Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВАХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЧАТ-БОТОВ'

ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВАХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЧАТ-БОТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВА / ОБУЧЕНИЕ ПРОГРАММИРОВАНИЮ / ВЕБ-ПЛАТФОРМЫ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЧАТ-БОТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Наталья Юрьевна, Данильчук Елена Валерьевна, Малова Анастасия Ивановна

Рассматриваются вопросы обучения учащихся программированию в образовательных онлайн-сообществах. Обсуждаются подходы к пониманию термина «образовательные онлайн-сообщества», реализации такого сообщества на веб-платформе. Обосновывается возможность обучения программированию с использованием элементов искусственного интеллекта - чат-ботов как специализированных программ - собеседников, рассматриваются интернет-ресурсы для создания чат-ботов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова Наталья Юрьевна, Данильчук Елена Валерьевна, Малова Анастасия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING COMPUTER STUDIES IN THE EDUCATIONAL ONLINE COMMUNITIES OF THE SCHOOLCHILDREN WITH THE USE OF THE CHAT BOTS

The article deals with the issues of the programming training of the students in the educational online communities. There are discussed the approaches to the comprehension of the term “educational online community” and the implementation of the community at the web platform. There is substantiated the potential of the programming training with the use of the elements of the artificial intelligence - the chat bots as the specialized programs - the conversation participants. The authors consider the Internet resources for the creation of the chat bots.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВАХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЧАТ-БОТОВ»

педагогические науки

12. Organizaciya sovmestnoj uchebno-issledova-tel'skoj deyatel'nosti v otkrytom informacionnom pro-stranstve: kol. monogr. / sost i obshch. red. A.V. Shty-rov. Volgograd, 2012.

13. Organizaciya, vnedrenie i soprovozhdenie nauchno-issledovatel'skih, obrazovatel'nyh i prosve-titel'skih setevyh proektov s ispol'zovaniem sovre-mennyh informacionnyh tekhnologij. Kurs povyshe-niya kvalifikacii dlya uchitelej Novonikolaevskogo rajona Volgogradskoj oblasti [Elektronnyj resurs]. URL: https://contest.miroznai.ru/?p=7&cid=6 (data obrashcheniya: 20.06.2022).

14. Psihologo-pedagogicheskij klass. Kurs dopol-nitel'nogo obrazovaniya detej [Elektronnyj resurs]. URL: https://miroznai.ru/node/115 (data obra-shcheniya: 20.06.2022).

15. Shtyrov A.V., Zemlyakov D.V., Kazano-va N.V. Poznavatel'nyj portal «Miroznaj»: novye vozmozhnosti dlya formirovaniya otkrytogo obra-zovatel'nogo i vospitatel'nogo prostranstva // Izv. Volgogr. gos. tekh. un-ta. Ser.: Problemy social'no-gu-manitarnogo znaniya. 2015. T. 20. № 2(155). S. 215217.

16. Shtyrov A.V., Zemlyakov D.V., Serov A.A., Yacenko N.V. Podgotovka uchitelej k organizacii issledovatel'skoj deyatel'nosti uchashchihsya v hode provedeniya setevyh kraevedcheskih konkursov // In-formacionnyj byulleten' Associacii «Istoriya i kom-p'yuter». 2012. № 38. S. 220-221.

The experience of the implementation of the methodology of teachers' training to the web-based co-distributed activities at the example of the networking scientific and educational projects in Volgograd State Socio-Pedagogical University

The article deals with the description of the experience of the successful approbation of the methodology of the teachers' training to the co-distributed activities in the network format by Volgograd State Socio-Pedagogical University. There is demonstrated the potential of its usage in the process of the implementation of web-based scientific and educational projects, varying in the level of the organization, content, duration and coverage of the participants.

Key words: teaching methods, co-distributed activities, networking cooperation, gradual training, web-based competition, psychological and pedagogical class.

