Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОГРАФИКИ'

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОГРАФИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфографика / опоры / монологическая речь / урок английского языка / infographics / supports / monologue speech / English lesson

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Елена Владимировна, Шимичев Алексей Сергеевич, Тарасова Ольга Михайловна

Данное исследование посвящено изучению особенностей применения инфорграфики как опоры при обучении школьников иноязычной монологической речи. В статье рассматривается понятие «опора», представлена классификация опор. Актуализируется значимость и преимущество инфографических документов, как одного из видов опор при обучении монологическому высказыванию. Представлены данные опытно-практической работы по развитию монологических умений с использованием инфорграфики на уроках английского языка. Апробация имела трехэтапный алгоритм с целью выявления методической эффективности использования инфографики в качестве опоры для монологического высказывания на английском языке. Описаны диагностические данные, отражающие уровень сформированное™ монологических умений обучающихся 9 класса. В рамках заявленного исследования представлена серия занятий с использованием инфографики для обучения монологическому высказыванию индуктивным и дедуктивным способом. Результаты итогового среза выявляют положительную динамику по диагностируемым критериям развития монологических умений. Авторы делают вывод, что применение инфографики в качестве опор в обучении монологическому говорению школьников среднего этапа обладает большим методическим потенциалом и положительно влияет на процесс развития монологических умений учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Елена Владимировна, Шимичев Алексей Сергеевич, Тарасова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This study is devoted to studying the features of using infographics as a support in teaching foreign language monologue speech to schoolchildren. The article discusses the concept of “support”, and also presents a classification of supports. The importance and advantage of infographics is updated as one of the types of supports in teaching monologue statements. Data from experimental and practical work on the development of monologue skills using infographics in English lessons are presented. The work was carried out in three stages: ascertaining, formative and control. The purpose of the experimental training was to find out how methodically effective it is to use infographics as a support for a monologue in English. Diagnostic data reflecting the level of development of monologue skills of 9th grade students is described. The stated study presents a series of activities using infographics to teach monologue utterances to teach the “way from above” and the “way from below.” The results of the final section reveal positive dynamics according to the diagnosed criteria for the development of monologue skills. The authors conclude that the use of infographics as a support in teaching monologue speaking to middle school students has great methodological potential and has a positive effect on the process of developing students’ monologue skills.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОГРАФИКИ»

воспитание культуры досуга и развлечений посетителей парков разных возрастных и социальных групп, удовлетворение их потребностей в развитии, самоактуализации, социокультурной активности и др.;

- систематическое участие парков культуры и отдыха и/или подготовка, проведение значимых культурно-досуговых программ, проектов, конкурсов, акций, праздников, фестивалей, направленных на поддержку социально-педагогической системы организации досуга и развлечениях потребителей социокультурных услуг парков, предпочитающих различные типы досуговых преференций;

- инвестирование в деятельность парка культуры и отдыха: экономический фактор имеет огромное значение в реализации их социально-педагогического потенциала;

- модернизация материально-технической базы парков культуры и отдыха, которая соответствовала бы современным требованиям организации социально-педагогической и культурно-просветительной работы;

- регулярное проведение соответствующих социологических исследований для изучения степени удовлетворенности потребностей в досуге и развлечениях различных по возрастным, половым, социальным, интеллектуальным и другим признакам посетителей парков;

- оценка существующих трудностей, проблем в процессе реализации социально-педагогического потенциала парка культуры и отдыха, чтобы найти действенные способы их преодоления;

- изучение и использование руководителями и специалистами парков культуры и отдыха передового опыта по управлению социально-культурным потенциалом парков в России и за рубежом;

- проведение лекториев, мастер-классов, круглых столов, семинаров, конференций, собраний, литературных гостиных, танцевальных салонов, показов, конкурсов, турниров, обмен опытом по проблемным областям социально-педагогического функционирования парка культуры и отдыха, а также управления им в условиях современности.

