Научная статья на тему 'Обучение безопасности труда в образовательных организациях'

Обучение безопасности труда в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / СТАЖИРОВКА / TRAINING / ИНСТРУКТАЖ / INSTRUCTION / ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ / EXAMINATION / ПРОГРАММА БУЧЕНИЯ / PROGRAM / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EMPLOYMENT / STUDY / BUCHAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрягин Владимир Александрович

В работе рассматриваются основные виды и формы обучения по безопасности труда в образовательной организации. Автор рассматривает обучение безопасности труда, как постоянный процесс, который сопровождает работающего человека всю его трудовую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of occupational safety in educational institutions

The paper discusses the main types and forms of training in occupational safety in the educational organization. The author considers training of safety, as a permanent process that accompanies the working man his entire career.

Текст научной работы на тему «Обучение безопасности труда в образовательных организациях»

5. Казаева, Е.А. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя [Текст] : монография / Е.А. Казаева. - М., 2010. - 440 с.

6. Прекрасная-Загребельная, В.Ю. Исследовательские компетенции современного школьника и пути их формирования [Электронный ресурс] // Молодой ученый : науч. журн. - Режим доступа: moluch.ru.

7. Торохтий, В.С. Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] // Гражданином быть обязан! : метод. портал. - 2009-2010. - Режим доступа: http://www.smolpedagog. ru/article%2026. html.

УДК 37.088

В. А. Дрягин, г. Шадринск

Обучение безопасности труда в образовательных организациях

В работе рассматриваются основные виды и формы обучения по безопасности труда в образовательной организации. Автор рассматривает обучение безопасности труда, как постоянный процесс, который сопровождает работающего человека всю его трудовую деятельность.

Обучение, инструктаж, стажировка, проверка знаний, программа бучения, трудовая деятельность.

V.A. Dryagin, Shadrinsk

Training of occupational safety in educational institutions

The paper discusses the main types and forms of training in occupational safety in the educational organization. The author considers training of safety, as a permanent process that accompanies the working man his entire career.

Keywords: Training, instruction, study, examination, program, Buchan, employment.

Совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года N 1/29 определено, что «порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей» [1]. Последнее изменение в данный нормативный акт внесено 30 ноября 2016 года.

В соответствии с постановлением образовательная организация имеет право дополнительно устанавливать свои правила, если они не противоречат требованиям данного документа. Независимо от занимаемых должностей обучение должны проходить все работники, включая ее руководителя, и именно он несет за это ответственность, а не специалист по охране труда.

Трудовой кодекс определяет, что при численности работников в 50 человек и более в организации назначается освобожденный специалист по охране труда. В больших организациях могут создаваться структурные подразделения по охране труда. Расчет

численности работников определяется в соответствии с межотраслевыми правилами и приказом министерства образования и науки. Большинство руководителей образовательных организаций довольствуются назначением одного специалиста по охране труда, не принимая во внимание общее количество работающих и обучающихся. В такой ситуации проводить качественное обучение безопасности труда затруднительно.

При совмещении профессий работниками обучение проводится по обеим профессиям. Необходимо учитывать состояние здоровья по совмещаемой профессии. Иногда требуется дополнительное обследование врачами - специалистами, которые не принимали участие при осмотре по основной профессии. Как правило, это не делается, что является грубым нарушением законодательства в области охраны труда.

Обучение безопасности труда включает в себя проведение инструктажей, проведение индивидуальной стажировки на рабочем месте, проверку знаний, специального обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, специального обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим. Для отдельных лиц, которые участвуют в управлении охраной труда, проводится отдельный курс обучения с итоговой проверкой знаний.

Учащиеся и студенты знакомятся с правилами безопасности в процессе учебы, а также во время изучения учебных дисциплин. Обучение безопасности труда проводится в виде инструктажей перед началом любой учебной деятельности, включая работу за оборудованием учебных классов, экскурсии, спортивные занятия, внешкольную и внеклассную работу и т.д.

Обучение работников проводится по категориям. Работники подразделяются на руководителей, специалистов, работников рабочих профессий и на младший обслуживающий персонал. Целесообразно включить младший обслуживающий персонал, в зависимости от профессии, в группу специалистов или работников рабочих профессий.

