Обучение информатике в сельской школе
Т.В. Чепикова, Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 29 п. Старопышминск г. Березовского Свердловской области, учитель, [email protected]
В современном обществе перед человеком встаёт проблема нового осмысления научных достижений, накопленных десятилетиями в области информатизации общества. За последнее время мир изменился самым кардинальным образом, произошло развитие компьютерной техники, информационных технологий, коммуникаций и глобальных сетей. В таком обществе информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека.
Все эти изменения не могли не затронуть и образование как одну из основных сфер общественного развития. Пожалуй, никакой другой школьный предмет не внёс в школьное образование столько перемен, сколько информатика. На сегодняшний день все большее распространение получает система непрерывного образования, в которой детский сад и школа действуют согласованно. В нашей школе одновременно осуществляется обучение и воспитание детей дошкольного, младшего школьного возраста и детей из основной школы.
Главной целью педагогических усилий воспитателей, учителей и специалистов является разностороннее развитие способностей детей. Создается общее информационное пространство и свой особый микроклимат. Учителя и воспитатели работают в тесном контакте, совместно решая проблемы, возникающие в процессе работы, согласовывая и корректируя обучающие программы детского сада и школы. Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирование на компьютерах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Развитию логического мышления способствует и изучение детьми информатики.
Я работаю по программе «Детский сад-2100» и занимаюсь со старшими дошкольниками информатикой по пособию «Все по полочкам» А.В. Горячева и Н.В. Ключ. Данный курс является средством развития мышления детей, которое происходит при условии овладения ими тремя формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. На занятиях по информатике я не даю детям новых знаний, а учу их рассуждать строго и логически и работаю над развитием фантазии и творческого воображения, опираясь на ранее пройденный
материал. Использую различные логические задачи и упражнения, которые наглядно представляю в виде рисунков и чертежей («Какой предмет лишний и почему?», «Продолжи ряд изображений» и др.), задачи-шутки и загадки, решая которые ребята совершают сложные мыслительные операции. Учу детей не только отгадывать загадки, но и обосновывать правильность ответа, используя разные способы доказательств, путем простейших умозаключений.
Знание основ информатики и вычислительной техники, умение использовать ЭВМ становятся необходимым каждому человеку, т.е. общеобразовательными. Общеобразовательная школа является одним из важнейших институтов информатизации общества, следовательно, информационные и коммуникационные технологии, активно включаемые в учебно-познавательную деятельность по всем предметам, позволяют вывести систему образования на новый, более эффективный, уровень содержания и качества, и готовить выпускников общеобразовательных школ в большем соответствии потребностям общества. Особое место и роль в этом направлении в школах отводится школьному курсу информатики. Появление новых информационных технологий несёт обновление в содержание образования, начального образования в частности.
Основная задача информатики в начальной школе - заложить основы грамотной работы с информацией и сформировать у школьников понятийный аппарат и первоначальные навыки использования средств ИКТ познавательной и практической деятельности. Наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте, поэтому возникла необходимость в переносе изучения пропедевтического курса информатики из средних классов школы в начальные. Экспериментальные исследования, связанные с разработкой содержания и методов изучения курса информатики в начальной школе, ведутся давно. За это время разработаны различные подходы к его изучению в начальных классах, воплощенные в различных учебно-методических комплектах. Пропедевтический курс информатики в начальной школе играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков. Поэтому в задачи пропедевтического курса информатики включены приобретение навыков и умений анализировать любые объекты и системы из окружающей нас действительности. Для изучения можно выделить следующие аспекты:
• изучение алгоритмов;
• развитие процессов мышления, рассуждений, логики;
• изучение объектов и систем;
• построение информационно-логической системы понятий и явлений, в которых обобщаются объекты, алгоритмы, правила вывода.
Но уроки информатики не будут для детей интересными, если на них не предусмотрена работа на компьютере. Для детей очень важно своими руками создать интересные для них объекты - компьютерную стенгазету, книги собственного сочинения, вернисаж машинных рисунков. Ну, и, конечно, значительное место на занятиях отводится игровой форме обучения. При дальнейшем изучении предмета используется система учебных проектов — индивидуальных или групповых заданий, выполняемых детьми на протяжении длительного времени (четверти, полугодия) с использованием доступных детям учебных средств — редакторов текстовой, графической и муз калькой информации, а также другими прикладными программами. После завершения курса информатики начальной школы школьники готовы к свободному и осознанному применению компьютера в своей учебной деятельности при изучении других школьных дисциплин.
