Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОРПУСНОГО ПОДХОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ'

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОРПУСНОГО ПОДХОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПУСНЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меркулова Татьяна Константиновна, Галкина Анастасия Александровна

В данной статье рассматривается такое направление в педагогике, как лингвопедагогика, особенности ее применения на занятиях по иностранному языку (английскому), а также актуальность использования корпусного подхода, принимающего во внимание личность учащегося вуза, языковые навыки и профессиональную направленность. Корпусный подход в обучении иностранного (английского) языка рассматривается как одно из средств развития познавательного интереса учащихся. Сформулированы и доказаны в ходе экспериментальной работы педагогические условия, способствующие эффективному росту познавательного интереса, как значимого фактора совершенствования образования, у обучающихся на курсах иностранного (английского) языка. Основная цель исследования заключалась в том, чтобы выявить, как разные подходы к обучению иностранному (английскому) языку могут влиять на познавательную деятельность учащихся при изучении тем "Моя будущая профессия". "Какая у тебя профессия в будущем", "Популярные профессии в настоящее время", и как мотивация изучения иностранной лексики связана с корпусным подходом. Применяя индивидуальный подход к языковым возможностям учащихся, обращаясь к корпусному направлению в обучении иностранному языку, разработан ряд упражнений, принимающих во внимание разные языковые навыки учащихся. Экспериментальная работа проводилась в три этапа, был разработан ряд упражнений, учитывающих разные языковые навыки учащихся, применяющих индивидуальный подход к языковым возможностям учащихся. В ходе проведенного эксперимента была подтверждена гипотеза, что применение корпусного подхода способствует активации познавательного интереса учащихся. При анализе результатов было выявлено, что знания студентов контрольной группы (их качество, успеваемость в целом), а также активность их участия в учебе и самостоятельность в процессе работы с учебным материалом претерпели серьезные изменения. Успеваемость всех студентов первой экспериментальной группы увеличилась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING A FOREIGN LANGUAGE USING THE CORPUS APPROACH FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY

This article discusses such a direction in pedagogy as linguopedagogy, the peculiarities of its use in the classroom in a foreign language (English), as well as the relevance of using the corpus approach, which takes into account the personality of a university student, language skills and professional orientation. The corpus approach in teaching a foreign (English) language is considered as one of the means of developing the cognitive interest of students. Pedagogical conditions were formulated and proved in the course of experimental work, contributing to the effective growth of cognitive interest, as a significant factor in improving education, among students of foreign (English) language courses. The main goal of the study was to identify how different approaches to teaching a foreign (English) language can influence the cognitive activity of students when studying the topics "My future profession". "What is your profession in the future", "Popular professions at the present time", and how the motivation for learning foreign vocabulary is associated with the corpus approach. Applying an individual approach to the language capabilities of students, turning to the corpus direction in teaching a foreign language, a number of exercises have been developed that take into account the different language skills of students. The experimental work was carried out in three stages, a series of exercises was developed, taking into account the different language skills of students, applying an individual approach to the language capabilities of students. In the course of the experiment, the hypothesis was confirmed that the use of the corpus approach promotes the activation of the cognitive interest of students. When analyzing the results, it was revealed that the knowledge of the students of the control group (their quality, academic performance in general), as well as the activity of their participation in studies and independence in the process of working with educational material have undergone significant changes. The progress of all students of the first experimental group has increased.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОРПУСНОГО ПОДХОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ»

5. Зимняя И.А., Компетенция - компетентность: субъектная трансформация / И,А. Зимняя//Акме-ОЛОГИЯ. - 2010. - № 2. - С 47-51.

6. Зимняя И.Д., Компетентностный подход. Какого его место е системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологи-ческий аспект) / И.А. Зимняя / Высшее образование сегодня. - 2006. - №8. - С. 20-26.

7. Кряжев А. ВЦИОМ увидел снижение политической активности до минимума за 17 лет / Сайт РБК: https://www.rbc.ru/politics/02/08/2021 / 61052d699a7947d73c58f35b (дата обращения: 25.09.2021).

8. Леонтьев А.Н., Деятельность, Сознание.Личность / А,Н. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. -304 с

9. Лубский A.B., Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности е российском обществе / A.B. Лубский // Гуманитарий Юга России. - 2017. - №1. - С. 42-59.

10. Медведев И.Ф., Концепция самообразования: основные понятия и структура / И.Ф, Медведев // Теория инновационной деятельности. -С 42-46.

11. Михайлова О.В. Повышение потребности в самообразовании студентов как ведущая проектная идея / О.В, Михайлова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. -№3.-С. 80-82.

12. Онушкин 8.Г., Огарев Е.И.Г Проблема грамотности в контексте социальных перемен / В.Г. Онушкин, В.Г. Огарев // Человек и образование. -2006,- №8-9,-С. 44-49.

13. Рыжко ß.A. Научные концепции: социокультурный, логико-гносеологический и практический аспекты / В.А. Рыжко / Монография. - Киев: Наукова думка, 1985. - 182 с.

