Е. К. Нурмеева
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Ключевые слова: текст, компетенция, работа с информацией, чтение, метод, средство.
В статье рассматривается необходимость формирования у студентов технического вуза навыков чтения, что является неотъемлемой частью способности работать с информацией и текстами, содержащими данную информацию. Показаны различные подходы к выбору научных текстов.
Keywords: text, competence, work with information, reading, method, means.
The article considers the necessity of formation of reading skills in training technical university students, which play the leading role in the formation of the ability to work with information and texts, containing this information. There are shown different means of choosing educational texts.
На современном этапе развития человечества, совершенствования науки и техники одним из важнейших средств получения информации является текст. Он является неотъемлемой частью коммуникативно-общественной деятельности человека. С позиции современной системы профессионального образования чтение текста рассматривается как информационная, поисковая и познавательная самостоятельная деятельность, которая несет в себе огромный потенциал: специалист получает новые знания, раскрывает свои возможности и переходит на другой - более высокий уровень развития и, следовательно, приносит обществу гораздо больше жизненной и профессиональной пользы. Социокультурные запросы и экономические тенденции развития современного общества обуславливают формирование нового типа специалиста - личности, обладающей творческим потенциалом, способностью к профессиональному саморазвитию, критическому восприятию все увеличивающегося потока информации, часто поставляемой в виде различного вида текстов.
Инженер в своей профессиональной деятельности выполняет различные функции. Это и управление персоналом, и организация производства, и работа с разными видами новой техники. Все это требует соответствующих компетенций. Различные функции, которые инженер выполняет в своей работе, требуют умения работать с профессионально-ориентированными текстами. В связи с этим умение работать с текстом является, с одной стороны, универсальной компетенцией, а с другой стороны -профессионально-значимой. Поэтому в деятельности инженера работа с текстами занимает много времени. Деятельность инженера становится все более динамичной. Это требует постоянного обучения специалистов и переобучения, то есть подготовки таким образом, чтобы они умели работать с разными видами информации и текстами.
Неотъемлемой частью работы инженера становиться инновационная деятельность. В данной профессии, как ни в какой другой, следует всегда быть в курсе новых событий в науке и технике, новых открытий и преобразований. При подготовке специалиста в области науки и техники необходимым условием становиться обучение будущих
инженеров работе с текстами, что означает формирование умений понимать, обрабатывать, усваивать профессионально-значимую информацию и применять ее в своей профессиональной деятельности. Очень большая часть новой информации приходит к специалисту в виде текстов, поэтому умение работать с текстом - это одна из ключевых профессиональных компетенций, поэтому выпускник образовательного учреждения должен приобрести такой уровень текстовой компетенции, который позволял бы ему пользоваться языком в профессиональной деятельности, научной и информационной работе, в непосредственном общении с зарубежными партнерами. Текстовая подготовка в значительной мере способствует формированию социально-профессиональной стороны личности специалиста, отвечающей требованиям современного общества, тем самым содействует обеспечению более высокого качества работы и через него - укреплению социальной стабильности. В контексте формирования требуемого уровня текстовой компетенции все виды деятельности обучения языку необходимы для эффективного овладения искусством понимания текста, дальнейшего образования и развития личности. Искусство чтения является системообразующей основой для формирования информационно-академических умений. Именно эти умения позволяют человеку эффективно ориентироваться в растущих информационных потоках, а также выстраивать автономную образовательную траекторию с учетом своих индивидуальных потребностей и возросших возможностей современной системы непрерывного образования, с наличием множества моделей и форм традиционного очного и дистанционного обучения.
