Психолого-педагогические науки
• • •
97
ситуациях, имеющих правовой смысл [8].
В современных условиях развития общества особое внимание следует обратить на условия становления правовой культуры граждан, включающей: систематизированные науч-
ные знания о праве, законодательство Российской Федерации о правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны; отношение граждан к закону, установка на законопослушное поведение, неприятие нарушений правопорядка и т.д.
Примечания
1. Аграновская Е. А. Правовая культура и обеспечение прав личности. М. : Наука, 1998. 2. Алексеева Н. А. Личностно-ориентированное обучение. Тюмень, 1996. 3. Карташов В. Н. Введение в юриспруденцию. М., 1998. 4. Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. М., 1966. 5. Ко-рельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1998. 6. Кравченко А. И. Культурология. М., 2002. 7. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М., 2000. 8. Никитин А. Ф. Формирование правовой культуры. М., 1996.
УДК 378
Статья поступила в редакцию 12.10.2010 г.
ОБУЧЕНИЕ МАГИСТРОВ СОЗДАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ
©гою Бакмаев А.Ш., Магомедов Ш.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассмотрены вопросы организации обучения магистров созданию электронных учебников на основе компьютерных систем и раскрыты достоинства электронного учебника, учитывающего индивидуальные особенности учащегося.
The authors of the article consider the problems of organization of master s’ training to create electronic textbooks on the base of the computer systems and reveal the merits of an electronic textbook, taking into account schoolchild’s individual particularities.
Ключевые слова: компьютерные системы, электронный учебник, индивидуализация, самостоятельность, средства мультипликации.
Keywords: computer systems, electronic textbook, individualization, independence, multiplication facilities.
Одной из тенденций развития современного образования является приоритетность подготовки педагогических кадров, способных реализовать инновационные педагогические технологии, использовать эффективные методы и средства обучения, что проблематично в рамках традиционной модели, базирующейся на профессионализме преподавателя. Поскольку обучаемому сложно опре-
делить порядок изучения учебного материала, использовать задачники, методические рекомендации, дополнительные материалы и т.д., то в качестве его помощника, учитывающего индивидуальные особенности каждого учащегося, выступает электронное учебное пособие.
Электронный учебник обеспечивает возможность для учета уровня подготовки обучаемого путем созда-
98
Известия ДГПУ, №4, 2010
ния различных маршрутов изучения учебного материала, использование которых исключает необходимость ознакомления со всеми дидактическими единицами, представленными в электронном учебнике. В то же время любое понятие, используемое в учебнике, должно быть объяснено путем вынесения за пределы основного текста, доступ к чему обеспечивается посредством применения ссылок. С этих позиций электронный учебник содержит неограниченный по объему учебный материал, расположение которого не мешает изучению дисциплины, поскольку маршрут, представляющий собой последовательное рассмотрение небольших логически завершенных порций (доз), не включает весь материал учебника, а заостряет внимание на основных вопросах учебного курса [4].
Будущий педагог должен владеть методами создания электронных учебных пособий, учитывающих индивидуальные особенности учащихся, и в этом ему помогут компьютерные системы, на основе которых строится организация обучения созданию электронных учебников.
Создание любого компьютерного приложения, а особенно обучающих мультимедиа-систем, сегодня немыслимо без тщательно продуманного плана разработки, проектирование которого предполагает следующие уровни:
- концептуальный, на котором строится модель обучения как системы, состоящей из деятельности обучающего и обучаемого, и определяются конечные цели взаимодействия по предмету (раздел, тема) и разрабатывается обучающая программа;
- технологический, в рамках которого описываются конкретные способы управления учебной деятельностью (методы обучения) путем задавания требований ко всем компонентам содержательной и формальной сторон, детализируются до конкрет-
ных задач обучения совокупности знаний, умений и навыков;
- операционный, предполагающий описание процесса взаимодействия для решения дидактических задач с подробной фиксацией функций, возлагаемых на компьютер;
- реализаций, складывающийся из подуровней педагогической и программной реализации, где первый содержит систему предписаний на уровне обучающих воздействий и может быть описан в виде сценария действий обучающей системы в каждый момент учебного процесса, а второй, сценарный, переводится в программу для компьютера [2].