Выводы. В парках культуры и отдыха преобразованная природа выступает как общественное пространство и как база для выполнения высоко ценимых и одобряемых обществом социально значимых функций, которые присущи учреждениям культуры. При этом, сочетая художественно-организованную общественную среду с социально-культурной деятельностью, парки культуры и отдыха отличает неповторимая специфика и привлекательность для посетителей в любой сезон, что определяет их высокую значимость в жизни общества с точки зрения их социально-педагогического потенциала.

Реализация социально-педагогического потенциала современного парка культуры и отдыха является трудоемким процессом и затрудненным в силу недостаточности разработки его единой концепции на различных уровнях (муниципальном, региональном и федеральном) как общественного пространства и учреждения культуры, а также спецификой управления его реализацией, что, отчасти, связано со сложностями обеспечения эффективности использования в комплексе развивающих, воспитательных, морально-психологических, научно-методических, социально-культурных, инновационных, маркетинговых, организационно-экономических, материально-технических способов достижения высоких результатов социально-педагогического функционирования парка.

Литература:

1. Буданцева, М.В. Актуальность реализации рекреационного потенциала парков культуры и отдыха в социализации детей / М.В. Буданцева, H.H. Иванова // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 12. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/aktualnost-realizatsii-rekreatsionnogo-potentsiala-parkov-kultury-i-otdyha-v-sotsializatsii-detey (дата обращения: 15.09.2023).

2. Родионов, И.М. Парк культуры и отдыха как институт реализации познавательных интересов детей и подростков / И.М. Родионов // Вестник МГУКИ. - 2011. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/park-kultury-i-otdyha-kak-institut-realizatsii-poznavatelnyh-interesov-detey-i-podrostkov (дата обращения: 15.09.2023)

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогический наук, доцент Королева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Шимичев Алексей Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат филологических наук, доцент Тарасова Ольга Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова» (г. Нижний Новгород)

ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОГРАФИКИ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению особенностей применения инфорграфики как опоры при обучении школьников иноязычной монологической речи. В статье рассматривается понятие «опора», представлена классификация опор. Актуализируется значимость и преимущество инфографических документов, как одного из видов опор при обучении монологическому высказыванию. Представлены данные опытно-практической работы по развитию монологических умений с использованием инфорграфики на уроках английского языка. Апробация имела трехэтапный алгоритм с целью выявления методической эффективности использования инфографики в качестве опоры для монологического высказывания на английском языке. Описаны диагностические данные, отражающие уровень сформированности монологических умений обучающихся 9 класса. В рамках заявленного исследования представлена серия занятий с использованием инфографики для обучения монологическому высказыванию индуктивным и дедуктивным способом. Результаты итогового среза выявляют положительную динамику по диагностируемым критериям развития монологических умений. Авторы делают вывод, что применение инфографики в качестве опор в обучении монологическому говорению школьников среднего этапа обладает большим методическим потенциалом и положительно влияет на процесс развития монологических умений учащихся.

Ключевые слова: инфографика, опоры, монологическая речь, урок английского языка.

Annotation. This study is devoted to studying the features of using infographics as a support in teaching foreign language monologue speech to schoolchildren. The article discusses the concept of "support", and also presents a classification of supports. The importance and advantage of infographics is updated as one of the types of supports in teaching monologue statements. Data from experimental and practical work on the development of monologue skills using infographics in English lessons are presented. The work was carried out in three stages: ascertaining, formative and control. The purpose of the experimental training was to find

out how methodically effective it is to use infographies as a support for a monologue in English. Diagnostic data reflecting the level of development of monologue skills of 9th grade students is described. The stated study présents a sériés of activities using infographies to teach monologue utterances to teach the "way from above" and the "way from below." The results ofthe final section reveal positive dynamics according to the diagnosed criteria for the development of monologue skills. The authors conclude that the use of infographies as a support in teaching monologue speaking to middle school students has great methodological potential and has a positive effect on the process of developing students' monologue skills.

Key words: infographies, supports, monologue speech, English lesson.

