Научная статья на тему 'Обучение грамматике английского языка детей младшего школьного возраста с использованием индуктивного подхода'

Обучение грамматике английского языка детей младшего школьного возраста с использованием индуктивного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприенко В. А.

Грамматический навык является важнейшим компонентом всех видов речевой деятельности и, поэтому, уже в начальной школе ему следует уделять должное внимание. Грамматический материал является сложным для понимания детьми младшего школьного возраста в силу особенностей их мышления и ведущего вида деятельности. Применение индуктивного подхода с использованием игровых технологий делает возможным формирование грамматического навыка на доступном уровне для детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение грамматике английского языка детей младшего школьного возраста с использованием индуктивного подхода»

матической работы будет происходить автоматизация навыка, и скорость выполняемых действий будет возрастать. На каждом этапе целесообразно использовать контроль и самоконтроль.

Коммуникативное поведение - явление сложное и многогранное, в лин-гводидактическом аспекте оно, по мнению исследователей, заслуживает такого же внимания, как и обучение чтению, говорению, переводу и т.д. [9, с. 54]. Целенаправленная работа по обучению речевому поведению обязательно положительным образом отразится на общей коммуникативной компетенции учащихся.

Список литературы:

1. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: учеб. пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.

2. Кузьменкова Ю.Б. Стратегии речевого поведения в англоязычной среде / Ю.Б. Кузьменкова // «Первое сентября». - 2005. - № 17. - С. 58-62.

3. Кузьменкова Ю.Б. Стратегии речевого поведения в англоязычной среде / Ю.Б. Кузьменкова // «Первое сентября». - 2005. - № 18. - С. 58-63.

4. Кузьменкова Ю.Б. Стратегии речевого поведения в англоязычной среде / Ю.Б. Кузьменкова // «Первое сентября». - 2005. - № 19. - С. 41-45.

5. Кузьменкова Ю.Б. Стратегии речевого поведения в англоязычной среде / Ю.Б. Кузьменкова // «Первое сентября». - 2005. - № 20. - С. 41-45.

6. Кузьменкова Ю.Б. Стратегии речевого поведения в англоязычной среде / Ю.Б. Кузьменкова // «Первое сентября». - 2005. - № 21. - С. 41-45.

7. Кузьменкова Ю.Б. Стратегии речевого поведения в англоязычной среде / Ю.Б. Кузьменкова // «Первое сентября». - 2005. - № 22. - С. 42-47.

8. Леонтович О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения / О.А. Леонтович. - М.: Гнозис. - 2005. - 352 с.

9. Прохоров Ю.Е. Русские: коммуникативное поведение / Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 328 с.

ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДУКТИВНОГО ПОДХОДА

© Куприенко В.А.*

Институт детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Грамматический навык является важнейшим компонентом всех видов речевой деятельности и, поэтому, уже в начальной школе ему сле-

* Магистрант кафедры Раннего обучения иностранным языкам.

дует уделять должное внимание. Грамматический материал является сложным для понимания детьми младшего школьного возраста в силу особенностей их мышления и ведущего вида деятельности. Применение индуктивного подхода с использованием игровых технологий делает возможным формирование грамматического навыка на доступном уровне для детей младшего школьного возраста.

Обучение детей младшего школьного возраста иностранным языкам представляется актуальным вопросом современной методики преподавания иностранных языков. Психологами доказано, что дети, начинающие изучать иностранный язык с 8-9 лет, добиваются результатов на порядок выше, чем дети начинающие изучать его с 12 лет. Обусловлено это несколькими причинами. В первую очередь следует отметить, что дети младшего школьного возраста обладают большими способностями к пониманию поступающей информации, чувствительностью к восприятию звуков и способностью их имитировать, чем ученики средней школы. Во-вторых, они обладают природной расположенностью к изучению языков и эмоциональной готовностью к овладению ими. В-третьих, правильно выбранные для данного возраста методики преподавания и учебные материалы позволяют развить способность и поднять мотивацию к изучению иностранных языков [4, с. 10-12].

