- мягкому звуку [т] соответствует белорусская буква Цц [4].
Таким образом, следует согласиться с Л.В. Шаминой, что «наибольшая характерность народного пения проявляется именно в особенностях диалектного интонирования - артикулирования. ... Когда поющий начнет мыслить на диалекте, тогда и появится органическое диалектное пение, произношение текста в пении. ... Органически естественная диалектная речь постепенно закрепляет слухо-произносительную функцию в конкретной артикуляционной
Библиографический список
установке» [5, с. 35] позволит добиться максимально подлинного звучания. Следуя описанным выше приемам работы с западнорусскими партитурами, сформируется основной комплекс вокально-исполнительских средств и приемов, необходимых для освоения традиционного исполнительства. А благодаря полученным знаниям, умениям и навыкам выпускники реализуют себя в практической деятельности по актуализации и трансляции певческих стилей.
1. Морозов Д.В. Методика стилевого распевания народно-певческого коллектива в гнесинской хормейстерской школе. Вечные истоки: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках фестиваля-конкурса. Москва: ПРОБЕЛ, 2000: 72 - 82.
2. Мехнецова К.А. Проблемы освоения народных традиций в практике фольклорного ансамбля. Available at: https://onmck.ru/resources/folklore_and_ethnographic/text/ library/?ELEMENT_ID=829
3. Шамина Л.В. Школа русского народного пения. Москва: МГФЦ «Русская песня», 1997.
4. Белорусский язык: фонетика. Available at: https://mybiblioteka.su/6-34369.html
5. Шамина Л.В. Школа русского народного пения. Москва: МГФЦ «Русская песня», 1997.
6. Морозов Д.В. Современный народный хор как модель «поющего села» Фольклорное движение в современном мире. Сборник статей. Государственный республиканский центр русского фольклора. Москва, 2016: 140 - 144.
References
1. Morozov D.V. Metodika stilevogo raspevaniya narodno-pevcheskogo kollektiva v gnesinskoj hormejsterskoj shkole. Vechnye istoki: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii v ramkah festivalya-konkursa. Moskva: PROBEL, 2000: 72 - 82.
2. Mehnecova K.A. Problemy osvoeniya narodnyh tradicij v prakiike fol'klornogo ansamblya. Available at: https://onmck.ru/resources/folklore_and_ethnographic/text/ library/?ELEMENT_ID=829
3. Shamina L.V. Shkola russkogo narodnogopeniya. Moskva: MGFC «Russkaya pesnya», 1997.
4. Belorusskijyazyk: fonetika. Available at: https://mybiblioteka.su/6-34369.html
5. Shamina L.V. Shkola russkogo narodnogo peniya. Moskva: MGFC «Russkaya pesnya», 1997.
6. Morozov D.V. Sovremennyj narodnyj hor kak model' «poyuschego sela» Fol'klornoe dvizhenie v sovremennom mire. Sbornik statej. Gosudarstvennyj respublikanskij centr russkogo fol'klora. Moskva, 2016: 140 - 144.
Статья поступила в редакцию 30.11.20
УДК 378
Kushkina O.V., Lecturer at the Department of State and Legal Disciplines, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, (Krasnoyarsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Ilyina N.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, scientific supervisor, Krasnoyarsk State Pedagogical University n.a. V.P. Astafiev
(Krasnoyarsk, Russia)
TRAINING FOR FOREIGN STUDENTS IN THE DIRECTION OF TRAINING JURISPRUDENCE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RUSSIA. In the
article reveals one of the key directions of the modern policy of the Russian state - ensuring sustainable high growth rates of the export of educational services. The paper studies the issue of providing educational services for higher education programs for foreign students in higher educational institutions located on the territory of the Russian Federation. The article analyzes the results of a study dedicated to teaching foreign students in higher educational institutions of Russia in the field of training, jurisprudence. The main problems that arise when studying in a legal higher educational institution in Russia and directions for improving the organizational and pedagogical conditions, in order to form legal literacy among foreign students in higher educational institutions in the direction of training: jurisprudence, are identified.
Key words: foreign student, study in Russia, jurisprudence, legal literacy, Russian language.
