Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИЕМАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ'

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИЕМАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
первая помощь / дошкольный возраст / обучающие компьютерные игры / четырехступенчатый метод обучения / first aid / preschool age / educational computer games / four-step teaching method

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шуайбова Меседо Омаровна, Гуменюк Сергей Андреевич, Дежурный Леонид Игоревич

Актуальность. Согласно официальным данным, уровень травматизма среди детского населения увеличивается с каждым годом, что объясняется тем, что дети не могут своевременно распознавать надвигающиеся опасности, принять меры по их предотвращению, и при необходимости не умеют оказывать первую помощь. Целью исследования является формирование подходов к обучению детей дошкольного возраста оказанию первой помощи. Материалы и методы: в ходе выполнения работы применялись игровые методики, компьютерные обучающие игры для детей дошкольного возраста, мультимедийные решения, четырехступенчатый метод обучения, а также анкетирование, статистическая обработка и др. Результаты: Апробирование предлагаемой программы обучения детей дошкольного возраста навыкам оказания первой помощи и контроль ее эффективности, осуществлялось путем отслеживания критериев, отраженных в таблице 2, указывающищ на значительную положительную динамику. Обсуждения: Проведенный анализ показателей детской смертности и травматизма позволяет выделять опасные для жизни и здоровья состояния, с учетом возрастных категорий и групп повышенного риска травмирования, что способствует выбору основных подходов обучения и оказания первой помощи. Выводы: Обучение первой помощи детей дошкольного возраста предполагает, на наш взгляд, создание условий для использования различных игровых методик, обучающих компьютерных игр, ситуационных задач с учетом уровня психофизической и функциональной готовности, способности к самостоятельному мышлению, действию с учетом определенных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шуайбова Меседо Омаровна, Гуменюк Сергей Андреевич, Дежурный Леонид Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PRESCHOOL CHILDREN IN FIRST AID TECHNIQUES

Relevance. According to official data, the level of injuries among the child population is increasing every year, which is explained by the fact that children cannot promptly recognize impending dangers, take measures to prevent them, and, if necessary, do not know how to provide first aid. Materials and methods: during the work, gaming techniques, computer educational games for preschool children, multimedia solutions, a four-step teaching method, as well as questionnaires, statistical processing, etc. were used. Results: Testing of the proposed program for training preschool children in first aid skills and monitoring its effectiveness was carried out by tracking the dynamics of the formation of criteria, which indicate significant positive dynamics. Discussions: The analysis of child mortality and injury rates allows us to identify life- and health-threatening conditions, taking into account age categories and groups at increased risk of injury, which facilitates the selection of basic approaches to training and first aid. Conclusions: Teaching first aid to preschool children involves, in our opinion, creating conditions for the use of various gaming techniques, educational computer games, situational tasks, taking into account the level of psycho-physical and functional readiness, the ability to think independently, and act taking into account certain conditions.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИЕМАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ»

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

УДК 614.2:616-053.2-08:373.3

DOI 10.24412/2312-2935-2024-2-859-872

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИЕМАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

М.О. Шуайбова,1'2 С.А. Гуменюк3, Л.И. Дежурный 4'5

1ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Махачкала

2 ГБОУЗ города Москвы особого типа «Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф (ЦЭМП) ДЗМг. Москва

3ГБОУЗ города Москвы особого типа «Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф (ЦЭМП) ДЗМ г. Москва

4 ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России г. Москва

5 ГБОУЗ города Москвы особого типа «Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф (ЦЭМП) ДЗМ г. Москва

Актуальность. Согласно официальным данным, уровень травматизма среди детского населения увеличивается с каждым годом, что объясняется тем, что дети не могут своевременно распознавать надвигающиеся опасности, принять меры по их предотвращению, и при необходимости не умеют оказывать первую помощь. Целью исследования является формирование подходов к обучению детей дошкольного возраста оказанию первой помощи.

