Научная статья на тему 'Обучение креативной деятельности как одно из направлений современного зарубежного образования (на примере Великобритании)'

Обучение креативной деятельности как одно из направлений современного зарубежного образования (на примере Великобритании) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНАЯ ПЕДАГОГИКА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧЕНИЕ КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ / DEVELOPING STUDENTS’ CREATIVE ABILITIES / FOREIGN THEORY OF EDUCATION / EDUCATION SYSTEM / EDUCATIONAL PROCESS / TEACHING CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцова Светлана Валерьевна

Представлен анализ зарубежной психолого-педагогической литературы, а также правительственных документов Великобритании, посвященных проблемам обучения креативной деятельности. Выявлено, что креативная деятельность характеризуется целенаправленностью, ориентирована на создание нового продукта, связана с вовлечением воображения и ориентирована на развитие мышления учащихся и формирование у них навыков решения проблемных задач. Выявлены условия успешности обучения креативной деятельности, к которым относятся обучение учащихся критическому мышлению; учет индивидуальных особенностей учащихся; предоставление адекватной оценки деятельности учащихся; рациональное распределение времени и уровня нагрузки; положительная мотивация учащихся; активное вовлечение положительных эмоций учащихся; предоставление учащимся адекватного уровня свободы действий; соблюдение баланса между традиционными и инновационными методами обучения; совместная работа учащихся; наличие у учащихся навыков решения проблемных задач. Исследование показало, что обучение креативной деятельности является одним из основных направлений процесса реорганизации системы образования за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper introduces the analysis of foreign psychological and pedagogical literature and British governmental documents devoted to the problem of teaching creativity. Creative activity is stated to be characterized by purposefulness, aiming at creating a new product, involving imagination and direction at developing students’ problem solving skills. The following conditions for successful teaching creativity: teaching critical thinking, taking into consideration students’ individual features; adequate evaluation of students’ progress; positive motivation, and emotions within teaching process; balance of traditional and innovative teaching methods; cooperation between students and teachers; students’ problem-solving skills have been singled out. The research proved that teaching creativity is one of the main directions in reforming foreign education.

Текст научной работы на тему «Обучение креативной деятельности как одно из направлений современного зарубежного образования (на примере Великобритании)»

УДК 378.147.88(410)

ОБУЧЕНИЕ КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ЗАРУБЕЖНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)

С.В. Скворцова

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова E-mail: new1604@yandex.ru

Представлен анализ зарубежной психолого-педагогической литературы, а также правительственных документов Великобритании, посвященных проблемам обучения креативной деятельности. Выявлено, что креативная деятельность характеризуется целенаправленностью, ориентирована на создание нового продукта, связана с вовлечением воображения и ориентирована на развитие мышления учащихся и формирование у них навыков решения проблемных задач. Выявлены условия успешности обучения креативной деятельности, к которым относятся обучение учащихся критическому мышлению; учет индивидуальных особенностей учащихся; предоставление адекватной оценки деятельности учащихся; рациональное распределение времени и уровня нагрузки; положительная мотивация учащихся; активное вовлечение положительных эмоций учащихся; предоставление учащимся адекватного уровня свободы действий; соблюдение баланса между традиционными и инновационными методами обучения; совместная работа учащихся; наличие у учащихся навыков решения проблемных задач. Исследование показало, что обучение креативной деятельности является одним из основных направлений процесса реорганизации системы образования за рубежом.

Ключевые слова:

Зарубежная педагогика, система образования, учебный процесс, обучение креативной деятельности, развитие творческих способностей учащихся.

В настоящее время в педагогике и психологии всё больше внимания уделяется проблемам развития творческих способностей учащихся. Одним из основных гарантов успешности личности в современном обществе является креативность, поскольку способность творчески мыслить вне стереотипов и находить нестандартные решения проблемных задач позволяет человеку применять имеющиеся теоретические знания и практический опыт на более высоком уровне и привносить тем самым более обширный вклад в развитие общества, науки и культуры.

