УДК 796.413/.418-053.6 +796.015 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-2-96-104
ОБУЧЕНИЕ ГИМНАСТОК 10-12 ЛЕТ ОПОРНЫМ ПРЫЖКАМ РОНДАТОВОГО ТИПА
О.В. Карась
Белорусский государственный университет физической культуры, Минск, Беларусь
Аннотация
Цель исследования: повысить эффективность процесса обучения белорусских 10-12-летних гимнасток опорным прыжкам рондатового типа.
Методы исследования: анализ литературных и нормативных материалов, фото и видеоматериалов; педагогическое наблюдение; опрос; методы математической статистики.
Исследование проводилось комплексной научной группой (КНГ) по гимнастике спортивной Республики Беларусь (специалистом которой являлся автор) в 2019-2022 гг. Рассматривались вопросы повышения эффективности спортивной подготовки гимнасток-юниорок. В данной статье описан комплекс предпринятых мер по изменению процесса обучения белорусских 10-12-летних гимнасток опорным прыжкам. Дана характеристика элементов рондатового типа этого вида гимнастического многоборья. Представлен комплекс подводящих упражнений для обучения опорному прыжку «рондат фляк - сальто». Сделан сравнительный анализ соревновательной деятельности спортсменок в этом виде гимнастического многоборья в экспериментальном периоде (2020-2022 гг.).
Ключевые слова: техническая подготовка, опорный прыжок, прыжковый стол, спортивный инвентарь и оборудование, подводящие упражнения.
VAULT TRAINING WITH ROUND-OFF FOR FEMALE GYMNASTS 10-12 YEARS OLD A.V. Karas, e-mail: okkaras69@gmail.com, ORCID: 0000-0002-7091-9456 Belarusian State University of Physical Culture, Minsk, Belarus
Abstract
The purpose of the research is to increase the efficiency of the training process of Belarusian 10-12-year-old female gymnasts to vault with round-off.
Research methods: analysis of scientific and methodological literature and regulatory documents; analysis of photo and video materials; pedagogical observation; survey of specialists; methods of mathematical statistics. The study was conducted by specialists of the complex scientific group (CNG) in artistic gymnastics of the Republic of Belarus in 2019-2022. The issues of increasing the effectiveness of sports training of female junior gymnasts were considered. This article describes a set of measures taken to change the process of teaching Belarusian 10-12-year-old gymnasts vaults. The characteristics of the elements of the round-off type of all-around gymnastics are given. A set of lead-up exercises for training the vault «rondat flak - flip» is presented. A comparative analysis of the competitive activity of female athletes in this type of all-around gymnastics in the experimental period (2020-2022) is made. Keywords: technical training, vault, vaulting table, sports equipment, lead-up exercises.
ВВЕДЕНИЕ
В конце XX века в опорных прыжках женщин произошли существенные изменения в сторону «акробатизации» движений во всех фазах двигательных действий [1, с. 6]. Появилась новая форма опорного прыжка с акробатическим наскоком на мостик, дающая возможность идеального толчка руками от прыжкового стола для выполнения комбинированного сальто в различных положениях тела (группировка, согнувшись, прогнувшись) [2, с. 79]. Исследование узловых элементов техники опорного
прыжка Юрченко описано в научных работах Ю.К. Гавердовского (1986) [1, с. 41-42] и В.А Потопа (2015) [2, с. 80-82]. Методике обучения гимнастическим элементам с фазой полета посвящены исследования В.А. Парахина (2016) [3], Г.Д. Бабушкина (1975) [4], Б.А. Ашмарина (2014) [5], В.Н. Морозова (2016) [6], Н.Г. Сучи-лина (2014) [7], В.Н. Курыся (1985) [8]. Однако методика обучения опорным прыжкам ронда-тового типа с использованием современного спортивного инвентаря и оборудования в научно-методической литературе не описана.
