Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ОБУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
252
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА / ЦИФРОВОЙ РИСУНОК

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Власова Алена Александровна

В статье раскрывается обучение компьютерной графике в дополнительном образовании через дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу технической направленности «Цифровой рисунок». Выделяются особенности и новизна программы, ее задачи и результаты, цель, педагогическая целесообразность. Рассматривается учебный план и содержание программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING COMPUTER GRAPHICS IN ADDITIONAL EDUCATION

The article reveals the teaching of computer graphics in additional education through an additional general educational general developmental technical program “Digital Drawing”. The features and novelty of the program, its tasks and results, purpose, pedagogical expediency are highlighted. The curriculum and content of the program are considered.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

УДК 141.7

DOI: 10.24412/2222-7520-2022-1 -30-42

Власова Алена Александровна

магистрант кафедры физики и технологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24 e-mail: 64001@pspu.ru

ОБУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Alyona A. Vlasova

Master's Degree Student of the Physics and Technology Department

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education 'Perm State Humanitarian Pedagogical University' 614990, Russia, Perm, 24, Sibirskaya Str. e-mail: 64001@pspu.ru

TRAINING COMPUTER GRAPHICS IN ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация: в статье раскрывается обучение компьютерной графике в дополнительном образовании через дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу технической направленности «Цифровой рисунок». Выделяются особенности и новизна программы, ее задачи и результаты, цель, педагогическая целесообразность. Рассматривается учебный план и содержание программы.

Ключевые слова: компьютерная графика, дополнительное образование, программа, цифровой рисунок.

Abstract: the article reveals the teaching of computer graphics in additional education through an additional general educational general developmental technical program "Digital Drawing". The features and novelty of the program, its tasks and results, purpose, pedagogical expediency are highlighted. The curriculum and content of the program are considered.

Key words: computer graphics, additional education, program, digital drawing.

© Власова А.А., 2022

В современном мире компьютерные технологии рассматриваются как важнейший компонент образования, играющий значимую роль в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков, основных психических качеств личности обучающихся.

Дополнительное образование в силу своей доступности и персонализации обучения может решать задачи подготовки новых поколений для жизни в информационном обществе.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Цифровой рисунок» реализуется в детском клубе «Эльдорадо» Центра детского творчества «Шанс» г. Перми. Она направлена на раскрытие творческого потенциала обучающихся средствами практической деятельности в области компьютерных технологий.

Цифровой рисунок - иллюстрация, выполненная на компьютере. Благодаря широким возможностям техники можно выполнить любой креативный рисунок как живописный, так и графический. Рисование происходит не на бумаге, а с использованием специальной техники.

Обучающиеся создают иллюстрации в графических редакторах, таких как Paint, Gimp и Inkscape. Для этого каждому обучающемуся предоставляется компьютер, графический планшет, который подсоединяется к компьютеру и стилус, по своему внешнему виду напоминающий карандаш, который позволяет рисовать на графическом планшете.

Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям. В отличие от других программ, данная программа дает обучающимся комплексное понимание компьютерной графики как вида искусства, которое позволяет создавать новые художественно-графические проекты путем эксперимента с сочетаниями различных инструментов компьютерных программ, расширяет возможности для овладения профессиональными приемами работы. Программой предусмотрено использование компьютера для достижения целей в области искусства и компьютерной графики, решение задач различной направленности и сложности, создание 2D-графики, обработка фотографий, создание анимации. Новизна программы заключается в использовании системы взаимосвязанных занятий, выстроенных в логической последовательности и направленных на активизацию познавательных и творческих способностей школьников посредством применения компьютерных и цифровых технологий.

Занимаясь по программе «Цифровой рисунок», обучающиеся получают базовые знания о компьютерной графике в рамках изучения программ растровой и векторной графики. А также обучаются возможностям создания собственных изображений, используя базовый набор инструментов графических программ, и средствам обработки готовых рисунков с целью воплощения новых творческих задач.

Педагогическая целесообразность программы объясняется потребностью общества в расширении использования информационно-компьютерных

технологий во всех сферах жизни и, особенно для повышения образовательного уровня учащихся, их развития и социализации.

