УДК 378:73
Виданова Елена Алексеевна
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
ОБУЧЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ
В данной статье обосновывается обучение иллюстрации как средство развития творческого мышления студентов художественно-графического факультета, будущих художников-педагогов. Художнику-педагогу творческое мышление помогает решать педагогические задачи, разрабатывать новые методики и творчески переосмысливать старые, проявлять находчивость, предприимчивость, мыслить нешаблонно. Целью нашего исследования является описание этапов работы над иллюстрацией, которые дают возможность развить творческое мышление. Обучение иллюстрации является учебно-творческой деятельностью, в процессе которой обобщаются и интегрируются знания, умения и навыки, полученные студентами на предыдущих курсах. В результате проделанной работы мы смогли проследить процесс развития параметров творческого мышления на каждом этапе работы над иллюстрацией. Также в статье описывается роль параметров творческого мышления в профессиональной деятельности художника-педагога.
Ключевые слова: иллюстрация, творческое мышление, художник-педагог, обучение, методика, изобразительное искусство, педагогика.
Преподавание изобразительного искусства достаточно сложная творческая деятельность. Она требует от художника-педагога знаний не только своего предмета, методики преподавания, но и развития творческого мышления. Развитие творческого мышления у будущего художника-педагога играет важную роль в дальнейшей успешной педагогической деятельности. Преподавание изобразительного искусства строится не только на сообщении учебного материала и выработке определенных умений и навыков. Для того чтобы учащиеся успешно овладевали знаниями, умениями и навыками изобразительного искусства, педагогу приходится решать ряд педагогических задач, которые сложно предусмотреть на стадии подготовки к занятию. Опытные педагоги знают, что каждая группа учащихся настолько уникальна, что то, что сработало с одной группой, не всегда также успешно работает с другой. В связи с этим одно лишь владение каким-либо набором приемов решения педагогических задач становится не целесообразным. Успешному решению возникающих в ходе занятия педагогических задач способствует развитое творческое мышление художника-педагога. Творческое мышление позволяет художнику-педагогу проявлять находчивость, предприимчивость, мыслить нешаблонно. Таким образом, развитие творческого мышления будущих художников-педагогов приобретает особую актуальность.
Проблема развития творческого мышления разрабатывалась в науке многими учеными, исследования затрагивали разные аспекты научного знания. Центром нашего исследования является иллюстрация как средство развития творческого мышления. Иллюстрация - это изображение, созданное художником на основе его жизненного опыта, поясняющее или рассказывающее что-либо. В современном мире иллюстрация это не только картинка в книге, это и педагогический рисунок на
доске или листе бумаги, изображения в инструкциях, иконки на экране электронных гаджетов и т.д. Сложно назвать сферу деятельности, где сегодня не используют иллюстрацию.
В нашем исследовании за основу мы взяли следующее определение понятия «творческого мышления»: «Творческое мышление - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию» [5].
При развитии творческого мышления средствами иллюстрации, особое знание имеют его параметры. Изучая творческое мышление, исследователи выделили следующие основные параметры: беглость (количество идей), гибкость (способность находить новые идеи и умение эффективно использовать исходный материал), оригинальность (умение производить идеи) и разработанность (умение совершенствовать идею и доводить ее до завершенного вида). Обучение иллюстрации дает стимул для включения в деятельность всех перечисленных параметров [1]. Особенностью творческого мышления является то, что выработанные в процессе развития творческого мышления способы решения поставленных задач в одной конкретной деятельности, могут использоваться студентом для решения проблемных задач в любой другой деятельности.
Обучение иллюстрации является учебно-творческой дисциплиной, в результате освоения которой студент применяет все знания, умения и навыки, приобретенные в ходе всего процесса обучения. Процесс работы над иллюстрацией является очень сложным творческим процессом, и прежде всего это связанно с перенесением реального трехмерного вида предмета в двухмерную плоскость листа бумаги. Данный процесс не возможен без творческого мышления. Именно поэтому обучение иллюстрации открывает широкие возможности для
© Виданова Е.А., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
169
развития творческого мышления у будущих художников-педагогов.
