Научная статья на тему 'Обучение и воспитание: комплексный подход'

Обучение и воспитание: комплексный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение и воспитание: комплексный подход»

В. ПОЛИЩУК, доцент проректор по учебной работе

Курский государственный технический университет - это комплекс непрерывного и многоуровневого профессионального образования.

Он нацелен на подготовку специалистов высокого качества, востребованных на региональном, российском и мировом рынках труда, что дает ему возможность выживать и развиваться в современных условиях, когда государственный заказ на подготовку специалистов выдаётся на конкурсной основе, а многие работодатели как никогда заинтересованы в таких профессионалах.

Уровень подготовки специалистов неразрывно связан с качеством работы вуза по всему многогранному спектру его деятельности. В направлениях, относящихся к организации учебно-воспитательного процесса, можно выделить следующие наиболее актуальные:

■ структура профессионального образования: перечень реализуемых образовательных программ, направлений и специальностей, система многоуровневого (бакалавр, специалист, магистр) и непрерывного (довузовское, дополнительное, второе высшее, послевузовское) образования;

■ формирование контингента обучающихся, включая создание условий для приёма в университет талантливых, склонных к творчеству, учёбе молодых людей;

■ высокий образовательный уровень (усиление фундаментальной подготовки, внедрение новых педагогических технологий обучения, единство образовательного и научного процессов, создание системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО);

Обучение и воспитание: комплексный подход

■ сотрудничество вуза с предприятиями, учреждениями и организациями;

■ воспитание студентов в духе социальной и профессиональной ответственности.

В настоящее время университет ведёт подготовку по 41 специальности высшего профессионального образования и девяти направлениям бакалавриата и магистратуры, в том числе по 31 технической специальности, восьми экономическим и двум гуманитарным (юриспруденция,социология), а также по 23 научным специальностям аспирантуры и докторантуры.

В институте непрерывного образования (ИНО) реализуются 13 программ высшего профессионального образования - «второе высшее», проводится обучение в сокращённые сроки профессионально-ориентированных лиц, имеющих среднее или высшее профессиональное образование. Работают центр довузовской подготовки, факультет дополнительного профессионального образования, региональный центр социальной адаптации военнослужащих, уволенных из вооружённых сил, и членов их семей, факультет второго высшего образования, факультет повыше-

ния квалификации и переподготовки специалистов и руководящих работников.

Внедрение в производство результатов научных исследований вуза, связанное с необходимостью освоения новых технологий и оборудования, выдвинуло задачу кадрового сопровождения результатов НИР. Для её решения используются не только повышение квалификации и переподготовка ИТР на базе университета, но и впервые начатая университетом подготовка специалистов со средним профессиональным образованием по заказам предприятий. Форма обучения - без отрыва от производства, студенты - в абсолютном большинстве работники предприятий-заказ-чиков. Предприятия взяли на себя финансирование обучения. Такие отношения сложились с ОАО «Геомаш» г.Щигры, ОАО «Кореневский завод низковольтной аппаратуры», с предприятиями г. Белгорода.

Выпускники университета востребованы экономикой региона. По договорам и заявкам предприятий, организаций и учреждений трудоустраиваются 94% молодых специалистов. Кафедры в течение трёх лет контролируют «закрепляемость» своих выпускников, которая остаётся достаточно высокой - 86%. Изучение рынка труда позволяет университету оперативно реагировать на потребность предприятий в специалистах.

Университет и его программы востребованы молодёжью: конкурс среди абитуриентов остаётся устойчиво высоким по всем специальностям. За последние 4 года конкурс на юридическую и экономические специальности несколько снизился, а на технические -строительные, энергетические, приборостроительные, автомобильную - увеличился (до

5-8 заявлений на место). На новые специальности, вводимые вузом, конкурс среди абитуриентов складывается, как правило, более высокий, чем общий университетский.