Цель программы - формирование у обучающихся навыков и компетенций в области цифрового искусства в рамках научно-технического творчества с использованием графических редакторов и графических планшетов.

Предметные задачи: познакомить обучающихся с основами компьютерной графики; познакомить учащихся с принципом работы ПК, графическим планшетом и стилусом; обучить возможностям создания собственных изображений; средствам обработки готовых рисунков с целью воплощения новых творческих задач; обучить возможностям создания собственных изображений, на основе знания законов и средств композиции и цветоведения.

Метапредметные задачи: содействовать формированию у обучающихся компетенций информационно-коммуникативных технологий; способствовать развитию умения планировать свою работу; содействовать развитию компетентности в области использования цифровых технологий; расширить базу для ориентации в мире профессий, познакомить с деятельностью художника и дизайнера; способствовать развитию самоанализа и самоконтроля при достижении результата, адекватной самооценки.

Личностные задачи: развивать способность к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений; способствовать воспитанию внимания, аккуратности, целеустремленности, терпения; развивать художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное; способствовать воспитанию трудолюбия, умения доводить начатое до конца.

Предметные результаты. В результате освоения данной программы, обучающиеся будут знать и уметь: технологию рисования на графическом планшете; особенности выполнения различных рисунков; создавать растровые и векторные иллюстрации в графических редакторах; обрабатывать фотографии; создавать анимации; технику безопасности, требования к организации рабочего места пользователя персонального компьютера (ПК); понятие компьютерной графики, виды графики и форматы графических изображений; основные правила и законы композиции и цветоведения; основные понятия скетч-иллюстрации; основы правовых норм использования программного обеспечения и компьютерных правонарушений, компьютерного права, информационной безопасности и авторского права; создавать дизайны в онлайн-сервисе Supa.

Метапредметные результаты. Освоение данной программы будет способствовать развитию: строить отношения с другими, сотрудничать, совместно решать задачи; планировать свою деятельность; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; познавательных интересов к цифровой живописи; наблюдательности при работе с формой и цветом; объемно-пространственного и креативного мышления; потребности в саморазвитии

путем самостоятельного изучения материала; компетентности в области использования цифровых технологий.

Личностные результаты. Освоение данной программы будет способствовать развитию: коммуникативного навыка; интереса к новым видам графического творчества, к новым способам самовыражения; мотивации интереса к цифровой живописи; наблюдательности при работе с формой и цветом; умения мыслить пространственно и креативно; художественного вкуса и чувства эстетической красоты; трудолюбия и целеустремленности, желания творчески подходить к выполнению самостоятельных заданий; потребности в саморазвитии путем самостоятельного изучения материала; стремления творчески подходить к выполнению самостоятельных заданий.

Адресат программы: обучающиеся от 10 до 17 лет.

Объем программы. Программа рассчитана на 2 года обучения: 1-й год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа (144 ч/год); 2-й год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа (216 ч/год) (таблица).

Учебный план программы «Цифровой рисунок»

№ п/п Тема год обучения 2 год обучения

всего теория практика всего теория практика

1 Вводное занятие 2 1 1 2 1 1

2 Рисуем в Paint 22 6 16

Обработка фотографий в Gimp 62 18 44

3 Цифровая живопись в Gimp 44 10 34

Анимация 30 8 22

4 Скетчинг 30 6 24

Векторная графика в OpenOffice.org Draw 50 12 38

5 Правовое просвещение в ИКТ 10 4 6 10 4 6

6 Онлайн-сервисы по созданию дизайнов 34 10 24

Векторная графика вInkscape 60 17 43

7 Итоговое занятие 2 1 1 2 1 1

Итого 144 35 109 216 61 155

Содержание 1-го года обучения

1. Вводное занятие (2 часа).

Теория: Знакомство с деятельностью студии. Инструктаж по технике безопасности при работе в компьютерном классе. Понятие цифрового рисунка. Знакомство с ПК и планшетом.

Практика: Игра на знакомство и сплочение. Знакомство с ПК и планшетом.

2. Рисуем в Paint (22 часа).

2.1. Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс. Теория: Знакомство с интерфейсом редактора. Кисти, ластик, палитра.

Практика: 10 упражнений для освоения графического планшета и стилуса.