14. Тулькибаева Н.Н., Методические основы обучения учащихся решению задач по физике: авто-реф. дис.... д-ра пед. наук. - Л., 1989. - 32 с.

15. Шарова Т.М., Москальова Л.Ю., Ретроспектив-ний анал!з розвитку ¡нформащйного суспгпьства / Т.М. Шарова, Л.Ю. Москальова //Актуальные научные исследования в современном мире. - 2018. - Т.7. - №39. - С. 31-35.

16. Beschasnaya Albina, Sidorov N. Information And Communication Aspects Of The Formation Of Political Consciousness / 19th PCSF 2019 Professional Culture of the Specialist of the Future. 2019,- P.179-185, DOI: 10.15405/epsbs.2Q19.12.20

1 7. Gerova N.V. Methodological Approaches to the Formation of Digital Competence Among Students of Pedagogical Universities / N.V. Gerova N.V. // International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects". 2020. -P.794-799. DOI: 10.2991/assehr.k.200509.141

18. Hopkins Neil, Coster W, The Levellers, political literacy and contemporary Citizenship education in England //Education Citizenship and Social justice. 2018.14(1).- P. 114. DOI: 10.1177/1746197918760084

19. Sharov S. The structure of social competence of students in pedagogical university as a scientific problem / S, Sharov // Science and Education a New Dimension. Humanities arid Social Sciences. Vll(35), 213,2019 Dec. - P.54-56. 001:10.31174/SEN D-HS2019-213VII35-12

20. Urban В., Joubert G.CD.S. Multidimensional and comparative study on intellectual capital and organisational performance // Journal of Business Economics and Ma nagement. 2017. №18(1). P. 84-99. DOI:] 0.3846/16111699.2016.1255990

21 .Zakharova 1. Political Values And Political Activity Of University Students / 18th PCSF 2018 Professional Culture of the Specialist of the Future. 2018.- P.1620-1625. DOI: 10.15405/epsbs.2018.12.02.173

OJ ftj О OJ

M

Q-

Ш ct;

О

ir X

CO

¿I 2

s

291

TEACHING A FOREIGN LANGUAGE USING THE CORPUS APPROACH FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' COGNITIVE A CTIVITY

Merkulova Tatyana Konstantinovna, PhD of Pedagogical sciences, Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk Galkina Anastasia Alexandrovna, Lecturer, Tetrika School, Moscow

This article discusses such a direction in pedagogy as linguopedagogy, the peculiarities of its use in the classroom in a foreign language (English), as well as the relevance of using the corpus approach, which takes into account the personality of a university student, language skills and professional orientation. The corpus approach in teaching a foreign (English) language is considered as one of the means of developing the cognitive interest of students. Pedagogical conditions were formulated and proved in the course of experimental work, contributing to the effective growth of cognitive interest, as a significant factor in improving education, among students of foreign (English) language courses. The main goal of the study was to identify how different approaches to teaching a foreign (English) language can influence the cognitive activity of students when studying the topics "My future profession". "What is your profession in the future" "Popular professions at the present time" and how the motivation for learning foreign vocabulary is associated with the corpus approach. Applying an individual approach to the language capabilities of students, turning to the corpus direction in teaching a foreign language, a number of exercises have been developed that take into account the different language skills of students. The experimental work was carried out in three stages, a series of exercises was developed, taking into account the different language skills of students, applying an individual approach to the language capabilities of students. In the course of the experiment, the hypothesis was confirmed that the use of the corpus approach promotes the activation of the cognitive interest of students. When analyzing the results, it was revealed that the knowledge of the students of the control group (their quality, academic performance in general), as well as the activity of their participation in studies and independence in the process of working with educational material have undergone significant changes. The progress of all students of the first experimental group has increased.

Keywords: corpus approach; individual approach; cognitive activity; language pedagogy; vocabulary enrichment.

DOI 10.24923/2222=243X2022=44.53

УДК372.881.111.1 ВАК РФ 5.8.2/13.00.02

Ф Меркулова Т.К., 2022 0 Гщлкина А. А., 2022

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОРПУСНОГО ПОДХОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

в данной статье рассматривается такое направление в педагогике, как лингво-педагогика, особенности ее применения на занятиях по иностранному языку (английскому), а также актуальность использования корпусного подхода, принимающего во внимание личное ть учащегося вуза, языковые навыки и профессиональную направленность. Корпусный подход в обучении иностранного (английского) языка рассма тривае тся как одно из средств развития познава тельного интереса учащихся. Сформулированы и доказаны в ходе экспериментальной работы педагогические условия, способствующие эффективному росту познавательного интереса, как значимого фактора совершенствования образования, у обучающихся на курсах иностранного (английского) языка. Основная цель исследования заключалась в том, чтобы выявить, как разные подходы к обучению иностранному (английскому) языку могут влиять на познавательную деятельность учащихся при изучении тем "Моя будущая профессия". "Какая у тебя профессия в будущем' "Популярные профессии в настоящее время ", и как мотивация изучения иностранной лексики связана с корпусным подходом. Применяя индивидуальный подход к языковым возможностям учащихся, обращаясь к корпусному направлению в обучении иностранному языку, разработан ряд упражнений, принимающих во внимание разные языковые навыки учащихся. Экспериментальная работа проводилась в три этапа, был разработан ряд упражнений, учитывающих разные языковые навыки учащихся, применяющих индивидуальный подход к языковым возможностям учащихся. В ходе проведенного эксперимента была подтверждена гипотеза, что применение корпусного подхода способствует активации познавательного интереса учащихся. При анализе результатов было выявлено, что знания студентов контрольной группы (их качество, успеваемость в целом), а также активность их участия в учебе и самостоятельность в процессе работы с учебным материалом претерпели серьезные изменения. Успеваемость всех студентов первой экспериментальной группы увеличилась.