Университет ведёт целенаправленный поиск и подготовку «своих» абитуриентов. Для этого предпринимаются такие меры:

■ расширение сети образовательных учреждений, входящих в университетский комплекс;

■ сопряжение учебных планов и программ дисциплин, обмен учебно-методическими разработками, научной и учебной литературой и т.п.;

■ проведение преподавателями университета занятий со школьниками в 27 специализированных и профильных классах города и области;

■ организация различных по продолжительности подготовительных курсов;

■ сотрудничество с городским центром технического творчества;

■ участие в организации и проведении региональных предметных олимпиад среди школьников;

■ обеспечение работы регионального Центра централизованного тестирования;

■ освоение материалов и технологии ЕГЭ.

80% студентов, получивших в прошлом учебном году дипломы с отличием, - бывшие слушатели университетской системы довузовской подготовки. В аналитическом отчёте [1] по результатам ЕГЭ-2004 в Курской области (проводился впервые) отмечается, что у школьников из спецклассов, сотрудничающих с вузами, качественные показатели существенно выше (%):

Оценка По спецклассам вузов По Курской области

Курский государственный технический университет Курская государственная сельскохозяйственная академия Курский государственный университет

5 39,4 13,5 13,0 9,6

4 42,9 32,4 31,9 28,9

3 16,0 39,5 29,3 34,3

2 1,7 15,6 25,0 27,1

средняя 4,20 3,45 3,34 3,20

Секретариат приёмной комиссии университета реформирован в Управление по новому набору. Его отличают мобильность, оперативность, инновации в работе. Это подразделение разработало и на базе современной компьютерной техники полностью автоматизировало процесс документооборота, связанный с оформлением личных дел абитуриентов, контрактов на обучение, до-зачислением на вакантные бюджетные места в форме «электронной ярмарки вакансий бюджетных мест».

Организованы шесть представительств университета в районах области, и сеть их намечено расширить. В представительстве посетители получают информацию об университете, специальностях, программах обучения, правилах приёма, а также по правовым вопросам. Но главное в работе представительств - их деятельность в качестве молодёжных центров культуры и досуга, экономического развития территорий области. В решении этих задач университет поддерживается областным руководством, муниципальными органами образования, педагогической общественностью.

Таким образом, университетский комплекс, в котором сохраняется юридическая самостоятельность каждого образовательного учреждения, а отношения строятся на договорной основе, решает актуальные социальные проблемы:

■ устранение пробелов в знаниях школьников по математике, физике и русскому языку, подготовка к качественному профессиональному обучению;

■ содействие средним школам в реализации профильного обучения в старших классах;

■ повышение мотивации к качественному образованию;

■ профессиональная ориентация молодёжи;

■ привлечение молодежи в высшие учебные заведения региона.

Как уже отмечалось, актуальным направлением в организации учебно-воспитательного процесса является фундаментали-

зация высшего технического образования. Она является главным фактором, обеспечивающим важнейший принцип преемственности. Именно качество фундаментальной подготовки определяет последовательную преемственность всех ступеней.

С этой целью в 1995 году были внесены изменения в структуру университета, связанные с организацией факультета фундаментальной подготовки (ФФП), объединившего кафедры фундаментальной подготовки, имевшиеся в вузе. В его составе учатся студенты первого и второго курсов очной, а также третьего курса заочной форм обучения всех технических специальностей. После итоговой аттестации выпускники ФФП переводятся на специальные факультеты и выпускающие кафедры, 18 из которых наделены правами факультетов.

Работа кафедр ФФП направлена на повышение общеобразовательного уровня студентов и на построение прочной базы дальнейшего обучения по специальности (направлению).

Организация ФФП потребовала провести унификацию рабочих учебных планов, корректировку программ учебных дисциплин, модернизацию методического обеспечения.

Появилась реальная возможность изменения направленности учебного процесса на выделение базовых идей и методов учебных дисциплин, установления их взаимосвязей, создания интегративных естественнонаучных курсов, налаживания согласованных междисциплинарных связей.