2.2. Знакомство с графическим редактором PAINT.

Теория: Инструменты: кисти. Палитра. Операции с цветом. Сохранение документа.

Практика: Раскрашивание компьютерных рисунков. Создание своей папки, сохранение файла в ней.

2.3. Создание иллюстрации из примитивов.

Теория: Изменение размера листа. Примитивы. Выделение, перемещение объектов. Вычерчивание рисунка с помощью панели инструментов и палитры. Заливка.

Практика: Упражнение на вырисовывание примитивов. Мастер-класс: Angry Birds из примитивов. Рисование по образцам. Рисование собственной иллюстрации из примитивов.

2.4. Симметричные изображения.

Теория: Симметрия. Копирование и перемещение частей рисунка. Работа с буфером.

Практика: Работа с фрагментом изображения. Построение симметричных объектов. Рисование симметричной бабочки. Операция отражения, поворота и наклона.

2.5. Пиксельные изображения.

Теория: Пиксель. Жанр пиксель-арт.

Практика: Рисование пиксельной иллюстрации по схеме. Создание собственной пиксельной иллюстрации.

2.6. Пошаговое рисование кистями.

Теория: Этапы рисования и создания иллюстрации.

Практика: Пошаговое рисование иллюстрации.

2.8. Текст.

Теория: Текст. Редактирование текста.

Практика: Создание коллажа из надписей.

2.9. Итоговая работа в графическом редакторе Paint.

Теория: Натюрморт. История. Этапы рисования натюрморта.

Практика: Рисование натюрморта с фотографии: «Любимый фрукт».

3. Цифровая живопись в Gimp (44 часа) [2].

3.1. Знакомство с особенностями работы в графическом редакторе Gimp.

Теория: Знакомство с интерфейсом. Изучение горизонтального меню,

панели настроек, плавающего меню. Создание нового документа. Знакомство с кистями My Paint.

Практика: Индивидуальная настройка рабочего пространства. Изучение и пробное рисование кистями My Paint.

3.2. Основные инструменты рисования.

Теория: Знакомство с основными инструментами рисования - кистью и ластиком. Параметры инструментов.

Практика: Рисование кистями My Paint: карандаш и размытие. Изменение параметров ластика и кистей My Paint. Упражнение: создание градиента, путем изменения параметров кисти.

3.3. Графика.

Теория: Графика как вид изобразительного искусства. Штриховка. Светотень. Виды источников света. Блик, свет, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Инструмент осветления и затемнения.

Практика: Настройка параметров кисти My Paint: карандаш. Выполнение упражнений наштриховку и светотень «Шар». Рисование фруктов и овощей с учетом светотени. Рисование натюрморта в графике с учетом светотени. Упражнение «Шар» с эффектом размытия. Рисование фруктов и овощей в графике с эффектом размытия. Упражнение «Шар» на затемнение и осветление. Итоговая работа «Натюрморт» в графике.

3.4. Слои

Теория: Знакомство с понятием «слои». Меню и палитра «Слои». Создание нового слоя, перемещение, выделение и объединение слоев.

Практика: Практическая работа со слоями. Редактирование содержимого слоя. Изменение положения слоев в пространстве, относительно друг друга и переднего плана. Создание групп слоев, возможности работы с группой. Создание иллюстрации с применением слоев.

3.5. Заливка

Теория: Знакомство с инструментом плоской заливки. Параметры плоской заливки. Тип заливки. Область применения.

Практика: Изменение параметров инструмента. Выполнение упражнений на различные области заливки. Выполнение раскраски с использованием заливки.

3.6. Цветоведение

Теория: Опыт ньютона. Цветовые модели RGB и CMYK. Цветовые теории. Теория цвета И. Иттена. Классификация цветов. Основные свойства цвета. Цветовой круг. Основной закон цветовой гармонии. Основные цветовые контрасты. Цветовые гармонии. Психологическое воздействие цвета. Символика цвета. Цветовые режимы Gimp. Выбор и редактирование, цвета. Режимы смешивания. Цвета родственные и дополнительные. Теплые и холодные оттенки цвета.

Цветовые схемы для создания композиций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гармония родственных цветов, родственно-контрастных цветов, контрастных цветов.