Материалы и методы: в ходе выполнения работы применялись игровые методики, компьютерные обучающие игры для детей дошкольного возраста, мультимедийные решения, четырехступенчатый метод обучения, а также анкетирование, статистическая обработка и др. Результаты: Апробирование предлагаемой программы обучения детей дошкольного возраста навыкам оказания первой помощи и контроль ее эффективности, осуществлялось путем отслеживания критериев, отраженных в таблице 2, указывающищ на значительную положительную динамику.

Обсуждения: Проведенный анализ показателей детской смертности и травматизма позволяет выделять опасные для жизни и здоровья состояния, с учетом возрастных категорий и групп повышенного риска травмирования, что способствует выбору основных подходов обучения и оказания первой помощи.

Выводы: Обучение первой помощи детей дошкольного возраста предполагает, на наш взгляд, создание условий для использования различных игровых методик, обучающих компьютерных игр, ситуационных задач с учетом уровня психофизической и функциональной готовности, способности к самостоятельному мышлению, действию с учетом определенных условий.

Ключевые слова: первая помощь, дошкольный возраст, обучающие компьютерные игры, четырехступенчатый метод обучения

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

TEACHING PRESCHOOL CHILDREN IN FIRST AID TECHNIQUES M.O. Shuaibova,12 S.A. Gumenyuk3, L.I. Dezhurnyj 45

1Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Dagestan State Medical

University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Makhachkala

2State budgetary healthcare institution of the city of Moscow of a special type "Moscow Territorial

Scientific and Practical Center for Disaster Medicine (TSPCDM) DZM Moscow

3State budgetary healthcare institution of the city of Moscow of a special type "Moscow Territorial

Scientific and Practical Center for Disaster Medicine (TSPCDM) DZM Moscow

4 Federal State Budgetary Institution "Central Research Institute of Organization and

Informatization of Health Care" of the Ministry of Health of Russia, Moscow

5State budgetary healthcare institution of the city of Moscow of a special type "Moscow Territorial

Scientific and Practical Center for Disaster Medicine (TSPCDM) DZM Moscow

Relevance. According to official data, the level of injuries among the child population is increasing every year, which is explained by the fact that children cannot promptly recognize impending dangers, take measures to prevent them, and, if necessary, do not know how to provide first aid. Materials and methods: during the work, gaming techniques, computer educational games for preschool children, multimedia solutions, a four-step teaching method, as well as questionnaires, statistical processing, etc. were used.

Results: Testing of the proposed program for training preschool children in first aid skills and monitoring its effectiveness was carried out by tracking the dynamics of the formation of criteria, which indicate significant positive dynamics.

Discussions: The analysis of child mortality and injury rates allows us to identify life- and health-threatening conditions, taking into account age categories and groups at increased risk of injury, which facilitates the selection of basic approaches to training and first aid.

Conclusions: Teaching first aid to preschool children involves, in our opinion, creating conditions for the use of various gaming techniques, educational computer games, situational tasks, taking into account the level of psychophysical and functional readiness, the ability to think independently, and act taking into account certain conditions.

Key words: first aid, preschool age, educational computer games, four-step teaching method

Актуальность исследования. В современных условиях развития общества,

обеспечение безопасной жизнедеятельности и сохранение жизни детей, становится одной из

важных задач выживания человеческого сообщества. Из-за недостаточного уровня

физиологического и психологического развития, отсутствия социального опыта, дети часто

попадают в различные экстремальные ситуации, требующие от них соблюдения

необходимых мер предосторожности и умения оказывать первую помощь при таких

состояниях как: попадание инородных тел в верхние дыхательные пути, кровотечения,

отсутствие дыхания, остановка сердца, ожоги и т.д.

Как известно, взрослые считают, что ребенок не понимает происходящее с ним,

поэтому стараются отстранить, изолировать от различных неприятных ситуаций, что не

860

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2 _ISSN 2312-2935_

является верным, поскольку он не владеет информацией и оказавшись с чрезвычайной ситуации, пытаясь спастись, прячутся в шкафах, под кроватями, по темным углам и т.д. Однако такое поведение наоборот увеличивает опасность для детей, поэтому необходимо заблаговременно подготовить их к наиболее вероятным чрезвычайным ситуациям, грамотно объясняя как действовать в подобных ситуациях [1,2,3].