Организация ФФП активизировала работу кафедр по внедрению в учебный процесс интенсивных технологий обучения, например РИТМО, циклично-модульного построения курсов, рейтинговой оценки знаний студентов, регулярных текущих и промежуточных аттестаций. Увеличение числа контрольных точек и учёт работы студентов в течение семестра, контроль остаточных знаний в ходе стартового (кафедрального) опроса, деканатские и ректорские мероприятия по самообследованию ка-

федр факультетов повышают эффективность управления учебным процессом. Последнее особенно важно в связи с увеличением контингента студентов по целевому приёму и на внебюджетной основе, для обучения которых требуются дополнительные меры.

В связи с вхождением российского образования в международное образовательное пространство деятельность университета по обеспечению высокого образовательного уровня требует внедрения системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Выработана концепция университета в области качества, определена политика, идёт работа по созданию необходимых документов стратегического планирования, осуществлены анализ, структуризация и доработка нормативной базы. Работают отдел управления качеством, Центр менеджмента качества образования. Основополагающий принцип менеджмента качества - обеспечение непрерывного улучшения по всем направлениям деятельности вуза.

Университет определён Минобразованием одним из участников эксперимента по разработке и внедрению образовательных кредитов. Эксперимент проводится на экономическом факультете, осуществляющем подготовку по восьми специальностям. Можно отметить, что действующие Государственные образовательные стандарты не адаптированы к международной практике образовательных кредитов, а расчёты зачётных единиц по методике Минобразования дают результаты, противоречащие европейской модели. Кроме того, необходимость обязательного выполнения федерального компонента ГОС оставляет студенту и декану возможность построения вариативного учебного плана лишь за счёт элективных и факультативных курсов.

Университет постоянно и систематически расширяет и укрепляет сотрудничество с предприятиями. Формирование перечня специальностей и образовательных услуг проводится с учетом как потребностей пред-

приятий в специалистах, так и опережающего развития науки, техники, технологий. Выпускающие кафедры имеют на предприятиях учебные и научно-исследовательские центры и лаборатории, студенческие проектно-конструкторские и технологические бюро. Это полезные базы практик и прекрасная возможность участия студентов и преподавателей в фундаментальных и прикладных исследованиях. Такая организация обучения студентов, сопровождающаяся расширением их самостоятельности в сочетании с усилением требовательности к формированию ключевых компетенций специалистов, требует в построении учебно-воспитательного процесса новых подходов к структуре и содержанию учебных планов и программ, к самостоятельным занятиям обучающихся.

Основная идея молодёжной студенческой политики, принятая в университете, -это социальная и профессиональная ответственность, определяющая развитие студенческого самоуправления, связи студентов с профессиональными сообществами специалистов, объединениями выпускников университета. И здесь большая роль отводится работе попечительского совета и ассоциации выпускников. Молодёжная студенческая политика направлена на реализацию совместных программ местных органов управления по делам молодёжи, студенческого самоуправления и заинтересованных предприятий.

Приоритетными направлениями работы в этой области являются:

■ формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи;

■ развитие научного, технического и художественного творчества студентов;

■ решение вопросов занятости студентов во внеучебное время, сочетание учёбы с работой, уровень и качество профессиональной подготовки, трудоустройство выпускников;

■ развитие студенческого самоуправления как формы совместной работы пре-

подавателей и студентов, направленной на благо университета;

■ формирование здорового образа жизни, включая физическое развитие, оздоровление, профилактику асоциальных проявлений;

■ социальная защита студентов и забота о ветеранах, создание фонда социальной поддержки сотрудников, аспирантов и студентов за счёт бюджетных и внебюджетных средств;

■ поддержка и активизация деятельности молодёжных объединений и организаций.

В нашем вузе никогда не поднимался вопрос о приоритетности обучения или воспитания. Напротив, мы ставим перед собой задачу комплексного подхода к обучению и воспитанию как единому образовательному процессу.

