Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ И ЛЕКСИКЕ НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ПЕСЕННОГО ДИСКУРСА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ И ЛЕКСИКЕ НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ПЕСЕННОГО ДИСКУРСА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
427
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСЕННЫЙ ДИСКУРС / ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ / ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кликушина Татьяна Георгиевна, Магомедгаджиева Карина Гаджикурбановна

Обучение грамматике и лексике является одной из важных задач в преподавании английского языка. В школе традиционно процесс формирования навыков этих аспектов языка рассматривается как формальная, структурированная деятельность. Песни позволяют сменить рутинные занятия в классе и являются ценным ресурсом для развития способностей учащихся в аудировании, говорении, чтении и письме. Важную роль в освоении нового материала играет понимание его значения и цели использования, что может быть достигнуто путем его контекстуализации. В данной статье мы рассматриваем использование материалов англоязычного песенного дискурса в качестве дидактических средств для развития лексических и грамматических навыков учеников старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кликушина Татьяна Георгиевна, Магомедгаджиева Карина Гаджикурбановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING GRAMMAR AND VOCABULARY THROUGH ENGLISH SONG DISCOURSE AT SENIOR LEVEL IN SECONDARY SCHOOLS

Teaching grammar and vocabulary is one of the important tasks in English language teaching. However, traditionally the process of developing proficiency in these language aspects is seen as a formal, structured exercise. Songs allow us to make a change from routine classroom activities. They are a valuable resource for developing students' abilities in listening, speaking, reading and writing. Understanding the meaning and purpose of new material plays an important role in the comprehension of new material, which can be achieved through contextualization. In this article, we examine the use of English song discourse materials as a didactic tool in developing the vocabulary and grammar skills of senior secondary school students.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ И ЛЕКСИКЕ НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ПЕСЕННОГО ДИСКУРСА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

14. Шарманова, С.Б. Особенности использования средств ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: автореф. дис... канд. пед. наук / С.Б. Шарманова. - СПб., 1995. - 18 с.

15. Юрко, Г.П., Спирина, В.П., Сорочек, Р.Г., Уварова, З.С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста/ Г.П.Юрко, В.П.Спирина и др. - Москва: Медицина, 1978. - 247 с.

Т.Г. Кликушина, К.Г. Магомедгаджиева

ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ И ЛЕКСИКЕ НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ПЕСЕННОГО ДИСКУРСА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Обучение грамматике и лексике является одной из важных задач в преподавании английского языка. В школе традиционно процесс формирования навыков этих аспектов языка рассматривается как формальная, структурированная деятельность. Песни позволяют сменить рутинные занятия в классе и являются ценным ресурсом для развития способностей учащихся в аудировании, говорении, чтении и письме. Важную роль в освоении нового материала играет понимание его значения и цели использования, что может быть достигнуто путем его контекстуализации.

В данной статье мы рассматриваем использование материалов англоязычного песенного дискурса в качестве дидактических средств для развития лексических и грамматических навыков учеников старших классов.

Ключевые слова, песенный дискурс, обучение лексике, обучение грамматике, методика преподавания английского языка.

T.G. Klikushina, K.G. Magomedgadzhieva

TEACHING GRAMMAR AND VOCABULARY THROUGH ENGLISH SONG DISCOURSE

AT SENIOR LEVEL IN SECONDARY SCHOOLS

Abstract. Teaching grammar and vocabulary is one of the important tasks in English language teaching. However, traditionally the process of developing proficiency in these language aspects is seen as a formal, structured exercise. Songs allow us to make a change from routine classroom activities. They are a valuable resource for developing students' abilities in listening, speaking, reading and writing. Understanding the meaning and purpose of new material plays an important role in the comprehension of new material, which can be achieved through contextualization.

In this article, we examine the use of English song discourse materials as a didactic tool in developing the vocabulary and grammar skills of senior secondary school students.

Keywords: song discourse, lexical learning, grammar learning, methods of teaching English.

В современном мире ценятся специалисты, знающие иностранный язык. Изучение иностранного языка помогает расширить кругозор, а также развивает когнитивные способности человека. Именно поэтому сейчас изучение английского языка стало неотъемлемой частью жизни большой части населения.