Кушкина О.В., преп. кафедры государственно-правовых дисциплин, Сибирский юридический институт МВД России, г. Красноярск,
E-mail [email protected]
Н.Ф. Ильина, д-р пед. наук, доц., Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, г. Красноярск
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ
В статье раскрывается одно из ключевых направлений современной политики российского государства - обеспечение устойчивых высоких темпов роста экспорта образовательных услуг Затронут вопрос предоставления образовательных услуг по программам высшего образования для иностранных студентов в высших учебных заведениях, расположенных на территории Российской Федерации. Анализируются результаты исследований, посвященных обучению иностранных студентов в высших учебных заведениях России по направлению подготовки «Юриспруденция». На основе результатов опроса обучающихся выявлены основные проблемы, возникающие при обучении в юридическом высшем учебном заведении России, и направления для совершенствования организационно-педагогических условий с целью формирования правовой грамотности у иностранных студентов в высших учебных заведениях по направлению подготовки «Юриспруденция».
Ключевые слова: иностранный студент, обучение в России, юриспруденция, правовая грамотность, русский язык.
На сегодняшний день все большую популярность среди иностранных граждан имеет получение высшего образования в высших учебных заведениях (далее - вуз) на территории Российской федерации, о чем свидетельствуют результаты исследований Департаментом международного сотрудничества и Центром социологических исследований Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Так, по данным опроса Центра социологических исследований Министерства образования и науки РФ [1], изменение численности иностранных студентов в российских вузах с 2007 - 2008 учебного года до 2017 - 2018 учебного года свидетельствует о приросте потока иностранных студентов для получения высшего образования в вузах Российской Федерации.
Российские вузы предоставляют возможность обучения иностранным студентам по разным направлениям подготовки высшего образования: экономика и
управление, медицина и фармация, образование и педагогика, юриспруденция и др.
Численность иностранных граждан по укрупненным группам учебных специализаций в российских вузах по специализации «Юриспруденция» в 2016 -2017 учебном году составила 7 392 человека (3,2% от общего числа иностранных граждан, обучающихся на территории Российской Федерации), в 2017 - 2018 учебном году 8 617 человек (3,3% от общего числа иностранных граждан, обучающихся на территории Российской Федерации). Основной приток иностранных студентов поступает из стран СНГ стран Азии, стран Ближнего Востока, Северной Африки, намного ниже уровень притока иностранных студентов со стран Северной Европы, Северной Америки и Океании, Латинской Америки.
Регулирование отношений в сфере образования иностранных студентов закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об об-
Численность иностранных студентов
250000
150000
175219
152555
71207 72997 76981
84962 87745
101222
1137U
^ ¿Г JT „<# Л? JF
Л»
f
Л?
-Численность иностранных студентов
Рис. 1. Показатель численности иностранных студентов, обучающихся в российских вузах в период с 2007 - 2008 учебного года по 2017 - 2018 учебный год
разовании в Российской Федерации» [2] с отсылкой на нормы Конституции Российской Федерации, другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативно-паровые акты субъектов Российской Федерации. Иностранные студенты российских вузов составляют особый контингент, требующий особого отношения и повышенного внимания, а образовательный процесс диктует необходимость дополнительного изучения и изменения в соответствии с требованиями мирового образовательного пространства.
Министерство внутренних дел России (далее - МВД России) на протяжении многих лет принимает активное участие в подготовке полицейских кадров не только для собственных подразделений и иных правоохранительных структур Российской Федерации, но и для компетентных органов иностранных государств. Ежегодно более 2000 полицейских и других сотрудников силовых ведомств зарубежных стран получают профессиональное образование благодаря МВД России как на территории Российской Федерации, так и при участии российских инструкторов - сотрудников органов внутренних дел на территории своих государств. В настоящее время можно выделить четыре основных направления международного сотрудничества МВД России в области подготовки полицейских кадров ближнего и дальнего зарубежья. 1. Подготовка иностранных специалистов по программам высшего образования в ведомственных образовательных организациях МВД России по очной форме обучения. 2. Подготовка сотрудников правоохранительных органов иностранных государств по программам дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в ведомственных образовательных организациях МВД России. 3. Выездные тренинги и чтения лекций, проводимые инструкторами из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России, отправляемыми в загранкомандировки для реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации сотрудников компетентных органов иностранных государств. 4. Подготовка полицейских кадров иностранных государств по дополнительным профессиональным программам в Учебном центре (филиале) Сибирского юридического института МВД России в г. Манагуа Республики Никарагуа [3, с. 171].