Творческое мышление развивается стихийно в течение всей жизни человека, но этим процессом можно управлять. Обучение иллюстрации создает более благоприятные условия для развития творческого мышления студентов. Данное утверждение обусловлено, тем, что любая деятельность есть процесс творческий, но в творческой деятельности мыслительные процессы, связанные с творческими параметрами мышления задействованы активнее. Именно поэтому обучение иллюстрации позволяет не только активизировать творческое мышление, но и развивать его как в целом, так и каждый параметр в отдельности. Проявление творческой активности студента мы наблюдаем в его увлеченной работе, в стремлении к самостоятельности и новизне. Благодаря этому студент стремится к оригинальности композиционного решения и разработанности изображения, путем поиска нужных средств выражения и техник исполнения. Задача педагога активизировать учебно-творческую деятельность студента посредством стимулирования познавательной деятельности. Процесс творческого мышления не возникает на пустом месте. Студент, начиная работу над иллюстрацией, старается припомнить свои впечатления, зрительные образы предметов и людей, полученные им из прошлого опыта, размышляет и делает определенные выводы.
Важное значение для развития творческого мышления будущего художника-педагога приобретает обучение иллюстрации, когда мы говорим об иллюстрировании художественного произведения. Развитие творческого мышления непосредственно связанно с познавательной активностью студента, т.е. чем больше студент читает, рассматривает репродукции разных художников, чем больше и разнообразнее информации он получает, тем активнее развивается творческое мышление.
Методика организации занятий направленных на развитие творческого мышления должна предусматривать подготовку к целевой установке, осознание путей решения задачи, вдохновение (возбуждение эстетической потребности), поиск более выразительных средств изображения, обобщение всей проделанной работы [3, с. 11].
Побудителем к творческой деятельности у художника является динамичная эстетическая потребность. Исходным моментом для вдохновения художника служит его эстетическое отношение к действительности [3, с. 14]. Обучение иллюстрации позволяет пробудить потребность к творческой деятельности.
Первым этапом работы над иллюстрацией является выбор темы. Обычно для иллюстрирования студенты выбирают темы, которые им близки. Это может быть художественное произведение или просто рассказ о себе в виде изобразительной книги.
Пробуждая в студентах эстетическую потребность в творчестве, педагоги добиваются того, что студенты начинают мыслить, пытаются найти пути более яркого выражения «себя» в изобразительном виде. Именно с этого момента мы можем говорить о целенаправленном развитии творческого мышления.
Приступая к творческой деятельности, студент должен решить, как лучше раскрыть идейное содержание задуманной иллюстрации (или серии иллюстраций), какие средства выражения, какую технику исполнения применить в данной ситуации. Здесь начинается второй этап работы над иллюстрацией. Это выполнение поисков, эскизов и набросков [2]. Работа над эскизом - это поиск идеи. Обычно первые результаты не дают желаемого результата. Первоначально студент может сделать некоторое количество зарисовок с натуры, однако рисование по памяти и по представлению содержит больше элементов творческой деятельности, чем рисование с натуры. Рисование по памяти и по представлению заставляет студента активно и самостоятельно использовать полученные ранее знания и навыки, опираясь на память, на образное представление и воображение [4, с. 17]. Вся поисковая работа, которую проделывает студент, пытаясь четко сформировать свою идею, развивает беглость мысли. Педагогу-художнику беглость мысли помогает видеть множество путей решения педагогических задач, разнообразные варианты объяснения учебного материала, помогает находить индивидуальный подход к ученикам и т.д.
Необходимым моментом в работе над эскизами является изучение иллюстраций известных художников по выбранной теме. Сбору наглядного материала стоит уделить особое значение. Следует потратить некоторое время на разбор иллюстраций, которые понравились и не понравились студенту. Определить, что произвело в работах художников на студента больше впечатления, а что меньше. Это может быть разбор композиционной схемы, стилистики образов, общий стиль иллюстрации, техника выполнения и т. д.