Триадная цветовая гармония. Гармония разделенных контрастных цветов, двойных контрастных цветов. Использование в цветовых схемах принципа доминанты. Комбинированные цветовые гармонии (многоцветье).

Практика: Выполнение цветового круга. Выполнение ахроматической гаммы. Изменение насыщенности хроматических цветов. Тональный контраст. Контраст дополнительных цветов. Цветовая композиция «Радость» и «Грусть». Смешивание цветов. Создание цветных иллюстраций.

3.7. Итоговая работа

Практика: Создание иллюстрации на тему «Обложка моего любимого музыкального альбома».

4. Скетчинг (30 часов).

4.1. С чего начинается скетч?

Теория: Основные понятия скетчинга: линия, композиция, тон, передача объема. Изучение приемов передачи объема, плавности, построением композиции в формате листа. Дается обоснование толщине линии, ее активности, настроению.

Практика: Предметные зарисовки.

4.2. Референс.

Теория: Изучение понятия «Референс» его типов и видов.

Практика: Выполнение тематических, технологических и стилистических референсов.

4.3. Ботанический скетчинг

Теория: Изучение приемов передачи реалистического изображения листьев, фактур растений и веток, их натуральной формы и цвета.

Практика: Проходит работа с референсами. Выполняются 3-5 набросков разных виды растений и веток.

4.4. Кулинарный скетчинг.

Теория: Изучение особенностей фудскетчинга (скетч еды), поэтапного рисования по референсу, подбора колористической гаммы и декорирования композиции.

Практика: Проходит работа с референсами. Выполняются быстрые зарисовки разного рода еды.

4.5. Туристический скетчинг.

Теория: Закрепление знаний в организации композиции декорированием.

Практика: Тренировка воссоздания по памяти увиденного, отработка архитектурных зарисовок, ботанической иллюстрации, передача настроения, погодных условий.

4.6. Интерьерный скетчинг.

Теория: Изучение приемов компоновки предметов интерьера в пространстве листа с передачей воздушной и линейной перспективы.

Практика: Проходит работа с референсами. Закрепление приемов передачи фактуры и текстуры. Зарисовки интерьеров.

4.7. Скетчинг человека.

Теория: Изучение основ построения анатомии человека, пропорций лица. Изучение конструктивного построения с теневой окраской.

Практика: Проходит работа с референсами. Выполнение набросков человека.

5. Правовое просвещение в ИКТ (10 часов).

5.1. Основы информационного права.

Теория. Понятия информационного права, компьютерного права, информационной безопасности. Инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе. Видеоролик об информационной безопасности.

Практика. Викторина «Основы информационного права». Опрос.

5.2. Правовые аспекты работы на ЭВМ.

Теория. Правила работы с программами, файлами, документами и базами данных, хранящимися в памяти ЭВМ. Информация в личных и служебных компьютерах.

Практика. Опрос. Создание личного хранилища на компьютере и обеспечение его безопасности. Сохранение работ в хранилище.

5.3. Авторское право.

Теория. Понятия авторского права, водяного знака. Видеоролик об авторском праве. Правила сохранения медиафайлов из сети Интернет.

Практика. Сохранение медиафайлов из сети Интернет. Разработка водяного знака. Публикация цифровых иллюстраций с водяным знаком в социальной сети Pinterest.

6. Онлайн-сервисы по созданию дизайнов (34 часа).

6.1. Социальная сеть Pinterest.

Теория. Знакомство с интерфейсом, основными инструментами навигации и возможностями социальной сети Pinterest. Пины и доски. Сохранение пинов. Референсы.

Практика. Создание личной доски и сохранение в нее пинов для мудборда. Публикация собственного пина. Отправка пина другу. Поиск референсов.

6.2. Онлайн-сервис Supa.

Теория. Знакомство с интерфейсом, основными инструментами навигации и возможностями онлайн-сервиса Supa. Инструменты: шаблоны, элементы, текст, фото, фон. Сохранение дизайна, выбор формата.

Практика. Упражнения на использование и редактирование фотографий, графических элементов, текста. Использование шаблона «Плакат», создание рекламного плаката.

