Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ВОЛЕЙБОЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ВОЛЕЙБОЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕМЕНТЫ ВОЛЕЙБОЛА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хапинина И. А.

В статье отражены возможности обучения техническим элементам волейбола у детей младшего школьного возраста. В эксперименте нами был подобраны комплексы упражнений, направленных на формирование устойчивого навыка приёма, передачам и подачам мяча в волейболе. Это позволило за короткий промежуток времени существенно повысить уровень технической подготовленности у обучающихся начальных классов. Результаты проведенного исследования доказывают эффективность специально подобранных упражнений, позволяющих статистически достоверно повысить уровень технической подготовленности обучающихся начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ВОЛЕЙБОЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

объект заданный учителем. За первым учеником в игру вступает второй и так далее. Этот прием не только развивает внимание учащихся, но и позволяет легко, без сильного напряжения, запомнить карту.

Найди общее

Даются две страны. Ученик должен найти как можно больше общего в этих двух странах (географическое положение, религия, язык, плотность населения и т.п.).

Город на реке

Ученикам предлагается назвать города (столицы), стоящие на реках. Провести можно в виде соревнования.

Контур

У ученика на листе написаны страны и столицы под номерами, и он расставляет на настенной контурной карте фломастером цифры, или подписывает эти названия. На этих картах можно писать фломастером на водной основе, который легко стирается с ламинированной карты.

Угадайка

На контурной, настенной карте, страны отмечены цифрами. Учитель называет одну из особенностей той или иной страны. Ученик должен угадать, о какой стране идет речь, и записать нужный номер в тетрадь.

К созданию некоторых игр (лото, домино, ребусов, кроссвордов и филвордов и т.п.) привлекаются сами ученики.

Конечно же, это не все игры, которые я использую на уроке при работе с географическими картами. Главное, что работе с картой необходимо уделять время на каждом уроке географии. Мне кажется важным, чтобы ученик у доски всегда отвечал, опираясь на информацию, которую дает географическая карта, с места - на карту атласа.

Ученик, по сути, не должен представлять себе ответа на уроке без опоры на карту, которая является живым и говорящим спутником главной науке о Земле - географии!

© Улезкина А.В., 2021

УДК 796.323

Хапинина И.А.

Студентка 5 курса Иркутский государственный университет

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ВОЛЕЙБОЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация

В статье отражены возможности обучения техническим элементам волейбола у детей младшего школьного возраста.

В эксперименте нами был подобраны комплексы упражнений, направленных на формирование устойчивого навыка приёма, передачам и подачам мяча в волейболе. Это позволило за короткий промежуток времени существенно повысить уровень технической подготовленности у обучающихся начальных классов.

Результаты проведенного исследования доказывают эффективность специально подобранных упражнений, позволяющих статистически достоверно повысить уровень технической подготовленности обучающихся начальных классов.

Ключевые слова:

элементы волейбола, физические качества, технические навыки, начальная школа

Волейбол является одним из наиболее массовых и популярных видов спорта. Он получил распространение в системе общего, среднего, высшего и дополнительного образования. Большая часть авторов проводят свои исследования в системе дополнительного образования. Дети, обучающиеся в секциях и спортивных школах уже мотивированы на обучение волейболу.

Для поступления с ДЮСШ будущим спортсменам необходимо обладать определенным набором умений и навыков, получить которые они могут только на уроках физической культуры. Однако возраст начала изучения волейбола в школе и набор в ДЮСШ практически совпадают. Решение этой проблемы возможно в более раннем начале обучения волейболу в школе. В литературе нет единого мнения о том, в каком возрасте следует начинать обучение волейболу. Большая часть исследователей считает лучшим возрастом для начала обучения волейболу младший подростковый, но некоторые ученые считают, что обучение можно начинать даже в дошкольном возрасте [5]. В начальных классах, в основном, предполагается обучение волейболу с помощью подвижных игр. Научных работ, раскрывающих вопросы обучения элементам волейбола в начальной школе нами не найдено.

