Научная статья на тему 'Обучение иностранному языку в контексте категории «Качество»'

Обучение иностранному языку в контексте категории «Качество» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмцова А. Б.

Актуальность темы исследования, представленного в данной статье, обусловлена сменой образовательной парадигмы. Предметом изучения различных аспектов современного образования становится качество профессиональной подготовки студентов адекватно специфике деятельности современного специалиста. Качество как межпредметная характеристика ориентировано на результат, который достижим при сочетании преимуществ квалифицированной направленности высшего образования и академической профессиональной направленности. В статье утверждается, что управление качеством в образовательной системе, ориентированное на результат, требует определения содержания двух категорий: качество обучения, качество образования. Данная проблема рассматривается на примере обучения студентов иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research rationale presented in this article is caused by the change of an educational paradigm. The quality of students’ vocational training becomes a subject matter of studying of modern education various matters; it is adequate to specifics of modern expert activity. The quality as the interdisciplinary characteristic is focused on the result which is accessible at a combination of higher education qualified orientation advantages and the academic professional orientation. It is claimed in the article that the quality management in educational system, focused on result, demands content determination of two categories: learning experience, learning quality. This problem is considered on the example of students’ foreign language training.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранному языку в контексте категории «Качество»»

УДК 378 БО1: 10.18287/2542-0445-2017-23-3-44-47

А.Б. Храмцова*

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОНТЕКСТЕ КАТЕГОРИИ «КАЧЕСТВО»

Актуальность темы исследования, представленного в данной статье, обусловлена сменой образовательной парадигмы. Предметом изучения различных аспектов современного образования становится качество профессиональной подготовки студентов адекватно специфике деятельности современного специалиста. Качество как межпредметная характеристика ориентировано на результат, который достижим при сочетании преимуществ квалифицированной направленности высшего образования и академической профессиональной направленности. В статье утверждается, что управление качеством в образовательной системе, ориентированное на результат, требует определения содержания двух категорий: качество обучения, качество образования. Данная проблема рассматривается на примере обучения студентов иностранному языку.

Ключевые слова: качество обучения, качество образования, компетенции, готовность.

Глобальные мировые процессы обостряют проблему качества подготовки специалистов для решения задач социально-экономического развития страны. Управление качеством — сложный процесс, результат которого может быть получен в ходе повышения качества отдельных образовательных процессов и участия в нем всех преподавателей [4]. В педагогической литературе в русле проблемы менеджмента качества исследователи выделяют две значимые категории: «качество обучения», «качество образования». Качество обучения свидетельствует о сформированности компетенций в ходе изучения учебных дисциплин в соответствии с учебным планом. Таким образом, их интеграция (компетенций) в структуре компетентности представляется деятельностной составляющей, позволяющей войти в мир профессии и быть компетентным. Качество образования выражается готовностью выпускника вуза к самостоятельной деятельности и творческой самореализации, поэтому значимая роль в ее структуре отводится личностной составляющей, которая отражает ценностное отношение к деятельности, интерес к ней, осознание важности приобретения знаний, умений и навыков, мотивацию к обучению и саморазвитию. Качество обучения (компетенции) представляет собой заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке студента, необходимой для продуктивной профессиональной деятельности. Это понятие более узкое, чем готовность. Государственные образовательные стандарты отчетливо определяют круг знаний и умений, входящих в состав каждой компетенции.

Ускорение инновационного развития экономики страны усиливает практическую значимость профессиональной адаптивности выпускников вуза, которая обусловлена качеством обучения. Профес-

сиональная адаптивность — это не только приспособляемость к условиям новой деятельности, но и способность к включению в инновационную структуру взаимодействия, способность к обучению и переобучению на протяжении всей жизни.

В зависимости от специфики и особенностей конкретной профессиональной деятельности определяется структура готовности, где отражается внутренняя потребность в данной деятельности, способность к адаптации в динамичном профессиональном пространстве, к наращиванию профессионального опыта. Если компетентность требует постоянного развития и соотнесения имеющихся знаний с новыми, то готовность является постоянной характеристикой, обусловленной индивидуальными особенностями [2]. Таким образом, качество обучения выражается способностями (компетенциями) к деятельности, для выработки которых значимыми являются мотивация и ценностное отношение студентов к обучению. В последние годы для оценки сформированных компетенций стала применяться балльно-рейтинговая система.