Создание собственного шаблона для поздравительной открытки. Разработка логотипа. Разработка визитной карточки. Создание пина для социальной сети Pinterest. Оформление портфолио работ в виде презентации.

7. Итоговое занятие (2 часа).

Теория: Подведение итогов.

Практика: Выступление-защита своего портфолио. Подведение итогов. Рефлексия. Организация летней выставки.

Содержание 2-го года обучения

1. Вводное занятие (2 часа).

Теория: Знакомство с деятельностью студии. Пояснение/рассказ о деятельности студии. Инструктаж по технике безопасности при работе в компьютерном классе. Понятие цифрового рисунка. Знакомство с ПК и планшетом.

Практика: Игра на знакомство и сплочение. Знакомство с ПК и планшетом.

2. Обработка фотографий в Gimp (62 часа) [3].

2.1. Инструменты выделения

Теория: Прямоугольное выделение. Режим «Антиалиасинг». Параметр «Закругленные углы». Режим «Растушевать края». Режим «Рисовать из

центра». Режим фиксации. Режим «Затемнить невыделенное». Режим «Во всех слоях». Выделение эллипса. Свободное выделение («Лассо»). Выделение связанной области («Волшебная палочка»). Режим «Сводить области».

Выделение по цвету. Умные ножницы. Выделение переднего плана. Режим «Смежные области». Параметры инструментов выделения.

Практика: Выделение определенных областей фотографий. Выполнение творческого задания по пройденным инструментам.

2.2. Маска

Теория: Маска слоя. Быстрая маска. Альфа-каналы. Непрозрачность маски. Маска выделения. Инвертирование маски.

Практика: Простое выделение в маску. Применение маски на фотографиях. Преобразование альфа-канала слоя. Включение, создание быстрой маски. Применение инструментов «Порог» и «Быстрая маска». Замена фона изображения. Создание маски выделения. Использование маски выделения. Сложное выделение белой маской.

2.3. Инструменты преобразования

Теория: Масштабирование. Масштабирование отдельных слоев. Размер слоя. Инструмент масштаб. Размер изображения. Кадрирование. Настройки кадрирования.

Практика: Смена размера слоя. Масштабирование фотографии. Интерполяция. Смена размера изображения. Обрезка изображения.

2.4. Инструменты цвета

Теория: Цветовой баланс. Тон-Насыщенность. Тонирование. Настройка тона изображения. Яркость-Контраст. Порог. Уровни. Кривые. Постеризация.

Практика: коррекция различных характеристик цвета (яркости, насыщенности, контрастности и пр.) в активном слое или выделенной области. Регулирование уровней красного, зеленого и синего цветов. Изменение цветового баланса тестовой фотографии. Регулирование тона (оттенки) и насыщенности (яркость) для выбранных цветов из основной или дополняющей палитры, тон и насыщенность для всех цветов сразу, а также общую освещенность изображения. Создание эффекта «темного стекла» и «молочного стекла». Коррекция уровней черного и белого в черно-белых изображениях. Повышение четкости отсканированного текста (устранение серого фона). Регулирование яркости с сохранением градаций яркости по каждому из каналов. Коррекция цветовых кривых. Изменение количества цветов изображения.

2.5. Фильтры

Теория: Фильтры размывания, улучшения, искажения, света и тени, шума, выделения края, общие, объединения, имитации, декорации.

Практика: Размытие изображения, смягчение. Устранение на фотографиях «зазубренности» без размывания четких краев. Разбивание исходного изображения на большие квадратные точки. Создание эффекта движения, размытие в указанном направлении каждой точки изображения.

Размытие только края изображения. Устранение дефектов изображения как пыль, шум, черезстрочность (в изображениях с телевидения) и недостаточная четкость. Сглаживание, удаление шума и пятен и увеличение резкости

фотографии. Увеличение резкости краев. Повышение резкости изображения и его сглаживание. Удаление небольших дефектов, созданных пылью и царапинами на отсканированном изображении. Удаление с изображения вертикальных полос. Удаление эффекта красных глаз с выделенной области. Придание рельефности изображению. Эффект очень быстрого движения. Создание эффекта просмотра изображения на мониторе или телевизоре с низким разрешением. Искажение изображения концентрически. Создание эффекта концентрических волн. Преобразование изображения в полутоновые точки. Создание эффекта просмотра изображения через вертикальные или горизонтальные жалюзи. Эффект загнутой страницы. Исправление геометрических искажений, вносимых оптикой. Создание эффекта мозаики. Эффект ряби. Создание различных световых эффектов. Создание собственного эффекта. Соединение разными способами два или более изображений в одно. Добавление декоративных рамок и специальных эффектов к изображению.

