ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО
УДК 37.018
Емельянова София Андреевна Скрябина Алина Константиновна Мурманский арктический государственный университет
Юридический факультет Россия, Мурманск [email protected] skryabina394@gmail .com Emelyanova Sofia Andreevna Skryabina Alina Konstantinovna Murmansk Arctic State University Faculty of Law Russia, Murmansk
ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ Аннотация: В статье рассматривается понятие и значение финансового обучения и финансовой грамотности как совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для молодежи в современном обществе России. Доказывается необходимость обучения финансовой грамотности как основы, формирующей рост стандартов качества жизни каждого гражданина и общества в целом.
Авторы приходят к мнению, что финансовую грамотность следует воспринимать как обязательное условие общей культуры каждого молодого гражданина, и для овладения ею необходимо обучение.
Ключевые слова: финансовое обучение, финансовая грамотность, стратегия, качество жизни, личное планирование средств, материальное благосостояние, государственная политика.
TEACHING FINANCIAL LITERACY OF THE YOUNGER GENERATION. FINANCIAL LITERACY IS A PREREQUISITE FOR A COMMON CULTURE OF YOUNG PEOPLE
Annotation: The article examines the concept and significance of financial education and financial literacy as a set of knowledge, skills and abilities necessary for young people in modern Russian society.
The necessity of teaching financial literacy as a basis for shaping the growth of standards of quality of life of every citizen and society as a whole is proved. The authors come to the conclusion that financial literacy should be perceived as a prerequisite for the general culture of every young citizen, and training is necessary to master it.
Key words: financial education, financial literacy, strategy, quality of life, personal planning of funds, material well-being, state policy.
Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 г. № 2039-р была утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017 -2023 годы [1]. Этот нормативный акт определил финансовое образование как «процесс, посредством которого потребители финансовых услуг (инвесторы) улучшают свое понимание финансовых продуктов, концепций и рисков и с помощью информации, обучения смогут развивать свои навыки и повышать осведомлённость о финансовых рисках и возможностях; делают осознанный выбор в отношении финансовых продуктов и услуг, знают, куда обратиться за помощью, а также принимают другие эффективные меры для улучшения своего финансового положения».
Принятие Стратегии доказывает важность финансового образования и её актуальность. Как и во многих странах мира её связывают с:
- экономическим положением в государстве, требующим рационального использования финансовых средств;
- сокращением стоимости сбережений граждан;
- сложностью финансовых услуг, имеющихся на рынке;
- со значительным разрывом постоянно меняющегося финансового рынка и знаниями населения о нём.
В отличие от финансового образования, финансовая грамотность -совокупность способностей, которые приобретаются в процессе финансового образования, но осваиваются и проверяются на практике в течение всей жизни.
Взаимоотношение вышеуказанных понятий и их реализацию можно сформулировать как приобретение человеком способностей при получении финансового образования, необходимых для участия в самых разнообразных финансовых правоотношениях во всех сферах жизнедеятельности общества. Например, в гражданских правоотношениях - приобретение жилья и др.; в банковских - ведение операций по счёту, определение финансовых инструментов для накопления личных средств для достижения поставленных целей в жизни и др.; коммерческих - расчёт с поставщиками и др.
Следует вывод, что эти понятия тесно взаимосвязаны и без образования нельзя приобрести финансовую грамотность, всецело отвечающую требованиям современного общества, а главное - обеспечить финансовые интересы каждого гражданина страны.
Финансовая грамотность молодёжи представляется в современных условиях развития общества эффективной мерой, способствующей росту стандартов качества жизни и обеспечения финансовой безопасности. Финансово грамотный гражданин никогда не допустит потерю как своих, так и общественных средств, а также заранее подумает о своём материальном благополучии при выходе на пенсию.
Учитывая значимость финансового образования, отметим, что оно требует комплексного подхода. Любые навыки приходят в процессе обучения и практической деятельности.
Кроме того, для современного общества России имеется важная проблема - это потребность в формировании культуры предпринимательства, т.е. в развитии навыков и норм поведения граждан для организации собственного бизнеса. Практический опыт большинства успешно действующих за рубежом программ повышения финансовой грамотности доказывает значимость и результативность дополнительного образования среди незанятого населения, способствуя оценке и развитию нужных для индивидуального предпринимательства личных качеств [4].
Сегодня для общества характерно снижение возраста принятия финансовых решений гражданами. Так, расходование карманных денег, расходы на мобильный телефон и Интернет, недорогостоящие, но частые покупки в торговых сетях. Появление в руках денег, даже небольшой суммы, становится основанием формирования культуры их использования, появляются стимулы и желания их приумножения. Например, самым юным предпринимателем считается Райан Росс, который сам начал зарабатывать с трех лет. Он продавал куриные яйца с небольшой фермы родителей, получая за десяток три доллара. Его ежедневный доход составлял около 15 долларов. Затем он стал заниматься стрижкой газонов за 20 долларов в час, но выполняли эту работу старшеклассники, а им он платил 15 долларов в час. Потом он начал принимать заказы на поливку газонов и получал от заказчиков по 200 долларов, половину отдавая исполнителю работы.