Проделав большую подготовительную работу, которая включает выполнение эскизов и поисков, сбор наглядного материала, анализ иллюстраций художников, формируются определенные границы (рамки), в которых студент будет продолжать работу над иллюстрацией. Создавая определенные границы при работе над иллюстрацией, мы получаем возможность развивать гибкость мысли. Гибкость мышления позволяет педагогу максимально быстро находить выход из сложных ситуаций и способы решения трудных задач.
На следующем этапе работы над иллюстрацией студент приступает к созданию образов и среды. На этом этапе творческое рисование ведется на основе уже приобретенных знаний и навыков с целью создания нового и оригинального [4, с. 20].
170
Вестник КГУ ^ 2019
На основе собранного материала и проделанной подготовительной работы у студента рождается ясное виденье своей идеи (замысел), которую он собирается воплощать в изобразительном виде. С этого момента прекращается хаотическая работа в разных направлениях, так как теперь все подчиняется одной цели.
Для получения зрительного образа персонажа или среды студент соединяет несоединимое, реальный зрительный образ творчески перерабатывается до образа художественного. Типизация, обобщение и стилизация зрительного образа ведется сознательно, путем изменения пропорций, сомаштабности отдельных элементов и т.д. Эти приемы преобразуют реальный образ в изобразительную форму, при этом сохраняется основной характер предмета и он остается узнаваемым [1].
На данном этапе работы у студента развивается такой параметр творческого мышления как оригинальность. Оригинальность позволяет не только создавать и разрабатывать новые идеи, а так же развивать уже существующие. Так для успешного осуществления педагогической деятельности педагог должен уметь разрабатывать новые методики, формы и приемы или творчески перерабатывать известные, а так же умело и оригинально их сочетать.
Четвертый этап работы над иллюстрацией -это поиск композиции. При работе над эскизами композиций, при поисках вариантов решений сюжетов, выполнении подготовительных материалов происходит наиболее значительная по содержанию и объему творческая работа студентов. В ходе этой работы возможно решение многих важных задач художественной подготовки студентов, создаются весьма благоприятные предпосылки для развития их творческих способностей, тренировки памяти и воображения [3, с. 163].
Работу над композицией можно начинать, лишь имея замысел. Композиционно-творческая задача студента заключается в том, чтобы через типизацию и обобщение ярче выразить главное, приглушить или вообще изъять несущественные детали [7, с. 11]. Главная задача студентов на данном этапе работы, используя правила, приемы и средства композиции общие для всего изобразительного искусства, создать оригинальную композиционную схему и довести свой замысел до завершенного вида.
Выбрав наиболее удачную композицию, мы переходим к завершающему этапу работы над иллюстрацией - это выполнение итоговой работы, т.е. иллюстрации.
Для более полного выражения творческого замысла на плоскости листа студент должен выбрать технику для выполнения иллюстрации. Выбирая технику, студент должен опираться на свою профессиональную подготовленность. Свобода
и виртуозность владения языком искусства дает возможность студенту всецело отдаваться творчеству, осуществлению творческих замыслов и добиваться необходимого эффекта [3, с. 49]. Работа над иллюстрацией позволяет эффективно развить творческое мышление, так как студент превращает плоскость белого листа в воображаемое пространство, делая умственные усилия, ищет удачную композицию, наполняет изображение деталью, выбирает технику исполнения и доводит ее до завершения.
В современном мире успешная учебная и профессиональная деятельность не представляются возможными без элемента творчества [6]. Иллюстрация, являясь результатом творческого труда художника, способствует эффективному развитию творческого мышления. Творческое мышление необходимо педагогу для более эффективной и успешной профессиональной деятельности. Оно проявляется в способности педагога импровизировать, в усвоении чужого опыта путем творческого переосмысления, переработке и органичном включении его в собственную теорию и практику. Творчески мыслящий педагог постоянно стремится повышать свой профессиональный уровень. Ему свойственна самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, которые способствуют овладению новыми знаниями, умениями, методами деятельности и т. д. [8].