Введение. Как показывает практика, в процессе обучения иноязычному говорению, в частности монологической речи, педагоги часто сталкиваются с трудностями в освоении учащимися этого вида устно-речевого взаимодействия. Во-первых, подобное явление связано со сложной многоступенчатой структурой самого процесса порождения речевого высказывания. В сжатом виде она представляет единство четырех фаз: 1) побудительно-мотивационную; 2) аналитико-синтетическую; 3) исполнительную; 4) контролирующую [1; 7]. Иными словами, изучающий иностранный язык должен одновременно думать как о смысловом содержании высказывания, так и о его форме: подбирать необходимые языковые единицы и следовать правилам их употребления, соблюдать логику изложения и, в конечном итоге, придать речи интонационно-звуковое оформление.

Однако самой распространенной проблемой в обучении устно-речевому виду деятельности является простое отсутствие у учащихся мотивации к говорению. Это может быть вызвано целым рядом причин, среди которых можно выделить как языковые (лингвистические), так и психологические трудности: стеснительность, боязнь совершить ошибку, незнание предмета обсуждения или неуверенность в своих знаниях о нем, отсутствие интереса к обсуждаемой проблеме, слабые представления о том, что можно сказать по теме и др. [6].

Изложение основного материала статьи. Определяя основные лингвистические трудности у школьников в освоении монологической речи, согласимся с высказыванием И.А. Зимней о том, что учащиеся часто не знают, о чем говорить, что говорить и как говорить [2]. На основании этого утверждения можно выделить две группы трудностей, связанных: а) с содержанием высказывания; б) с формой высказывания.

Трудности, связанные с содержанием высказывания легко решаемы, если учебный процесс сопровождается визуальными, аудиовизуальными средствами и комплексным использованием источников этих двух групп в самых разнообразных сочетаниях [10].

По нашему мнению, именно опоры являются эффективным инструментом снятия трудностей у школьников среднего звена в процессе обучения монологическому высказыванию.

В отечественной методической науке вопросу определения опор, их классификаций и области применения до сих пор посвящены лишь отдельные работы. Так, исследованием применения опор в обучении иностранному языку занимались Ф.М. Рабинович, Е.И. Пассов, В.Б. Царькова, М.Л. Вайсбурд, Р.П. Мильруд и др. Вопрос определения термина до сих пор остается открытым. Можно сказать, что опоры являются своего рода «ориентирами» при говорении, помогая сосредоточиться не на содержании высказывания, а на его форме.

Обратимся к существующим классификациям опор. Так, согласно Е.И. Пассову, следует различать лишь вербальные и иллюстративные опоры. По мнению В.Б. Царьковой, дополнительно следуют выделять также опоры содержательные и смысловые. Стоит отметить, что подобное деление довольно условно, так как с развитием современных технологий и их внедрения в практику обучения иностранному языку далеко не все опоры могут быть подведены под указанные виды. Согласимся с Е.И. Чирковой, которая предлагает выделять группу смешанных опор, соединяющих в себе как вербальные, так и невербальные компоненты [9]. Так, исследователь относит к смешанным видам опор инфографику, комиксы, опорные конспекты, цифровые рассказы и пр. В след за автором, в нашей работе мы классифицируем инфографику как смешанный вид опор.

В научной и научно-популярной литературе инфографике дают различные определения - подобное разночтение термина вызвано ее широким междисциплинарным применением. Известный американский статистик Эдвард Тафти, который считается одним из основоположников современной инфографики, трактует термин как «графический способ подачи информации, данных и знаний». Более расширенное определение приводит Марк Смикиклас, понимая под инфографикой такой тип изображения, который совмещает в себе одновременно данные и дизайн и позволяет представить аудитории информацию в сжатом, лаконичном виде. Сам же процесс разработки и публикации инфографики он называет визуализацией данных, информационным дизайном или информационной архитектурой [12; 13].

Отечественные исследователи также не обошли стороной вопрос терминологической трактовки понятия «инфографики». Так, В.В. Лаптев вкладывает в данный феномен комбинированный способ передачи информации, частично в закодированном виде, что подтверждает отнесенность инфорграфики смешанному (вербально-иллюстративному и содержательному) виду опор при обучении иноязычному говорению [4].

