Научная статья на тему 'Обучение бросковой технике ушу саньшоу (саньда) на основе бурятской борьбы «Бухэ барилдаан»'

Обучение бросковой технике ушу саньшоу (саньда) на основе бурятской борьбы «Бухэ барилдаан» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение бросковой технике ушу саньшоу (саньда) на основе бурятской борьбы «Бухэ барилдаан»»

Павлова Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент Педагогического института, Бурятский государственный университет.

Pavlova Svetlana Alekseevna, cand. of pedagogical sci., reader, Buryat State University.

Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, (83012)44-23-95, е-meil: www [email protected]

УДК 796.81

ББК 75.715 А.С. Сагалеев, В.Б. Гармаев

Обучение бросковой технике ушу саньшоу (саньда) на основе бурятской борьбы «Бухэ барилдаан»

Статья посвящена реализации нетрадиционного подхода к проблеме обучения и совершенствования бросковой техники ушу-саньшоу (саньда) с помощью бурятской борьбы. Экспериментально показана эффективность реализации этого подхода.

Ключевые слова: ушу-саньшоу (саньда); бурятская борьба; технико-тактические действия.

A.S. Sagaleyev, V.B. Garmaev Teaching of throwing technique ushu-sanshou (sanda) by means of buryat wrestling

The article is devoted to the realization of non-traditional approach to the problem of teaching and perfection of throwing technique ushu-sanshou (sanda) by means of Buryat wrestling. The effectiveness of realization of this approach is shown experimentally.

Key words: ushu-sanshou (sanda); Buryat wrestling; technical-tactical movements.

Континуальность спортивных единоборств в представлении бурятских и монгольских спортсменов как представителей восточных школ борьбы проявляется в том, что они рассматривают спорт как непрерывный процесс, как образ жизни. Поэтому нет четкого раздела между началом спортивной деятельности и ее завершением. Национальные виды борьбы позволяют продолжить активную спортивную деятельность вплоть до пожилого возраста. Это особенно важно отметить в современных условиях, когда завершение спортивной деятельности в возрасте 23-25 лет создает немало проблем для личности и общества. Учитывая культурно-философские, социально-экономические, этногенетиче-ские и другие факторы, имеющиеся в Российской Федерации, целесообразно вести поиск новых путей, подходов спортивного совершенствования индивидов. Весьма целесообразно, несмотря на недостаток знаний и опыта (которые все больше теряются из-за невостребованности современным обществом), вернуться к изучению и возрождению исторически обусловленных традиций воспитания.

На протяжении последних десятилетий в нашей стране наблюдается широкое распространение различных восточных единоборств. Это обусловливает необходимость их адаптации к психологопедагогическим, социальным и культурным условиям подготовки российских спортсменов. К таким единоборствам относится и ушу-саньшоу (саньда). Высокий уровень развития отечественного спорта и достижения передовой спортивной науки являются важнейшей предпосылкой для поступательного развития этого вида спорта. Однако следует констатировать, что на сегодняшний день существует недостаток специальных исследований по методике обучения и совершенствования техники ушу-саньшоу.

В спортивных единоборствах помимо видов спорта с опосредованным (различные виды фехтования) и непосредственным контактом (борьба, бокс и др.) существуют две основные группы единоборств: ударные и бросковые.

Одна из главных особенностей техники ушу саньшоу (саньда) состоит в объединении как ударных, так и бросковых технико-тактических действий, которые можно выполнять на дистанции и в захвате.

Техника ушу саньшоу делится на 2 основных раздела: техника нападения и техника обороны. Каждый из них подразделяется на классы: технические действия в захвате, состоящие из приемов борьбы, и технические действия вне захвата, включающие в себя ударную технику. Класс технических действий в захвате состоит из сваливаний, бросков и ложных действий, а вне захвата - ударов, ложных действий и стоек. Способы обороны, как в захвате, так и вне захвата, включают в себя стойки, защиты и контратаки (табл. 1).