3. Анимация (30 часов).

3.1. Создание Gif-изображения

Теория: Фильтр - Анимация. Параметры анимации. Виды анимации. Кадры анимации, слои. Операции над кадрами. Сохранение и загрузка анимации. Анимация с помощью фильтра «Изгиб по кривой». Замирание анимации. Формат GIF. Бесконечный цикл. Задержка между кадрами. Расположение кадра, режимы. Воспроизведение, Оптимизация и Разоптимизация.

Практика: Внесение изменений в слои. Сохранение и оптимизация изображения. Вставка несколько анимированных изображений. Создание анимации «Полет голубя». Устанавливаем анимированный эффект огня на фото. Изменение скорости анимации и режима наложения слоев. Полет бабочки - GAP-анимация. Анимируем картинку со свечками.

3.2. Анимация с помощью интерактивного искажения.

Теория: Фильтры - Искажения. Интерактивное искажение. Режимы деформации.

Практика: Создание анимации с помощью интерактивного искажения.

3.3. Быстрая анимация для Web

Теория: Наложение изображения в качестве текстуры на шар.

Практика: Создание анимации вращающийся шар. Разработка собственной анимации.

4. Правовое просвещение (10 часов).

4.1. Правовые нормы использования программного обеспечения

Теория. Лицензия программного обеспечения. Правила использования программ Gimp, Inkscape.

Практика. Изучение и сравнение лицензий программ Gimp, Inkscape.

4.2. Компьютерные правонарушения

Теория. Компьютерное пиратство. Компьютерные вирусы. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации. Компьютерное мошенничество. Несанкционированный доступ и перехват информации

Практика. Создание презентаций по теме «Противостояние компьютерному правонарушению...»

5. Векторная графика в OpenOffice.org Draw (50 часов).

5.1. Знакомство с компьютерной графикой. Графический редактор OpenOffice.org Draw

Теория: Инструктаж по технике безопасности на компьютере и правилам противопожарной безопасности. Особенности векторной графики. Знакомство с интерфейсом OpenOffice.org Draw. Термины, которые используются при работе с программой.

Практика: Индивидуальная настройка рабочего пространства, пробное использование инструментов.

5.2. Рисование основных фигур.

Теория: Демонстрация методов и приемов рисования основных фигур.

Практика: Рисование линии, прямоугольника, окружности, эллипса, стрелки и других. Печать текста. Разработка абстракции.

5.3. Работа с объектами и опорными точками объектов

Теория: Режимы выделения объектов, приемы выделения объектов, непосредственное выделение, выделение с помощью рамки, выделение скрытых объектов, упорядочение объектов, выделение нескольких объектов, перемещение и регулировка размеров объекта, вращение и наклон объектов, изменение точек объектов, прямое действие, работа с кривыми Безье, типы касательных, примеры модификации кривых.

Практика: выделение объектов, упорядочение объектов, перемещение и регулировка размеров объекта, вращение и наклон объектов, изменение точек объектов, прямое действие, работа с кривыми Безье, работа с касательными, модификация кривых.

5.4. Изменение атрибутов объектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теория: Панель «линия» и «заливка». Изменение линий и границ. Рисование стрелок. Настройка стилей линий и стрелок. Изменение заливки объекта. Настройка теней. Добавление прозрачности. Изменение положения и размера. Использование стилей. Специальные эффекты. Создание текстовых надписей у объектов.

Практика: Изменение линий и границ. Рисование стрелок. Настройка стилей линий и стрелок. Изменение заливки объекта. Настройка теней. Добавление прозрачности. Изменение положения и размера. Использование стилей. Использование специальных эффектов. Создание текстовых надписей у объектов. Рисование одежды изученными средствами на модели.

5.5. Комбинирование объектов.

