Научная статья на тему 'Обучение иностранных студентов фармакологических специальностей учебно-профессиональному общению'

Обучение иностранных студентов фармакологических специальностей учебно-профессиональному общению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБУЧЕНИЕ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куриленко В. Б., Бирюкова Ю. Н., Щербакова О. М., Макарова М. А.

В статье рассматриваются основные принципы создания профессионально-ориентированного учебника с учетом специфических профессиональных интересов и нужд иностранных студентов-провизоров, определяются основные принципы отбора и презентации учебного материала, предлагается примерная структура урока. Приоритетными для будущих провизоров областями научного знания являются ботаника, общая биология, фармакогнозия и др. К актуальным типам объектов, которые исследуют эти научные дисциплины, относятся предмет, растительный организм как биологический объект, природный процесс, производственно-практическая, а также познавательная деятельность человека. Представленный курс профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному иностранных фармацевтов каждый урок включает три этапа, нацеленных на формирование различных навыков и умений профессионального общения: 1)формирование языковой компетенции студентов-провизоров;2) обучение рецепции и продукции коммуникативных единиц уровня предложения / высказывания; 3) формирование коммуникативных умений: обучение продуцированию подготовленных монологических высказываний с заданной формой и содержанием, а также неподготовленных сообщений. Комплект учебных пособий прошел двухлетнюю апробацию. Проведенная апробация позволила уточнить результаты лингводидактического анализа профессионального дискурса, избранные авторами стратегии и тактики формирования навыков и умений учебно-научного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куриленко В. Б., Бирюкова Ю. Н., Щербакова О. М., Макарова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранных студентов фармакологических специальностей учебно-профессиональному общению»

Обучение иностранных студентов фармакологических специальностей учебно-профессиональному общению

Куриленко Виктория Борисовна

доктор педагогических наук, профессор, Российский университет дружбы народов, viktoria101961@mail.ru

Бирюкова Юлия Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов, yu.birukova@gmail.com

Щербакова Ольга Маратовна

кандидат филологических наук, доцент, Российский университет дружбы народов, pink_poodle@mail.ru

Макарова Марина Анатольевна

доцент, Российский университет дружбы народов, makarova_ma@pfur.ru

В статье рассматриваются основные принципы создания профессионально-ориентированного учебника с учетом специфических профессиональных интересов и нужд иностранных студентов-провизоров, определяются основные принципы отбора и презентации учебного материала, предлагается примерная структура урока. Приоритетными для будущих провизоров областями научного знания являются ботаника, общая биология, фармакогнозия и др. К актуальным типам объектов, которые исследуют эти научные дисциплины, относятся предмет, растительный организм как биологический объект, природный процесс, производственно-практическая, а также познавательная деятельность человека. Представленный курс профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному иностранных фармацевтов каждый урок включает три этапа, нацеленных на формирование различных навыков и умений профессионального общения: Сформирование языковой компетенции студентов-провизоров;2) обучение рецепции и продукции коммуникативных единиц уровня предложения / высказывания; 3) формирование коммуникативных умений: обучение продуцированию подготовленных монологических высказываний с заданной формой и содержанием, а также неподготовленных сообщений. Комплект учебных пособий прошел двухлетнюю апробацию. Проведенная апробация позволила уточнить результаты лингводидактического анализа профессионального дискурса, избранные авторами стратегии и тактики формирования навыков и умений учебно-научного общения.

Ключевые слова: профессионально-ориентированная обучение; русский язык как иностранный для иностранных студентов-провизоров; организация учебного процесса; принципы отбора и презентации учебного материала; структура урока

В настоящее время в условиях сокращения количества учебных часов, которые отводятся в учебных планах вузов на языковую подготовку иностранных специалистов, разработка эффективных технологий профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному (РКИ) приобретает особую актуальность [1,2]. Российская лингводидактика достаточно активно разрабатывает проблемы обучения русскому языку будущих инженеров, математиков, филологов, врачей. К сожалению, процесс обучения языку профессии иностранных провизоров остается вне поля зрения методистов и филологов: фиксируются единичные научные и научно-практические работы, в которых предлагаются решения проблем профессионально-коммуникативной подготовки этого контингента студентов.