В начале олимпийского цикла 2016-2020 гг. опорный прыжок был наиболее «слабым» звеном международной соревновательной деятельности белорусских гимнасток. Среднее значение отставания их оценок от лидеров мировой гимнастики в этом виде гимнастического многоборья составляло 1,3-1,4 балла. Наблюдалась низкая трудность опорных прыжков (3,7-4,0 балла), так как спортсменки выполняли опорные прыжки рондатового типа с «гладкими» сальто, без комбинированных вращений, «пируэтов» [9]. Возникла необходимость изменения процесса обучения опорным прыжкам рондатового типа молодых белорусских гимнасток, претендующих на попадание в сборную команду в олимпийском цикле 2020-2024 гг.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения цели в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа международных правил судейства соревнований на олимпийский цикл 2020—2024 гг. классифицировать опорные прыжки у женщин.
2. Внести изменения в обязательную программу II и I разряда, предложить к использованию в тренировочном процессе 10-12-летних белорусских гимнасток комплекса подводящих упражнений для обучения опорному прыжку «рондат фляк — сальто».
3. Определить динамику соревновательной деятельности 10-12-летних гимнасток, выполнявших опорные прыжки на первенствах Республики Беларусь.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс спортсменок в гимнастике спортивной. Предмет исследования: техническая подготовка в опорном прыжке 10-12-летних гимнасток. Использовались следующие методы исследования:
— анализ научно-методической литературы и нормативных документов (правил судейства международных соревнований по гимнастике спортивной);
— педагогическое наблюдение учебно-тренировочного процесса белорусских гимнасток;
— опрос тренеров, осуществляющих подготовку белорусских гимнасток в спортивных школах;
— методы математической статистики. Исследование проводилось в Республике Беларусь в период с 2019 г. по 2022 г. На первом
этапе (2019 г.) была произведена аналитическая работа для решения первой и второй задач. На втором этапе (2020-2022 гг.) обосновывалась эффективность принятого комплекса мер, скорректировавших подготовку в опорном прыжке белорусских гимнасток.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В 2019 г. женскую национальную команду Республики Беларусь по гимнастике спортивной (НК) возглавил известный специалист, заслуженный тренер Республики Беларусь В.В. Ко-лодинский, ранее подготовивший чемпионку мира Е.М. Пискун (1993 г.) и олимпийскую фи-налистку в опорном прыжке С.Л. Богинскую (1996 г.). Именно его эмпирический опыт и методические разработки были зафиксированы в исследовании.
Прыжки рондатового типа характеризуются как форма прыжков с акробатическим наскоком на гимнастический мост, дающим возможность переориентации самого начала упражнения. В прыжках этого типа при технически правильном исполнении с разбега «рондата» на мост с «фляком» на прыжковый стол исходное положение перед толчком руками является идеальным для выполнения второй части всех разновидностей прыжков типа «цукахара» [2, с. 41]. В правилах судейства международных соревнований на олимпийский цикл 2020-2024 гг. опорные прыжки у женщин классифицируются по идентичности выполняемых в фазах полета (до постановки рук на стол и после отталкивания руками) двигательных действий в следующие группы (рисунок 1) [10]. Первая группа — переворот, рондат фляк с или без поворота в 1-й и/или 2-й фазе; вторая — переворот вперед с или без поворота на 1/1 (360°) в 1-й фазе — сальто вперед/назад с или без поворота во 2-й фазе; третья — переворот вперед с поворотом на (90°-180°) в 1-й фазе (цукахара) — сальто назад с/без поворота во 2-й фазе;
четвертая — рондат фляк (Юрченко) с/без поворота на 3/4 (270°) в 1-й фазе полета — сальто назад (двойное сальто) с или без поворота во 2-й фазе;
пятая — рондат фляк с поворотом на % (180°) в 1-й фазе — сальто вперед/назад с или без поворота во 2-й фазе.