Все свои доходы он инвестировал в недвижимость. Для своей семьи он купил баскетбольную и хоккейную площадки, себе - 4000 книг. Его состояние оценивается в 900 тысяч долларов [6].
Надо отметить, что подростки финансово уязвимы, поскольку их желания (потребности) не соответствуют имеющейся в семье материальной базе.
547
Понятие значимости денег и необходимости грамотного их использования формируется в семье. От того, как к деньгам относятся родители, так, в большинстве случаев, будут относиться и их дети.
По нашему мнению, именно родители формируют первые финансовые знания у своих детей, которые при приобретении навыков финансовой грамотности начинают осознавать значимость, ценность денег, их необходимость для бюджета семьи и родителей. При этом у них формируется уважение к труду, появляется осознанное желание зарабатывать и начинается формирование интереса к созданию идей для возможности получать деньги. Так, Анна Аксельссон в 15 лет изобрела бутылку для воды ВтШойН, имеющую вторую горловину с пробкой на вогнутом боку. Эта деталь позволяет наполнить бутылку из низко расположенного крана, ручья, мелкого ключа. Своё новшество Анна презентовала на конкурсе инноваций и получила золотую медаль, а изобретение тут же попало на рынок [6].
Считаем, что первым шагом к приобретению финансовой грамотности является осознание каждым её значимости и постоянной необходимости - на весь жизненный период.
Вторым шагом станет реализация личного желания обучения финансовой грамотности и практическое применение получаемых знаний. Например, для молодёжи характерны признаки потребительства, что очень выгодно всем компаниям, предоставляющим услуги и торговым сетям. Однако отсутствие осознанных практических навыков в вопросах сбережения, оплаты услуг становится фактором принятия нецелесообразных решений и потерь личных средств. Поэтому, прежде всего, необходимо научиться управлять личными денежными средствами, т.е. уметь формировать и использовать личный бюджет, который (впоследствии) станет семейным и будет определять материальное благополучие семьи. А для этого «необходимо уже со школьной скамьи изучать курс «Финансовая грамотность» [5, с. 183-184].
В связи с этим, считаем необходимым согласиться с мнением Н.В. Канищевой о том [3], что финансовую грамотность необходимо воспринимать как обязательное условие общей культуры каждого молодого гражданина России.
Целью же финансового просвещения молодежи является доставка понятий качественной информации «точно в срок» до каждого нуждающегося в ней потребителя.
Самым точным считаем мнение Л.А. Егоровой о том [2, с. 1], что рост финансовой грамотности - путь к благополучию граждан.
Безусловно, актуальность финансовой грамотности обусловлена тесной связью финансовой активности населения с его материальным и социальным благополучием, грамотным финансовым поведением в своих личных интересах и интересах своей семьи.
Конечно, для каждого возраста граждан решаемые задачи с помощью финансовой грамотности различны. Однако подросткам, молодёжи она необходима: для получения навыков планирования своего бюджета и сбережений; в решении проблем при покупке жилья; грамотного решения возникающих финансовых вопросов.
С течением времени первичные навыки финансовой грамотности получают более широкое развитие, к молодежи придёт осознание её необходимости и получения.
Поэтому заслуживает внимания мнение вице-президента Совета по финансовой грамотности при Президенте США о том, что финансовая грамотность делает человека свободным от обстоятельств и воли других людей. Ведь образованный человек самостоятельно определяет свои жизненные пути, которые наиболее для него интересны и создаёт материальную базу для дальнейшего развития всего общества [4].
Представленный материал доказывает, что сегодня обучение и получение
финансовой грамотности уже стало обязательным условием общей культуры
549
каждого молодого гражданина страны и является одним из приоритетных направлений государственной политики России.
Список литературы:
1. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы» // «Собрание законодательства РФ», N 40, 02.10.2017.
2. Егорова, Л. А. Необходимость финансового образования и финансовой грамотности населения / Л. А. Егорова // Современные проблемы экономики и менеджмента: поиск решений : сборник научных трудов. - Москва : Русайнс, 2016. - С. 52-58.
3. Канищева, Н. В. Развитие финансовой грамотности молодежи в системе среднего профессионального образования / Н. В. Канищева. [Эл. ресурс] / Образовательная социальная сеть - Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-
pedagogika/library/2020/01/11/prezentatsiya-razvitie-finansovoy-gramotmsti (дата обращения: 15.03.2022).
4. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики [Эл. ресурс] // Научно-образовательный портал ^ Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». - Режим доступа: https://iq.hse.ru/more/finance/neobhodimost-povishenia-finansovoj-gramotnosti (дата обращения: 14.03.2022).
5. Савицкая, Е. В. Финансовая грамотность как необходимый элемент социализации в условиях рыночной экономики / Е. В. Савицкая // Профессиональное образование и общество. - 2016. - № 2(18). - С. 182-187.
6. 10 самых юных предпринимателей [Эл. ресурс] // Top10v.ru - лучшие
рейтинги.
Режим доступа: https://top10v.ru/739-top-10-samyh-yunyh-
predprinimateley.html (дата обращения: 16.03.2022).