Под профессионально ориентированным обучением мы понимаем обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемых особенностями будущей специальности. Целью профессионально ориентированного обучения РКИ является, в первую очередь, формирование умений общения в учебно-научной, учебно-профессиональной и научно-профессиональной сферах [3, 4]. Курс профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному включает три модуля, каждый из которых нацелен на формирование умений общения в а) учебно-научной; б) учебно-профессиональной; в) научно-

профессиональной сферах.

Умения общения в учебно-научной сфере востребованы на младших курсах вуза высших учебных заведений: иностранные студенты испытывают существенные трудности при восприятии лекций, чтении учебников и учебных пособий по специальным дисциплинам. В этот период на занятиях по русскому языку студенты овладевают общеупотребительной лексикой, общенаучными и узкоспециальными терминами, а также обучаются основным схемам и моделям построения коммуникативных единиц (предложения / высказывания и текста), правилам их адекватного и корректного употребления в профессиональном дискурсе.

Успешная коммуникация в учебно-профессиональной сфере (в процесс прохождения производственной практики) обусловливает необходимость формирования умений чтения и смыс-

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

м

01 г

лового анализа текстов, жанровая принадлежность которых определяется спецификой будущей специальности иностранных студентов. На этом этапе изучения русского языка студенты учатся выявлять имплицитную информацию, использовать широкий контекст с целью определения основного содержания текста, при этом игнорировать языковые и содержательные затруднения, компенсируя их с помощью словообразовательного анализа, опоры на контекст и т.д. Особую актуальность приобретает овладение стратегиями и тактиками диалогической / полилогической профессиональной коммуникации. Завершает курс профессионально ориентированного русского языка обучение общению в научно-профессиональной сфере: формирование умений работать с научными статьями, монографиями и т.д. [5, 6,7].

Задания проектного типа, включенные в систему языковой подготовки, позволяют студентам самостоятельно разрабатывать научные проекты, востребованные в профессиональной сфере [8, 9,10]. Каждый из указанных модулей необходимо обеспечить учебными, учебно-методическими, научно-методическими материалами. Рассмотрим в данной статье модуль «Учебно-научная коммуникация», обладающий особой актуальностью: от качества овладения навыками и умениями общения в этой сфере зависит сама возможность обучения иностранного студента в российском вузе.

Для того, чтобы разработать эффективную, методически целесообразную и экономичную стратегию обучения общению в учебно-научной сфере, мы провели сплошное лингводидактическое расписывание учебников и учебных пособий, с которыми будущие провизоры работают на занятиях по специальным дисциплинам. В результате мы установили, что приоритетные для будущих провизоров области научного знания - это ботаника, общая биология, фармакогнозия и др.[ 11, 12, 13, 14, 15]. К актуальным типам объектов, которые исследуют эти научные дисциплины, относятся предмет, растительный организм как биологический объект, природный процесс, производственно-практическая, а также познавательная деятельность человека. Методическая интерпретация полученных данных позволила установить блоки метатем, представленных в классах текстов, которые должны уметь понимать и продуцировать иностранные провизоры. Приведем в качестве примера метатемы текстов о растительном организме: Общая характеристика растительного организма, Строение растительного организма, Качественные характеристики, Качественно-количественный состав, Фармакологическое значение растительного организма и т.д. Метатемы текстов о производственно-практической деятельности провизора таковы: Заготовка лекарственного сырья, Сбор лекарственного сырья, Обработка, Упаковка, Хранение лекарственного сырья и т.п.

Далее мы выявили схемы логико-смысловой организации каждого класса учебно-научных текстов, определили модели предложе-

ний/высказываний, представляющих в профессиональном дискурсе содержательные компоненты схем, определили варианты регулярных реализаций моделей. Отбор, систематизация и методическая интерпретация языкового, речевого, коммуникативного материала осуществлялась на базе принципов функционально-коммуникативной лингвистики и коммуникативно-деятельностной методики.

Итогом исследовательской работы стала разработка учебного комплекса, содержание которого представлено в информационных модульных блоках, ориентированных на формирование определённого набора навыков и умений общения. В рамках урока пособия мы предлагаем организовать учебную работу следующим образом.