Качество образования выражается готовностью, интегративным свойством личности, способной к реализации своего потенциала, что подтверждается ее востребованностью на рынке труда. Главной задачей профессиональной подготовки студентов в вузе становится управление качеством — процессом личностных приобретений будущего специалиста. Несмотря на то, что в структуре компетентности доминирует деятельностная составляющая, а в структуре готовности — личностная составляющая, они тождественны: в них присутствуют зна-ниевый, личностный и деятельностный компоненты [3].

Наряду с понятиями «качество обучения» (компетенции) и «качество образования» (готовность) в

* © Храмцова А.Б., 2017

Храмцова Анна Борисовна (ash-wave@yandex.ru), кафедра иностранных языков и профессиональной коммуникации, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

нормативных документах используется понятие «качество профессионального образования» как продукта, востребованного государством, обществом, работодателем. Основными факторами качества профессионального образования являются: «качество студентов», «качество преподавателей», «качество образовательной среды». Первое понятие определяется уровнем обученности абитуриентов, их мотивацией; второе — готовностью преподавателей к решению инновационных педагогических задач; третье — условиями обучения. Мотивация студентов на результат (диплом), в меньшей степени — на процесс (ценность достижения результата) не способствует качеству обучения. Трудности решения инновационных задач и неготовность к принятию новой парадигмы образования вызывают повышенную тревожность у преподавателей и снижают их активность, что не может обеспечивать качество образования [6]. В совокупности три фактора представляются образовательным процессом, обеспечивающим качество образовательных услуг [5]. Качество образовательных услуг тождественно качеству результатов обучения студентов: это удовлетворенность организацией учебного процесса, способности к квазипрофессиональной деятельности, профессиональная готовность, профессиональная адаптивность.

Рассмотрим, каким образом эти факторы влияют на качество результата при обучении студентов иностранному языку. В 2011 году в Концепции модернизации российского образования называется необходимым условием достижения нового качества профессионального образования — межкультурное общение, готовность к нему на основе социокультурной компетенции. Таким образом, объявленное реформирование языкового образования потребовало особого внимания к содержанию иностранного языка как учебного предмета, дающего знания культурных особенностей и специфики страны изучаемого языка в единстве с культурой родной страны.

Не вызывает сомнения, что иностранный язык способствует развитию осознанного отношения к культурно-историческому наследию, обогащая миропонимание; формированию социальной ответственности при решении профессиональных задач. В лингвистическом образовании усиление роли культуры возможно за счет тщательного отбора профессионального контекста, содержание которого интегрирует профессиональную терминологию и информацию о социокультурных особенностях коммуникации. Качество обучения иностранному языку в итоге выражается знанием общего языка и способностями ко всем видам речевой деятельности, а качество языкового образования — осознанием миссии межкультурного общения и межкультурного понимания. Как символ культуры, язык отражает специфику культурного пространства тезаурусом профессии, поэтому комфортное состояние в иноязычной культуре возможно при наличии межкультурной компетенции, способности видеть свою культуру через другую, лучше ее понимать. Плюрализм культур, многообразие культур является фактором многоязычия личности в мире.

