Научная статья на тему 'Обучение геометрии студентов педагогического вуза в условиях преемственности между средней и высшей школой'

Обучение геометрии студентов педагогического вуза в условиях преемственности между средней и высшей школой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дербеденева Н. Н.

Автором предложен комплексный подход к разработке методической системы обучения геометрии, отражающий изменение всех ее компонентов в контексте преемственности между обозначенными ступенями системы образования. Отражены предпосылки и направления реализации преемственности, обобщено и конкретизировано представление о проявлении данного феномена в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching Geometry to the First Year Students of Teachers Training Higher Educational Institution in Conditions of Secondary and Higher School Succession

The author offers a comprehensive approach to the development of methodological system of teaching geometry that reflexes the changes of its all components in the context of succession between the mentioned stages in the system of education. It reveals presuppositions and trends of succession implementation, generalizes and makes specific the conception of demonstration of this phenomenon in education process.

Текст научной работы на тему «Обучение геометрии студентов педагогического вуза в условиях преемственности между средней и высшей школой»

ОБУЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛОЙ

Н, Н. Дербеденева, старший преподаватель кафедры математики МГПИ им. М. Е. Евсееьееа

Автором предложен комплексный подход к разработке методической системы обучения геометрии,, отражающий изменение всех ее компонентов в контексте преемственности между обозначенными ступенями системы образования. Отражены предпосылки и направления реализации преемственности, обобщено и конкретизировано представление о проявлении данного феномена в учебном процессе.

Предшествующим периодам истории была свойственна сравнительно медленная эволюция человека, общества, производства. Это обстоятельство обусловливало относительное постоянство структуры и содержания образования. Динамизм современной цивилизации, проявившийся в усилении роли личности в обществе и стремительном совершенствовании производственных технологий, вызвал необходимость смены концепции образования, согласно которой приобретенные человеком знания и умения сохраняют свою ценность на протяжении всей жизни. Российская система образования отреагировала на происходящую в обществе переоценку ценностей как теоретическими разработками, представленными многочисленными научными исследованиями, так и практическими действиями, выраженными в появлении новых форм образовательных учреждений с новыми программами и моделями обучения, отражающими многообразие авторских подходов к организации учебного процесса. Подобная вариативность повлекла за собой несогласованность в содержании, программах и методах обучения между ступенями образования и, как следствие, обострила проблему преемственности в обучении.

Анализ многочисленных исследований по обозначенной тематике показывает, а реальная практика обучения подтверждает, что наиболее остро проблема преемственности проявляется на стыке таких ступеней системы образования, как средняя и высшая школа. На сегод-

няшний день одну из актуальных проблем составляет обучение геометрии студентов I курса педагогического вуза. Эта актуальность обусловлена целым рядом причин, в основе которых лежит отличие данного курса от других дисциплин, изучаемых студентами в первый год обучения: курс геометрии в педагогическом вузе имеет самую непосредственную связь с соответствующим школьным курсом. Логично предположить, что данный предмет вызывает наименьшие затруднения при его изучении студентами-первокурсниками. Реальная же практика этому противоречит. Из года в год растет число выпускников средних общеобразовательных школ, имеющих недостаточный для успешного продолжения обучения в вузе уровень подготовки по геометрии. Как следствие, увеличивается и число студентов, испытывающих почти непреодолимые трудности при изучении данного предмета в педагогическом вузе.

Исправить сложившуюся ситуацию пытаются авторы многочисленных исследований, связанных с данной проблематикой. Высказываются предложения о создании факультативных курсов для выпускников средней школы, планирующих поступление в вуз соответствующей направленности, о разработке учебных курсов, синтезирующих курс высшей и элементарной геометрии. Подобные предложения вполне целесообразны, но они односторонни. В связи с особенностью процесса обучения, где взаимодействуют два субъекта — обучающий и

# Н. Н. Дербеденева, 2007

учащийся, — при решении проблемы преемственности необходимо иметь в виду два аспекта:

а) внешний: деятельность обучающего по организации учебного процесса, способствующая установлению преемственных связей, а также адаптации учащихся к новым условиям и требованиям при переходе на следующую ступень обучения;

б) внутренний', собственно деятельность самого учащегося по установлению преемственных связей при изучении конкретного предмета.

Такой, более широкий, подход к пониманию проблемы преемственности в обучении требует рассмотрения изменения всех основных компонентов методической системы: целей, содержания, форм, методов и средств обучения. В то же время эффективное и целостное взаимодействие в системе «школа—вуз», охватывающее в единстве все его ведущие компоненты, до настоящего момента остается одной из недостаточно изученных проблем.