Ключевые слова: корпусный подход; индивидуальный подход; познавательная активность; языковая педагогика; обогащение словарного запаса.

МЕРКУЛОВА Татьяна Константиновна, кандидат педагогических наук, Липецкий государственный педагогический университет, Липецк

ГАЛКИНА Анастасия Александровна, преподаватель, школа Тетрика, Москва

Введение

Современные методы обучения иностранному языку постоянно совершенствуются в направлении от традиционных подходов к поиску новых, эффективных, практико-ориентированных методов обучения. Преподаватель стремится найти новые подходы в целенаправленном и упорядоченном процессе организованной деятельности учащихся, В целях овладения востребованными знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретения опыта в определенной деятельности, развития способностей, получение опыта применения знаний 6 жизни, формирование мотивации учащихся к получениюобразования в течение всей жизни, формирование мотивации учащихся к получению образования в течение всей жизни, изучение иностранного языка будет интереснее и эффективнее во время самореализации. Активная учебно-познавательная деятельность обучающихся определена как одно из основных требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [1].

Образование, стараясь соответствовать требованиям общества, содействует его развитию. Сегодня можно с большой уверенностью утверждать, что интерес к овладению иностранными языками остается повышено стабильным и во многих случаях даже растет. Но сам

процесс изучения иностранного языка в связи с первыми трудностями ставит как перед преподавателем, так и перед учащимися массу вопросов, требующих незамедлительного решения [3]. Например, поддержание языка путем общения, перспективы роста, продолжение образования вне учебного заведения, обогащение словарного запаса, овладение иноязычной культурой.

Направление нашего исследования, прак-тико-ориентированной работы, заключается в изучении возможностей языковой педагогики на занятиях по иностранному (английскому) языку, а также в активном использовании методов корпусной лингвистики. Корпусный подход в обучении иностранному языку - инновационный подход к обучению, способствующий обогащению словарного запаса, расширению языковых возможностей учащихся.

Известно, что на протяжении всей истории развития педагогической науки стоял вопрос, как научить того, кто не хочет учиться. В поисках ответа на этот вопрос все более активно и разносторонне ставится и разрабатывается проблема процесса развития и формирования познавательного интереса учащихся к изучению конкретного учебного предмета.

Принято считать, что к составляющим познавательного интереса относят содержание учебного предмета, учебные пособия, методы обучения, формы организации обучения, виды познавательной деятельности, личность учителя, материальные условия обучения и другие факторы (совместное творчество, путешествия и др.).

Педагогическая наука продолжает развиваться, поскольку учебная деятельность, в которой возникают различные ситуации взаимодействия преподавателя иучащихся, ставит все новые и новые вопросы в поисках подходов, определяющих широкое использование и варьирование различных методов, приемов, форм и средств обучения.

Использование различных подходов языковой педагогики на занятиях по иностранному языку, с применением корпусного подхода, представляет собой стимулирующую образовательную среду, ориентированную на внутреннюю и внешнюю мотивацию обучающихся; развитие познавательного интереса; индивидуализацию обучения; активность самого учащегося, обратную связь преподавателя со студентом, в том числе в рамках эффективного исправления ошибок.

Теоретические основы. Интерес к познанию и самопознанию как выражение внешних

и внутренних возможностей объективной и субъективной сторон коллективной учебной деятельности является важным фактором совершенствования обучения, о чем свидетельствуют работы Л И. Божович, А.К, Маркова, П.И. Пидкэсистого, Г. Щукиной и др.

Анализ научной литературы позволяет говорить о многозначности понятия "познавательный интерес". Более общее определение понятия было разработано Г.И. Щукиной. Автор определяет познавательный интерес как "избирательную целеустремленность личности, ориентированную на сферу познания, на его предметную сторону и на сам процесс овладения знаниями" [6, с 110].

Мы выдвигаем следующий исследовательский вопрос: как поддержать развитие познавательного интереса у изучающих иностранный язык? Каковы возможные методы, способы, средства и формы обучения на иностранном языке поддерживают мотивацию учащихся развивать познавательный интерес для изучаемых иностранных языков? Основная проблема нашего исследования: каковы педагогические условия, способствующие продуктивному развитию познавательного интереса учащихся на занятиях по иностранному (английскому) языку?