Согласно официальным данным Всемирной организации здравоохранения и ЮНИСЕФ (Детского фонда ООН), среди причин, приводящих к травматизму и смертности детей, являются: ДТП, утопления, удушье, падения, отравления и ожоги. Следовательно, анализ показателей детской смертности и травматизма позволяет выявлять наиболее травмоопасные ситуации и возрастные категории детского населения, находящиеся в группе повышенного риска травмирования, что, в свою очередь, определяет основные подходы обучения и оказания первой помощи.

Так, по официальным данным Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента г. Москвы, за 2022 год уровень травматизма среди детского населения составил 157,7 чел. в расчете на 1000 чел. населения соответствующего возраста. В группу риска по травматизму попали дети от 10 до 14 лет, что составляет 34,4 % от всех зарегистрированных травм. При этом в разных возрастных группах уровень травматизма в расчете на 100 тыс. человек составил у детей 0-4 лет -9915,5 человек, 5-9 лет - 14 815,2 чел., 10-14 лет - 22 494,7 чел., 15-17 лет - 18 801,1 чел. [2,8].

В исследованиях Л.А. Григорович, А.А. Горлова отмечается, что среди детей в возрасте до семи лет преобладают бытовые травмы, причем, среди детей дошкольного возраста они составляют почти 80%. Травмы преследуют детей дома, детских садах, на улице и т.д. В этой связи необходимо создать все условия для активного обучения детей разных возрастов навыкам оказания первой помощи.

Оказание первой помощи в нашей стране регулируется Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и определяет первую помощь как комплекс мероприятий, направленных на сохранение и поддержание жизни и здоровья пострадавших и проводимых при несчастных случаях, травмах, ранениях, поражениях, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью пострадавших, до оказания медицинской помощи. Оказывать первую помощь и детям и взрослым необходимо в соответствии с Универсальным алгоритмом оказания первой помощи, рекомендованным Министерством здравоохранения РФ [4].

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2 _ISSN 2312-2935_

Анализ психолого-педагогической, медицинской и др. литературы показывает, что ребенок, начиная с трех лет, начинает выделять себя как личность, в случае возникновения угрозы, проявляются инстинкты сохранения жизни, позиционирует себя как общественную ценность, и как отмечают ученые, именно в этом возрасте обнаруживается мышление с высокой корреляцией памяти (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Н.Н., А.М. Пышкало, А.В. Запорожец и др.) [5,6,3].

Следовательно, с того момента, когда ребенок выучил цифры, он может вызвать службу скорой медицинской помощи, и именно в этом периоде его должны ознакомить с элементами оказания первой помощи, тем более что, большинство поведенческих стереотипов закладывается в детском возрасте и в дальнейшем приобретает стабильный характер.

Изучению ролевой творческой игры детей дошкольного возраста посвящены отечественные исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Марковой, А.Н. Леонтьева, Т.Н. Николаевой, Д.Б. Эльконина и др., в которых основным содержанием сюжетно-ролевых игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях [6,3].

Согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, каждому возрасту характерен ведущий тип деятельности, который необходимо учитывать при выборе методов и способов обучения в определенном возрастном периоде, поскольку он отличается своими физическими и психическими особенностями развития. В дошкольном возрасте (3-7 лет), который начинается с изменения ведущей деятельности и появлением сюжетно-ролевой игры, дети принимают на себя определенную роль, в которой они действуют как их любимые персонажи, проигрывают разные сюжеты и ситуации, формируют навыки взаимодействия, что прививает им знания из различных сфер деятельности, в том числе и в вопросах оказания первой помощи [1,3].

По мнению А.В. Запорожец, следует выяснить каким образом в игре осуществляется обучение, как она влияет на формирование необходимых навыков у детей, но считает при этом, что не стоит противопоставлять игру обучению, поскольку обучение в разных возрастных группах имеет свои особенности, связанной с манипулированием с предметами, специальной учебной деятельностью и т.д. . В игре, как считает А. В. Запорожец, продолжается обучение, которое требует применения разнообразных методов, поэтому

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2 _ISSN 2312-2935_

помимо игрового, для дошкольного возраста следует применить и другие виды деятельности как: беседа, чтение, конструирование, пересказ сказок, лепка и др. [1]

Значение игры для формирования определенных навыков у детей исследовал в своих работах и великий физиолог, педагог и просветитель И. М. Сеченов. Проведя ряд исследований, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и многократное повторение действий взрослых, способствуют закреплению определённых навыков, а подражание их нравственным качествам благотворно влияют на становление личности ребенка.