Комплексный подход к решению проблемы преемственности в обучении геометрии студентов-первокурсников предполагает детальное исследование предпосылок, обусловливающих необходимость реализации в учебном процессе преемственной направленности. Нами выделены исторические, социальные, психолого-педагогические, дидактические и учебно-методические предпосылки. Ниже дана их краткая характеристика.

Исторические предпосылки. Проблема преемственности в обучении — старейшая среди всех проблем образования. Она возникла задолго до попыток создания систем образования и была связана с потребностью передачи молодежи социального опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества, через обычаи, традиции, ритуалы, этические нормы поведения, правила общежития и т. п. Трансформируясь во времени, данная проблема обрела статус многозначной и многоаспектной, тре-

бующей решения по нескольким направлениям: а) изучение места и роли преемственности в педагогическом процессе, раскрытие ее значимости в обучении;

б) преемственность в усвоении знаний, умений и навыков; в) преемственность как обеспечение развития ребенка от стадии к стадии с использованием соответствующих учебных материалов; г) раскрытие содержания преемственности между различными этапами обучения, в частности между средней и высшей школой.

Многозначный характер проблемы преемственности обусловливает неоднозначность в трактовках данного понятия различными авторами. Преемственность может выступать как закон, закономерность, принцип, условие, требование, фактор, способ, правило, средство обучения и др. Но существенной особенностью, свойственной большинству исследований по данной тематике, выступает такая последовательность учебно-воспитательной работы, где в каждом последующем звене происходят закрепление, расширение, усложнение тех знаний, которые составляют содержание учебной деятельности на предшествующих этапах.

Можно выделить четыре уровня в понятии преемственности. Первый — самый высокий уровень — преемственность как закономерность развития человека в системе непрерывного образования. Второй — преемственность как общепедагогический принцип, на основе которого строится и функционирует педагогический процесс в условиях непрерывного образования. Третий — преемственность как дидактический принцип, обеспечивающий обучаемым целостное восприятие изучаемых дисциплин. Четвертый — преемственность как части о-методический принцип, раскрывающий особенности проявления преемственности в организации обучения тому или иному предмету.

Социальные предпосылки. Система подготовки учителей математики в педагогических институтах существенно

влияет на формирование социокультурного слоя преподавателей средних учебных заведений России. Большинство учителей математики (порядка 80 %)— выпускники педагогических вузов.

Значимость высшего педагогического образования возрастает в последнее время в силу расширения спектра социального заказа и вариативности средних учебных заведений (лицеи, колледжи, гимназии, частные школы). В связи с этим среднее образование выдвигает повышенные требования к профессиональной подготовке учителя. Учитель нового поколения должен не только быть компетентным в своей предметной области, но и владеть системой психологопедагогических и методических знаний, уметь работать с разными группами детей, проявляя навыки исследовательской деятельности и способности проектирования учебно-воспитательного процесса, обладать достаточной подготовленностью к самообразованию и проявлению творческой активности.

Кроме того, за последние десятилетия значительно изменились потребности общества в математическом, в частности геометрическом, образовании. Современная тенденция к фундаментализа-ции математического знания связана именно с интенсивным применением математических методов в других науках.

Психолого-педагогические предпосылки. По мнению психологов, каждый возраст имеет три доминирующие характеристики. Ими являются: а) социальная ситуация развития человека, б) ведущий вид деятельности, в) важнейшие психические новообразования. На этапе вступления в самостоятельную жизнь, в период становления и освоения профессии в психологии человека происходят существенные изменения, затрагивающие все основные формы и направления психического развития индивида. В развитии личности, связанном с изменением ее статуса при переходе на новую ступень обучения, возникает ситуация несоответствия: по своему статусу первокурсник

уже стал студентом, но фактически, по сути, по реальному опыту обучения он еще школьник. Это определяет противоречие между новыми требованиями, предъявляемыми к студенту-первокурс-нику вузом, и недостаточным уровнем его подготовки по выполнению этих требований.

В общем плане преемственность в обучении призвана разрешать подобные противоречия. В связи с этим возрастает роль начального этапа обучения в вузе, сложность и особенность которого заключаются в необходимости освоения студентом новых способов познавательной деятельности, в формировании новых типов и форм межличностных отношений. Одну из главных характеристик данного этапа составляет процесс адаптации студентов к вузовскому обучению. Смещение приоритетов образования в сторону внимания к личности студента, его интересам, потребностям и индивидуальным особенностям в последнее время актуализировало проблему адаптации. Под процессом адаптации студентов мы понимаем не столько их приспособление к системе вузовского обучения, сколько создание таких условий организации учебного процесса, которые максимально способствовали бы развитию личности студентов с учетом их индивидуальных особенностей, обеспечивали бы эффективными навыками и приемами учебно-познавательной деятельности, самостоятельной работы, ориентировали бы в новых условиях обучения. Сказанное находит свое выражение в более четкой структурированности учебного процесса и технологичности его организации.