Рисунок 1 - Блок-схема компьютерной программы тестирования функциональной тренированности спортсмена «Чемпион» Figure 1 - Block diagram of the computer program for testing functional fitness of the athlete "Champion"
Опорные прыжки рондатового типа из четвертой и пятой групп имеют наиболее высокую оценку трудности (5,4-6,0 балла) [10, с. 74-76]. Поэтому у их исполнительниц повышаются шансы на победу в финальных соревнованиях. В процессе решения второй задачи исследования в 2019 г. был проведен опрос специалистов (тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты, п=28), осуществлявших подготовку спортсменок в гимнастике спортивной. Из них 2 человека имеют звание «Заслуженный тренер Республики Беларусь»; 10 тренеров высшей, 10 — первой, 6 — второй категории; 2 инструктора-методиста первой категории. По мнению большинства из них (п=20), для того чтобы приступить к обучению опорного прыжка Юрченко, гимнастке необходимо обладать на высоком уровне навыками выполнения следующих базовых упражнений:
1) с разбега рондат на гимнастический мост — сальто назад прогнувшись (бланж) на стопку матов (подготовка к обучению части прыжка Юрченко до толчка руками);
2) опорный прыжок «цукахара» (подготовка к обучению части прыжка Юрченко после толчка руками). Однако эту фазу можно разучивать отдельно, используя идентичные с подготовкой к «цукахаре» подводящие упражнения. Решением республиканского технического комитета с 2020 г. вышеописанное первое упражнение, рондат — бланж (рисунок 3) было включено в обязательную программу II разряда,
а опорный прыжок рондат фляк с приземлением на стопку гимнастических матов (рисунок 5) — в обязательную программу I разряда. Предполагалось, что данное решение будет стимулировать тренеров к обучению гимнасток опорным прыжкам рондатового типа. На основе анализа научно-методической литературы, видеоматериалов тренировочного процесса гимнасток сборной команды Республики Беларусь, опроса вышеназванных специалистов был составлен комплекс подводящих упражнений для обучения опорному прыжку «рондат фляк — сальто». Новизна комплекса заключается в использовании современного гимнастического инвентаря (ба-тутный трамп, поролоновый куб, жесткий куб для опорного прыжка), позволяющего создать безопасные условия для самостоятельного выполнения гимнасткой отдельных фаз опорного прыжка. Этот комплекс был предложен к использованию в тренировочном процессе 10-12-летних белорусских гимнасток. 1 этап — обучение фазе разбега и отталкиванию после выполнения рондата. Предлагаются следующие упражнения.
Упражнение № 1. Разбег с подсчетом количества шагов и «вальсетом» на линии начала рондата. Для определения длины разбега перед опорным прыжком встать на мостик спиной к прыжковому столу. С разбега сделать подскок в рондат. В этом месте дорожки начинается разбег опорного прыжка с таким же количеством шагов.
Рисунок 2 - Рондат с приземлением округленной спиной на куб Figure 2 - Round-off landing with a rounded back on the cube
Рисунок 3 - Рондат - прыжок на спину на стопку матов - перекат в кувырок назад Figure 3 - Round-off - jump on the back on a stack of mats - roll into a somersault back
Рисунок 4 - Рондат - бланж на стопку матов Figure 4 - Round-off - blansh on a stack of mats
Рисунок 5 - Фляк с опорой руками на прыжковый стол Figure 5 - Round-off - Flak with hands on the vaulting table
Рисунок 6 - Рондат фляк на поролоновые кубы Figure 6 - Round-off flak on foam cubes
Рисунок 7 - Рондат фляк с прокрутом на спину на стопку матов Figure 7 - Round-off flak with a scroll on the back on a stack of mats
Упражнение № 2. Рондат в отскок с приземлением округленной спиной на вертикально расположенный поролоновый куб (рисунок 2). Направлено на обучение отскоку назад после рондата. С небольшого разбега (3-4 шага) выполнить рондат на батутный трамп, отскок вверх-назад с касанием округленной спиной вертикально расположенного поролонового куба, приземлиться в полуприсед на трамп. 2-й этап — обучение фазе полета после рондата и постановке рук на прыжковый стол. Упражнение № 3. Рондат — прыжок на спину на стопку матов — перекат в кувырок назад (рисунок 3). Направлено на обучение после рондата с гимнастического моста отскоку с прямым телом и вращению назад.
С возвышенности выполняется «вальсет» в рондат на гимнастический мост, толчком двумя прыжок назад с приземлением в стойку на лопатки на стопку кубов, кувырок назад в упор стоя на коленях (далее — с прямыми ногами в упор лежа).