Согласно многочисленным исследованиям отечественных и зарубежных педагогов и психологов, креативная деятельность поддается обучению, как и любая другая деятельность, следовательно, процесс обучения может быть успешно интегрирован в учебный процесс общеобразовательной школы или вуза. Наше исследование представляет собой теоретический обзор британских психолого-педагогических работ, посвященных сущности креативной деятельности в учебном процессе и рекомендациям по интеграции в него обучения креативной деятельности. Мы предполагаем, что выводы, полученные в результате изучения зарубежного опыта, должны быть учтены отечественными педагогами в рамках реализации современного ФГОС.

В 1997 г. в Великобритании было опубликовано официальное правительственное сообщение «Выдающиеся успехи в школах», где образование рассматривалось как жизненно важная инвестиция в «человеческий капитал» XXI века. Согласно документу, школьное обучение должно стать более гибким и мотивирующим, обеспечивать выявление способностей каждого учащегося, обеспечивая, таким образом, его успех и успех британской экономики и общества [1. Р. 5].

В 1998 г. при Министерстве образования Великобритании был учрежден Национальный комитет по творческому и культурному образованию (NACCCE), целью которого являлась раз-

Скворцова Светлана Валерьевна, аспирант кафедры педагогики, ассистент кафедры германистики и лингводи-дактики Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова.

E-mail: new1604@yandex.ru Область научных интересов: креативные методы обучения в зарубежной педагогике (на примере Великобритании).

работка рекомендаций для национального учебного плана по проблеме внедрения творческого компонента в школьное образование [1. Р. 2]. В своем докладе NACCCE заявил, что образование должно быть креативным, т. е. развивающим способности молодежи к продуцированию новых оригинальных идей и видов деятельности [1. Р. 5].

Согласно NACCCE, одной из важнейших предпосылок необходимости реорганизации современной системы образования является запрос общества на развитие творческого потенциала детей. Внедрение творческого компонента в образование способствует улучшению академических результатов учащихся и развивает их креативность. Учебный процесс с вовлечением обучения креативной деятельности призван раскрыть потенциал каждого ребенка и обеспечить оптимальный уровень овладения им учебной программой, способствуя, таким образом, развитию таких личностных качеств, как вера в собственный успех и уверенность в знаниях, что напрямую связано с улучшением академических результатов [1. Р. 10-15].

Для дальнейшего рассуждения о возможностях внедрения творческого компонента в образование необходимо детально рассмотреть понятие «креативная деятельность» (creative activity) и определить его особенности в рамках изучения педагогики Великобритании. В современной британской педагогической литературе «креативная деятельность» рассматривается с нескольких точек зрения:

• как особая способность, присущая лишь ограниченному количеству людей, так называемым гениям, благодаря большому багажу знаний и долгой кропотливой работе или озарению и не имеющая возможности быть развитой у каждого человека (R. Scruton) [2. Р. 13-18];

• как компонент ежедневной деятельности человека, результат его опытного познания действительности и манипуляции с предметами (P. Willis) [2. Р. 21-26];

• как способность к гибкости, умение при помощи воображения найти выход из затруднительного положения, т. е. творческий компонент обучения подразумевает подготовку детей к жизни в современном обществе и обеспечение их соответствующими навыками (A. Craft) [2. Р. 29-32];

• как приобретаемый навык применения знаний и умений в новой среде и принципиально новый способ для достижения определенной цели, являющийся основой успеха в экономическом обществе (K. Seltzer и T. Bentley) [2. Р. 41-44];

• как врожденная характеристика человеческого сознания, способность к созданию принципиально нового (творческого продукта), которую нужно развивать (A. Cropley, M. Boden) [2. Р. 51-56];

• как объект и компонент учебной системы, особая деятельность, осуществляемая на уроке, призванная развивать навыки мышления, умение решать проблемные задачи и находить нестандартные решения проблем, создавать новое (A. Starko, F. Beetlestone) [2. Р. 63-67].