Другой немаловажной особенностью рассматриваемого нами возраста является ведущая деятельность. Согласно выводам психологов ведущей деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность, тем не менее, игровая деятельность, через которую ребенок познавал мир в дошкольном возрасте остается значимой. С одной стороны, у детей появляется активный интерес к новой учебной деятельности, к школе в целом, а с другой - игровая потребность не ослабевает. Известно, что дети продолжают играть до 9-10 лет. Использование игры на уроке открывает перед преподавателем много возможностей. В первую очередь, игра позволяет создать множество коммуникативных ситуаций на уроке. Кроме того игровая деятельность безусловно поднимает мотивацию учеников к изучению иностранного языка. Таким образом, игровая деятельность, на наш взгляд, является идеальной для обучения младших школьников иностранным языкам. Преподаватель, предлагая ту или иную игру, может эффективнее решать вопросы формирования речевых навыков и умений учащихся.

Вопрос формирования грамматических навыков являлся и является наиболее остро обсуждаемым методистами. Особенно актуальна эта проблема для рассматриваемой нами возрастной группы учащихся. По мнению одних, грамматике нужно обучать без объяснения правил. По мнению других, грамматические правила подлежат объяснению. Все подходы к обучению грамматике имеют свои преимущества и недостатки, и было бы неправильно сказать, что один хороший, а другой плохой. Тем не менее при выборе подхода к преподаванию грамматики мы должны ориентироваться на возрастные и психологические особенности учащихся.

Учитывая то, что грамматический навык является одним из важнейших компонентов всех видов речевой деятельности, а также то, что материал по грамматике младшей и средней школы составляет активный минимум, который подразумевает стабильное правильное и автоматизированное, коммуникативно мотивированное использование грамматических явлений в устной и письменной речи, было бы неправильно считать, что обучение грамматике можно исключить из процесса обучения иностранным языкам.

С другой стороны, ознакомление с грамматическим материалом, в котором демонстрация грамматического материала осуществляется от общего (правила) к частному (примеру), является сложным для младшего школьника. Это объясняется особенностями развития детей этого возраста, а именно, типом мышления, ведущим видом психологической деятельности, особенностями детского восприятия окружающего мира.

На наш взгляд, индуктивный подход к представлению грамматического материала является наиболее удачным для данной возрастной группы. В этом случае демонстрация материала движется по обратному пути: от частного (примера) к общему (правилу). Согласно этому подходу, грамматические правила выводятся учащимися самостоятельно посредством выполняемых различных упражнений. Среди аргументов, подтверждающих правильность этого мнения, можно выделить следующие:

- использование индуктивного подхода позволяет избежать введения сложной для детей грамматической терминологии;

- использование индуктивного подхода позволяет задать когнитивно-коммуникативный характер урока, где дети активно участвуют в учебном процессе и формировании речевых навыков и умений;

- использование индуктивного подхода позволяет развить речевые умения детей;

- каждый этап формирования грамматического навыка может быть предложен ученикам в виде игры, что способствует лучшему запоминанию изучаемого материала.

Этапы формирования грамматических навыков явились объектом исследований таких известных методистов, как С.Ф. Шатилов, Н.И. Гез, Е.И. Пассов. По их мнению формирование грамматических навыков проходит в несколько этапов.

По мнению С.Ф. Шатилова формирование грамматических навыков проходит следующие этапы: ориентировочно-подготовительный, ситуативно-стереотипизирующий, ситуативно-варьирующий [3, с. 298-300].

Гез Н.И. выделяет следующие этапы формирования грамматических навыков: этап презентации грамматических явлений и создание ориентировочной основы для последующего формирования грамматического навыка, формирование речевых грамматических навыков путем их автоматизации в устной речи, включение речевых навыков в разные виды речи, развитие речевых умений [1, с. 183-192].

