ОБУЧЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
© Гурьева Г.В.*
Детский сад комбинированного вида № 77, г. Череповец
Статья содержит некоторые вопросы методики обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения. Автор выделяет принципы, этапы и приемы использования изодеятельности в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения, основанные на изучении работ ведущих исследователей в данной области.
Изобразительная деятельность - одно из эффективных средств развития ребенка-дошкольника, так как в ее процессе он учится видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления, анализировать сходства и отличия, изучать большое количество иллюстративного материала, что служит основой для последующего отображения объектов с натуры, по представлению (Г.Г. Григорьева, О.Ю. Зырянова, Е.И. Игнатьев, С.К. Кожохина, Т.С. Комарова, B.C. Мухина, Ю.А. Полуянов, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.).
В коррекционных целях изобразительная деятельность применяется в обучении детей с нарушением зрения разного возраста (А.Ф. Акопова, В.А. Бельмер, С.М. Гибор, Л.П. Гладких, В.П. Ермаков, И.В. Кожевников, И.Г. Корнилова, Н.С. Костючек, Л.К. Малштейн, Л.И. Плаксина).
В России обучение слепых изобразительной деятельности началось с тифлографики - обучения восприятию и воспроизведению рельефных изображений. Обучение навыкам изобразительной деятельности слабовидящих описано в работах Т.Н. Басковой, Л.П. Григорьевой, В.М. Канищева, Ю.А. Кулагина, Л.К. Малштейн, А.В. Потемкиной, А.В. Соколовой и др. Роль изобразительной деятельности в обучении дошкольников с косогла-зием и амблиопией раскрыта М.В. Велович, Л.П. Гладких, Л.И. Плакси-ной, А.А. Руденко, Л.В. Фомичевой и др. [5].
Изобразительная деятельность способствует овладению детьми с на -рушением зрения сенсорными эталонами, конкретизации зрительного образа, обобщению предметных представлений, формированию способов обследования, пространственной ориентировки.
Одним из принципов использования изодеятельности в коррекционно-развивающей работе становится принцип комплексности. Изобразительная деятельность включается в занятия всех специалистов и служит для формирования и закрепления образов предметов у детей дошкольного
* Воспитатель высшей категории.
возраста с нарушением зрением. Большую роль играют комбинированные занятия, которые проводятся тифлопедагогом совместно с воспитателем, что дает возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приемов обучения детей. На таких занятиях создается благоприятная психологическая атмосфера, устанавливаются доверительные отношения, стимулируется появление интереса у детей к изодеятельности посредством использования вводной беседы педагога, введением игровых ситуаций, демонстрации репродукций и т.п.
В процессе проведения занятий по изодеятельности дошкольникам с нарушением зрения необходима индивидуальная и дифференцированная помощь, которая основывается на всестороннем педагогическом и клиническом обследовании детей, взаимосвязи медицинских и педагогических мероприятий. Учитывается острота зрения; этап лечения; рекомендации офтальмолога и тифлопедагога; уровень развития и возможностей детей; владение ребенком приемами и навыками обследования предметов, их изображения; постепенность отработки каждого приема; соблюдение последовательности в использовании приемов обучения; характер деятельности ребенка. На занятиях используются приемы профилактики и снятия зрительного утомления.
На начальном этапе обучения изодеятельности необходимо проводить работу по развитию целостности и предметности образов, формированию сенсорных эталонов, перцептивных действий. Детей обучают полисенсорным способам обследования предметов, умению анализировать предмет, сравнивать его с другими, выделять его особенности, обобщать и пользоваться речью. На занятиях и в совместной деятельности целенаправленно развиваются зрительно-двигательная координация, ручная и мелкая моторика, совершенствуются орудийные действия с кистью, карандашом, фломастером.
Расширение сферы образов предметов образов предмет достигается за счет опосредования восприятия, использования символической (знаковой) системы, при котором у ребенка возникают способности к установлению различия и связи между обозначаемым и обозначением, к выполнению действия замещения. Использование изобразительной деятельности способствует преодолению вербализма, эффективному переходу от ощущений и восприятия к формированию представлений, обогащению образов.
На этом этапе у детей развивается умение передавать форму, строение предмета и его частей, цвет, правильные пропорции предметов. Детей учат произвольно оперировать образами, мысленно уменьшать и увеличивать предметы, устанавливать связи между отдельными их частями, соотносить образ восприятия отдельного предмета с образом восприятия рисунка. Для того, чтобы ребенок мог создать адекватное изображение предмета, удовлетворяющее его, необходимо помочь ему овладеть способами изображения. Наряду с традиционными используются и нетрадиционные технологии изобразительной деятельности (рисование клеем, пла-
стенография, «пальцевая живопись», «набрызг», коллаж, объемная аппликация и т.д.), и элементы тифлографики, активизирующие у дошкольников с нарушенным зрением осязательное восприятие.
