УДК 378.147.88(410)
ОБУЧЕНИЕ КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ЗАРУБЕЖНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)
С.В. Скворцова
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова E-mail: new1604@yandex.ru
Представлен анализ зарубежной психолого-педагогической литературы, а также правительственных документов Великобритании, посвященных проблемам обучения креативной деятельности. Выявлено, что креативная деятельность характеризуется целенаправленностью, ориентирована на создание нового продукта, связана с вовлечением воображения и ориентирована на развитие мышления учащихся и формирование у них навыков решения проблемных задач. Выявлены условия успешности обучения креативной деятельности, к которым относятся обучение учащихся критическому мышлению; учет индивидуальных особенностей учащихся; предоставление адекватной оценки деятельности учащихся; рациональное распределение времени и уровня нагрузки; положительная мотивация учащихся; активное вовлечение положительных эмоций учащихся; предоставление учащимся адекватного уровня свободы действий; соблюдение баланса между традиционными и инновационными методами обучения; совместная работа учащихся; наличие у учащихся навыков решения проблемных задач. Исследование показало, что обучение креативной деятельности является одним из основных направлений процесса реорганизации системы образования за рубежом.
Ключевые слова:
Зарубежная педагогика, система образования, учебный процесс, обучение креативной деятельности, развитие творческих способностей учащихся.
В настоящее время в педагогике и психологии всё больше внимания уделяется проблемам развития творческих способностей учащихся. Одним из основных гарантов успешности личности в современном обществе является креативность, поскольку способность творчески мыслить вне стереотипов и находить нестандартные решения проблемных задач позволяет человеку применять имеющиеся теоретические знания и практический опыт на более высоком уровне и привносить тем самым более обширный вклад в развитие общества, науки и культуры.
Согласно многочисленным исследованиям отечественных и зарубежных педагогов и психологов, креативная деятельность поддается обучению, как и любая другая деятельность, следовательно, процесс обучения может быть успешно интегрирован в учебный процесс общеобразовательной школы или вуза. Наше исследование представляет собой теоретический обзор британских психолого-педагогических работ, посвященных сущности креативной деятельности в учебном процессе и рекомендациям по интеграции в него обучения креативной деятельности. Мы предполагаем, что выводы, полученные в результате изучения зарубежного опыта, должны быть учтены отечественными педагогами в рамках реализации современного ФГОС.
В 1997 г. в Великобритании было опубликовано официальное правительственное сообщение «Выдающиеся успехи в школах», где образование рассматривалось как жизненно важная инвестиция в «человеческий капитал» XXI века. Согласно документу, школьное обучение должно стать более гибким и мотивирующим, обеспечивать выявление способностей каждого учащегося, обеспечивая, таким образом, его успех и успех британской экономики и общества [1. Р. 5].
В 1998 г. при Министерстве образования Великобритании был учрежден Национальный комитет по творческому и культурному образованию (NACCCE), целью которого являлась раз-
Скворцова Светлана Валерьевна, аспирант кафедры педагогики, ассистент кафедры германистики и лингводи-дактики Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова.
E-mail: new1604@yandex.ru Область научных интересов: креативные методы обучения в зарубежной педагогике (на примере Великобритании).
работка рекомендаций для национального учебного плана по проблеме внедрения творческого компонента в школьное образование [1. Р. 2]. В своем докладе NACCCE заявил, что образование должно быть креативным, т. е. развивающим способности молодежи к продуцированию новых оригинальных идей и видов деятельности [1. Р. 5].
Согласно NACCCE, одной из важнейших предпосылок необходимости реорганизации современной системы образования является запрос общества на развитие творческого потенциала детей. Внедрение творческого компонента в образование способствует улучшению академических результатов учащихся и развивает их креативность. Учебный процесс с вовлечением обучения креативной деятельности призван раскрыть потенциал каждого ребенка и обеспечить оптимальный уровень овладения им учебной программой, способствуя, таким образом, развитию таких личностных качеств, как вера в собственный успех и уверенность в знаниях, что напрямую связано с улучшением академических результатов [1. Р. 10-15].