Порядок обучения устанавливает, что «Работодатель обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. Он обязан обеспечить обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов» [1].

В каком виде проводить обучение и с какой периодичностью определяет руководитель образовательной организации. В программу обучения необходимо включить теоретические и практические вопросы. Для работников рабочих профессий периодичность обучения, как правило, один раз в год. Для них с такой же периодичность проводится обучение оказанию первой помощи пострадавшим. Обучение руководителей и специалистов проводится не реже одного раза в три года. Возникают проблемы с обучением оказанию первой помощи, из-за отсутствия в большинстве образовательных организаций лиц, имеющих законное право на ведение такой деятельности.

Обучение и проверка знаний проходит в самой организации, если она имеет комиссию по проверке знаний требований по охране труда. Члены комиссии обязаны пройти обучение в обучающей организации, имеющей лицензию на этот вид деятельности. Здесь же обучаются преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», а также те, кто организует и проводит производственную практику студентов, организует руководство и проведение работ на рабочих местах.

Процесс обучения может включать в себя лекции, семинары, самостоятельное изучение программ. Программа рассчитана на 40 часов обучения, а для работников рабочих профессий на 20 часов. Обучение руководителей и специалистов проводят преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность жизнедеятельности», а также опытные и квалифицированные работники службы охраны труда. Привлечение преподавателей не желательно, так как связано с учетом графика их занятий, с дополнительным оформлением договоров. В целом это не входит в круг их обязанностей. Работники службы охраны труда, перед тем как проводить обучение по охране труда должны пройти специальное повышение квалификации, с периодичностью не реже одного раза в 5 лет. Проверку знаний и практических навыков работников рабочих профессий проводит непосредственный руководитель работ в объеме инструкций по охране труда.

По результатам поверки оформляется протокол, а работнику выдается удостоверение. Лица не прошедшие проверку к самостоятельной работе не допускаются, а руководители и специалисты отстраняются от исполнения должностных обязанностей. Они проверяются повторно в срок не позднее одного месяца. При поверке возникают трудности связанные с особенностями режима работы работников рабочих профессий.

Все работники не связанные с обслуживанием электрооборудования, но у которых возникает вероятность поражения электрическим током в результате исполнения ими своих трудовых обязанностей, дополнительно обязаны пройти обучение по безопасности труда во время работы с электрооборудованием. При этом им присваивается первая группа по электробезопасности для неэлектротехнического персонала. Результаты обучения записываются в специальный журнал, при этом удостоверение не выдается. Обучение может проводить работник из числа электротехнического персонала, имеющий группу по электробезопасности не ниже третьей. Обучение проводит лицо ответственное за электрохозяйство. Перечень профессий и должностей утверждает руководитель образовательной организации. Обучение элекротехнического персонала проводится в специализированной организации. Получение, подтверждение или повышение группы по электробезопасности осуществляется 1 раз в год.

Планируемое обучение по охране труда не означает отмены проведения инструктажей, которые являются элементом обучения. Различают следующие виды инструктажей по охране труда: вводный, первичный и повторный инструктаж на рабочем месте, внеплановый инструктаж, целевой инструктаж. Лица, проводящие инструктаж обязаны пройти соответствующее обучение.

На каждый вид инструктажа разрабатывается программа, учитывающая характер производственной деятельности. Она в обязательном порядке должна содержать безопасные методы и приемы выполнения работ и порядок оказания первой помощи пострадавшим. Программа утверждается руководителем образовательной организации. Инструктаж заканчивается устной проверкой полученных знаний. Можно использовать тесты. Факт проведения фиксируется в соответствующих журналах с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего, а в некоторых случаях в нарядах-допусках или нарядах на производство работ.

В постановлении Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года N 1/29 говорится, что «Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица,

участвующие в производственной деятельности организации, проходят в установленном порядке вводный инструктаж, который проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности» [1].

Во время проведения вводного инструктажа работник дополнительно знакомится с правилами обработки персональных данных и ответственностью за их разглашение. При приеме на работу он дает свое письменное согласие на обработку своих персональных данных и использование его фотографии, подписывает обязательства о неразглашении персональных данных сотрудников, которые стали ему известны в процессе трудовой деятельности.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводит руководитель структурного подразделения или непосредственный руководитель работ до начала самостоятельной работы инструктируемого работника. Часть лиц может быть освобождена от инструктажа. Перечень должностей и профессий, освобожденных от инструктажа, утверждается руководителем организации.

