Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ДЕВУШЕК 18-22 ЛЕТ ТОЛЧКУ ПО ДЛИННОМУ ЦИКЛУ НА ОСНОВЕ УЧЁТА УПРАВЛЯЮЩИХ МОМЕНТОВ В ЕГО СТАДИЯХ'

ОБУЧЕНИЕ ДЕВУШЕК 18-22 ЛЕТ ТОЛЧКУ ПО ДЛИННОМУ ЦИКЛУ НА ОСНОВЕ УЧЁТА УПРАВЛЯЮЩИХ МОМЕНТОВ В ЕГО СТАДИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИРЕВОЙ СПОРТ / ТОЛЧОК ПО ДЛИННОМУ ЦИКЛУ / ФАЗЫ И СТАДИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ / УПРАВЛЯЮЩИЕ МОМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина М.П.

Изменения программы соревнований в гиревом спорте привели к появлению у девушек новой соревновательной дисциплины «толчок по длинному циклу». Соревновательное упражнение состоит в максимально возможном количестве подъёмов гирь весом от 16 до 32 кг за 10 мин (с учётом возрастной и весовой категории). Целью работы явилось разработка методики обучения девушек 18-22 лет толчку по длинному циклу в гиревом спорте. Содержится мнение авторов о необходимости учёта при обучении управляющих моментов в стадиях его выполнения. Под управляющими моментами понимаются движения частями тела в суставах, взаиморасположение звеньев тела, выполняемые посредством центральных команд центральной нервной системы и реализуемые либо в момент перехода от одних движений к другим в смежных фазах, либо в момент перехода движений от одной фазы к другой. Законченность одних движений стимулирует центральную нервную систему и мгновенно включает центральные команды (сгибание-разгибание -толчок, разгибание-сгибание - заброс гирь на грудь и т.д.). Уточнены пространственные биомеханические характеристики движений в стадиях в выполнении толчка по длинному циклу. Установлено, что использование в тренировочном процессе девушек 18-22 лет методики обучения толчку по длинному циклу с учётом управляющих моментов в его стадиях позволяет им осваивать двигательное действие в соответствии с модельными характеристиками на уровне двигательного умения за 21-27 занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING GIRLS 18-22 YEARS OLD TO PUSH ON A LONG CYCLE BASED ON ACCOUNTING OF CONTROL MOMENTS IN ITS STAGES

Changes in the program of competitions in kettlebell lifting led to the emergence of a new competitive discipline for girls - "long cycle push". The competitive exercise consists from the maximum possible number of kettlebell lifts weighing from 16 to 32 kg in 10 minutes (taking into account the age and weight category). The aim of the work was to develop the methodology for teaching girls aged 18-22 to jerk in a long cycle in kettlebell lifting. The opinion of the authors on the need to take into account the control moments in the stages of its implementation is contained. Control moments are understood as movements of body parts in the joints, the relative position of body links, performed by means of the central commands of the central nervous system and implemented either at the moment of transition from one movement to another in adjacent phases, or at the moment of transition of movements from one phase to another. The completion of some movements stimulates the central nervous system and instantly turns on the central commands (flexion-extension - push, extension-flexion - throwing weights on the chest, etc.). The spatial biomechanical characteristics of movements in the stages in the execution of a push along a long cycle have been clarified. It has been established that the use in the training process of girls aged 1

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ДЕВУШЕК 18-22 ЛЕТ ТОЛЧКУ ПО ДЛИННОМУ ЦИКЛУ НА ОСНОВЕ УЧЁТА УПРАВЛЯЮЩИХ МОМЕНТОВ В ЕГО СТАДИЯХ»

Петербург, 1992. - 306 с.

REFERENCES

1. Mosunov, D.F. (2020), Interrelation of Man and Water - 2, monograph, St. Petersburg.

2. Mosunov, D.F. (2019), Interrelation of Man and Water, monograph, S. Petersburg.

3. Vinokurov, L.V., Mosunov, D.F. and Nikitina A.A. (2021), Main Predictors of Technology for Identifying the Reserve of Technical, Tactical and Strategic Training of Paralympic Swimmer, methodical recommendations, St. Petersburg.

4. Koshkin, I.M. and Mosunov, D.F. (1984), "Methodology of Generalization of Trainer's Work", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, pp. 23-25.