На первом этапе, на наш взгляд, следует уделить внимание формированию языковой компетенции студентов-провизоров, т. е. усвоению необходимых лексических (в том числе терминологических) единиц, грамматических явлений, а также формированию лексических и грамматических навыков. Были выделены актуальные для каждой метатемы лексико-семантические и лексико-грамматические объединения языковых средств. Так, для раскрытия метатемы Строение растительного организма актуальны лексико-семантические группы (ЛСГ) «наименования морфологических компонентов растения» (корень, стебель, лист и т.п.) и «названия основных тканей растения» (эпидерма, мезофилл, паренхима и т.д.), В рамках метатемы Функция растительного организма частотны лексемы ЛСГ «названия репродуктивных органов» (цветок, семя плод), мета-темы Фармакологическое значение растительного организма - ЛСГ «наименования активных действующих веществ растительного организма» (эфирное масло, гликозиды, алкалоиды и т.д.) и т.д. Перед преподавателем русского языка стоит задача не только пополнения словаря учащихся, но и активизация, закрепления новых слов путём употребления их в разнообразных контекстах и ситуациях.

Следующим этапом методической стратегии, реализованной в уроке пособия, является обучение рецепции и продукции коммуникативных единиц уровня предложения / высказывания. На основе предъявленных моделей классов предложений преподаватель знакомит студентов с основными типами их речевых реализаций, модификациями базовых моделей и т.д. Приведём примеры подобных заданий.

Задание 1. Сообщите о месте образования действующего вещества.

Модели:

что? (вещество) накапливается / откладывается / концентрируется где?

Пример (образец речевой реализации модели класса предложений): Эфирное масло накапливается в древесине хвойных растений

Задание 2. Сообщите об основном компоненте действующего вещества.

Модели:

в чем? выявлено / обнаружено что? с наибольшим содержанием чего?

Пример: В листьях мяты выявлено эфирное масло с наибольшим содержанием ментола.

Следующий методический шаг - формирование коммуникативных умений: обучение продуцированию подготовленных монологических высказываний с заданной формой и содержанием, а также неподготовленных сообщений. При обучении продукции высказываний первого типа хорошие результаты дает опора на типовую схему. Так, перед чтением текста студент знакомится с его типовой логико-смысловой схемой. Приведем в качестве примера типовую схему логико-смысловой организации текстов о стадиях природного процесса:

1. Определение процесса.

2. Стадийность процесса (указание на то, что процесс протекает в несколько стадий).

3. Количество стадий и их перечисление.

4. Характеристика стадий процесса по следующим признакам: место стадии в процессе; механизм процесса, происходящего на каждой стадии; продолжительность стадии.

Опираясь на основные смысловые компоненты схемы, студент легко ориентируется в учебном тексте, может построить план текста и с опорой на составленный план своими словами передать его содержание. Далее с постепенным снятием опор студенты обучаются создавать собственные текстовые произведения на сходные темы. Вначале предлагается создать текст с опорой на план, например:

Стадии онтогенез

1. Определение онтогенеза (процесс; индивидуальное развитие растения от зиготы до естественной смерти).

2. Периоды онтогенеза (3 периода: проэмбрио-нальный, эмбриональный, постэмбриональный).

3. Длительность онтогенеза у бактерий (десятки минут) и т.д.

Затем студентам предлагаются только темы для продукции текстов (Стадии вегетативного размножения, Стадии деления и т.п.), затем предлагается составить аналогичное сообщение на тему (по выбору), которую студенты изучают на специальных предметах.

Особое внимание в уроке уделяется формированию умений диалогической речи. Умение запрашивать информацию поможет студентам во время работы на практических и лабораторных занятиях, позднее - во время прохождения производственной практики. Ситуации, в рамках кторых организуется обучение диалогической речи, максимально приближены к условиям естественной учебно-научной коммуникации, например:

1. Спросите друг друга:

а) о содержании понятия «онтогенез»;

б) о количестве периодов онтогенеза;

в) о длительности онтогенеза.