Для дальнейшего рассуждения о возможностях внедрения творческого компонента в образование необходимо детально рассмотреть понятие «креативная деятельность» (creative activity) и определить его особенности в рамках изучения педагогики Великобритании. В современной британской педагогической литературе «креативная деятельность» рассматривается с нескольких точек зрения:
• как особая способность, присущая лишь ограниченному количеству людей, так называемым гениям, благодаря большому багажу знаний и долгой кропотливой работе или озарению и не имеющая возможности быть развитой у каждого человека (R. Scruton) [2. Р. 13-18];
• как компонент ежедневной деятельности человека, результат его опытного познания действительности и манипуляции с предметами (P. Willis) [2. Р. 21-26];
• как способность к гибкости, умение при помощи воображения найти выход из затруднительного положения, т. е. творческий компонент обучения подразумевает подготовку детей к жизни в современном обществе и обеспечение их соответствующими навыками (A. Craft) [2. Р. 29-32];
• как приобретаемый навык применения знаний и умений в новой среде и принципиально новый способ для достижения определенной цели, являющийся основой успеха в экономическом обществе (K. Seltzer и T. Bentley) [2. Р. 41-44];
• как врожденная характеристика человеческого сознания, способность к созданию принципиально нового (творческого продукта), которую нужно развивать (A. Cropley, M. Boden) [2. Р. 51-56];
• как объект и компонент учебной системы, особая деятельность, осуществляемая на уроке, призванная развивать навыки мышления, умение решать проблемные задачи и находить нестандартные решения проблем, создавать новое (A. Starko, F. Beetlestone) [2. Р. 63-67].
Креативная деятельность, согласно NACCCE, имеет следующие характеристики: она подразумевает размышление и поведение, основанное на воображении; всегда подчинена конкретной цели, а также призвана создать что-то новое, причем продукт креативной деятельности должен иметь ценность с точки зрения заявленной цели [1. Р. 29], [3. Р. 5]. Но, согласно G.J.W. Smith, продукт такой деятельности не всегда имеет ценность непосредственно во время его произведения. Его ценность может быть раскрыта в будущем или не раскрыта вовсе [3. Р. 5-6].
Креативная деятельность представляет собой сложную комбинацию контролируемых и неконтролируемых мыслительных процессов, часть которых является сознательной, в то время как другие протекают бессознательно. В рамках обучения креативной деятельности необходимо понимать важность умения критически мыслить: в деятельности по созданию принципиально нового необходимо адекватно оценивать идеи и направления и четко прогнозировать возможный исход.
Большим значением в обучении креативной деятельности обладает проблема отсроченного суждения. Всегда существует момент (или моменты), когда необходима критическая оценка, однако она должна быть произведена верным образом в определенное время, на определенной ступени деятельности. Зачастую критика, вынесенная в неудачный момент работы, может привести к отказу от деятельности вообще, о чем следует помнить учителю.
Следует также отметить важность рационального распределения времени и уровня нагрузки [1. Р. 34-35].
Креативная деятельность, согласно R.W. Weisberg, может зависеть от личностных характеристик и мотивации [4. Р. 60]. R. Sternberg также замечает, что для того чтобы успешно осуществлять креативную деятельность, необходимо быть мотивированным, соответственно, креативная деятельность ведет за собой большую погруженность в учебный процесс [5. Р. 9].
Креативная учебная деятельность напрямую связана с выражением эмоций и является мощным стимулом для развития так называемого эмоционального интеллекта [1. Р. 36-37].
Создание принципиально нового, по R.W. Weisberg, может считаться креативным только тогда, когда оно происходит намеренно и творец подразумевает цель [4. Р. 60]. То есть при обучении креативной деятельности необходимо обращать внимание на развитие у учащихся навыков и умений планирования и целеполагания.
Особое место в системе образования, ориентированной на развитие креативности учащихся, занимает контроль. Существует мнение, что креативная деятельность возможна только в ситуации полной свободы действий. Действительно, опрос 3000 молодых людей по всему Соединенному королевству в рамках «Манифеста за креативную Британию», проведенный организацией TateModern, показал: учащиеся считают, что для того чтобы школа способствовала развитию креативности, необходимо предоставление им большей свободы в учебе, а также обеспечение доступа к соответствующим материалам и помещениям [6. Р. 108-109]. Однако, согласно K. Robinson, наличие полной свободы действий может негативно сказаться на результатах обучения в силу ряда причин. Некоторая свобода при работе над творческим продуктом необходима, как необходим и ряд контрольных мероприятий.
Не представляется возможным внесение творческого вклада в ту или иную сферу без наличия базовых знаний в этой сфере. Приступая непосредственно к деятельности, связанной с тем или иным аспектом научного знания, нужно обладать рядом навыков, без владения которыми данная деятельность невозможна [1. Р. 42-43].