5. Krasikov, A.F, Mosunov, D.F. and Menshutkina, T.G. (1978), "New Technique of a Starting Jump in Swimming", Scientific and sports bulletin, No. 1, pp. 12-15.

6. Litvinov, A.A, Kozlov, A.V. and Ivchenko, E.V. (2013), Theory and Methodology of Teaching Basic Kinds of Sports: Swimming, Academia, Moscow.

7. Mosunov, D. (2018) "Pershin Index - an empirical criterion for assessing the quality of hy-drodynamic mode of navigation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (16), pp. 207211.

8. Mosunov, D.F. and Mosunova, M.D. (2005), Method of Human Hydro-Rehabilitation Application for 4. A 61 H 33/00, A 61 N 2/04 M invention 2003136462/14, 16.12.03.

9. Mosunov, D.F. and Pershin S.N. (1980), "Hydrobiological Aspects of a Sports Swimming in a Breaststroke", Bionics: Republican Interdepartmental Collection, Naukova Dumka, Kyiv, rel. 14, pp. 3441.

10. Mosunov, D.F. (1972), "The use of a passing water flow behind the hand when swimming", Issues of improving swimming technique and methods of swimmer's sports training: Sat. scientific method. works on water sports", State Institute of Physics culture them. P.F. Lesgaft, Leningrad, pp. 66-69.

11. Mosunov, D.F. (1975), Research and improvement of swimming technique in breaststroke, dissertation, Leningrad.

12. Mosunov, D. (2013), "Methodology of Applied Analysis of Intra-Cycle Speed of a Swimmer", Adaptive physical culture, No. 4 (56), pp. 49-53.

13. Mosunov, D.F., Mosunova, M.D. and Nazarenko Yu.A. (2010), "Formation of Water Space Around an Athlete Swimmer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (63), pp. 57-61.

14. Pershin, S.N. and Mosunov, D.F. (1988), "Hydrobiological Aspects of Sport Swimming in Breaststroke", Fundamentals of Hydrobiology, Leningrad, pp. 90-95.

15. Karpov, D.A and Ponimasov, O.E (2018) "Factors Determining The Necessity of Using Hy-drodynamic Training in Long Swimming of Ship Specialists Russian Navy", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. № 9 (163), pp. 136-139.

16. Salnikov, V.V and Mosunov, D. F(1984), "Stages of Perfection of Activity of the Trainer-Teacher", Perfection of Preparation and Improvement of Professional Skill on Physical Training and Sports: collection of scientific works, Moscow, pp. 35-37.

17. Mosunov, D.F. (2018), Technical and Tactical Training of a Swimmer in Paralympic Swimming, monograph, 2nd ed., St. Petersburg.

18. Yarotsky, G.V and Mosunov, D.F (1974). "Swimming Breaststroke on Chest", Physical Culture and Sport. Swimming, Iss. 1, pp.-7-9.

19. Mosunov D.F. (1992), Didactic bases for improving the motor actions of an athlete: on the example of swimming, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: mosynov_1941@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2022

УДК 796.89

ОБУЧЕНИЕ ДЕВУШЕК 18-22 ЛЕТ ТОЛЧКУ ПО ДЛИННОМУ ЦИКЛУ НА ОСНОВЕ УЧЁТА УПРАВЛЯЮЩИХ МОМЕНТОВ В ЕГО СТАДИЯХ

Маргарита Петровна Мухина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

Изменения программы соревнований в гиревом спорте привели к появлению у девушек новой соревновательной дисциплины «толчок по длинному циклу». Соревновательное упражнение состоит в максимально возможном количестве подъёмов гирь весом от 16 до 32 кг за 10 мин (с учётом возрастной и весовой категории). Целью работы явилось разработка методики обучения девушек 18-22 лет толчку по длинному циклу в гиревом спорте. Содержится мнение авторов о необходимости учёта при обучении управляющих моментов в стадиях его выполнения. Под управляющими моментами понимаются движения частями тела в суставах, взаиморасположение звеньев тела, выполняемые посредством центральных команд центральной нервной системы и реализуемые либо в момент перехода от одних движений к другим в смежных фазах, либо в момент перехода движений от одной фазы к другой. Законченность одних движений стимулирует центральную нервную систему и мгновенно включает центральные команды (сгибание-разгибание -толчок, разгибание-сгибание - заброс гирь на грудь и т.д.). Уточнены пространственные биомеханические характеристики движений в стадиях в выполнении толчка по длинному циклу. Установлено, что использование в тренировочном процессе девушек 18-22 лет методики обучения толчку по длинному циклу с учётом управляющих моментов в его стадиях позволяет им осваивать двигательное действие в соответствии с модельными характеристиками на уровне двигательного умения за 21-27 занятий.