2. Попросите друг друга:

а) рассказать о процессах, происходящих в проэмбриональный период;

б) дать определение онтогенеза.

В каждом уроке пособия также представлены задания, целью которых является обучение продукции письменных текстов, актуальных для данного контингента учащихся. Завершается урок блоком заданий для самостоятельной работы.

Комплект учебных пособий, адресованных иностранным студентам - будущим провизорам, прошел двухлетнюю апробацию. Проведенная апробация позволила уточнить результаты лингводи-дактического анализа профессионального дискурса, избранные авторами стратегии и тактики формирования навыков и умений учебно-научного общения. В то же время апробация показала, что избранный авторами путь - от моделирования семантического пространства учебно-научного дискурса - к определению и систематизации средств языкового выражения типовых смыслов и актуальных интенций позволяет существенно оптимизировать процесс обучения будущих провизоров учебно-научному общению.

Литература

1. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие / А.Н. Щукин Текст.. М.: ФЛИНТА : Наука, 2017. 512 с.

2. Балыхина Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии. М.: МГУП, 2000.

3. Бейлинсон Л.С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы (на материале коммуникативной практики логопедов): Автореф. дисс. ... докт.фил.наук. - Волгоград, 2009. - 39 с.

4. Формановская Н.И. Коммуникативнопрагма-тические аспекты единиц общения. - М.: ИРЯП, 1998.

5.Акаева Э.В. Коммуникативные стратегии профессионального медицинского дискурса: Дисс. ...канд.фил.наук. - Омск, 2007.

6. Барсукова М.И. Медицинский дискурс: стратегии и тактики речевого поведения врача // Авто-реф.дисс.... канд.фил.наук. - Саратов, 2007. - 23 с.

7. Жура В.В. Дискурсивная компетенция врача в устном медицинском общении: Автореф. дисс. .докт.фил.наук. - Волгоград, 2008. - 37 с.

8. Андриенко А.С. Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза (на основе кредитно-модульной технологии обучения): автореф. дисс....канд.пед.наук. Чита, 200б.

9. Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики: монография. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011.

10. Черкашина Т.Т. и др. Интерактивные технологии эффективной коммуникации: учебное пособие по культуре речи, деловым коммуникациям. М.: ГУУ, 2014.

11. Белый В.В., Аксенова Г.Н. Культура речи молодого врача. Минск, 2011.

12. Васильева Л.Н. Коммуникативная компетентность в профессионально-личностном становлении будущего врача: автореф. ...дисс.канд.психол.наук (19.00.13). Кострома, 2010.

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

13. Волкова Е.А. Интегративная модель обучения иностранных студентов-медиков метаязыку отоларингологии: автореф.дисс. ...канд.пед.наук (13.00.02). М., 2011.

14. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. Париж: ЮНЕСКО, 1998.

15. Медицинское образование в России: доклад директора Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Т.В. Семеновой. М., 2015. Электронный ресурс.. URL: http://conference.apcmed.ru/upload/iblock/03d/Semen ova.pdf (Дата обращения 15.04.2018).

16. Shabanov P., Lebedev A.A., Russanovsky V.V., Pavlenko V.P., Streltsov V.F. Glucocorticoids can play a dual role in activation of the reinforcing system of the brain: directly activate the system and modulate the dopaminergic mechanisms of reward // European Neuropsychopharmacology. 2005. Т. 15. № S2. С. S264.

17. Lebedev А.А., Voevodin E.E., Andreeva L.I., Russanovsky V.V., Pavlenko V.P., Streltsov V.F., Shabanov P.D. Reinforcing properties of neuropeptides administered into the extended amygdala of chronically alcoholized rats // European Neuropsychopharmacology. 2005. Т. 15. № S2. С. S294.

Training of foreign students of pharmaceutical specialties to

educational-professional communication Kurylenko V.B., Biryukova Yu.N., Scherbakova O.M., Makarova M.A.