А.С. Сагалеев, В.Б. Гармаев. Обучение бросковой технике ушу саньшоу (саньда) на основе бурятской борьбы

«Бухэ барилдаан»

Т аблица 1

Разделы и классы техники ушу саньшоу

Разделы техники ушу саньшоу

Т ехника нападения Техника обороны

Классы техники

Технические действия в захвате, состоящие из технические действия в захвате, состоящие из прие-

приемов борьбы, и технические действия вне захва- мов борьбы, и технические действия вне захвата,

та, включающие в себя ударную технику. включающие в себя ударную технику.

Класс технических действий в захвате

Сваливания, броски, ложные действия

Класс технических действий вне захвата

Удары, ложные действия и стойки

Способы обороны

В захвате Вне захвата

Стойки, защиты и контратаки стойки, защиты и контратаки

В поединках по ушу-саньшоу используются все виды техники Ушу, удары руками, ногами с применением бросковой техники и подсечек, кроме запрещенных правилами приемов. Разрешается атаковать голову, туловище, бедра, голени, применение любых видов бросков, кроме бросков в положение сустава на излом, на голову и броска с отягощением, болевых приемов на суставы. Специфика ушу-саньшоу предоставляет возможность занятий этим видом спорта представителям как ударных (классический бокс и другие виды), так и бросковых единоборств (вольная и другие виды борьбы).

Одним из важнейших элементов техники ушу саньшоу является бросковая техника. Проведенный анализ соревновательных поединков позволил предположить возможность использования элементов бурятской борьбы «Бухэ барилдаан» для обучения и совершенствования бросковой техники ушу саньшоу.

Основу техники бурятской борьбы составляют атакующие приемы, защиты и контрприемы, которые можно разделить на следующие группы: 1) атаки, связанные с захватами ног руками; 2) атаки с помощью ног; 3) атаки переводами; 4) атаки бросками; 5) основные способы защит от атак с захватами ног руками; 6) контрприемы при попытке захватов ног; 7) контрприемы при захвате двух ног; 8) контрприемы при захвате ноги, голова изнутри; 9) контрприемы при захвате ноги, голова снаружи; 10) контрприемы от атак с помощью ног; 11) контрприемы при атаках переводами; 12) контрприемы при атаках бросками.

В результате опроса 25 респондентов выявлено, что бурятская борьба способствует развитию следующих спортивно-важных психофизических качеств (по частоте упоминаний): 1) двигательная координация; 2) мышечная чувствительность; 3) быстрота простой и сложной реакции, быстрота мышления; 4) специальная выносливость; 5) скоростно-силовые; 6) гибкость и пластичность; 7) ста-то-кинетическая устойчивость, чувство равновесия; 8) психологическая устойчивость, хладнокровие, расчетливость; 9) умение предугадывать, предвидеть; 10) тактическая грамотность; 11) техническая подготовленность; 12) ловкость.

К примеру, в настоящее время бурятская борьба используется как средство в учебнотренировочном процессе борцов вольного стиля в основном на основе эмпирического подхода. В связи с этим нами предпринята попытка педагогического и метрологического обоснования эффективности бурятской борьбы для обучения технике вольной борьбы в стойке. Определено, что у борцов в процессе поединков (п=87) показатели ЧСС (М±т) достигают достаточно высоких величин (табл. 2).

Таблица 2

Показатели ЧСС при проведении поединков по бурятской борьбе

Минута схватки Показатели ЧСС (уд/мин)

Первая 83,5 ± 0,7

Вторая 105,6 ± 0,9

Третья 159,5 ± 0,93

Четвертая 164,7 ± 1,1

Пятая 171,3 ± 1,4

Важно отметить, что интенсивность нагрузки в процессе поединка может достигать порога анаэробного обмена (ЧСС до 168-174 уд/ мин). Это свидетельствует о том, что, проводя схватки по пра-

вилам бурятской борьбы, можно давать подопечным весьма большие нагрузки. Регулировать ее величину можно варьированием количества соперников, продолжительностью пауз между поединками, весом соперников и их подготовленностью.

