Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRESCHOOL EDUCATION / MATHEMATICAL BASICS / PHYSICAL EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОСНОВЫ МАТЕМАТИКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кахнович С.В., Извеков В.В., Извеков К.В.

В современных педагогических условиях актуализируется насущная потребность в синергии двух и более образовательных областей по ФГОС дошкольного образования в соответствии с повседневными детскими видами деятельности, к которым мы и относим физическое воспитание - двигательную активность и познавательное развитие - элементарные математические представления детей дошкольного возраста. В исследовании приняло участие 52 старших дошкольника, воспитанника МАДОУ «Детский сад № 104» городского округа Саранск. Представлены и апробированы теоретические и методологические обоснования условий для эффективного формирования у детей дошкольного возраста основ математики средствами физического воспитания. Апробированы средства физического воспитания: ходьба, бег, прыжки, лазанье для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Отмечается положительная динамика в обучении детей старшего дошкольного возраста основам математики: считать и решать математические задачи, иметь представления о множествах и их сравнении, различать геометрические фигуры на плоскости в процессе двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кахнович С.В., Извеков В.В., Извеков К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOL PHYSICAL EDUCATION SERVICE FACILITATED MATHEMATICAL BASICS LEARNING MODEL

As provided by the valid Federal State Preschool Education Standard preschool physical education service is ranked as high as the preschool cognitive, socio-communication, artistic, aesthetic and verbal development programs. The modern preschool education concepts give a growing priority to the interdisciplinary synergy within the Federal State Preschool Education Standard to secure multisided development, with the physical education service playing a special role in facilitation of the cognitive development processes including those in the mathematical basics learning domain. Sampled for the study were senior preschoolers (n=52) from Kindergarten #104 in Saransk. The physical education service facilitated mathematical basics learning model was developed on a logical theoretical and practical basis to secure the preschoolers’ progress. The learning process was facilitated by many tools including walking, running, jumping and climbing practices combined with the math basics learning. The model was tested beneficial as verified by the sample progress in counting and solving the age-specific arithmetic problems; in perceptions and comparisons of multitudes; in 2D geometric figures and their practical applications etc.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

ые проекты

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

УДК/UDC 796.011.3

Доктор педагогических наук, доцент С.В. Кахнович1 Доктор педагогических наук, профессор В.В. Извеков2 Кандидат философских наук, доцент К.В. Извеков2

1Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск 2Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, Саранск

Аннотация

В современных педагогических условиях актуализируется насущная потребность в синергии двух и более образовательных областей по ФГОС дошкольного образования в соответствии с повседневными детскими видами деятельности, к которым мы и относим физическое воспитание -двигательную активность и познавательное развитие - элементарные математические представления детей дошкольного возраста. В исследовании приняло участие 52 старших дошкольника, воспитанника МАДОУ «Детский сад № 104» городского округа Саранск. Представлены и апробированы теоретические и методологические обоснования условий для эффективного формирования у детей дошкольного возраста основ математики средствами физического воспитания. Апробированы средства физического воспитания: ходьба, бег, прыжки, лазанье для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Отмечается положительная динамика в обучении детей старшего дошкольного возраста основам математики: считать и решать математические задачи, иметь представления о множествах и их сравнении, различать геометрические фигуры на плоскости в процессе двигательной активности.

Ключевые слова: обучение детей дошкольного возраста, основы математики, физическое воспитание.