Дидактические предпосылки. С дидактической точки зрения основной предпосылкой организации процесса обучения геометрии студентов I курса педагогического вуза на основе преемственности выступает необходимость следования традиционному дидактическому принципу систематичности и последовательности в обучении. Данный принцип требует, чтобы знания, умения

и навыки формировались в определенном порядке, системе: каждый элемент учебного материала логически связывался с другим, последующее опиралось на предыдущее и готовило к усвоению нового. Принцип допускает определенные варианты систем и последовательностей обучения, но неизменным остается сохранение стройного подхода к его организации, не вытекающего из учета особенностей и внутренней логики предмета. В связи с этим важными становятся положения о том, что учащийся только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда имеет целостное представление об изучаемом предмете, что процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов.

Учебно-методические предпосылки. С целью определения учебно-мето-дических предпосылок был проведен детальный анализ особенностей процесса обучения геометрии студентов I курса педагогического вуза и традиционной формы его организации в контексте преемственности обучения. На основе взглядов студентов, располагающих различным опытом учебы в вузе, а также реальной практики обучения были выявлены основные особенности организации процесса обучения геометрии.

Во-первых, уровень школьной математической подготовки студентов значительно различается. Это стало особенно заметно в последнее время в связи с дифференциацией обучения, когда в общеобразовательных школах и наряду с ними стали активно функционировать классы и школы с углубленным изучением отдельных предметов, в частности предметов естественно-математическо-го цикла. Кроме того, наблюдается явное расхождение продекларированной парадигмы образования, ставящей в центр внимания личность обучаемого, и реальной практики со стандартными программами и едиными требованиями к результатам обучения. В сложившихся

условиях возникает необходимость создания такой направленности процесса обучения, которая была бы основана на дифференциации в соответствии с индивидуальными способностями студентов и уровнем их предметной подготовки.

Во-вторых, специфика вузовского обучения обусловлена отсутствием систематического контроля за качеством усвоения знаний и повышением степени самостоятельности студентов в процессе изучения материала.

В-третьих, отмечается значительное увеличение объема необходимых знаний, что определено переходом с низшей ступени обучения на более высокую. Наряду с обозначенной особенностью серьезную проблему на данный момент представляет резкое сокращение количества часов, отводимых на изучение геометрии в педагогических вузах. Как следствие, возникает потребность в оптимизации учебного процесса, в совершенствовании средств, методов и организационных форм обучения.

В-четвертых, в рамках традиционного обучения наблюдается недостаточное внимание к результатам усвоения, требования к которым, как правило, не всегда четко выделены, а иногда даже неизвестны студентам.

Обозначенные особенности и порожденные ими недостатки традиционной организации процесса обучения геометрии студентов педагогического вуза трансформируются в противоречия, которые первокурснику самостоятельно преодолеть и разрешить затруднительно:

— между непрерывным характером процесса учебного познания и дискретным характером обучения при переходе на следующую его ступень;

— между высокими, часто непонятными, требованиями учебного процесса и недостаточной предметной подготовленностью первокурсников наряду со слабым владением приемами учебно-по-знавательной деятельности;

— между преобладанием фронтальных форм обучения и индивидуальным характером присвоения знаний, индиви-

дуальным темпом учебно-познавательной деятельности каждого студента;

— между преобладанием объяснительно-иллюстративного характера преподавания и деятельностным характером учения;

— между нарастанием объема информации и ограниченными сроками обучения.

Перечисленные предпосылки преемственности в обучении позволяют определить основные направления реализации преемственности в изучении геометрии студентами I курса педагогического вуза:

— преодоление стереотипов, выработанных в школе, и формирование новых навыков учебно-познавательной деятельности студентов;

— формирование навыков самостоятельной деятельности;

— повторение, обобщение и систематизация базовых математических знаний, полученных в школе и имеющих непосредственную связь с вновь изучаемыми в вузе;

— организация систематического и целенаправленного контроля за качеством усвоения студентами изучаемого геометрического материала;

— обеспечение поступательно-восхо-дяіцего характера процесса обучения геометрии, обусловленного логикой предмета;

— реализация дифференцированного подхода к организации учебно-познавательной деятельности и контролю знаний студентов;

— четкая структурированность и технологичность учебного процесса, предполагающая посильность, доступность и понимание студентами предъявляемых к ним требований по усвоению изучаемого геометрического материала.