Упражнение № 4. Рондат — бланж на стопку матов (рисунок 4). Формирование навыка удержания положения тела прогнувшись в фазе полета до постановки рук на прыжковый стол. С разбега выполняется рондат на гимнастический мост, толчком двумя бланж с приземлением на стопку матов (высотой 50-70 см). Постепенно высота стопки матов увеличивается до уровня прыжкового стола (120-130 см). Упражнение № 5. С батутного трампа фляк с опорой руками на прыжковый стол (рисунок 5). Создание представления о постановке рук на прыжковый стол. С батутного трампа толчком двумя выполняется фляк с опорой руками на опущенный прыжковый стол (высотой 100 см), отталкивание руками и приземление на стопку матов. Сначала необходима помощь тренера, далее — его страховка. 3-й этап — обучение толчку руками на фляке. Упражнение № 6. Рондат фляк на поролоновые кубы (рисунок 6). Формирование навыка отталкивания руками при выполнении опорного прыжка «рондат фляк».
Рисунок 8 - Рондат фляк на жесткий куб - сальто назад в поролоновую яму Figure 8 - Round-off flak on a hard cube - back somersault into the foam pit
Рисунок 9 - Рондат фляк - сальто назад с приземлением на мягкую опору Figure 9 - Round-off flak - back somersault landing on a soft support
С разбега выполняется рондат на гимнастический мост, фляк с постановкой рук и ног на плотные поролоновые кубы (высотой 90-100 см). Постепенно добавляются гимнастические маты, высота стопки увеличивается до уровня прыжкового стола (120-130 см). Во время фляка необходимо фиксировать положение тела
прогнувшись, без сгибания ног и рук. Далее упражнение усложняется, после толчка руками делается прокрут на спину в кувырок назад (в группировке, согнувшись, прогнувшись). Упражнение № 7. Рондат фляк через прыжковый стол с прокрутом на спину на стопку матов (рисунок 7). Формирование навыка отталкивания
Рисунок 10 - Рондат фляк - бланж в стандартных условиях Figure 10 - Round-off flak - blansh under standard conditions
руками при выполнении опорного прыжка «рондат фляк» в стандартных условиях. С разбега выполняется рондат на гимнастический мост, фляк на гимнастический стол, толчок руками, не касаясь ногами, делается прокрут назад с приземлением округленной спиной на стопку матов. Сначала необходима помощь тренера, далее — его страховка. Упражнение постепенно усложняется, после толчка руками делается прокрут на спину в кувырок назад (в группировке, согнувшись, прогнувшись).
4-й этап — обучение сальто назад после фляка. Упражнение № 8. Рондат фляк на жесткий куб — сальто назад в поролоновую яму (рисунок 8). Создание представления о вращении по сальто после толчка руками.
С разбега на акробатической дорожке выполняется рондат на гимнастический мост (вначале можно использовать батутный трамп), фляк на жесткий куб, сальто назад с приземлением в поролоновую яму. В последующем самостоятельное выполнение упражнения, без помощи тренера.
5-й этап — закрепление и совершенствование опорного прыжка.
Упражнение № 9. Рондат фляк — сальто назад с приземлением на мягкую амортизационную опору (рисунок 9). Направлено на соединение отдельных фаз элемента в единое двигательное действие. Первоначально упражнение выполняется с помощью тренера. При этом с большого разбега делается рондат на батутный трамп, фляк на гимнастический стол, сальто назад с приземлением в поролоновую яму.
В дальнейшем упражнение выполняется с гимнастического моста, с приземлением на стопку гимнастических матов, и без помощи тренера. Упражнения № 10-12. Рондат фляк — сальто назад (в группировке, согнувшись, прогнувшись) в стандартных условиях (рисунок 10).
На стадии закрепления и совершенствования выполнение в данной последовательности опорных прыжков рондатового типа способствует постепенному выпрямлению тела гимнастки в фазе полета. Закрепив положение бланжа, в дальнейшем можно обучать комбинированным сальто («пируэтам»). В 2020-2022 гг. осуществлялось внедрение разработанной обязательной программы II и I взрослых
Рисунок 11 - Количество гимнасток-юниорок, выполнявших опорные прыжки рондатового типа на республиканских соревнованиях
Figure 11 - The number of young female gymnasts who performed vaults with round-off at the republican competitions
количество гимнасток, выполнявших рондат фляк - сальто
количество гимнасток, выполнявших рондат фляк - сальто согнувшись
количество гимнасток, выполнявших рондат фляк - бланж
разрядов. Тренерам-преподавателям белорусских спортивных школ был также предложен к использованию в учебно-тренировочном процессе представленный выше комплекс подводящих упражнений для обучения опорным прыжкам рондатового типа.
