Научная статья на тему 'Обучение детей с интеллектуальными нарушениями ориентировке в пространстве'

Обучение детей с интеллектуальными нарушениями ориентировке в пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
943
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ДЕТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатихова Лидия Фаварисовна

На современном этапе в специальной педагогике и психологии к детям с интеллектуальными нарушениями относят детей с умственной отсталостью и с задержкой психического развития. Ориентировка в пространстве является одной из базовых составляющих психической деятельности, у дошкольников с интеллектуальными нарушениями обеих названных категорий она недостаточно развита. Следовательно, необходимо разработать эффективные средства и способы коррекционной работы по формированию данного приема познавательной деятельности. С этой целью мы решили воспользоваться материалом диагностической методики для выявления степени развития наглядно-схематичной формы мышления, разработанной Л. А. Венгером и В. В. Холмовской (1978). Данная методика, на наш взгляд, отличное средство для развития у дошкольников с интеллектуальными нарушениями как перцептивной деятельности, так и наглядных форм мышления. Представляем разработанную на этой основе методику формирования умения пользоваться различными типами условных изображений для ориентировки в пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фатихова Лидия Фаварисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение детей с интеллектуальными нарушениями ориентировке в пространстве»

Л. Ф. Фатихова

Обучение детей

с интеллектуальными нарушениями ориентировке в пространстве

На современном этапе в специальной педагогике и психологии к детям с интеллектуальными нарушениями относят детей с умственной отсталостью и с задержкой психического развития. Ориентировка в пространстве является одной из базовых составляющих психической деятельности, у дошкольников с интеллектуальными нарушениями обеих названных категорий она недостаточно развита. Следовательно, необходимо разработать эффективные средства и способы коррекционной работы по формированию данного приема познавательной деятельности. С этой целью мы решили воспользоваться материалом диагностической методики для выявления степени развития наглядно-схематичной формы мышления, разработанной Л. А. Венгером и В. В. Холмовской (1978). Данная методика, на наш взгляд, - отличное средство для развития у дошкольников с интеллектуальными нарушениями как перцептивной деятельности, так и наглядных форм мышления. Представляем разработанную на этой основе методику формирования умения пользоваться различными типами условных изображений для ориентировки в пространстве.

Фатихова Лидия Фаварисовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы».

Методика формирования умения пользоваться различными типами условных изображений для ориентировки в пространстве

Методы обучения. Доминирующим методом при формировании данного умения является моделирование. Моделирование имеет предметно-схематический характер и развивает не только наглядно-действенное, но и наглядно-образное мышление. Предметно-схематическое моделирование дополняется такими способами обучения, как показ, образец действия, пояснение, жестовое указание. Доля последних в ходе коррек-ционно-педагогического воздействия постепенно уменьшается по мере усвоения действия и в конце концов полностью замещается моделированием. Сам процесс моделирования в процессе обучения также претерпевает

изменения. Так, включенная в него предметно-практическая деятельность становится все более обобщенной, абстрагированной (что осуществляется посредством замены схем с предметными изображениями на схемы с абстрактным материалом - геометрическими фигурами). Однако элементы моторных действий все же остаются, и мышление ребенка не отрывается полностью от предметно-практической деятельности. На последнем этапе моделирование объединяется с другим практическим методом - проверкой, цель применения которой - подвести дошкольника к осознанию адекватности (неадекватности) созданной им модели предъявленным условиям задачи.

Материал представлен листами картона с изображением полянок с различными разветвленными дорожками и домиками, части дорожек помечены предметными ориентирами на пути к домику (макеты полянок см. на рис. 1).

Полянка № 3

Рис. 1. Макеты полянок разной степени сложности

В зависимости от этапа формирования умственного действия полянки имеют различную форму и содержание:

1) полянки с объемными домиками и предметными ориентирами (деревьями, цветами, насекомыми, ягодами, фруктами и др.) на дорожках;

2) полянки с объемными домиками и предметными изображениями в качестве ориентиров;

3) полянки с изображениями меток-ориентиров (геометрических фигур), выступающих в качестве заместителей предметных ориентиров.