(Статья поступила в редакцию 20.07.2022)

О Куликова Н.Ю., Данильчук Е.В., Малова А.И., 2022

Н.Ю. КУЛИКОВА, Е.в. ДАНИЛЬЧУК,

А.И. МАЛОВА

(Волгоград)

обучение информатике в образовательных онлайн-сообществах школьников

с использованием чат-ботов*

Рассматриваются вопросы обучения учащихся программированию в образовательных онлайн-сообществах. Обсуждаются подходы к пониманию термина «образовательные онлайн-сообщества», реализации такого сообщества на веб-платформе. Обосновывается возможность обучения программированию с использованием элементов искусственного интеллекта - чат-ботов как специализированных программ-собеседников, рассматриваются интернет-ресурсы для создания чат-ботов.

Ключевые слова: онлайн-обучение, образовательные онлайн-сообщества, обучение программированию, веб-платформы, искусственный интеллект, чат-бот.

Изменения в современном обществе влияют на сферу образования, которой важно удовлетворять основным его запросам, адаптировать выпускников школ к меняющейся реальности, необходимости работать с большими потоками информации, непрерывно учиться, использовать для самообучения сетевые технологии, что приводит к появлению новых моделей образования. Модели образования с ис-

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14064 «Теоретико-методологические основы и технологическое обеспечение реализации образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся школ» (теоретические и практические аспекты обучения информатике на основе образовательных онлайн-сообществ школьников) и в рамках научного проекта «Разработка образовательных технологий на базе искусственного интеллекта и роботизированных систем в учебном процессе профессионального образовательного учреждения», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках государственного задания (дополнительное соглашение от 21.07.2021 № 073-03-2021-013/3 к соглашению от 18.01.2021 № 073-03-2021-013) (теоретические и практические аспекты использования методов искусственного интеллекта и чат-ботов для обучения информатике на примере обучения студентов, будущих учителей информатики, математики и физики Волгоградского государственного социально-педагогического университета).

ИЗВЕСТИЯ вгпу

пользованием дистанционных и сетевых технологий отличаются изменившимися ролями субъектов образовательного процесса, направленностью обучающихся на самообразование, развитие и раскрытие их внутренних потребностей к учению [7; 9; 10; 14].

Важно отметить, что информатика является одной из ключевых дисциплин как в школах, так и в современных вузах. Анализируя опыт обучения информатике в современной школе, можно отметить трудности, с которыми сталкивается учитель информатики. Помимо специфики информатики, связанной с ростом объема ее содержания и непрерывным обновлением, в школе учебной программой для ее изучения отводится недостаточное количество часов. При этом содержание предмета включает большое количество сложного и абстрактного теоретического материала, много практических работ и заданий, вызывающих трудности у обучающихся при очном обучении, и, конечно, еще сильнее проявляется при организации онлайн-обучения [5; 8]. При организации онлайн-обучения информатике востребована высокая визуализация изучаемых объектов и процессов, максимальная активизация деятельности участников образовательного процесса с использованием современных форм контроля. Все это вызывает много дискуссий о целесообразности и возможностях онлайн-обучения школьников с использованием любых электронных носителей информации и обучения в сети Интернет [13-15]. Для решения обозначенных проблем учителю информатики нужны удобные инструменты для создания авторских электронных образовательных ресурсов и организации удаленного взаимодействия с обучающимися в любое удобное время независимо от места их нахождения, что особенно актуально в условиях вызовов, связанных с продолжающейся пандемией. В последние годы подобные инструменты предлагают различные онлайн-платформы и сервисы сети Интернет, где особое значение приобретают сетевые образовательные сообщества.

С опорой на работы С.В. Бондаренко, Д.Е. Вышегорцева, В.В. Гриншкуна, М.В. Моисеевой, Р.Г. Рамазанова, М.В. Сафроновой, А.Н. Сергеева, С. Сойферт и др. под сетевым сообществом будем понимать группу людей, которые взаимодействуют с использованием коммуникаций сети Интернет, имеют между собой общие связи, способны к проявлению совместных форм активности и саморефлек-

сии [11; 13-16]. Под сетевыми образовательными сообществами будем понимать сетевые сообщества Интернета, направленные на решение педагогических задач учителя [16].