Однако при всем понимании необходимости знания иностранного языка, зачастую в старших классах средних общеобразовательных школ (далее в статье - СОШ) наблюдается низкая активность учеников на уроках английского языка. В старшей школе большая часть учеников знает, в какой области хочет развиваться в будущем и/или точно определяется с желаемой профессией, а значит, и понимает, какие предметы им необходимы для поступления в вуз. Если же английский язык не входит в перечень обязательных предметов при зачислении, то и интерес к его изучению у учеников

пропадает. В этом случае одной из основных задач при планировании урока в старших классах становится поиск новых форм работы для повышения мотивации учеников к изучению английского языка. Мы считаем, что использование песенного дискурса в качестве оригинального аутентичного материала на уроках английского языка может помочь не только повысить общий интерес учащихся к предмету, но и стать незаменимым инструментом формирования лексических и грамматических навыков у старшеклассников.

Изучая новый язык, человек знакомится с новой культурой, одним из проявлений которой является музыка. Для того чтобы это знакомство прошло успешно, необходимо прибегать к дискурс-анализу, изучению которого посвящены труды многих отечественных и зарубежных лингвистов.

Согласно «теориям постструктурализма и социального конструктивизма, дискурс представляет собой сеть социальных тем, голосов, предположений и действий. Он конструирует видение мира, запечатленное в текстах и, следовательно, всегда является историческим, узнаваемым, помещенным в контекст и находящимся под влиянием культуры и общества» [15].

«Песенный дискурс в лингвокультурных исследованиях традиционно рассматривается как мощный и влиятельный ресурс для воспроизводства ключевых ценностей и понятий культуры. С помощью музыки и песни человек познает и интерпретирует мир. Этот процесс глубокий и интенсивный, и сила влияния песни может достичь огромных высот» [5, 190-197]. Поэтому популярные песенные тексты в определенной социальной среде, среди людей разного возраста, пола, сферы деятельности и т.д., являются ценным материалом для изучения специфики культуры людей, их мировоззрения и мироощущения, традиций, обычаев, а также для выявления социальных особенностей языкового и культурного сообщества [5, 190-197].

Согласно концепции дискурса, Н. Фэрклоу, «песенный дискурс относится к тексту песен, а также к контексту их создания и интерпретации» [4, 158]. «Песня как способ выражения культуры -это эстетическая, эмоциональная и нравственная интерпретация разнообразия окружающей действительности и способ художественного выражения внутреннего мира человека» [12, 3].

Музыка и речь разделяют некоторые общие характеристики. Они являются звуковыми средствами человеческого общения. Кроме того, нейропсихологические исследования показали, что в работе мозга наблюдается похожий механизм обработки языкового и музыкального материала [16].

Изучение иностранного языка сложно представить без работы с песней. Являясь неотъемлемой частью нашего языкового опыта, песенный дискурс может представлять большую ценность для обучения иностранным языкам.

Влиянию музыки на освоение иностранного языка уделяют внимание многие методисты и ученые. Так, профессор иностранных языков и прикладной лингвистики в Университете Юань Цзэ, Т. Мерфи пишет о способности учеников быстро запомнить новую песню [14]. Автор отмечает, что, когда человек осваивает иностранный язык, а затем не использует его в течение нескольких лет, через некоторое время он забывает почти все, кроме нескольких песен, которые он разучивал ранее. Т. Мерфи указал несколько причин, почему использование музыкальных произведений продуктивно отражается на качестве изучения иностранного языка:

1) петь на незнакомом языке значительно легче, чем разговаривать на нем. Редко люди задумываются о том, что они слышат, но если песня нравится, то они всегда готовы подпеть, даже не зная языка, что помогает снять языковой барьер;

2) песни предшествуют и способствуют развитию языковых навыков у детей;

3) во многих песнях используется простой, неформальный и знакомый язык с большим количеством повторений, что делает их подходящими для изучения языка [13].

Р.М. Ахмадуллина и А.Р. Абдрафикова провели исследование, результаты которого показали, что использование песенного дискурса при изучении иностранного языка привело к улучшению запоминания слов и выражений. Для этого на занятиях прослушивались песни, после чего текст восстанавливался в письменном виде [6, 1299]. Также, по мнению авторов, фонетические компетенции могут быть развиты в большей степени при использовании музыки, чем без нее.