Было проведено исследование по обучению элементам волейбола учащихся третьих классов общеобразовательной школы. Исследование проводилось на базе МОУ города Иркутска СОШ №20 в период с сентября по октябрь 2021 года. В качестве обследуемых выступали учащиеся 3 классов: (17 девочек и 14 мальчиков), экспериментальная группа (13 девочек и 16 мальчиков). Всего в эксперименте приняли участие 60 детей.

Контрольная группа обучалась по рабочей программе, составленной на основе утвержденной примерной программы по физической культуре.

В программу обучения экспериментальной группы входило обучение элементам волейбола, навыкам владения мячом, развитие физических качеств, подвижные игры с элементами волейбола, обучение игре в мини-волейбол. Обучение осуществлялось от простого к сложному с учетом возрастных анатомо-физиологических, психолого-педагогических особенностей и личностных качеств обучающихся. Обучение проходило индивидуально, в парах, тройках, группах.

Педагогическое исследования включало в себя выполнение тестов на выявление уровня развития прыгучести, ловкости, скорости перемещения, а также сформированности технических навыков владения мячом.

Батарея тестов содержала тесты на оценку физических качеств: тест на определение скоростно-силовых качеств (прыгучести) (по В. М. Абалкову); тест на оценку скорости перемещения бег «Елочкой»; тест на оценку ловкости (по А. Н. Моторину) [3] и тесты на оценку технических навыков: оценка навыка верхней передачи над собой; оценка передачи над собой двумя руками снизу; оценка передачи в парах; оценка навыков владения мячом при передачах двумя руками сверху и приеме двумя руками снизу [2].

Таблица 1

Результаты межгрупповых показателей исследуемых качеств участников обеих групп

Контрольное упражнение Контрольная группа Экспериментальная группа

Конст. эксп. Контр. эксп Т Р Конст. эксп. Контр. эксп Т Р

Тест на определение прыгучести (по В. М. Абалкову) 26,8± 1,04 27,3± 0,96 0.36 > 0,05 27± 1,05 30,1± 0,77 2.38 < 0,05

Оценка скорости перемещения «Елочка» 32,2± 0,3 31,9± 0,29 0.75 > 0,05 32± 0,3 30,9± 0,3 2.75 < 0,05

Тест на оценку ловкости (по А. Н. Моторину) 284,5± 7,56 288,5± 7,4 0.38 > 0,05 277,7± 8,9 281,7± 8,3 0.32 > 0,05

Технические навыки Верхняя передача над собой 1,7± 0,14 2,4± 0,15 3.5 < 0,05 1,8± 0,16 5,1± 0,16 14.35 < 0,05

Передача над собой двумя руками снизу 1,2± 0,1 2,2± 0,13 6.25 < 0,05 1,2± 0,16 4,4± 0,13 16 < 0,05

Передача в парах 1,3± 0,12 2,5± 0,15 6.3 < 0,05 1,2± 0,13 4,9± 0,16 18.5 < 0,05

Владение мячом Прием сверху очки 2,1± 0,24 2,9± 0,17 2.7 < 0,05 2,3± 0,37 17,8± 0,58 7.86 < 0,05

потери 7± 0,22 5,9± 0,13 4.2 < 0,05 6,5± 0,29 0,9± 0,19 18.7 < 0,05

Прием снизу очки 1,1± 0,33 2,9± 0,24 4.39 < 0,05 1,5± 0,28 18± 0,52 28 < 0,05

потери 6,9± 0,22 5,7± 0,15 4.44 < 0,05 7± 0,3 0,6± 0,17 18.8 < 0,05

Экспериментальная группа показала статистически значимые улучшения в тесте на определение прыгучести и скорости перемещения, а также значительный прирост технических навыков по итогам педагогического эксперимента. Как видно из таблицы 2, экспериментальная группа показала более значительный процент изменений, чем контрольная группа, в особенности по росту технических навыков.

