Научная статья на тему 'Обучение иностранному языку онлайн: преимущества и недостатки'

Обучение иностранному языку онлайн: преимущества и недостатки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1248
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION TECHNOLOGY / СКАЙП / SKYPE / МУЛЬТИМЕДИА / MULTIMEDIA / ВЕБ-КАМЕРА / WEB CAMERA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Банарцева Арина Владимировна, Нечаева Алла Александровна

Применение интернет-технологий, таких как Skype, в процессе обучения иностранному языку позволяет студенту изучать предмет в удобном ему темпе и режиме, помогает учиться самостоятельно решать проблемы и брать на себя ответственность за собственное обучение. Эффективность обучения иностранному языку зависит от степени заинтересованности студентов в его изучении. В статье дается краткий анализ преимуществ и недостатков данного интерактивного метода обучения и дается пример заданий и упражнений, используемых на уроках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multimedia learning: advantages and disadvantages

Education technologies have done a great deal to help teachers support students. Multimedia learning is the use of technology to support the learning process. Using multimedia in the teaching and learning environment enables students to become critical thinkers, problem solvers, more motivated in their learning processes. English is a content best mastered through students’ discovering and working through their own various curricular initiatives, so students need to take an ownership and responsibility for their own learning.The paper provides a brief overview of the advantages and disadvantages of learning via Skype and gives the example of exercises used. The major educational benefit is in meeting the needs of the students who make decision of learning autonomously.

Текст научной работы на тему «Обучение иностранному языку онлайн: преимущества и недостатки»

УДК 378

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ОНЛАЙН: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

1 2 А. В. Банарцева , А.А. Нечаева

Самарский государственный технический университет 443010, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: agnetha@bk.ru

Применение интернет-технологий, таких как Skype, в процессе обучения иностранному языку позволяет студенту изучать предмет в удобном ему темпе и режиме, помогает учиться самостоятельно решать проблемы и брать на себя ответственность за собственное обучение. Эффективность обучения иностранному языку зависит от степени заинтересованности студентов в его изучении. В статье дается краткий анализ преимуществ и недостатков данного интерактивного метода обучения и дается пример заданий и упражнений, используемых на уроках.

Ключевые слова: образовательные технологии, Скайп, мультимедиа, веб-камера.

Современные студенты с младых ногтей осваивают цифровые технологии. Они предпочитают обмен текстовыми сообщениями, игры в Интернете и общение в социальной сети чтению книг и походам в театр, не говоря уже о том, что никому из них и в голову не придет писать письма от руки. Это - поколение, выросшее в безбумажном и беспроводном мире; новое племя людей, которые с детства окружены компьютерами, сотовыми телефонами и прочими гаджетами. В нашем быстро меняющемся мире педагоги тоже вынуждены использовать новые технологии, которые позволяют сделать уроки интересными для обучающихся и одновременно расширить возможности учителей.

За последнее десятилетие обучение онлайн перестало быть смелой идеей и давно уже применяется в различных учебных заведениях. Компьютеры очень полезны во многих аспектах обучения. Они могут значительно облегчить и ускорить многие процессы - например, известно, что во всем мире успешно используется обучение студентов дистанционно с помощью Интернета. Компьютерные технологии могут быть полезными и при работе со сту-

1 Арина Владимировна Банарцева, старший преподаватель кафедры иностранных языков.

2 Алла Александровна Нечаева, старший преподаватель кафедры иностранных языков.

дентами на занятиях. К средствам мультимедиа можно отнести практически любые средства, способные привнести в обучение и другие виды образовательной деятельности информацию разных видов. В настоящее время для обучения иностранному языку широко используются: средства для записи и воспроизведения звука (магнитофоны, СБ-проигрыватели); системы и средства телефонной, телеграфной и радиосвязи (телефонные аппараты, факсимильные аппараты, системы радиосвязи); системы и средства телевидения, радиовещания (теле- и радиоприемники, учебное телевидение и радио, БУБ-проигрыватели); оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, кинопроекторы); полиграфическая, копировальная, множительная и другая техника, предназначенная для документирования и размножения информации (принтеры, ксероксы); компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, сканеры, графопостроители), телекоммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по каналам связи (модемы, сети проводных, спутниковых, оптоволоконных, радиорелейных и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации).

Но как все же легче и быстрее изучить иностранный язык? Легче ли изучать язык онлайн или лично с преподавателем? Существует ряд за и против. В данной статье мы рассмотрим преимущества и недостатки обучения иностранному языку при помощи мультимедийных технологий.