Формулировка данного вопроса исходит как из первых трудностей, возникающих при изучении иностранного языка, трудностей, определяющих нежелание студентов продолжать его изучение, так и самого процесса в решении постановки актуальных учебных задач, Так как именно первые трудности и неудачи негативно способствуют тому, что составляет большой разрыв, который сложно преодолеть в дальнейшем приобретении знаний [21,28,12]. Актуальный вопросдля любого преподавателя иностранного языка формулируется самим процессом работы: Как построить учеб ны й п роцесс, подде ржи ва ющи й стрем-ление и интерес к обучению, позволяющий компенсировать первые трудности и неудачи?

Как правило, при обучении иностранному языку преподаватели часто следуют дидактическому направлению, точнее - лингводидак-тическому, которое сочетает в себе теорию и практику обучения иностранному языку, а также обучение возможностями учебного курса иностранного языка. Но, следует признать, что в курсе иностранного языка есть еще такая задача, как обучение средствами учебного курса иностранного языка. Именно эта задача открывает такое новое направление в педагогике, как язык [4] - языковая педагогика.

Таким образом, когда вопрос касается воспитания патриотизма на занятиях по иностранному языку, повышения мотивации учащихся, учета и развития индивидуальных стилей обучения, а также технологий активизации обучения как познавательной деятельности - все это и многое другое можно отнести к такому направлению в методике обучения, как языковая педагогика. По мнению Радисла-ва Петровича Мильруда, языковая педагогика есть невидимое обучение- внешне невидимое, но очень важное действие, обеспечивающее успешность образовательного процесса [4]. Это направление ориентировано больше на воспитание личности по принципу активного обучения.

Одной из задач обучения является обогащение речи и развитие мышления учащихся. Разнообразие словарного запаса иесть показатель не только речи, а и общей умственной зрелости [13]. Слова называют предметы реальности и выражаюто ней представление, помогают мыслям человека соединиться со объективной реальностью. Учебная работа, предназначенная для обогащения словарного запаса и соответственно развития речи студентов, направлена на: 1) восприятие и осознание значения изученных слов,оттенков значений,системных отношений, лексической сочетаемости и фразеологических единиц; 2) формирование и развитие умения интерпретировать значение слова и определять основные признаки употребления того или иного слова в речи; 3) формирование и развитие умения правильно употреблять слова в речи при формировании собственных стратегий поведения в речи.

Следует также отметить, что термин "лексикон" означает систему знаний о лексических единицах, лексических значениях и их правильном употреблении в речи [1],

Опираясь на различные подходы влингво-педагогике, а не на лингводидактику, преподаватель дает возможность учащимся развивать критическое мышление, приходить к собственным выводам в ходе урока по конкретной теме, так как на занятиях с применением различных подходов в лингвопедагогике происходит формирование личности, ценится, прежде всего, студент.

Методы, Целью нашего исследования было выявить и реализовать педагогические условия, формирующие продуктивное развитие познавательного интереса студентов, изучающих иностранный (английский) язык [19].

Мы исходили из того, что развивать познавательный интерес учащихся на занятиях по

иностранному (английскому) языку можно продуктивно, если следовать определенным педагогическим условиям:

1) принятие во внимание индивидуальных особенностей учащихся при организации занятий по иностранному языку;

2) использование корпусного подхода на занятиях по иностранному языку как средства активной мыслительной деятельности учащихся и эффективной организации взаимодействия преподавателя и учащихся.

Например, при использовании корпусного направления в обучении иностранному языку для специальных целей разрабатывается ряд упражнений,учитывающих разные языковые навыки учащихся, применяющих индивидуальный подход к языковым возможностям учащихся.

Проведенная экспериментальная работа в области становления познавательного интереса у студентов, изучающих иностранный (английский) язык средствами корпусного подхода и проблем, связанных с этим, была осуществлена в Липецком педагогическом университете у студентов-первокурсников с будущей технологической специализацией. Для чистоты эксперимента студенты, изучающие иностранный (английский) язык, были разделены поровну на две группы: 1-я группа - Экспериментальная (11 человек) И 2-я группа - контропьная (11 человек), всего 22 студента. Все, кто участвовал в эксперименте, присутствовали на всех занятиях.

Перед проведением исследования необходимо было определитьуровень владения языком у студентов первого курса вуза, что предполагает равное количество учебных часов по непрофильным дисциплинам, в том числе английскому языку. Для выявления языковых навыков было предложено два теста — тест из учебника "Языковое тестирование на практике" [7] и тест по чтению [1 б]. Необходимо было выявить у учащихся хорошо развитые языковые навыки на иностранном языке в разделе чтения и понимания текста, а также умение работать с заданиями по тексту на основе текстовой лексики и словарного запаса учащихся. По результатам этих тестов студенты были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную.

В экспериментальной группе учащиеся изучали новые темы с использованием методов корпусного подхода, в контрольном классе изучение тем происходило на основе индивидуального подхода сучетом языковых возможностей отдельного учащегося.

Перед началом эксперимента, во время и в конце эксперимента у студентов проводилось тестирование на определение уровня познавательного интереса.

Применяя корпусное направление в обучении иностранному языку для специальных целей, был разработан ряд упражнений, учитывающих разные языковые навыки учащихся, применяющих индивидуальный подход к языковым возможностям учащихся [24].