Цель исследования - формирование подходов к обучению детей дошкольного возраста оказанию первой помощи.

Задачи исследования:

> выявить у детей дошкольного возраста уровень знаний, умений и навыков по оказанию первой помощи до начала экспериментальной работы;

> повысить мотивацию детей на обучение первой помощи через игровые

приемы;

^ разработать и реализовать курс обучения первой помощи детям дошкольного возраста;

^ проверить результаты опытно-экспериментальной работы посредством контрольной диагностики.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №38» г. Махачкалы РД.

В рамках констатирующего эксперимента, для выявления уровня осведомленности детей о мерах безопасности и оказания первой помощи, были подготовлены специальные карточки с различными персонажами (мама, папа, тетя на улице, врач, сосед и т.д.), а также два ящика зеленого и красного цветов, куда малыши должны были складывать карточки (в зеленый ящик - «своих», в красный - «чужих»). Далее, детям предлагалось с помощью простых ответов «Да» и «Нет», ответить на вопросы нужно ли вызывать скорую медицинскую помощь или позвонить родителям в той или иной ситуации, остановить кровотечение и т.д.

При изучении опасных факторов, которые могут возникнуть в отсутствие взрослых и привести к возможной травме, необходимо выявить, чем может помочь ребенок в таких ситуациях, в соответствии с уровнем оцеки происходящего и физическими возможностями.

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

Во многих ситуациях единственное, что может сделать ребенок - вызвать скорую медицинскую помощь (Таб.1)

Таблица 1

Возможные опасные ситуации для детей дошкольного возраста

Опасные факторы Результат воздействия опасного фактора (состояния) Алгоритм оказания первой помощи Меры профилактики

Неосторожное поведение с острыми предметами Рана Кровотечение 1.Убедиться в собственной безопасности 2.Вызвать скорую медицинскую помощь 3. Применить прямое давление на рану 4. Психологическая поддержка -Беседа с родителями, педагогами; -демонстрировать детям последствия использования острых предметов (просмотр мультфильмов, в игровой форме и т.д.): - обучение детей приемам временной остановки кровотечения

Неосторожное поведение с горячими предметами, пребывание на холоде Ожог Отморожение 1.Убедиться в собственной безопасности 2.Вызвать скорую медицинскую помощь 3. При ожоге подержать поврежденную конечность под холодной водой, накрыть рану чистой повязкой При отморожении завести в теплое помещение, напоить горячими напитками 4. Психологическая поддержка Беседа с родителями, педагогами, разъяснение детям причин, приводящих к ожогам, отморожениям, обучение детей методам применения холода при ожогах и постепенного согревания при отморожениях

Столкновение Падение. Вывихи. Ушибы. Переломы 1.Убедиться в собственной безопасности 2.Вызвать скорую медицинскую помощь 3. Придать покой, оптимальное Беседа с детьми о возможных последствиях падениях и травмах, которые можно при этом получить. Продемонстрировать простейшие повязки при разных травмах

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

положение 4. Психологическая поддержка

Чрезмерная двигательная активность Внезапная остановка сердца 1.Убедиться в собственной безопасности 2.Вызвать скорую медицинскую помощь 3. Приступить к С ЛР Беседа с родителями, педагогами, детьми о возможных последствиях чрезмерных физических нагрузок во время занятий спортом, физкультурой и т.д. Обучить технике базовой СЛР

Неосторожность во время приема твердой пищи Попадание инородного тела в дыхательные пути 1.Убедиться в собственной безопасности 2.Вызвать скорую медицинскую помощь 3. Помочь откашляться, применить прием Геймлиха 4. Психологическая поддержка Ознакомить детей с особенностями прохождения пищи через пищевод, объяснить причины попадания инородного тела в дыхательные пути, обучить приему Геймлиха

Употребление недоброкачественной пищи, лекарственных препаратов, ядовитых продуктов и т.д. Отравление 1.Убедиться в собственной безопасности 2.Вызвать скорую медицинскую помощь 3. Не давать ни есть, ни пить 4. Психологическая поддержка Ознакомительная, беседа о последствиях употребления несвежей пищи, несъедобных растений, грибов, бесконтрольное применение витаминов и других лекарств и т.д.