Креативная деятельность, согласно NACCCE, имеет следующие характеристики: она подразумевает размышление и поведение, основанное на воображении; всегда подчинена конкретной цели, а также призвана создать что-то новое, причем продукт креативной деятельности должен иметь ценность с точки зрения заявленной цели [1. Р. 29], [3. Р. 5]. Но, согласно G.J.W. Smith, продукт такой деятельности не всегда имеет ценность непосредственно во время его произведения. Его ценность может быть раскрыта в будущем или не раскрыта вовсе [3. Р. 5-6].

Креативная деятельность представляет собой сложную комбинацию контролируемых и неконтролируемых мыслительных процессов, часть которых является сознательной, в то время как другие протекают бессознательно. В рамках обучения креативной деятельности необходимо понимать важность умения критически мыслить: в деятельности по созданию принципиально нового необходимо адекватно оценивать идеи и направления и четко прогнозировать возможный исход.

Большим значением в обучении креативной деятельности обладает проблема отсроченного суждения. Всегда существует момент (или моменты), когда необходима критическая оценка, однако она должна быть произведена верным образом в определенное время, на определенной ступени деятельности. Зачастую критика, вынесенная в неудачный момент работы, может привести к отказу от деятельности вообще, о чем следует помнить учителю.

Следует также отметить важность рационального распределения времени и уровня нагрузки [1. Р. 34-35].

Креативная деятельность, согласно R.W. Weisberg, может зависеть от личностных характеристик и мотивации [4. Р. 60]. R. Sternberg также замечает, что для того чтобы успешно осуществлять креативную деятельность, необходимо быть мотивированным, соответственно, креативная деятельность ведет за собой большую погруженность в учебный процесс [5. Р. 9].

Креативная учебная деятельность напрямую связана с выражением эмоций и является мощным стимулом для развития так называемого эмоционального интеллекта [1. Р. 36-37].

Создание принципиально нового, по R.W. Weisberg, может считаться креативным только тогда, когда оно происходит намеренно и творец подразумевает цель [4. Р. 60]. То есть при обучении креативной деятельности необходимо обращать внимание на развитие у учащихся навыков и умений планирования и целеполагания.

Особое место в системе образования, ориентированной на развитие креативности учащихся, занимает контроль. Существует мнение, что креативная деятельность возможна только в ситуации полной свободы действий. Действительно, опрос 3000 молодых людей по всему Соединенному королевству в рамках «Манифеста за креативную Британию», проведенный организацией TateModern, показал: учащиеся считают, что для того чтобы школа способствовала развитию креативности, необходимо предоставление им большей свободы в учебе, а также обеспечение доступа к соответствующим материалам и помещениям [6. Р. 108-109]. Однако, согласно K. Robinson, наличие полной свободы действий может негативно сказаться на результатах обучения в силу ряда причин. Некоторая свобода при работе над творческим продуктом необходима, как необходим и ряд контрольных мероприятий.

Не представляется возможным внесение творческого вклада в ту или иную сферу без наличия базовых знаний в этой сфере. Приступая непосредственно к деятельности, связанной с тем или иным аспектом научного знания, нужно обладать рядом навыков, без владения которыми данная деятельность невозможна [1. Р. 42-43].

В школьном образовании необходимо соблюдать баланс между традиционным и инновационным. Внедрение творческого компонента в учебный процесс не должно быть произведено в ущерб традиционным методам обучения, роль которых в формировании знаний, умений и навыков является неоспоримой. Обучение креативной деятельности может быть осуществлено только на базе знаний, полученных с применением традиционных методов обучения [1. Р. 59].

Не стоит умалять важность коммуникативного компонента как составляющего креативной деятельности. В истории искусства и науки существует большое количество примеров, когда творческий продукт производился индивидуально, благодаря знаниям и талантам конкретного человека. В школьном обучении же, как правило, креативная деятельность осуществляется с использованием знаний, накопленных человечеством: из книг, теорий, музыки и т. д. Следовательно, осуществляя креативную деятельность индивидуально или в группе, учащиеся должны уметь добывать и перерабатывать информацию, так же как осуществлять обмен информацией [1. Р. 43].