Ключевые слова: гиревой спорт, толчок по длинному циклу, фазы и стадии двигательного действия, управляющие моменты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p301-310

TEACHING GIRLS 18-22 YEARS OLD TO PUSH ON A LONG CYCLE BASED ON ACCOUNTING OF CONTROL MOMENTS IN ITS STAGES

Margarita Petrovna Mukhina, the candidate of pedagogical sciences, docent, department chair, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk

Abstract

Changes in the program of competitions in kettlebell lifting led to the emergence of a new competitive discipline for girls - "long cycle push". The competitive exercise consists from the maximum possible number of kettlebell lifts weighing from 16 to 32 kg in 10 minutes (taking into account the age and weight category). The aim of the work was to develop the methodology for teaching girls aged 18-22 to jerk in a long cycle in kettlebell lifting. The opinion of the authors on the need to take into account the control moments in the stages of its implementation is contained. Control moments are understood as movements of body parts in the joints, the relative position of body links, performed by means of the central commands of the central nervous system and implemented either at the moment of transition from one movement to another in adjacent phases, or at the moment of transition of movements from one phase to another. The completion of some movements stimulates the central nervous system and instantly turns on the central commands (flexion-extension - push, extension-flexion - throwing weights on the chest, etc.). The spatial biomechanical characteristics of movements in the stages in the execution of a push along a long cycle have been clarified. It has been established that the use in the training process of girls aged 18-22 years of the long-cycle push training method, taking into account the control moments in its stages, allows them to master the motor action in accordance with the model characteristics at the level of motor skills in 21-27 lessons.

Keywords: kettlebell lifting, long cycle jerk, phases and stages of motor action, control moments.

ВВЕДЕНИЕ

Гиревой спорт относится к группе циклических видов спорта. Соревновательное упражнение состоит в максимально возможном количестве подъёмов гирь весом от 16 до 32 кг за 10 мин (с учётом возрастной и весовой категории). Изменения программы соревнований привели к появлению у девушек новой соревновательной дисциплины «толчок по длинному циклу», следствием чего является необходимость поиска новых подходов в формировании специальных двигательных навыков.

Анализ научной и методической литературы выявил наличие фрагментарных исследований, посвященных физической и технической подготовке спортсменов-гиревиков [1-5]. Тогда как исследования Л.Я. Аркаева, Н.Г. Сучилина (2004), В.И. Загревского, В.Г. Шилько, В.О. Загревского, И.Л. Лукашковой (2012) показали эффективность использования в технической подготовке квалифицированных спортсменов подхода, в основе которого лежит анализ биомеханических закономерностей в сгибательных и разгибательных движениях в суставах и выделение на его основе управляющих действий и движений, определяющих качество освоения двигательного действия [6-7]. Под управляющими действиями Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин понимают «действия, связанные с управлением конкретным движением, которые включают в себя биомеханический, физиологический и психологический компоненты». Управляющие движения - «... внешнее механическое проявление управляющих действий на суставном уровне» [6, С. 91]. В подготовке квалифицированных спортсменов авторы рекомендуют использовать целевую модель, включающую «технические действия и операции, выражающиеся в управляющих движениях» [6, С. 92]. При этом целевая техническая модель конкретного упражнения «... это более или менее осознанное представление о том, что, как и за счет чего нужно сделать, чтобы успешно выполнить данное упражнение». Применительно к обучению девушек соревновательному упражнению «толчок по длинному циклу» необходимо создание условий для формирования целевой технической модели за счет освоения специальных практических действий.

Проблема исследования состоит в недостатке данных об особенностях обучения девушек толчку по длинному циклу в гиревом спорте.

