Научная статья на тему 'Обучение детей английскому языку с помощью песен'

Обучение детей английскому языку с помощью песен Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
610
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение детей английскому языку с помощью песен»

Подлесных Елена Викторовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №10, учитель английского языка, г.Воронеж

Обучение детей английскому языку с помощью песен

Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении английского языка в силу ряда причин:

1. Песни, как один из видов речевого общения, являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включают новые слова и выражения. В них знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических особенностей;

2. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции;

3. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что слуховое внимание находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата;

4. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива и более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению английского языка;

5. Песни стимулируют монологические и диалогические высказывания, способствуют развитию как подготовленной, так и не подготовленной речи.

На уроке песни чаще всего используются для:

1. Фонетической зарядки на начальном этапе обучения (короткие песни типа «ABC song», «Happy Birthday» , «Clap your hands», «What is your name?», «You put your right hand in» и др).

2. Для более прочного закрепления лексического и грамматического материала. Песни могут вводиться в связи с изучением лексической темы, например:

Politics «Wind of change»; Drugs «Hotel Califomia»(Eagles); Appearance «I’ve got two eyes».

Также введение песни может быть органически связанно с изучением грамматической

темы, например: Present Progressive - «I’m sitting in the morning», Complex Object - «I saw you dancing», Past Simple - «Yesterday», оборот there is - «Girl» (Beatles) и др.

3. Как стимул для развития речевых навыков и умений. Например, умение построить рассказ на основе сюжета песни.

4. Как своего рода релаксация в середине или конце урока, когда учащиеся устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

Подборку песен следует разделить на возрастные группы. Необходимо понимать, что не всякая песня годится для того, чтобы изучать с ее помощью английский. Она должна быть простой, с понятными и повторяющимися фразами. Песня разучивается несколько уроков, во время проведения фонетической зарядки. Дети готовы петь одни и те же песни бесконечно. Поэтому, используя песни и музыку, мы можем расширять объем памяти естественным для них образом. Приемы работы с песнями на уроках легко сочетаются с другими приемами и делают урок интересным и запоминающимся. Работа над песней может быть условно разделена на этапы: фонетический, лексический, грамматический, социально-лингвистический, страноведческий. Деление условно, потому что один этап плавно перетекает в другой. Процесс работы над песней может занимать несколько уроков (5-10 минут за урок).

Порядок работы с песней:

1. Записываю название песни на доске. Даю задание детям: попытаться догадаться, о чем эта песня. При необходимости выписываю слова, вызывающие фонетические и лексические трудности.

Следующий этап: прослушивание и построчный перевод песни (со зрительной опорой на тексты). После первого прослушивания проверяем правильность своих предположений относительно содержания песни.

2. Как правило, все песни написаны в каком-нибудь одном грамматическом времени. На доске или в раздаточном материале предлагается выполнять несколько упражнений. Там могут быть пропущены глаголы, предлоги, степени сравнения прилагательных и т.д. На таком уроке повторяются образование вопросительной и утвердительной формы.

3. Работа над фонетикой. Отрабатываем чтение первого куплета: звук - слово -словосочетание. Работая над фонетикой, необходимо обращать внимание и на мелодику песен - чередование ударных и безударных слогов и слов. Отработав первый куплет, повторяем его за фонограммой. По этой же схеме работаем над последующими куплетами.

4. Работа над запоминанием текста. Помогут такие способы запоминания:

- «Цепочка» - Chain. Каждый ученик по очереди произносит одну строчку куплета и так до конца.

- «Снежный ком» - Snowball. Каждый последующий ученик повторяет фразу предыдущего и добавляет свою.

-«Закончи фразу» - Complete the phrase. Учитель произносит начало фразы, учащиеся заканчивают ее.

5. Исполнение песни под фонограмму «плюс» (с голосом). На этом же уроке попробовать исполнить песню под фонограмму «минус один» (без голоса).

6. Исполнение песни самостоятельно под фонограмму «минус один». Можно устроить конкурс на лучшее исполнение песни (соло, дуэты, трио, рядами).

7. Можно добавить такой вид работы, как сочинение - размышление на тему, затрагиваемую в песне. Тогда необходимо предъявить лексический минимум, который будет использован в процессе работы над песней.

Как мне кажется, обучение детей английскому языку с помощью песен является эффективным методом развития восприятия речи на слух, произношения, закрепления грамматических структур, а главное, является отличным способом расширения словарного запаса. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончании урока, песни могут жить долго и стать частью культуры. Они также дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Песни вызывают большой прилив энтузиазма и представляют собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран.

Литература

1.Дарвина В.Г. Развитие творческих способностей учеников на уроках английского языка // Английский язык и литература. 2003. №8.

2. Семеняга О.М. Использование аутентичных материалов для развития умений вещания // Английский язык и литература. 2003. № 22,23.

3.Шостак Т.Г. Стихи и рифмовки // English / 2001. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.