Часто под сетевыми образовательными сообществами понимают онлайн-сообщества. Под образовательными онлайн-сообществами будем понимать группу людей, вовлеченную в образовательное взаимодействие, совместную деятельность по приобретению новых знаний средствами инструментов сети Интернет для решения педагогических задач. В роли модераторов подобных онлайн-сообществ часто выступают создатели группы, а простейшая возможность коммуникаций в них может быть в виде возможности оставления комментариев (динамических сообщений с постоянными адресами) к публикуемому контенту или обмен файлами (можно использовать почту, файлообменники, конструкторы сайтов, сетевые сервисы и др.). Вслед за А.Н. Сергеевым, исследуя связи между педагогическими технологиями, современными сервисами Интернета и онлайн-сообществами, отметим, что онлайн-сообщества являются центральным связующим звеном образования и Интернета, поскольку они функционируют на основе технологий сети Интернет и в соответствии с реализуемыми педагогическими технологиями [15; 16].

Обучение в образовательных онлайн-со-обществах отличается специфической виртуальной образовательной средой, в которой коммуникационные процессы протекают интенсивно, с высокой мотивацией обучения, позволяют приобретать опыт общения с другими людьми, учиться поддерживать друг друга и обучаться через практику [11]. Важно отметить, что на основе использования онлайн-сообществ можно, не ограничиваясь узкими образовательными задачами, связанными непосредственно с обучением, влиять на становление картины мира обучаемых, их систему ценностей, участвовать в их становлении как личностей, социализации в обществе [17]. Е.Д. Патаракин подчеркивает важность вопросов организации и развития сетевых сообществ, активного участия в них педагогов, чтобы, насколько это возможно, направлять и контролировать образовательное взаимодействие в сетевых сообществах [12, с. 114].

Анализ возможностей организации образовательного взаимодействия в онлайн-со-обществах позволил выделить основные инструменты [5; 8; 13]:

- по созданию и использованию опросов и голосования;

- отправке сообщений как в сообщество, так и лично учителю;

- постановке обучающимися лайков, которые позволяют быстро отследить тех, кто просмотрел учебный материал;

- созданию репостов, чтобы делиться интересной и нужной информацией из сети Интернет или подобных сообществ, позволяющих делать обсуждения в группах;

- публикации интерактивного мультимедийного контента в онлайн-сообществе;

- организации диалога с целью лучшего усвоения просмотренного учебного материала путем задавания вопросов по ходу просмотра опубликованного в сообществе интерактивного мультимедийного контента в комментариях, причем помимо ответов на вопросы учителя можно давать задание участникам сформулировать свои вопросы к просмотренному учебному материалу;

- проверке учителем выполненных заданий, присланных файлов мультимедиа или голосовых сообщений;

- бесплатной организации совместных аудиозвонков и видеоконференций;

- использованию чат-ботов или автоматической рассылки сообщений.

Удаленное взаимодействие в онлайн-со-обществах связано с большим количеством пользователей, огромными потоками информации, что требует дополнительных временных и материальных ресурсов от учителя. Развитие средств искусственного интеллекта принесло учителю много удобных инструментов, облегчающих организацию образовательной деятельности в онлайн-сообществах. Использование средств искусственного интеллекта, в которых все активнее моделируются человекоподобные интерфейсы между обучающимися и содержанием обучения в виде педагогических агентов, позволяет сделать виртуальное общение со школьниками «умным», что облегчает взаимодействие с обучающимися в образовательных сетевых сообществах при взаимодействии с большим количеством школьников через онлайн-курсы, социальные сети или мессенджеры.

Одним из подобных средств являются чат-боты (программы-собеседники), способные имитировать человеческое общение средствами ведения диалога и эффективно реализовать информационную поддержку при онлайн-об-учении [6]. Интерес к способам реализации

КИЕ НАУКИ -

чат-ботов для использования в образовании возрастает в связи с переходом массовых коммуникаций в сетевые сообщества и мессендже-ры, а также благодаря возможностям чат-ботов реализовывать мгновенную доступность в любой день и любое время, реагирования как на текстовые сообщения, так и на голосовые, непринужденного взаимодействия с обучающимися, организации интерактивного диалога и различных способов контроля [7].