Цель исследования: разработка и обоснование методики обучения девушек 18-22 лет толчку по длинному циклу в гиревом спорте с учётом управляющих моментов в его стадиях.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной и методической литературы; анализ видеоматериалов; моделирование; математическая обработка полученных данных.

Педагогический эксперимент проводился в два этапа. На этапе предварительного эксперимента (октябрь-декабрь 2019 г.) осуществлялся анализ видеоматериалов выполнения толчка по длинному циклу высококвалифицированными спортсменами с целью определения его стадий и фаз, особенностей выполнения. В эксперименте приняли участие семь юношей 18-22 лет (1 - МСМК, 6 - МС) и 14 мужчин 23-41 года (1 - ЗМС, 3- МСМК, 10 - МС). Основной эксперимент (январь - март 2020 г.) проводился на базе Бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва № 33» г. Омска и состоял в реализация методики обучения трех девушек 18-22 лет (I разряд) толчку по длинному циклу на основе учёта управляющих моментов в его стадиях выполнения. В педагогическом эксперименте а также в сборе экспериментального материала принимала активное участие магистрант 2 курса ГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» Павлова Анжела Геннадьевна.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе изучения видеоматериалов выполнения соревновательного упражнения [8] выделены типичные ошибки, допускаемые высококвалифицированными спортсменами, как правило на шестой минуте (за исключением ЗМС):

- в стадии подготовительных действии в положении «гири на грудь» - сгибание ног в коленных суставах, а также перенос общего центра массы тела (ОЦМТ) на носки, неправильное положение рук в удержании гирь;

- в стадии основных действий - отрыв предплечий от туловища в первом подседе и остановка в нижней фазе подседа, что замедляет движение и требует дополнительных

мышечных усилий; отсутствие синхронного выполнения движений рук, искривление траектории движения во втором подседе; не согласованность в работе верхних и нижних конечностей, что снижает скорость «полета» гирь; потеря равновесия за чрезмерно счёт глубокого подседа или не полной остановки гирь в момент фиксации в положении «вверху».

С учётом полученных данных в основе обучения толчку по длинному циклу, на наш взгляд, должен лежать учёт управляющих моментов в его стадиях. Под управляющими моментами мы понимаем движения частями тела в суставах, взаиморасположение звеньев тела, выполняемые посредством центральных команд центральной нервной системы и реализуемые либо в момент перехода от одних движений к другим в смежных фазах, либо в момент перехода движений от одной фазы к другой. При этом законченность одних движений стимулирует центральную нервную систему и мгновенно включает центральные команды (сгибание-разгибание - толчок, разгибание-сгибание - заброс гирь на грудь и т. д.).

Основной задачей стадии подготовительных действий является насыщение энергией основного движения за разгона, выполняемого вперед-вверх с выходом в позу 1 («гири на грудь»), рисунок 1. Управляющий момент состоит в переносе ОЦМТ назад за счёт одновременного разгибания в спине и нижних конечностях, что создает условия для толчка гирь на грудь, в большей степени, с помощью подседа. При этом отсутствует необходимость включения в работу мышц верхних конечностей, поскольку движение выполняется по инерции.

Стадия основных действий включает три фазы:

1. «Разгон гирь» по траектории вперед-вверх за счёт смещения ОЦМТ при выполнении двух подседов в одном темпе:

- первый подсед - одновременное напряжение мышц живота и растяжение мышц спины (ОЦМТ смещен назад) с последующим разгибанием мышц нижних конечностей, выполнением прогиба в спине (37-45°) и выходом в стойку на носках позы 1, что обусловлено движением по инерции;

- второй подсед - выход в позу 2 за счёт одновременного сгибания и разгибания мышц верхних и нижних конечностей.

2. Удерживание гирь в позе 2 (ОЦМТ смещен вперед, наклон корпуса вперед 3338°) в течение 1-2 с, за счёт преодолевающих усилий мышцами рук и статических напряжений мышц туловища.

3. «Сброс» гирь в позу 1, за счёт преодолевающих усилий мышцами рук и выхода в стойку на носках, что позволяет справиться с отрицательным ускорением, при котором и возникает второй управляющий момент: одновременное сгибание мышц нижних и верхних конечностей.

Завершающая стадия состоит в смещении ОЦМТ назад и наклона головы вперед, следствием чего является разгон по направлению вниз-назад, усиленный весом гирь. Управляющий момент состоит в одновременном наклоне корпуса вперед (44-56°) и разгибанием мышц нижних конечностей.