Часто к использованию песен для преподавания английского языка прибегают в Китае, что связано с особенностями их родного языка: китайский отличается тонкостями тональностей и общей

мелодичностью, поэтому песенный дискурс играет немаловажную роль в обучении разным аспектам иностранного языка [ 10, 272].

К использованию различных песен и рифмовок зачастую прибегают на уроках в начальных классах, ведь так дети быстрее запоминают новый материал за счет легкой формы представления и мелодичности. Более того, некоторые учителя используют песни в качестве средства досуга, не преследуя педагогических и культурных целей.

Использование песен не зависит от возраста, социального уровня, уровня знаний. Их можно использовать с любыми учениками. Так, например, песни современных английских или американских исполнителей представляют особый интерес для многих подростков. Согласно статистическим данным и исследованию, проведенному компанией Common Sense в 2019 году, около 82% подростков слушают музыку каждый день, из них около половины в среднем проводят за этой деятельностью около 3 часов [17].

В ходе нашего исследования мы также провели анкетирование учащихся 10-11 классов в количестве 90 человек. Результаты показали, что около 87% опрошенных на постоянной основе слушают англоязычных исполнителей, данные мы представили в Диаграмме 1.

Диаграмма 1. Ты слушаешь англоязычных исполниетелей?

1%

Да

I Редко «Нет

Мы также попросили респондентов отметить, с чем у них возникают наибольшие сложности в изучении английского языка. У абсолютного большинства вызывают трудности овладение грамматикой и выполнение заданий на аудирование, более трети опрошенных отмечает проблемы в освоении лексики (см. Таблица 1). Использование песенного дискурса на уроках английского языка может помочь не только сформировать лексические и грамматические навыки, но и развить навыки аудирования, так как активное слушание является одной из ключевых деятельностей при работе с музыкальным произведением.

Таблица 1.

Что кажется тебе самым сложным в изучении английского языка? (максимум 2)

Грамматика Лексика Аудирование Письмо Чтение

Количество проголосовавших (из 90 опрошенных) 57 (63,3%) 30 (33,3%) 49 (54,4%) 29 (32,2%) 8 (8,9%)

В рамках анкетирования нас интересовало, насколько (по 5-балльной шкале) старшеклассникам понятно содержание англоязычных песен, которые они слушают в повседневной жизни. Результаты показали, что две трети опрошенных не понимают, о чем поет исполнитель (см. Диаграмма 2), но при этом абсолютное большинство интересуется переводом или толкованием значения песни (см. Диаграмма 3). Следует отметить, что лишь 22% респондентов занимаются английским дополнительно, подавляющее большинство опрошенных оценило уровень своего владения английским языком как «удовлетворительный».

Диаграмма 2.

Насколько полно ты понимаешь содержание песен во время прослушивания?

Диаграмма 3. Интересуешься ли ты переводом/значением песен, которые тебе нравятся?

■ Да, всегда ■ Иногда ■ Понимаю сам(-а) ■ Нет

■ 1 и2 иЗ и4 и5

Можно выделить ряд преимуществ, которые появляются при применении песен в педагогических целях.

1. Сейчас практически невозможно представить нашу жизнь без прослушивания музыки, а привнесение ее в учебный процесс может послужить альтернативой традиционному шаблонному обучению.

2. Зачастую песни зарубежных исполнителей - это основной источник английской речи за пределами класса. Если начать использовать их на уроках, то и за пределами школы ученики сохранят умение прислушиваться к тексту песни, больше стараться самостоятельно разобрать речь носителей, и в целом начнут проявлять интерес к языку.

3. Работа с песней в учебном процессе позволяет учителю создать позитивную и в какой-то степени расслабляющую атмосферу в классе. Это также устраняет негативное отношение к обучению. Ученики не чувствуют давление, благодаря личной заинтересованности они глубже погружаются в учебный процесс и работают активнее.

4. Песни включают лингвистическую информацию о языке, например, лексические единицы, особенности произношения или грамматики. Таким образом, учащиеся приобретают новые знания практически неосознанно.

5. Использование песен на уроках английского языка может также помочь в воспитательной цели обучения и послужить примером особенностей менталитета жителей англоговорящих стран.

