledge of mathematics and intellectual level of foreign students is evaluated

Текст научной работы на тему «Обучение математике студентов стран ближнего зарубежья в медицинских вузах РФ»

Т. Л. Белова

(Астрахань)

ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ СТРАН БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ РФ

THE PROBLEMS OF TEACHING MATHEMATICS TO THE STUDENTS FROM THE STATES NEAR ABROAD AT MEDICAL UNIVERSITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

В статье исследованы динамика роста иностранных студентов в вузах Российской Федерации, способы привлечения иностранных студентов в вузы РФ и проблемы, связанные с применением обучения на языке-посреднике (английском, французском). Проведена оценка входного уровня знаний математики и оценка интеллектуального уровня у иностранных студентов различных государств.

Ключевые слова: обучение математике, иностранные студенты, медицинский вуз, проблема обучения иностранных студентов, федеральный государственный образовательный стандарт.

The author examines the growth dynamics of the number of foreign students at universities in Russia and specifies the methods of engaging these students in universities of our country. The author also determines the problems connected with teaching in international languages (English, French). The initial level of knowledge of mathematics and intellectual level of foreign students is evaluated. Key words: teaching mathematics, foreign students, medical university, problem of teaching foreign students, Federal state educational standard.

Реформы, происходящие в высшем образовании последние несколько лет, направлены на сокращение вузов с «сомнительной» репутацией. В сфере высшего медицинского образования неуклонна позиция уменьшения потребности в подготовке кадров за счёт средств федерального бюджета. Организации высшего образования вынуждены увеличивать количество иностранных студентов, которые в свою очередь с удоволь-

ствием по ряду очевидных причин, таких как низкая стоимость обучения, неблагополучная обстановка в их стране и т.п., приезжают обучаться в Россию. Проведён анализ увеличения количества иностранных студентов, поступивших на 1 курс в Астраханский государственный медицинский университет в период с 2014 по 2016 год [7], данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Обучаемые 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Иностранные студенты, обучающиеся на французском языке 130 141 234

Иностранные студенты, обучающиеся на английском языке 19 43 94

Иностранные студенты, обучающиеся на русском языке 114 167 223

Итого 263 351 551

Динамика поступивших на 1 курс в Астраханским государственный медицинский университет иностранных студентов с 2014 по 2016 год

В Астраханском ГМУ были даже разработаны программы обучения иностранных студентов на английском и французском языках.

Но если первоначально перед вузами, в том числе и перед медицинскими, стоял вопрос о количестве студентов, то теперь встал вопрос о качестве оказываемых образовательных услуг. «В связи с этим актуальной задачей для университетов является организация эффективного процесса обучения иностранных студентов, который бы обеспечивал высокое качество образовательных услуг и позволял эффективно ре-ализовывать современные концепции преподавания по выбранным ими специальностям» [8, с.123].

Изменение основного контингента обучающихся в вузе вносит значительные коррективы в методику преподавания и организацию учебного процесса. Наиболее остро встаёт вопрос о подготовке иностранных студентов на первых курсах в медицинских вузах. Это происходит по ряду причин. В соответствии с федеральным государственным стандартом специальности «Лечебное дело» [9] выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными и профессиональными компетенциями: готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК-7), то есть компетенциями, которые развиваются на первых курсах в медицинском вузе. В частности, выпускник, освоив-

ший программу специалитета по специальности «Лечебное дело», должен быть готов решать профессиональные задачи медицинской деятельности, одна из которых -проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-по-ловых групп, характеризующих состояние здоровья [9]. Умение решать эти профессиональные задачи осваивается в медицинском вузе именно при обучении математике.

В процессе обучения математике иностранных граждан в российских вузах, и в частности Астраханском государственном медицинском университете, был отмечен очень низкий уровень освоения предмета. Для определения причин появления низких показателей среди иностранных граждан была организована работа в трёх направлениях. Во-первых, было проведено анкетирование по удовлетворённости образовательным процессом в Астраханском ГМУ Во-вторых, были разработаны и применены задания по математике для определения входного уровня знаний иностранных студентов как ближнего, так и дальнего зарубежья, обучающихся на русском языке. В-третьих, среди указанной группы студентов было проведено тестирование на определение уровня интеллекта [1].

Полученные результаты в отношении первого направления исследования показали достаточно высокую удовлетворённость образовательным процессом, но было и несколько общих замечаний. Одно из них - это проблемы, связанные с незнанием русского

Таблица 2

Результаты оценки уровня математической подготовки иностранных студентов в медицинском вузе

Разделы, темы Процент студентов дальнего зарубежья, верно выполнивших задания Процент студентов ближнего зарубежья, верно выполнивших задания

Алгебраические выражения 72% 49%

Уравнения 62% 44%

Функции 55% 29%

Производная и интеграл 64% 9%

языка, и в соответствии с этим трудности в написании лекций и воспроизведении выученного материала.

Данные, полученные по второму направлению исследования, представлены в таблице 2. Выводы по этому исследованию напрашиваются неоднозначные. Прежде всего, уровень овладения различными базовыми знаниями математики как среди студентов ближнего, так и среди студентов дальнего зарубежья, различен. Но и заметно ниже средний входной уровень знаний предмета у студентов стран СНГ Все эти выводы и определяют трудности преподавания математики в медицинских вузах.