На начальном и средних этапах обучения владению текстовой компетенцией чтение выступает скорее как средство обучения. Наибольшее внимание уделяется формированию техники чтения. Расширению языкового репертуара и развитию базовых репродуктивных умений студентов на базе прочитанного. На завершающем этапе обучения чтение чаще выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, когда студенты читают не столько для того, чтобы правильно выполнить учебное задание, сколько для того, чтобы получить необходимую информацию из текста и использовать ее. В зависимости от ситуации, полнота и точность извлечения информации может и должна быть различной. Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в способности извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной задачи. Это предполагает овладение определенными видами и технологиями чтения. Это отнюдь не означает, что на завершающих этапах обучения роль чтения как средства обучения уходит на второй план. Чтение продолжает быть оптимальным средством развития и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, что позволяет оптимизировать процесс усвоения обучающимися нового и использования уже изученного фактического языкового и речевого материала. Ориентированные на текст задания на развитие и контроль лексики и грамматики, умений аудирования, письма и говорения предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций к ним.
Выделяют следующие виды чтения: аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное. В зарубежной англоязычной методике также выделяют несколько разновидностей или умений чтения, которые наилучшим образом способствуют решению тех или иных задач, связанных с использованием письменных текстов: skimming
- определение основной темы или идеи текста, scanning- поиск конкретной, запрашиваемой информации в тексте, reading for detail - детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и смысла. Все методисты едины в том, что для эффективного чтения текста необходимо сформировать основные базовые технологии
работы с текстом, включающие умения: игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи; прогнозировать и вычленять нужную смысловую информацию; читать по ключевым словам; работать со словарем; использовать сноски и комментарии, встречающиеся в тексте; интерпретировать и трансформировать текст [1].
Можно смело сказать, что в отечественной и зарубежной методике нет серьезных разногласий в понимании того, какими видами и технологиями чтения необходимо овладеть в процессе изучения языка. Но во множестве современных отечественных учебников подавляющее большинство заданий к тексту ограничены вопросами на контроль понимания содержания прочитанного. Но кроме этого, необходимо использовать потенциал дотекстового этапа работы, без которого в принципе невозможно сформировать механизмы антиципации или вероятностного прогнозирования, игнорирования неизвестного и т.д., а также обеспечить формирование таких видов чтения, как просмотровое и поисковое. Объектом рассмотрения на текстовом этапе должны являться не только анализ содержания и использованных автором языковых средств, но и смысловые связи текста, в том числе способствующие общему развитию текстовой компетенции студента.
Одним из принципиальных методических положений является системное и поэтапное формирование всех видов и технологий текста. Представленные студентам тексты далеко не всегда предназначены для детального прорабатывания, а подчас содержат избыток информации и нового языкового материала, поскольку предполагают отработку таких видов чтения, как просмотрового, поискового, но не изучающего или аналитического. Включение графиков, диаграмм, таблиц обусловлено необходимостью формирования особых умений чтения, связанных с восприятием информации, представленной в сжатом, схематическом виде. Выбор вида чтения и стратегии работы с текстами на занятии в вузе соотносится с реальными задачами чтения, которые вытекают из специфики самих текстов. В новых государственных образовательных стандартах отмечается, что студенты должны быть знакомы с разными функциональными типами текстов: прагматическими, информационными, научно-популярными, художественными поэтическими, прозаическими текстами. Однако специфика будущей профессии студента технического вуза накладывает на педагога определенные обязательства. Это формирование у будущего специалиста навыков и умений по работе с разными видами информации, которые будут встречаться им в их профессиональной деятельности. А это в основном техническая литература.
Если рассматривать чтение не просто как навык, а как умение, то обучающийся должен уметь:
• ориентироваться в дискурсивной структуре различных типов текста;
• опознавать тип текста, его коммуникативное назначение, речевые и языковые особенности его построения, случаи проявления особенностей языковой культуры пишущего, его адресата;
• интерпретировать содержание текста и его достоинства или недостатки в отношении высказываемых идей, способов передачи эмоционального состояния ситуации, языка текста;
• отделять факты от частных мнений и субъективных суждений.
При работе с любым видом текста можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.
Целями и задачами дотекстового этапа являются: создание необходимого уровня мотивации учащихся; активизация имеющиегося фонового знания и опыта, в том числе
языкового, речевого и социокультурного характера; по возможности сокращение уровня языковых, речевых, и социокультурных трудностей, подготовка студентов к адекватному восприятию сложных в языковом и речевом отношении и важных по содержанию отдельных моментов текста, используя задания опережающего характера.
