политического кризиса, вернуть монархии Габсбургов былое могущество. Удобным поводом стало убийство в Сараево наследника престола, принца Франца Фердинанда, нередко выражавшего сочувствие проектам А. фон Эренталя и К. фон Гётцендорфа. Впрочем, начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война не только не привела к желаемому результату, но и окончательно разрушила Австро-Венгерскую империю, открыв путь к реализации австрославистских и югославянских проектов.
Таким образом, оказавшись в политической изоляции, Габсбургская империя вынуждена была искать новые пути повышения своего авторитета на между-
народной арене. Одним из направлений активной внешней политики дунайской монархии стали Балканы. В связи с аннексией, а затем и оккупацией Боснии и Герцеговины, в Австро-Венгрии наблюдался подъём панславизма (австрославизма и иллиризма). Западные и южные славяне полагали за счёт увеличения численности славянского населения двуединой империи реализовать собственные политические проекты, сводившиеся, преимущественно, к «славянизации Австрии». При этом в зависимости от международно-политической ситуации оставалась крайне неоднозначной позиция славянских «братьев» по отношению к России.
Библиографический список
1. Письма из Угорщины // Отечественные записки. 1867. № 4.
2. Леонтьев К.Н. Дипломатические донесения, письма, записки, отчеты (1865-1872). М.: РОССПЭН, 2003. 528 с.
3.Пыпин А.П. Еще несколько слов по южно-славянскому вопросу // Вестник Европы. 1877. № 3.
4. Доубек В. Между Веной и Москвой: Славянская концепция и образ России в чешском обществе ХХ в. // Родина. 2001. № 1-2. С. 150-156.
5.Ненашева З.С. Идейно-политическая борьба в Чехии и Словакии в начале ХХ в.: чехи, словаки и неославизм в 1898-1914 гг. М.: Наука, 1984. 238 с.
6. Погодин А.Л. Славянский мир. Политическое и экономическое положение славянских народов перед войной 1914 года. М.: типография т-ва И.Д. Сытина, 1915. 420 с.
7. Колейка Й. Славянские программы и идея славянской солидарности в XIX и ХХ веках. Praha, 1964. 264 с.
8. Ненашева З. Под лозунгом равенства. Рассвет и увядание неославизма // Родина. 2001. № 1-2. С 131-133.
9. «Дранг нах Остен» и народы Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы 1871-1918 гг. / отв. ред. В.К. Волков. М.: Наука, 1977. 317 с.
УДК 004.92+004.896 (072)
ОБУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ И КОМПЬЮТЕРНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ «ДИЗАЙН» И «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
Н.В. Грогуль1, Е.В. Победаш2
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664047, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Предложена методика освоения технологии изучения компьютерных программ с использованием достижений психологии. В основу подхода положены принципы обучения с привлечением активации творческого мышления учащегося. В дальнейшем предлагается использовать эту технологию для освоения любых компьютерных программ студентами творческих специальностей. Табл. 3. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: моделирование учебного процесса; компьютерная графика; компьютерное проектирование; дизайн.
TECHING COMPUTER GRAPHICS AND COMPUTER-AIDED DESIGN TO THE STUDENTS OF THE SPECIALITIES OF "DESIGN" AND "APPLIED AND DECORATIVE ARTS" N.V. Grogul, E.V. Pobedash
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The procedure of mastering the learning technology of computer programs with the use of achievements of psychology is offered. The approach is based on the principles of teaching, involving the activation of student's creative thinking. Further on, it is proposed to use this technology for mastering any computer programs by the students of creative specialities.
3 tables. 6 sources.
Key words: simulation of the learning process; computer graphics; computer-aided design; design.
1 Грогуль Наталья Вячеславовна, кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна, тел.: 89246094315. Grogul Natalia, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Design, tel.: 89246094315.
2Победаш Екатерина Викторовна, старший преподаватель кафедры искусствоведения, тел.: 89021765987. Pobedash Ekaterina, Senior Lecturer of the Department of Art History, tel.: 89021765987.
В связи с быстроизменяющимся составом пакетов прикладных программ от педагога требуются новые нетрадиционные подходы к преподаванию компьютерных технологий. Так, методические пособия по графическим программам устаревают особенно быстро. Содержимое многих занятий остаётся невостребованным либо после исполнения учащимися заданий не воспроизводится. Об этом свидетельствует проверка остаточных знаний, которая показывает, что запоминаются лишь те темы, которые учащийся выбирает сам, причём наиболее эффективным оказывается самостоятельное обучение с элементами исследования программных средств.