Теория: Группировка и объединение объектов. Сложение, разность или пересечение фигур. Дублирование. Морфинг. Работа с галереями объектов и текстовых эффектов. Создание сложных рисунков с помощью слоев.

Практика: Применение группировки и объединения объектов, сложения, разности и пересечения фигур, дублирование, морфинг. Работа с галереями объектов и текстовых эффектов. Создание сложного рисунка с помощью слоев.

5.6. Разработка рисунка

Теория: Повторение основных способов и приемов для создания рисунка с помощью слоев.

Практика: Разработка рисунка с использованием слоев. 5.7. Создание мудборда

Теория: Понятие мудборда. Особенности создания мудборда в OpenOffice.org Draw.

Практика: Создание мудборда с цветовой палитрой. 6. Векторная графика в Inkscape (60 часов) [1].

6.1. Введение в программу Incscape.

Теория: Введение в программу Incscape. Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния. Основы работы с объектами. Палитра цветов. Строка состояния. Практика: Практическая работа «Рабочее окно Inkscape».

6.2. Основы работы с объектами.

Теория: Создание фигур. Инструменты рисования. Редактирование фигур. Операции над объектами.

Практика: Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей. Выделение нескольких объектов. Группировка объектов. Практическая работа «Методы упорядочения и объединения объектов». Практическая работа «Создание рисунка из объектов».

6.3. Система цветов в компьютерной графике. Заливка объекта и контура. Теория: Система цветов в компьютерной графике. Закраска объекта

(заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Практика: Практическая работа «Закраска рисунков».

6.4. Методы комбинирования объектов

Теория: Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. Методы упорядочения и объединения объектов. Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов. Методы объединения объектов. Эффект объема. Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений. Перетекание. Получение художественных эффектов.

Практика: Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутых объектов. Практическая работа «Замок».

6.5. Работа с текстом

Теория: Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста. Заверстка текста в блок. Расположение текста по контуру. Сохранение и загрузка изображений в Inkscape.

Практика: Практическая работа «Визитка». Практическая работа «Оформление слайда презентации». Практическая работа «Оформление работы по литературе». Практическая работа «Поздравительная открытка».

6.6. Создание рисунков из кривых

Теория: Элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Виды узлов. Редактирование узлов. Разрыв контура объединение контура.

Практика: Практические работы «Сердце», «Дорожные знаки», «Ветка Сакуры».

6.7. Клонирование объектов

Теория: Клонирование объектов. Понятие «Клон объекта».

Практика: Создание клона в редакторе Inkscape. Создание узоров из клонов. Практическая работа. Домик в деревне.

6.8. Логические операции над объектами

Теория: Сложение. Вычитание. Объединение. Исключающие. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого.

Практика: Упражнения на сложение, вычитание, объединение, исключение. Создание узоров. Практическая работа «Методы упорядочения и объединения объектов». Оформление слайда для презентации.

7. Итоговое занятие

Теория: Подведение итогов.

Практика: Выступление-защита своего портфолио. Подведение итогов. Рефлексия. Организация летней выставки.

В программе предусмотрены формы контроля. В начале учебных занятий педагогом проводится вводный контроль для определения начального уровня знаний обучающихся в форме опроса. В течение обучения осуществляется текущий контроль в форме педагогических наблюдений, позволяющий определить уровень усвоения программы, творческую активность учащихся, выявить коммуникативные склонности. Итоговый контроль проводится по завершению каждого года обучения. Педагог анализирует: усвоение обучающимся предметных знаний и умений; качество и способность учащегося работать самостоятельно и творчески; творческую активность по участию в мероприятиях (конкурс, олимпиада, акция, конференция и т.д.) различного уровня. На основании анализа в программу могут быть внесены изменения.

Список литературы

1. Немчанинова Ю. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape (ПО для обработки и редактирования векторной графики): учеб. пособие. - М., 2008. - 52 с.

2. Хахаев И. Графический редактор GIMP: первые шаги. - М.: ALT Linux; ИД ДМК-пресс, 2009. - 232 с.

3. Шишкин В.В., Шишкина О.Ю., Степчева З.В. Графический растровый редактор Gimp: учеб. пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 119 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.