В зависимости от количества разветвлений полянки различаются:

1) полянки с одним разветвлением (два варианта решения наглядной задачи);

2) полянки с двумя разветвлениями (3-4 варианта решения).

В зависимости от количества ходов, которые должен сделать ребенок (объектов-ориентиров, которые нужно пройти), чтобы достичь цели (дойти до домика), различают:

1) двухходовые полянки (два предмета или две метки-ориентира на пути к каждому домику);

2) трехходовые полянки (три ориентира).

К каждой полянке прилагается последовательность объектов: ряд объемных предметов, идентичных тем, что стоят в качестве ориентиров на полянке, или карточка, называемая письмом, на которой изображен ряд предметов или меток-заместителей, аналогичных изображенным на полянке.

К дидактическому материалу относятся игрушка-зверек, которая «прячется» в домике, и игрушка-зверек для актуализации ребенком действия передвижения к домику.

Этапы коррекционно-педагогической работы

1. Формирование ориентировочной основы действия: педагог производит действия с объемным материалом и объясняет и показывает, как пользоваться в качестве опоры рядом предметов, последовательность которых нужно спроецировать и увидеть на полянке, как передвигать зверька по дорожке.

2. Формирование развернутого практического умственного действия ребенка с объемным материалом: дошкольник побуждается к обследованию предметов как на полянке, так и в ряде предметов-ориентиров.

3. Формирование практического умственного действия с опорой на предметные изображения-ориентиры.

4. Формирование умения действовать с метками-заместителями: реальные предметы и предметные изображения-ориентиры заменяются геометрическими формами различного цвета, формы, размера.

5. Формирование умения планировать действия с последующей проверкой «гипотезы»: ребенок сначала «читает письмо», рассказывает, в какой последовательности ориентиров должен идти зверек, затем выполняет действие практически.

В ходе обучения данному действию педагогу следует соблюдать ряд условий:

1) ребенок побуждается к полному комментированию своих действий;

2) действия мотивируются, констатируется его результат от третьего лица (от имени игрушки-зверька);

3) применяются различные варианты помощи детям со стороны педагога: наводящие вопросы с называнием ориентиров (если ребенок не может назвать предмет, цвет, форму или размер геометрической фигуры), повторный показ способа действия, словесные указания, сопровождающиеся жестами, к какому ориентиру двигаться и др.;

4) переход к последующему этапу совершается только в случае усвоения детьми действия на предыдущем. Если у ребенка не получается выполнить поставленную задачу, необходимо

вернуться на более низкий уровень формирования действия (на предыдущий этап);

5) активно используется кинестетика (ощупывание объемных объектов, обведение контуров изображений пальцем, указательный жест) как компенсаторный механизм, что является особенно важным для детей с интеллектуальной недостаточностью;

6) задание усложняется по следующим направлениям:

а) осуществляется переход от объемных предметов-ориентиров к их изображениям и далее - к геометрическим формам;

б) производится переход от оперирования крайне полярными ориентирами к ориентирам, имеющим черты идентичности (один цвет, форму, родовидовую принадлежность),

и далее к однородным объектам, отличающимся лишь одним признаком (цветом, формой, размером);

в) первоначально решаются задачи двухходовые, в дальнейшем, по мере освоения действия - трех-, четырехходовые;

г) возрастает количество альтернативных вариантов решения задачи (от двух до четырех) - путем увеличения разветвлений дорожек (от одного до двух).

Приведем примеры фрагментов занятий по каждому этапу предложенной нами методики.

Задание 1.

«Проводим ежика в гости к белочке» (фрагмент занятия по формированию ориентировочной основы действия ориентировки в пространстве)

Цель:

Формирование ориентировочной основы действия ориентировки в пространстве при решении двухходовых задач с объемными п редметам и-метками.