Обратимся к специалистам, изучающим механизмы освоения учебного материала. Процесс обучения любому предмету имеет две части: преподавание, в ходе которого происходит передача системы знаний, опыта практической работы; учение как освоение знаний и практического опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование (деятельность обучаемого). Основу обучения составляют знания, умения и навыки. Знание - это отражение студентом объективного мира в виде фактов и законов изучаемой отрасли наук. Умение - промежуточный этап овладения новым способом действия, основанном на каком-либо знании и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определённого класса задач, но ещё не достигшим уровня навыка [2, с. 557]. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия. В случае возникновения трудностей студенты обращаются к теории с целью контроля за своими действиями. На данном этапе освоения учебного материала способ действия регулируется знанием. По мере последующей тренировки, которая включает решение задач в новых условиях, происходит преобразование умения в навык. Навык, по определению С.Л. Рубинштейна, - это автоматизированный компонент сознательного действия человека, который вырабатывается в процессе его выполнения [6, с. 455].
В отечественной психологии навык трактуется с точки зрения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и др.). Согласно данному подходу, в структуре любой деятельности, в том числе учебной, трудовой и т.д. выделяются действия и операции. Под действием понимается процесс, подчинённый представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. сознательной цели. Операция соотносится с условием выполнения действия [4, с. 84-85].
Отношения между действиями и операциями определяются степенью сложности каждого из них: действие, подчиненное конкретной цели, будучи включённым в другое действие, более сложное по своему составу, может быть одним из способов выполнения этого более сложного действия и превратиться, таким образом, в операцию, переставая быть целенаправленным, осознаваемым процессом, т.е. навыком. Однако это не означает, что действие со-
всем перестаёт осознаваться. Осознавание в психологической структуре в форме контрольного пункта не проявляет себя, пока студентом не допущена ошибка. В структуре навыка присутствует и автоматизирован-ность, и осознанность. С.Л. Рубинштейн характеризовал навык как единство автоматизма и сознательности, устойчивости и изменчивости (вариативности), фиксированности и лабильности [5, с. 456].
Л.Б. Ительсон предложил следующую схему формирования навыка, включающую три этапа:
- ознакомительно-подготовительный;
- стандартизирующе-стереотипизирующий;
- вариативно-ситуативный [5].
На первом этапе происходит ознакомление учащихся с новой учебной информацией и создание ориентировочной основы для последующего формирования навыка.
На втором этапе осуществляется автоматизация навыка путём многократного повторения действия в однотипных ситуациях.
На третьем этапе преследуется цель дальнейшего формирования навыка в изменяющихся учебных ситуациях, что позволяет предупреждать «косность» навыка, невозможность его применения при решении творческих задач, развитие его гибкости, пластичной приспособляемости.
Данная схема взята нами за основу при обучении, но подвергнута некоторой модификации. В связи с тем, что смена программных продуктов происходит очень быстро (до двух вариантов в год), мы предлагаем осваивать анализ программных средств на стан-дартизирующе-стререотипизирующем этапе, так как просто осуществление навыка путём многократного повторения действий в однотипных ситуациях не оправдывает затраты времени и сил. Наработать навыки сложно при смене инструментов и их свойств.
Третий этап предлагается выполнять более расширенно. Творческая постановка задачи изначально расширяется до интеллектуальной.
Студенты художественных специальностей целенаправленно, методологически используют систему творческого моделирования, когда методы решения выбираются в зависимости от поставленной задачи. Используя эту методику, авторы разработали систему обучения, целью которой является не изучение конкретной компьютерной технологии, а выработка навыков освоения последней.
Добавляется четвёртый этап - этап корректировки. Учитель выступает в роли направляющего, чтобы учащемуся не требовалось выполнять ложных ходов, он помогает студенту выбрать более короткий путь при выполнении задания. Известно, что творческие работы с тематическими заданиями лучше помогают освоить программу, заинтересовывают студента.
Основная цель при разработке учебных программ подобного рода заключается в освоении возможностей компьютерных программ. Но перед учащимся можно поставить видоизменённую цель - решение творческой задачи с помощью компьютера. Алгоритм и средства решения студент выбирает сам, при
этом самостоятельный способ решения преподавателем поощряется.
Методика работы со студентами каждой специальности начинается с готового алгоритма, схемы. Процесс обучения осуществляется в несколько этапов:
Первый этап преследует цель обеспечить студента максимальным количеством информации. Ему предоставляются:
• интерактивные учебники с описанием возможностей инструментов пакетов программ (в учебниках предлагается описание интерфейса на английском языке с пояснением на русском языке);
• задания на все необходимые инструменты;
• тематика заданий;
• профессиональные требования к представлению результатов работы;
• информация о нескольких пакетах программ, которые можно использовать.