Перспективность использования чат-ботов отмечают в своих работах Б.С. Горячкин, А.Н. Богданова, А.А. Быков, Н.Н. Зильбер-ман, О.М. Киселева, К.В. Киуру, Е.Е. Попова, Г.А. Федорова, А.А. Чивилев и др. [3; 4; 7; 8; 11]. В российских образовательных организациях сегодня начинают изучать основы искусственного интеллекта пока на дополнительных или внеклассных занятиях, кружках или элективных курсах [2]. Школьники учатся самостоятельно разрабатывать чат-ботов, что помогает развивать логическое и алгоритмическое мышление и формировать умения «составлять логически обоснованную и непротиворечивую систему диалога; продумывать все возможные варианты вопросов пользователя; понимать сущность управляющих конструкций "ветвление" и "цикл"» [Там же, с. 40].

Под чат-ботом будем понимать программу, имитирующую виртуального собеседника, имеющую целью автоматизацию предоставления пользователю интерактивного интерфейса взаимодействия с использованием методов искусственного интеллекта [1; 6; 8]. Чат-боты обладают многозадачностью, удобны при взаимодействии за счет имитации разговора с собеседником, кроссплатформенны, помогают вовлекать в образовательный процесс школьников и получать обратную связь с ними, позволяют управлять автоматическими рассыл-ками, отвечать на часто задаваемые вопросы, оповещать участников о какой-либо новой информации, запланированных трансляциях и видеовстречах, а также проводить конкурсы и опросы.

отметим, что учитель информатики может написать авторский чат-бот или использовать для создания чат-ботов специализированные сервисы сети Интернет, обладающие достаточно большими возможностями по использованию их в образовательных целях. При написании кода авторского чат-бота часто применяются языки JavaScript, PHP, Python с использованием фреймворка Django, также можно скачать в сети Интернет чат-боты с откры-

тым кодом. Использование чат-ботов с открытым кодом или написание собственных дает больше возможностей, такие чат-боты могут быть более продвинутыми, запоминать действия и запросы пользователей, распознавать даже их настроение и др.

При использовании сервисов с конструкторами знание языков программирования не требуется, но имеются некоторые ограничения, связанные как с выбором тарифного плана, так и с возможностями конструкторов, которые работают по заданному им алгоритму, что не позволяет им справляться со сложными запросами. Большое значение при создании час-ботов в конструкторе имеет сценарий, который важно тщательно продумывать.

На сегодняшний день существуют различные классификации чат-ботов, среди которых можно выделить две группы, в основе которых лежат:

1) визуальные конструкторы диалогов;

2) использование языков или платформ, требующих от пользователей специальных навыков программирования [1; 6].

К платформам, требующим навыков программирования, можно отнести, например, отечественную платформу DeepPavlov (http:// deeppavlov.ai) с использованием встроенных элементов искусственного интеллекта, являющуюся фреймворком с открытым исходным кодом для создания чат-ботов и виртуальных помощников, позволяющую ее использовать и новичкам (содержит достаточное количество пособий и учебных видео), и профессионалам. Сеть Интернет предоставляет большое количество сервисов с визуальными конструкторами, позволяющими создать чат-бота без навыков программирования (например, сервисы Aimylogic, Borisbot, Botmother, Chatgun, Flow XO, Manybot, Robochat.io, Senler и др.).

Для создания образовательного чат-бота учителем информатики можно особо выделить сервисы Senler (http://senler.ru/#bots) и BorisBot (http://borisbot.com). Рассмотрим подробнее возможности данных сервисов.

Senler предназначен для разработки чат-ботов и рассылок для социальной сети «ВКон-такте». Сервис позволяет создать бесплатно чат-бота, однако имеется ограничение для количества рассылок (в бесплатном режиме до 50 сообщений в день). Если нужны рассылки для большего количества участников, то сервис предлагает недорогие тарифы. Удобны возможности сервиса по отслеживанию статистики подписок в сообществах «ВКонтакте»,

добавлению к рассылкам файлов с мультимедиа, планированию рассылок на определенное назначенное время для видеоконференций или вебинаров.

BorisBot является конструктором по созданию чат-ботов для образования и бизнеса. Его можно использовать для поддержки учебного процесса не только в социальных сетях или мессенджерах, но и при интеграции чат-бота в личный сайт педагога или онлайн-курс. Данный сервис содержит много шаблонов, удобную и качественную бесплатную версию с небольшим ограничением одновременной работы с сервисом (до 20 пользователей одновременно).