Для текстового этапа это: продолжение формирования соответствующих языковых навыков и речевых умений; контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений; развитие умения интерпретации текста.
Послетекстовый этап призван развивать различные когнитивные, информационно-коммуникативные умения, связанные с умением систематизировать и обобщать полученную информацию, интерпретировать образно-схематическую информацию (схемы, графики, карты и т.д.), а также переводить вербальный текст в графические схемы и таблицы, сжимать текст и выделять его суть; использовать полученную информацию в проектной и исследовательской деятельности [2].
Основной единицей в системе обучения чтению является текст. Для эффективного обучения чтению, как средству формирования текстовой компетенции у студентов, нам необходимы учебные тексты. Проблема создания учебных текстов становиться одной из центральных. Понимание текста зависит не только от синтаксиса, но и от контекста, который может быть внешним по отношению к речи и внутренним, собственно речевым. Наряду с этими видами контекста, можно выделить социальный и субъективнопсихологический контекст, норму и особенности общения, особый контекст говорящих на данном языке, контекст, относящийся к прагматике общения. В контекстах коммуникации производится и воспроизводится смысл. В структуре коммуникации, обмена сообщениями выделяется целый ряд составляющих: отправитель, получатель, общение, код, контекст, само сообщение. Все эти составляющие значимы в формировании смысла и значения текстов, которыми обмениваются, в том числе письменных текстов.
Для каждого вида текста характерен свой метод изложения: информативный, объяснительный, исследовательский, проблемный [3].
При разработке программы, включающей в себя учебные тексты, нужно исходить из многоцелевого назначения текста. А, именно, рассматривать текст как:
• единицу культуры, т.е. в нем отражается и сохраняется накопленный социальноисторический опыт, общественная культура данного народа;
• средство самообразования и самовоспитания, что достигается специальным подбором соответствующего содержания;
• средство передачи социального опыта, где он выполняет роль посредника в присвоении читающим определенных норм;
• объект понимания и усвоения, где студент должен проникнуть в логику автора и выработать свое отношение к содержанию;
• средство интеллектуального развития, где его содержание структура непосредственно направлены на развитие мышления и сознания;
• средство диагностики интеллектуального развития - это когда обучающий может использовать уровень понимания текста учащимся в качестве определителя;
• средство развития рефлексивного мышления - когда студент мысленно возвращается к содержанию текста и его проговаривает мысленно или вслух;
• закодированную информацию, которая требует от студента декодирования с помощью определенного способа;
• средство целенаправленного развития и реализации мышления, т.е. обеспечение заданий для самостоятельного выполнения [4].
Текст должен содержать методически отработанный и систематизированный материал в соответствии с поставленной целью выработать определенные навыки. Текст служит основным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения обучающихся, является средством формирования у них логического мышления развития навыков работы с текстами.
В зависимости от выполняемых функций текст может быть теоретикопознавательным или инструментально-практическим. При работе с теоретикопознавательными текстами студенты должны усваивать необходимые знания. Но для будущих инженеров большую важность представляют инструментально-практические, которые должны включаться с целью, направленной на приобретение знаний, умений и навыков работы с техническими текстами, овладения способами данной деятельности.
Дополнительные тексты должны подкреплять и углублять положения основного текста, служить целям усиления его научной доказательности, знакомить студентов с методами научного познания, применениями научных достижений в человеческой практике. К дополнительным текстам относятся научные тексты, документальные материалы, сведения из истории науки и техники, материалы о современных научнотехнических достижениях, справочные материалы, библиографические сведения о выдающихся деятелях науки и техники.
Пояснительные тексты должны способствовать пониманию и усвоению основного материала. Элементами пояснительного текста могут быть введения к учебнику и его отдельным частям, примечания и разъяснения, словари, алфавиты, определители, пояснения к картам, схемам, планам, графикам; таблицы, указатели обозначений и используемых сокращений.