Учебная деятельность тогда выполняет свою задачу, когда будущие специалисты осваивают механизмы реальной профессиональной деятельности. Однако, в практике встречаемся с трудностями в виде низкого уровня знания общего иностранного языка, что не способствует развитию мотивации к его освоению для профессиональных целей. Так, пилотажное исследование (выборка — студенты первого курса разных специальностей) показало, что интерес к изучению иностранного языка низкий (индекс 0,420 — индекс лежит в пределах от + 1 до -1); низкими являются показатели самооценки способностей к изучению иностранного языка (индекс 0,250). Таким образом, качество обучения иностранному языку (языковые компетенции) требует внимания преподавателя к развитию мотивацион-ной сферы студентов (вначале студенты испытывают ближе к физическому удовольствие от коллекционирования языковых фактов, но постепенно интерес снижается). Формированию мотивации будут способствовать средства, поддерживающие ее: игра, театрализация, драматизация, релаксация. Положительно влияя на познавательные процессы, эмоции активизируют ассоциативное мышление, снижают речевые зажимы, стимулируют воображение, что приводит к непроизвольному запоминанию. В итоге удовлетворенность изучением иностранного языка с применением активных средств стимулирует потребность в его изучении. Так, на констатирующем этапе исследования удовлетворенность результатами освоения иностранного языка равна 0,333; по итогам формирующего эксперимента она составляет 0,542. Одновременно возрастает самооценка способностей к освоению иностранного языка специальности до 0,612 [6].

Лингвострановедческая компетенция возрастает за счет освоения словарного запаса и знаний грамматических правил, умений использовать их для построения связных высказываний. Социолингвистическая и социокультурная компетенции свидетельствуют: о способностях (компетенции) использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации; о знаниях национально-культурных особенностей страны изучаемого языка и культуры речевого поведения. Принцип диалогичнос-ти становится базовым, погружающим в процесс общения. На основе этого принципа отбираются методы, обладающие многофункциональностью (диспут, дискуссия, дебаты).

Инновационные методы обучения иностранному языку позволяют достичь новых образовательных результатов, которые выражаются профессиональными компетенциями выпускника вуза и их трудоустройством [1]. Так, деловая игра позволяет включиться в обсуждение темы, что стимулирует развитие способностей к анализу и построению речевых ситуаций, к рефлексии. Единицей построения взаимоотношений «преподаватель-студент», становится ситуация во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости (ситуация-коммуникация, ситуация-защита, ситуация-интуиция, ситуация-рефлексия). Так содержание иностранного языка приближает студента к профессиональной деятельности.

Накапливая и репродуцируя знания и умения, студент достигает определенного качества образования для личностной и творческой самореализации в социальной среде. Качество обучения иностранному языку влияет на отношение к миру, к культуре различных народов, расширяя языковое пространство в ходе реальной языковой коммуникации, способствуя становлению личности в культуре. Иностранный язык становится не только средством общения, но и средством овладения инструментом профессиональной деятельности, средством развития профессиональных функций.

Итак, качество коммуникативной подготовки, как обязательного компонента образования, включает два аспекта: этически-мировоззренческий и прикладной, социально-практический. Первый аспект предполагает понимание, что язык — не только способ выражения мыслей, но и способ конструирования социальных реальностей. Социально-практический аспект предполагает, что человек готов создавать социальные отношения, владея набором коммуникативных действий, позволяющих достичь результатов в конкретной социальной ситуации.

Выводы.

1. Происходящий переход в образовании к новой парадигме потребовал рассмотрения категории качества в виде интегративной характеристики, свидетельствующий о результатах двух процессов: обучения и образования. Качество обучения выражается способностями к деятельности, качество образования — готовностью к самореализации в профессиональной сфере.

2. Проблема конкурентоспособности вузов на мировом рынке актуализирует задачу управления качеством профессионального образования — получение востребованного продукта за счет качества подготовки студентов к успешной профессиональной адаптации. Основными факторами качества профессионального образования становятся: качество студентов, качество преподавателей, качество образовательной среды.

3. Новое качество профессионального образования выражается языковой личностью, формирование которой обеспечивается иностранным языком. Обучение языку на основе коммуникативного подхода позволяет приобретать опыт коммуникативных действий, что свидетельствует о качестве коммуникативной подготовки студентов, интегрирующей мировоззренческий и социально-практический аспекты.

Библиографический список

1. Козырева М.П. Активные методы обучения иностранному языку как средство формирования готовности к профессиональному межличностному общению будущих менеджеров // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сб. науч. тр.в Международной научно-методической конференции (Самара, 18 марта 2014 г.). Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. С. 326—329.

2. Руднева Т.И. Готовность специалистов к соблюдению норм профессиональной этики: монография / Т.И. Руднева, Н.О. Липатова, Н.В. Агеенко. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2009. 324 с.

