ОБУЧЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ WEB-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Забиева К.К.
м.п.н,преподаватель-лектор Жетысуского университета имени И. Жансугурова г. Талдыкорган, Казахстан
TRAINING FUTURE MATH TEACHERS TO USE WEB TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL
PROCESS
Zabiyeva K.
Master of Science, teacher-lecturer Zhetysu University named after I. Zhansugurov, Taldykorgan, Kazakhstan
Аннотация
В статье говорится, как обучить будущих учителей математики использованию возможностей Web -технологии в условиях пандемии коронавируса. Особый интерес представляют интерактивные формы обучения, в частности Web-технологии, Web-квест, онлайн-приложения для поддержки учебного процесса и разновидности мессенджеров. В настоящее время применение онлайн-приложении и разновидностей мессенджеров в организации учебной деятельности обучаемых и повышения качества образования неоценимо.
Abstract
The article describes how to train future math teachers to use the capabilities of Web technology in the context of a coronavirus pandemic. Of particular interest are interactive forms of learning, in particular Web-technologies, Web-quest, online applications to support the educational process and types of messengers. Currently, the use of online applications and varieties of messengers in the organization of educational activities of students and improving the quality of education is invaluable.
Ключевые слова: Web, web-сервер, web-квест, онлайн-приложения, мессенджеры, ценности, технология.
Keywords: Web, web-server, web-quest, online apps, messengers, values, technology.
Современный этап развития казахстанского образования характеризуется активизацией масштабных преобразований, вызванных не только сменой концептуально-информационной парадигмы обучения и воспитания подрастающего поколения в сторону личностно-ориентированной парадигмы, но и также активным вовлечением образовательных систем в глобальные процессы информатизации и технологизации. Таким образом, фундаментальными показателями образования являются: инновации в научно-технической сфере (широкое вовлечение в образовательное пространство облачных сервисов, нанотехнологий, мульти-технологий и др.), которые определить необходимость быстрых и научно обоснованных изменений содержания и методов обучения; развитие способности учиться на протяжении всей жизни в современном мире, потребность в формировании умения искать и усваивать новые знания, выстраивать жизненную (образовательную) траекторию в соответствии с социальными трансформациями, обладать цифровой грамотностью, предприимчивостью и др.; скорость и частота информационных коммуникаций существенно меняют образовательное и культурное пространство страны. Среди выявленных вызовов выделяется необходимость модернизации системы педагогического образования, пред-
полагающая поиск новых путей повышения профессиональной подготовки будущих учителей, в том числе учителей математики.
Анализ существующих исследований показывает, что в настоящее время созданы благоприятные предпосылки для технологизации казахстанского образования, формирования предметно-информационных компетенций у будущих учителей математики, развития их цифровой грамотности, медиакомпетентности и т.д. Среди теоретических и прикладных аспектов проблемы настоящего исследования отмечают, что цифровые технологии как средство повышения квалификации педагогов среднего образования еще не являлись ведущим средством их психолого-педагогической подготовки. Быстрые темпы информатизации образования обусловливают необходимость формирования у будущих учителей математики высокого уровня цифровой компетентности, что позволит им эффективно решать профессиональные задачи.
С целью изучения степени использования веб-приложений в процессе психолого-педагогической подготовки и степени заинтересованности студентов в использовании облачных технологий в будущей профессиональной деятельности был проведен анонимный онлайн-опрос на тему «Веб-технологии в процесс психо лого-педагогической подготовки
будущего учителя математики», созданный с использованием сервиса Google Forms. В ходе опроса респондентов также просили высказать свои предложения по повышению эффективности профессионального образования с использованием облачных сервисов. Обобщив мнения студентов, основные направления совершенствования психолого-педагогической подготовки будущих учителей математики с использованием веб-технологий были охарактеризованы следующим образом:
- сочетание традиционного и онлайн-обучения или элементов дистанционного обучения в контексте профессионального образования и обучения;
- создание смешанной системы обучения с использованием веб-квестов, сервисов Google (Blogger, Google Classroom, Google Docs, Google Sites, YouTube и др.), мессенджеров (Viber, Facebook Messenger, Telegram, WhatsApp и др.), электронных учебников, мультимедийные презентации, обучающие видеоролики;
- развитие критического и творческого мышления, познавательной мотивации, активное вовлечение в образовательный процесс с использованием цифровых сервисов;
- оптимизация самостоятельной работы студентов за счет мобильности, гибкости и доступности облачных технологий;
- постоянный профессиональный рост преподавателей психолого-педагогических дисциплин с целью освоения высокого уровня цифровой грамотности.