Таким образом, в целях выработки у детей дошкольного возраста умений и правильных действий в опасных ситуациях, следует использовать искусственную (компьютерную) среду, где, за счет моделирования проблемных ситуаций (падение с высоты, получение травмы, неосторожное обращение с огнем и т.д.), оказывается комплексное воздействие на органы чувств, погружая сознание ребенка в моделируемую ситуацию, управляя его психическим состоянием и изменяясь в ответ на проведенные действия, а многократное предъявление одной и той же информации разными способами, способствует закреплению необходимых навыков оказания первой помощи [7].

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2 _ISSN 2312-2935_

Для решения второй задачи (повышения мотивации у детей), мы предлагаем применять игровые методики, через компьютерные обучающие игры, мультимедийные решения, позволяющие создавать и воспроизводить опасные звуковые эффекты, фотографии, видео ролики, которые способствуют адаптации ребенка в изменяющихся сценариях виртуального мира, сюжет которых несет в себе гипнотическую силу, где выживают те, которые соблюдают определенные правила безопасности и инструкции по оказанию первой помощи.

В рамках формирующего эксперимента, для закрепления навыков оказания первой помощи в различных опасных ситуациях, мы применили четырехступенчатый метод обучения оказанию первой помощи [4,8, 9,10].

На первой ступени проводилась демонстрация презентации с яркими слайдами, образами, с помощью которых у детей складываются представления о безопасном поведении дома, на улице (свой/ чужой), чтобы своим не стал дядя в лифте, продавщица в магазине, прохожий на улице, т.е. делаем разграничение между тем, что мы делаем «своим», а как помочь «не своим» и т.д. В теоретическую часть можно включить просмотр мультфильма, содержащий тематику оказания первой помощи (доктор Айболит и др.).

На второй ступени четырёхступенчатого метода применялся интерактив в виде примера на себе (найти середину грудной клетки, тыльную поверхность ладони, пупок, встряхнуть себя, друг друга за плечи и т.д.). Затем с комментариями продемонстрировать на кукле оказание первой помощи при несчастном случае (например, при отсутствии сознания, дыхания, кровотечении и пр.) с подробным описанием своих действий.

На третьей ступени разыгрывается игра «Окажите помощь кукле». Педагог начинает выполнять действия по проведению сердечно-легочной реанимации, обращаясь к детям правильно ли он делает, периодически поправляет, дополняет (предлагает детям трясти себя за плечи, друг на друге попробовать), затем наклониться ушком над носом и ртом пострадавшего, продемонстрировать это друг на друге. Далее показывает, как правильно вызвать скорую медицинскую помощь и что конкретно следует говорить (например «не разговаривает», «не дышит» и т.д.). При этом очень важно периодическое повторение пройденных действий, что позволит закрепить и довести до автоматизма алгоритмы действий и позволит ребенку применить элементарные приемы оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях. На каждом занятии обязательно надо повторять вызов скорой медицинской помощи по номеру 112, и говорить детям как правильно сообщить о несчастном случае.

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2 _ISSN 2312-2935_

На четвертой ступени уже сами дети активно включаются в процесс оказания первой помощи и в зависимости от того, какой несчастный случай разбирают, самостоятельно проводят оценку сознания, дыхания, с удовольствием накладывают повязки на куклах, игрушках, друг на друге, хотя не все дети готовы ходить в бинтах, вызывают скорую медицинскую помощь и т.д.