Для определения эффективности внедрения разработок прослеживалась динамика соревновательной деятельности 10-12-летних гимнасток на первенствах Республики Беларусь (ПРБ) (рисунок 11).
В 2020 г. в республиканском первенстве принимали участие 38 спортсменок возрастной категории 10-12 лет. Из них 17 гимнасток выступали по первому, 21 — по второму разряду. Опорные прыжки рондатового типа демонстрировали только перворазрядницы (13 человек). Одна юниорка прыгнула рондат фляк — бланж, семеро — рондат фляк — сальто согнувшись, пятеро
— рондат фляк сальто.
После внедрения разработок исследования ситуация изменилась. В 2022 г. из 40 спортсменок-участниц ПРБ 16 гимнасток выступали по первому, 24 по второму разряду. Опорные прыжки рондатового типа выполнили 30 человек (все перворазрядницы, 14 второразряд-ниц): десять гимнасток прыгнули рондат фляк
— бланж, шестнадцать — рондат фляк — сальто
ЛИТЕРАТУРА
1. Гимнастическое многоборье : женские виды / Ю. К. Гавердовский [и др.] ; под ред. Ю. К. Гавердовского. -2-е изд. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 336 с.
2. Потоп, В. А. Основы макрометодики обучения спортивным упражнениям (на материале женской спортивной гимнастики) : Монография / В. А. Потоп. - К. : «Издательство «Центр учебной литературы». - 2015. - 338 с.
согнувшись, четверо — рондат фляк сальто. В ближайшее время эти молодые спортсменки могут освоить прыжки Юрченко с «пируэтом», что значительно повысит их шансы отбора в финал международных соревнований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В предыдущем олимпийском цикле опорный прыжок был наиболее отстающим видом гимнастического многоборья у белорусских гимнасток. В исследовании установлено, что в современной женской гимнастике спортивной наиболее перспективным являются опорные прыжки рондатового типа. Поэтому обязательная программа II и I взрослых 10-12-летних белорусских гимнасток была скорректирована и стимулировала тренеров к обучению этих опорным прыжкам. Также был предложен комплекс подводящих упражнений, эффективность внедрения которого подтверждена положительной динамикой соревновательной деятельности спортсменок в экспериментальном периоде. По сравнению с 2020 г. количество 10-12-летних белорусских гимнасток, выполнявших опорные прыжки рондатового типа, в 2022 г. увеличилось в 2,3 раза (с 13 до 30 человек), что позволило этим спортсменкам приступить к освоению опорного прыжка Юрченко с «пируэтом».
3. Парахин, В. А. Методика обучения полетным упражнениям с контрвращением в спортивной гимнастике / В. А. Парахин, М. А. Лубшев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка : детский тренер : журнал в журнале. - 2016. - № 2. - С. 32-34.
4. Бабушкин, Г. Д. Исследование эффективности методики обучения приземлению в гимнастике с учетом функций вестибулярного, двигательного и зритель-
ного анализаторов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Г. Д. Бабушкин ; Гос. ин-т физ. Культуры им. П. Ф. Лесгафта. - М., 1975. - 17 с.
5. Ашмарин, Б. А. Методы разучивания двигательных действий по частям и в целом / Б.А. Ашмарин // Физическая культура в школе. - 2014. - № 2. - С. 17-20.
6. Морозов, В.Н. Приемы помощи и страховки при обучении гимнастическим упражнениям / В.Н. Морозов, И.М. Туревский // Физическая культура в школе. -2016. - № 8. - С. 37-40.
7. Сучилин, Н.Г. Технические ошибки : (Ч. 2) / Н.Г. Сучи-лин, Ю.В. Шевчук // Гимнастика : Теория и практика : метод. прил. к журн. «Гимнастика» / [авт.-сост. Н.Г. Сучилин] ; [Федер. спортив. гимнастики России]. - М., 2013. - Вып. 3. - С. 5-12.
8. Курысь, В. Н. О методике обучения профилирующим гимнастическим упражнениям со сложными вращениями в безопорном положении / В. Н. Курысь // Гим-
настика. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - Вып. 2. -С. 12-14.