Однако несмотря на ряд преимуществ, нельзя игнорировать и имеющиеся недостатки такого

1. Громко играющая музыка может помешать соседним классам, поэтому важно регулировать громкость проигрываемой песни.

2. Ученики могут слишком раззадориться и начать нарушать дисциплину в классе.

3. Разница во вкусах и интересах учеников, так как практически невозможно подобрать одну песню, которая бы устроила всех. По этой причине могут возникать разногласия в коллективе.

4. Сложность в подборе материала для учителя. Необходимо иметь большую наслушанность, чтобы понимать, какую песню можно применить для конкретного урока так, чтобы это имело дидактическую ценность.

Далеко не любая песня может стать методическим материалом. Она должна удовлетворять принципам аутентичности, эмоционального воздействия и методической ценности. То есть необходимо использовать именно подлинные материалы, являющиеся продуктом творчества народа стран изучаемого языка, кроме того текст поэтического произведения должен соответствовать уровню владения иностранным языком учащимися, т.е. при работе с ним школьники должны опираться на уже освоенные грамматические, фонетические, лексические знания и навыки.

метода.

С этими критериями соотносятся функции песенного дискурса, которые были выделены и подробно описаны Л.Г. Дуняшевой. Автор выделяет семь основных функций.

1. Эмотивная функция, апеллирующая к способности сочувствовать или сопереживать.

2. Когнитивная функция, стимулирующая действие.

3. Референтная или информативная функция, передающая значимую информацию.

4. Поэтическая функция, передающая образность и уникальность песенного дискурса.

5. Фатическая функция, направленная на поддержку коммуникации.

6. Этноконсолидационная функция, объединяющая людей или этнические группы.

7. Функция самоидентификации, помогающая позиционировать исполнителя как члена определенной группы [5].

При работе с текстами песен на уроках английского языка с целью развития грамматических или лексических навыков можно использовать следующие виды заданий: заполнить пропуски, выбрать правильную грамматическую форму глагола, образовать подходящую форму данного слова, расставить строки в верном порядке. Нередко в текстах песен могут встретиться грамматические ошибки, которые ученики могут исправить. Такое задание развивает не только грамматические навыки, но и внимательность, критическое мышление. Данный формат заданий встречается на ЕГЭ, то есть эта деятельность послужит для старшеклассников дополнительной подготовкой к итоговому экзамену.

Работа с песней может быть, как коротким дополнением урока, так и занимать его большую часть. Мы предлагаем разбить работу над песней на следующие этапы:

1) первичное прослушивание, на котором ученики только знакомятся с содержанием песни, пытаются в максимальной степени понять сам текст, разобрать как можно больше лексем;

2) выполнение грамматического или лексического задания без опоры на аудио-часть песни, то есть учащиеся ориентируются исключительно на текст и собственные знания по той или иной теме;

3) повторное аудирование с проверкой ответов;

4) обсуждение ошибок, содержания и центральной темы выбранной песни, проверка понимания и активизация в речи изученных грамматических и/или лексических категорий.

При составлении методических рекомендаций мы опирались на результаты анкетирования. Мы попросили респондентов выбрать те музыкальные жанры, которые они любят больше всего (см. Диаграмма 4). Было определено, что набольшей популярностью среди подростков пользуется популярная и хип-хоп музыка. Самыми популярными исполнителями оказались Эминем, Рианна и Билли Ай-лиш. Часто упоминались такие легендарные группы, как Queen и The Beatles, из современных же музыкальных групп самыми распространенными оказались Twenty One Polits и The Neighbourhood. При выборе песен для методических рекомендаций мы ориентировались именно на интерес большинства подростков. Кроме того, выбирались музыкальные композиции, которые не только рассматривают или знакомят с грамматикой, но и отражают культурные аспекты.

Так, например, одна из тем, которая вызывает затруднения при изучении английского языка, -это условные предложения. Разбору этого грамматического правила уделяется время в программе и 10, и 11 класса. Для отработки навыков использования данной грамматической кунструкции можно разобрать несколько песен, в которых представлены основные виды условных предложений: «Count On Me» Бруно Марса, «Idontwannabeyouanymore» Билли Айлиш или «If I were a Boy» Beyonce и «If It Hadn't Been For Love» Адель.