Нами было проведено исследование, целью которого являлось определение общей портретной характеристики иностранных студентов по направлению подготовки «Юриспруденция» и выявление основных проблем, с которыми они сталкиваются в процессе обучения по программам высшего образования в ведомственных образовательных организациях МВД России по очной форме.
Согласно полученным данным нашего исследования, иностранный студент - это человек чаще всего мужского пола в возрасте от 18 до 25 лет, прибывший из городской местности. Одним из положительных моментов следует считать, что указание на миграцию из городской местности указывает на оптимально быструю адаптацию к жизни в условиях большого города. Чаще всего на выбор вуза Российской Федерации повлияло решение родителей. Но если мы говорим об образовании в ведомственном вузе системы Министерства внутренних дел России, то преимущественно принятие решения по выбору Российской Федерации для получения высшего образования является самостоятельным волеизъявлением иностранного студента, основанного на личной заинтересованности и потребностях получения образования по узкому профилю подготовки. Большая часть респондентов приезжают в Россию одни, лишь малая доля опрошенных заявили о том, что приехали с семьей или родственниками, вместе с друзьями или знакомыми. Отсутствие близких родственников или друзей (с одного государства или представителя языковой общности) может способствовать усложнению про-
цесса адаптации в России, снижению заинтересованности в обучении и получении новых знаний. Для решения такой проблемы руководству вузов необходимо оказывать иностранным студентом морально-психологическую помощь в устройстве быта, решении личных вопросов, правовой консультации, осуществлять общую эмоциональную поддержку.
По мнению респондентов, на обучение иностранных студентов негативно влияет в значительной степени недостаточное владение русским языком, образовательные трудности; социальная изоляция; тоска и ностальгия по родине; ценностные различия, сложность взаимодействия с российскими сверстниками. К малозначимому фактору респонденты отнесли незнание местных культурных норм и традиций, городской среды, иные продукты питания. Считаем необходимым прокомментировать, что результаты опроса в данном случае не столько описывают реальную ситуацию с положением иностранных студентов в России, сколько демонстрируют то, что именно сами студенты думают и ощущают во время пребывания и обучения в России.
Большое количество вопросов анкеты было посвящено особенностям обучения в вузе на территории Российской Федерации. Вопросы анкеты касались как тех трудностей, которые возникают у обучающихся при освоении учебной программы вуза, так и проблем взаимоотношения иностранных студентов и российских студентов и преподавателей.
Больше половины опрошенных заявили, что выбрали обучение в российском вузе, так как надеются получить хорошее образование. Достаточно большая часть респондентов указала на открывающиеся жизненные перспективы в связи с получением российского диплома о высшем образовании по приезде на родину.
Реализуемые образовательные программы в вузах системы МВД России носят универсальный характер и могут быть использованы для подготовки специалистов практически любого государства независимо от региональной и национальной специфики. Они раскрывают вопросы специальной, правовой (включая рассмотрение вопросов квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, ориентированной на международные стандарты), оперативно-боевой, физической и психологической подготовки [4, с. 126].
Кроме того, содержание образовательных программ предполагает знакомство обучаемых с информационными технологиями, используемыми в оперативно-розыскной и следственной деятельности. В зависимости от характера и технической оснащенности полицейских соответствующего государства содержание данного раздела в рамках подготовки специалистов иностранных государств может существенно варьироваться [5, с. 115].
Опрос показал, что ожидания иностранных студентов от обучения в России вполне оправдываются, если бы им предложили заново поступить в вуз, более половины респондентов сделали, скорее всего, тот же выбор. Более половины респондентов активно участвуют в общественной жизни вуза, в котором учатся: занимаются спортом, участвуют в культурно-массовых мероприятиях, состоят в научных кружках.
