ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. ВОЗВРАЩЕНИЕ К АНТИЧНЫМ ИСТОКАМ Братцев В.К.
Братцев Владимир Константинович — магистрант, кафедра конституционного права, Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург
Аннотация: в статье раскрывается античное восприятие обучения и развития личности через призму трудов таких философов, как Аристотель, Платон. Ключевые слова: обучение, развитие личности, Аристотель, Платон.
Согласно философии Гегеля, личность - это осознание себя, вешнего мира и места в нем. Обучение и развитие - два основополагающих процесса культивирования в человеке системы гуманистических ценностей. Формирование индивида в обществе, как высоконравственного существа, возможно лишь в том случае, когда целью государства является достижение добродетельной жизни (имманентное условие возникновения счастья и гармонии в гражданском обществе).
Но на сегодняшний день в нашей стране понятие добродетели сильно искажено под влиянием многих факторов, в том числе западных империалистических ценностей (потребительское отношение к миру, война как катализатор мирового процесса экономического развития, наращивание внешнеполитического давления на государства-сателлиты, промышленно-финансовая монополизация внутреннего рынка), принимаемых на веру. Представление современного человека о лучшей жизни корреспондирует к уровню материального достатка. Такие качества, как щедрость, великодушие, праведность, преданность, к сожалению, отходят на второй план или даже приобретают негативный окрас в цветной палитре праздности и малодушия нынешнего общества. Данные деструктивные процессы свидетельствуют лишь о наступлении «железного века» в истории человечества, т.е. победоносного шествия воина со стальным мечом по пепелищу храма знаний и искусства.
Таким образом, единственным выходом из сложившейся ситуации является обращение к гуманистическим идеалам, ценностям, методам воспитания и развития личности классической эпохи эллинизма, зафиксированным в философских трудах Платона и Аристотеля.
Обучение и развитие личности, по мнению Платона, невозможны без господства доброго начала в душе человека. Базисная цель педагога заключается в том, чтобы указать ученику на блаженство стремления души к идеальному. Несмотря на то, что господство доброго начала не может быть абсолютным, так как человек в таком случае слился бы воедино с миром добродетели и утратил волю к развитию, внутренняя гармония земного бытия индивида поддерживается противоборством разумности с враждующим элементом разложения (хаосом). Если личность не хочет раствориться в небытии, то она должна наполнить свое существование высшими интересами, т.е. неустанно развиваться, собирая по всему миру становления рефлексирующие крупицы идеального.
Деятельность педагога представляет собой построение преград в сознании воспитанника, предназначенных для противоборства злу, праздности и удовольствиям.
Задачи педагога:
1) Забота о постепенном восхождении ученика к добродетели;
2) Всестороннее познание психологических особенностей ученика;
3) Полное овладение предметом обучения;
4) Осознание процесса обучения как высшей цели.
Идеальный педагог - человек, отказавшийся от всех земных соблазнов, максимально приближенный к добродетели.
Обучение и развитие личности человека, по мнению Аристотеля, начинаются с ранних пор. В соответствии с представлениями об идеальном государстве семья должна находиться под контролем специальных служащих-педонимов.
Задачи педонима:
1) Наблюдение за тем, как проводят время дети в семьях;
2) Внимательный отбор детских рассказов, сказок (учебного материала);
3) Отсутствие применения игр при обучении.
По достижении семилетнего возраста бремя обучения личности ложится на государство. С точки зрения Аристотеля образовательный процесс должен происходить единообразно для всех подрастающих граждан.
Граждане должны быть воспитаны в духе соответствующего государственного строя и приучены к общественному порядку.
Основные постулаты обучения личности в зрелые годы:
1) Люди, работающие с наслаждением, лучше судят о частностях и точнее их выполняют, например: геометрами становятся те, которые наслаждаются геометрическими задачами [2, с. 59];
2) Более приятная деятельность уничтожает другую [1, с. 125];
3) Не следует одновременно заставлять слишком напряженно работать и интеллектуальные и физические силы; напряжение и тех и других, естественно, производит диаметрально противоположное действие, а именно: физическое напряжение препятствует развитию интеллектуальных сил, напряжение интеллектуальное - физических [2, с. 56].
На процесс развития личности влияют множество факторов, в том числе среда, воспитание, наследственность. И самый действенный их анализ был предоставлен античными философами классической эпохи. Учение Платона об идеальном педагоге, органично переплетное с современной образовательной доктриной, штат «государственных служащих-педонимов», осуществляющих мониторинг процесса дошкольного воспитания, смогли бы задать правильный вектор развития обучения личности. В таком случае наш «железный век» мог бы стать «веком серебряным», при котором на фоне обостренного чувства добродетели и справедливости человек бы четко отделял «хорошее» от «плохого».
Список литературы
1. Аристотель. Политика // Пер. С.А. Жебелева. М.: Мысль, 1984. 644 с.
2. Аристотель. Никомахова этика // Пер. Э.Р. Радлова. М.: ЭКСМО-Пресс, 1997. 139 с.
3. Платон. Законы. М.: Мысль, 1999. 832 с.
4. Психология развивающейся личности // Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. 240 с.
5. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. 520 с.