Преимуществом новых технологий является то, что они позволяют студенту изучать предмет в удобном ему темпе и режиме. Кроме того, студенты могут выбрать, сколько времени они посвятят изучению данного предмета, составить свой график занятий, выбрать удобный день и даже час, когда ничто не помешает их занятиям. Таким образом, в идеале студенты берут на себя ответственность за свое обучение.

Скайп - это инструмент для упрощения процесса обучения, он может сделать это общение более эффективным. Выделим основные преимущества процесса обучения по Скайпу. Обычные уроки иностранного языка, наверное, являются не самыми эффективными из-за того, что группа включает в себя слишком много учащихся. Существуют разные учебники, но не хватает самого важного аспекта - индивидуального общения. Сегодня с помощью Интернета в любое время, когда вы хотите, вы можете получить это общение. Тут нет отставания, статичности или переносов. Существует и дополнительное удобство - построить взаимоотношения с одним человеком на длительный период времени. Занятия по Скайпу позволяют избежать монотонных и скучных упражнений.

Все начинается с вводного урока. На вводном уроке мы определяем уровень владения английским языком и узнаем пожелания будущего студента. Ориентируемся на цели, характер и увлечения обучающегося, чтобы учеба доставляла ему удовольствие и был достигнут максимальный результат. Как проходит типичный урок? На занятии преподаватель и студент включают Skype, гарнитуру и видеокамеру (по желанию), загружают учебники и начинают заниматься. Нет необходимости в приобретении литературы. Учебные материалы можно скопировать или загрузить онлайн. Кроме учебников используются дополнительные аутентичные материалы из разных источников, подобранные для достижения личных целей учащихся. Преподаватель объясняет материал, тренирует студентов с помощью упражнений и закрепляет материал на практике с использованием активных игр, drilling и role-plays. Существует много возможностей разнообразить уроки, сделать так, чтобы занятия проходили в увлекательной атмосфере: вы можете поделиться скринами по Скайпу, что спасет от объяснения многих вещей, можете вместе смотреть видео или открывать сайты. Преподаватель мотивирует говорить уже с первого занятия, дает полезные советы и корректирует ошибки в чате. Атмосфера этих занятий дает студенту возможность раскрепоститься и легко выйти из зоны комфорта.

Проверить выполнение задания можно письменно (т. е. ученик отправляет вам по электронной почте выполненные упражнения) или устно во время занятия по Скайпу. Обычно мы делим процесс контроля пополам. Студент выполняет задания письменно, преподаватель проверяет, а на занятии проводит анализ ошибок. По завершении занятия студент всегда получает резюме урока и домашнее задание. Домашнее задание можно посылать и получать по электронной почте. Для повышения качества мы рекомендуем проводить ежемесячное тестирование, чтобы проверить, достигнуты ли поставленные цели.

Скайп дает нам и другие преимущества:

1. Это очень удобно. Вы можете изучать язык дома или на работе (если у вас достаточно времени). Вам нужно всего несколько вещей: компьютер с интернет-обеспечением, наушники и веб-камера.

2. Это экономит ваши деньги и время. Если вы выбираете такой вид занятий, вы экономите много времени, т. к. не спешите на урок, и это главное преимущество. Уроки в Скайпе можно проводить где угодно - там, где есть Интернет.

3. Изучать такие материалы, как тексты, таблицы, аудио, видео, презентации, можно с помощью компьютера. Для этого не надо покупать учебники, их можно скачать и распечатать. С помощью Интернета вы можете слушать аудио и смотреть видео, что не всегда легко устроить на индивидуальном занятии или на занятии в аудитории.

4. Вы можете заниматься с преподавателем, находящимся на любом конце Земли.

5. Вы не тратите деньги на общественный транспорт и бензин.

6. Гибкое расписание. Вы всегда можете перенести занятие на более удобное время.

7. Тот факт, что внимание преподавателя обращено на одного обучающегося, а не на группу, в разы повышает эффективность процесса обучения.

Что касается недостатков, то основной из них - это зависимость от технических средств и интернет-доступности. Что если не работает веб-камера? Многие считают, что веб-камера всегда используется на уроках по Скайпу, но это далеко не так. Практика показывает, что во время работы со студентом преподаватель может и не использовать видеокамеру, таким образом максимально мобилизуя его внимание. Это очень эффективно развивает навыки аудирования, намного быстрее, чем во время обычного аудиторного занятия, где аудирование подкрепляется другими типами коммуникации. Трехлетний опыт работы с учениками в системе онлайн показал, что в процессе подготовки к ЕГЭ обучение аудированию проходит очень успешно. Особенно следует отметить эффективность работы над текстами по аудированию путем выключения видеокамеры.