На основе текстов был представлен ряд упражнений разного языкового уровня, как традиционных, так и с применением корпусного подхода. Источниками послужили Корпус современного американского английского и учебное пособие "Технологии отделочных работ" [2].

Результаты. Студенты были из одной группы, но с разным уровнем владения языком. Они были разделены на две подгруппы. Каждый учился в отдельном классе три недели, с двумя дополнительными занятиями в основном расписании. Занятия в двух подгруппах проводились параллельно. Подача материала сильно различалась в двух подгруппах, поэтому при занятиях на основе корпусного подхода учитывалась скорость усвоения нового материала, допускалось возможное отклонение от запланированного на занятие времени или материала [20]. Учитывались психические особенности учащихся. В ходе эксперимента студентам объясняли, что в их возрасте уже можно учиться в колледже, и, если бы не их выбор остаться в вузе, они уже могли бы пройти обучение в колледже или техникуме и получить будущую профессию. [18, 23] Одной из самых востребованных профессий на сегодняшний день является профессия строителя-отделочника [15). Все материалы, предлагаемые студентам, были связаны со строительно-отделочными работами. Каждое занятие длилось не более полутора часов, что соответствует продолжительность обычного обучения в вузе. Целью занятий было обогащение словарного запаса студентов с использованием традиционных методов,а также корпусного подхода при обучении иностранному языку, В каждой из подгрупп было объявлено, какой подход будет использоваться в аудитории. Студентам было предложено внимательно выполнять все задания и задавать вопросы, если что-то было непонятно. Было объявлено, что по окончании эксперимента будет проведено анкетирование и проведена беседа с преподавателями и учащимися.

Две подгруппы работали в двух разных аудиториях с разным материальным оснаще-

нием, Подгруппа, работавшая над корпусными материалами, выполняла задание в классе, оборудованном компьютерами, где каждый студент сидел за отдельным компьютером [25, 22], В подгруппе, где занятия строились на основе традиционного обучения, допускается использование печатных слова ре и. Каждое выполненное задание оценивалось отдельно в каждой подгруппе. Учет успеваемости велся по каждому заданиюдля каждого студента. Вкаждой подгруппе работал преподаватель с большим стажем (более 10 лет) в области преподавания иностранный язык. Каждое выполненное задание оценивалось по таблице (табл. 1).

Таблица 1 - Критерии оценок

Выполнение задания Баллы

Выполнение задания без ошибок 5

Выполнение задания с 1 или 2 ошибками 4

Выполнение задания с 3-4 ошибками 3

Выполнение задания с 5 или 6 ошибками 2

Выполнение задания с 7 и более ошибками 1

Для каждого студента отображалось общее количество баллов за все задания. Также выводился средний балл за одно исследование -количество баллов/количество уроков. Высокий результат коррелировал с высоким уровнем познавательного интереса учащихся [5].

Студенты были протестированы до, во время и после эксперимента. Результаты испытаний обрабатывали согласно таблице [5],

Входе нашего исследования основной целью была необходимость определить, как разные подходы к обучению иностранному (английскому) языку оказывают влияние на успеваемость учащихся при изучении раздела "Моя будущая профессия"и темы "Какая у тебя профессия в будущем", "Популярные профессии в наше время", а также как мотивация к изучению иностранного языка связана с прикладным подходом к обучению [31].

Экспериментальная работа проводилась в три этапа:

1. На констатирующем этапе осуществлялась первичная диагностика уровня сформи-рованности познавательного интереса студентов к иностранному (английскому) языку. Диагностические разработки для определения уровня развития познаватепьного интереса у студентов были основаны на основе работ Г.И. Щукиной [б] Результаты диагностики степени развития познавательных интересов у студентов строительной специальности на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице (табл. 2).

Таблица 2 - Результаты диагностирования направленного развития познавательного

интереса у студентов 1 го курса вуза (специальность "Технология") (с указанием этапа эксперимента)

Максимальное количество баллов - 30

Наименование групп Количество баллов

0-14 15-23 24-30

Уровень познавательного интереса

Ниже Средний Выше

среднего среднего

1 группа - 2 5 4

экспериментальная

2 группа - 1 6 4

тестируемая

Всего 3 11 8

На основании анкетирования и бесед со студентами и преподавателями нами были выделены два показателя, отмеченные как способствующие и помогающие изучению иностранного (английского) языка: 1) профессиональная направленность (выбор будущей профессии); 2) личностно-ориентированный интерес.

2, На формирующем этапе эксперимента во время практических занятий студентов по иностранному (английскому) языку была внедрена авторская методика [2] по овладению иностранным языкомс использованием корпусной лингвистики.

Цель формирующего эксперимента - реализовать эффективность педагогических условий развития познавательного интереса студентов вуза, изучающих иностранный (английский) язык, средствами корпусного подхода. Формирующий эксперимент проводился со студентами вуза экспериментальной группы (табл.3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Разработать конспект лекций на тему "Будущая профессия - отделочник" с учетом педагогических условий, направленных на развитие познавательного интереса обучающихся к иностранному (английскому) языку средствами корпусного подхода.