Такой подход нашел отражение в реализуемых кафедрами учебных программах на базе дисциплин и курсов. Наиболее традиционной и массовой является учебно-исследовательская работа студентов, деятельность студенческого научного общества, естественным образом объединяющая учебный процесс, внеаудиторную занятость

студентов и научные интересы преподавателей, аспирантов и студентов. Сюда же можно отнести работу СПКБ, «правовую клинику» юридического факультета.

Преподаватели кафедры социологии и философии ведут курсы социологии, управления коллективом и проводят социологические исследования среди студентов, преподавателей, а также среди населения. К составлению анкет, опросам и анализу результатов широко привлекаются студенты.

Плодотворный опыт учебно-воспитательной работы имеется на кафедре русского языка (центр речевого общения, литературно-поэтическое объединение, регулярное участие в Пушкинском молодёжном фестивале искусств «С веком наравне»). На базе кафедры технологии швейных изделий и прядения активно работает студенческое модельное агентство, на кафедре конструирования и технологии электронных вычислительных средств - молодёжный спортивный радиоклуб.

Уникальный опыт воспитательной работы накоплен коллективом кафедры физвос-питания и спорта (зав. кафедрой проф. Чу-рилов В.П.). Университет гордится своими спортсменами и спортивной базой. Спортив-

ная база - одна из лучших в области. Коллектив кафедры физвоспитания и спорта -дружный, активный, исключительно работоспособный.

Практические занятия по истории отечества, культурологии, истории Курского края регулярно проводятся в музеях, театрах, картинной галерее и т.п., а также в музее КурскГТУ.

Регулярно со студентами и преподавателями в концертном зале университета и Центре досуга молодёжи встречаются творческие коллективы и исполнители.

Решение проблем социальной защиты студенчества требует переориентации вне-учебной работы: просветительско-развле-кательная, досуговая функция, хотя и весьма важная, особенно с учётом возраста студентов, перестает быть определяющей. На первый план в воспитательной работе выходит её социально-защитная функция в «собесовской» (как соблюдаются права и льготы студентов) и в инновационной (насколько созданы условия для реализации социальной инициативы и предприимчивости студентов) формах.

Внеучебная работа с первокурсниками, наряду с традиционными задачами адаптации в вузовской среде, также должна включать социальную задачу - по возможности нивелировать различия в уровне воспитания и образования.

Воспитательная работа должна учитывать и то обстоятельство, что в подготовке специалиста акцент переносится на формирование конкурентоспособности, готовности к профессиональной мобильности (умение учиться, самостоятельно повышать и корректировать свой уровень и профиль подготовки), к поиску оптимальных решений жизненных проблем.

Главные задачи совершенствования учебно-воспитательного процесса вытека-

ют из обозначенных университетом приоритетных направлений на ближайшую перспективу, среди которых:

■ интеграция науки и образования за счёт расширения сферы научной деятельности профессорско-преподавательского состава, активного привлечения студентов к научным исследованиям;

■ развитие университетского комплекса, объединяющего образовательные учреждения всех уровней, мобилизация педагогического сообщества на реализацию действенной системы непрерывного образования;

■ самостоятельность университета в предоставлении качественных образовательных услуг с учётом потребностей общества и граждан;

■ создание механизма оперативного обновления содержания образования с учётом достижений современной науки и техники;

■ интенсификация образовательных технологий за счёт внедрения электронных учебников, методов дистанционного обучения и информационного обеспечения учебно-воспитательного прогресса;

■ организация систематического контроля со стороны преподавателей за обучением студентов, их самостоятельной работой;

■ создание действенной системы управления качеством, сочетающей предоставление студентам реальных академических свобод с активным участием в образовательном процессе.

Литература

1. Аналитический отчёт по результатам ЕГЭ-

2004 в Курской области / Сост. В.А. Некрасов, И.С. Захаров, В.В. Ноздрачёв, Ю.В.

Белянский, А.Ф. Уколов, В.И. Дроздов,

Ю.Л. Филиппов. - Курск, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.