9. Карась, О. В. Анализ выступления спортсменов мужской и женской национальной команды по гимнастике спортивной на чемпионате мира 2019 года и перспективы их соревновательной деятельности на чемпионате Европы 2020 года / О. В. Карась// Мир спорта. - 2020. - № 1. - С. 38-45.
10.2022-2024 гг. Правила судейства соревнований. Женская спортивная гимнастика [Электронный ресурс] : утверждены решением исполнительного комитета Международной федерации гимнастики, обновлены после Интерконтинентальных судейских курсов с 12 по 19 декабря 2021 г. / Международная федерация гимнастики. - Режим доступа : https://www. gymnastics.sport/pubLicdir/ruLes/fiLes/en_MAG%20 CoP%202017%20-%202020.pdf - Date of access: 12.12.2022.
REFERENCES
1. All-around gymnastics: women's sports / Yu. K. Gaver-dovsky [et al.]; ed. Yu. K. Gaverdovsky. - 2nd ed. - M. : Physical culture and sport, 1986. - 336 p.
2. Potop, V. A. Fundamentals of macro-methods for teaching sports exercises (based on women's gymnastics): Monograph / V. A. Potop. - K .: «Publishing House» Center for Educational Literature «. - 2015. - 338 p.
3. Parakhin, V. A. Methods of teaching flight exercises with counter-rotation in gymnastics / V. A. Parakhin, M. A. Lubshev // Physical culture: upbringing, education, training: children's trainer: a journal in a journal. -2016. - No. 2. - P. 32-34.
4. Babushkin, G. D. Study of the effectiveness of the landing training methodology in gymnastics, taking into account the functions of the vestibular, motor and visual analyzers: author. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.04 / G. D. Babushkin; P.F. Lesgaft Institute of Physical Education, St. Petersburg. - M., 1975. - 17 p.
5. Ashmarin, B.A. Methods of learning motor actions in parts and in general / B.A. Ashmarin // Physical culture at school. - 2014. - No. 2. - P. 17-20.
6. Morozov, V.N. Methods of assistance and insurance when teaching gymnastic exercises / V.N. Morozov, I.M.
Turevsky // Physical culture at school. - 2016. - No. 8.
- P. 37-40.
7. Suchilin, N.G. Technical errors: (Part 2) / N.G. Suchi-lin, Yu.V. Shevchuk // Gymnastics: Theory and practice: methodological appendix to the journal «Gymnastics» / [author N.G. Suchilin]; [Russian Gymnastics Federation].
- M., 2013. - Issue. 3. - P. 5-12.
8. Kurys, V. N. On the methodology of teaching profiling gymnastic exercises with complex rotations in a nonsupported position / V. N. Kurys // Gymnastics. - M . : Physical culture and sport, 1985. - Issue. 2. - P. 12-14.
9. Karas, O. V. Analysis of the performance of athletes of the men's and women's national gymnastics teams at the 2019 World Championships and the prospects for their competitive activity at the 2020 European Championships / O. V. Karas // World of Sports. - 2020. - No. 1. - P. 38-45.
10.2022-2024 Code of points. Men's Artistic Gymnastics [Electronic resource] : [rules] : approved by the FIG Executive Committee, updated after the WAG Intercontinental Judges' Course from 12 to 18 December 2021 / Fédération internationale de gymnastique. - Mode of access : https://www.gymnastics.sport/publicdir/rules/ files/en_MAG%20CoP%202017%20-%202020.pdf Date of access: 12.12.2022.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Карась Оксана Вячеславовна (Ка^ Aksana Vyacheslavovna) - кандидат педагогических наук; Белорусский государственный университет физической культуры; 220020, Республика Беларусь, г. Минск, проспект Победителей, 105; е-таН: okkaras69@gmail.com, ORCID: 0000-0002-7091-9456.
Поступила в редакцию 16 февраля 2023 г. Принята к публикации 17 мая 2023 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Карась, О.В. Обучение гимнасток 10-12 лет опорным прыжкам рондатового типа / О.В.Карась // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 2. - С. 96-104. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-2-96-104
FOR CITATION
Karas A.V. Vault training with round-off for female gymnasts 10-12 years old. Science and sport: current trends, 2023, vol. 11, no.2, pp. 96-104 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-96-104