70

Первый тип условных предложений можно рассмотреть на примере первой из перечисленных песен. После первичного прослушивания ученики получают задания, одно из которых может звучать следующим образом: «If necessary, change the words so that they are grammatically suitable for the content of the text» / «Преобразуйте, если необходимо, слова так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста». Такое задание поможет развить умение составлять условные предложения первого типа благодаря тому, что у них закрепится ассоциация этой грамматической категории с выбранной песней, которая помимо прочего легко запоминается.

"If you ever_yourself stuck in the FIND

middle of the sea

I_the world to find you

If you ever_ yourself lost in the dark

and you_see

I_ the light to guide you

We out what we're made of

SAIL

FIND

CAN

NOT

BE

FIND

When we are called to help our friends in need"[9]

В качестве примера употребления второго условного типа предложений можно выбрать песню «Idontwannabeyouanymore» Билли Айлиш. Здесь можно оставить без изменений первую строчку песни, а в остальных случаях попросить детей выполнить задание на выбор подходящей по контексту формы глагола. С помощью такой формы работы у детей развивается не только сам грамматический навык, но и внимательность.

"If teardrops could be bottled

There'd be / have been swimming pools filled by models

Told "a tight dress is what makes you a ..."

If "I love you" was / is a promise

Would / Will you break it, if you're honest? " [8].

Последняя песня, рассматриваемая при изучении условных предложений, это песня Адель «If It Hadnt't Been For Love». При работе с этой песней задание может выглядеть несколько похоже на предыдущее, но иметь одно отличие: ученики должны будут определить не из контекста, какая форма подходит из двух предложенных, а из заданного учителем условия. Таким образом, само задание звучит следующим образом: «Choose appropriate verb forms so that Adele sings about unreal events of the past» / «Выбери подходящие формы глагола так, чтобы Адель пела о нереальных событиях прошлого».

Never would / would have run through the blinding rain Without one dollar to my name If it hadn't been / wasn't for love

Never would see/ would have seen the trouble that I'm in If it hadn't been / wasn't for love Would have been / Would be gone like a wayward wind If it hadn't been / wasn't for love [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С помощью такого задания мы можем проверить, насколько ученики понимают функцию третьего типа условных предложений и в каких ситуациях она используется.

Хотелось бы отметить, что для выполнения такой работы не обязательно каждый раз слушать песню целиком, так как это может занять много времени. Достаточно первый раз прослушать песню полностью, а потом останавливаться только на ключевых моментах, которые непосредственно связаны с отработкой грамматического правила.

Тексты песен группы Twenty One Pilots также богаты на использование грамматических явлений, с которыми у многих учеников возникают проблемы: например, песня «Stressed Out» может быть отличным материалом для знакомства или закрепления правил использования конструкций wish и второго типа условных предложений. После первичного прослушивания песни учитель может раздать учащимся задания, одно из которых будет направлено на развитие языковой догадки. Мы предлагаем такой формат задания: учитель перемешивает строчки в песни, оставляя на своем месте лишь первую, а ученики должны воссоздать оригинальный порядок: Put the lines of the verse in the right order and write down the sequence of letters as follows. I wish I found some better sounds

a) I wish I had a better voice

b) Every time I sang

c) That sang some better words

d) I wish I found some chords

e) No one's ever heard

f) In an order that is new

g) I wish I didn't have to rhyme [18].

Также употребление конструкции "I wish" и правильного построения предложения с ее использованием можно рассмотреть на примере песни рэп-исполнителя Noisy " I Wish I Was A...". В этой песне весь припев построен с употреблением данного грамматического правила, и в целом она отличается несложной для восприятия формой, а, значит, выполнение заданий по этой песне не составит большого труда для учащихся.

Немалое внимание на старшем этапе обучения английскому языку в школе уделяется обучению идиомам и фразовым глаголам, поэтому при работе с текстом любой песни важно уделять внимание новой лексике.