Материал:

1) полянка с дорожкой с одним разветвлением (два варианта решения наглядной задачи - см. полянку № 1 на рис. 1), на концах дорожек располагается по одному домику;

2) 2 картонных домика, под которые можно спрятать небольшую игрушку;

3) 5 мелких предметов-игрушек: 2 елочки, 2 цветка, 1 бабочка;

4) 2 игрушки зверька (например, белочка и еж).

Перед детьми расположена на столе полянка с дорожками, на концах которых стоят два домика. В один из них (в тот, который находится на конце левой дорожки) педагог предварительно, до занятия прячет игрушку белочку. На пути к каждому домику расположены предметы-метки: в самом начале (около «травки») - елка, у левой дорожки - цветок, у правой - бабочка. Кроме того, перед детьми располагается ряд из двух предметов в следующей последовательности: елочка, цветочек. На этот ряд дети будут ориентироваться при решении задачи.

Белочка спрятана в одном из домиков, а вторую игрушку, ежика, педагог держит в руках и говорит детям: «Ежик дружит с белочкой, и белочка позвала ежика к себе в гости.

Но белочка живет далеко, и ежик может по дороге заблудиться. Чтобы он не заблудился, мы покажем ему дорогу к домику, где живет белочка. Хорошо? Посмотрите, здесь два домика. Чтобы дойти до белочки, нужно сначала пройти елочку, а затем - цветок (внимание детей обращается на два предмета, расположенных перед ним). Что надо сделать? Давайте поведем ежика (педагог совершает движение с ежиком в руках по полянке и одновременно обговаривает действие). Ежик сначала проходит мимо елочки, а теперь идет мимо цветка. Давайте проверим, правильно ли ежик нашел домик белочки, в этом ли домике она живет (педагог поднимает домик и, обнаруживая там игрушку белку, имитирует встречу белки и ежика). А теперь вы сами помогите еще раз дойти ежику до домика белочки».

Дети поочередно воспроизводят показанные педагогом действия с отражением их в активной речи. Если кто-либо из детей не комментирует свои действия, педагог побуждает его к этому посредством следующих вопросов:

1. К кому пошел ежик в гости?

2. Мимо чего сначала прошел ежик?

3. Что потом встретил по дороге ежик?

4. Куда пришел ежик? и т. п.

В процессе решения задачи педагог побуждает детей обследовать предметы-метки руками, называть некоторые их качества (цветок красный, елка зеленая и т. п.).

В итоге выполнения задания педагог задает вопросы детям, хвалит их, констатирует вместе с ними результат деятельности: «Ежик пришел к белочке, и они стали играть вместе».

Задание 2.

«День рождения кошки»

(фрагмент занятия по формированию развернутого практического умственного действия с объемным материалом)

Цель:

Формирование развернутого действия ориентировки в пространстве с опорой на объемные предметы-метки при решении двухходовых задач.

Материал:

1) полянка с дорожкой с одним разветвлением (два варианта решения наглядной задачи - см. полянку № 1 на рис. 1), на концах дорожек располагаются по одному домику;

Письмо № 1

Письмо № 2

Письмо № 3

Рис. 2. Карточки-письма

2) 2 картонных домика;

3) 6 мелких предметов-игрушек: 2 дерева, 1 яблоко, 2 ягодки, 1 цветок;

4) 2 зверька-игрушки (например, собака и кошка).

Перед детьми на полянке расположены два домика (на концах ответвлений дорожек), в домике на правой дорожке спрятана игрушка кошка. На дорожках расположены следующие ориентиры: около травки - дерево, на левой дорожке - яблоко, на правой - ягодка. В поле зрения детей стоят два предмета в следующей последовательности: дерево, ягодка.