В наши дни инфографика используется повсеместно: в рекламных материалах и видеороликах, на вэб-сайтах и порталах новостных агентств. Все чаще инфографика становится креативным инструментом для преподавателей в обучении различным дисциплинам, в частности иностранному языку [11].

В обобщенном виде исследователями выделяется три типа инфографики:

1. статичная - изображение или серия изображений без анимированных элементов (наиболее простой и распространенный вид инфографики);

2. интерактивная - содержит анимированные элементы, пользователи могут (в той или иной степени) взаимодействовать с динамическими данными;

3. видеоинфографика - представляет собой короткий видеоряд, в котором сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст.

К современной статичной инфографике мы относим всевозможные диаграммы, коллажи, ленты времени, схемы, графики и др. Для учителей иностранного языка особый интерес могут представлять интеллект-карты, облака слов и ленты времени, так как эти виды инфографики можно создать при помощи специальных онлайн-ресурсов, компьютерных программ или мобильных приложений при минимальных временных затратах.

Преимущество использования инфографики в обучении иноязычному говорению состоит также в том, что такая работа может быть организована практически на любом уровне обучения. К несомненным плюсам использования инфографики можно отнести и возможность создания уникального продукта: используя современные информационные технологии, каждый учитель может создавать собственные учебные материалы, учитывая интересы и потребности контингента обучающихся [3].

Для создания инфографических документов существует множество онлайн-сервисов и мобильных приложений как с ограниченным, так и с полным бесплатным функционалом. Наиболее полезными для педагога онлайн-сервисами для

создания инфографики считаются Piktochart, Easel.ly, Venngage, Visme.co (для создания лент времени), мобильное приложение и интернет-сайт Canva. Многие из предложенных сервисов позволяют загружать собственные изображения (например, графической основой могут стать знакомые доя учащихся иллюстрации из учебника). Кроме того, любой вид инфографики можно создать в большинстве графических редакторов от стандартных MS Paint и MS Power Point и до продвинутого Adobe Photoshop (любой версии), однако здесь от педагога требуется уже более серьёзная подготовка и опыт использования подобных программных продуктов [5; 8].

Для определения эффективности применения инфографики в обучении монологической речи школьников среднего этапа на уроках английского языка нами была проведена опытная проверка на базе МБОУ «Школа № 135» г. Нижнего Новгорода. Целью опытного обучения было выяснить, насколько методически эффективно использование инфографики в качестве опоры для монологического высказывания на английском языке.

Опытно-практическая работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Задачами констатирующего этапа были:

1. Анализ УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") для 9 класса авторов Ю.Е.Ваулиной, В.Эванс, Д.Дули, O.E. Подоляко.

2. Анкетирование учащихся.

3. Организация констатирующего диагностического среза для выявления уровня развития монологических умений учащихся.

Для первичной оценки уровня развития монологических умений учащихся был проведен диагностический срез. В качестве материала использовалось упражнение учебника "Spotlight", модуля "Celebrations", посвященного теме праздников. Учащимся было предложено составить монологическое высказывание об одном из праздников родной страны.

На основе полученных данных среза можно сделать вывод, что учебная группа гетерогенна, то есть развитие умений монологической речи учеников находятся на разном уровне. Кроме того, общий процент учащихся, получивших максимальные баллы по качественным показателям относительно невысокий: так, с решением коммуникативной задачи (К1) и необходимым объемом высказывания (К5) полностью справились 37,5 % учеников; структурная оформленность (К2) была на высоком уровне лишь у 19% учащихся, связность и логичность в высказывании (КЗ) - у 31%. Особого внимания требует лексико-грамматическая правильность и произношение (К4) с показателем в 12,5% (допускается не более 2-х ошибок).

Формирующий этап включал в себя следующие задачи: разработка и апробация серии инфографических документов в обучении школьников 9 класса монологической речи на английском языке.