Peoples' Friendship University of Russia

The article discusses the basic principles of creating a professionally-oriented textbook, taking into account the specific professional interests and needs of foreign students-pharmacists, defines the basic principles of selection and presentation of educational material, offers the approximate structure of the lesson. Priority for future pharmacists areas of scientific knowledge are botany, general biology, pharmacognosy, etc. The actual types of objects that explore these scientific disciplines include the subject, plant organism as a biological object, natural process, production and practical, as well as human cognitive activity. Each lesson of the presented course of professionally oriented Russian as a foreign language training for foreign pharmacists includes three stages aimed at the formation of various skills and abilities of professional communication: 1)the formation of language competence of students-pharmacists;2) training reception and production of communicative units of the level of proposals / statements; 3) the formation of communication skills: training in producing prepared monologue statements with a given form and content, as well as untrained messages. The set of textbooks has been tested for two years. The approbation allowed to clarify the results of linguistic and didactic analysis of professional discourse, chosen by the authors of the strategy and tactics of formation of skills and abilities of educational and scientific communication. Key words: professionally-oriented training; Russian as a foreign language for foreign students-pharmacists; organization of the educational process; principles of selection and presentation of educational material; structure of the lesson

References

1. Schukin A.N. Methods of teaching Russian as a foreign lan-

guage: a textbook / A.N. Schukin Text .. M .: FLINTA: Science, 2017. 512 p.

2. Balykhina TM Dictionary of terms and concepts of testiology. M .:

MGUP, 2000.

3. Beilinson L.S. Professional discourse: signs, functions, norms (on

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

the material of the communicative practice of speech therapists): Author. diss. ... Doctor of Philosophy. - Volgograd, 2009. - 39 p.

4. Formanovskaya N.I. Communicative pragmatic aspects of com-

munication units. - M .: IRP, 1998.

5.Akaeva E.V. Communicative strategies of professional medical discourse: Diss. ... Ph.D. - Omsk, 2007.

6. Barsukova M.I. Medical Discourse: Strategies and Tactics of the

Doctor's Speech Behavior // Abstract. Ph.D. - Saratov, 2007. -23 p.

7. Zhura V.V. The discursive competence of the doctor in oral med-

ical communication: Author's abstract. diss. ... Doctor of Philosophy. - Volgograd, 2008. - 37 p.

8. Andrienko A.S. Development of foreign language professional

communicative competence of students of a technical college (based on credit-modular technology of education): author. Diss .... kand.ped.nauk. Chita, 2006.

9. Zagvyazinsky V.I., Strokova T.A. Pedagogical innovation: prob-

lems of strategy and tactics: monograph. Tyumen: Tyumen State University Publishing House, 2011.

10. Cherkashina T.T. and others. Interactive technologies of effective communication: a tutorial on the culture of speech, business communications. M .: GUU, 2014.

11. Bely V.V., Aksenova G.N. Speech culture of a young doctor. Minsk, 2011.

12. Vasilyeva L.N. Communicative competence in the professional and personal development of the future doctor: author. ... Diss.kand.psihol.nauk (19.00.13). Kostroma, 2010.

13. Volkova E.A. Integrative model of teaching foreign medical students to the otolaryngology metalanguage: avtoref. ... Candidate of Pedagogical Sciences (13.00.02). M., 2011.

14. The World Declaration on Higher Education for the 21st Century: Approaches and Practical Measures. Paris: UNESCO, 1998.

15. Medical education in Russia: a report by the director of the Department of Medical Education and Personnel Policy in Healthcare T.V. Semenovoy. M., 2015. Electronic resource .. URL:

http://conference.apcmed.ru/upload/iblock/03d/Semenova.pdf (appeal date 15.04.2018).

16. Shabanov P., Lebedev A.A., Russanovsky V.V., Pavlenko V.P., Streltsov V.F. Glucocorticoids can play a dual role in activation of the reinforcing system of the brain: directly activate the system and modulate the dopaminergic mechanisms of reward // European Neuropsychopharmacology. 2005. V. 15. No. S2. S. S264.

17. Lebedev A.A., Voevodin E.E., Andreeva L.I., Russanovsky V.V., Pavlenko V.P., Streltsov V.F., Shabanov P.D. Reinforcing properties of neuropeptides administered into the extended amygdala of chronically alcoholized rats // European Neuropsychopharmacology. 2005. V. 15. No. S2. S. S294.

о

СЧ CO

SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.