Научная статья на тему 'Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья английскому языку через Всероссийскую программу "i-школа"'

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья английскому языку через Всероссийскую программу "i-школа" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / "I-ШКОЛА" / SKYPE / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья английскому языку через Всероссийскую программу "i-школа"»

4. ВВС русская служба новостей// URL:http://www.bbc.co.uk/russian/ rolling_news/2011/12/111226_rn_russiainternet_users. shtml

5. Skype // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Skvpe

6. Skype Journal // URL: http://skvpeiournal.com/

Jl.A. Желватых, E.C. Щукина

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья английскому языку через всероссийскую программу «i-школа»

В 2010 - 2011 учебном году один из авторов статьи получила возможность пройти курсы дистанционного обучения, организованные Центром образования «Технологии обучения». Целью курсов являлась подготовка учителей различных предметов, в том числе иностранного языка, по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с -ОВЗ) в дистанционном режиме. Предлагаемая методика представляется не только интересной, но и актуальной для внедрёния на территории Пермского края, втом числе в коррекционных школах города Перми, например, в школе № 152. Данная статья представляет собой попытку описать сущность проекта «i-школа», рассмотреть ее миссию, содержание и технологию обучения, а также некоторые результаты.

«i-школа» - это государственное образовательное учреждение в условиях виртуального пространства. Школа открыта в 2003 году в рамках проекта "Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов", который реализуется Департаментом образования города Москвы на всей территории Российской Федерации [3]. Речь идет о детях с различными формами заболевания (органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психическими, соматическими и нервными расстройствами), преимущественно обучающихся на дому.

© Желватых J1.А., Щукина Е.С., 2012

По определению организаторов указанного выше центра образования, основной причиной для его учреждения явилось неравноправное положение детей с ОВЗ при получении образования: невыгодные стартовые условия, множественные структурные ограничения, препятствующие получению качественного образования, и некоторые другие факторы [6].

Авторы проекта подробно описывают миссию «¡-школы», определяют общие цели и задачи обучения по школьным предметам, уточняя при этом дидактические и воспитательные возможности предлагаемой технологии. Данная информация размещена на официальном сайте образовательного учреждения и является доступной для любого заинтересованного лица.

Как показывает опыт работы в рамках проекта «ьшкола», интеграция современных информационных технологий и внедрение системы дистанционного обучения позволяет решить целый ряд проблем, а именно:

• приобретение навыков и знаний по изучаемым предметам (доступ к многочисленным информационным ресурсам);

• получение детьми с ОВЗ образования по предметам, способствующим их социализации, развитию творческих способностей, активизации учебного процесса;

• развитие творческих способностей учащихся;

• обучение инвалидов работе с новейшими компьютерными технологиями, работе в компьютерных сетях и Интернете и некоторые другие [6].

В школе обучается более одной тысячи учащихся с 1 по 11 класс. Школа предлагает детям более 100 курсов по различным предметным направлениям: гуманитарному, естественно-математическому, технологическому. В каждом направлении есть курсы, построенные по программам общеобразовательной школы, а также курсы творческие, проектные, для абитуриентов и для желающих получить предпрофессиональную подготовку. По окончании обучения учащимся выдаются аттестаты государственного образца [3].

Правовую основу организации дистанционного обучения дегей-инвалидов составляют, прежде всего, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005г. № 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" [6].

Миссия Центра образования «Технологии обучения» - включение в активную учебную и социальную жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья средствами информационных и коммуникационных технологий, технологий дистанционного обучения, Интернета. Основной целью реализации настоящей образовательной программы является создание необходимых условий для повышения качества образовательного процесса в соответствии с приоритетами современной образовательной политики государства [6].

Таковы общие сведения о государственном проекте «i-школа». Нам же представляется целесообразным применить общие положения работы «i-школы» к иностранному языку как одному из обязательных школьных предметов в специальной школе. Речь идет об обучении ученицы 6 класса коррекционной школы № 152 города Перми Надежды В., которая страдает ДЦП, проявляющимся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями. ДЦП - это двигательные расстройства, которые наблюдаются у Надежды в обеих нижних конечностях (паралич).