Опытное обучение с использованием инфографики было впервые применено нами в рамках тематического модуля "Life & Living". За основу была взята небольшая вербальная спайдерграмма или кластер по теме "My house", а также лексика из смежных лексических упражнений. Также были продуманы возможные варианты ответов на вопросы warming-up учебника, касающиеся темы для введения дополнительной лексики в качестве опоры. Для создания инфографика типа интеллект-карта использовалась программа Adobe Photoshop. Так как построение монологической речи при использования данного вида инфографики начинается с лексических единиц, то технологией обучения будет являться «путь снизу». Таким образом, при правильном применении инфографики можно получить полноценное монологическое высказывание, придав лексическому упражнению речевой характер.

Второй инфографический документ "The Ghostly Inn" был использован для обучения «по пути сверху» для развития умений пересказа. Так, за основу была взята история модуля "See it to believe it". В учебнике этот текст служит опорой для написания собственной истории, но идеально подходит и для пересказа (для тренировки этого вида монологической речи в учебнике предложено всего несколько упражнений). Опора в данном случае представляет собой анимированную интерактивную ленту времени, которая была подготовлена нами при помощи онлайн сервиса Prezi.com для создания презентаций. При помощи компьютера учащиеся имели возможность самостоятельно контролировать ход своего высказывания. Подобная инфографика содержит иллюстрации из Интернета, наиболее близко передающие содержание истории. Дополнением послужили также визуальные опоры в виде полезных выражений из текста.

По окончании обучения школьников монологической речи на основе представленной серии инфографики нами был проведен третий этап опытно-практической работы, включающий себя итоговый диагностический срез. Учащимся было предложено ознакомиться с содержанием текста "We are the robots" и выделить ключевые слова и выражения, которые можно было бы представить на собственном инфографике.

Контроль монологических высказываний с опорой на инфографику выявил положительную динамику показателей по диагностируемым критериям. Так, учащиеся продемонстрировали высокие баллы по критериям решения коммуникативной задачи, связности и логичности. Высказывания учащихся приобрели более упорядоченную структуру, увеличились в объеме. Снятие трудностей в содержании монологической речи помогло учащимся сосредоточиться на языковой форме высказывания, за счет чего улучшилась и лексико-грамматическая правильность речи.

Опираясь на результаты работы, справедливо отметить, что интеграция учебных и информационных технологий способна давать положительные результаты в процессе обучения, так как способствует привлечению и удержанию внимания учащихся, созданию мотивации к обучению, увеличению активности на уроке.

Выводы. На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что применение инфографики в качестве опор в обучении монологическому говорению школьников среднего этапа обладает большим методическим потенциалом и положительно влияет на процесс развития монологических умений учащихся.

Литература:

1. Басырова, А.Е. Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках РКИ / А.Е. Басырова // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: материалы IV Международной науч.-метод, конф. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. - С. 22-26

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 384 с.

3. Королева, Е.В. Использование метода сторителлинг при обучении монологической речи на уроках английского языка / Е.В. Королева, Ю.Р. Конышева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №76-4. -С. 176-178

4. Лаптев, В.В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику / В.В. Лаптев. - М.: Эйдос, 2012. - 180 с.

5. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т.10 - №1. -URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2 (дата обращения 14.09.2023)

6. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. - М.: КНОРУС, 2017. - 390 с.

7. Реднева, Т.А. Реализация модели ESA в обучении иноязычной диалогической речи / Т.А. Реднева, A.C. Шимичев // Проблемы современного педагогического образования. -2023. -№ 79-4. - С. 176-180

8. Фролова, C.B. Концептуальные основы создания цифровой платформы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / C.B. Фролова, E.H. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10 -№4. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-6 (дата обращения 12.09.2023)

9. Чиркова, E.H. Использование смешанных опор в смешанном обучении / E.H. Чиркова, Е.М. Зорина // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2017. - № 4(77). -С. 355-361

10. Шимичев, A.C. Развитие творческого потенциала обучающихся на основе интегративного подхода к овладению иностранным языком / A.C. Шимичев // Обучение, тестирование и оценка: материалы Международ, конф. Нижний Новгород: НГЛУ,-2021. - Вып. 20,-С. 201-205

11. Шимичев, A.C. Творчество как компонент методической компетентности учителя иностранного языка / A.C. Шимичев //Мир университетской науки: культура, образование. -2020. -№ 8. - С. 81-84

12. Smiciklas, M. The Power of Infographies: Using Pictures to Communicate and Connect with Your Audience / M. Smiciklas. - Indianapolis, Indiana, USA, 2012. - 224 p.