Учитывая большой интерес опрошенных к песням Эминема, который собрал абсолютное большинство голосов, можно использовать одну из его самых популярных песен "LoseYourself", чтобы познакомить учеников с новыми выражениями. Эта песня может быть использована в рамках уроков по теме "Hopes&Dreams" в 11 классе по программе УМК «Spotlight» [1] или в 10 классе при обсуждении темы "Success!" по программе УМК «Forward» [2]. Кроме того, в программе УМК "Forward" в 11 классе отводится урок, посвященный Эминему [3, 22-23]. В начале урока можно провести небольшое обсуждение общей темы занятия. Перед непосредственным прослушиванием песни в качестве речевой зарядки необходимо спросить у учеников, что они знают о рэпере и его творчестве. Так как при дискурсном анализе песенного текста важно понимание условий, в которых создавался рассматриваемый материал, то стоит вспомнить о том, как певец начинал свою карьеру, какие у него были мечты и сумел ли он их достичь. Затем учитель может предложить учащимся прослушать песню и обсудить ее, проверить понимание содержания, и уже после этого ученики выполняют несколько заданий, направленных на отработку лексического материала прослушанной песни.

Одно из заданий по тексту этой песни может быть следующим: перед учениками два столбца с выражениями, с одной стороны - выражения из текста, с другой - их синонимы или дефиниции; задача учащихся - соотнести их.

Match phrases to their meanings

1 to drop bombs a) to crash down quickly

2. once in a lifetime b) something that is no longer valuable, out-

3. for the taking of-date

4 cold product c) emotionally damaged, destroyed

5 to nose dive d) a very rare opportunity

6. to pay the piper e) to announce something important or to

7. capture the insult someone harshly

moment f) take advantage of the opportunity

8. chewed up g) to face the results of your actions

h) easily available

После проверки выполненных заданий необходимо закрепить изученную лексику, что можно сделать, попросив учеников составить свои предложения с выученными словами либо всем классом попытаться придумать одну историю. Это поможет не только вывести изученную лексику в активный словарь, но и развить творческое мышление учащихся.

Таким образом, мы пришли к выводу, что использование песен на уроках английского языка дает много преимуществ. Песенный дискурс позволяет уменьшить атмосферу напряжения на уроке и повысить вовлеченность старшеклассников в учебный процесс в то время, когда они осваивают впервые или закрепляют грамматический и/или лексический материал. Благодаря аутентичности и контексту песни делают те или иные языковые явления более понятными и легкими для запоминания. Помимо прочего, использование текстов современных песен помогает понять устную речь носителей и расширяет кругозор учащихся. Разные виды работы с песней помогают стимулировать интерес старшеклассников к предмету.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева, О.В., Дули, Д., Михеева, И.В. Английский язык. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / О.В.Афанасьева, Д.Дули, И.В.Михеева - 10-е изд. - М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2021. - 256 с.

2. Вербицкая, М.В. Английский язык: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразоват. организаций/ Вербицкая М.В., Маккинли С., Хастингс Б. -М.: Вентана-Граф: PearsonEducationLimited, 2014. - 144 с.

3. Вербицкая, М.В. Английский язык: 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразоват. организаций/ Вербицкая М.В., Маккинли С., Хастингс Б. - М.: Вентана-Граф: PearsonEducationLimited, 2015. - 176 с.

4. Дуняшева, Л.Г. Концепт «свобода» в афроамериканском песенном дискурсе // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. Том 153. Книга 6. - Казань, 2011. - С. 158-167.

5. Дуняшева, Л. Г. Песенный дискурс как объект изучения лингвокультурологии // Актуальные проблемы романских языков и современные методики их преподавания Материалы Международной научно-практической конференции (22-23 октября 2015 года). -Казань, 2015. - С. 190-197.

6. Akhmadullina, Rimma M. & Abdrafikova, Albina R. (2016). The Use of Music as a Way of Formation of Communicative Skills of Students in Teaching English language. International Journal of Environmental & Science Education. 11(6). 12951302.

7. Adele - If It Hadn't Been for Love / AZ Lyrics [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.azlyrics.com/lyr-ics/steeldrivers/ifithadntbeenforlove.html (Датаобращения: 10.04.2022)

8. BillieEilish - idontwannabeyouanymore / Genius [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://genius.com/Billie-ei-lish-idontwannabeyouanymore-lyrics (Дата обращения: 09.04.2022).