Педагог говорит: «У кошки сегодня день рождения. Она испекла пирог, накрыла на стол и ждет гостей. Собака приготовила подарок

кошке, нашла в лесу вот такой цветочек (показывает ребенку игрушку цветок). Как вы думаете, что сделает с цветком собака? Правильно, подарит его кошке, потому что у кошки день рождения. Но как же собаке найти дорогу к кошкиному дому? Давайте, чтобы собака не заблудилась, поможем ей найти правильную дорогу (внимание детей обращается на ряд из двух предметов перед ним, педагог просит их назвать). Мимо чего надо пройти собаке сначала, а мимо чего потом, чтобы дойти до кошки-ного дома?» Ребенок выполняет действие, обговаривая его в активной речи: «Собака идет к кошке на день рождения. Сначала собака проходит мимо дерева, а теперь мимо ягодки...» Если ребенок не называет производимые действия, педагог задает ему наводящие вопросы, отражающие характер действий ребенка. Если ребенок затрудняется в выполнении задания в целом, педагог оказывает ему следующую помощь:

1) педагог указывает ребенку на ошибочность принимаемой им стратегии действия;

2) педагог задает наводящие вопросы, снова обращая внимание на вспомогательный ориентировочный ряд из двух предметов;

3) делает подсказку, сообщает, какой ориентир следует пройти первым, далее предлагая действовать ребенку самостоятельно;

4) педагог сам выполняет действие, отражая его в речи, затем предлагает ребенку повторить то же действие.

Педагог предлагает детям удостовериться, правильно ли дошла собака до дома кошки, - он приподнимает домик и, если ребенок правильно

решил задачу, имитирует встречу кошки и собаки, если результат не достигнут, действие выполняется заново с внесением корректив.

Затем данное задание выполняют другие дети.

Задание 3. «Приютим котенка»

(фрагмент занятия по формированию практического умственного действия с опорой на предметные изображения-ориентиры)

Цель:

Формирование практического умственного действия ориентировки в пространстве с опорой на предметные изображения-ориентиры.

Материал:

1) полянка с дорожкой с одним разветвлением (два варианта решения наглядной задачи - см. полянку № 1 на рис. 1), на концах дорожек располагаются по одному домику;

2) 2 картонных домика;

3) карточка-«письмо» с изображенными по вертикали снизу вверх следующими предметами: травка, елка, ягодка, домик (см. письмо № 1 рис. 2);

4) 3 карточки с изображениями елки, цветка и ягодки;

5) 2 игрушки: маленькая кукла и кошка.

На столе разложена полянка с домиками и вложенными в кармашки картинками с изображением: у травки - елочка, у левой

дорожки - цветок, у правой - ягодка. Также перед детьми лежит карточка-«письмо». В домике на конце правой дорожки спрятана маленькая девочка-кукла.

Педагог подает ребенку игрушку кошку и говорит: «Это котенок Васька. Он маленький и совсем один. Ему негде жить. У него нет хозяйки. Что же ему делать? Ему сказали, что в каком-то из этих домиков живет девочка Настя. Она очень добрая и возьмет котенка к себе жить. Чтобы Вася не заблудился, Настя отправила ему письмо, в котором нарисовала, как ему дойти до ее домика. Вот оно. Посмотрите, сначала от травки надо пройти мимо елочки. Потом надо пройти около ягодки, и придешь к домику Насти. Вася еще маленький, поэтому поможем ему дойти до дома Насти».

Ребенок выполняет задание, называя действия по ходу их реализации: «Вася от травки идет к елочке, потом подходит к ягодке, и подошел к домику Насти».

После окончания действия педагог поднимает домик и показывает детям, правильно ли дошкольник помог котенку найти домик Насти. Если действие выполнено верно, то педагог имитирует встречу Насти и котенка, если неверно - действие начинается снова с корректировкой со стороны педагога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подобным образом действие выполняется каждым дошкольником группы.