В связи с тем, что у ученицы имеются нарушения опорно-двигательного аппарата, при котором обучение в школе невозможно, предлагается обучение английскому языку с помощью «i-школы» через Интернет. Следует заметить, что впервые заниматься английским языком Надежда начала в 2010-2011 учебном году. Занятия проводились 2 раза в неделю на дому учителем английского языка школы на базе учебно-методического комплекта «Enjoy English» (авторы Биболетов М.З., Денисенко O.A., Трубанев Н.Н) для 2 класса.

105

Автор статьи начала заниматься с Надеждой в 6 классе с начала 2011 — 2012 учебного года по УМК «Английский язык» Никитенко 3. Н., Долговой Л.А. для 3 класса, рекомендованному московским центром образования «Технологии обучения» «¡-школа». В состав УМК входят: учебник, рабочая тетрадь, книга для чтения, книга для учителя, мультимедийные приложения. Учебник имеет поурочную структуру и содержит упражнения по развитию всех видов речевой деятельности. Книга для чтения и мультимедийное приложение содержат аутентичные тексты, предназначенные для развития умений чтения и аудирования.

Описываемый курс обучения ведется с применением компьютерной программы Бкуре в дистанционном режиме с использованием соответствующего оборудования как у обучаемого, так и у обучающего. Далее представляется целесообразным определить цели, задачи и содержание обучения.

В соответствии с государственным стандартом основного общего образования по иностранному языку общей целью обучения является формирование иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как речевая, языковая, социокультурная и учебно-познавательная компетенции [2]. Поскольку учащиеся коррекционных школ с сохранным интеллектом обучаются по общеобразовательным программам и учебным планам, представляется необходимым и возможным определить конкретные цели и задачи дистанционного курса, в частности, для второго года обучения английскому языку.

Таким образом, целью обучения шестиклассницы специальной коррекционной школы английскому языку по программе второго года обучения является овладение ученицей английским языком на промежуточном этапе путем дистанционного обучения через портал «¡-школа».

Конкретные задачи курса могут быть представлены следующим образом:

1. Овладение школьницей иноязычной коммуникативной компетенцией (говорением, аудированием, чтением, письмом) в рамках второго года обучения.

2. Формирование и совершенствование речевых лексических, грамматических, а также произносительных и орфографических навыков на основе соответствующего второму году обучения языкового материала.

3. Овладение ученицей необходимой инструментальной компетенцией, то есть умением работать в дистанционном режиме с применением компьютерных технологий.

Далее уместно рассмотреть некоторые практические вопросы организации обучения в ходе реализации вышеперечисленных задач. Следует отметить, что в соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 3 учебных часа в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Иностранный язык» на этапе основного (общего) образования. Это положение учитывалось при работе с Надеждой В.: предстояло проводить три академических часа в неделю по 45 минут.

Предлагаем следующую схему действий учителя и учащегося в рамках одного занятия (выхода). Учитель: Подключение к программе Экуре Звонок ученику Приветствие Подключение к «¡-школе» Проверка д/з Введение нового материала Помощь в выполнении упражнений различного рода в «¡-школе». Учащийся: Подключение к программе Бкуре Звонок учителю Приветствие Подключение к «¡-школе» Проверка д/з Получение нового материала Выполнение упражнений различного рода в «¡-школе» Запись д/з Прощание

Основные составляющие занятий могли видоизменяться в зависимости от конкретных условий, однако подробное описание содержание типичного занятия является предметом другой публикации.

Список литературы

1. иМ/ЬЦр^апёап.еёи.щУ

2. иКЬ:1гАр:/Аууууу. home-edu.ru

3. Образовательная программа 2008 - 2013 гг. Государственного образовательного учреждения Центр образования «Технологии обучения». -М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.