2. Внедрить разработанные экспериментальные исследования в педагогический процесс и проанализировать эффективность их испол ьзования.

3. Третий, контрольный этап эксперимента позволил подтвердить сформулированную гипотезу (табл.4).

Обсуждение. Ка ч е ств о о рга н и з а ц и и образовательного процесса сегодня во многом определяется самостоятельным поиском учителя [26]. Эффективность этих поисков определяется тщательным наблюдением и тесным контактом преподавателя за результатами работы студентов в образовательном процессе [30, 27].

Грамотно и правильно организованная образовательная среда помогает и способствует развитию познавательного интереса к обучению иностранному языку. Реализуемое стремление к получению знаний, к реализации своих способностей является практическим подтверждением сохранения мотивации учащихся [14, 8],

Используя различные подходы в языковой педагогике при изучении иностранных языков, в первую очередь следует отметить, что обучение должно сочетаться с образованием.

Таблица 3 - Классификация заданий по видам обучения

Группа 1 2

Традиционное обучение Задания, направленные на чтение и перевод предложенного текста. Упражнения для начального уровня профессионального английского Задания, направленные на чтение и пересказ вышеприведенного текста. Упражнения для уровня и рремп1е плеске п рофессионал ьного английского языка

Обучение с использованием корпусного подхода Образцы упражнений на основе корпусного подхода Образцы упражнений на основе корпусного подхода

Всего 7 7

Таблица 4 - Результаты обработки диагностики уровня развития познавательного интереса у студентов 1-го курса вуза (специальность "Технология") (контрольный этап эксперимента)

Максимальное количество баллов - 30

Количество баллов

Наименование групп 0-14 15-23 24-30

Уровень познавательного интереса

Ниже Средний Выше

среднего среднего

1 группа- - 4 7

экспериментальная

2 группа - 1 6 4

тестируемая

Всего 1 10 11

Во-первых, использование языкового корпуса на занятиях по иностранному языку обеспечивает индивидуальный подход к способностям учащихся, а также обучение в одной группе учащихся с разными познавательными способностями и разными языковыми навыками по изучаемому предмету.

Во-вторых, корпусной подход направлен на практическое и теоретическое знание иностранного языка с учетом интересов и будущей профессии учащихся [11], а также включает в себя возможность самостоятельного выбора или изменения уровня сложности иностранного языка, программу обучения языку на любом этапе обучения [29].

Использование корпусного подхода на занятиях по иностранному языку выступает в качестве нового направления в методике обучения иностранным языкам. Классы, как отмечалось выше,отличаются особым подходом к преподаванию языкового материала.

Использование корпусного подхода требует от преподавателя специальной подготовки к занятиям. Подбирать и самостоятельно разрабатывать упражнения необходимо на основе изучения и понимания материала языкового корпуса. Материал должен быть тщательно отобран из языкового корпуса.

Помимо того, что преподаватель выступает в роли организатора занятия, он во время дискуссии делает уточняющие замечания, задает наводящие вопросы,концентрирует внимание на нестандартном мнении участников, поднимает спорные вопросы, избегает напряжения.

Во-первых, преподаватель должен убедиться, что учащиеся сделали правильный выбор в выборе лингвистического корпуса, чтобы решить поставленные перед ними задачи.

Далее, преподавателю следует помнить, что формирование грамматических и лексических навыков с помощью лингвистического корпуса в рамках решения проблемных задач возможно в рамках проблемного подхода.

Проблемный подход активизирует речевое мышление учащихся при формировании ЯЗЫКОВЫХ навыков и развитии речевых навыков,

В процессе реализации проблемных подходов учащиеся являются первооткрывателями, создателями и авторами правил языка и шаблонов, Знания, полученные учащимися на основе проблемного обучения, верны и быстро усваиваются.

Студенты не используют готовые распечатки, иллюстрирующие употребление того или иного слова, сами ищут необходимую информацию по употреблению слов в Интернете, используя лингвистический корпус и обрабатывая полученные данные. Это необходимо для формирования у учащихся стратегий языкового образования и самообразования

Следует учитывать несколько важных моментов при использовании лингвистического корпуса.

Во-первых, до того, как учащиеся смогут поработать с программой конкорданса (программа, позволяющая анализировать большие массивы текста с целью выявления закономерностей употребления в языке слов или выражений) преподаватель должен подготовить печатные варианты поисковых результатов для последующих анализов, заранее опустив сложные примеры, чтобы лучше усвоить материал. Процесс сопоставления и анализа невозможен, если не будет основных навыков работы с Интернетом и не будет умения пользоваться программами Интернета.

Во-вторых, проведя необходимые исследования на базе лингвистического корпуса и конкорданса студенты, блестяще справившиеся с поставленными задачами и самостоятельно разобравшиеся в том или ином аспекте языка, должны поработать с грамматикой или учебником, где представлены сами изученные правила. Как бы хорошо студенты ни проработали поставленные задачи, уверенность в знаниях возрастает, если они будут подтверждены научными и учебными материалами.