Таблица 2

Результаты межгрупповых показателей исследуемых качеств участников обеих групп

на этапе контрольного эксперимента

Контрольное упражнение группы Средний показатель % изменений ^критерий Р-достоверность

Тест на определение прыгучести (по В. М. Абалкову) К.Г 27,3 1,9 2,33 < 0,05

Э.Г 30,1 11,5

Оценка скорости перемещения «Елочка» К.Г 31,9 0,93 2,5 < 0,05

Э.Г 30,9 3,4

Тест на оценку ловкости (по А. Н. Моторину) К.Г 288,5 1,4 0,61 > 0,05

Э.Г 281,7 1,4

Технические навыки Верхняя передача над собой К.Г 2,4 11,7 12,3 < 0,05

Э.Г 5,1 55

Передача над собой двумя руками снизу К.Г 2,2 20 11,1 < 0,05

Э.Г 4,4 44

Передача в парах К.Г 2,5 20 10,9 < 0,05

Э.Г 4,9 61,7

Владение мячом Прием сверху очки К.Г 2,9 2,7 24,83 < 0,05

Э.Г 17,8 51,6

потери К.Г 5,9 11 21,74 < 0,05

Э.Г 0,9 56

Прием снизу очки К.Г 2,9 6 26,5 < 0,05

Э.Г 18 55

потери К.Г 5,7 12 22,2 < 0,05

Э.Г 0,6 64

Это позволяет сделать вывод о том, что в результате целенаправленной работы по развитию технических навыков владения мячом можно добиться значительных успехов даже за короткий промежуток времени.

Сравнительный анализ результатов обеих групп по итогам контрольного эксперимента показал статистически значимые различия между двумя группами во всех тестах, кроме теста на определение моторной ловкости. Столь незначительные изменения в результатах теста на оценку ловкости в обеих группах можно объяснить тем, что движения, совершаемые при выполнении данного теста, являются нехарактерными для волейболиста, и без специальной тренировки улучшить результат по данному тесту до статистически значимого затруднительно [4].

Исходя из этого можно сделать вывод о положительном влиянии предложенной методики обучению элементам волейбола на развитие физических качеств и овладение техническими навыками владения мячом.

Список использованной литературы:

1. Артамонова, Т.В. Повышение уровня специальной подготовленности юных волейболисток на основе гендерно дифференцированного подхода / Т.В. Артамонова, Т.А. Шевченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 4 (134). С. 25-29.

2. Коваленко, И.Н. Формирование специальных двигательных способностей волейболистов средствами специальной физической подготовки / И.Н. Коваленко, А.Л. Зуев, В.В. Иванов, Н.А. Коваленко // Заметки ученого. 2021. № 6-1. С. 307-311.

3. Молдованова, И.В. Развитие координации у волейболисток на начальном этапе освоения технических действий / И.В. Молдованова, Л.Н. Роледер // Вестник педагогических инноваций. 2018. № 2 (50). С. 8393.

4. Осмехин, Р.Ю. Влияние уровня развития скоростных способностей волейболистов на эффективность

выполнения нападающего удара / Р.Ю. Осмехин, А.Л. Вавилов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 2 (46). С. 156-162.

5. Русаков, А.А. Контроль и оценка успеваемости по физической культуре в старших классах общеобразовательной школы / А.А. Русаков, О.В. Кулешова // Педагогический имидж. 2018. № 3 (40). С. 119-125.

6. Русаков, А.А. Игровые технологии как средство повышения интереса к занятиям физической культурой в старших классах / А.А. Русаков, В.Р. Кузекевич // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 3 (193). С. 395-398.

7. Русаков, А.А. Методика развития специальных двигательных способностей волейболистов групп начальной подготовки / А.А. Русаков, В.Р. Кузекевич // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 3 (133). С. 207-209.

© Хапинина И.А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.