Предлагаемый вариант авторской программы для обучения детей дошкольного возраста оказанию первой помощи, включает в себя три этапа:

> 1-й этап - показ специальных мультипликационных роликов по первой помощи;

> 2-й этап - обучающая компьютерная игра по оказанию первой помощи (для мальчиков, для девочек, на двоих и др.);

> 3-й этап - сюжетно - ролевая игра с демонстрацией мероприятий оказания первой помощи (четырехступенчатый метод обучения).

Результаты. Апробирование предлагаемой методики обучения первой помощи и контроль ее эффективности, проводилось с учетом отслеживания критериев формирования навыков оказания первой помощи, для чего воспитанники детского образовательного учреждения МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №38», были распределены на контрольную и экспериментальную группы.

Анализ результатов, отраженных в таблице 2, указывает на значительную положительную динамику сформированности навыков оказания первой помощи. Так, в начале исследования, представление об опасностях, с которыми могут столкнуться дети дошкольного возраста, было выявлено в среднем у 21,8% респондентов, а к концу эксперимента этот показатель увеличился до 34,7%. Оценивать признаки жизни умеют уже 57,5% детей в экспериментальной группе, а в контрольной группе показатели практически не изменились. Также отмечается положительная динамика в умении вызывать скорую медицинскую помощь, во многих случаях это единственное что может сделать ребенок в критической ситуации (Табл. 2).

Обобщая результаты эксперимента, можно сделать вывод о том, что основными задачами специально применяемых игровых технологий является поэтапное обучение с имитацией самых различных видов несчастных случаев. Кроме того, в играх, выполняя различные роли, дошкольники принимают различные точки зрения и начинают видеть предметы с разных сторон, что способствует развитию познавательной активности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2 _ISSN 2312-2935_

обоснованных мыслительных реакций, позволяющих сформировать необходимые умения и навыки оказания первой помощи. Опираясь на эти постулаты, мы считаем, что детей дошкольного возраста можно и нужно обучать первой помощи, а также безопасному и правильному поведению в экстремальных ситуациях, тем самым дать им возможность помочь себе и другим, в случаях, когда родителей рядом не оказалось, что в свою очередь, доказывает эффективность проведенного нами эксперимента (Табл. 2).

Таблица 2

Уровень сформированности навыков оказания первой помощи у детей дошкольного возраста

№п п Критерии и сформированности % Контрольная группа Экспериментальная группа

начало экс. конец экс. начало экс. конец экс.

1 Представление об опасностях 21,4 21,7 22,2 34,7

2 Оценка признаков жизни 13,9 14,1 14,5 57,5

3 Умение вызывать скорую медицинскую помощь 17,3 18,7 19,8 44,2

Выводы. Таким образом, обучение первой помощи детей дошкольного возраста, предполагает, на наш взгляд, создание условий для использования различных игровых методик, обучающих компьютерных игр, ситуационных задач с учетом уровня психофизической и функциональной готовности, способности к самостоятельному мышлению, действию с учетом следующих условий:

• регулярное использование игровых методов;

• учета физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста;

• создание необходимых социальных, психолого-педагогических и прочих условий.

Для реализации такого обучения должна быть создана единая унифицированная система обучения первой помощи начиная с дошкольного возраста, основанной на возрастных группах детей, младшего школьного возраста, подростков, взрослых людей. Необходимо реализовывать всевозможные формы популяризации первой помощи, с учетом особенностей обучаемого контингента, совершенствовать методику преподавания, использовать учебно-методические комплексы, рекомендованные Минздравом России, что в свою очередь, повысит качество оказания первой помощи.

Научно-практический рецензируемый журнал

"Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2

Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2 _ISSN 2312-2935_

Список литературы

1. Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка. Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии. Сборник научных трудов. Смоленск; 1998. 3-10

2. Дежурный Л.И., Закурдаева А.Ю., Кичанова Ю.А. и др. Школа первой помощи детям: Методическое пособие. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России; 2020. 56 с

3. Эльконин Д. Б. Психология игры: Учебное пособие. М.:ВЛАДОС; 1999. 358 с

4. Дежурный Л.И., Шойгу Ю.С., Гуменюк С.А. и др. Первая помощь: Учебное пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России; 2018. 97 с

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Академия; 2008.