3. Руднева Т.И. Средства формирования коммуникативной компетенции студентов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. №2 (3). Т. 14. С. 634-638.

4. Ситникова М.И., Тарасова С.И. Структурно-функциональная модель управления качеством образования в условиях инновационного развития вуза // Педагогическое образование. 2012. № 2. С. 190-195.

5. Соловова Н.В. Управление методической работой вуза в условиях реализации инновационных методических задач: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Соловова Наталья Валентиновна. Самара, 2011. 572 с.

6. Храмцова А.Б., Руднева Т.И. Влияние средств иностранного языка на динамику профессиональных мотивов студентов // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 216-220

References

1. Kozyreva M.P. Aktivnye metody obucheniia inostrannomu iazyku kak sredstvo formirovaniia gotovnosti k professional'nomu mezhlichnostnomu obshcheniiu budushchikh menedzherov [Active methods of foreign language training as means of readiness formation for professional interpersonal communication of future managers]. In: Obrazovanie vsovremennom mire: rol' vuzov v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii regiona: sbornik nauchnykh trudov Mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii (Samara, 18 marta 2014 g.) [Education in the modern world: role of higher educational institutions in the socioeconomic development of the region: collection of research works of International research and methodological conference (Samara, March 18, 2014)]. Samara: Izd-vo «Samarskii universitet», 2014, pp. 326—329 [in Russian].

2. Gotovnost' spetsialistov k sobliudeniiu norm professional'noi etiki: monografiia. T.I. Rudneva, N.O. Lipatova, N.V. Ageenko [Rudneva T.I., Lipatova N.O., Ageenko N.V. Readiness of experts for observing standards of professional ethics: monograph]. Samara: Izd-vo «Samarskii universitet», 2009, 324 p. [in Russian].

3. Rudneva T.I. Sredstva formirovaniia kommunikativnoi kompetentsii studentov [Pedagogical means of formation of communication competence in students]. Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk [Izvestiya of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences], 2012, no. 2(3), Vol. 14, pp. 634-638 [in Russian].

4. Sitnikova M.I., Tarasova S.I. Strukturno-funktsional'naia model' upravleniia kachestvom obrazovaniia v usloviiakh innovatsionnogo razvitiia vuza [Structurally functional model of education quality management in conditions of innovative development of higher educational institution]. Pedagogicheskoe obrazovanie [Pedagogical education], 2012, no. 2, pp. 190-195 [in Russian].

5. Solovova N.V. Upravlenie metodicheskoi rabotoi vuza v usloviiakh realizatsii innovatsionnykh metodicheskikh zadach: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.08 [Higher education methodical work management in conditions of realization of innovative methodical tasks: Doctoral of Pedagogical Sciences thesis: 13.00.08]. Samara, 2011, 572 p. [in Russian].

6. Khramtsova A.B., Rudneva T.I. Vliianie sredstv inostrannogo iazyka na dinamiku professional'nykh motivov studentov [Students' language competence purposes in master's degree programme]. Samarskii nauchnyi vestnik [Samara Journal of Science], 2016, no. 4(17), pp. 216-220 [in Russian].

A.B. Khramtsova*

FOREIGN LANGUAGE LEARNING IN THE CONTEXT OF «QUALITY» CATEGORY

Research rationale presented in this article is caused by the change of an educational paradigm. The quality of students' vocational training becomes a subject matter of studying of modern education various matters; it is adequate to specifics of modern expert activity. The quality as the interdisciplinary characteristic is focused on the result which is accessible at a combination of higher education qualified orientation advantages and the academic professional orientation. It is claimed in the article that the quality management in educational system, focused on result, demands content determination of two categories: learning experience, learning quality. This problem is considered on the example of students' foreign language training.

Key words: learning experience, learning quality, competences, readiness.

Статья поступила в редакцию 20/X/2017.

The article received 20/X/2017.

* Khramtsova Anna Borisovna (ash-wave@yandex.ru), Department of Foreign Languages and Professional Communication, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.