Повторный инструктаж на рабочем месте, проводится аналогично первичному инструктажу, не реже одного раза в 6 месяцев. Основной целью является закрепление полученных знаний и навыков.

Внеплановый инструктаж проводится также аналогично первичному инструктажу на рабочем месте обычно при введении в действие новых инструкций по охране труда, при замене оборудования, при авариях и несчастных случаях, при перерывах в работе более двух месяцев, а при работе с вредными или опасными условиями труда более 30 календарных дней.

Целевой инструктаж проводится перед выполнением работ с повышенной опасностью, разовых работ не связанных с обязанности по профессии, при ликвидации последствий аварий, а так же при проведении массовых мероприятий на территории образовательной организации или с выходом за ее пределы.

Порядок обучения требует от работодателя обеспечить «обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов» [1]. Рабочие места с вредными или опасными условиями труда определяются по результатам проведения специальной оценки условий труда. Содержание, продолжительность и необходимость проведения стажировки определяет руководитель структурного подразделения, в котором будет работать человек. Обычно сроки стажировки для работников рабочих профессий составляют от трех до 19 рабочих смен.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004-2015 рекомендует обучать охране труда в форме индивидуальной стажировке на рабочем месте также руководителей и специалистов [2]. Срок стажировки определяется руководителем организации от двух недель до одного месяца. Проблемы возникают с порядком оплаты труда лиц находящихся на стажировке и не допущенных к самостоятельной работе.

Для всех видов стажировки разрабатываются соответствующие программы. Подведение итогов стажировки проводится для работников рабочих профессий в квалификационных комиссиях, а для руководителей и специалистов в аттестационных комиссиях образовательной организации или ее структурных подразделениях. При положительных итогах стажировки издается приказ руководителя организации или распоряжение руководителя структурного подразделения о допуске к самостоятельной

работе. При отрицательных итогах необходимо пройти повторную проверку. При повторном получении неудовлетворительной оценке решается вопрос о соответствии занимаемой должности.

Проверка знаний требований охраны труда может проводиться в плановом порядке (для руководителей и специалистов один раз в три года, а для работников рабочих профессий один раз в год) или по мере необходимости. Правила подготовки и оформление результатов проверки аналогичны правилам подготовки при приеме на работу.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ осуществляется при проведении целевого инструктажа, индивидуальной стажировки на рабочем месте, обучения профессии, обучения в виде специального курса. При слабой учебно-материальной базе или при ее отсутствии обучение может проводиться на рабочих местах. Если к работе предъявляются повышенные требования безопасности, то такое обучение должно заканчиваться экзаменом.

Обучение приемам оказания первой помощи может проводиться при проведении инструктажей или в виде специального курсового обучения. Для лиц работающих в опасных и (или) вредных условиях труда обучение должно быть в виде курсового обучения.

Специалисты по охране труда проходят обучение в течение 6 месяцев после поступления на работу в форме отдельного курса обучения в организациях профессионального образования. Лица, работающие в сфере охраны труда на общественных началах (члены комиссий и т. д.) могут проходить обучение в самой организации, а вот высшее руководство и основные специалисты только в обучающих организациях. Программу обучения в виде специального курса разрабатывает сама организация проводящая обучение.

Обучение может быть организовано с полным отрывом от работы, без отрыва, а также с частичным отрывом от работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний, требований охраны труда работников организаций [Электронный ресурс] : утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29. - Доступ с сайта информ.-прав. портала «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://base.garant.ru/185522/#text#ixzz4WwLPV0AZ. - 27.01.2017.

2. ГОСТ 12.0.004-2015. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения [Электронный ресурс] // Российский архив государственных стандартов : [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.rags.ru/gosts/gost/62067/. - 01.02.2017.

УДК 371.382

Т. А. Оболдина г. Шадринск

Учебная деловая игра как средство гуманизации образования

В статье рассматривается учебная деловая игра как одно из эффективных средств гуманизации образования в условиях реализации ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.