Если ребенок не комментирует производимые им действия, педагог стимулирует его к этому посредством наводящих вопросов, например: «Мимо чего прошел котенок? Куда пришел котенок?» и т. п.

В ситуации, когда кто-либо из детей не справляется с заданием, ему предъявляется помощь в следующей последовательности:

1) педагог указывает на ошибку ребенка и предлагает исправить ее;

2) педагог, указывая последовательно на объекты в «письме» (снизу от травки вверх к домику), спрашивает: «Мимо чего сначала должен пройти котенок (указывает на елочку)?», ребенок после этого продвигает котенка по дорожке до елочки, затем педагог снова спрашивает: «А теперь мимо чего должен пройти котенок (указывает на ягодку)?» и т. д.;

3) педагог демонстрирует действие сам, затем просит ребенка повторить его.

Подводя итоги занятия, педагог просит котенка рассказать, как он добрался до Настиного домика (один из дошкольников рассказывает от имени котенка).

Задание 4. «В гости к Наташе»

(фрагмент занятия по формированию умения действовать с метками-заместителями)

Цель:

Формирование умения ориентироваться в пространстве с опорой на ориентиры абстрактного характера при решении двухходовых задач на полянках с двумя разветвлениями. Материал:

1) полянка с двумя разветвлениями, двухходовая (см. полянку № 3 на рис. 1);

2) 4 домика;

3) карточка-«письмо» № 2 (рис. 2): красный круг, зеленый треугольник, домик;

4)картинки с геометрическими ориентирами: красным кругом, зеленым треугольником, красным квадратом, зеленым овалом, синим квадратом, красным треугольником, желтым треугольником, красным прямоугольником;

5) две маленькие куклы: кукла-девочка и кукла-мальчик.

На столе разложена полянка с четырьмя домиками и вложенными в кармашки картинками с изображениями на первой дорожке - красного круга и зеленого треугольника, на второй дорожке - красного квадрата, зеленого овала, на третьей дорожке - синего квадрата, красного треугольника, на четвертой дорожке - желтого треугольника, красного прямоугольника. В домике на конце первой дорожки спрятана кукла девочка. Перед детьми также находится карточка с «письмом». Педагог вкладывает куклу мальчика в руки одного из детей и говорит: «Саша решил сходить в гости к Наташе. Давайте поможем ему найти, где живет Наташа».

Далее дети поочередно выполняют задание, ориентируясь на «письмо» и комментируя свои действия. После выполнения предлагаемого задания педагог поднимает домики, и дети удостоверяются, правильно ли они выполнили задание, к тому ли домику привели куклу. Если задание выполнено верно, педагог имитирует встречу Саши и Наташи, если нет, действие выполняется снова с коррекцией ошибок.

Если кто-либо из детей не комментирует производимые им действия, педагог стимулирует его к этому посредством наводящих вопросов, например: «Мимо чего прошел Саша? Куда пришел Саша?» и т. п.

В ситуации, когда ребенок не справляется с заданием, ему предъявляется помощь в следующей последовательности:

1) педагог указывает на ошибку ребенка и предлагает исправить ее;

2) педагог, указывая последовательно на ориентиры (снизу от травки вверх к домику), спрашивает: «Мимо чего сначала должен пройти Саша (указывает на первый ориентир на «письме»)?», ребенок после этого продвигает куклу по дорожке, затем педагог снова спрашивает: «А теперь мимо чего должен пройти Саша (указывает на следующий ориентир на «письме»)?» и т. д.;

3) педагог демонстрирует действие сам, затем просит ребенка повторить его.

Педагог задает детям вопросы по содержанию занятия, например: «Куда пошел Саша? Мимо чего прошел Саша?»

Задание 5.

«Накормим зайчика»

(фрагмент занятия по формированию умения планировать действия с последующей проверкой «гипотезы»)

Цель:

Формирование умения ориентироваться в пространстве при планировании решения двухходовых задач на полянках с двумя разветвлениями.