В опросе приняли участие студенты бакалавриата специальности «Математика». В ходе опроса было изучено мнение будущих учителей относительно их отношения к использованию веб-технологий в образовательном процессе. Анализ результатов опроса показал, что подавляющее большинство студентов (94,4%) считают, что современный учитель математики должен быть меди-аграмотным и обладать высоким уровнем цифровой компетентности. На вопрос «Считаете ли вы, что использование цифровых приложений повышает эффективность учебного процесса, способствует активизации внимания и интереса к обучению?» значительное количество респондентов (87%) ответили утвердительно, но 13% не считают это особенно актуальным.
Опрос показал, что цифровые веб-технологии часто использовались при преподавании таких дисциплин, как «Методика преподавания информатики», «Основы информационных технологий», «Методика преподавания образовательных направлений», «Методика преподавания образовательной области «Математика» и др. Очевидно, что подавляющее большинство дисциплин относятся к естественнонаучному циклу и по своей специфике должны основываться на активном использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). При этом лишь небольшая часть респондентов назвала дисциплины психолого-педагогического цикла («Общие основы и история педагогики с введением в специальность», «Общая психоло-
гия», «Педагогическая психология»), которые преподаются с помощью облачных сервисов. При этом 94,4% респондентов хотели бы, чтобы преподаватели чаще использовали цифровые технологии в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин. Также интересно узнать мнение студентов относительно разнообразия веб-технологий, которые, по их мнению, способствуют совершенствованию преподавания психолого-педагогических дисциплин. Таким образом, предпочтения студентов разделились: 87 % респондентов хотели бы чаще видеть лекции в виде мультимедийных презентаций, 64,8 % хотели бы больше участвовать в онлайн-опросах и анкетировании, 63% предпочитают онлайн-сервис YouTube, образовательные веб-квесты. (51,9%) и различные образовательные сайты (50%). В результате было установлено, что для большинства опрошенных студентов направления «Математика» использование веб-технологий в контексте преподавания психолого-педагогических дисциплин является необходимым и достаточно эффективным процессом, способным повысить учебную мотивацию учащихся. претендентов на получение образования, развивать у них педагогическое мышление, стремление постоянно повышать свой профессиональный уровень и творческий потенциал.
На основании анализа научных исследований в области новейших ИКТ и облачных сервисов, а также проведенного опроса, мы можем констатировать, что рассмотрение онлайн-технологий только с позиций современных тенденций технологизации и информатизации образования существенно сужает рамки их реализации. Ведь в данном случае целесообразно говорить об их «педагогизации» и мощных возможностях в контексте поиска и передачи информации, проверки приобретаемых профессиональных педагогических знаний и умений современных студентов. Гипотеза подтверждается в работах, в которых отмечается большой дидактический потенциал веб-технологий и их влияние на развитие познавательной деятельности в образовательном процессе. По мнению ученых, аудитория пользователей Всемирной паутины в настоящее время расширяется и молодеет, сетевые сервисы становятся доступнее, привлекая своей новизной и возможностями, оказывая влияние на развитие молодого человека.
При этом следует придерживаться следующих условий, укрепляющих систему профессионально-педагогического образования:
- адаптация содержания профессиональной подготовки будущих учителей математики в соответствии с современными требованиями;
- рациональное сочетание традиционных и компьютерных технологий обучения и активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
- развитие профессиональных навыков и умений на основе развития творческого педагогического мышления студентов;
- использование мультимедийных и дистанционных технологий как платформы для построения
современной компьютерно-ориентированной системы педагогического образования.
На основании указанного научно-методического исследования и проведения онлайн-опроса мыы данного исследования делятся личным опытом использования различных веб-технологий (сервисов Google (Google Classroom, Google Docs, Google Sites, YouTube), облачных сервисов Canva, Piktochart, Скретч и др.) в процессе психолого-педагогической подготовки будущих учителей математики, а также охарактеризовать основные пути их реализации в образовательном процессе высшей школы. Так, с помощью сервиса Google Sites мы разработали и внедрили в учебный процесс подготовки студентов по специальности «Математика» электронные средства обучения по курсам «Элементарная математика» и «Эстетотерапия», которые входят в число обязательных компонентов образовательной программы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей математики.