9. Bruno Mars - Count On Me / AZ Lyrics [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.azlyrics.com/lyr-ics/brunomars/countonme.html (Дата обращения: 09.04.2022)

10. Christian Z. Goering & Huang Wei (2014) Playback and Feedback: Revelations of an "Encoding, Decoding" / Analysis of Popular Songs Used to Teach English in China, The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas, 87:6, 270-277 [Электронныйресурс]. Режимдоступа: http://dx.doi.org/10.1080/00098655.2014.956680 (Датаобращения: 29.03.2022).

11. Fairclough N. Language and Globalization. London and New York: Routledge, 2006.

12. Litosseliti L. Gender and language: theory and practice. London: Hodder Arnold; New York, 2006.

13. Murphey, Tim. The discourse of pop songs. TESOL Quarterly, 26(4), 1992. - pp. 770-774.

14. Murphey, Tim. Music & Song. Oxford: University Press. Print Graham, C. 1993 Grammar chants: More Jazz Chants. OUP, 1992.

15. Mukundan, J. &Roslim, N. (2009). Textbook representation of prepositions. English Language Teaching. 2(4), pp.13-24.

16. Patel, Aniruddh D. (2008). Music, language, and the brain. New York, NY: Oxford University Press [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://readli.net/music-language-and-the-brain/ (Дата обращения: 19.04.2022)

17. The Common Sense Census: Media Use by Tweens and Teens, 2019 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.commonsensemedia.org/research/the-common-sense-census-media-use-by-tweens-and-teens-2019 (Дата обращения: 15.03.2022 г.).

18. Twenty-One Pilots - Stressed Out / Genius [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://genius.com/Twenty-one-pilots-stressed-out-lyrics (Дата обращения: 10.04.2022).

Г.Н. Кобякова, К.К. Гугасян ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Аннотация. Данная статья посвящена диагностике предпосылок нарушения чтения у детей, обучающихся в первом классе. В работе рассмотрены результаты исследования и коррекционная работа по преодолению нарушений чтения.

Ключевые слова: дислексия, нарушения чтения, предпосылки нарушений чтения.

G.N. Kobyakova, K.K. Ghugasyan

IDENTIFICATION OF PREREQUISITES FOR READING DISORDERS

IN FIRST-GRADERS

Abstract. This article is devoted to the diagnosis of prerequisites for reading disorders in children studying in the first grade. The paper considers the results of the study and correctional work to overcome reading disorders.

Keywords: dyslexia, reading disorders, prerequisites for reading disorders.

С каждым годом возрастает количество детей, имеющих трудности в овладении навыками чтения. Несвоевременная коррекция нарушений чтения, как правило, в будущем приводит к негативным изменениям в развитии ребёнка, а также препятствует успешному овладению школьной программой, так как чтение является основным средством получения знаний учащимися в дальнейшем. Распространённую конфигурацию речевой патологии младших школьников представляет дислексия, она относятся к интенсивно развивающейся сфере изучений, объединяющей педагогов, лингвистов, психологов, биологов и других специалистов. Известно, что чтение играет очень важную роль в жизни человека: оно призвано активизировать психическое развитие, способствует расширению кругозора, обеспечивает освоение общего образования, в значительной степени формирует личность человека.

На сегодняшний день одной из наиболее часто встречающихся причин неуспеваемости школьников выступает специфическое нарушение навыков чтения. В научной литературе вопрос предупреждения и преодоления нарушения чтения у младших школьников рассматривается с позиции психологии, нейропсихологии и педагогики.

Педагоги и психологи придают особое значение проблемам обучения школьников навыкам чтения. По этой причине такие нейрофизиологи и психологи, как А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский отмечают, что навыки чтения являются ведущими во всех сознательных видах деятельности.

Также в работах вышеупомянутых авторов большое внимание уделялось исследованию процессов зрительного восприятия. И этому есть объяснение. В процессе чтения задействованы несколько анализаторов, важнейшим из которых в этом процессе является зрение.

Чтение объединяет два акта: устную речь (как исходную базу чтения) и письменную (как графическое выражение устного высказывания). Р.И. Лалаева выделяет две основных стороны процесса чтения: технику чтения и понимание читаемого. Под первым понимаются особенности восприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.