Итак, в качестве основных этапов разработки электронных учебных изданий нами рассматриваются: подготовка текста учебного курса; разработка учебного сценария электронного издания; оценка качества электронного учебного издания, в совокупности обеспечивающие продукт деятельности.
Важнейшим этапом разработки электронного учебного пособия выступает подготовка текста учебного курса, процессуально включающего следующие этапы:
- определение цели создаваемого пособия и выяснение его места в учебном процессе;
- выбор учебников и учебных пособий, которые будут положены в основу создаваемого электронного учебного пособия;
- разработка структуры учебного пособия на основе анализа основного и вспомогательных учебников и учебных пособий путем составления иерархической структуры курса (раздел, тема), состоящей из блоков, частей, глав и параграфов, где рекомендованный размер параграфа составляет 3-4 машинописные страницы; блоку, части, разделу и параграфу присваивается точное наименование, которое в дальнейшем позволяет составить структурную схему электронного учебного пособия;
- декомпозиция, предполагающая выбор фрагментов учебного текста
Психолого-педагогические науки • • •
из различных источников, относящихся к данному разделу пособия;
- рекомпозиция, включающая объединение фрагментов в параграфы, главы и разделы;
- структурно-стилистическое редактирование, предполагающее экспертизу электронного учебника и контроль качества [1].
Следует отметить, что отбор материала для электронного учебника требует использования нескольких апробированных, хорошо себя зарекомендовавших и одобренных Министерством образования и науки РФ или престижными вузами учебников или учебных пособий. При этом желательно, чтобы источники информации были изданы в последние годы и учитывали достижения науки и технологии в данной предметной области. Из числа выбранных носителей информации одно берется в качестве основного (базисного), а другие - в качестве вспомогательных.
Обобщая вышесказанное, отметим, что современный электронный учебник должен быть построен по принципу разветвленной компьютерной обучающей программы, где базовый уровень, содержащий основные понятия, определения предмета и иллюстрации, включает не более четверти от общего объема учебника и создает законченную целостную картину предмета. Кроме того, на базовом уровне проводится работа по выделению из учебного материала наиболее важных основополагающих понятий и определений, без знания которых невозможно дальнейшее продвижение по курсу.
На основном уровне в объеме примерно половины учебного материала учебника содержится подробное изложение всех вопросов учебной программы: темы, параграфа, курса.
На профильном уровне, включающем углубленное изложение отдельных вопросов, обеспечивается расширение знаний в данном вопросе [5].
99
В электронном учебнике возможны различные по сложности уровни изложения учебного материала, что приводит к следующим структурным особенностям:
1. Материал в учебнике изложен «прерывисто», каждый раздел завершается контрольными вопросами (вопросами для самопроверки), с помощью которых обеспечивается обратная связь в процессе обучения.
2. Организуется проблемное изложение учебного материала, при котором самостоятельно выбирается из предложенных вариантов направление решения учебной задачи и обучающийся участвует не только в решении учебных проблем, но и становится соавтором учебника.
3. Материал в учебнике представляется таким образом, чтобы выделить различные по важности части учебного материала (определения, выводы, схемы, таблицы, рисунки и т.д.), что легко реализуется в режиме гипертекста, создание и использование которого наряду с гиперссылками является основой функционирования электронных учебников.
4. С использованием средств мультипликации и видеотехники обеспечиваются динамика иллюстрирования учебного материала и сопровождение конкретными примерами.
Создавая электронный учебник, необходимо учитывать несколько возможных путей представления учебного материала на первом, втором и т.д. уровнях. При этом, исходя из уровня подготовленности класса и индивидуальной готовности отдельных учеников, учитель создает, а при необходимости корректирует различные маршруты овладения учебным материалом. Возможен вариант, когда обучаемый сам выбирает уровень сложности, когда в любом месте электронного учебника предусматривается переход между уровнями различной трудности. Проверку знаний можно осуществлять в режиме
100
• • •
Известия ДГПУ, №4, 2010
контрольной работы (теста), в ходе которой проводится оценка ответов обучаемого на поставленные вопросы, с последующим информированием обучаемого о ее результатах, в случае необходимости даются рекомендации по дальнейшему направлению учебной деятельности [3].