В каждом занятии на освоение толчка по длинному циклу отводилось от 10 до 15 мин. Подготовительные упражнения с учётом управляющих моментов в стадиях двигательного действия выполняются в максимальном темпе, по 10-12 раз за один подход. Общее количество подходов на каждое упражнение - 4. Стадия подготовительных действий: заброс гирь на грудь (муляж гири из материала папье-маше), 10-12 раз в максимальном темпе, отдых до восстановления; подъем грифа на грудь. Стадия основных действий: базовый шаг степ-аэробики с гимнастической палкой; разгибание ног и рук вверх одновременно. Стадия завершающих действий: махи гирей (муляж гири из материала папье-маше); упражнение с эластичной лентой. В качестве основных условий автоматизации движений в стадиях выступали: пространственные

органичители при смещениях ОЦМТ; резиновые жгуты при выполнении сгибаний/разгибаний конечностей в максимальном темпе в положения лежа, стоя и т. д.

Основные методы, используемые в процессе обучения составили: целостный (собственно целостный, целостный с акцентом на основное звено, метод подводящих упражнений), расчлененный (расчлененный с решением узкой двигательной задачи); переменный (нисходящий и варьирующий (чередование с муляжами) режимы выполнения); повторный.

Оценка качества освоения стадий толчка по длинному циклу проводилась каждое третье занятие. Видеосъмка велась за выполнением упражнения в течение 2 мин. Количество выполнений составляло от 12 до 14 раз. Выполнение каждого упражнения оценивалось в сравнении с модельными характеристиками [8]. В сводный протокол заносились баллы, соответствующие преобладающему большинству оценкок, отражающие отклонения в угловых характеристиках частей тела и корпуса относительно продольных осей в каждом управляющем моменте (таблица).

Таблица - Протокол оценки качества выполнения девушками 18-22 лет толчка по

длинному циклу

ФИ Стадии Фазы № тренировочного занятия

3 6 9 12 15 18 21 24 27 30

Ум-а Я. Подготовитель ных действий I 0 0 0 0 1 1 1 2 2 2

II 1 1 1 1 1 1 2 2 2 3

Сумма 1 1 1 1 2 2 3 4 4 5

Основных действий III 0 0 0 0 1 1 1 1 2 2

IV 0 0 0 0 0 0 1 1 2 2

V 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3

Сумма 2 2 2 3 4 4 5 5 7 7

Завершающих действий VI 2 2 2 1 2 2 2 2 2 3

VII 0 0 0 0 1 1 1 2 2 2

Сумма 2 2 2 1 3 3 3 4 4 5

Итого 5 5 5 5 9 9 11 13 15 17

К-а Е. Подготовитель ных действий I 0 0 0 1 1 2 2 3 3 3

II 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3

Сумма 2 2 2 3 3 4 4 5 6 6

Основных действий III 1 1 0 1 1 1 2 2 2 3

IV 0 0 0 0 1 1 1 2 2 2

V 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3

Сумма 4 4 3 4 4 4 6 7 7 8

Завершающих действий VI 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3

VII 0 0 0 1 1 2 2 3 3 3

Сумма 1 1 2 3 3 4 5 6 6 6

Итого 7 7 7 10 11 13 15 18 19 20

П-а А. Подготовитель ных действий I 0 0 0 0 0 1 1 2 2 3

II 1 1 2 2 2 2 2 2 2 3

Сумма 1 1 2 2 2 2 3 4 4 6

Основных действий III 0 0 0 0 0 1 1 2 2 2

IV 0 0 0 1 1 1 1 1 2 3

V 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3

Сумма 3 3 3 4 4 5 5 6 7 8

Завершающих действий VI 1 1 1 1 1 2 3 3 2 2

VII 0 0 0 0 0 1 1 2 2 3

Сумма 1 1 1 1 1 3 4 5 4 5

Итого 5 5 6 7 7 11 12 15 15 19

Примачание: 3 балла - выполнение в соответствии с эталоном, 2 балла - не значительные ошибки, не влияющие на двигательное действие, 1 балл - наличие существенных ошибок, 0 - баллов - наличие грубых ошибок или отказ от выполнения [8]. Наличие сформированного двигательного умения - 14-20 баллов, двигательного навыка - 21 балл.

