Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУЖОК / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ШКОЛА / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко Алексей Владимирович

В статье анализируются особенности кружковой деятельности при обучении иностранного языка, сравниваются урочные и внеурочные формы обучения, приводятся примеры и даются практические советы учителям при работе с учащимися в рамках кружковой деятельности, а также содержатся рекомендации учителям при формировании кружков и повышении эффективности обучения иностранному языку учащимися, посещающих кружковые занятия в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE TEACHING AS PART OF EXTENDED LEARNING ACTIVITIES

The article analyzes the specifications of the extended learning activities and analyzes the features of extended learning activities and odinary lessons, gives examples and practical advice to teachers in working with students, as well as gives recommendations to teachers in extended learning activities forming and increasing the effectiveness of foreign language teaching.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Терещенко А.В. Email: Tereshchenko6114@scientifictext.ru

Терещенко Алексей Владимирович - учитель английского языка, Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 110, г. Волгоград

Аннотация: в статье анализируются особенности кружковой деятельности при обучении иностранного языка, сравниваются урочные и внеурочные формы обучения, приводятся примеры и даются практические советы учителям при работе с учащимися в рамках кружковой деятельности, а также содержатся рекомендации учителям при формировании кружков и повышении эффективности обучения иностранному языку учащимися, посещающих кружковые занятия в школе. Ключевые слова: кружок, иностранный язык, школа, обучение.

FOREIGN LANGUAGE TEACHING AS PART OF EXTENDED LEARNING ACTIVITIES Tereshchenko A.V.

Tereshchenko Alexey Vladimirovich - English Teacher,

MUNICIPAL EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 110, VOLGOGRAD

Abstract: the article analyzes the specifications of the extended learning activities and analyzes the features of extended learning activities and odinary lessons, gives examples and practical advice to teachers in working with students, as well as gives recommendations to teachers in extended learning activities forming and increasing the effectiveness of foreign language teaching.

Keywords: extended learning activities, foreign language, school, education.

УДК 371.121

Кружковая деятельность (дополнительные занятия) при изучении иностранного языка являются важной частью учебно-воспитательного процесса. Значение дополнительных занятий становится очевидным, особенно если вводить их не в специализирующейся языковой школе, а в стандартной школе, в которой изучение иностранного языка не является профилирующей деятельностью (т.е. занятия проводятся 2 раза в неделю для учащихся начальной школы и 3 раза для учащихся старшей школы). Важно отметить, что кружковая деятельность это не просто дополнительные занятия иностранного языка, напротив дополнительные занятия обязаны стать нечто иным и для учащихся и для учителя, сохраняя при том и схожести.

Схожесть занятий в рамках кружковой деятельности и урочной заключается в целях: овладение учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией, формирование и расширение культурологического кругозора школьников, развитие их творческой активности, эстетического вкуса, повышение мотивации к изучению языка и культуры другой страны.1

Колесникова Н.В. Кружковая работа по иностранному языку как средство социокультурной компетенции младших школьников // Образовательная социальная сеть -URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/10/29/kruzhkovaya-rabota-po-inostrannomu-0 (дата обращения 29.06.2021).

Различие же главным образом заключается в формате занятий; уровне учащихся и мотивации учащихся.

На уроках иностранного языка учителю приходится иметь дело либо с половиной класса (если класс делится на группы) либо даже с целым классом. Уровень владения иностранным языком всегда разнится. От тех, кто успешно осваивает программу (или даже «забегает» вперед), до тех, кто не освоил в полной мере программу прошлого года (или же почти полностью забыл ее по ряду причин). При созданию кружков учитель может создать несколько групп, в которые будут подобраны учащиеся по уровню владения иностранного языка. Это не только облегчит работу учителя, но и сделает процесс обучения гораздо эффективнее. Мотивация учащихся на уроках и кружках мало чем может отличаться. Учащиеся могут не хотеть изучать второй язык, не понимать зачем это им нужно, в свою очередь эти же дети могут прийти и на дополнительные занятия (т.е. родители, видя проблемы своих детей, заставляют последних записываться на кружковую деятельность). Здесь важно отметить, что, как правило, незаинтересованные дети в прямом смысле «посещают» дополнительные занятия, но не обучаются иностранному языку. В таком случае учителю открывается возможность (потому как в рамках урока не всегда есть время и возможность из-за насыщенности школьной программы) уделить достаточно времени и сил на мотивацию учащихся. Стоит отметить, что недостаточно сказать ребенку о важности владения иностранным языком в современном мире, о том, что благодаря языку он сможет получить хорошую работу (все это слишком далеко в понимание детей, ведь работу они получат в субъективно «далеком» будущем, а развлекаться хочется уже сегодня) или о том, что изучив иностранный язык на достаточно уверенном уровне он сможет читать аутентичные книги, статьи и смотреть фильмы, слушать песни и т.д. Как уже было сказано выше - развлекаться хочется уже сегодня, вот мы и должны дать им изучение языка, но с увлечением. Стоит только сделать этот процесс веселым и интересным, и дальше нужно будет лишь направлять детей.