PRESCHOOL PHYSICAL EDUCATION SERVICE FACILITATED MATHEMATICAL BASICS LEARNING MODEL

Dr.Hab., Associate Professor S.V. Kakhnovich Dr.Hab., Professor V.V. Izvekov2 PhD, Associate Professor K.V. Izvekov2

1Mordovian State Pedagogical Institute named after M.Yevsevyev, Saransk 2Saransk Institute of Cooperation (branch) of Russian University of Cooperation, Saransk

As provided by the valid Federal State Preschool Education Standard preschool physical education service is ranked as high as the preschool cognitive, socio-communication, artistic, aesthetic and verbal development programs. The modern preschool education concepts give a growing priority to the interdisciplinary synergy within the Federal State Preschool Education Standard to secure multisided development, with the physical education service playing a special role in facilitation of the cognitive development processes including those in the mathematical basics learning domain. Sampled for the study were senior preschoolers (n=52) from Kindergarten #104 in Saransk. The physical education service facilitated mathematical basics learning model was developed on a logical theoretical and practical basis to secure the preschoolers' progress. The learning process was facilitated by many tools including walking, running, jumping and climbing practices combined with the math basics learning. The model was tested beneficial as verified by the sample progress in counting and solving the age-specific arithmetic problems; in perceptions and comparisons of multitudes; in 2D geometric figures and their practical applications etc.

Keywords: preschool education, mathematical basics, physical education.

Введение. Физическое воспитание детей дошкольного возраста в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования [4] рассматривается как одна из образовательных областей наравне с познавательным, социально-коммуникативным, художественно-эстетическим и речевым развитием. Физическое воспитание детей дошкольного возраста ориентировано на использование двигательной активности для совершенствования основных движений: ходьбы, бега, прыж-

ков, лазанья и физических качеств: ловкости, скорости, силы. Сама по себе двигательная активность влияет на становление крупной и мелкой моторики и на качество движений, которые напрямую связаны с развитием интеллекта. Уже стало аксиомой, что двигаясь, ребенок способен усваивать учебную информацию на более эффективном уровне, чем воспринимая ее неподвижно (В. В. Извеков [1, 2], К. В. Извеков [5, 1], С. В. Кахнович [5, 1, 2], В. А. Маннова [3 ] и др.).

Таблица 2. Подвижные игры для непосредственной образовательной деятельности

Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. № 4-2019

Таблица 1. Целевые ориентиры в заданиях из физического воспитания

Целевые ориентиры в обучении математике Задания из физического воспитания

Знания детей о математических понятиях: «один», «много», «цифра», «число» Подсчет игроков в команде

Умения устного счета в пределах первого десятка по возрастанию и убыванию Определение водящего по мере убывания игроков с помощью считалки

Понимание различий между счетом количественным и порядковым Определение, в каком порядке игрок выступает, показывает упражнение, жеребьевка

Умение составлять числа первого десятка Подсчет выигранных и проигранных баллов мелом на доске

Умение узнавать в объеме и рисовать на плоскости геометрические фигуры Распределение игрового пространства на круги, квадраты

Понимание доли, части, дроби, умение разделить целое на равные части Деление приза — пирога или торта на игроков команды

Умение измерять расстояние, длину, ширину с помощью веревки Прыжки в длину (измерение, кто дальше прыгнул)

Название игры Цель Ход проведения

«Кто быстрее соберет грибы и ягоды» Учить различать два множества: грибы и ягоды. Учить определять: равное, неравное множество, где больше и меньше — сравнивать. Учить устному счету в пределах 10 Убегая от водящего в роли медведя «во бору», успеть собрать грибы и ягоды, определить способом соотношения и подсчета предметов количество в множестве: «равное», «неравное»

«Найди свой домик в соответствии с карточкой» Учить различать геометрические формы на плоскости: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник Ребенок получает карточку с изображением геометрической фигуры и должен быстро занять свой «домик», убегая от водящего

«Подсчитай ходы» Учить устному счету в пределах 10 Мелом на доске ребенок-арбитр подсчитывает количество верных решений у партнера

«Веселый счет» Учить устному счету в пределах 10 Ребенок подсчитывает количество предметов, показывает карточку с цифрой. Если ошибается, то выполняет приседания в соответствии с верным решением

«Занимательная подвижная математика» Учить устному счету. Учить решать математические задачи в пределах 10. Ребенок решает математическую задачу на скорость, проходит полосу препятствий, находит карточку с цифрой