В то же время обучение в вузе дается нелегко. Лишь малая доля опрошенных отметили, что процесс обучения у них проходит без особых трудностей и приносит много новых знаний. Самый часто выбираемый ответ - «процесс обучения проходит нормально, но есть трудности», в то же время некоторые студенты отметили, что обучение дается тяжело, однако обучающиеся справляются с поставленной перед ними задачей, выполняют программу обучения в вузе, серьезные трудности возникают в процессе обучения лишь у малой доли опрошенных.
Среди трудностей, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения, чаще всего называются языковые (языковой барьер, малый запас правовой лексики), также указывают и на сложность усвоения лекционного материала, сложности при работе с нормативно-правовыми актами, основной учебной литературой, дополнительными источниками (публикациями), трудности в построении аналогий и взаимосвязи между системой права в России и своем государстве.
На сегодняшний день нами изучается вопрос внедрения в систему образования института ассистента (обладающего юридическими знаниями) иностранного студента, главной задачей которого будет оказание обучающемуся помощь при толковании норм права и проведении аналогии норм права в своем государстве, осуществляемой посредством интернет-ресурсов. На уровне вуза преподавателям, особенно ведущим дисциплины на первых курсах, необходимо самим идти на контакт с иностранными студентами и в случае необходимости проводить дополнительные консультации, отвечать на вопросы после проведе-
200000
100000
50000
0
ния занятия. В целом стоит отметить, что согласно результатам опросов отношение иностранных студентам к преподавателям положительное (дружелюбное), незначительное количество студентов взаимоотношения с преподавателями оценивают как нейтральные.
Половина приехавших в вуз студентов владеют русским языком, это объясняется тем, что большинство из них иностранные граждане из стран СНГ В то же время доля лиц, у которых возникают трудности при пользовании русским языком, достаточно высока. Треть опрошенных заявили, что владеют русским языком, тем не менее у них возникают языковые проблемы. Такое же количество опрошенных отметили, что ранее государственным языком России не владели, проходили подготовку по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим базу для освоения профессиональных образовательных программ на русском языке.
Значение умения писать, понимать и разговаривать на русском языке для иностранных студентов подчеркивают и другие результаты проведенного опроса. Иностранных студентов в ходе опроса попросили оценить свой уровень владения русским языком. Больше всего иностранных студентов свободно общаются на русском языке, почти столько же респондентов могут читать и писать на русском. Однако часть респондентов оценивают свои знания языка, на котором ведется преподавание в вузе, ниже среднего (знают русский язык недостаточно, возникают значительные сложности в понимании речи лектора).
Заметим, что среди трудностей, с которыми сталкиваются в процессе обучения иностранные студенты, чаще всего называют языковые. Треть опрошенных иностранных студентов назвали владение языком как основную проблему при обучении в России. При этом опрошенные не смогли точно указать, в каких областях испытывают наибольшие языковые трудности, так как эта проблема носит комплексный характер: обучающиеся указали, что они появляются в ра-
Библиографический список
боте с литературой (основной, дополнительной), нормативно-правовыми актами, в восприятии лекционного материала на слух, формулировке ответов на вопросы; часть студентов отметили, что у них возникают иные языковые трудности.
На наш взгляд, для улучшения уровня владения русским языком иностранных студентов необходимо увеличение времени для преподавания русского языка, расширение объема изучения лексики по отдельным отраслям права. Прежде всего, безусловно, речь идет о группе риска среди иностранных студентов, которые плохо владеют русским языком.
В первую очередь российские вузы привлекают русскоязычных студентов из стран СНГ Это выпускники русскоязычного сектора, а также те, для кого русский является одним из языков общения. Именно на работу с этими категориями абитуриентов рассчитаны существующие организационно-педагогические условия, используемые российскими вузами. В то же время в связи с сокращением русскоязычного населения в данных государствах необходимо принятие мер по созданию таких организационно-педагогических условий, которые обеспечивали бы более высокий уровень формирования правовой грамотности у обучающихся, имеющих слабую подготовку по русскому языку. Процесс обучения иностранных студентов в вузах Российской Федерации требует внедрения инновационных технологий, направленных на повышение эффективности подготовки; при формировании учебного плана подготовки иностранных студентов следует максимально учитывать особенности их стран и уровень владения русским языком, привлекать к участию в разработке учебно-методических материалов международных специалистов в соответствующих предметных областях. С учетом уровня владения иностранными студентами русским языком предусмотреть вузами в необходимых случаях увеличение количества часов, отводимых для преподавания русского языка как иностранного.