Для того что бы кружковая деятельность была интересной стоит прежде всего начать с учителя. Учитель должен создать атмосферу спокойствия, веселия, радости. Следует в самом начале объяснить детям, что на кружках оценки не ставятся (разве что записи в дневник за плохое поведение и не забывать ставить запись за хорошее поведение (не стоит только наказывать детей)), объяснить что кружок по своему формату отличается от обычного урока, что здесь есть «немного свободы» (разрешите детям сидеть как и с кем хочется, даже если три человека будет за одной партой; разрешите писать цветными ручками, фломастерами; в качестве тетради для дополнительных занятий заведите альбомы для рисования; сочетайте записи в тетрадях с рисунками (визуальные наброски помогают в запоминании информации)). Идеальное кружковое занятие не будет тихим и спокойным (идеальное урочное занятие для учителя, когда «слышно пролетающую муху»), здесь будет по временам смех и шутки (задача учителя удерживать ход занятия и контролировать учащихся, что бы в своем веселие и радости они вовсе не «ушли» далеко от иностранного языка). Следует повторить о важности того, чтобы кружки были сформированы на основании уровня учащихся, таким образом успевающим детям не будет скучно при объяснении неуспевающим учащимся каких-либо уже известных правил и т.п., а неуспевающим учащимся не будет страшно, а в дальнейшем скучно от того, что учитель говорит о чем-то совсем непонятном. В противном случае успевающие потеряют интерес и уйдут из кружковых занятий не получив для себя пользы, а неуспевающие могут получить некую психологическую травму и еще больше оградятся от изучения иностранного языка (т.е. для них дело теперь будет не только в лени, но и в психологическом барьере).

Игра при обучении иностранному языку очень важна не только для учащихся начальной школы, но и для учащихся старшей школы. Даже когда казалось бы нет на дополнительном занятии какой-либо очевидной игры, сам процесс подачи новой

темы, когда учитель объясняет что-либо на доске, а дети записывают в свои тетради можно дать в активной, эмоционально радостном темпе (к примеру с использованием метода «скетча». «Скетч» в переводе с английского языка (sketch) эскиз, набросок, зарисовка. Данный метод оказывает помощь в осмыслении, преобразовании, запоминании информации, а все что для этого требуется, так это делая простые эскизы на бумаге ручкой между текстом. В начале работы учитель может сам, своим собственным примером показать детям на доске (к примеру, когда записывает правило на доске, нарисовать какой-либо рисунок или вместо прямой стрелки изобразить витиеватую), в дальнейшем дети сами смогут «по своему усмотрению» использовать в своих тетрадях данный метод.

По мнению автора, численность одной группы может быть до 15 человек, так как если детей будет больше, что это уже будет больше похоже на обычное занятие на уроке, и учитель уже мало что сможет дать в рамках кружка. Идеальная численность учащихся в кружках составляет около 8 человек. В случае укомплектования группы по уровню знаний можно смело набирать в одну группу разновозрастной состав, но в рамках начальной или старшей школы. Другими словами, в одной группе могут быть учащиеся 2 и 3 классов или 7 и 9-х.

Не стоит «держать» детей, если они не хотят, то пусть выходят из кружка (быть может иностранного языка на уроках им более чем хватает). Возможна и такая ситуация, когда ребенок со слабым уровнем владения иностранным языком (в сравнении с одноклассниками и требованиями школьной программы), не вникающий и не делающий попыток со своей стороны разобраться в предмете, начинает ходить на кружковые занятия, но и там ведет себя так же либо же еще хуже, так как он испытывает «принуждение» со стороны родителей. В таком случае необходимо незамедлительно уведомить родителей о целесообразности такого посещения (донести до их сведения, что ребенок не изучает язык на уроках или кружке, а просто «отсиживает» занятия), если родители будут настаивать на продолжении занятий, то следует внятно сообщить им, что в случае если ребенок не изменит своего поведения и отношения, а родители не начнут помогать (проверять делает ли ребенок домашнее задание к урокам и домашнее задание по кружку (они тоже нужны)), то учитель не может нести ответственности за получение ребенком знаний. Сообщать родителям об успехах и неудачах, а также поведении таких детей лучше после каждого занятия, что бы они могли иметь более достоверную и полную картину происходящего и понимали за что в итоге они платят деньги (если кружковые занятия проходит на платной основе).