BorisBot имеет несколько тарифных планов с различными функциями для разной цели и аудитории. Начальный тариф является бесплатным и, несмотря на определенные ограничения, имеет ряд возможностей: создание чат-бота для браузера, Telegram, «ВКонтакте», Facebook*; неограниченное количество подписчиков; рассылка сообщений; встроенная поддержка. В платных версиях добавляется аналитика, расширенные настройки скриптов, увеличение количества одновременных пользователей и прочее.

В Волгоградском государственном социально-педагогическом университете ведется активная работа по формированию готовности будущих учителей информатики, математики и физики использовать возможности образовательных онлайн-сообществ в обучении школьников. На базе социальной сети вуза (http://edu.vspu.ru) создаются онлайн-курсы и проекты студентов и учителей образовательных школ. Ведется также работа по исследованию возможностей социальных сетей для обучения, например, возможности сети «ВКонтакте» и др. Студенты, будущие учителя информатики, математики и физики, разрабатывают онлайн-курсы, онлайн-сообщества, создают авторские чат-боты на языке Python, используют сервисы по созданию чат-ботов и др.

На рис. 1 представлен пример использования чат-бота, разработанного студентами в сервисе BorisBot и интегрированного с использованием HTML-кода на онлайн-курс для школьников «Разработка компьютерных игр для мобильных устройств» (http://lms.vspu.ru/ courses/razrabotka-kompyuternyih-igr-dlya-mo bilnyih-ustroystv) [9].

Интегрированный в онлайн-курс чат-бот ведет учебный диалог с обучающимися на

* Социальная сеть, запрещенная в РФ.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис. 1. Пример использования чат-бота на онлайн-курсе онлайн-платформы ВГСПУ

курсе, направляет их работу, проводит тестирование, помогает переходить к нужным разделам и материалам курса и др.

Для разработки уникального чат-бота на платформе BorisBot учителю необходимо пройти регистрацию, создать проект и приступить к работе над чат-ботом. При создании бота программа предлагает воспользоваться шаблоном или создать чат с нуля. Для конструирования чат-бота не требуется знаний и навыков по программированию, поскольку чат-бот собирается с использованием взаимосвязанных блоков.

Конструктор содержит более 20 типов блоков: открытый текст, кнопки (одиночный и множественный выбор), таймаут, таблица, оценка, предсказуемый вопрос, Ыйр-за-прос, уведомление и др. Внутри каждого блока должны находиться текст (сообщение для пользователя) и определенные действия, на-

пример ожидание ответа пользователя или отображение кнопок. В блоки можно добавлять текст, изображения, видео и ссылки. Все созданные блоки связаны между собой для выстраивания логики системы и общения с участниками с возможностью разных исходов событий. Пример создания чат-бота для поддержки онлайн-курса по разработке компьютерных игр представлен на рис. 2.

Стоит отметить, что в процессе конструирования чат-бота учитель может мгновенно протестировать его без регистрации дополнительных пользователей.

BorisBot позволяет создавать в рамках чат-бота различные тесты, квесты и квизы. Для этого учителю следует заранее подготовить материал или вопросы с возможными вариантами ответов, которые будут встраиваться в чат-бот. Фрагмент примера теста показан на рис. 3.

Рис. 2. Пример процесса разработки чат-бота на платформе BorisBot

Рис. 3. Пример создания тестовой части в чат-боте на платформе BorisBot

В связи с ростом активности школьников в социальных сетях и использования мессенд-жеров будущие учителя учатся создавать он-лайн-сообщества на их основе для непрерывной поддержки учебного процесса. Так, социальная сеть «ВКонтакте» позволяет:

- создавать образовательные онлайн-со-общества;

- добавлять к ним чат-ботов;

- создавать на основе сообщества странички образовательных сайтов и ссылаться на них.

Далее рассмотрим пример онлайн-сооб-щества, созданного для поддержки обучения программированию в рамках курса «Разработка компьютерных игр для мобильных устройств», чтобы оперативно доносить информацию обучающимся и взаимодействовать с ними в любое время. чат-бот предоставляет обучающимся информацию об уроках, расписании и домашнем задании, а также принимает от обучающихся вопросы, которые они стесняются задавать учителю или в присутствии других обучающихся. Ответы на нестандартные вопросы обучающихся приходят немного позже, т. к. на них отвечает не бот, а администратор.