В школьном образовании необходимо соблюдать баланс между традиционным и инновационным. Внедрение творческого компонента в учебный процесс не должно быть произведено в ущерб традиционным методам обучения, роль которых в формировании знаний, умений и навыков является неоспоримой. Обучение креативной деятельности может быть осуществлено только на базе знаний, полученных с применением традиционных методов обучения [1. Р. 59].
Не стоит умалять важность коммуникативного компонента как составляющего креативной деятельности. В истории искусства и науки существует большое количество примеров, когда творческий продукт производился индивидуально, благодаря знаниям и талантам конкретного человека. В школьном обучении же, как правило, креативная деятельность осуществляется с использованием знаний, накопленных человечеством: из книг, теорий, музыки и т. д. Следовательно, осуществляя креативную деятельность индивидуально или в группе, учащиеся должны уметь добывать и перерабатывать информацию, так же как осуществлять обмен информацией [1. Р. 43].
Как отмечается в докладе NACCCE, в настоящее время навык решения проблемных задач считается основным навыком, на развитие которого настроено современное образование. Обучение креативной деятельности, по K. Robinson, может непосредственно способствовать развитию навыков решения проблемных задач. В то же время широкое применение креативных методов обучения может содействовать нахождению большего количества причинно -следственных связей и более глубокому пониманию предмета, что является необходимым компонентом обучения креативной деятельности [6. Р. 37].
Креативность может быть развита только через практическую деятельность посредством вовлечения детей в производство творческих идей. Основной задачей учителя является помощь учащимся в понимании этой деятельности и контроль над ней. Это может быть осуществлено только с применением определенных методов и навыков в зависимости от конкретного вида деятельности [1. Р. 41], однако существуют универсальные особенности креативной деятельности, с которыми необходимо знакомить учащихся.
В частности, для успешной креативной деятельности необходимо развивать у учащихся критическое мышление, навыки проектирования и умения решать проблемные задачи. Также
стоит учитывать, что креативная деятельность является «средовой», т. е. потенциал учащегося раскрывается по-разному в той или иной сфере деятельности, соответственно, одной из задач учителя становится помощь учащемуся в поиске лучшей для него среды активности [1. Р. 37-42].
Так, рассуждая об обучении креативной деятельности, C. Mindham говорит о целесообразности учета исследований американского психолога Говарда Гарднера, который утверждает наличие у человека совокупности множества умственных способностей (multiple intelligences), степень развития которых у каждого человека различна, что это нужно учитывать в процессе обучения и что воздействовать на каждую из способностей нужно особыми, отличными друг от друга методами. К этим способностям Г. Гарднер относит лингвистическую (вербальную), логическую (математическую), музыкальную, визуальную (пространственную), кинестетическую, натуралистическую, межличностную и внутриличностную способности. Соответственно, выбор методов обучения должен быть обусловлен учетом индивидуальных различий учащихся и степени развитости у них тех или иных способностей, а также необходимостью воздействовать по возможности на каждую из способностей в процессе обучения [7. Р. 129-137].
Изучение практического опыта работы одной из ведущих школы Великобритании, в учебный процесс которой был интегрирован процесс обучения креативной деятельности, позволило сделать следующие выводы:
• для успешного обучения креативной деятельности необходимо создавать так называемую креативную среду, способствующую активизации воображения учащихся и свободному продуцированию и выражению собственных идей;
• обучение креативной деятельности должно проходить на базе применения креативных методов обучения, адаптированных в соответствии с возрастом учащихся и их личностными особенностями;
• обучение может проходить только в сотрудничестве и атмосфере эмоционального комфорта, одним из условий которого является предоставление учащимся права быть активными участниками учебного процесса и предлагать свои пути и направления деятельности [8. Р. 80-83].
Доклад NACCCE привел к формированию в 1999 г. новой организации «Креативность, культура и обучение» (CCE), занимающейся исследованием творческого и культурного аспектов в обучении и внедрением результатов исследований в учебный процесс при содействии правительства Великобритании. В настоящее время основным направлением CCE является реализация проектов «Творческое партнерство» и «Найди свой талант».
Сущностью проекта «Творческое партнерство» является поиск сотрудников и организация совместной деятельности учебных заведений и профессиональных работников, занимающихся проблемой творчества, с целью продвижения идей творческого обучения и раскрытия больших возможностей.