398 с

6. Николаева Т. Н., Е. С. Булычева. Разработка игры для усвоения навыков оказания первой помощи. Юный ученый. 2023; № 7 (70): 72-76

7. Шуайбова М.О. Минбулатова И.С., Аминова А.А. Роль информационных технологий при обучении студентов навыкам безопасного поведения и оказания первой помощи. Екатеринбург; 2023; 8 (134). doi:10.23670/irj.2023.134.85

8. Дежурный Л.И., Белова А.Б. Применение информационных технологий в развитии системы оказания первой помощи. Сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции (в соответствии с планом научно-практических мероприятий МЗ РФ). М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России; 2020

9. Садеков Р.Р., Дежурный Л.И., Щеголева Т.В. и др. Современные технологии преподавания приемов оказания первой помощи: Учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России; 2019.111с

10. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / под ред. К.Р. Амлаева. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019: 560 с. - DOI: 10.33029/9704-5237-0-0ZZ-2019-1-560.

References

1. Zaporozhecz A.V. O Znachenii rannix periodov detstva dlya formirovaniya lichnosti rebenka [Modern problems of preschool education and pedagogical technologies]. Sbornik nauchny'x trudov [Collection of scientific works]. 1998; 3-10 (in Russian)

Научно-практический рецензируемый журнал

"Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2

Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2 _ISSN 2312-2935_

2. Dezhurnyj L.I., Zakurdaeva A.Yu., Kichanova Yu.A., eds. [Children's First Aid School]. Metodicheskoe posobie. Moscow: Federal State Budgetary Institution "TsNIIOIZ" of the Ministry of Health of Russia; 2020. 56 s. (in Russian)

3. ETkonin D. B. Psixologiya igry' [Psychology of the game] : Uchebnoe posobie. Moscow:VLADOS; 1999. 358 s. (in Russian)

4. Dezhurnyj L.I., Shojgu Yu.S., Gumenyuk S.A. eds. Pervaya pomoshh' [First aid] Uchebnoe posobie dlya licz, obyazanny'x i (ili) imeyushhix pravo okazy'vat pervuyu pomoshh\ Moscow: Federal State Budgetary Institution "TsNIIOIZ" of the Ministry of Health of Russia; 2018. 97 s. (in Russian)

5. Bozhovich L.I. Lichnost i ee formirovanie v detskom vozraste. [Personality and its formation in childhood]. Moscow: Academy; 2008. 398 s. (in Russian)

6. Nikolaeva T. N., E. S. Buly'cheva. Razrabotka igry' dlya usvoeniya navy'kov okazaniya pervoj pomoshhi [Development of a game for mastering first aid skills]. Yuny'j ucheny'j [Young scientist]. 2023; № 7 (70): 72-76

7. Shuajbova M.O. Minbulatova I.S., Aminova A.A. Rol' informacionny'x texnologij pri obuchenii studentov navy'kam bezopasnogo povedeniya i okazaniya pervoj pomoshhi [The role of information technology in teaching students safe behavior and first aid skills] Ekaterinburg; 2023;№ 8 (134). doi:10.23670/irj.2023.134.85

8. Dezhurnyj L.I., Belova A.B. Primenenie informacionny'x texnologij v razvitii sistemy' okazaniya pervoj pomoshhi [Application of information technologies in the development of a first aid system] Sbornik tezisov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (v sootvetstvii s planom nauchno-prakticheskix meropriyatij MZ RF) [Collection of abstracts of the All-Russian Scientific and Practical Conference in accordance with the plan of scientific and practical activities of the Ministry of Health of the Russian Federation]. Moscow: Federal State Budgetary Institution "TsNIIOIZ" of the Ministry of Health of Russia; 2020

9. Sadekov R.R., Dezhurnyj L.I., Shhegoleva T.V. eds. Sovremenny'e texnologii prepodavaniya priemov okazaniya pervoj pomoshhi [Modern technologies for teaching first aid techniques]. Uchebno-metodicheskoe posobie. Domodedovo: VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2019.111s. (in Russian)

10. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravoohranenie : uchebnik [Public health and health: textbook] /ed. K.R. Amlaeva. M.: GEOTAR-Media, 2019: 560 р. (In Russian) DOI: 10.33029/9704-5237-0-OZZ-2019-1-560.