Отметим, что в качестве администратора может отвечать на вопросы учитель или обучающийся, который ранее успешно прошел обучение на курсе и для большего закрепления своего результата захотел быть помощником и наставником на курсе. На рис. 4 представлен пример онлайн-сообщества в социальной сети «ВКонтакте» и встроенного в

КИЕ НАУКИ -

него чат-бота в качестве помощника и гида по сообществу.

Далее приведен пример процесса разработки в сервисе Senler чат-бота для онлайн-со-общества в социальной сети «ВКонтакте» студентами, будущими учителями информатики, математики и физики (рис. 5).

Помимо социальной сети «Вконтакте» при сетевом взаимодействии с учениками студенты используют различные мессенджеры, например Telegram. Telegram позволяет использовать чат-боты, разработанные в сторонних сервисах.

В качестве примера рассмотрим встроенный в систему Telegram чат-бот, созданный в описанном ранее сервисе BorisBot. Особенность мессенджера Telegram заключается в том, что для полноценного использования чат-ботов в своих целях необходимо заранее создать основу, содержащую название и индивидуальное имя будущего бота, обратившись к встроенной системе @BotFather. BotFather отвечает за управление и редактирование всех ботов в Telegram. Пример диалога с чат-ботом в процессе обучения программированию представлен на рис. 6.

Развитие информационного общества востребует от школы использование образовательных онлайн-сообществ, социальных сетей, популярных среди обучающихся мессенд-жеров и систем искусственного интеллекта, что вносит свои коррективы в образовательный процесс. Учителю важно уметь грамотно использовать новые сетевые интерактивные инструменты, которые упрощают его взаи-

Рис. 4. Пример сообщества и встроенного чат-бота в сети «ВКонтакте»

Рис. 5. Пример разработанного в сервисе Senler чат-бота для онлайн-сообщества на платформе «ВКонтакте»

рис. 6. Пример учебного диалога в разработанном студентами чат-боте для Telegram

педагогические науки

модействие с обучающимися, позволяют поддерживать обучение в любое время и любом месте.

В заключение отметим, что на сегодняшний день требуется более глубокое изучение вопросов, связанных с созданием онлайн-сообществ, методических особенностей организации обучения на их основе, вопросов использования мессенджеров на уроках и вне школы, чтобы они служили для развития обучающихся и повышали качество обучения учебному предмету, а не являлись вредной для здоровья и внимания школьников помехой на уроках. Отдельно необходимо выделить вопросы, связанные с юридической стороной организации обучения на основе онлайн-со-обществ и вопросы организации информационной безопасности школьников, особенно в сообществах, функционирующих на базе социальных сетей, таких как сеть «ВКонтакте» и др., которые требуют широкого обсуждения. Например, создание условий функционирования на основе социальных сервисов Интернета («ВКонтакте» и др.) достаточно просто с технической стороны, но несет в себе определенные риски, связанные с глобальной сетью, незащищенностью личной информации обучающихся, угрозами буллинга в Сети и др.

список литературы

1. Антоненко Н.А., Бабаев А.Б., Екатерини-чев А.Л., Наташкина Е.А. Сравнительный анализ популярных платформ для создания чат-бота // Информационные технологии. Проблемы и решения. 2020. № 3(12). С. 121-125.

2. Богданова А.Н., Федорова Г.А. Чат-боты как компонент содержания обучения основам искусственного интеллекта в школе // Информатика в школе. 2022. № 2(175). С. 39-45. DOI: 10.32517/2221-1993-2022-21-2-39-45.

3. Быков А.А., Киселева О.М. Оценка эффективности применения чат-бота как информационной поддержки преподаваемой дисциплины [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31481&ysdid=l9h1pq f9hz350496749 (дата обращения: 23.06.2022).

4. Горячкин Б.С., Галичий Д.А., Цапий В.С., Бурашников В.В., Крутов Т.Ю. Эффективность использования чат-ботов в образовательном процессе // E-Scio. 2021. № 4(55). С. 529-551.

5. Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю., Цымба-люк Г.В. Онлайн обучение основам программирования и робототехнике в сетевых образовательных сообществах учащихся // Педагогическая информатика. 2021. № 4. С. 29-39.