Проект «Найди свой талант» призван довести до молодых людей тот факт, что у всех есть творческие способности, которые необходимо выявлять и развивать, что обеспечит им более успешное будущее [3. Р. 3-5]. Министерство образования Великобритании приступило к его реализации в 2008 г. Согласно проекту, каждому ребенку предоставляется пять часов в неделю школьного и внешкольного времени для занятий творчеством, что должно способствовать развитию навыков креативной деятельности, самоконтроля, общения и работы в команде [1. Р. 105].
Проект «Творческое партнерство» вступил в силу в 2002 г. как двухлетняя программа в 16 областях и в настоящее время охватывает 36 областей Англии и около 1100 школ. В рамках проекта правительство финансирует совместную работу профессиональных творческих деятелей с учителями и учащимися школ, в которых обучаются дети из малоимущих или неблагополучных семей. «Творческое партнерство» подразумевает активное участие профессионалов в руководстве и надзоре за креативной деятельностью учащихся, а также работу с учителями по оптимизации учебного процесса. Целью является развитие креативности учащихся, повышение их мотивации к учебной деятельности, формирование навыков и способностей совместной работы с профессиональными творческими деятелями у учителей, а также изменение отношения к вопросам сотрудничества и творческого аспекта у школьного руководства.
Обзор результатов работы по реализации проекта показал, что творческое сотрудничество способствовало улучшению самооценки учащихся, развитию навыков общения, повыше-
нию мотивации к учебной деятельности, формированию положительного отношения к школе в целом, а также навыков самостоятельной деятельности, вследствие чего имело место улучшение академических успехов учащихся, а со стороны учителей отмечалась заинтересованность в принятии творческого подхода к обучению [1. Р. 110-111].
Анализ британской психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам обучения креативной деятельности, позволил нам прийти к следующим выводам. Одним из компонентов модернизации системы образования в Великобритании является интеграция обучения креативной деятельности в учебный процесс. Креативная деятельность в данном ключе представляет собой особую деятельность, осуществляемую на уроке, которая призвана развивать навыки мышления, умение решать проблемные задачи и создавать новое.
Характеристиками креативной деятельности являются подчиненность цели; направленность на создание нового продукта, ценного с точки зрения заявленной цели, и основанность на воображении.
Процесс обучения креативной деятельности должен проходить с максимальным учетом следующих условий: обучение учащихся критическому мышлению; учет индивидуальных особенностей учащихся; предоставление адекватной оценки деятельности учащихся; рациональное распределение времени и уровня нагрузки; положительная мотивация учащихся; активное вовлечение положительных эмоций учащихся; предоставление учащимся адекватного уровня свободы действий; соблюдение баланса между традиционными и инновационными методами обучения; совместная работа учащихся; наличие у учащихся навыков решения проблемных задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. The Impact of Culture on Creativity: A Study Prepared for the European Commission (Directorate-General for Education and Culture). URL: http://ec.europa.eu/culture/documents/ study_impact_cult_creativity_06_09.pdf (дата обращения: 02.07.2009).
2. National Advisory Committee on Creative and Cultural Education, All Our Futures: Creativity, Culture and Education: Report to the Secretary of State for Education and Employment, the Secretary of State for Culture, Media and Sport. URL: http://www.sirkenrobinson.com/ skr/pdf/allourfUtures.pdf (дата обращения: 14.01.2012).
3. Banajai S., Burn A., Buckingham D. The Rhetorics of Creativity: A Literature Review. - UK: Arts Council England. - 2010. - 82 p.
4. Price A. Creative Maths Activities for Able Students. Ideas for Working with Children Aged 11 to 14. - London: Paul Chapman Publishing. - 2006. - 112 p.
5. Weisberg R.W. Creativity: Understanding Innovation in Problem Solving, Science, Invention, and the Arts. - Canada, USA: John Wiley & Sons, Inc. - 2006. - 622 p.
6. Mindham C. Thinking across the Curriculum. Creativity in the Primary Curriculum / ed. by R. Jones, D. Wyse. - G.B.: David Fulton Publishers Ltd. - 2004. - P. 126-141.
7. Faultley M, Savage J. Creativity in Secondary Education. - UK: Learning Matters Ltd. - 2007. - 138 p.
8. Jeffrey B, Craft A. Teaching Creatively and Teaching for Creativity: Distinctions and Relationships. - The Open University, UK: Educational Studies, Taylor and Francis Ltd - 2004. - V. 30. -№ 1. - P. 77-87.
Поступила 01.08.2013 г.