Так, в управляющем моменте в стадии подготовительных действий угол корпуса составил 31-34°. В управляющем моменте в стадии основных действий отклонение было 36-42°. В третьем управляющем моменте угол составлял от 19° до 31°, а в четвертом управляющем моменте 21-27°. Сравнение пространственных биомеханических характеристик выполнения движений в управляющих моментах девушек и юношей выявило не столь значительные расхождения в трех управляющих моментах подготовительной и основной стадий толчка по длинному циклу. Значительные различия имели место в управляющем моменте завершающей стадии - в одновременном наклоне корпуса вперед (юноши/мужчины - 44-56°, девушки - 21-27°), что обусловлено более значительным сгибанием ног в коленных суставах, рисунок 2. Так угол у девушек составил 135-154°, у юношей/мужчин - 166-185° (рисунок 2). Наличие меньшего, чем у мужчин угла в коленном суставе ведет к необходимости затрачивать больше усилий при выпрямлении ног и выходе в фазу разгона, и свидетельствует о необходимости подбора дополнительных специальных упражнений для автоматизации движений в данном управляющем моменте.

Изучение динамики освоения девушками стадий толчка по длинному циклу выявило формирование двигательного умения в каждой стадии. Так на формирование умения в стадии подготовительных действий («фаза разгона», «фаза гири на грудь») потребовалось от восемнадцати до двадцати четырех занятий (таблица 1). Наиболее типичными ошибками при выполнении двигательного действия являлись нарушения угла отклонения корпуса назад. Угол отклонения корпуса был незначительным и составил 1012°, при таком градусе отклонения, выход в позу 1 выполнялся не за счёт использования инерции полета гирь, а с помощью мышечных усилий верхних конечностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольшие затруднения у девушек вызвало освоение стадии основных действий («фаза толчок ногами», «фаза толчок руками - гири вверх», «фаза гири на грудь»). Для освоения данной стадии на уровне умения потребовалось от двадцати одного до двадцати семи занятий. Типичные ошибки составляли: «глубокий» подсед; не синхронное выталкивание гирь (отставание левой руки); к окончанию второй минуты - перенос центра тяжести гирь в сторону.

а) Ум-а Я. - I взр.р.

б) К-а Е. - I взр.р.

в) П-а А. - I взр.р.

Рисунок 1 - Выполнение толчка по длинному циклу (каждый второй кадр видеозаписи) девушками 18-22 лет.

Раскадровка выполнена А.Г. Павловой

Для освоения стадии завершающих действий («фаза полуприсед с полунаклоном -гири назад», «фаза разгона») на уровне умения, спортсменкам потребовалось, как и для освоения стадии подготовительных действий, от восемнадцати до двадцати четырех занятий. При этом, следует отметить, наиболее типичные ошибки в этой стадии заключались в отсутствии «круглой» спины и преждевременном торможении гирь для

выноса в позу 1. Имеющие место типичные ошибки требуют внесения в разработанную методику дополнений, касающиеся, прежде всего, условий выполнения упражнений, а также включения комплекса упражнений на совершенствование способностей к дифференцированию мышечных напраяжений и пространственной точности.

а) Ан-о А. В. - ЗМС

б) Мо-ч В.П. - МСМК

в) Ра-й А. С. - МС

Рисунок 2 - Выполнение толчка по длинному циклу (каждый второй кадр видеозаписи) высококвалифицированными спортсменами. Раскадровка выполнена А.Г. Павловой

ВЫВОД

Таким образом, использование в тренировочном процессе девушек 18-22 лет методики обучения толчку по длинному циклу с учётом управляющих моментов в его стадиях позволяет им осваивать двигательное действие в соответствии с модельными характеристиками на уровне двигательного умения за 21-27 занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горулев П.С. Управление спортивной подготовкой женщин в тяжелой атлетике с учетом диморфических различий работоспособности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Горулев Павел Сергеевич. - Челябинск, 2006. - 46 с.

2. Эрикенов С.М. Использование технических средств и технологических подходов в процессе развития выносливости спортсменов-гиревиков / С. М. Эрикенов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11 (часть 8). - С. 1827-1830.

