УДК 159.953.5
DOI: 10.23888/humJ2016435-41 © Лозовая Г.Ф., Демьянчук С.В. , 2016
ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ ТЕХНИКЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ И ОБЩЕНИЯ С БОЛЬНЫМИ
Аннотация. Статья посвящается проблеме обучения врачей психотерапевтическим приемам взаимодействия с пациентами. Авторы представили рекомендации по ведению беседы с пациентом и проанализировали действующие факторы психотерапевтического контакта.
Ключевые слова: общение, взаимопонимание врача и пациента, психологический контакт, психотерапевтические методы, психотерапевтическая коррекция.
© Lozovaya G.F., Dem'yanchuk S.V., 2016
PSYCHOTHERAPEUTIC TALK AND COMMUNICATING WITH PATIENTSTECHNOLOGY TRAINING FOR FUTURE MEDICAL
DOCTORS
Abstract. This article is devoted to the problem of teaching medical doctors psychotherapeutic techniques of communicating with patients. Authors represented recommendations for leading a conversation with a patient and analyzed as well active factors of a psychotherapeutic contact.
Key words: word, communication, physician-patient mutual understanding, psychological contact, psychotherapeutic methods, psychotherapeutic correction
Цель данной работы состоит в формировании готовности врача эффективно взаимодействовать с пациентом в процессе лечения. Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Владеть теоретическими аспектами средств общения
2. Представлять возрастные особенности общения
3. Владеть приемами активного слушания, эмпатии к пациенту
Актуальность темы. «Три основных орудия врача: слово, травы и нож» -говорил Авиценна. Современные врачи выбрали для себя нож и лекарственные средства (ЛС), если следовать этому высказыванию. Во времена Авиценны не было ЛС. ЛС - это достижение современной медицины.
Почему больной начав ходить в поликлинику, полностью не излечивается никогда. Почему его карта пухнет, болезни размножаются. Почему заболевания через некоторое время становятся хроническими и неизлечимыми? Причина в том, что врачи не обращают внимания на слова Авиценны. Они не могут помочь пациенту словом, не могут объяснить причины, которые привели пациента к врачу, и не могут подсказать, что делать, чтобы избавиться от причины. Есть симптомы, есть определенный стандарт назначений. Врач обязан делать назначения по симптомам и по стандарту.
Слово обязательно, оно всегда помогает и понять ситуацию, и увидеть выход из нее. Слово дает возможность найти правильный путь помощи и побуждает к действию. Слово - это информация. Слово рождается в сознании, распространяется по воздуху, записывается в памяти и сохраняется в ней. Это важно для людей, чья профессия заключается в лечении Словом - врачам. Слово неразрывно связано с мыслью. Хорошо известно, что слово обладает великой силой. Оно может как пагубно воздействовать на человека, так и благотворно, и исцелить от неизлечимых заболеваний [1].
В современных условиях в обучение будущих врачей необходимо включать психотерапевтические методы общения с больными [4].
Фоносемантика - дословно переводиться, как смысл звука. В 1952 году американский психолог Ч. Осгуд разработал способ управления «музыкой слов», назвав его методом «семантических дифференциалов». В итоге сформировались 24 шкалы. К условиям русского языка этот метод был адаптирован в СССР еще в начале 70-х годов. До семидесятых годов в СССР врачам разрешалось проводить
только два вида психотерапии - аутогенную тренировку и классический гипноз. Тексты разрабатывались "наверху", спускались врачам, и нельзя было отойти от этого текста. Врач - это человек лечащий, исцеляющий, восстанавливающий словом, поэтому необходимо говорить просто и доходчиво [2].
Академик Сытин Г.Н. начал заниматься исследованиями влияния слова на выздоровление больных начиная с 40х годов и выпустил статьи и книги с "Настроями", где он рекомендует врачам использовать тексты во всех областях медицинской практики. Г.Н. Сытиным был разработан научный метод составления собственных оригинальных лечебных текстов, оказывающих целенаправленное воздействие на организм: «все основано на строгой науке - на учении И.П. Павлова о речи как второй сигнальной системе и ее связи с подсознанием человека, управляющим физиологическими процессами в организме. А раз такая связь есть, то с помощью СЛОВА можно оказывать целенаправленное воздействие на психику и при ее посредстве - на процессы, чтобы восстанавливать и усиливать функции внутренних органов, мобилизовывать саморегуляцию». Все настрои разные по содержанию и по тематике. Психотерапевтам известно шестнадцать типов голосовых режимов, из которых чаще всего ими используется шесть [4].
В 1975 году эриксоновский гипноз (ЭГ) стал одной из составных частей ней-ролингвистического программирования (НЛП), но до сих пор не утратил самостоятельной ценности. Техники ЭГ достаточно помехоустойчивы, при правильном применении действуют очень надежно [5, 7].
В современных условиях в обучение будущих врачей необходимо включать психотерапевтические методы общения с больными. На первое место в деятельности врача в качестве оставляющей эффективности лечения выдвигается проблема профессионального общения, необходимость эмпатического понимания и ряд других факторов, характеризующих в целом взаимопонимание врача и пациента [6].
Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. Общение является многоуровневым, многомерным, обладающим разными свойствами, системным процессом. Общение изучают многие науки: философия, социология, педагогика, медицина, психология [8].
Психология обращения с больными людьми - общая дисциплина, распространяющаяся на деятельность врачей, суть которой составляют знания в области обращения и центром которой является умение подойти к пациенту, найти ключ к его личности, путь к созданию контакта с ним.
Умение слушать важно не только для сбора информации о пациенте, а также это возможность высказаться в ситуации безопасности, которую создает врач, уже сам по себе оказывает психотерапевтический эффект на пациента. В процессе беседы между врачом и пациентом формируется атмосфера доверия, которая очень важна для последующей его работы с больным. В процессе общения не только врач знакомится с пациентом, но и он лучше узнает врача. Чтобы пациент слушал врача, он сам должен быть выслушан [3].
В общении с пациентами врачу не стоит злоупотреблять медицинской терминологией, часто непонятной для пациента и пугающей его. Следует избавляться от слов-паразитов, обильных вводных предложений, применения излишних определений. Речь должна служить показателем его заинтересованности в судьбе пациента, показателем его профессиональной компетентности и культуры. В общении важны не только слова как таковые, но и мысли, чувства, передаваемые словами [2].
Установление психологического контакта с пациентом, повышение его доверия к медицинскому персоналу и к лечебному учреждению нужны для того, чтобы пациент:
• начал делать все от него зависящее, чтобы выздороветь;
• как можно скорее отказался от роли больного;
• сотрудничал с лечащим персоналом, выполняя все назначения врача.
У больных людей часто наблюдается депрессия, человек может замкнуться в себе, может начать вести себя агрессивно. Если врач замечает, что его отношения с пациентом развиваются неблагоприятно, то ему следует вести себя сдержанно, терпеливо, не поддаваться на провокацию, не провоцировать самому и не вымещать свое недовольство на других пациентах, принимать пациента таким, какой он есть [7].
Следует учитывать, что внутренний мир пожилого человека отличается от того, в котором живут многие молодые люди, что многие его оценки и привычки взяты из прошлого, он часто живет давно отжившими представлениями, а резкие перемены его пугают, ему трудно к ним приспособиться. Поэтому полезно знать привычки, предпочтения пожилого человека, создавать условия жизни, не пугающие его своей незнакомостью.
Предлагаемый алгоритм психотерапевтической коррекции позволит подготовить пациента к активному участию в лечебном процессе и позволит выбрать основной метод лечения и форму психокоррекции больного.
Процедура заключения психотерапевтического контакта может рассматриваться в качестве психотерапевтической техники начального этапа взаимодействия врача и пациента и имеет свое лечебное значение. В таблице 1 представлены факторы психотерапевтического контакта (ПК).
Таблица 1. Действующие факторы ПК
Сферы действия терапевтических механизмов ПК: Действующие факторы:
1 Когнитивная • Получение пациентом информации о своей болезни и о предстоящем лечении; • Получение врачом информации о концепции болезни и (или) страдания, имеющейся у пациента;
• Возможность коррекции внутренней картины болезни.
2 Эмоциональная • Возникновение эмоционально теплого и тесного контакта между врачом и пациентом; • Эмоциональная поддержка; • Эмпатия (сопереживание).
3 Мотивационно - поведенческая • Учет ожиданий пациента относительно взаимодействия с врачом и проводимого лечения; • Учет характера мотивации пациента; • Коррекция мотивации пациента; • Обсуждение и согласование с пациентом целей, задач и основных принципов предстоящей терапии
В общем виде это принятие на себя поведенческих обязательств и/или ограничений по отношению к планируемому процессу. Снижение уровня эмоционального напряжения у пациента в силу соответствия предлагаемого контекста медицинской модели помощи - непременный критерий успешности применения данного алгоритма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Формирование «Психотерапевтического контакта» в диаде «врач-пациент» в системе психотерапевтической помощи. Методические рекомендации С.-Петербург 2014, 23 стр
2. Творогова Н. Психологический контакт// Сестринское дело. №6-7, 1997, С.24-25
3. Биомедицинская этика: Учеб.пособие / Т.В.Мишаткина, Э.А.Фонотова, С.Д.Денисова, Я.С.Яскевич. - Мн.: ТетраСистемс, 2003.
4. Психология. - Выпуск 4. «Медицинская психология», рабочая тетрадь. -М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2002.
5. Сидоров П. И. Клиническая психология: Учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 880 с.
6. Соловьёва С. Л. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / С. Л. Соловьёва. - М.: АСТ, 2007. - 575 с.
7. Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса / В. А. Ташлыков. - Л.: Медицина, 1984. - 192 с.
8. Харди И. Врач, сестра, больной: Психология работы с больными / И. Харди, М. Алекса. - Будапешт: Изд-во АН Венгрии, 1988. - 338 с.
9. Урванцев Л.П. Профессиональное общение врача: психологическая наука - практике высшего медицинского образования. [Электронный ресурс] / Л.П. Ур-ванцев // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2015. № 1 (8). Режим доступа: http://humjoumaLrzgmu.ra/art&id=122 (дата обращения: 28.10.2016).