Возрастные особенности детей дошкольного возраста проявляются лабильностью нервной системы, которая выражается в чувственной нестабильности, повышенной тревожности и эмпатиии, когда наблюдается заражение эмоциями. Дети активно реагируют на воспитателя и сверстников, могут перенимать от них не только способы освоения информации, но и чувства и эмоции. Поэтому формирование элементарных математических представлений сопряжено с определенными трудностями, ведь ведущей деятельностью дошкольников является отнюдь не обучение, а игра. Однако когда дети имеют возможность свободно двигаться и, более того, выполняют игровое задание, комбинированное с физическим движением, то снимаются многие негативные возрастные особенности и интеллектуальная деятельность начинает приобретать значимое место. Ребенок выполняет математическое задание средствами физического воспитания: посчитать шаги при ходьбе, перелезать через препятствие для нахождения карточки с нужной цифрой, добежать наперегонки до нужной геометрической фигуры и другое гораздо эффективнее, чем находясь в условиях ограничения двигательной активности. Обеспечение таких условий базируется на синергии,

усилении совокупных влияний на эффективность познавательной, интеллектуальной деятельности посредством физического развития, движений, игровых заданий, подвижных игр и упражнений.

Физические упражнения и подвижные игры помогают усвоению математических представлений, таких как устный счет в считалках для выбора водящего в подвижных играх; распределение времени на выполнение того или иного физического упражнения; подсчет (количество) выполненных приседаний, отжиманий, прыжков и тому подобных физических достижений. Обучение основам математики происходит в процессах физического воспитания наиболее увлекательно и доступно для детей дошкольного возраста в сравнении с другими видами деятельности, когда учебная информация усваивается, как в школе, за партой в тихом классе. Физическая нагрузка, получаемая детьми в процессе подвижных игр, упражнений, снимает тревожность и нервную напряженность при обучении математике.

Цель исследования — теоретико-методологическое обоснование условий для эффективного формирования у детей дошкольного возраста основ математики средствами физического воспитания.

Физическая культура: воспитание, образование, тренировка

Методика и организация исследования. Нами выделены следующие целевые ориентиры для обучения детей математике при завершении дошкольного возраста.

1. Знания детей о математических понятиях: «один», «много», «цифра», «число».

2. Умения устного счета в пределах первого десятка по возрастанию и убыванию.

3. Понимание различий между счетом количественным (сколько предметов: один, два, три...) и порядковым (какой по порядку: первый, второй, третий.).

4. Умение составлять числа первого десятка, решать примеры: 2=1 + 1; 2=3—1.

5. Умение узнавать в объеме и рисовать на плоскости геометрические фигуры.

6. Понимание доли, части, дроби (одна вторая.), умение разделить целое на равные части.

7. Умение измерять расстояние, длину, ширину с помощью веревки.

Все эти аспекты математического знания можно реализовать в процессе физического воспитания.

В табл. 1 представлены примерные задания математического содержания, которые выполняют дети в процессе физического воспитания.

Исследование условий для эффективного формирования у детей дошкольного возраста основ математики средствами физического воспитания проходило на базе МАДОУ № 104 городского округа Саранск в течение одного квартала. Нами были разработаны и апробированы подвижные игры, соответствующие содержанию занятий по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников: «Кто быстрее соберет грибы и ягоды», «Найди свой домик в соответствии с карточкой», «Подсчитай ходы», «Веселый счет», «Занимательная подвижная математика» и др.

В табл. 2 представлены примерные подвижные игры, которые могут быть использованы при организации непосредственной образовательной деятельности, направленной на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты исследования и их обсуждение. Постепенно вовлекая детей в подвижные игры, без которых немыслимо физическое воспитание, можно без напряжения обучить их основам математики.

Средствами физического воспитания выступают двигательные навыки: ходьба (подсчет шагов), бег, прыжки, лазанье. При организации непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений следует вовлекать детей дошкольного возраста в близкую по содержанию подвижную игру.