Студент знакомиться с интерфейсом программ, с тематикой заданий, выбирает задание из предоставленных или предлагает своё, которое обсуждается с преподавателем.
Второй этап реализуется благодаря учителю. Это лекционный этап. Преподаватель объясняет систему самоосвоения программ. Поясняет, что использование программных комплексов зависит от тематики задания, его специфики. Он также даёт краткий обзор программных комплексов, их основных возможностей. На этом этапе преподаватель, используя слайд-лекции, примеры, объясняет основы формирования графиче-
Моделирование
ских данных, основные формы записи графической информации, способы получения и использования графической информации в приложении к профессиональной подготовке. Каждая часть лекционного занятия должна сопровождаться иллюстративным материалом виртуального и/или раздаточного характера. Целью данных занятий является ознакомление студента с ошибками, которые следует избегать. В последней лекции рассказывается, какова методика дальнейшего обучения. В процессе создания основного алгоритма программного средства студентам предлагается определить классы и характеристики возможных команд и настроек, тем самым осуществляется анализ программных средств.
Третий этап представляет частично самостоятельную работу студента в присутствии преподавателя. На данном этапе поддерживается индивидуальный подход. Для каждого студента разрабатывается индивидуальное задание (с его участием) по профессиональной тематике. Далее студент самостоятельно выполнять работу, консультируясь с преподавателем.
Четвёртый этап предусматривает приёмку работы студента и, при необходимости, её доводку. На этом этапе могут привлекаться опытные специалисты, особенно при защите курсовых работ.
Итак, в предлагаемой методике используются принципы самообучения и развития навыков в процессе исполнения задания.
В табл. 1-3 приведены примеры освоения графических программ для специальностей «Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)» и «Дизайн».
Таблица 1
Этапы Рекомендации по выполнению
1 этап. Выдаются интерактивные учебники по инструментам CorelDraw, Photoshop, 3DSMAX. Предлагаются уроки по выполнению элементов украшений в CorelDraw, Photoshop, 3DSMAX и темы заданий. Студент знакомится с интерфейсами программ, с темами заданий.
2 этап. Темы лекций. Возможности векторной, растровой и трехмерной графики. Обоснование выбора пакета программ в зависимости от требований, выдвигаемых заказчиком. Форматы хранения, обработки и подготовки графических данных, возможности обмена между пакетами, типы принтеров, фрезерных станков. Основные понятия в графических пакетах программ. Этапы моделирования в трехмерном пакете программ. Преподаватель объясняет, что в векторном редакторе может быть построен чертёж украшения и перенесён в программу трехмерной графики, а может быть смоделирован ансамбль ювелирных украшений с имитацией объёмности объектов. В растровом редакторе можно моделировать ансамбль ювелирных украшений, но он также представляет собой трехмерную имитацию объёма. В трехмерных программах моделирование осуществляется в объёме, затем получаются фотографии с разных точек съёмки (модель представлена визуально).
3 этап. Взаимодействие студента и преподавателя. Преподаватель показывает методы моделирования, которые подойдут для создания элементов украшений. Студент по выбранной теме рисует эскизы и предлагает выполнить их в программе трехмерной графики (3DSMAX). Если его заинтересовала другая тема, то обсуждает с преподавателем возможность её выполнения. Студент, например, предлагает выполнить моделирование ансамбля украшений методом рисования сплайна и создание на его основе объёма. Он самостоятельно, консультируясь каждую неделю с преподавателем, выполняет задание.
Студент приносит результаты работы - модель ансамбля украшений, в файлах тах и растровых файлах. Обсуждаются результаты работы. Если в процессе работы возникли конструктивные предложения и замечания, они устраняются. Студент приносит исправленную работу, работа принимается.
Создание сайта
Таблица 2
Этапы Рекомендации по выполнению
1 этап. Выдаются интерактивные учебники по HTML, PHP, интерактивные учебники по инструментам Dreamweawer, WebCoder, macromedia Flash, уроки по анимационным эффектам на языках Action Script, Java Script. Предложены темы заданий. Студент знакомится с интерфейсами программ. Выбирает из предложенных или придумывает тему сайта. Знакомится с сайтами, победившими в конкурсах, с необычными, оригинальными решениями оформления сайта.
2 этап. Темы лекций. Организация сайтов, технические требования к материалу, помещаемому на сайт. Структура HTML и описание языка. Знакомство с PHP. Возможности Java Script. Преподаватель анализирует распространённые ошибки, которые возникают при создании сайта.