В-третьих, изучая языковые исследования, учащиеся находятся в самом центре занятий, В то же время преподаватель непосредственно контролирует их исследование, поскольку учащимся могут понадобиться консультации эксперта, чтобы определить грамматические правила или языковые модели, Таким образом, при изучении данных конкорданса препода-ва тел и должны помоч ь студентам увидеть п ра-вильные закономерности.

В-четвертых, ставя определенные задачи перед учащимися, преподаватель в первую очередь должен изучать результаты поисков в лингвистическом корпусе, а затем определить лингвистический корпус, необходимый для выполнения поставленных задач.

Заключение

При анализе результатов было выявлено, что знания студентов контрольной группы (их качество, успеваемость в целом), а также активность их участия в учебе и самостоятельность в процессе работы с учебным материалом претерпели серьезные изменения. Успеваемость всех студентов первой экспериментальной группы увеличилась на 43% и достигла 63%. Успеваемость всех студентов во втором опыте не изменилась, показатели остались равными 37%. Однако за счет повышения успеваемости студентов первой группы увеличилось и общее количество положительных уровней. Таким образом, 50% студентов владеют на уровне "выше среднего".

Такой подход позволил установить, что, говоря об учебной программен саморазвитии при изучении иностранного языка, студенты чаще всего относят творческие задачи (88,7%), приобретение коммуникативных навыков (97,6%), повышение информационной грамотности, (87,6%).

Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что на преподавателе лежит большая ответственность за обучение, воспитание и развитие учащихся. Преподаватель должен знать особенности каждого ученика и уметь выбрать правильный подход к работе со студентами.

Становление познавательного интереса у изучающих иностранный (английский) язык с использованием корпусного подхода успешно реализует индивидуальный подход к обучающимся.

В работе и профессиональном росте самого педагога такой подход представляет собой активный поиск нестандартных решений педагогических задач.

Использование корпусного подхода является стимулирующей образовательной средой, помогает развить волевую сферу личности учащегося, оттачивает навыки самостоятельности и усидчивости, а сам материал интересен для изучения.

Важную роль в развитии познавательного интереса играют определенные в статье педагогические условия, которые влияют на процесс обучения, они выступают внешними обстоятельствами развития познавательного интереса у учащихся.

Критерии развития познавательного интереса у изучающих иностранный язык будут зависеть от того, насколько грамотно преподаватель может:

- применять разные методы, способы, средства и формы обучения иностранному языку поддерживая мотивациюучащихся изучающих иностранный язык и тем самым способствуя развитию познавательного интереса;

- оценить выполнение работы учащихся.

Таким образом, использование иностранного языка на занятиях, учитывая индивидуальные особенности учащихся и применение корпусного подхода, является эффективным средством организации взаимодействия преподавателя и учащихся, средством активной мыслительной деятельности учащихся.

Кроме того, использование корпусного подхода способствует развитию профессионального мышления преподавателя-лингви-ста.

Литература:

1. Артеменко Н.А. Обогащение словарного запаса учащихся с опорой на идеографический подход / / Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. -2014. -С. 53-59.

2. Галкина А.А. Английский язык для строительных специальностей. Технологии отделочных

работ: учебное пособие для СПО/ А.А. Галкина, -СПб.; Лань, 2020. - 124 с. ISBN 978-5-8114-5628-4

3. Леушина Н.В. Учебно-познавательна я компетенция студентов: когнитивный аспект II PRIMO ASPECTU. - 2018, - № 3(35), - С, 57-62

4. Мильруд Р.Г1, Уроки языковой педагогики: между прошлым и будущим, 2018: http:// i yazy ki, pros v. ru/2 018/10/гл i I ru d/

5. Непахова Е.6, Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы//Наука и школа. - 2014. - N'2. - С. 207-211.

6. Щукина Г,И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: учебное пособие. - М.: Педагогика, 1988, - 208 с.

7. Bachman L, & Palmer A. Language testing in practice, Oxford; Oxford University Press, 1996. htips:/ /octovany.fi les. word press.с о in/2 013/12/laitguage-testing-in-practice-bachman-palmer.pdf

8. Brian, Starfield Sue The Handbook of English of Specific Purposes, USA, 3,2012. P. 127-135.

9. Canaie M. & Swain M Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing. Applied Linguistics, 1,1980. P. 1-47.

10. Corpus of Contemporary American English: https77www.englisli-cofpora.org/coca/

11. Council of Europe Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment, Cambridge: Cambridge University Press, 2001

12. Devi S. & Qiqiehi S. The relationship between English language proficiency, academic achievementand self-esteem of non-native-English-speaking students, 2016.

13. Ellis, R. The study of second language acquisition (2nd ed.). Oxford University Press, 2008.

14. Fitzpatrick, A., & O'Dowd, R. English at Work: The International Research Foundation for English Language Education report, 2012

15. Hutchinson Tom &Waters Alan English for Specific Purposes, New York, 2, Paltridge, 1987. P. 42-52.

16. IE LTS Rea d i n g te s11,2020 https://d ri ve. goog le.co m/ fi!e/d/1fd2quQOWMmUHIToVMXpYNf9aM3flO/view

17. international Education Studies, 9(5), P. 147-155. https://doi.org/10.5539/IES.V9N5P147

18. Kassim H. & Ali F. English communicative events and skills needed at the workplace: Feedback from the in dustry. Englis h for Specific Purposes, 29(3), 2010. P. 168-182.