1. Обучение иностранных граждан в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации: статистический сборник. Москва: Центр социологических исследований, 2019; Выпуск 16. Available at: https://sociocenter.info/ru/docs/stat-compilations/education-of-foreign-citizens/education-of-foreign-citizens-16-2019.pdf
2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3, СПС КонсультантПлюс. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/
3. Тетерятников Н.Ю. Подготовка иностранных специалистов в системе МВД России. Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики. Красноярск, 2019: 171 - 174.
4. Медведев И.А., Пунтус С.А. Подготовка иностранных специалистов в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков: опыт образовательных организаций ФСКН России в свете перспектив международного сотрудничества. Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. Красноярск, 2014; № 2 (15): 118 - 126.
5. Пунтус С.А. Подготовка иностранных специалистов образовательными организациями ФСКН России. Государство и гражданское общество как элементы механизма противодействия наркоагрессии в России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию со дня органов наркоконтроля. Уфа, 2013; Часть II: 112 - 116.
References
1. Obuchenie inostrannyh grazhdan v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii: statisticheskij sbornik. Moskva: Centr sociologi-cheskih issledovanij, 2019; Vypusk 16. Available at: https://sociocenter.info/ru/docs/stat-compilations/education-of-foreign-citizens/education-of-foreign-citizens-16-2019.pdf
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ, SPS Konsul'tantPlyus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/
3. Teteryatnikov N.Yu. Podgotovka inostrannyh specialistov v sisteme MVD Rossii. Aktual'nye problemy bor'by s prestupnost'yu: voprosy teorii i praktiki. Krasnoyarsk, 2019: 171 - 174.
4. Medvedev I.A., Puntus S.A. Podgotovka inostrannyh specialistov v oblasti bor'by s nezakonnym oborotom narkotikov: opyt obrazovatel'nyh organizacij FSKN Rossii v svete perspektiv mezhdunarodnogo sotrudnichestva. Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta FSKN Rossii. Krasnoyarsk, 2014; № 2 (15): 118 - 126.
5. Puntus S.A. Podgotovka inostrannyh specialistov obrazovatel'nymi organizaciyami FSKN Rossii. Gosudarstvo i grazhdanskoe obschestvo kak 'elementy mehanizma protivodejstviya narkoagressii v Rossii: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 10-letiyu so dnya organov narkokontrolya. Ufa, 2013; Chast' II: 112 - 116.
Статья поступила в редакцию 30.11.20
УДК 316.47
Litvinova N.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia),
E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE CLIENT FOR THE PROCESS OF SUPPORTING SUBJECTIVE WELL-BEING AND ITS SCENARIOS. The article discusses a problem of choosing a model of psychological support for a client to subjective well-being, depending on his psychological readiness for the process. Three possible options are considered in the context of the psychological practice of analyzing the life-meaning orientations of LSS, carried out through assumptions about the levels of a person's emotional - meaningful life (D.A. Leontiev, V. M. Elkin). It is possible to implement a scenario for comparing of the reference models of the I-conception, goal-setting, the process of attitude to life, the process of taking responsibility of the individual for life events and the client's current models. If the client verbalizes the problem with an emphasis on extrapunitive, intrapunitive reactions, psychoorganic speech, it is possible to implement the scenario in accordance with the psychological picture of the psychosomatic problem. There are other conditions to implement a scenario that makes it possible to realize the psychosomatic chain: child-parental relations, within a personal conflict, a social mask.
Key words: subjective well-being, psychological readiness, semantic-dynamic processes, personal meaning, semantic construct, semantic attitude, semantic dispositions, motive and personal value, emotionally-needy sphere, personal conflict, child-parental relations, social mask, psychosomatic stories and scenarios.
Н.Ю. Литвинова, канд. психол. наук, доц., Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир,
E-mail: [email protected]