Некоторые считают, что индивидуальные уроки удобнее. Учащиеся могут чувствовать себя не очень комфортно, общаясь посредством технических средств вместо разговора face to face. Но практика говорит об обратном -студент легче преодолевает языковой барьер, сидя в комфортной атмосфере перед компьютером, когда все внимание преподавателя уделяется только ему и можно задать вопросы в любое время. Кроме того, на занятии онлайн студент намного внимательнее выполняет задание, пишет или говорит. Скайп имеет и групповую функциональность, которая позволяет общаться с группой людей одновременно. Некоторые учителя используют эту функциональность. Компания из 2-3 человек добавляет заинтересованности в процесс обучения и делает его более увлекательным.

Существует мнение, что уроки по Скайпу дороже индивидуальных занятий. Это не всегда так. Если вы хотите заниматься с профессионалами и в самое удобное для вас время, цена может быть такой же, как за индивидуальный урок.

Кому может быть не рекомендовано обучение по Скайпу?

1. Скайп - не лучший обучающий инструмент для детей до 13 лет из-за их психологических и возрастных особенностей. У детей младшего школьного возраста не хватает мотивации в изучении иностранного языка, а также способности к длительной концентрации внимания.

2. Если человек уже проводит много времени у компьютера на работе, дополнительное время, проведенное у экрана, отрицательно скажется на его здоровье.

Параллельно с самосовершенствованием преподавателю необходимо заниматься сохранением своих учеников и развитием собственного бренда. Обычно мы излагаем принципы, методики преподавания, сведения об образовании на своем сайте. Потенциальные ученики знакомятся с этой информацией, задают интересующие их вопросы. Это помогает им сделать выбор в нашу пользу. Здесь пригодится креативность и умение идти в ногу со временем. Несомненно, особая ответственность при проведении подобных занятий должна ложиться на преподавателя, который выступает в роли не только консультанта по определенному предмету, но и организатора всего учебного процесса на новом этапе. То есть задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать студентов к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. Здесь же могут присутствовать игровые компоненты, облегчающие понимание и усвоение представленного материала. Успех в значительной степени зависит от того, насколько методически грамотно организован материал, где можно часть занятий реализовать с помощью мультимедиа-курсов, а текущий контроль осуществлять с помощью тестирующей системы. Нужно, однако, отметить, что эффективность языковых программ связана с условиями той среды, в которой они применяются. В одноязычном обществе, например в России, английский язык рассматривают как содержание курса, а не среду для коммуникации. Поэтому вне аудитории практически невозможно практиковать полученные навыки. С другой стороны, изучение языка требует взаимодействия учеников для получения требуемого результата. Рассматривая эти местные контекстные условия, надо отметить, что даже при использовании в обучении компьютерных технологий необходимо присутствие учителя, контролирующего и направляющего образовательный процесс. Таким образом, должен быть учтен местный контекст и внесены необходимые модификации, которые максимально соответствуют потребностям учащихся и поставленным задачам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Mayer R.E. Multimedia learning. - New York: Cambridge University Press, 2001.

2. Mayer R.E. and Moreno R. Animation as an Aid to Multimedia Learning // Educational Psychology Review. - 2002. - 14 (1). - P. 87-99.

3. Active Learning Practices for Schools (ALPS). - http://learnweb.harvard.edu/alps (accessed August 25, 2016).

4. Education with New Technologies (ENT). -http://learnweb.harvard.edu/ent/home/index.cfm (accessed September 5, 2016).

5. Retrieved from http://en.wikipedia.org/wiki/Multimedia_learning (accessed August 30, 2016).

Поступила в редакцию 18.09. 2016; в окончательном варианте 25.09.2016

UDC 378

MULTIMEDIA LEARNING: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES A. V. Banartseva1, A.A. Nechayeva2

Samara State Technical University

244, Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: agnetha@bk.ru

Education technologies have done a great deal to help teachers support students. Multimedia learning is the use of technology to support the learning process. Using multimedia in the teaching and learning environment enables students to become critical thinkers, problem solvers, more motivated in their learning processes. English is a content best mastered through students' discovering and working through their own various curricular initiatives, so students need to take an ownership and responsibility for their own learning.The paper provides a brief overview of the advantages and disadvantages of learning via Skype and gives the example of exercises used. The major educational benefit is in meeting the needs of the students who make decision of learning autonomously.

Key words: Skype, multimedia, education technology, web camera.

Original article submitted 18.09.2016; revision submitted 25.09.2016

1 Arina V. Banartseva, Senior Lecture of Foreign Languages Department.

2 Alla A. Nechaeva, Senior Lecture of Foreign Languages Department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.