Результаты исследования интеллектуального уровня развития студентов представлены на рисунках 1 и 2.

медицинские вузы за период с 2014 по 2016 год, были получены данные: 2014 год - 31%, 2015 год - 27% и 2016 год - 22%, свидетельствующие об уменьшении востребованности подготовительных отделений. Связано это в первую очередь с материальной стороной, подготовительные отделения функционируют в основном на коммерческой основе. Иностранные граждане в условиях мирового экономического кризиса, стремясь получить высшее медицинское образование в России, отказываются от факультета довузовской (предвузовской) подготовки, поэтому овладение языком происходит непосредственно при обучении, обучаемые испытывают еще большие затруднения в связи с недостаточным уровнем исходных знаний, в том числе и по математике. Им приходится сталкиваться

Средний уровень Высокий

уровень

Рис.1. Среднее значение уровня интеллектуального развития у студентов стран дальнего зарубежья.

При сравнительном анализе средних показателей по уровням интеллектуального развития (рис.1 и рис.2) установлено, что почти в 2 раза больше студентов дальнего зарубежья имеют высокий уровень интеллектуального развития по сравнению со студентами стран ближнего зарубежья и в 3 раза меньше количество студентов, имеющих низкий уровень развития.

И если овладение русским языком и изучение основных разделов математики рассматривается на подготовительном отделении вузов, то проанализировав отношение количества иностранных студентов, окончивших подготовительное отделение, к количеству иностранных студентов, поступивших на обучение (на русском языке) в

Средний уровень Высокий

уровень

Рис.2. Среднее значение уровня интеллектуального развития у студентов стран ближнего зарубежья.

с тем, что одногруппники обладают не только неодинаковым уровнем математической подготовки, но и разным уровнем языковых знаний, так как являются представителями различных стран, в основном в которых русский язык не изучается вовсе. «Зачастую иностранные студенты имеют мотивацию, что, безусловно, сказывается на прикладываемых усилиях к обучению. Как правило, мотивация у иностранных студентов выше, чем у российских, но, безусловно, встречаются случаи совсем другой направленности учащихся» [4, с.73-74].

Проведённое исследование вполне доказывает, что в отсутствии предвузовской подготовки иностранных студентов, в том числе из стран ближнего зарубежья, уровень

знаний по математике среди первокурсников оказывается достаточно низким.

Да, конечно, проблемы, с которыми сталкиваются при обучении иностранных студентов в вузах России, не новые. И к настоящему времени существует множество научных и исследовательских работ по методике обучения иностранных граждан русскому языку, математике на подготовительном отделении вуза и даже методике обучения иностранных граждан русскому языку в процессе получения высшего образования [2, 3, 5, 10], но проблема формирования математических понятий у иностранных студентов медицинских вузов, не проходивших обучение на подготовительных отделениях, остаётся открытой и малоизученной.

Безусловно, готовность применения в профессиональной деятельности основных

математических понятий возможна лишь при условии изменения методов преподавания математики иностранным студентам, при приобретении ими языковых навыков, в том числе посредством математики и повышения их интеллектуального уровня, развивая их алгоритмическое и логическое мышление посредством математики.

В связи с этим возникает проблема: какова должна быть методика обучения математике студентов - граждан стран ближнего зарубежья, позволяющая адаптировать базисные знания по общенаучным дисциплинам, в частности математике, на русском языке на уровне требований, предъявляемых российскими стандартами, и осваивать программу высшего образования.

Литература

1. Амтхауэра Р. Тест для оценки структуры и уровня интеллекта // http://svetlakos. ru/wpcontent/files/ArtidesBox/Diagnostika_odarennosti/Amthaujer_rudolf_struktury_ intellekta.pdf

2. Выгнанова Т. М., Перебатова Е. А. Математика для иностранных слушателей подготовительного отделения: учебное пособие для иностранных слушателей подготовительного отделения. - М.: МИИТ, 2009. - 96 с.

3. Громов А. И., Жаров В. К., Кузьминов В. И., Суркова М. В. Математика для иностранных студентов подготовительных факультетов вузов России - М.: «Янус-К», 2005. - 348 с.

4. Изотова О. В. Некоторые подходы к обучению иностранных студентов // Научный вестник МГТУ ГА. 2007. №116. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/nekotorye-podhody-k-obucheniyu-inostrannyh-studentov (дата обращения: 24.02.2017).

5. Соколова Л. И. Инновационный подход к преподаванию математики иностранным студентам на этапе довузовского обучения как средство формирования математической компетентности // Материалы международной научно-практической конференции «Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан». -М.: Изд-во МАДИ, 2010. - С. 64-68.

6. Капитонова Т. И., Щукин А. И. Современные методы обучения русскому языку иностранцев. - М.: Русский язык, 1979. - 244 с.

7. Отчеты приемной комиссии Астраханского государственного медицинского университета за 2010-2015 гг.

8. Рахимов Т. F Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития // Язык и культура. - 2010. - №4 (12). - С. 123-136.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 лечебное дело (уровень специалитет)// Приказ от 9 февраля 2016 г. № 95 Министерство образования и науки российской федерации// http://fgosvo.ru/news/8/1807(дата обращения: 24.02.2017).

10. Фетисова Е. В. Методика довузовского обучения математике иностранных студентов, обучающихся на русском языке (медико-биологический профиль): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Курск, 2014. - 163 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.