6. Исаев К.В., Милютина Е.М. Чат-боты: теория и практика разработки // Вестн. образоват. консорциума Среднерусский университет. Информационные технологии. 2021. № 2(18). С. 4-7. DOI: 10.52374/85952142_2021_18_2_4.

7. Киуру К.В., Попова Е.Е., Маковецкая Ю.Г. Новые технологии дистанционного обучения в системе высшего и дополнительного профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-3. С. 196-199.

8. Куликова Н.Ю., Данильчук Е.В., Мало-ва А.И. Использование чат-ботов при обучении информатике в сетевых образовательных сообществах школьников // Современные информационные технологии в образовании: материалы XXXIII Конференции с междунар. участием. Троицк, Москва, 2930 июня 2022 г. Троицк, М., 2022. С. 301-304.

9. Куликова Н.Ю., Данильчук Е.В., Мало-ва А.И. Онлайн-курс «Разработка компьютерных игр для мобильных устройств» при обучении школьников алгоритмизации и программированию // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2021. № 6(159). С. 38-45.

10. Куликова Н.Ю., Данильчук Е.В., Сергеев А.Н. онлайн-обучение школьников информатике на основе веб-платформы с интерактивными плакатами: теория и опыт реализации // Информатика и образование. 2021. № 6(325). С. 29-37. DOI: 10.32517/0234-0453-2021-36-6-29-37.

11. Моисеева М.В., Сойферт С. Феномен виртуальных учебных сообществ // Информационное общество. 2001. № 4. С. 51-53.

12. Патаркин Е.Д. Проект «Обучение и доступ к Интернету»: устройство сетевых сообществ. М., 2004.

13. Пономарева Ю.С., Кузина Ю.А. Структурная модель методики применения цифровых образовательных ресурсов в онлайн-сообществах учащихся школ // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2022. № 3(166). С. 76-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Рамазанов Р.Г., Гриншкун В.В. Влияние сетевых сообществ и перехода к Web 3.0 на смену подходов к получению образования // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Информатизация образования. 2018. Т. 15. № 1. С. 89-100.

15. Сергеев А.Н. Сетевой образовательный проект как способ создания сетевого образовательного сообщества [Электронный ресурс] // Грани познания. 2009. № 4(5). С. 47-50. URL: http://grani. vspu.ru/files/publics/125_pub.pdf (дата обращения: 12.06.2022).

16. Сергеев А.Н. Становление и развитие сетевых сообществ педагогов в социальной образовательной сети: теоретические основы и практика реализации в ВГСПУ // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 151-154.

17. Черкасов Р.В. О принципах организации образовательного сетевого сообщества // Вестн.

Самар. гос. техн. ун-та. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2010. N° 6(14). С. 177-183. * * *

1. Antonenko N.A., Babaev A.B., Ekaterini-chev A.L., Natashkina E.A. Sravnitel'nyj analiz po-pulyarnyh platform dlya sozdaniya chat-bota // In-formacionnye tekhnologii. Problemy i resheniya. 2020. № 3(12). S. 121-125.

2. Bogdanova A.N., Fedorova G.A. Chat-boty kak komponent soderzhaniya obucheniya osnovam iskusstvennogo intellekta v shkole // Informatika v shkole. 2022. № 2(175). S. 39-45. DOI: 10.32517/22211993-2022-21-2-39-45.

3. Bykov A.A., Kiseleva O.M. Ocenka effektivno-sti primeneniya chat-bota kak informacionnoj pod-derzhki prepodavaemoj discipliny [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2022. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=31481&ysclid=l9h1pqf9hz350496749 (data obrashcheniya: 23.06.2022).

4. Goryachkin B.S., Galichij D.A., Capij V.S., Burashnikov V.V., Krutov T.Yu. Effektivnost' ispol'-zovaniya chat-botov v obrazovatel'nom processe // E-Scio. 2021. № 4(55). S. 529-551.

5. Danil'chuk E.V., Kulikova N.Yu., Cymba-lyuk G.V. Onlajn obuchenie osnovam program-mirovaniya i robototekhnike v setevyh obrazovatel'nyh soobshchestvah uchashchihsya // Pedagogicheskaya informatika. 2021. № 4. S. 29-39.