Материал:

1) полянка с двумя разветвлениями, двухходовая (см. полянку № 3 на рис. 1);

2) 4 домика;

3) карточка-«письмо» № 3 (рис. 2): синий квадрат, красный треугольник, домик;

4)картинки с геометрическими ориентирами: синим квадратом, красным треугольником, зеленым квадратом, красным квадратом, желтым овалом, зеленым треугольником, красным прямоугольником, синим треугольником;

5) игрушка зверек (например, зайчик, ежик или др.);

6) муляж какого-либо плода (например, яблока, моркови, грибка или др.).

На столе разложена полянка с четырьмя домиками и вложенными в кармашки картинками с изображениями по первой дорожке - желтого квадрата, красного прямоугольника, по второй дорожке - синего овала, зеленого треугольника, по третьей дорожке (по искомой дорожке) - синего квадрата, красного треугольника, по четвертой дорожке - желтого треугольника, красного прямоугольника. В домике на конце третьей дорожки спрятана морковка (или другой плод).

Педагог показывает детям игрушку зайца и говорит: «Это зайчик. Он сегодня грустный. Вы не знаете, почему он такой грустный? Давайте спросим у него, почему он печальный. Оказывается, он гулял-гулял по лесу и заблудился, потому что лес такой большой. Он так устал и очень проголодался. Что же делать? Давайте подскажем зайке, где его домик. У него сегодня на обед его любимая морковка». Дети должны объяснить зайке, как ему дойти до домика, например:

«Сначала надо пройти мимо синего треугольника, потом около красного треугольника и подойти к домику зайчика».

Далее педагог дает игрушку зайца в руки ребенку и предлагает проверить, правильно ли они подсказали зайке. Дети поочередно продвигают зайку по ориентирам, проговаривая свои действия: «Мы прошли мимо квадрата... теперь мы идем около красного треугольника». Педагог может по ходу задавать вопросы, если ребенок не называет какие-либо качества ориентиров, например, цвет: «Мимо какого квадрата ты прошел? красного? синего?» После выполнения действия педагог поднимает домик и демонстрирует найденную морковку, если действие выполнено неверно, то оно корригируется педагогом посредством различных видов помощи:

1) педагог указывает на ошибку и предлагает исправить ее;

2) педагог, указывая последовательно на ориентиры на карточке-«письме» (снизу от травки вверх к домику), спрашивает: «Мимо чего сначала должен пройти заяц (указывает на первый ориентир на «письме»)?», ребенок продвигает игрушку по дорожке, после этого педагог снова спрашивает: «А теперь мимо чего должен пройти зайчик (указывает на следующий ориентир на «письме»)?» и т. д.;

3) педагог демонстрирует действие сам, потом просит ребенка повторить его.

Затем аналогичные действия производят остальные дети группы.

Если кто-либо из детей не комментирует производимые им действия, педагог стимули-

рует его к этому посредством наводящих вопросов, например: «Мимо чего прошел зайка? Куда пришел зайчик?» и т. п.

После выполнения задания педагог спрашивает детей, что они делали, что случилось с зайчиком, как они помогали зайцу, и т. д.

В зависимости от интеллектуальных возможностей детей уровень сложности заданий можно варьировать, обеспечив ориентировку на зону ближайшего развития. ■

Рекомендуемая литература

1. Венгер Л. А., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития дошкольников. - М.: Педагогика, 1978. - 247 с.

2. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.

3.Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. - М.: Педагогика, 1978. -242 с.

4. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 288 с.

5. Летуновская С. В. Развитие наглядного мышления дошкольников с нарушением интеллекта в ходе овладения модельными представлениями // Дефектология. - 1995. -№ 5. - С. 84-90.

6. Пепик Л. А. Особенности восприятия и моделирования пространства дошкольниками с недостатками интеллекта // Дефектология. 1997. - № 6. - С. 43-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.