3 этап. Взаимодействие студента и преподавателя. Преподаватель объясняет, как выходить из тупиковых ситуаций. Студент обсуждает тему и предлагает материал, который разместит на сайте, определяет структуру сайта, рисует схему. Преподаватель утверждает структуру. Студент разрабатывает единый стиль оформления, продумывает навигационные элементы сайта и их расположение. Эта информация обсуждается и утверждается. Студент обрабатывает материал, помещаемый на сайт, осуществляет реализацию сайта с помощью программы Dreamweawer. Для использования анимации студенту необходимо более детально изучить программу macromedia Flash и языком Action Script. В процессе создания сайта консультируется с преподавателем.
4 этап. Приёмка работы преподавателем. Студент приносит разработанный сайт. Результаты работы обсуждаются. Замечания и предложения высказываются и устраняются. Работа тестируется на разных компьютерах и принимается.
Макет печатного издания
Таблица 3
Этапы Рекомендации по выполнению
1 этап. Выдаются: • материалы профессионального назначения в PDF формате (вёрстка, корректура, проектирование печатных изданий); • интерактивный учебник по инструментам (формат Flash, Mp4) Adobe In Design, PageMaker, Adobe Acrobat Professional, Quark Express; • анимированные уроки (формат Flash, Mp4) Adobe In Design, PageMaker, Adobe Acrobat Professional, Quark Express; • темы заданий для отчёта; • список ресурсов справочного материала. Преподаватель объясняет структуру будущей работы с программой. Знакомит учащегося с методикой получения информации из предоставленных материалов. Отрабатывает алгоритм нахождения данных по возникшим вопросам. Рекомендует самостоятельно пройти анимированные уроки (порт-фолио).
2 этап. Темы лекций: Специфика обработки графических форматов и их виды в полиграфии. Способы подготовки материалов. Способы работы с программой. В курсе лекций используются презентации с алгоритмами функционирования программ, возможностями и требованиям к форматам передачи и хранения информации. Преподаватель знакомит со спецификой перевода ин-
Возможности совмещения различных программных продуктов: векторная графика, растровая графика, текстовые форматы. формации с электронного носителя в материальную форму как в индивидуальном, так и в промышленном масштабе.
3 этап. Разработка эскиз-макета (постраничная авторская графика): • предполагаемые графические материалы; • предполагаемые текстовые материалы; • возможности автоматизации; • возможности реализации. Преподаватель объясняет, как выходить из тупиковых ситуаций. Индивидуальная работа с каждым студентом: обсуждение темы и её утверждение; определение структуры и её утверждение; подготовка стиля оформления, его утверждение; подготовка и обработка материала; проектирование в рамках программы; подготовка отчётных материалов.
4 этап. Промежуточный контроль. Предоставление отчётных материалов. Обсуждение возможной доработки.
Учитывая творческое мышление студентов-дизайнеров, схема формирования навыков была мо-
дифицирована, что дало положительные результаты на просмотрах и экзаменах.
Библиографический список
1. Боженюк А.В., Котов Э.М., Целых А.А. Интеллектуальные интернет-технологии: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 381 с.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. СПб.: Прайм-Еврознак, 2000. 672 с.
3. Как построить свое "я"/ под ред. В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. 131 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; ИЦ «Академия», 2004. 352 с.
5. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1976. 479 с.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.
УДК: 343.268
НАЗНАЧЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИХ ВМЕНЯЕМОСТИ
А.А. Гулькова1
МВД России Федеральное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110.
Рассмотрена проблема принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания как смягчающего либо отягчающего обстоятельства, а также влияния психического расстройства, не исключающего вменяемость, на назначение наказания. Сделаны подкрепленные примерами из практики и статистики выводы и внесены предложения по решению данной проблемы. Табл. 2. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания; ограниченная вменяемость; влияние психического расстройства, не исключающего вменяемости на смягчение, отягчение наказания.
INFLICTION OF COMPULSORY MEDICAL MEASURES UNDER MENTAL DISORDERS THAT DO NOT EXCLUDE SANITY A.A. Gulkova
Ministry of Internal Affairs of Russia Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" 110, Lermontov St., Irkutsk, 664 074.
The article deals with the problem of compulsory medical measures, combined with the execution of a sentence as a mitigating or aggravating circumstance, as well as the influence of mental disorder, which does not exclude sanity, on the imposition of a sentence. The conclusions supported by examples from practice and statistics are made. The suggestions to solve this problem are submitted.2 tables. 10 sources.
1 Гулькова Алевтина Анатольевна, старший лейтенант милиции, адъюнкт кафедры уголовного права, тел.: 89500774777, е-mail: [email protected]
Gulkova Alevtina, Senior Lieutenant of militia, Adjunct of the Department of Criminal Law, tel.: 89500774777, e-mail: [email protected]