Итак, нами были сопоставлены основные этапы работы над иллюстрацией с процессом развития параметров творческого мышления. Стоит акцентировать внимание на то, что процесс работы над иллюстрацией является единым цельным творческим процессом, хотя мы и можем выделить определенные этапы. Так же и процесс развития творческого мышления - это единый цельный процесс. Несомненно, что творческая деятельность, которая осуществляется на определенном этапе работы над иллюстрацией, в большей степени влияет на развитие конкретного параметра творческого мышления, но в то же время другие параметры так же развиваются, но в меньшей степени. Весь процесс работы над иллюстрацией неразрывно связан с развитием творческого мышления, причем развитие получают все параметры творческого мышления. Отсюда следует, что обучение иллюстрации способствует эффективному развитию творческого мышления у студентов художественно-графических факультетов, будущих художников-педагогов.
Библиографический список
1. Виданова Е.А. Обучение иллюстрации как средство развития творческих способностей учащихся художественных школ // Научные меридианы - 2016: сб. материалов V междунар. науч.-практ. конф. - Новороссийск, 2016. - С. 51-54.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
171
2. Виданова Е.А., Сеничкина Е.В. Роль набросков и зарисовок в развитии профессиональных навыков студентов ХГФ // Наука и перспективы. -2017. - № 3. - С. 66-71.
3. Ростовцев Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.
4. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. - М.: Просвещение, 1985. - 256 с.
5. Тихомиров О. К. Общая психология [Электронный ресурс] // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - Режим доступа: http:// nashaucheba.ru/v13718/?cc=1&page=11 (дата обращения: 18.11.18).
6. Харченко А.А., Саяпина Е.И. Проблемы развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Т. 5. - № 2. - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/63PDMN217.pdf (дата обращения: 18.11.18).
7. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. - М.: Просвещение, 1978. - 159 с.
8. Щербакова Т.Н. Творчество в деятельности современного педагога [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. - Уфа, 2013. -С. 21-25. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ ped/archive/97/4472/ (дата обращения: 18.11.2018).
References
1. Vidanova E.A. Obuchenie illyustracii kak sredstvo razvitiya tvorcheskih sposobnostej
uchashchihsya hudozhestvennyh shkol // Nauchnye meridiany - 2016: sb. materialov V mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Novorossijsk, 2016. - S. 51-54.
2. Vidanova E.A., Senichkina E.V. Rol' nabroskov i zarisovok v razvitii professional'nyh navykov studentov HGF // Nauka i perspektivy. - 2017. -№ 3. - S. 66-71.
3. Rostovcev N.N. Razvitie tvorcheskih sposobnostej na zanyatiyah risovaniem. - M.: Prosveshchenie, 1987. - 176 s.
4. Rostovcev N.N. Uchebnyj risunok. - M.: Prosveshchenie, 1985. - 256 s.
5. Tihomirov O.K. Obshchaya psihologiya [EHlektronnyj resurs] // Psihologicheskij leksikon. EHnciklopedicheskij slovar': V 6 t. / red.-sost. L.A. Karpenko; pod obshch. red. A.V. Petrovskogo. -M.: PER SEH, 2005. - Rezhim dostupa: http:// nashaucheba. ru/v 13718/?cc= 1 &page=11 (data obrashcheniya: 18.11.18).
6.HarchenkoA.A., Sayapina E.I. Problemy razvitiya tvorcheskih sposobnostej studentov hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov pedagogicheskih vuzov [EHlektronnyj resurs] // Internet-zhurnal «Mir nauki». - 2017. - T. 5. - № 2. - Rezhim dostupa: http://mir-nauki.com/PDF/63PDMN217.pdf (data obrashcheniya: 18.11.18).
7. SHorohov E.V, Kozlov N.G. Kompoziciya. -M.: Prosveshchenie, 1978. - 159 s.
8. SHCHerbakova T.N. Tvorchestvo v deyatel'nosti sovremennogo pedagoga [EHlektronnyj resurs] // Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy IV mezhdunar. nauch. konf. - Ufa, 2013. -S. 21-25. - Rezhim dostupa: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/97/4472/ (data obrashcheniya: 18.11.2018).
Вестник КГУ 2019
172