Кроме основных, дополнительных и пояснительных текстов программа обучения должна содержать внетекстовые компоненты. К ним относятся аппарат организации усвоения, иллюстративный материал и аппарат ориентировки.
Аппарат организации усвоения может иметь форму вопросов, заданий теоретического и практического характера, упражнений на ввод общих правил и закономерностей, на практическое применение теоретических знаний, специальных упражнений, формирующих умение работать с текстом. К аппарату организации усвоения относятся также инструктивные материалы, которые устанавливают последовательность мыслительных операций и практических действий студентов, справочные и систематизирующие таблицы, пояснительные подписи к иллюстративному материалу.
Вопросы и задания аппарата организации усвоения по основной выполняемой функции можно разделить на три группы: вопросы и задания на закрепление знаний. (Они могут требовать воспроизведения прочитанного, первичной систематизации фактов, понятий); вопросы и задания на применение полученных знаний в процессе выполнения самостоятельных работ; вопросы и задания, способствующие овладению методами логического мышления и опытом работы с текстами [5].
Иллюстративный материал должен специфическими средствами способствовать раскрытию содержания основного учебного материала, дополнять и конкретизировать его. Сюда относятся предметные, документальные и технические иллюстрации, карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, графики, символические иллюстрации.
Таким образом, выпускник технического вуза должен быть готов в своей будущей профессиональной деятельности выполнять различные функции, связанные с чтением, пониманием, использованием информации, извлекаемой из различного вида текстов. Задача педагога, обучающего работе с текстом, подготовить выпускника к таким видам
профессиональной деятельности, как чтение печатных, рукописных и электронных текстов с целью извлечения нужной информации и ее анализа:
• чтение публицистических материалов (газет, журналов, книг, брошюр) по современной (в том числе - профессиональной) проблематике;
• чтение справочных материалов (справочников, энциклопедий, обзоров и т.п.);
• умение пользоваться различными видами чтения текстов: просмотровым,
поисковым, ознакомительным, изучающим;
• умение выделять главные мысли, факты, информацию;
• умение понять подтекст;
• определить отношение автора к описываемым фактам, если рассматривается
статья;
• понимать аргументацию и способы ее изложения;
• оценить информацию с точки зрения объективности и достоверности [6].
Можно заключить, что в результате образования у человека должно быть
сформировано социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно решать производственные проблемы и задачи и взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как целостная профессиональная компетентность человека.
Литература
1. Рахимов, А.З. Психодидактика. Учебное пособие / А.З.Рахимов. - Уфа: Изд-во «Творчество», 1996. - С.40-44.
2. Макаев, Х.Ф. Профилирование иностранной подготовки студентов как фактор повышения мотивации к профессиональному и карьерному росту: автореф. дис. канд. пед. наук / Х.Ф.Макаев .
- Ижевск: Изд-во Удм-го гос. ун-та, 2005. - С.15-21.
3. Галимзянова, И.И. Формирование языковой компетенции будущих менеджеров в процессе профессионального образования: автореф. дис. канд. пед. наук / И.И.Галимзянова . - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2002.
4. Кушаева, Ю.Г. Дидактические условия формирования текстовой компетенции студентов технического вуза: автореф. дис. канд. пед. наук / Ю.Г.Кушаева. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2002.
5. Шаламова, О. Развитие ключевых компетенций будущего учителя иностранного языка / О.Шаламова // Высшее образование в России. - 2006. - №12. - С.81-83.
6. Соловьева, Т.А. Методические этюды по формированию целостной картины окружающего мира. Учебное пособие / Т.А.Соловьева, Е.И.Роголева. - Псков: Изд-во Псков. гос. ун-та, 2002. -С.56-59.
7. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем. Учебное пособие / Л.И.Гурье. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2004. - С.146-147.
© Е. К. Нурмеева - аспирант кафедры ПиМ ВПО КГТУ, [email protected].