Как отмечается в докладе NACCCE, в настоящее время навык решения проблемных задач считается основным навыком, на развитие которого настроено современное образование. Обучение креативной деятельности, по K. Robinson, может непосредственно способствовать развитию навыков решения проблемных задач. В то же время широкое применение креативных методов обучения может содействовать нахождению большего количества причинно -следственных связей и более глубокому пониманию предмета, что является необходимым компонентом обучения креативной деятельности [6. Р. 37].

Креативность может быть развита только через практическую деятельность посредством вовлечения детей в производство творческих идей. Основной задачей учителя является помощь учащимся в понимании этой деятельности и контроль над ней. Это может быть осуществлено только с применением определенных методов и навыков в зависимости от конкретного вида деятельности [1. Р. 41], однако существуют универсальные особенности креативной деятельности, с которыми необходимо знакомить учащихся.

В частности, для успешной креативной деятельности необходимо развивать у учащихся критическое мышление, навыки проектирования и умения решать проблемные задачи. Также

стоит учитывать, что креативная деятельность является «средовой», т. е. потенциал учащегося раскрывается по-разному в той или иной сфере деятельности, соответственно, одной из задач учителя становится помощь учащемуся в поиске лучшей для него среды активности [1. Р. 37-42].

Так, рассуждая об обучении креативной деятельности, C. Mindham говорит о целесообразности учета исследований американского психолога Говарда Гарднера, который утверждает наличие у человека совокупности множества умственных способностей (multiple intelligences), степень развития которых у каждого человека различна, что это нужно учитывать в процессе обучения и что воздействовать на каждую из способностей нужно особыми, отличными друг от друга методами. К этим способностям Г. Гарднер относит лингвистическую (вербальную), логическую (математическую), музыкальную, визуальную (пространственную), кинестетическую, натуралистическую, межличностную и внутриличностную способности. Соответственно, выбор методов обучения должен быть обусловлен учетом индивидуальных различий учащихся и степени развитости у них тех или иных способностей, а также необходимостью воздействовать по возможности на каждую из способностей в процессе обучения [7. Р. 129-137].

Изучение практического опыта работы одной из ведущих школы Великобритании, в учебный процесс которой был интегрирован процесс обучения креативной деятельности, позволило сделать следующие выводы:

• для успешного обучения креативной деятельности необходимо создавать так называемую креативную среду, способствующую активизации воображения учащихся и свободному продуцированию и выражению собственных идей;

• обучение креативной деятельности должно проходить на базе применения креативных методов обучения, адаптированных в соответствии с возрастом учащихся и их личностными особенностями;

• обучение может проходить только в сотрудничестве и атмосфере эмоционального комфорта, одним из условий которого является предоставление учащимся права быть активными участниками учебного процесса и предлагать свои пути и направления деятельности [8. Р. 80-83].

Доклад NACCCE привел к формированию в 1999 г. новой организации «Креативность, культура и обучение» (CCE), занимающейся исследованием творческого и культурного аспектов в обучении и внедрением результатов исследований в учебный процесс при содействии правительства Великобритании. В настоящее время основным направлением CCE является реализация проектов «Творческое партнерство» и «Найди свой талант».

Сущностью проекта «Творческое партнерство» является поиск сотрудников и организация совместной деятельности учебных заведений и профессиональных работников, занимающихся проблемой творчества, с целью продвижения идей творческого обучения и раскрытия больших возможностей.

Проект «Найди свой талант» призван довести до молодых людей тот факт, что у всех есть творческие способности, которые необходимо выявлять и развивать, что обеспечит им более успешное будущее [3. Р. 3-5]. Министерство образования Великобритании приступило к его реализации в 2008 г. Согласно проекту, каждому ребенку предоставляется пять часов в неделю школьного и внешкольного времени для занятий творчеством, что должно способствовать развитию навыков креативной деятельности, самоконтроля, общения и работы в команде [1. Р. 105].