С учащимися, отличившимися плохим поведением лучше незамедлительно проводить беседы, а также призывать на помощь классных руководителей и родителей, если по истечении 4-6 занятий поведение их не изменилось, стоит удалить таких детей из кружка, так как они своим поведением отнимают время у учителя и других учащихся и мешают остальным в полной мере изучать иностранный язык.

Важным является и индивидуальный подход учителя к кружковым занятиям. Следует подстраиваться под каждый конкретный кружок (состоящий из различных детей), стремиться найти подход, контакт не только с детьми входящими в ту или иную группу, но и со всей группой в целом. В противном случае дети, спустя 2-3 занятия, начнут отказываться от дополнительных курсов. В методику работу учителя полезно включать игры, задачи на развития творческого мышления.1 Наша задача не только дать и знания, но и помочь усвоить их, научить учиться.

В рамках кружка по изучению иностранного языка предполагается: создание своих собственных традиций; формирование сплоченной команды (учащиеся и

1 Качалова Л.Л. кружковая деятельность в системе дополнительного образования // МААМ Международный образовательный портал - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/statja-krazhkovaja-dejatelnost-v-sisteme-dopolmtelnogo-obrazovamja.html (дата обращения 29.06.2021).

учитель часть одной дружной команды); вовлечение всех учащихся посещающих дополнительные занятия в активную кружковую детальность; правильное чередование напряжений и спадов в работе в рамках кружка;1 создание ситуаций успеха.

В целях усиления эффекта от изучения иностранного языка и увеличения интереса к процессу овладения языка, весьма полезным может оказаться создание межгрупповых встреч. Другими словами дети, посещающие дополнительные занятия по иностранному языку с периодичности раз в неделю после уроков собираются на внеочередное занятие, но на этот раз не только своей группой, а большой группой, куда входят все заинтересованные (добровольно) с разных групп. Цель такой кружковой встречи - изучение иностранного языка, а формат встречи - говорить и слушать (общаться, но только на изучаемом языке).2 Живое общение на иностранном языке это практика, которой очень не хватает в рамках школьного обучения. Важно что бы подобные встречи были без активного участия учителя, без замечаний и указаний на ошибки (разбор ошибок можно провести и на занятиях, здесь же нужно просто дать возможность детям пообщаться на изучаемом языке).

Важным элементом кружковой деятельности является то, что результат выражается в фактических, наглядных показателях. Это могут быть как выступления, участие в конкурсах, олимпиадах. Даже дети, которые пришли в кружок как неуспевающие, должны иметь свой наглядный результат. К примеру, из 40 ошибок, которые ребенок допускал в начале учебного года, он делает уже 10 или на уроках его средний бал значительно улучшился, либо же ребенок не мог и одного грамматически правильного предложения сказать, а в итоге кружковой деятельности может представиться и односложно отвечать на простые вопросы. В каждом случае следует разбираться конкретно, от каждого ребенка ожидать индивидуального результата. Однако, по мнению автора, весьма существенным результатом может являться то, когда дети добровольно собираются вместе на каникулах, вне кружкой деятельности, что записать выступление к конкурсу, разучить песню на иностранном языке и т.п., т.е. дети увлеклись, заинтересовались изучением иностранного языка и получают от этого положительные эмоции, что гораздо важнее много прочего.

Список литературы /References

1. Колесникова Н.В. Кружковая работа по иностранному языку как средство социокультурной компетенции младших школьников // Образовательная социальная сеть. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-

yazyk/library/2014/10/29/kruzhkovaya-rabota-po-inostrannomu-0/ (дата обращения: 29.06.2021).

2. Качалова Л.Л. Кружковая деятельность в системе дополнительного образования // МААМ Международный образовательный портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. maam.ru/detskij sad/statj a-kruzhkovaj a-dej atelnost-v-sisteme -dopolnitelnogo-obrazovanija.htm/ (дата обращения 29.06.2021).

3. Abdul Awal. Potential Importance of English Club in Schools // Campus Career Club. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.campuscareerclub.com/importance-of-english-club-in-schools/ (дата обращения: 29.06.2021).

1 Там же.

2 Abdul Awal Potential Importance of English Club in Schools // Campus Career Club - URL: https://www.campuscareerdub.com/importance-of-english-club-in-schools/ (Дата обращения: 29.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.