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Acknowledgments. The study did not have sponsorship. Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest.

Сведения об авторах

Шуайбова Меседо Омаровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф ФГБОУ ВО МЗ РФ «Дагестанский государственный медицинский университет», 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, пл. Ленина 1; ведущий научный сотрудник ГБУЗ города Москвы особого типа «Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф (ЦЭМП) Департамента здравоохранения города Москвы», 129010, г. Москва, Б. Сухаревская пл., д. 5/1, стр., email: mesedo.shuaybova.75@mail.ru, ORCID 0009-0005-5412-4425^SPIN:3170-2779 Гуменюк Сергей Андреевич- доктор медицинских наук, доцент, главный внештатный специалист Департамента здравоохранения Москвы по первой помощи, главный внештатный специалист Департамента здравоохранения Москвы по медицине катастроф; директор Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы особого типа «Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф (ЦЭМП) Департамента здравоохранения города Москвы», 129010, г. Москва, Б. Сухаревская пл., д. 5/1, стр., email: npcemp@zdrav.mos.ru, ORCID 0000-0002-4172-8263; SPIN:2275-4337 Дежурный Леонид Игоревич -доктор медицинских наук, профессор, руководитель Методического аккредитационно-симуляционного центра ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерство здравоохранения Российской Федерации, 127254, Россия, Москва, ул. Добролюбова, 11; старший научный сотрудник ГБУЗ города Москвы особого типа«Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф (ЦЭМП) Департамента здравоохранения города Москвы», 129010, г. Москва, Б. Сухаревская пл., д. 5/1, стр.,email: npcemp@zdrav.mos.ru, ORCID 0000-0003-2932-1724; SPIN:5570-6513

Information about the authors Mesedo Omarovna Shuaybova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Life Safety and Disaster Medicine of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education of the Ministry of Health of the Russian Federation "Dagestan State Medical University", 367000, Republic of Dagestan, Makhachkala, Lenina Pl. 1; leading researcher of the State Budgetary Institution of the City of Moscow of special type "Moscow Territorial Scientific and Practical Center for Disaster Medicine (TSPC) of the Department of Health of the City of Moscow", 129010, Moscow, B. Sukharevskaya pl, 5/1, p., email: mesedo.shuaybova.75@mail.ru, ORCID 0009-0005-5412-4425; SPIN:3170-2779 Gumenyuk Sergey Andreyevich - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Chief Outside Specialist of the Moscow City Health Department for First Aid, Chief Outside Specialist of the Moscow City Health Department for Disaster Medicine; Director State Budgetary Institution of Moscow City Health Care of Special Type "Moscow Territorial Scientific and Practical Center for

Научно-практический рецензируемый журнал "Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики" 2024 г., № 2 Scientific journal "Current problems of health care and medical statistics" 2024 г., № 2

ISSN 2312-2935

Disaster Medicine (TSPC) of the Moscow City Health Department", 129010, Moscow, B. Sukharevskaya Pl, 5/1, p., email: npcemp@zdrav.mos.ru, ORCID 0000-0002-4172-8263; SPIN:2275-4337

Leonid Igorevich Dejurny - Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Methodological Accreditation and Simulation Center of the Federal State Budgetary Institution "Central Research Institute of Health Care Organization and Informatization" Ministry of Health of the Russian Federation, 127254, Russia, Moscow, Dobrolyubova St., 11; Senior Researcher of the State Budgetary Institution of the City of Moscow of special type "Moscow Territorial Scientific and Practical Center for Disaster Medicine (TsEMP) of the Department of Health of the City of Moscow", 129010, Moscow, B. Sukharevskaya pl, 5/1, p.,email: npcemp@zdrav.mos.ru, ORCID 0000-0003 -2932-1724; SPIN:5570-6513

Статья получена: 26.02.2024 г. Принята к публикации: 25.06.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.