Данные направления способствуют преодолению студентами трудностей адаптационного периода, связанных с разрешением противоречий учебного процесса, и реализуются во всех формах учебной деятельности: на лекционных, практических занятиях и во вре-

мя внеаудиторной деятельности студентов.

Анализ практического и научного опыта в разработке и решении проблемы преемственности в обучении, а также специфика проявления преемственности в изучении студентами геометрии в первый год обучения в педагогическом вузе позволяют выразить обобщенную точку зрения на содержание феномена «преемственность в обучении геометрии» в системе «школа — педагогический вуз»: «Преемственность в обучении геометрии между средней школой и педагогическим вузом — категория теории и методики обучения математике, определяющая способ организации обучения студентов I курса посредством их дифференциации, соотнесения содержания курсов средней и высшей школы, создания условий, способствующих процессу адаптации первокурсников к новым формам, методам и средствам учебно-воспитательного процесса педагогического вуза.

В качестве примера покажем, как реализуется преемственная направленность разработанной методики обучения геометрии студентов I курса педагогического вуза при проведении лекционных занятий.

Лекция в педагогическом вузе является одной из традиционных форм организации учебно-воспитательного процесса, но относительно новым видом деятельности для первокурсников. Учитывая особенности и недостатки традиционного подхода к организации лекционных курсов по геометрии в вузах и руководствуясь основными направлениями реализации преемственности в процессе обучения, мы разработали систему методических рекомендаций,основная цель которых — ориентировать студентов по вопросам содержания лекционного курса и его особенностям. Подобные рекомендации должны стать своего рода домашним заданием, предваряющим каждую лекцию.

Система методических рекомендаций включает следующие компоненты:

структурно-логическую схему изучаемого курса, которая отражает перечень всех тем для изучения, связи между ними; разработанные планы лекций по всем изучаемым темам с выделением основных понятий, ключевых моментов, на которые необходимо обратить внимание при прослушивании и конспектировании лекции; требования к усвоению изучаемого материала; типичные ошибки и возможные затруднения при изучении темы; вопросы для повторения школьного курса геометрии, который будет использоваться на предстоящей лекции (это могут быть задания на составление справочного материала); вопросы для самоконтроля; задания для самостоятельного исследования некоторых вопросов, связанных с изучаемой темой (это могут быть задания исторического содержания, задания на выявление связей изучаемого материала со школьным курсом геометрии, на применение вузовских методов к решению задач школьного курса и т. д.).

Использование подобных рекомендаций в учебном процессе имеет ряд достоинств, отличающих предлагаемый

нами подход к организации лекций по геометрии от традиционного. Так, разработанная система рекомендаций позволяет достичь значительной экономии учебного времени на лекции за счет исключения повторения вопросов школьного курса и проведения целевых установок в начале каждой лекции; способствует выработке у студентов навыков самостоятельной систематической работы с материалом лекций; создает у них целостное представление о предмете изучения и требованиях по усвоению изучаемого материала; ориентирует в степени значимости различных фрагментов изучаемого материала; предоставляет студентам возможность по намеченному плану, вопросам для самоконтроля и структурно-логическим схемам восстановить пропущенные лекции.

Кроме того, использование в учебном процессе разработанных рекомендаций способствует обучению студентов методике конспектирования,структурированному расположению и оформлению записей. Подобная деятельность закладывает основы будущих профессиональных умений учителя.

Поступила 18.12.06.

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ СТРУКТУР ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ

И. В. Арсентьева, аспирант кафедры методики преподавания математики МГПИ нм. М. Е. Евсевъева

В статье рассматривается проблема осуществления интеграции науки и образования в процессе изучения алгебраических структур в рамках школьного курса математики. Факультативный курс, нацеленный на изучение алгебраических структур в старших классах, способствует реализации образовательного потенциала школьной математики и Содействует формированию мировоззренческих и методологических знаний учащихся.

Важным условием повышения качества математических знаний, навыков и умений учащихся является осуществление фундаментализации математического образования.

Одно из лидирующих направлений фундаментализации образования — ин-

© И. В. Арсентьева, 2007

теграция науки и образования. Интеграция понимается как процесс сближения и установления связей, означающий состояние связанности отдельных частей (математической науки — математического образования). Осуществление фундаментализации на основе интеграции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.