Педагогические наблюдения свидетельствуют о том, что занятия бурятской борьбой способствуют формированию жизненно важных навыков ведения единоборства. Причем при овладении этими навыками возможна дальнейшая специализация в одном из международных спортивных или боевых единоборств.

Одним из наиболее перспективных путей реализации задач начальной подготовки является реализация спортивно-игрового метода, который позволяет формировать навыки ведения единоборства, оценивать моторные задатки в условиях поединка, в том числе и для отбора. С позиций отечественной теории и методики спортивной тренировки, а также теории и методики детского и юношеского спорта бурятская борьба представляет собой спортивно-игровую деятельность с акцентом на результат, победу - состязание, спорт; а с акцентом на игру, обучение, развлечение - игровую деятельность (детский спорт).

С целью определения эффективности использования бурятской борьбы для формирования умений и навыков ведения единоборства проведен одногодичный педагогический эксперимент в группе под руководством канд. пед. наук, мастера спорта России В.Б. Гармаева. В нем приняло участие 24 чел. (студенты и школьники 15-18 лет). В экспериментальной группе (12 чел.) обучение бросковой технике осуществлялось на основе использования бурятской борьбы. При изучении бросковой техники специально выделялись фрагменты, в которых сочетаются единоборство в захвате, броски и удары. Возникающие ситуации анализировались, после чего производилось обучение конкретному технико-тактическому действию или операции. Контрольная группа (12 учеников) занималась согласно эмпирически созданной практике обучения без акцента на бросковую технику.

В процессе обучения осваивались навыки выполнения следующих действий и операций: 1) сохранять статическую и динамическую устойчивость в условиях противоборства; 2) быстро и надежно осуществлять захват; 3) быстро перемещаться; 4) предотвращать осуществление захвата соперником и своевременно освобождаться от него; 5) выводить соперника из равновесия; 6) сковывать действия и быстрым маневрированием завоевывать предпочтительную позицию для достижения преимущества (в дальнейшем - возможной атаки); 7) вынуждать отступать соперника теснением по ковру в захвате. Формирование навыков и умений ведения единоборства осуществлялось на каждом занятии (3 раза в неделю) в общем объеме до 10-20 минут.

Изучались основные приемы атаки бурятской борьбы: 1) связанные с захватами ног; 2) проводимые с помощью ног; 3) переводы; 4) броски.

После одного года занятий начинающие спортсмены приняли участие в квалификационных соревнованиях. Анализируя их, следует констатировать, что представители экспериментальной группы превзошли представителей контрольной по всем показателям активности и эффективности выполнения бросковых действий (табл. 3).

Таблица 3

Показатели выполнения бросковых действий (M±m) участниками эксперимента

Показатели Контр. группа Экспер. группа Достоверность

(25 боев) (32 боя) различий (Р)

Количество реальных 7,48 9,19

попыток выполнения бросков 0,13 0,15 <0,001

Количество успешных 3,65 5,99

(оцененных) бросков 0,09 0,08 <0,001

Количество выигранных 0,7 1,2

баллов за 1 реальную попытку 0,08 0,1 <0,001

Таким образом, проведенный эксперимент показал принципиальную возможность и высокую эффективность обучения бросковой технике бойцов ушу-саньда на основе использования элементов бурятской борьбы «Бухэ барилдаан».

Сагалеев Андрей Сергеевич, канд. педагогических наук, доцент кафедры теории физической культуры, Бурятский государственный университет.

Sagaleyev Andrey Sergeevich, cand. of pedagogical sci., reader of department of theory physical culture, Buryat State University.

Гармаев Василий Буянтуевич, канд. педагогических наук, ст. преподаватель кафедры спортивных дисциплин БГУ.

Garmaev VasiliBuyantuevich, cand. of pedagogical sci., senior teacher of department of sport's kinds, Buryat State University.

Россия, Улан-Удэ, ул. Смолина 24 а, тел. 21-69-89, E-mail: [email protected] [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.