Пассовым Е.И. предложил такие этапы, как: восприятие, имитация, подстановка, трансформация, репродукция.

На наш взгляд, представленные классификации имеют много общего, поэтому мы считаем возможным взять классификацию, предложенную Е.И. Пассовым, конкретизируя содержание предлагаемых им этапов.

Таблица 1

Содержание упражнений на различных этапах формирования грамматического навыка

Этап Содержание упражнений

1. Восприятие - введение грамматического материала;

0. Этап формирования произносительных навыков 2. Имитация - хоровое и индивидуальное проговаривание фраз, содержащих необходимые грамматические структуры; - выполнение речевой задачи путем нахождения языковых форм, лексических единиц в образце и использование их, не изменяя

3. Подстановка - подстановка грамматических структур в предлагаемые предложения;

4. Трансформация - изменение грамматической формы в соответствии с нормами изучаемого языка и речевой задачей; - ответы на вопросы с использованием изучаемого грамматического материала

5. Репродукция - рассказ с опорой на картинку с использованием изучаемой грамматической формы; - построение диалога по заданной ситуации с использованием предлагаемых грамматических структур; - написание небольшого рассказа с опорой на концептуальные схемы с использованием изучаемой структуры; - употребление изучаемых грамматических структур в процессе драматизации на основе прочитанного или прослушанного текста и т.д.

Далее проиллюстрируем содержание первого этапа формирования грамматических навыков конкретными упражнениями на примере презентации прошедшего простого времени (Past Simple). Грамматическая структура: «The red car passed the big building a minute ago».

Перед учащимися располагается игрушечное / нарисованное многоэтажное здание, вдоль которого проходит дорога. Учитель демонстрирует учащимся как красная машина проезжает мимо здания: «The red car is passing the big building». После того, как машина проехала мимо здания, учитель констатирует: «The red car passed the big building a minute ago». Учитель продолжает презентацию нового грамматического материала: «The yellow bus is passing the big building. The yellow bus passed the big building a minute ago». Учитель приводит еще один пример аналогичной структуры: «The orange truck is passing the big building. The orange truck passed the big building». Большое количество примеров позволит учителю сконцентрировать внимание учеников на конкретной грамматической структуре.

На наш взгляд, формирование грамматических навыков с использованием индуктивного подхода является наиболее эффективным для рассмат-

ривемой нами возрастной группы в силу того, что позволяет объяснить грамматический материал без использования грамматической терминологии, задать когнитивно--коммуникативный характер урока, вовлечь всех учащихся в учебный процесс, а также стимулировать их интерес к изучению иностранных языков.

Список литературы:

1. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.А., Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высш. школа, 1982.

2. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. - Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010.

3. Шатилов С.Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи // Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Сост. А.А. Леонтьев. - М.: Русский язык, 1991.

4. Brewster J., Ellis G., Girard D. The Primary English Teacher's Guide. -New Edition. - England: Penguine English, 2012.

ДИДАКТИЗАЦИЯ АУТЕНТИЧНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

© Миронова С.Б.*, Лысункина С.А.Ф

Национальный исследовательский Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского,

г. Саратов

В условиях расширения и углубления международных контактов в различных сферах экономической, общественно-политической, социальной и культурной жизни на первый план выступает умение человека налаживать контакты, находить общий язык с представителями другой культуры.

Наше время характеризуется глобализацией, миграцией населения, межнациональными браками, а также поиском межрелигиозного диалога. Открытость мирового экономического и культурного пространства предполагает налаживание кросс-культурных контактов.

Современный человек погружен в нескончаемый поток информации, которую он получает из различных средств массовой информации и комму-

* Доцент кафедры Романской филологии ИФиЖ НИУ СГУ им. Н.Г. Чернышевского.

* Студент факультета Иностранных языков и лингводидактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.