Далее, в 5 - 6 классах, на базе знаний, полученных в начальной школе, ученики углубляют свои познания о компьютере, его назначении и возможностях. Для них становятся доступными такие понятия, как внешняя память, гибкие и жесткие диски, устройства ввода и вывода информации. Осуществляется их практическое знакомство с пользовательским интерфейсом. Происходит расширение представления об информации и информационных процессах, ее видах, и объёмах, знакомство с процессом передачи информации. Учащиеся получают понятие об обработке информации, знакомятся с программами для обработки различных видов информации (текстовый, графический и музыкальный редактор). Для этого предлагаются WordPad, Windows Media Player, , но могут использоваться и другие программы. В ходе обучения школьники знакомятся с основными методами решения практических задач с использованием компьютера, осваивают текстовый редактор, на практике реализуют основные возможности по созданию и редактированию текстов и обработку графической информации, выполняют математические расчеты на компьютере, знакомятся с информационными технологиями, изучают основные этапы развития информационных технологий, компьютер и общество, элементы компьютерной этики.
Базовый уровень преподавания предмета по стандарту ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
В результате организации непрерывного процесса обучения информатики школьники приходят к базовому курсу уже подготовленными к восприятию гораздо более сложного материала, чем в предыдущие годы. На более высоком уровне они изучают информационные процессы, способы передачи, обработки и кодирования информации, осваивают двоичное кодирование.
Осваивают системы счисления, перевод из десятичной системы счисления в систему счисления с любым основанием и обратно. Осуществляется более глубокое изучение арифметических и логических основ построения ЭВМ, устройства компьютера и его назначения.
Расширяется познание школьников в системном программном обеспечении компьютера, операционных системах, прикладном программном обеспечении, осваиваются дисковые операционные системы Windows ХР, Windows Vista, текстовые процессоры и другие элементы программного обеспечения компьютера. Изучаются Способы защиты и профилактические меры борьбы с компьютерными вирусами.
На более глубоком уровне изучаются алгоритмизация, способы описания алгоритмов, базовые конструкции алгоритмов.
Учащиеся получают значительный объем знаний по программированию и широкому кругу понятий, связанных с этим важнейшим разделом информатики. Старшеклассники имеют возможность использовать в своей учебной работе современные телекоммуникационные технологии: этим ребята развивают свое умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Благодаря всему вышесказанному достигается не только заинтересованность учащихся и их стремление в совершенстве овладеть предметом, но реально имеет место действительно непрерывный процесс обучения, всесторонний охват содержания предмета, устанавливаются межпредметные связи, а также, достигается его практическое применение.
Содержание процесса обучения определяется требованиями жизни, заказом общества на уровень знаний учащихся после окончания школы. Современная молодежь, понимая это, проявляет особый интерес к информатике. Понятно, что этот интерес учащихся в полной мере не может быть удовлетворен только школьным курсом. Поэтому кружок по информатике является самым востребованным в нашей школе.
У информатики есть одна особенность. Именно для этого предмета, как никакого другого, характерно постоянное обновление. Педагогу необходимо постоянно «учиться и учиться». Причем не только в области методики преподавания того или иного раздела информатики. Приходится учить по кардинально меняющимся программам, осваивать новые технические устройства. Но главная сложность -предугадать, что является преходящим, а что действительно будет важно хотя бы через десять лет, и знания, которые получает будущий выпускник, будут актуальны и необходимы ему после окончания школы.
Литература
1. Леднев В.С., Кузнецов А.А., Бешенков С.А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // Информатика и образование. — 2000. — № 2. — С. 13—16.
2. 2. Энциклопедический словарь Информатика./Под общ. ред. Поспелова Д.А. М., "Педагогика-пресс". -1994.-350 с.
3. Общеобразовательный стандарт по информатике.
4. А.В. Горячев. Программа по информатике и ИКТ для начальной школы.