Средствами физического воспитания эффективно формируются элементарные математические представления из-за возможности оптимального режима двигательной активности и умственной деятельности.

Результаты проведенного эксперимента по обучению детей старшего дошкольного возраста формированию устного счета, понятий о множестве, сравнения множеств, формированию умений различать геометрические фигуры показали положительную динамику. На начальном констатирующем этапе детей, умеющих

№4-2019

считать и решать математические задачи, было 23 %, в конце — 65 %. Детей, имеющих представления о множествах, умеющих их различать и подсчитывать, — 18 %, на завершающем этапе исследования практически все дети генеральной выборки — 88 %. Только 75 % детей без ошибок могли в начале эксперимента различать геометрические фигуры на плоскости, в конце эксперимента 98 % никогда не ошибались в поиске и правильно называли фигуры.

Вывод. Несмотря на то что часто в практике дошкольного воспитания обычно различают эти два вида детской деятельности — подвижные игры, занятия физической культурой и обучение основам математики, мы находим достаточно эффективными такие педагогические условия, когда следует их объединять в единый целостный синергичный образовательный процесс.

Синергия на основе объединения оптимальной физической нагрузки с умственной деятельностью: решение математических задач — реализует принцип усиления воздействий, у ребенка снимается нервное напряжение, тревожность из-за возможности ошибок в подсчете и укрепляется не только эмоциональное состояние, психические процессы: мышление, речь, восприятие, память, но и мышечная, двигательная, дыхательная, сердечная системы.

Литература

1. Кахнович С.В. Здоровьесберегающее пространство дошкольной образовательной организации как средство формирования общей культуры ребенка / С.В. Кахнович, В.В. Извеков, К.В. Извеков // Теория и практика физ. культуры. — 2016. — № 11. - С. 51-53.

2. Кахнович С.В. Физическая культура в целостном процессе формирования личности / С.В. Кахнович, В.В. Извеков, К.В. Извеков // Теория и практика физ. культуры. — 2019. — № 2. — С. 52-53.

3. Кахнович С.В. Формирование учебных умений дошкольников средствами изобразительной деятельности / С.В. Кахнович // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. — 2016. — № 3. — С. 72-79.

4. Маннова В.А. Интеграция познавательного развития и двигательной активности дошкольников в игровой деятельности. URL: http://planetadetstva (дата обращения: 10.12.2018).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 2. — С. 4-18.

References

1. KakhnovichS .V., IzvekovV.V., Izvekov K.V. Zdorovyesberegayushchee prostranstvo doshkolnoy obrazovatelnoy organizatsii kak sredstvo formirovaniya obschey kultury rebenka [Healthy environment building in preschool education system to form up general culture in children]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. no. 11. pp. 51-53.

2. Kakhnovich S.V., Izvekov V.V., Izvekov K.V. Fizicheskaya kultura v tselostnom protsesse formirovaniya lichnosti [Role of physical education in personality development process]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. no. 2. pp. 52-53.

3. Kakhnovich S.V. Formirovanie uchebnykh umeniy doshkolnikov sredstvami izobrazitelnoy deyatelnosti [Graphic activity to build academic skills in preschoolers]. Doshkolnik: metodika i praktika vospitaniya i obucheniya. 2016. no. 3. pp. 72-79.

4. Mannova V.A. Integratsiya poznavatelnogo razvitiya i dvigatelnoy aktivnosti doshkolnikov v igrovoy deyatelnosti [Integration of cognitive development and motor activity of preschoolers in a game]. Available at: http://planetadetstva (date of access: 10.12.2018).

5. Federalny gosudarstvenny obrazovatelny standart doshkolnogo obrazovaniya [Federal State Educational Standard for Preschool Education]. Doshkolnoe vospitanie. 2014. no. 2. pp. 4-18.

H Информация для связи с автором: kahnowish@mail.ru

Поступила в редакцию 04.03.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.