3. Гомонов В.Н. Индивидуализация технической и физической подготовки спортсменов-гиревиков различной квалификации : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Гомонов Владимир Николаевич. - Смоленск, 2000. - 26 с.

4. Пальцев В. М. Совершенствование подготовки гиревиков на этапе начальной спортивной специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пальцев Виталий Македониевич. - Омск, 1994. - 20 с.

5. Симень В.П. Пути повышения эффективности технической подготовки гиревика : автореф. ... канд. пед. наук / Симень Владимир Петрович. - Омск, 2003. - 21 с.

6. Аркаев Л.Я. Как готовить чемпионов. Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации : монография / Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин. - Москва : Физкультура и спорт, 2004. - 325 с.

7. Влияние управляющих движений в суставах спортсмена на технику гимнастического упражнения «перелет Ткачева» на перекладине / В.И. Загревский, В.Г. Шилько, В.О. Загревский, И.Л. Лукашкова // Вестник томского государственного университета. - 2012 (август). - № 36. - С.

135-139.

8. Павлова А.Г. Оперативная оценка качества выполнения соревновательного упражнения «толчок по длинному циклу» в гиревом спорте / А.Г. Павлова // «Роль экспериментальной и инновационной деятельности в развитии системы подготовки спортивного резерва» : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 14-15 ноября 2019 года. - Омск : Изд-во Си-бГУФК, 2019. - С. 262-270.

REFERENCES

1. Gorulev, P.S. (2006), Management of women's sports training in weightlifting, taking into account dimorphic differences in working capacity, dissertation, Chelyabinsk.

2. Erikenov, S.M. (2014) "The use of technical means and technological approaches in the development of endurance athletes-weightlifters", Fundamental research, No. 11 (part 8), pp. 1827-1830.

3. Gomonov, V.N. (2000), Individualization of technical and physical training of kettlebell lifters of various qualifications, dissertation, Smolensk.

4. Paltsev, V.M. (1994), Improving the training of kettlebell lifters at the stage of initial sports specialization, dissertation, Omsk.

5. Simen, V.P. (2003), Ways to improve the efficiency of the technical training of a kettlebell lifter, dissertation, Omsk.

6. Arkaev, L.Ya. and Suchilin, N. G., (2004), How to cook champions. Theory and technology of training gymnasts of the highest qualification, monograph, Physical culture and sport, Moscow.

7. Zagrevsky, V.I., Shilko, V.G., Zagrevsky, V.O. and Lukashkova. I.L. (2012), "Influence of control movements in the athlete's joints on the technique of the gymnastic exercise "Tkachev's flight " on the crossbar", Bulletin of the Tomsk State University, No. 36, pp. 135-139.

8. Pavlova, A.G. (2019), "Operational assessment of the quality of the competitive exercise " long cycle push" in kettlebell lifting", Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference "The role of experimental and innovative activities in the development of the sports reserve training system", Omsk, pp. 262-270.

Контактная информация: margarit-mukhin@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2022

УДК 796.011.3:004

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ

ОБУЧЕНИЯ

Александр Сергеевич Никитин, старший преподаватель, Андрей Анатольевич Гуля-ков, старший преподаватель, Наталья Александровна Колочанова, старший преподаватель, Айрат Минегалимович Валеев, кандидат биологических наук, доцент, Эльвир Маратович Мухаметзянов, ассистент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань

Аннотация

Введение. Одной из мер противодействия распространению COVID-19 стало активное внедрение в учебный процесс высших учебных заведений дистанционной формы обучения, что значительно снизило уровень двигательной активности студентов. Как известно, гиподинамия способствует ухудшению здоровья человека, негативно сказываясь на его физическом состоянии. В связи с этим, актуальным становится вопрос определения степени влияния перехода высших учебных заведений на дистанционную форму обучения на уровень физической подготовленности обучающихся. Цель исследования. Определение уровня физической подготовленности студентов, обучающихся на 1-3 курсах в Институте фундаментальной медицины и биологии Казанского (Приволжского) федерального университета в условиях внедрения дистанционной формы обучения в 2020-2021 годах. Методика и организация исследования. Исследования проводились с сентября 2020 года по декабрь 2021 года, в которых приняли участие 180 студентов, относящихся по состоянию здоровья к основной медицинской группе. В целях определения уровня физической подготов-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.