Немаловажным этапом создания электронных учебников выступает контроль знаний (оперативный, текущий, рубежный, итоговый и т.д.). Оперативный контроль представляет первую и самую простую форму, цель его заключается не в проверке знаний, а в активизации познавательной деятельности обучающихся, выделении главного в изучаемом материале. Для повышения эффективности учебного процесса с использованием электронного учебника в последнем содержатся вопросы оперативного контроля. Если вопросы представлены в начале излагаемого в электронном учебнике раздела, то целью контроля является постановка проблемы, а если в середине, то выделение главного в материале. При этом вопросы оперативного контроля должны быть достаточно простыми, затрагивающими суть рассматриваемых в учебнике тем, они не должны прерывать процесс изучения учебного материала, поэтому вариантов ответа не должно быть много (обычно два-три), а время, отведенное на него, не должно превышать нескольких минут.
Поскольку функция контроля на этой стадии обучения не реализуется, нет необходимости бороться с возможным угадыванием правильного ответа на поставленный вопрос. На этой стадии ученик мог еще недостаточно усвоить учебный материал, поэтому он может ошибаться при выборе ответов на поставленные вопросы, однако он должен знать правильные ответы на все поставленные вопросы, иначе, переходя к изучению следующей темы, он будет иметь пробелы в знаниях.
Текущий контроль является ступенью перехода от одной стадии обучения к следующей, и время, отводимое на него, не должно превышать 10-15 мин, вследствие чего при его проведении не следует давать более пяти вопросов, тестов первого и второго уровня (найти правильный ответ и решить типовую задачу).
Рубежный контроль предполагает проверку усвоения наиболее важных разделов курса, поэтому количество вопросов в сравнении с текущем контролем увеличивается и может достигать десяти и больше. При этом возрастает сложность, поскольку в задания включаются задачи повышенной сложности. Результаты тестов текущего и рубежного контроля учитываются преподавателем, поскольку выполняют функцию контроля знаний.
Итоговый контроль знаний проводится в виде экзамена после изучения предмета целиком и, в отличие от рассмотренных ранее типов, выполняет исключительно функцию контроля знаний. Экзаменационная оценка является квалификационной, вследствие чего ученик должен сам решить, стоит ли ему отвечать на все поставленные вопросы или нет. При этом ответы на вопросы оцениваются неодинаковым количеством баллов и учащийся должен знать механизм оценивания каждого вопроса экзаменационного билета.
Таким образом, электронные учебные пособия на основе компьютерных систем дают возможность для самостоятельного освоения учебного курса или его раздела, соединяя в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Кроме того, обеспечивается выполнение всех основных функций обучения, включая изложения прикладного материала, организацию применения первичного контроля полученных знаний (выполнение тренировочных заданий), контроль уровня усвоения (обратная связь) без помощи каких
Психолого-педагогические науки
101
• • •
бы то ни было бумажных носителей, то есть только на основе компьютерной программы. Следовательно, электронный учебник легко «переиздавать», корректировать по мере необходимости, он хорошо вписывается в систему дистанционного обучения и автоматически обеспечивает непрерывность и полноту дидактического процесса. Кроме того, электронный учебник, как обучающая программная система комплексного назначения,
обеспечивает непрерывность и полноту процесса обучения; предоставляет теоретический материал и материал для тренировочной учебной деятельности, контроля уровня знаний, а также обеспечивает осуществление информационно-поисковой деятельности, математического и имитационного моделирования с компьютерной визуализацией и сервисных функций при наличии интерактивной обратной связи.
Примечания
1. Гутгарц Р. Д., Чебышева Б. П. Компьютерная технология обучения // Информатика и образование. 2000. № 5. 2. Греков А. А., Крамаров С. О., Черкезов С. Е. Информационная культура учителя // Педагогическая информатика. 2000. № 2. 3. Кулик Е. Ю. Проектирование информационной образовательной среды и личность учителя // ИТО. 2003. № 3. С. 207-209. 4. Овсянников Е. И. Педагогические условия использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов графических специальностей: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. 5. Черноморец А. А. Информационные технологии на стыке преподаваемых дисциплин // ИТО. 2003. №3. С. 94-95.
Статья поступила в редакцию 30.09.2010 г.