19. Khalifa H. & Docherty C. Investigating the impact of international assessment: A convergent parallel mixed methods approach, in Moeller, A, Creswell,) and Seville, N (Eds) Second Language Assessment and Mixed, 2016.

20. Little, D. Language Learner Autonomy: Some Fundamental Considerations Revisited. International Journal of Innovation in Language Learning and Teaching, 1(1),2007. P 14-29. https://doi.org/l0.2167/ ¡НЮ40.0

21. Methods Research (Studies in Language Testing, volume 43), Cambridge: Cambridge University Press, 2016. P, 269-295.

22. McKee, G., Malvern, D., & Richards, B. Measuring vocabulary diversity using dedicated software. Literary and Linguistic Computing, 15(3), 2000. P. 323-337. https://doi.Org/10.1093/llc/15.3.323

23. Omaggio, A. Teaching language in context: Proficiency-oriented instruction. Heinle & Heinle, 1986.

24. Pauw, j. B., Gericke, N., Olsson, D., & Berglund,T. The effectiveness of education for sustainable development. Sustainability, 7(11), 2015. P. 15693-15717. https://doi.org/10.3390/su71115693

25. Pennington, M. Teaching Languages with Computers: State of the Art. {Series in Computer-Assisted Language Learning 1), 1989.

26. Reeve, J,, & Jang, H, What teachers sayand do to support students' autonomy during a learning activity. Journal of Educational Psychology, 98(1),

2006. P. 209-214. https://doi.org/10.1037/0022-0663.98.1.209

27. Stapleton, P., & Shao, Q. Research in language teaching over two decades: A retrospective of the first 20 volumes of Language Teaching Research. LanguageTeaching Research, 22(3), 2017.350-369 p. https://doi.org/10.1177/1362168816688929

28. Tomlinson, B. (Ed.). English language teaching materials: A critical review. Continuum, 2008.

29.Tomlinson, B., &Masuhara, H.The complete guide to the theoryand practice of materials development for language learning. Wiley Blackwell, 2017.

30. Weir, C J, Vidakovic, I & Galaczi, E D Measured constructs: A history of the constructs underlying Cambridge English examinations 1913-2012 (Studies in Language Testing, volume 37), Cambridge: Cambridge University Press, 2013.

31. Widodo H.P. S, Pusporini R. Materials design: English for specific purposes. (ESP), Muenchen. P., 201 O.P.I 47-160.

OJ

tu

О

OJ

M

Q-

Ш ct;

О

ir X

CO

THE USE OF COACHING TECHNOLOGIES TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF THE PROCESS OF FORMING THE READINESS OF FUTURE MA NA GERS FOR PROJECT MA NA GEMENT

Mutuskhanov Islam Sultanovkh, Postgraduate Student, Senior Lecturer, Grozny State OH Technical University named after Academician M.D. MiHionshchikov, Grozny, Chechen Republic

The purpose of the study is to substantiate the possibility of using coaching technology to form the readiness of future managers for project management. Scientific novelty iies in the description of the focus of coaching methods on project management and their application in the formation of the universal competence of students - the development and implementation of projects. The results of the study ate a description of the use of coaching technology for the development of projects and the formation of the readiness of future managers to apply coaching methods in their future professional activities. The ratio of coaching methods and types of projects is presented, the application of these methods within the discipline "Strategic Management" for students of the 3rd year of professional training in the direction 38.03.02 Management is shown. The effectiveness of this technology is substantiated on the basis of comparative measuring procedures for students.

Keywords: coaching technology; future managers; project management; timeline; coaching wheel; pyramid of logical !e vels

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.54

s

299

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧ-ТЕХНОЛОГИИДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ К УПРАВЛЕНИЮ

ПРОЕКТАМИ

Цель исследования - обоснование возможности использования коуч- технологии для формирования готовности будущих менеджеров к управлению проектами. Научная новизна состоит в описании направленности методов коучинга на управление проектами и их применения в формировании универсальной компетенции студентов - разработка и реализация проектов. Результатами исследования является описание применения коуч-технологии для разработки проектов и формирования готовности будущих менеджеров использовать коуч-методы в будущей профессиональной деятельности. Представлено соотношение коуч-методов и разновидностей проектов, показано применение данных методов в рамках дисциплины "Стратегический менеджмент"у студентов 3 курса профессиональной подготовки по направлению 38.03.02 Менеджмент. Обоснована результативность данной технологии на основе сравнительных измерительных процедур у студентов.

Ключевые слова: коуч-технология; будущие менеджеры;управление проектами; линия времени; колесо коучинга; пирамида логических уровней.

УДК 378

ВАК РФ 5.8.7/13.00.08

0 Мутусханов И. С., 2022

МУГУСХАНОВ Ислам Султанович, аспирант, старший преподаватель, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, Грозный, Чеченская республика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.