Среда Google Classroom также является удобным приложением в контексте психолого-педагогической подготовки будущих учителей математики. Мы создали виртуальный «Класс», который является эффективной площадкой для смешанного обучения при изучении дисциплины «Электронное портфолио в образовании».
Интернет не уступает по своему значению самым значимым изобретениям человечества. Он очень активно и прочно вошёл в современную жизнь и продолжает наращивать темпы распространения и развития. В наше время через Интернет можно осуществлять немалое количество разнообразных операций не только развлекательного, но и практического характера, например, такие как оплата различных услуг, в том числе коммунальных, контроль банковских счетов, проведение конференции, участие в биржевых торгах, покупка широкого ассортимента товаров, контроль за работниками предприятия, обмен информацией между определенным кругом лиц, обсуждение условий договоров, переписка, реклама и продвижение товаров и услуг. Спектр этих возможностей очень широк и увеличивается с каждым днем.
Современная студенческая молодежь активно использует интернет-ресурсы, в том числе для подготовки к занятиям. Был проведен опрос среди студентов первого курса с целью определения степени использования Интернета при подготовке к практическим и семинарским занятиям. Всего в опросе приняли участие 196 человек. Выяснилось, что все опрошенные студенты в той или иной степени пользуются Интернетом. На вопрос «Использовали ли Вы интернет-ресурсы для подготовки к школьным занятиям?» 10 % респондентов ответили, что пользовались им постоянно, 60 % - время от времени, 6 % - иногда, когда была возможность и ост-
рая необходимость, а 24 % - практически не пользовались. Результаты опроса свидетельствуют о том, что, поступив в вуз, студент начинает испытывать острую потребность в доступе к сети Интернет, которая ощущалась не так остро, как школьник, либо не имела финансовой возможности ее реализовать.
Поэтому важную роль в профессиональной педагогической подготовке будущих учителей математики играют веб-технологии, внедрение которых способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей студентов, налаживанию эффективного мобильного общения в образовательной среде педагогического вуза.
Эффективность психолого-педагогической подготовки будущих учителей математики реализуется в условиях внедрения сервисов Google (Blogger, Google Classroom, Google Docs, Google Sites, YouTube, Google Charts), веб-сервисов Canva, Piktochart, Scratch и др. Поэтому такая организация образовательного процесса в высших учебных заведениях способствует повышению креативности, мобильности, учебной мотивации и познавательной активности будущих педагогов, а также создает необходимые условия для постоянного совершенствования профессиональных навыков и медиагра-мотности.
Список литературы
1. Татто М.Т., Родригес М.С., Рекейс М. Учителя математики в начале карьеры: концепции, методы и стратегии сравнительных международных исследований. //Преподавание и педагогическое образование. - 2020. - Р.96. ДОИ: https://doi.org/10.1016/j.tate. 2020.03.18.
2. Cheng, J. 2021. Evaluation of physical education teaching based on web embedded system and virtual reality. Microprocessors and Microsystems, 83, Article number: 103980.
3. Evans, H.E.L., Forbes, C.C., Galvao, D.A., Vandelanotte, C., Newton, R.U., Wittert, G., Chambers, S., Vincent, A.D., Kichenadasse, G., Brook, N., Girard, D., Short, C.E. 2021. Evaluating a web- and telephone-based personalised exercise intervention for individuals living with metastatic prostate cancer (Exer-ciseGuide): protocol for a pilot randomised controlled trial. Pilot and Feasibility Studies, 7(1), Article number: 21.
4. Zabiyeva K.K., Seitova S.M., Andasbayev,Y.S., Tasbolatova, R., Ibraeva S.N. Methodology for using WEB technologies to develop the intellectual abilities of future mathematics teachers // Thinking Skills and Creativity. - Netherlands, 2021.
- Vol. 41, № 100904. - Р. 1-16. ISSN 1871-1871.
5. Сеитова С.М., Забиева К.К. WEB технологиялар математиканы о^ыту процеанде окушыларды шыгармашылывда баулудьщ бiр жолы // I.ЖансYгiров атындагы ЖМУ Хабаршысы.
- Талдыщорган. - 2019. - № 4 (92). - Б. 18-23