6. Isaev K.V., Milyutina E.M. Chat-boty: teo-riya i praktika razrabotki // Vestn. obrazovat. konsor-ciuma Srednerusskij universitet. Informacionnye tekhnologii. 2021. № 2(18). S. 4-7. DOI: 10.52374/ 85952142_2021_18_2_4.

7. Kiuru K.V., Popova E.E., Makoveckaya Yu.G. Novye tekhnologii distancionnogo obucheniya v sisteme vysshego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Problemy sovremennogo pedagogi-cheskogo obrazovaniya. 2022. № 75-3. S. 196-199.

8. Kulikova N.Yu., Danil'chuk E.V., Malova A.I. Ispol'zovanie chat-botov pri obuchenii informatike v setevyh obrazovatel'nyh soobshchestvah shkol'nikov // Sovremennye informacionnye tekhnologii v obrazo-vanii: materialy XXXIII Konferencii s mezhdunar. uchastiem. Troick, Moskva, 29-30 iyunya 2022 g. Troick, M., 2022. S. 301-304.

9. Kulikova N.Yu., Danil'chuk E.V., Malo-va A.I. Onlajn-kurs «Razrabotka komp'yuternyh igr dlya mobil'nyh ustrojstv» pri obuchenii shkol'nikov algoritmizacii i programmirovaniyu // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2021. № 6(159). S. 38-45.

10. Kulikova N.Yu., Danil'chuk E.V., Serge-ev A.N. Onlajn-obuchenie shkol'nikov informatike na osnove veb-platformy s interaktivnymi plakatami: teoriya i opyt realizacii // Informatika i obrazovanie.

2021. № 6(325). S. 29-37. DOI: 10.32517/0234-04532021-36-6-29-37.

11. Moiseeva M.V., Sojfert S. Fenomen virtual'-nyh uchebnyh soobshchestv // Informacionnoe obsh-chestvo. 2001. № 4. S. 51-53.

12. Patarkin E.D. Proekt «Obuchenie i dostup k Internetu»: ustrojstvo setevyh soobshchestv. M., 2004.

13. Ponomareva Yu.S., Kuzina Yu.A. Struktur-naya model' metodiki primeneniya cifrovyh obra-zovatel'nyh resursov v onlajn-soobshchestvah ucha-shchihsya shkol // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2022. № 3(166). S. 76-81.

14. Ramazanov R.G., Grinshkun V.V. Vliyanie setevyh soobshchestv i perekhoda k Web 3.0 na smenu podhodov k polucheniyu obrazovaniya // Vestn. Ros. un-ta druzhby narodov. Ser.: Informatizaciya obrazovaniya. 2018. T. 15. № 1. S. 89-100.

15. Sergeev A.N. Setevoj obrazovatel'nyj proekt kak sposob sozdaniya setevogo obrazovatel'nogo soobshchestva [Elektronnyj resurs] // Grani poznaniya. 2009. № 4(5). S. 47-50. URL: http://grani.vspu.ru/files/ publics/125_pub.pdf (data obrashcheniya: 12.06.2022).

16. Sergeev A.N. Stanovlenie i razvitie setevyh soobshchestv pedagogov v social'noj obrazovatel'noj seti: teoreticheskie osnovy i praktika realizacii v VGSPU // Teoriya i praktika obshchestvennogo raz-vitiya. 2013. № 11. S. 151-154.

17. Cherkasov R.V. O principah organizacii obra-zovatel'nogo setevogo soobshchestva // Vestn. Samar. gos. tekhn. un-ta. Ser.: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2010. № 6(14). S. 177-183.

Teaching Computer Studies

in the educational online communities

of the schoolchildren

with the use of the chat bots

The article deals with the issues of the programming training of the students in the educational online communities. There are discussed the approaches to the comprehension of the term "educational online community" and the implementation of the community at the web platform. There is substantiated the potential of the programming training with the use of the elements of the artificial intelligence - the chat bots as the specialized programs - the conversation participants. The authors consider the Internet resources for the creation of the chat bots.

Key words: online learning, educational online community, programming training, web platform, artificial intelligence, chat bot.

(Статья поступила в редакцию 14.07.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.