На следующем этапе закрепляется способность детей оперировать образами, наглядными представлениями о предметах и их отношениях в ходе создания сюжетных изображений. В процессе восприятия и изображения сюжетных ситуаций разной степени сложности идет осмысление дошкольниками ситуации сюжетного рисунка, устанавливаются пространственно-временная зависимость и причинно-следственные связи между изображенными объектами. В процессе создания сюжетных изображений дети с нарушением зрения знакомятся с правилами нестереоскопического способа видения. Проводятся коллективные изобразительные работы (например, книжки-иллюстрации).
Занятия по изодеятельности, построенные на интегративной основе, помогают в поиске гармонизации информационно-логической и эмоционально образной сторон художественного образования, активному формированию творческой личности, эффективному сочетанию индивидуальных форм работы с коллективными, созданию подлинно творческой атмосферы на занятиях [3].
Комарова Т.С. рассматривает интеграцию как глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности, при этом автор подчеркивает, что в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой - помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами. Интегрированный подход на занятиях по изодеятельности способствует переосмыслению общей структуры организации коррекционно-развивающего процесса, специальной подготовке детей с нарушением зрения к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формированию понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как в едином целом [4].
В процессе обучения после организованного наблюдения проводится рисование с натуры и по представлению; на основе наблюдений и ознакомления с литературными произведениями - сюжетно-тематическое рисование, после детального обследования предметов, очертаний орнаментов - декоративное рисование (украшение узорами плоскостных и объем -ных форм). Четкость восприятия и правильное обследование предмета (обведение контура жестом или визуально) - основное в рисовании с натуры. Детей учат передавать форму и цвет близко к натуре, соблюдать пропорциональное соотношение частей (если предмет состоит из нескольких частей), композиционно строить рисунок, владеть техническими умениями (проводить легкие линии контура, регулировать нажим карандаша в процессе штриховки предмета [1].
Особое внимание нужно обращать на последовательность изображения предмета путем наброска: идти от общего к деталям. Так, изображая игрушку, ребенок предварительно карандашом контуром передает общую форму неваляшки, клоуна и т.д., а затем уже дополняет изображение деталями (рисует части лица, одежду, украшает ее узором). Особенности натуры передаются с помощью различных материалов (карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки).
В сюжетном рисовании особое место занимают творческие задания. Их цель - подвести детей к образному отображению окружающей действительности, видеть различный характер цветовых сочетаний времен года, уметь их сравнивать, сопоставлять по цветовому колориту (например, разноцветные огни салюта в вечернем небе, разноцветные листья ранней осенью и т.д.). Все эти различия учат передавать средствами живописного и графического рисунка. Кроме того, в творческих заданиях ребенок направляется на передачу характера образа, персонажа, литературного героя, через его характерные признаки, позу, движения. Основная задача сюжетного рисования - научить детей композиционно располагать предметы, фигуры в соответствии с замыслом, выделяя главное [2].
Художественный опыт, полученный детьми на занятиях, используется в самостоятельной изобразительной деятельности. Во время самостоятельной деятельности по нашему мнению, необходимо организовать поддержку детей со сложными нарушениями зрения. Дети могут оказывать помощь при организации рабочего места, подборе нужных материалов. Иногда деятельность одного ребенка становится «творческим содружеством» двух-трех детей. Изобразительная деятельность в свободное от занятий время требует соответствующего оборудования, материалов. Об этом необходимо помнить, чтобы дети могли в соответствии с замыслом свободно брать то, что им необходимо (например, карандаши, краски, цветные мелки, ножницы, клей, кисти). Художественные материалы по изобразительной деятельности должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Целенаправленно организованная работа способствует тому, что дети с нарушением зрения в подготовительной к школе группе достигают определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечают изобразительно-выразительные средства (ритм, цвет, форму, композицию и др.), с помощью этих средств создают образ в рисунке. Они могут оценить то, что получилось, отмечают выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора. У детей формируются творческие способности, необходимые им для последующего обучения изобразительному искусству в школе.
Список литературы:
1. Бельмер В.А. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / В.А. Бельмер, Л.П. Григорьева. - М.: ЭКЗАМЕН, 2003. - 256 с.
2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 202 с.
3. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи / Сост.е.П. Климова. - Волгоград: Учитель, 2005. - 173 с.
4. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 155 с.
5. Трофимова Н.М. Особенности зрительного восприятия детей с нарушениями зрения и его коррекция средствами графики / Н.М. Трофимова // Гуманитарные науки: Сб. науч. тр. - Ставрополь. - 2003. - № 10. - С. 31-36.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СТУДЕНТОВ-СОЦИОЛОГОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ ЗАДАНИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
© Дергунова Н.А.*
Астраханский государственный университет, г. Астрахань
Проблема преподавания математики студентам гуманитариям была и остается актуальной. В данной статье описана наша точка зрения по решению данной проблемы, изложен методический путь реализации профильной дифференциации студентов-социологов при изучении курса «Математика» в университете.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Одним из проявлений фундаментализации высшего профессионального образования сегодня является введение естественнонаучных дисциплин, в том числе математики, в систему подготовки специалистов гуманитарного профиля, в частности, социологов. В связи с этим перед преподавателями математических кафедр вузов возникла новая проблема - как преподавать математику студентам-социологам, каким должно быть содержание курса
* Доцент кафедры Алгебры и геометрии, кандидат педагогических наук.