13. Tufte, E.R. The visual display of quantitative information / Edward R. Tufte. - Cheshire (Conn.): Graphics press, Cop. 1983.- 197 p.

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Корчагина Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В

РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Учёные утверждают, что у ребёнка биологически обусловлена потребность познавать мир. Важнейшие черты поведения ребёнка - это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении свежих впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой творческой деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектный метод. Задача современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. В работе описан опыт реализации инновационного проекта со школьниками «Развитие исследовательской и информационной компетенций обучающихся в условиях взаимодействия Школа-ВУЗ» в рамках сотрудничества ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» и БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №135 им. Героя Советского Союза Алексея Петровича Дмитриева».

Ключевые слова: образовательный процесс, проектная деятельность со школьниками, формирование исследовательской и информационной компетенций.

Annotation. Scientists claim that the child has a biologically determined need to explore the world. The most important features of a child's behavior are curiosity, the desire for observations, experiments and discoveries, the need to get fresh impressions, independent search activity. It is this orientation of children's behavior that generates the need to find ways to successfully organize such creative activity. The project method perfectly copes with the creation of the necessary environment for the realization of the needs for search activity. The task of a modern school is to create the necessary full-fledged conditions for the personal development of each child, the formation of an active position, the subjectivity of the student in the educational process. The paper describes the experience of implementing an innovative project with schoolchildren "Development of research and information competencies of students in the context of School-University interaction" within the framework of cooperation between the Omsk State Pedagogical University and the Omsk State Educational Institution "Secondary School No.135 named after. Hero of the Soviet Union Alexey Petrovich Dmitriev".

Key words: educational process, project activity with schoolchildren, formation of research and information competencies.

Введение. В настоящее время метод проектов набирает всё больше и больше популярности, ведь обладание умениями выполнения проектной деятельности является одним из критериев освоения, как основной образовательной программы основного общего образования, так и среднего общего образования. Проект предоставляет возможность современному ученику получить всевозможные готовые знания из разных источников, а кроме того проект предоставляет ему уникальную возможность по самостоятельному поиску истины в наиболее интересующем вопросе, углублению и расширению собственных познаний, а вместе с тем обучению совершенно новым навыкам самостоятельно или улучшению имеющихся. Кроме того в рамках работы над проектом дети, обучающиеся в школьных учреждениях, учатся такому навыку, как выявление проблемы из реальной (фактической) ситуации, а также грамотному и четкому формулированию цели, которая будет измерима и достижима, правильному формулированию и выражению своих мысли. Помимо этого, создание проекта по определенным стандартам позволяет ученикам понять формат данного вида деятельности, что определенно пригодиться им в будущем, а именно в ходе написания курсовых и дипломных работ [1].

Цели современного российского образования определяются социальным строем общества и имеют определенную структуру, они сформулированы в нормативных документах, в том числе в законе РФ «Об образовании». Ведь именно от определения цели зависит выбор содержания, а также использование определенных средств и методов обучения. Основная цель современного образования заключается в формировании и развитии тех качеств личности, которые необходимы непосредственно самой личности и обществу для включения в социально значимую деятельность.

Изложение основного материала статьи. Проведенный анализ специализированной литературы по психологии, педагогике и методической деятельности, а кроме того анализ имеющегося практического опыта разных школ позволил сделать вывод о том, что интерес к применению, в рамках образовательного процесса, проектной деятельности (далее - ПД) прибывает на достаточно высоком уровне. Стоит отметить, что рассматриваемый вопрос изучается учеными на протяжении уже многих лет. В связи с этим нельзя не выделить наиболее выдающихся зарубежных и отечественных исследователей в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.