Проект «Творческое партнерство» вступил в силу в 2002 г. как двухлетняя программа в 16 областях и в настоящее время охватывает 36 областей Англии и около 1100 школ. В рамках проекта правительство финансирует совместную работу профессиональных творческих деятелей с учителями и учащимися школ, в которых обучаются дети из малоимущих или неблагополучных семей. «Творческое партнерство» подразумевает активное участие профессионалов в руководстве и надзоре за креативной деятельностью учащихся, а также работу с учителями по оптимизации учебного процесса. Целью является развитие креативности учащихся, повышение их мотивации к учебной деятельности, формирование навыков и способностей совместной работы с профессиональными творческими деятелями у учителей, а также изменение отношения к вопросам сотрудничества и творческого аспекта у школьного руководства.

Обзор результатов работы по реализации проекта показал, что творческое сотрудничество способствовало улучшению самооценки учащихся, развитию навыков общения, повыше-

нию мотивации к учебной деятельности, формированию положительного отношения к школе в целом, а также навыков самостоятельной деятельности, вследствие чего имело место улучшение академических успехов учащихся, а со стороны учителей отмечалась заинтересованность в принятии творческого подхода к обучению [1. Р. 110-111].

Анализ британской психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам обучения креативной деятельности, позволил нам прийти к следующим выводам. Одним из компонентов модернизации системы образования в Великобритании является интеграция обучения креативной деятельности в учебный процесс. Креативная деятельность в данном ключе представляет собой особую деятельность, осуществляемую на уроке, которая призвана развивать навыки мышления, умение решать проблемные задачи и создавать новое.

Характеристиками креативной деятельности являются подчиненность цели; направленность на создание нового продукта, ценного с точки зрения заявленной цели, и основанность на воображении.

Процесс обучения креативной деятельности должен проходить с максимальным учетом следующих условий: обучение учащихся критическому мышлению; учет индивидуальных особенностей учащихся; предоставление адекватной оценки деятельности учащихся; рациональное распределение времени и уровня нагрузки; положительная мотивация учащихся; активное вовлечение положительных эмоций учащихся; предоставление учащимся адекватного уровня свободы действий; соблюдение баланса между традиционными и инновационными методами обучения; совместная работа учащихся; наличие у учащихся навыков решения проблемных задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. The Impact of Culture on Creativity: A Study Prepared for the European Commission (Directorate-General for Education and Culture). URL: http://ec.europa.eu/culture/documents/ study_impact_cult_creativity_06_09.pdf (дата обращения: 02.07.2009).

2. National Advisory Committee on Creative and Cultural Education, All Our Futures: Creativity, Culture and Education: Report to the Secretary of State for Education and Employment, the Secretary of State for Culture, Media and Sport. URL: http://www.sirkenrobinson.com/ skr/pdf/allourfUtures.pdf (дата обращения: 14.01.2012).

3. Banajai S., Burn A., Buckingham D. The Rhetorics of Creativity: A Literature Review. - UK: Arts Council England. - 2010. - 82 p.

4. Price A. Creative Maths Activities for Able Students. Ideas for Working with Children Aged 11 to 14. - London: Paul Chapman Publishing. - 2006. - 112 p.

5. Weisberg R.W. Creativity: Understanding Innovation in Problem Solving, Science, Invention, and the Arts. - Canada, USA: John Wiley & Sons, Inc. - 2006. - 622 p.

6. Mindham C. Thinking across the Curriculum. Creativity in the Primary Curriculum / ed. by R. Jones, D. Wyse. - G.B.: David Fulton Publishers Ltd. - 2004. - P. 126-141.

7. Faultley M, Savage J. Creativity in Secondary Education. - UK: Learning Matters Ltd. - 2007. - 138 p.

8. Jeffrey B, Craft A. Teaching Creatively and Teaching for Creativity: Distinctions and Relationships. - The Open University, UK: Educational Studies, Taylor and Francis Ltd - 2004. - V. 30. -№ 1. - P. 77-87.

Поступила 01.08.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.